Автоматизация — постоянный процесс
Автоматизация библиотечных процессов проводится для того, чтобы улучшить качество информационных услуг, повысить производительность и эффективность труда сотрудников, устранить ручную рутину и высвободить для библиотекарей время на решение иных задач.
При выборе автоматизированной системы администрация ориентируется на свой бюджет и первостепенные задачи, которые нужно решить в библиотеке.
Автоматизация — процесс постоянный, ведь любая система требует развития и совершенствования, любое оборудование устаревает и подлежит замене на более производительное. К числу библиотечных процессов, для которых особенно важно поддерживать актуальность системы, относят следующие.
Приобретение и обработка поступающей литературы. На этом этапе необходима система для преобразования текстов в нужные форматы, их каталогизации с указанием данных об авторе и названии книги, издательстве, объеме страниц.
Создание электронного каталога. В отличие от традиционного печатного каталога, его цифровая версия должна быть единой библиографической базой. Все ресурсы — в одном каталоге. Такой формат проще в использовании и ускоряет поиск нужной литературы.
Выдача и возврат книг. Этот процесс автоматизируют за счет нанесения штрихкодов, которые считываются сканером, перехода на пластиковый читательский билет с кодом. Электронные метки используют также для сохранности фондов и учета хранения, контроля перемещения книги внутри библиотеки, сбора статистики.
Источник: lala.lanbook.com
VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016
Целью работы является моделирование, анализ и реорганизация бизнес-процессов (БП) для повышения эффективности деятельности библиотеки. Работа выполнена в виде проекта, в котором рассматривается деятельность библиотеки до проведения реорганизации, проводится планирование реорганизации БП, составляется план и выполняется непосредственно реорганизация.
БИБЛИОТЕКА ДО РЕОРГАНИЗАЦИИ
Общие сведения о библиотеке
В настоящее время библиотека представляет собой крупнейшее учреждение культуры. Площадь её помещений около 2-х тыс. кв. м.. Книжные фонды, насчитывающие свыше 760 тыс. экз., содержат научную и учебную литературу по профилю вуза. К услугам читателей большой выбор художественной литературы, литературы по искусству, периодических и нотных изданий.
Одна из главных забот библиотеки – высокий уровень обслуживания читателей. Делается всё возможное, чтобы читательские требования выполнялись оперативно и в полном объеме. Этому способствует разветвленная сеть абонементов и читальных залов.
Основные характеристики деятельности библиотеки:
- число посадочных мест – 205;
- библиотека обслуживает 12 568 читателей по единому читательскому билету;
- число посещений за год – 6472;
- количество выданной литературы за год – 8176 экз.;
- в штате библиотеки 4 человека.
Проблемы библиотеки
- Недостаточное финансирование;
- Отсутствие дополнительных сервисов и в связи с этим не полное удовлетворение запросов читателей.
Рисунок 1 – Организационная структура библиотеки
Рассмотрим бизнес-процессы библиотеки «Как есть». На рис. 2 приведена контекстная диаграмма БП обслуживания читателей, а на рисунках 3 – 5 декомпозиция бизнес-процесса.
Рисунок 2 – IDEF0 диаграмма бизнес-процесса «Как есть». Контекстный уровень
Рисунок 3 – Декомпозиция 1-го уровня IDEF0 диаграммы «Как есть»
Рисунок 4 – Декомпозиция 2-го уровня операции «Выдача книг» IDEF0 диаграммы «Как есть»
Рисунок 5 – Декомпозиция 2-го уровня операции «Прием книг» IDEF0 диаграммы «Как есть»
Если IDEF0 диаграмма отображает функциональную деятельность библиотеки, то для отображения информационных и материальных потоков необходимо построить DFD диаграмму (рис. 6).
Рисунок 6 –DFD-диаграмма бизнес-процесса «как есть»
Среди недостатков существующей модели следует отметить следующие:
- участие зам. директора в бизнес-процессе повышает стоимость операции БП;
- невозможность введения гибкой системы скидок ввиду отсутствия структурированной базы данных сформированных заказов;
- в бизнес-процессе не используются дополнительные возможности обслуживания читателей.
Для устранения указанных недостатков необходимо провести реорганизацию бизнес-процессов. Для этого на первом этапе проведем ее планирование.
ПЛАНИРОВАНИЕ РЕОРГАНИЗАЦИИ
Тип предлагаемого проекта ― межфункциональный.
- сократить издержки и штатные единицы, работа которых рутинна и станет частично автоматизирована ;
- внедрить базу данных, которая автоматизировала работу картотеки;
- увеличить конкурентоспособность библиотеки;
- перейти на новый, качественно лучший уровень обслуживания.
Ключевые факторы успеха (КФУ):
- высокое качество обслуживания;
- минимальные издержки;
- ориентация на клиента.
В таблице 1 приведена оценка важности бизнес-процессов в соответствии с КФУ.
Таблица 1 – Идентификация перепроектируемых процессов
Регистрация нового читателя
Ведение статистики посещения библиотеки и анализ доходности
Высокое качество обслуживания
Источник: scienceforum.ru
Презентация на тему Обеспечение информационной безопасности информационной системы библиотеки. Описание объекта (бизнес-процессы организации)
Цель: описать ИС библиотеки с точки зрения информационной безопасности, определить бизнес-процессы библиотеки, процессы ИС библиотеки, идентифицировать активы.Задачи: Определить функции организацииСоставить схему функционирования библиотекиОпределить особенности инфраструктуры ИС библиотекиСвязать активы с процессами и элементами инфраструктуры
- Главная
- Информатика
- Обеспечение информационной безопасности информационной системы библиотеки. Описание объекта (бизнес-процессы организации)
Слайды презентации
Слайд 1 «Обеспечение информационной безопасности информационной системы библиотеки»
Этап 1. Описание объекта
(бизнес-процессы организации, процессы объекта, идентификация активов)
Группа М17-505
Команда №7 Студент: Майоров
Анатолий
Преподаватель: Толстой Александр Иванович
по дисциплине: «Управление информационной безопасностью»
Слайд 2 Цель: описать ИС библиотеки с точки зрения информационной
безопасности, определить бизнес-процессы библиотеки, процессы ИС библиотеки, идентифицировать активы.
Задачи:
Определить
функции организации
Составить схему функционирования библиотеки
Определить особенности инфраструктуры ИС библиотеки
Связать активы с процессами и элементами инфраструктуры
Слайд 3 Функции библиотеки
Библиотека осуществляет деятельность по хранению, выдаче и
приему книг у клиентов.
Дополнительно, библиотека осуществляет свою деятельность
через интернет-портал, на котором клиенты могут осуществлять поиск и резервирование книг.
Интернет-портал повышает удобство пользования библиотекой, позволяя клиентам удаленно выбрать интересующую книгу и выполнить её резервирование.
Слайд 4 Бизнес-процессы библиотеки
Element Four
Хранение книг
Выдача книг
Прием книг
Резервирование книг
для клиентов
Слайд 5 Схема функционирования библиотеки
Слайд 6
Основные процессы ИС библиотеки
Аутентификация пользователей
Поиск книг в электронном
каталоге
Резервирование книг
Предоставление информации о резервировании
Внесение изменений в электронный каталог
Слайд 7 Инфраструктура ИС библиотеки
Слайд 8 Активы
Информационные активы
Среда, обрабатывающая информационные активы
Парольная информация клиентов
Электронный каталог
библиотеки
Информация о резервах книг
БД с данными резервирования, парольной информацией.
БД
с каталогом библиотеки.
Каналы связи.
Серверное, сетевое и служебное оборудование.
Программное обеспечение (системное, прикладное).
Источник: findtheslide.com