Основные бизнес процессы ресторана

Меня зовут Макс Завьялов и уже более 9 лет я работаю в сетевом кофейном бизнесе. Большую часть этого пути я прошел вместе с международным сетевым брендом Costa Coffee. Сейчас занимаюсь независимым консалтингом в сфере общественного питания.

И сегодня давайте поговорим об операционной прибыли. Мы не будем обсуждать тему того, как создать космически вкусное, да еще и маржинальное блюдо (пусть это останется на откуп классным шефам), а поговорим о том, что мы можем сделать на позиции операционного управляющего.

Думаю, ни для кого не секрет, что увеличение выручки не обязательно приводит к росту прибыли. Косвенно это может быть связано, но при неправильном операционном управлении увеличение прибыли за счет роста выручки легко нивелируется ростом издержек.

Как известно, в структуре Pbeverage) Cost и Labour Cost.

Сегодня обсудим первую из них — себестоимость.

Для простоты и наглядности я подготовил «револьвер успешного контроля себестоимости». Это цикл от ЗАКАЗА до ПОТРЕБЛЕНИЯ продукта гостем кофейни или ресторана.

Давайте кратко пробежимся по каждому из них, чтобы понять, где лежат потери.

​Цикл управления себестоимостью в общепите Максим Завьялов

За свою карьеру я провел десятки, если не сотни собеседований людей на управляющие позиции. Так вот один из вопросов, вскрывающих компетентность собеседника, обязательно касался управления себестоимостью. Не поверите, но подавляющее большинство людей говорили только о том, что входит в этот первый пункт.

И это самые очевидные вещи:

  • стоимость закупки продуктов и ингредиентов и у поставщиков. Однако, нужно понимать, что этот не будет актуальным для операционных управляющих в сетевых компаниях, так как, скорее всего, функция закупки принадлежит смежному департаменту. Тем не менее, это первый и достаточно значимый инструмент у управлении себестоимостью.
  • корректный количественный заказ продуктов и товаров на местах. Кто-то использует автоматизированные системы, кто-то листы прогнозов, созданные в простых таблицах; самый худший вариант — те ребята, которые заказывают продукты и расходники по наитию, полагаясь исключительно на опыт и не основываясь на статистических данных продаж и потребления. Это приводит к перезатаркам, списаниям по сроку годности и мертвым деньгам, которые лежат на полках склада. В противоположном случае — к нехватке продукции, стоп-листам и, как следствие: потере лояльности гостей, снижению среднего чека и повышению себестоимости, если в стоп попадает маржинальный продукт.

Продукты заказали корректно, основываясь на статистических данных и прогнозах продаж — молодцы.

Корректный качественный прием заказа — следующий шаг.

И если вы думаете, что в этом нет ничего сложного и в ваших ресторанах и кофейнях с этим все прекрасно, то ошибаетесь.

И если по ресторанам эта проблема не стоит так остро в связи с тем, что обычно приемкой занимаются кладовщики (хоть и здесь кладовщик кладовщику рознь, как известно), то в небольших кофейнях, кафе, это делают менеджеры и бариста.

А это значит, что в большинстве случаев в таких проектах нет входящего контроля качества и количества продукции. В кофейню приезжают полугнилые овощи, придавленные пирожные или просто часть из них не доезжает. Единицы бариста будут потом с этим разбираться и брать ответственность на себя, звонить поставщику, требовать возвратов или довозов. 99% просто отправляют это в списание за счет прибыли кофейни.

Читайте также:  Детский массаж как бизнес

Мои рекомендации: научите команду принимать поставки правильно, по чек-листу: от замера температуры внутри фургона поставщика до пересчета и органолептики.

На этом этапе часто все перестает работать не с правила FIFO, а уже с корректного приходования накладных в складской программе. Если эта функция отведена менеджеру, можете не сомневаться, что на бэке лежит стопка неоприходованных накладных за прошедшие периоды. В самом лучшем случае — это накладные этой недели. При худшем раскладе я сталкивался с потерями длинной в год.

А это значит, что вся ваша управленка уже искажена и вы не понимаете реальной себестоимости. Провели инвентаризацию, увидели плюсы — обрадовались, увидели минусы — поругались и списали за счет прибыли или за счет ответственного лица. А проблема может быть в том, что накладные просто не были оприходованы вовремя. А если ваш складской учет напрямую связан с бухгалтерским — ждите кредиторской задолженности и перманентных проблем со сверками.

FIFO. Очень просто, всем известно, но мало где работает. Весь склад должен быть организован понятно, все категории подписаны, а продукты храниться по принципу ротации. Уверен, вы недооцениваете масштабов потерь при списаниях продуктов, которые забыли лежать у задней стенки.

Здесь краеугольным камнем являются ТТК.

Во-первых, убедитесь, что они были созданы корректно. Учитывают обрезки, проценты уварки и ужарки, не включают в себя опциональных ингредиентов — например, палки-мешалки для кофе в каждый кофе. Очевидно, не каждый гость берет мешалку к кофе. Тем не менее, товар списывается, искажая управленческую отчетность и сладские остатки, что со временем вполне может привести к перезатаркам.

Отдельным пунктом специально для сетевиков:

Продукты и товары в бизнесе — это как энергия в физике. Ни откуда не берется и никуда не исчезает. А это значит, что если вы перемещаете товар с одной точки на другу, он должен быть перемещен и со склада на склад.

Понимаю, что есть желание открыть 5 ресторанов/кофеен на 5 юр.лиц, а потом просто забить на складской учет (впрочем, для таких случаев айти решения также давно существуют), но подумайте, к каким катастрофическим последствиям это приведет.

Конечно, вы можете запретить перемещения между точками, но мне на практике такие случаи неизвестны. Продукты и люди ездили, ездят и будут ездить между точками. Впрочем, в этом и есть один из плюсов сетевых компаний.

Также выпуск и хранение подразумевают наличие не только жесткой дисциплины в перемещении, но и такой же жесткой в отношений любого вмешательства в операции с продуктами и расходниками: списания со всеми его категориями, проработки блюд, стаф питание, комплименты гостям, маркетинговые акции и т.д.

Приготовление

На одном из тренингов по контролю себестоимости мы заходили на кухню, доставали мусорный мешок и как думаете, что находили там? Деньги, конечно же.

Половинки лимонов, куски мяса, овощи — все, что по какой-то причине было выброшено поваром. Причин может быть много: от непрофессионализма и наплевательского отношения к вашему бизнесу до усталости, запары и желания отомстить за низкую зарплату.

Читайте также:  Бизнес с нуля как заявить о себе на рынке

Аналогичная история с бариста. Вы бы видели, сколько чайных ложек я находил в мусорных пакетах бара или моечного отделения. Причины — те же.

Что делать? Не буду вдаваться в HR детали, но в целом рекомендация звучит так: научите людей не только готовить по ТТК (но для начала хотя бы это), но и быть сопричастными к вашему бизнесу. Гадить тому месту и тем людям, к которым ты относишься с теплом, мало кому хочется.

Презентация

Это не то же самое, что сервировка.

Больше относится к тем концепциям, у которых есть витрины для выкладки.

Тестируйте, как ведут себя десерты и сэндвичи в открытом виде в холодильной витрине: сколько хранятся, как выглядят, чтобы правильно определить время выкладки и ротации.

FIFO. Очевидно, что к импульсной витрине применимы те же правила, что и к складскому хранению. Любые упакованные печеньки, вода, соки также имеют свои сроки годности и должны быть выложены по правилам ротации, а в чек-листах менеджеров должен быть пункт о контроле и ответственности.

Сервировка

Однажды мы приняли решение самостоятельно выкладывать пакетики с сахаром по 2-3 штуки к кофе.

По сети это принесло несколько десятков тысяч рублей экономии на сахаре в месяц. И вот почему: гости перестали брать по 20 саше со стойки самообслуживания, а вполне удовлетворялись 2-3 штуками, которые мы им выдавали.

Раньше из 20 взятых пакетиков они использовали 2-3, остальное просто выбрасывали сотрудники клининга или бариста. Никому не хотелось собирать остатки пакетиков с каждого стола и возвращать их обратно на стойку самообслуживания. Люди просто выбрасывали деньги.

То же самое можно делать с салфетками и трубочками — подумайте, как вы будете подавать напитки гостям. Что из этого необходимость, а что из этого просто снижает вашу прибыль, не принося пользы гостям.

Потребление

Этот пункт контроля относится к формированию понятной системы статистики потребления продуктов. Сейчас автоматизация вполне позволяет проводить достаточно глубокую аналитику.

Используйте ABC анализ, STARDOG анализ — любое средство, которое позволит вам анализировать продажи по категориям и управлять ассортиментом.

Будьте гибкими, сделайте вводы-выводы продукции регулярным циклом.

После формирования картины согласуйте все шаги с шагом Заказ и снова на круг.

Спасибо, что дочитали! Если есть вопросы — пишите!

Источник: vc.ru

Лекция 21 Формализация основных бизнес-процессов предприятия ресторанного бизнеса

Вопрос формализации бизнес-процессов в ресторане, баре или кафе, т. е. на предприятии, где присутствует кухня, совсем не простой. Формализация процессов осуществляется достаточно быстро и безболезненно в том случае, если спрос является относительно стабильным и прогнозируемым.

Понятие «бизнес-процесс» происходит из разработанной в практике рыночной экономики теории управления качеством. Приставка «бизнес-» в термине подчеркивает наличие экономической рыночной составляющей. А, по сути, это те же технологические процессы, предполагающие определенную деятельность преобразования данных на входе в соответствующие значения данных на выходе. Предполагается, что на вход поступают некоторые ресурсы, а на выходе под воздействием бизнес-процесса получается продукция, представляющая ценность для потребителя.

Читайте также:  Бизнес идеи как называется

Бизнес-моделирование предполагает четкую формализованную отладку главного бизнес-процесса предприятия — генерацию прибыли (дохода) через предоставление гостям услуг гостеприимства и развлечений. В свою очередь, главный бизнес-процесс разбивается на подпроцессы (обобщенные действия), между которыми устанавливаются строгие взаимосвязи. Такими подпроцессами являются логистика, производство, продажи, маркетинг, прием и обслуживание гостей, всестороннее обеспечение функционирования предприятия (кадровое, юридическое, информационное, безопасности, хозяйственное и др.) и т. д. Именно таким образом осуществляется управление предприятием во всех его аспектах.

Для эффективного применения технологий бизнес-моделирования предприятия управляющему ресторанно-развлекательным бизнесом следует знать:

• место и роль отладки и формализации основных бизнес-процессов предприятия в успешности его функционирования;

• принципы и методики отладки (формализации) бизнес-процессов предприятия;

• принципы и методы эффективного управления бизнес-процессами предприятия, методики оценки их эффективности;

• порядок применения данных управленческого учета при выработке управленческих решений, направленных на повышение эффектив­ности бизнес-процессов;

• порядок разработки документов и организации документооборота по основным бизнес-процессам предприятия;

• основы организации и реализации статистических исследований в целях повышения эффективности бизнес-процессов;

• методики оптимизации затрат на реализацию бизнес-процессов предприятий.

Следует иметь в виду, что управляющему предприятием, реализующе­му технологии бизнес-моделирования, необходимо:

• осуществить бизнес-моделирование главного бизнес-процесса предприятия;

• организовать взаимодействие между бизнес-процессами предприятия;

• анализировать и контролировать эффективность постоянных и пе­ременных затрат на реализацию бизнес-процессов;

• отслеживать формирование и регулярно анализировать отчетность по бизнес-процессам предприятия;

• разработать и внедрять меры и методики предотвращения злоупот­реблений со стороны персонала при организации выполнения биз­нес-процессов;

• установить персональную ответственность за эффективность про­текания бизнес-процессов и их подпроцессов на предприятии;

• анализировать и всесторонне оценивать эффективность протека­ния бизнес-процессов, регулярно их оптимизировать.

В качестве типовых показателей эффективности бизнес процессов обычно рассматриваются:

• количество проданной произведенной продукции заданного ка­чества;

• величина потока (количество) гостей за период времени;

• величина затрат на реализацию бизнес-процесса;

• временные показатели выполнения необходимых действий;

• оценки гостями предоставляемых услуг, выраженные в зафиксиро­ванных жалобах, благодарностях и т. п.

Практика показывает, что на предприятии гостеприимства и раз­влечений в качестве основных можно выделить следующие бизнес-про­цессы:

• управление предприятием во всех его аспектах (включает взаимо­связанное множество подпроцессов);

• логистика (закупки, транспортировка, хранение, перемещение внутри предприятия продуктов товаров, материалов);

• производство продукции (изготовление блюд, барной продукции, производство услуг);

• продажи продукции производства, товаров, услуг;

• прием и обслуживание гостей с применением выбранных и уста­новленных на предприятии стандартов;

• маркетинг;

• обеспечение деятельности предприятия (жизнедеятельности, кад­ровое, юридическое, безопасности, и т. д.).

• Логистика, или бизнес-процесс по организации снабжения предприя­тия продуктами для производства блюд, товарами для перепродажи, расходными материалами для оказания услуг гостям и обеспечения хозяйственной деятельности является важнейшим бизнес-процессом. В первую очередь это обусловлено его затратным характером. Поэтому строжайшая формализация и контроль на каждой его стадии крайне не­обходимы в плане управления.

Источник: poisk-ru.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин