Организация и технология бизнес обучения

К руководителю сегодня предъявляется много новых требований: нужно действовать «осознанно», обладать развитым эмоциональным интеллектом и хорошо разбираться в новой этике. Бизнес-образование тоже меняется: программы MBA предлагают не разрозненный набор навыков, а целостную картину мира.

4432 просмотров

О подготовке новых лидеров и главных образовательных трендах в реалиях 2021-го поговорили участники онлайн-диалога Skillbox и Высшей школы менеджмента СПбГУ. Делимся главными инсайтами беседы.

Каким должно быть бизнес-образование?
Образование завтрашнего дня — это дидактика, а не технологии

Революцию в сфере образования произведет не искусственный интеллект или дополненная реальность, а приемы дидактики, то есть новые методы обучения, которые позволят эффективно и точечно доносить контент. Задача бизнес-школ (и любых учебных заведений в целом) — это построение нового образовательного трека, который станет эталоном на рынке. При этом технологии должны стать вспомогательным инструментом, а не самоцелью. VR-гарнитуры и машинное обучение могут принести пользу, но в бизнес-образовании зачастую лучше срабатывают “аналоговые” приемы, например, нетворкинг-сессии, коучинг и менторство.

Как каскадировать систему обучения Lean технологий на всех сотрудников компаний?

EdTech-индустрия давно занималась поиском новых форматов дидактики, но до пандемии эта проблема беспокоила только игроков рынка. Сегодня в процесс поиска решений включены все, в том числе непрофильные компании и даже государство.

«В академической среде сложилась атмосфера стартапа, а его участники пытаются изобрести новые форматы контента и способы его донесения. Фактически, мы работаем над образованием завтрашнего дня»

Ольга Дергунова, Заместитель президента-председателя правления Банка ВТБ, директор ВШМ СПбГУ

«Изменения сегодня происходит не в технологиях, а в требованиях, которые предъявляют человеку. Каким должен быть современный менеджер? Какие новые скиллы у него появятся после пандемии? В какой-то степени мы переживаем кризис, но это смысловой кризис»

Дмитрий Крутов, Генеральный директор Skillbox
Деление образования на офлайн и онлайн устарело — будущее за смешанными форматами

Еще недавно эксперты спорили, могут ли онлайн-программы MBA сравниться с офлайн-занятиями в кампусе, но сегодня такое разделение на категории отходит на второй план.

«Мне кажется, разделение на онлайн и офлайн уже не совсем актуально. Все программы смешанные и коммуникация введется во всех возможных форматах. Тут важно другое: логика программы, преподавательский и кураторский состав и, конечно, ценообразование, большие и глубокие программы не могут быть бесплатными»

Дмитрий Крутов, Генеральный директор Skillbox

Многие бизнес-школы комбинируют синхронные онлайн-занятия с офлайн-учебой в кампусе, а также выделяют время на самостоятельное изучение материала — такой гибридный формат называют blended learning. Это формирует единую учебную среду, в которой нет четкого разграничения между виртуальными и «живыми» занятиями, а студенты могут осваивать программу асинхронно, в комфортном ритме. Такой формат подходит современным лидерам, которые часто не могут посвятить несколько месяцев только занятиям и совмещают учебу с рабочими и семейными делами.

Как построить непрерывное обучение персонала в бизнес-организации

MBA-программы должны развивать визионерские качества и формировать цельную картину

Студенты бизнес-школ получают MBA не ради получения диплома или определенного скиллсета, а для развития визионерских качеств.

«Люди идут на MBA не за дополнительными навыками, а за тем, что принято называть holistic view («целостным видением»). Программа должна предлагать системный способ решения задач»

Ольга Дергунова, Заместитель президента-председателя правления Банка ВТБ, директор ВШМ СПбГУ

Часто после получения диплома выпускники меняют компанию, направление деятельности и даже индустрию. Но, в любом случае, их уровень дохода вырастает. С этим явлением связано понятие Opportunity Cost — поступая на MBA, студент платит не только за образовательный контент и доступ к экспертам, но и за новые возможности в будущем.

По мнению участников онлайн-диалога, на MBA изначально поступают люди с высоким уровнем осознанности — они по какой-то причине не удовлетворены текущей ситуацией и хотят добиться большего в карьере и в индустрии в целом. Главный вопрос, которым задаются студенты бизнес-школ: «Какого результата я хочу добиться через несколько лет?» И за достижение этого результата лидеры готовы платить не только деньгами, но и временем. Поэтому качественная программа MBA не может быть короткой.

Руководитель может сам понять, что ему пора меняться и переходить на новые уровень. Но существуют и стандартизированные методы оценки, например, чек-листы компетенций — они показывают, какие навыки потребуются лидеру для перехода на следующий этап развития. В процессе обучения нужно также отслеживать свои результаты — например, можно предложить студентам вести дневник личностного роста, в котором они будут фиксировать свой прогресс.

Читайте также:  Сбербанк бизнес онлайн как оформить кредит

Каким должен быть лидер изменений в 2020-е?
Лидеру нужен новый набор личностных навыков

В 2020-е мало разбираться в digital-индустрии, ориентироваться в трендах и применять новые технологии на практике. Для управления компанией в ближайшем будущем потребуется набор не только знаний и практических навыков, но и soft skills новой формации. Например, с переходом на удаленку возник запрос на навыки личностной эффективности и цифровой коммуникации.

«Созвоны в Skype существовали и раньше, но не было потребности проводить по 10 встреч в день. Некоторые команды работали удаленно и до пандемии, но о массовой командной работе в цифровой среде речи тогда не шло. Отсюда запрос на навыки работы с информацией, на построение новых коммуникаций»

Антон Степаненко, Партнер BCG Москва, основатель платформы социальных изменений ToDoGood

Еще один недооцененный навык современного лидера (да и любого сотрудника в целом) — это умение выстраивать баланс между работой и отдыхом. На удаленке людям сложно разграничивать рабочее и личное пространство, а границы рабочего дня стираются. Согласно опросу HeadHunter, половина россиян отмечает у себя симптомы выгорания — отсюда растущий спрос на вебинары по work-life balance.

«На эту проблему в России впервые обратили внимание всерьез, с ней стали считаться. Поэтому самые востребованные корпоративные курсы сегодня — это курсы по осознанности, антивыгоранию, управлению личным временем”

Ольга Дергунова, Заместитель президента-председателя правления Банка ВТБ, директор ВШМ СПбГУ
Эмпатия — недооцененное качество лидера

Две главные ценности топ-менеджера в 2020-е — это этика и эмпатия, а не достижение эффективности любой ценой. При этом российский бизнес слишком сфокусирован на фигуре лидера — от его воли и решений зависит все, а вступать с ним в дискуссию нежелательно. Но такой формат управления уходит в прошлое.

«Навыки общения, новая этика, эмпатия и эмоциональная связь сегодня особенно важны. Как научиться разговаривать с командой, как выстраивать связи в коллективе? Лидер должен стать гармонизатором, он должен подавать пример»

Дмитрий Крутов, Генеральный директор Skillbox

Бизнес-образование должно включать модули, которые помогали бы руководителю освоить новый тип управления. По словам Татьяны Гомзяковой, вице-президента и директора департамента подбора и развития персонала банка «Открытие», это в первую очередь коучинговый метод (executive coaching). Глава компании занимает позицию коуча и наставника, он учится договариваться, слушать и слышать, решать конфликты — в том числе в цифровой среде, когда команда работает удаленно.

Лидер не только координирует команду, но и становится инициатором новых процессов — так, цифровизация всегда проходит по принципу «сверху-вниз», а запускает процесс именно топ-менеджер. Нужно обладать определенной смелостью и решительностью, чтобы инициировать изменения и брать на себя ответственность. Поэтому эксперты рекомендуют включать в программы MBA трек по лидерству и личностному развитию.

Спикеры подвели итог и предложили несколько лайфхаков, которые пригодятся при выборе программы MBA:

  • Комбинируйте классическое образование с MBA, но учитывайте специфику индустрии. Условно, инженеру по работе с big data важно получить профильное IT-образование, но не обязательно получать MBA. Но если он хочет в будущем перейти на позицию CDO (Chief Data Officer), то степень по деловому администрированию ему пригодится.
  • MBA всегда подкрепляется бизнес-опытом и бизнес-средой, поэтому оптимальный возраст абитуриента — 25-35 лет, для Executive MBA — 35+. Конечно, эти рамки условны, но зачастую именно в этом возрасте у человека есть достаточный опыт в управлении проектами.
  • Работодатели в крупных корпорациях по-разному оценивают значение степени MBA. Для многих это маркер эффективного менеджера и перспективного лидера. Но есть и более оригинальные точки зрения. Леонид Черный, директор по управлению данными компании «МегаФон», считает, что наличие MBA доказывает, что человек умеет последовательно проходить испытания и системно получать знания. А это говорит о его потенциале.
  • Если вам легко учиться на MBA, то, вероятно, с программой что-то не так. Обучение должно требовать усилий — в этом случае вы будете больше ценить свои достижения.
  • Нетворкинг — это недооцененный компонент любой программы бизнес-школы. Общайтесь с коммьюнити, оценивайте сообщество, которое формируется вокруг курса — если среди них есть единомышленники, программа наверняка вам подойдет.
  • MBA — это всегда социальный лифт, поэтому вы должны четко понимать, куда приведет вас обучение и на какую новую ступень вы сможете подняться. При этом вы участвуете в ценностном обмене — инвестируя в образование, вы вкладываете в свой профессиональный и личностный рост в долгосрочной перспективе. Полноценных бесплатных программ MBA не бывает, а хорошие стоят денег. В среднем цены стартуют от $60 тыс. (около 4,4 млн рублей) за границей и от 1 млн рублей в России.
Читайте также:  Интересные бизнес факты Россия

3 комментария

нельзя не согласиться, баланс жизнь-работа страдает, особенно в свете затянувшейся удаленки)

Развернуть ветку

гибридное обучение и эффективно, и удобно — факт

Развернуть ветку

Про важность образования в современной жизни спорить не приходится, но всё равно довольно популярен стереотип, что отличники часто зарабатывают мало, а вот троечники становятся успешными предпринимателями. Правда ли это? В 5 серии документального сериала “Новые русские” как раз про образование. Посмотреть можно на официальном канале: https://youtu.be/ZeSpAH4dqbo

В начале серии показано видео супруги Антона Никонорова. Просмотр таких видео уже становится небольшой традицией. Хотя Антон не проявляет открыто каких-то сильных эмоций, а больше держит всё в себе, заметно, что для него это действительно важно. В целом, такие очень трогательные кадры позволяют задуматься над своими действиями, в том числе, и зрителю. Получается своеобразная небольшая мотивация двигаться дальше.

Каждую серию героев ждёт испытание. В этот раз режиссёры решили совместить его со встречей со звёздным наставником. И здесь сразу чувствуется подтекст о балансе во всём. Он, кстати, появляется и в самом начале серии, когда Антона Никонорова спрашивают, семья или бизнес для него важнее. Только тогда это пока ещё не очевидно.

Мне интересно было, как участники будут справляться с испытанием, ведь понятно, что для многих оно явно будет тяжёлым.

В качестве звёздного наставника в 5 серии мы видим Ксению Разуваеву, российского государственного политического деятеля и руководителя Федерального агентства по делам молодёжи. Она производит впечатление умной успешной девушки, которая много делает для людей, особенно для социальной сферы.

Вот как очень точно описывает общение с ней Роман Смольков: “В нашем понимании чиновники, министры сидят и к ним не подойти, здесь же всё открыто, живо…”. Для меня кадры с Ксенией Разуваевой показались очень полезными хотя бы потому, что зрителям, запускающим какие-то социальные стартапы, станет понятно, куда обращаться для получения гранта на развитие своего дела.

Остальные, скорей всего, ничего важного для себя не вынесут. Заметно, что Ксения много говорит сама, ведь участники проекта задают ей крайне мало вопросов. И все диалоги больше похожи на приятельскую встречу. Это можно было бы сгладить, если бы герои готовились к подобным встречам и продумывали вопросы заранее. Так делают пока явно не все.

А вот в общении с профильными менторами начинающие стартаперы вели себя уже поактивнее. Самым запоминающимся кажется разговор Ирины Киляковой с её ментором Павлом Анисимовым. Павел является ведущим трекером ФРИИ, и с его стороны проявляется действительно огромная заинтересованность. Заметно, что он не просто что-то говорит, а для него важно дать реальную ценность.

В диалоге он упоминает, что даже рекомендовал рассказать про проект Ирины в фонды Гонконга и Англии. Это очень необычно, ведь она об этом даже не просила, значит Павел проявил инициативу. На встрече Ирина задавала очень точные вопросы, поэтому беседа получилась весьма продуктивной.

Видно, что все менторы тщательно подобраны, у всех большой опыт работы в своей сфере. Среди них также Даниил Козлов (партнёр и директор по развитию бизнеса Global Venture Alliance), Екатерина Петрова (директор корпоративного акселератора GenerationS от РБК), Наталья Мигидей (управляющий директор SberX, руководитель стартап-экосистемы Сбера) и Дмитрий Кулиш (профессор Центра инноваций и предпринимательства Сколтеха).

В диалогах с менторами заметно, что герои проекта “Новые русские” максимально погружены в тему. Они обсуждают много важных вопросов, но самое главное, для зрителя теперь стало доступно объяснено, что такое акселератор и для чего он нужен. Я всё думала, что эту тему опустят и придётся самостоятельно в ней разбираться, но нет. Так что режиссёры здесь, конечно, молодцы.

Для тех, кто развивает свой стартап, только начинает или хочет начать, серия покажется действительно важной, ведь там затрагиваются такие вопросы, в которых самостоятельный поиск не всегда поможет, просто потому что не знаешь, что именно искать. По объёму информации 5 серия, наверное, несколько меньше, чем предыдущие, но из просмотра явно можно вынести для себя несколько инсайтов, которые помогут понять, куда вообще двигаться дальше.

Читайте также:  Можно ли вести бизнес в одиночку

В этой серии, наконец, участники делятся промежуточными результатами своих стартапов. Надеюсь, постепенно в сериале мы будем видеть больше практики. Мне интересно, как герои проекта «Новые русские» будут дальше внедрять полученные знания в свои стартапы. Поэтому буду ждать новые серии!

Источник: vc.ru

Этапы построения Системы корпоративного обучения

В предыдущей статье мы разобрались с основными понятиями, что такое система корпоративного обучения (далее СКО) или корпоративный университет, в каких случаях его разработка необходима и какие минимальные условия должны быть в компании для ее реализации.

В этой статье я хочу рассказать какие существуют этапы построения системы и с чего стоит начинать.

«Зачем делить на этапы? Просто составляем обучающие программы и обучаем» — говорили мне в прошлых компаниях, не понимая, что на самом деле создание системы корпоративного обучения очень объёмная, трудоемкая и сложная работа. И действительно, порой реально страшно браться за такой сложный проект, особенно, когда не знаешь с какой стороны подступиться…

Чтобы утихомирить свой страх – надо снижать уровень опасности.

Как это сделать? Самое простое – это разбить всю работу на этапы/шаги и делать все поступательно. Нет необходимости объять необъятное и делать все и сразу – это нереально!

Важный момент : каждый этап должен иметь определенные сроки, цели и ресурсы. После прохождения каждого шага настоятельно рекомендую согласовывать получившийся результат со своим руководством и руководителем компании, и проверять: соответствует ли получившийся результат целям и ценностям компании. Проще подредактировать один этап здесь и сейчас, чем в последствии переделывать всю работу (был опыт – не понравилось:)).

Проштудировав море литературы, просмотрев различные вариации (к слову, во многих источниках определенные шаги/этапы дублируются, или одно и тоже называют разными словами), я вывела следующие этапы:

Рис.1 Этапы построения Системы корпоративного обучения

Сегодня мы рассмотрим их вкратце.

Я опишу, что включается в каждый этап и какие ставятся цели. Также, в конце, приведу пример, с чего мы начали в нашей компании и как прошли первый этап.

Итак, переходим к делу.

Шаг 1. Постановка целей и первичный аудит

Цель : Выявить текущую ситуацию в компании по обучению и сформировать список целей, для чего разрабатываем СКО.

Говоря простым языком – понять, что есть сейчас (текущая исходная точка) и решить, куда нужно в итоге прийти.

В этот этап включено 3 основных момента:

1. Описание миссии, ценностей и основных бизнес-процессов; осознание того, какие типы задач стоят перед компанией, какой стратегический план развития .

СКО имеет смысл создавать в той компании, где определена общая стратегия развития бизнеса, все сотрудники знают цели, отлажены и формализованы управленческие связи и коммуникации, бюрократизировано делопроизводство…

Если же компания находится на стадии становления и только формирует свою стратегию развития, СКО пока ей не нужен, это преждевременный проект. В такой компании более эффективны краткосрочные обучающие мероприятия (например, точечные тренинги),

2. Первичный аудит , необходим, чтобы получить комплексное представление о реализованных в компании процессах, связанных с обучением и развитием персонала. Например, в нашей компании мы имеем разрозненные точечные обучения, нет формирования кадрового резерва, нет конкретного плана обучения новых сотрудников и «порога вхождения» (минимальных требований) в компанию.

Как провести первичный аудит? Мы проводили опрос персонала о проблемных зонах, собирали информацию по подразделениям, анализировали причины увольнения сотрудников, причины выбора нас среди других компаний при трудоустройстве и пр. Также анализировали, какая информация содержится в «Базе знаний», удобно ли ей пользоваться, как часто обновляется…

3. Постановка целей создания СКО, прорисовка общих схем .

Очень важно связать стратегию обучения с целями бизнеса/организации. В дальнейшем нам будет необходимо выявить конкретные знания, умения, компетенции, которые понадобятся работникам для достижения стоящих перед компанией задач и целей.

Важный момент : на этом этапе вам не нужно иметь конкретное представление о том, каким именно будет обучение, какие именно будут программы обучения!

Источник: dzen.ru

Организация и технология бизнес обучения

Современные технологии
корпоративного обучения
Как выбрать обучающие программы и не прогадать

Александр Чистяков
Директор по развитию
ТренингСпэйса и ОБЛАКО Груп

Сегодня у нас в гостях Александр Чистяков — директор по развитию ТренингСпэйса и ОБЛАКО Груп, эксперт, который уже 10 лет помогает компаниям найти общий язык с EdTech- и HRTech-продуктами.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин