Любое предприятие независимо от своих масштабов с сферы деятельности, должно заниматься планированием и прогнозирование своей предпринимательской деятельности. Планирование подразумевает определение целей предприятия на определенную перспективу, а также анализ способов реализации этих целей и обеспечение ресурсами.
Если долгосрочное планирование в основном является сферой деятельности наиболее крупных фирм, то текущее оперативное планирование – необходимый элемент управленческой деятельности на самых различных предприятиях. Такое планирование включает в себя и составление определенных программ, например, по повышению качества продукции, по проведению НИОКР и т.д.
Основными элементами внутрифирменного планирования являются следующие:
1. Прогнозирование. Прогнозирование включает в себя изучение перспектив развития предприятия, формирование производственных программ, а также прогнозирование социально-экономического развития предприятия.
2. Постановка задач. На этом этапе происходит формирование общих задач на базе прогноза и устанавливаются приблизительные сроки их выполнения, а также определяется обеспечение ресурсами.
«Анализ рисков и бизнес-планирование.- Менеджмент»
3. Корректировка плана. На этом этапе конкретизируют сроки исполнения плана. устанавливается соотношение между отдельными стадиями плана, поставками, производственными операциями.
4. Составление бюджетов. На этом этапе распределяются ресурсы между подразделениями и составляются разного рода бюджеты. Бюджет – это план доходов и расходов, как в денежном, так и в натуральном выражении. Определяются конкретные функции каждого подразделения и исполнители, ответственные за отдельные операции.
5. Конкретизация плана. Завершающий этап – это выработка конкретных действий в распространении принятых решений на более низкие звенья (подразделения). С этого момента уже начинается реализация плана.
Процесс планирования включает три этапа.
1 этап. Анализ стратегических проблем. На этом этапе анализируют тот рынок, на который предприятие будет работать. В процессе развития предпринимательства наряду с разрешением одних проблем будут возникать другие.
Это связано с тем, что меняются потребности и запросы покупателей, внедряются новые достижения науки и техники, растет уровень развития производства, меняются рынок и стратегия конкурентов, возникают финансовые сложности и т.д. Поэтому желательно прогнозировать свою деятельность на один – пять лет.
2 этап. Прогноз будущих условий деятельности и определение задач. Для того, чтобы поставить какие-то цели, необходимо взвесить внутренние возможности предприятия, откорректировать поставленные задачи и оставить лишь те их них, которые на обозримый период времени являются разрешимыми и первоочередными.
3 этап. Выбор оптимального варианта развития. На этом этапе определяют все материальные и организационные средства развития предприятия. Этот этап является самым сложным, т.к. он включает всю информацию, полученную на первых двух этапах, вмещает в себя анализ всех возможностей предприятия и вырабатывает оптимальный вариант развития.
Тема 3. Организация процесса бизнес – планирования
Второй и третий этапы требуют привлечения дополнительных специалистов в случае недостаточной компетенции руководства в вопросах управления и планирования производства.
Источник: studopedia.su
2. Основные элементы бизнес планирования
В рыночных условиях хозяйствования бизнес-план давно нашел свое место в различных сферах и формах предпринимательства, в том числе для экономического обоснования инженерных решений, позволяя выявить проблемы, связанные с изменчивостью, нестабильностью, непредсказуемостью разнообразных рыночных ситуаций, с которыми сталкиваются предприятия либо предприниматели.
Бизнес-план – краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения.
Бизнес-план имеет два принципиальных направления:
- внутреннее – подготовить заказчику информационное досье, программу реализации проектного предложения (бизнеса) с оценкой результатов на каждом этапе его реализации;
- внешнее – информировать о технических, организационно-экономических, финансовых, юридических и проч. преимуществах (а также рисках и проблемах) внешнего инвестора и другие заинтересованные организации, муниципальные органы, принимающие решения, например, — об отводе участка, получении права на застройку, коммерческие банки, предоставляющие кредит.
Источник: studfile.net
Тема 3. Назначение бизнес-плана и его основные элементы
Рисунок 3 – Схема назначения и основные элементы бизнес-плана
Исходя из целевой функции бизнес-плана, формируется концепция бизнес-плана, его логическое развитие, идеология построения, соответствующая определенному типу бизнес-плана. В настоящее время принята следующая типология бизнес-планов:
- бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного проекта;
- бизнес-план как инструмент внутрифирменного планирования;
- бизнес-план структурного подразделения (с целью обоснования объемов и степени приоритетности централизованно выделяемых ресурсов или величины прироста оставляемой в распоряжении подразделения прибыли);
- бизнес-план как заявка на кредит (для получения на коммерческой основе заемных средств от организации-кредитора);
- бизнес-план как заявка на грант (для получения средств из государственного бюджета или благотворительных фондов);
- бизнес-план развития региона – обоснование перспектив социально-экономического развития региона и объемов финансирования соответствующих программ для органов с бюджетными полномочиями;
- бизнес-план финансового оздоровления.
- цели бизнес-плана;
- характеристика сути предлагаемого проекта;
- описание предприятия, продукции (услуг);
- оценка возможностей предприятия – производственных, материальных, финансовых, трудовых;
- учет внешних факторов (оценка рынка сбыта, уровня цен и др.);
- потребность в материально-технической и финансовой поддержке извне;
- система (схема) управления производственно-хозяйственной деятельностью контроля за ее функционированием.
Необходимо особо отметить, что бизнес-план пишется на перспективу, и составлять его следует на 3-5 лет вперед, при этом для первого года основные показатели следует рассматривать в месячной разбивке, для второго — поквартально и, лишь начиная с 3-го года, следует ограничиться годовыми показателями.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru