Организация малого бизнеса в торговле проблемы и перспективы

В последние несколько лет, по крайней мере, российское малое предпринимательство остановилось на «точке замерзания» — 875,5 тыс. малых предприятии (МП) и 3,5-4 млн. индивидуальных предпринимателей. Это свидетельствует о том, что данный сектор экономики столкнулся с рядом серьезных проблем, решение которых будет способствовать не только дальнейшему развитию малого бизнеса, но и совершенствованию его структуры.

Резкое ухудшение финансового положения малых предприятий, возникшие трудности с доступом к кредитно-финансовым ресурсам связаны в первую очередь с экономическим кризисом. Продолжился уход с легального рынка большого числа малых предприятии и индивидуальных предпринимателей, ужесточились административно-бюрократические барьеры, усилился налоговый пресс, был введен весьма противоречивый единый налог на вмененный доход.

По вкладу малого бизнеса в ВВП (около 20%) Россия отстает не только от развитых стран (50-60%), но и от многих стран Восточной и Центральной Европы. Но в российских регионах-лидерах (Москва, Санкт-Петербург и др.) вклад малого бизнеса в ВВП составляет более 20-25%. Следовательно, есть реальные возможности уже в ближайшие годы обеспечить благоприятные условия для роста числа субъектов малого предпринимательства. Речь идет в первую очередь об успешной реализации Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства. Но для этого необходимо: формирование пакета законов и соответствующей нормативно правовой документации; совершенствование налогообложения; интенсивные институциональные преобразования с целью преодоления административно-бюрократических барьеров на пути становления новых малых предприятий, развитие государственной поддержки малого предпринимательства.

Современное состояние России отличается сложным характером. Средняя численность занятых на малых предприятиях по итогам 2010 г. составила 9,1 млн. человек. Общее число занятых в малом бизнесе к началу 2011 г. оценивается в 11,9 млн. человек, или около 16,7% от экономически активного населения, что в 3 — 4 раза ниже уровня западноевропейских стран. Вклад малых предприятий в валовой внутренний продукт России не превышает 15 — 17%.Власов В.С. проблемы развития малого предпринимательства в России. М., С. 45

Для характеристики малого предпринимательства важное значение имеет отраслевая направленность малых предприятий, свидетельствующая о включенности их в воспроизводственный процесс страны; степень влияния на темпы роста и динамику структурных сдвигов; участие в решении социальных проблем и т.д.

Основная масса малых предприятий действует в сфере торговли и общественного питания, т.е. сегодня торговля и общественное питание определяющая сфера интересов малого бизнеса. По данным на 2010 г. по предприятиям торговли и общественного питания, объем произведенной ими продукции в 1,7 раза, а общая численность занятых в 1,3 раза меньше их доли в общем количестве малых предприятий [3, С.10].

Торговля и общественное питание — достаточно традиционная отрасль для малых форм хозяйствования. Не требующая больших стартовых затрат, обеспечивающая быструю отдачу от вложений, она стала довольно привлекательной для малого предпринимательства и бурно развивающейся на этапе его становления, хотя в последние годы темпы роста основных показателей замедлились, что говорит о насыщении рынка по этому виду деятельности.

Иная картина складывается в строительстве и промышленности. К 2010г. общее количество предприятий строительного и промышленного профиля примерно в 3 раза уступает предприятиям торговли и общественного питания, тогда как по числу занятых их отставание в 2 раза меньше, а по доле в общем объеме произведенной продукции они практически не уступают. Экономический и социальный эффект на одно предприятие в строительстве и промышленности соответственно в 3 и 1,5 раза выше, чем в торговле и общественном питании [3, С.10].

Несмотря на достаточно высокую производительность труда на строительных малых предприятиях в 2010г., динамика основных показателей деятельности малых предприятий в этой отрасли имеет отрицательную тенденцию. В течение 2010г. число строительных малых предприятий снизилось на 6,7%, а численность занятых — на 4%.

По сравнению с 2009г. в 2010 г. сокращение сектора малых предприятий, как по числу хозяйствующих субъектов, так и по количеству работников отмечено также в промышленности (число предприятий и занятность сократились на 1,5%), на предприятиях транспорта и связи сократились число предприятий на 10,1%, занятность — на 4,9%, в образовании сократились соответственно на 15,4% и 19,3%, в науке и научном обслуживании сократились соответственно на 16,7% и 7,6%. Отчасти это связано с процессом перерегистрации малых предприятий в предпринимателей без образования юридического лица, неблагоприятными инвестиционным климатом в отношении долгосрочных кредитных ресурсов, наиболее востребованных в этих сферах, а также с возникшим экономическим кризисом.

Возрастает роль малых предприятий, выпускающих наукоемкую продукцию — они наращивают научно-технический и производственно-экономический потенциал. В радиоэлектронике и приборостроении более 35% малых предприятий связаны с разработкой и внедрением новой продукции и технологий.

Деятельность малого бизнеса в сфере услуг значительно активнее и разнообразнее. Объем платных услуг населению на 1/3 формируется за счет услуг, оказываемых индивидуальными предпринимателями.

Три названные выше отрасли определяют «лицо» российского малого бизнеса. На них приходиться 3/4 числа всех предприятий, 3/4 всего объема производимой ими продукции и 3/4 всех занятых в этой сфере.

Инновационные и консалтинговые фирмы, способные быстро развиваться и давать импульс всему малому бизнесу, можно рассматривать как второй центр роста этого хозяйства. Перспективы малого бизнеса в научной и инновационной сфере — острый и противоречивый предмет. В России существует высокий научно-технический потенциал, заключенный в кадровом составе различных научно-исследовательских институтов, в высоком уровне технического образования. Однако этот потенциал долгое время не был востребован ни государством, ни частным бизнесом. Поэтому инновационный бизнес — новинка для российского рынка, но он существует и развивается преимущественно в малых формах.

Рост числа новых малых предприятий, увеличение объемов выпуска продукции, продаж и оказания услуг действующими малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица зависят от нескольких условий.

Первое условие связано с формированием благоприятного инвестиционного климата. Для этого необходима реализация в регионах и муниципалитетах принятых Государственной думой законов о дебюрократизации. Величина вклада в ВВП большей части малых предприятий должна возрасти, по экспертным оценкам, на 3-5%, их объем инвестиций в основные фонды — примерно на 8-10%, улучшится положение с оборотными средствами и т.д.

Второе условие — необходимость скорейшего и резкого уменьшения налоговой нагрузки, прежде всего для начинающих предпринимателей, В этих целях надо применять кардинальные меры — вплоть до введения налоговых каникул на первые два (адаптационных) года работы для новых малых предприятий, а также для социального малого предпринимательства медицинских центров, учебных заведений, библиотек и т п.

Третье условие — необходимость концентрации финансовых средств, поступающих на поддержку малых предприятий из федерального и региональных бюджетов, средств Федерального фонда поддержки малого предпринимательства и внебюджетных источников на таких приоритетных направлениях, как:

Ш создание системы гарантий (поручительств), что позволит коммерческим банкам активнее включаться в процесс кредитования начинающих и закрепившихся предпринимателей;

Ш увеличение объемов микрофинансирования и микрокредитования, что в 2-3 раза расширит сферу целевой финансовой поддержки начинающих предпринимателей;

Ш эффективное использование возможностей финансового лизинга и франчайзинга как гибких финансовых технологий и одновременно конструктивных способов ведения предпринимательской деятельности, сочетающих интересы крупного и малого бизнеса;

Ш создание современных элементов инфраструктуры бизнес-инкубаторов, научных и инновационных парков.

Четвертое условие — налаживание межведомственной координации и установление контроля в сфере малого предпринимательства на федеральном уровне за реализацией решений президента РФ.

Пятое условие — активизация потребительского спроса и постепенное преодоление доминирующего консервативного типа потребительского поведения. Низкий уровень спроса не способствует обновлению ассортимента товаров и услуг, освоению новых технологий в производстве и торговле.

Для стабильной работы малых и средних предприятий в условиях глобализации с учетом международного опыта целесообразно, чтобы Минэкономразвития РФ, МАП РФ совместно с Торгово-промышленой палатой РФ, Российским агентством малых предприятий обеспечили условия для создания оперативно действующей справочно-информационной системы о положении дел в России и в других странах СНГ. Это возможно сделать на базе действующих информационных систем типа СИОРА [5, С.46]. Малые предприятия сталкиваются с большими трудностями при осуществлении инвестиционного проектирования и проведении оценок инвестиционных рисков. Для этого они должны знать конъюнктуру рынков, ожидаемый уровень инфляции, степень конкуренции, свободные рыночные ниши и т.п.

Источник: studbooks.net

Развитие малого бизнеса в сфере торговли , проблемы и перспективы

Предпринимательство вообще и малый бизнес в частности известны со времён появления торговли и её проявления в виде различных промыслов. Широкое развитие предпринимательства приходится на 60е-70е годы 19 века, а в начале 20 века оно приобретает массовый характер. После революции 1917 г. предпринимательство как таковое перестаёт существовать.

Читайте также:  Интегрированные формы бизнеса это

Возрождение отечественного предпринимательства приходится на 1991 г., с вступления в силу Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Малый бизнес наряду с крупными предпринимательскими структурами и государственным сектором составляет единое целое.

Нельзя недооценивать значения малого бизнеса и его роли в становлении и развитии экономики, в удовлетворении и обеспечении населения необходимыми товарами и услугами, особенно в условиях рыночных методов хозяйствования. Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Создание и развитие сектора малого предпринимательства способно обеспечить здоровую конкуренцию, решить проблему занятости населения и способствовать переходу всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на многочисленные проблемы, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные и научно-технические проблемы.

Следовательно, можно утверждать, что при увеличении доли малых предприятий, улучшении инфраструктуры и государственной поддержке, малое предпринимательство является важным фактором в решении экономических, социальных и других задач.

1. Малый бизнес в сфере торговли. Роль. Особенности. Формы.

1.1. Предпринимательство.

Для того чтобы говорить о малом предпринимательстве, надо ясно представлять себе его сущность. Обратимся к трактовке понятия «предпринимательство» в рамках Гражданского кодекса РФ, части 1, образующей юридическую базу предпринимательства России. В соответствии с п. 1 ст.

2 Гражданского кодекса РФ к предпринимательской относится «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном порядке». Предпринимательство — это производство, преимущественно рыночного типа (товарное производство), осуществляемое собственником условий производства в целях извлечения личного дохода (прибыли).

В научных работах различного плана под малым предпринимательством понимаются предприятия, находящиеся под управлением одного собственника, а также деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц. Важное место в цивилизованной рыночной экономике занимает предпринимательство в сфере торговли – коммерция.

Этот вид предпринимательства является наиболее привлекательным с точки зрения предпринимателя, не обладающего значительным капиталом, и не рассчитывающего на привлечение крупных инвестиций. Причина этому то, что создание коммерческого предприятия требует значительно меньших средств, чем, например, создание промышленного предприятия, а также тот факт, что в торговле можно быстрее получить отдачу, то есть срок окупаемости торгового предприятия гораздо меньше, чем в других видах предпринимательской деятельности.

Торговля и коммерческое дело тесно взаимосвязаны. Стратегия коммерции должна быть направлена на доведение товаров до потребителей, сопровождаемое коммерческими действиями и операциями, тактика которых заключается в снижении текущих затрат.

Любая деятельность, в том числе и коммерческая, имеет определённую направленность и организуется для достижения поставленных целей, которые можно назвать целями функционирования. Являясь атрибутом рынка, коммерция формируется на его принципах, которые служат непременным условием её развития. Рынок выступает как система экономических отношений между продавцами и покупателями, основой которых является купля-продажа товаров, то есть коммерческая деятельность. Её цель – увеличение доходов в торговле при условии удовлетворения спроса покупателей.

1.2. Роль малого бизнеса в экономике.

С уверенностью можно сказать, что малый бизнес — это важный элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Он во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, формируя его 40-50 процентов.

Но дело не только в количественных показателях — этот сектор по своей сути является одним из элементов рыночной инфраструктуры. Высокий уровень развития малого предпринимательства выступает необходимым слагаемым современной модели рыночно — конкурентного хозяйства. Если прежняя экономическая система в России делала отчетливый акцент на развитие крупных и даже гигантских предприятий, то в настоящее время преодоление чрезмерной концентрации производства и капитала, разукрупнение структуры экономики выступает одной из важнейших составляющих процесса приватизации, всей экономической реформы в целом. Опыт мирового развития показывает, что в условиях экономического кризиса политика, ориентированная на оказание помощи и содействие развитию малого предпринимательства, дает ощутимые результаты в достижении сбалансированного экономического роста.

Малое предпринимательство – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями, критериях (показателях), концентрирующих сущность этого понятия. Малый бизнес — это один из элементов системы экономических отношений индустриальной экономики рыночного типа, обеспечивающий ее инновационную активность и поддержание конкурентной среды.

Малое предпринимательство создает естественную социальную опору общественному устройству, организованному на началах рынка, а также формирует новый социальный слой предпринимателей. Оно во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, формируя 40-50% ВНП. Существуют количественные и качественные показатели, по которым предприятия относят именно к малым формам бизнеса. В настоящее время в экономической статистике нашей страны размерность предприятий принято определять тремя основными количественными признаками: численностью производственного персонала, объемом валовой продукции и величиной основных производственных фондов. Согласно Закону РФ № 88-ФЗ от 14 июня 1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», установлено, что предельный уровень численности персонала по отраслям составляет:

— в оптовой торговле — 50 человек;

— в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек.

Согласно Закону «О государственной поддержке малого предприни-мательства в Российской Федерации», под субъектами малого предпри-нимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов, то есть чисто финансовый показатель — ограничение численности — дополняется ограничением в отношении вида собственности предприятия (качественной характеристики). Динамика малого предпринимательства за последние годы показывает, что этот сектор переходит от стартового этапа к этапу развития, когда основное значение приобретают эффективность и устойчивость малых предприятий, построение при их участии новых хозяйственных связей, активизация их производственной и инновационной деятельности, осуществление прогрессивных структурных сдвигов.

В результате действия антимонопольного законодательства (см. Закон №948 -1 от 22.03.91 г «О конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках»., и Закон №5340 -1 от 07.07.93 г. «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации») происходит расширение масштабов малого предпринимательства.

Сфера малого бизнеса оказывает все большее воздействие на развитие российской экономики, процессы ее стабилизации. Исключительно важна ее социальная роль. При возрастающей напряженности на рынке труда эта сфера располагает большими возможностями для создания новых рабочих мест. Именно здесь формируется тот средний класс, который становится важнейшим условием укрепления социальной стабильности в России.

1.3. Особенности организации малого предпринимательства в сфере торговли.

Предпринимательская деятельность в торговле имеет свои характерные особенности. Коммерческий бизнес играет значительную роль в активизации экономических процессов, в частности: обеспечивает установление сбалансированного рынка, способствует формированию оптимальных пропорций между производством и смежными сферами, выявляет спрос на товары, стимулирует производственное предпринимательство, осуществляет эффективный товарооборот, удовлетворяет потребности населения в товарах и услугах, стимулирует деятельность субъектов рынка, делает соответственный взнос в формирование доходов государственного и местного бюджетов за счёт уплаты налогов. Кроме этого, предпринимательство в сфере торговли позволяет всем участникам коммерческого оборота выгодно сотрудничать на основе планирования, заключения, реализации торговых операций, закладывает основу для формирования производственных программ и перспективных направлений касательно выпуска продукции по количественным и качественным параметрам, ассортиментной структуре. В торговле, как сфере товарного обращения, осуществляется большой комплекс разных процессов и операций. По характеру функций, которые исполняются в сфере товарного

обращения, процессы и операции, которые совершаются в коммерции, можно разделить на два вида: производственные или технологические и коммерческие (только торговые).

Технологические процессы связаны с движением товаров и являются продолжением процесса производства в сфере обращения (транспортировка, хранение, упаковка, фасовка, сортировка). Эти процессы отображают механизм управления материальным потоком грузов с включением производственно-технологических операций, которые сопровождают организацию продвижения товаров от производителя до конечного потребителя. Коммерческие процессы – это процессы, связанные со сменой формы стоимости, то есть с куплей-продажей товаров. К коммерческим процессам относят и такие торговые процессы, которые обеспечивают нормальное функционирование торгового механизма, в частности: организацию рыночных исследований, оценку инфраструктуры основных конкурентов. С учётом рыночных условий хозяйствования и расширения сущности хозяйственно-торговой деятельности субъектов предпринимательства к основным этапам предпринимательской деятельности в торговле следует отнести:

Читайте также:  Работа в Яндекс бизнес на своем авто

1. изучение спроса, предложения и конъюнктуры рынка;
2. поиск и выбор поставщиков;
3. установление хозяйственных связей, заключение и регистрация

коммерческих соглашений;
4. приобретение или аренда складских помещений, торговых точек;

5. закупка товаров;
6. формирование ассортимента товаров;
7. организация и проведение ярмарок и выставок;
8. реклама;
9. заём денежных средств (кредитование), уплата процентов;
10. получение и оплата услуг других организаций, посредников;
11. сервисное обслуживание потребителей;

12. реализация товаров покупателям;
13. уплата налогов.

1.4. Механизм и принципы предпринимательства в сфере торговли.

Предпринимательство в сфере торговли осуществляется на основе следующих принципов:
1. Организационно-хозяйственная независимость – самостоятельность и свобода выбора субъектами хозяйствования организационно-правовых форм и видов торговой деятельности, характера отношений с другими субъектами рынка, специализации и ассортиментного профиля торговых предприятий, методов обслуживания покупателей;
2. Открытость – доступность торговых услуг для всех категорий потребителей, приоритетное рассмотрение их интересов, избежание

дискриминации покупателей;
3. Цивилизованность – высокий уровень торгового обслуживания;
4. Самоокупаемость – возвращение субъектами хозяйствования расходов

в процессе торговой деятельности, предотвращение банкротства и финансовой недееспособности предприятий;
5. Конкурентоспособность субъектов хозяйствования – эффективное функционирование в условиях конкурентной среды и конкурентной борьбы при условии не нарушения антимонопольного законодательства;
6. Регулируемость – соответственное реагирование торговой сферы на влияние координирующих и корректирующих внешних факторов через систему правовых, научно-технических, инвестиционных, других механизмов государственного регулирования;
7. Суровая материальная и финансовая ответственность контрагентов за выполнением взятых обязанностей.

Сущность торговой операции состоит в том, что сначала предприниматель закупает товар у собственника (чаще производителя). Он уплачивает за купленный товар его собственнику денежную сумму, которая зависит от количества товара и его цены за единицу. Далее предприниматель продаёт товар покупателю и получает соответственную денежную сумму. Из суммы выручки от реализации товара отчисляются

1.5.Виды и формы предпринимательства в сфере торговли.

По самой распространённой классификации предпринимательство в сфере торговли можно разделить на такие виды:

1. Торговое;
2. Торгово-закупочное;
3. Торгово-посредническое;
4. Товарные биржи.

По некоторым источникам к предпринимательству в сфере торговли также относятся:

5. Торгово-производственное;
6. Внешнеторговое;
7. Торгово-промышленные палаты.

Субъектами предпринимательской деятельности в торговле выступают:
— оптовые базы;
— торговые склады;
— торгово-промышленные палаты;
— магазины;

— супермаркеты;
— универмаги;
— универсамы;
— торговые дома;
— магазины-склады;
— автомагазины;
— выставки-продажи;
— павильоны/палатки/киоски;
— передвижная розничная торговая сеть;
— вещевые рынки;
— продовольственные рынки и т. д.
Предпринимательство в сфере торговли функционирует по двум направлениям – предпринимательство в сфере оптовой торговли и предпринимательство в сфере розничной торговли. Роль торговли определяется ее основной задачей: организация распределения и движения товаров и услуг из сферы производства в сферу потребления таким образом, чтобы было обеспечено своевременное предложение товаров и услуг в нужном месте, в достаточном количестве, необходимого ассортимента, качества, в нужное время.

Основными формами предпринимательства как в торговле, так и в других сферах деятельности являются: индивидуальные предприниматели без образования юридического лица и хозяйственные товарищества и общества. Так, гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Предпринимательская деятельность без образования юридического лица предполагает участие гражданина в различных договорных отношениях, совершения им юридических действий, связанных с исполнением договорных и иных обязательств, с предъявлением претензий и исков и т. д. Все юридические действия гражданин-предприниматель совершает от своего имени на свой риск. Необходимым условием участия гражданина в предпринимательской деятельности является государственная регистрация его в качестве индивидуального предпринимателя. Если гражданин осуществляет предпринимательскую деятельность без государственной регистрации, то к сделкам, которые он совершает, суд может применить положения, установленные для предпринимателей.

2. Малый бизнес в цифрах.

2.1. Доля малого бизнеса в Российской Федерации.

Согласно статистическим данным на 01.08.2016 года в целом по России насчитывалось 238 796 (юридические лица) и 28 953 (индивидуальные предприниматели) малых предприятий, на которых работало около 8 млн. человек. На диаграмме показано количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведения о которых содержатся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 01.08.2016

2.2. Распределение малого бизнеса по округам РФ

В таблице 1 представлено распределение предприятий малого бизнеса по округам Российской Федерации.

Источник: www.evkova.org

Контрольная работа по «Товароведению»

Малый бизнес — это неотъемлемый элемент системы экономических отношений индустриальной экономики рыночного типа, обеспечивающий ее инновационную активность и поддержание конкурентной среды. Малое предпринимательство создает естественную социальную опору общественному устройству, организованному на началах рынка, а также формирует новый социальный слой предпринимателей. Оно во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, формируя 40-50% валового национального продукта.

Организация малого бизнеса в торговле: Специфика, государственная поддержка, проблемы и перспективы. 2
Розничная торговая сеть: понятие, виды и их краткая характеристика. 10
Задача 15
Список литературы 17

Работа состоит из 1 файл

Организация малого бизнеса в торговле: Специфика, государственная поддержка, проблемы и перспективы.

Малый бизнес — это неотъемлемый элемент системы экономических отношений индустриальной экономики рыночного типа, обеспечивающий ее инновационную активность и поддержание конкурентной среды. Малое предпринимательство создает естественную социальную опору общественному устройству, организованному на началах рынка, а также формирует новый социальный слой предпринимателей. Оно во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, формируя 40-50% валового национального продукта.

Важным преимуществом малого бизнеса, обеспечивающим его эффективность, является взаимозаменяемость работников. При известном разграничении функций между сотрудниками для малого коллектива характерны взаимопомощь и поддержка друг друга, а в случае необходимости дублирование и взаимозаменяемость.

Существенным преимуществом малой фирмы является высокая скорость прохождения информации. Это обусловлено меньшим объемом информации на малых предприятиях и непосредственным общением руководителя и подчиненных.

Малые размеры фирмы обеспечивают ей хорошую управляемость при сравнительно низких управленческих расходах.

Наконец, нужно отметить, что для организации малого бизнеса, как правило, не требуется крупных вложений в основные средства. Это преимущество привлекает многих начинающих предпринимателей и положительно сказывается на себестоимости выпускаемой продукции.

Однако наряду с преимуществами малый бизнес имеет и недостатки. Предприниматель работает под страхом быть разоренным, т.е. велика степень риска. Многое зависит не столько от гения руководителя, сколько от воздействия окружающей среды.

Другим слабым местом малого бизнеса является важность накопления капитала. Как правило, для расширения производства владельцы малого бизнеса могут выделить незначительную часть капитала. Есть ограничения и в получении кредита. У малого бизнеса нет достаточно средств для выплаты высокого процента.

Малому бизнесу практически нет применения в фондоемких, наукоемких отраслях, требующих больших капиталовложений. Сфера его деятельности ограничена.

У предприятия нет возможности покупать сырье со значительными оптовыми скидками, так как закупки ограничены масштабом производства. Им также не по средствам организовать собственную службу маркетинга и дилерскую сеть. По этой же причине малые предприятия не способны проводить научные исследования и перспективы начинания.

Ограниченная номенклатура выпускаемой продукции делает малое предприятие уязвимым с точки зрения конъюнктуры рынка. Относительно скромные масштабы производства и ограниченные ресурсы ставят в невыгодное положение малый бизнес, делают его неспособным на равных конкурировать с крупным производством.

При всем при этом малый бизнес без поддержки государства и без собственного внутригруппового взаимодействия не всегда способен успешно противостоять в конкурентной борьбе крупному капиталу, отстаивать свои экономические, политические и социальные интересы.

В мировой практике считается нормой государственное поощрение малого бизнеса в интересах нации. При этом задача государства не сводится к тому, чтобы на льготных условиях предоставлять мелким и средним фирмам финансовые, технические и прочие ресурсы и поддерживать частную инициативу любой ценой. Государство призвано в первую очередь создать такой правовой и экономический климат, который позволит малому бизнесу не только удержаться на плаву, но и расти, набирать силу.

Повсюду: в Европе, Японии, США, странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки — мелкое и среднее предпринимательство находит все более широкую поддержку. Даже восточноевропейские державы с переходной экономикой уделяют особое внимание государственной поддержке малого бизнеса.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

Постановление Правительства РФ от 11 мая 1993 г. № 446 «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» предусматривало целый комплекс первоочередных мер по стимулированию и государственной поддержке малых предприятий:

    • освобождение от налогообложения прибыли, накопленной за определенный период и используемой для развития собственного производства;
    • установление льготных ставок налога на прибыль малых предприятий в третий и четвертый года работы с момента их регистрации;
    • возмещение налога на добавленную стоимость, уплачиваемого малыми предприятиями поставщикам оборудования и иных основных средств;
    • освобождение от налога на прибыль средств негосударственных юридических лиц, от подоходного налога— физических лиц, направляемых в Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции и аналогичные государственные фонды, создаваемые органами власти и управления субъектов РФ и органами местного самоуправления;
    • предоставление льгот по налогообложению доходов коммерческих банков, выделяющих кредиты малым предприятиям производственного профиля;
    • распространение на малые предприятия, образованные в результате выделения (разделения) предприятий-монополистов, при условии их приватизации, льгот по налогообложению, установленных для вновь созданных малых предприятий;
    • сохранение налоговых льгот для малых предприятий при их приватизации;
    • уточнение порядка и срока взимания налога на прибыль и налога на добавленную стоимость для малых предприятий.
    Читайте также:  Качество и управление успешный бизнес

    Кроме того, в постановлении были названы приоритетные с точки зрения интересов государства виды деятельности:

      • производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
      • производство продовольственных и промышленных товаров) товаров народного потребления, лекарственных препаратов и медицинской техники;
      • оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;
      • строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения;
      • инновационная деятельность.

      Постановление, по-видимому, сыграло положительную роль, поскольку в 1993 г. отмечался заметный рост числа малых предприятий во всех отраслях.

      Установлено, что в первые два года работы не платят налог на прибыль вновь созданные малые предприятия, осуществляющие производство и переработку сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных и промышленных товаров, товаров народного потребления, медицинской техники, лекарственных средств, изделий медицинского назначения, технических средств профилактики инвалидности и реабилитации инвалидности, а также строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения при условии, что выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции. В третий и четвертый год работы указанные предприятия уплачивают налог на прибыль в размере соответственно 25% и 50% от основной ставки, если выручка от перечисленных видов деятельности составляет 90% общей суммы выручки от реализации продукции.

      Указом были уменьшены в 2 раза налоговые ставки для банков и страховых организаций, которые обслуживают преимущественно малые предприятия, занимающиеся указанными видами деятельности. Освобожденную от налогообложения прибыль предлагалось направлять в качестве добровольных взносов в Фонд поддержки малых предприятии и развития конкуренции.

      В соответствии с указом малые предприятия были освобождены от внесения авансовых взносов по налогу на прибыль, а физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, — от уплаты НДС.

      Надо признать, что поддержка предпринимательства требует больших затрат, а возможности государственного бюджета весьма ограничены, поэтому большие надежды возлагаются на отечественных и иностранных инвесторов, Федеральная программа предусматривает привлечение российских и зарубежных банков, а также других кредитно-финансовых организаций к финансированию под гарантии Правительства РФ.

      Новый курс государственной поддержки малого предпринимательства в части повышения инвестиционной активности базируется на следующих принципах:

        • привлечение частных, в том числе иностранных, кредитов под государственные гарантии, а также трансформация сбережений граждан в инвестиции при условии корректировки налогового законодательства (уменьшение ставки налога на доходы физических лиц на сумму средств, направляемых в инвестиции);
        • отмена всех существующих налоговых льгот, которые потворствуют нецелевому использованию средств и снижают ответственность за результаты хозяйственной деятельности, и увеличение за счет этого бюджетных фондов инвестиционной поддержки малых предприятий;
        • переход к экономическим (коммерческим) механизмам распределения средств федерального бюджета путем создания гарантийных фондов кредитования и финансового лизинга.

        В настоящее время в 76 регионах РФ проекты программ поддержки малого бизнеса находятся в разных стадиях проработки, а более чем в 40 регионах они утверждены и проводятся в жизнь. Анализ этих документов и в первую очередь федеральной программы позволяет вскрыть ряд существенных недостатков, таких как:

          • несогласованность, «нестыковка» элементов программ, в частности аналитических разделов и блока практических мер;
          • декларативность, расплывчатость поставленных задач;
          • чрезмерная широта спектра планируемых мер, ведущая к распылению средств;
          • не реалистичность, необоснованность ожидаемых конечных результатов (запланированные на 1996 г. увеличение в 1, 5-2 раза числа малых предприятий и создание около 1 млн. новых рабочих мест на деле обернулись падением первого показателя на 50 тыс. и второго на 2, 9 млн. чел. По сравнению с 1995 г. ).

          Правовая база регулирования и поддержки малого бизнеса не исчерпывается вышеназванными законодательными и нормативными актами — были перечислены лишь основные. Особое место занимает в ней налоговое, арбитражное, трудовое, уголовное законодательство.

          Несомненно, положительную роль в становлении законного бизнеса должно сыграть введение с 1 января 1997 г. нового Уголовного Кодекса РФ и реализация на практике статей о наказании за экономические преступления.

          До недавнего времени поддержка малого предпринимательства в России возлагалась на несколько министерств и ведомств: Минэкономики, Минфин, Миннауки, МВЭС, Минтруд, ГКАП, ФСЗ, Госкомпром РФ и др., многие из которых и сегодня остаются основными исполнителями федеральных программ, для чего в этих органах госуправления были созданы соответствующие подразделения (департаменты, отделы).

          Система государственной поддержки малого бизнеса на федеральном уровне формировалась в значительной мере стихийно. Зачастую задачи, поставленные перед ведомством, не отвечали его основным функциям, сфере деятельности и уровню ответственности и даже противоречили ведомственным интересам. Из-за плохой координации действий некоторые функции дублировались, а другие оставались бесхозными, а в итоге имело место распыление и без того скудных ресурсов. Оставляла желать лучшего достоверность циркулирующей в системе информации.

          О необходимости образования специального государственного органа, который занимался бы исключительно поддержкой и регулированием малого предпринимательства, заговорили уже в первые годы «перестройки», однако, несмотря на отдельные попытки, ничего путного из этого не получалось.

          Осознав, как видно, что у семи нянек дитя остается без глаза, Президент издал в июне 1995 г. указ о создании Госкомитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП).

          Новая структура призвана выдвигать предложения по совершенствованию действующего законодательства в области государственной поддержки малого бизнеса, анализировать состояние этого сектора экономики и эффективность государственной помощи, готовить предложения об использовании на льготных условиях субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических, информационных ресурсов, а также научно-технических разработок, технологий и др.

          Ратуя за то, чтобы российский предприниматель работал на укрепление экономики в целом, ГКРП добился размещения на малых предприятиях 15% госзаказа.

          Преимущества малого бизнеса:

          1. Сравнительно более низкие издержки управления, обусловленные отсутствием лишнего бюрократического аппарата и, соответственно, высокая гибкость и оперативность решений в управлении малыми предприятиями, что повышает производительность труда (особенно на микропредприятиях, где численность работников менее 10 человек). Эти условия дают возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, в том числе путем маневра капитала при переключении с одного вида деятельности на другой.
          2. По мнению некоторых ученых, большие размеры повышают степень формализации организации и понижают способность к организационным изменениям, поэтому малые предприятия являются более гибкими и оперативными в принятии и выполнении принятых решений, быстрее адаптируются к изменяющимся условиям.
          3. Более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков
          4. Малые предприятия лучше знают уровень спроса на локальных рынках. Ориентация производителей преимущественно на региональный рынок идеально приспособлена для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка.
          5. Относительно более высокая оборачиваемость капитала малых предприятий.
          6. Малые предприятия требуют меньше капиталовложений. У них меньшие сроки строительства, небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания машинного и ручного труда.
          7. Работники малого предпринимательства имеют высокий уровень мотивации в достижении успеха, а также возможности реализовать свои идеи, проявить свои способности
          8. Малый бизнес дает средства к существованию большему количеству людей, чем крупный. Он обладает значительным потенциалом в сфере трудоуст­ройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей. Это пен­сионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а также лица, желающие трудиться после основного рабочего времени ради получения дополнительных легальных доходов.

          Источник: www.freepapers.ru

          Рейтинг
          ( Пока оценок нет )
          Загрузка ...
          Бизнес для женщин