Основные этические принципы бизнеса

ВОПРОС №1. ТРИ ВАЖНЕЙШИХ ПОЛОЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ БИЗНЕС-ЭТИКИ.

Принципы бизнес-этики — обобщенное выра­жение нравственных требований, выработанных в моральном сознании общества, которые указывают на необходимое пове­дение участников деловых отношений.

Современная деловая этика долж­на основываться на трех важнейших положениях:

  • создание материальных ценностей во всем многообразии форм рассматривается как изначально важный процесс;
  • прибыль и другие доходы рассматриваются как результат достижения различных общественно значимых целей;
  • приоритет в разрешении проблем, возникающих в деловом мире, должен отдаваться интересам межличностных отно­шений, а не производству продукции.

ВОПРОС №2. ДЕКЛАРАЦИЯ КО — «ПРИНЦИПЫ БИЗНЕСА» КАК ПОПЫТКА ОБЪЕДИНИТЬ ОСНОВЫ ВОСТОЧНОЙ И ЗАПАДНОЙ ДЕЛОВЫХ КУЛЬТУР.

Целью мирового делового сообщества становится тип отношений, основанный на торжестве морально-этических принципов. Одним из важнейших шагов в этом направлении можно считать принятую в 1994 г. в швейцар­ском городе Ко (Caux) Декларацию Ко — «Принципы бизнеса». В Декларации предпринята попытка объединить основы восточ­ной и западной деловых культур, ее инициаторами были руково­дители крупнейших национальных и транснациональных корпо­раций США, Западной Европы и Японии.

В преамбуле «Принципов бизнеса», в частности, говорится: «За­коны и движущие силы рынка являются необходимым, но не дос­таточным руководством к действию. Фундаментальными принци­пами являются: ответственность за проводимую политику и дей­ствия в сфере бизнеса, уважение человеческого достоинства и интересов тех, кто участвует в бизнесе. Разделяемые всеми цен­ности, включая обязательство о содействии всеобщему процвета­нию, так же важны для мирового сообщества, как и для общин меньшего масштаба».

В качестве главных принципов международного бизнеса выделены следующие:

  • ответственность бизнеса: от блага акционеров к благу его ключевых партнеров;
  • экономическое и социальное влияние бизнеса: к прогрессу, справедливости и мировому сообществу;
  • этика бизнеса: от буквы закона к духу доверия;
  • уважение правовых норм;
  • поддержка многосторонних торговых отношений;
  • забота об окружающей среде;
  • отказ от противозаконных действий.

Указанные принципы определяют характер взаимоотношений между макросубъектами социальной и экономической структуры общества — организациями, государством, обществом в целом. Макроуровневый подход особенно значим для экономик переходно­го периода, в которых происходит трансформация основных эконо­мических институтов. Несоблюдение этических принципов на мак­роуровне, как правило, приводит к бесполезной трате усилий на ре­шение частных этических проблем на уровне трудового коллектива.

В Декларации Ко предложены также ключевые принципы взаимоотношений на микроуровне, т. е. организации с поку­пателями, владельцами (инвесторами), персоналом, поставщи­ками, конкурентами.

Так, во взаимоотношениях организации с покупателями клю­чевыми должны стать следующие принципы:

  • обеспечивать своих клиентов товарами и услугами высше­го качества в соответствии с их требованиями;
  • обходиться с ними честно во всех аспектах своей коммер­ческой деятельности, обеспечивая высокий уровень обслу­живания для удовлетворения их потребностей;
  • принимать необходимые усилия для гарантии того, что това­ры и услуги будут поддерживать или улучшать здоровье и без­опасность клиентов, а также состояние окружающей среды;
  • гарантировать уважение человеческого достоинства в пред­лагаемых товарах, маркетинге и рекламе; уважать целост­ность культуры клиентов.

Отношения организации с владельцами (инвесторами) дол­жны строиться на следующих принципах:

    • обеспечивать профессиональный и тщательный менеджмент для гарантирования справедливой и конкурентоспособной прибыли на капитал владельцев и инвесторов;
    • обеспечивать владельцам и инвесторам открытый доступ к информации, ограниченный только рамками закона и усло­виями конкуренции;
    • сохранять, защищать и приумножать активы владельцев и инвесторов;
    • с вниманием относиться к их требованиям, предложениям, резолюциям.
    Читайте также:  Каждый предприниматель помнит что в бизнесе репутация фирмы превыше прибыли

    Отношения организации с персоналом рекомендуется строить на следующих принципах:

        • обеспечивать работников работой и заработной платой, ко­торые повышают их уровень жизни;
        • создавать условия труда для работников, не наносящие ущер­ба их здоровью и человеческому достоинству;
        • быть честным в общении со своими работниками и обеспе­чивать им открытый доступ к информации, ограниченный лишь рамками закона и условиями конкуренции;
        • прислушиваться и по возможности реагировать на предло­жения работников;
        • в случае возникновения конфликтов участвовать в открытых переговорах с трудовым коллективом;
        • избегать дискриминационной политики и гарантировать персоналу равные права и возможности независимо от пола, возраста, расовой принадлежности и религиозных убежде­ний;
        • стимулировать в рамках своего бизнеса использование труда работников с различным профессиональным уровнем на тех участках, где они могут принести наибольшую пользу;
        • обеспечивать охрану труда во избежание несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
        • поощрять работников и помогать им в развитии необходи­мых навыков и умений, внимательно относиться к серьез­ным проблемам занятости, часто связанным с принятием решений в бизнесе, а также сотрудничать с правительствен­ными органами, трудовыми объединениями, другими служ­бами и друг с другом по вопросам размещения рабочей силы.

        ВОПРОС №3. «ДВЕ­НАДЦАТЬ ПРИНЦИПОВ ВЕДЕНИЯ ДЕЛА В РОССИИ», РАЗРАБОТАННЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫМ ФОНДОМ «РОССИЙСКАЯ ДЕЛОВАЯ КУЛЬТУРА».

        Стремясь учесть специфику деловой культуры, Национальный фонд «Российская деловая культура» разработал документ «Две­надцать принципов ведения дела в России», призывающий предпринимателей к утверждению следующих принципов деловых отношений (см. таблицу).

        Общие этические принципы деловых отношений должны быть использованы для выработки любой организацией и руководите­лями собственных этических систем.

        ПРИНЦИПЫ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

        Наименование группы принципов

        Источник: studfile.net

        Деловая этика: понятие, принципы, нормы, особенности

        Деловая этика - принципы, понятия

        Деловая этика — комплекс правил, этических норм, соблюдающихся деловыми людьми в корпоративной среде. Такая этика затрагивает не только отношения внутри компании, но и за ее пределами. В частности, ее правила соблюдаются при общении с партнерами по бизнесу. При этом этика деловых отношений является общепринятой и содержит нормы, которые применяются не только в общих, но и в конкретных ситуациях.

        Принципы деловой этики

        Основные общепринятые принципы:

        • Ответственность за действия в деловой сфере;
        • Уважение к участникам бизнеса.

        Расширенный список принципов, основанных на философии в совокупности с практическим опытом делового мира, сформулирован Л. Хосмером, социологом из США. Эти принципы базируются на соблюдении определенных правил. В частности, необходимо исключать действия, которые:

        • Противоречат интересам компании, бизнеса;
        • Нельзя будет продемонстрировать, рассказать о них открыто;
        • Не способствуют формированию чувства локтя, ощущения того, что все работают для достижения 1 цели;
        • Нарушают закон, причем следует учесть, что в законе всегда прописываются минимальные общественные моральные нормы;
        • Не несут пользы обществу, а также компании, бизнесу;
        • Направлены на рекомендации другим, при этом себе того же не пожелал бы, оказавшись в похожей ситуации;
        • Нарушали бы права тех, с кем в ходе ведения дел приходится контактировать;
        • Были бы направлены на получение максимальной прибыли с нарушениями закона и рыночных требований, без учета всевозможных затрат. Согласно аксиомам экономической теории, при противоположном подходе можно утверждать о высокой степени производственной эффективности;
        • Могут стать причиной несправедливости по отношению к более слабым участникам деловых отношений;
        • Способны препятствовать другому человеку в реализации его права на саморазвитие, самореализацию.
        Читайте также:  Бизнес на макулатуре с чего начать

        Культура делового общения – что это такое

        Нередко можно услышать мнение, что деловая этика – это то же самое, что и культура делового общения. В общем можно сказать, что такое мнение верно. Культура не может существовать без этики. Отношения могут быть культурными, что подразумевает под собой их этичность. Однако под культурой принято понимать более емкое понятие.

        Она отображает реальность со семи положительными и неположительными проявлениями. В свою очередь, этика состоит из норм, правил, которые принято применять в деловых кругах.

        Деловой человек обязан придерживаться культуры делового общения. Основные аспекты касаются доброжелательности к оппоненту, отсутствия плохого настроения, способного негативно повлиять на ту же беседу, а также необходимости проявлять заинтересованность темой. Придерживаясь хотя бы трех важных аксиом, уже можно утверждать о том, что деловой человек имеет представление о культуре делового общения.

        Понятия деловой этики: этикет, нормы, кодекс

        Понятие деловой этики связано не только с культурой делового общения. Прямую связь этика имеет с деловым этикетом. Последний представляет собой комплекс норм, правил, которые используются для ведения работы в определенном стиле, с определенной манерой, определяют они особенности проведения деловых переговоров, а также внешний вид и пр. Деловой этикет в той или иной стране может иметь свои оригинальные отличия, о которых необходимо знать деловым иностранцам, если они желают найти выгодные пути сотрудничества.

        Существует и такое понятие как нормы деловой этики. При этом они являются общепринятыми. На них не влияют национально-культурные и другие особенности. К ним относится:

        Этика делового поведения

        • Пунктуальность.

        Предопределяет умение все делать своевременно, рассчитывать свое время. Пунктуальный бизнесмен – это человек, на которого можно положиться. Профессионалы не только свое время умеют беречь, но и чужое.

        Соблюдение конфиденциальности – одно из главных и неоспоримых по своей важности правил делового мира. Причем речь идет не только о каких-то бизнес деталях. Обсуждение даже личной жизни коллег по работе считается дурным тоном.

        • Способность думать и о себе, и о других.

        В деловой сфере не принято проявлять эгоизм, неуважение, нетерпимость. Недопустимо высокомерие, которое следует отличать от уверенности в себе.

        • Соблюдение делового этикета в плане поведения, внешнего облика.

        Знание норм делового этикета по формированию внешнего вида позволяет обеспечивать соблюдение норм деловой этики.

        Умение правильно, грамотно строить свою речь, понятно изъясняться путем других форм коммуникаций, а также наличие профессиональных знаний, которые касаются бизнеса – это обязательные составляющие, которые должны присутствовать в жизни современного делового человека.

        Еще одним понятием деловой этики следует считать кодекс деловой этики. Как бы громко ни звучало это понятие, однако оно имеет достаточно узкое значение в плане применения. Кодекс деловой этики – нормативный акт локального характера. Это свод правил, норм, устанавливаемых в конкретной компании и обязательных для применения сотрудниками этой компании.

        Читайте также:  Это забавная история о бизнес леди и несерьезном но добром мужчине

        Этика делового поведения

        Этика делового поведения – это система индивидуальных поступков, действий, которая связана с реализацией, достижением деловых интересов индивида. Она включает особенности взаимодействия с партнерами по бизнесу, руководителями, коллегами и подчиненными. Деловое поведение реализуется посредством:

        • Делового общения, которое выстраивается на основе деловой культуры, деловой профессиональной этики;
        • Установления взаимных отношений, а также принятия решений, которые способствуют успеху дела;
        • Уважения к тем, с кем приходится общаться в ходе ведения бизнеса.

        Как ведет себя бизнесмен при деловом общении, как устанавливает контакты, как принимает решения – все это формирует понятие делового поведения, на что влияет и уважение, которое включает в себя:

        • Вежливость;
        • Соблюдение иерархии;
        • Грамотное сочетание паритета и приоритета.

        Деловая этика в России

        Этика делового поведения

        В России существуют свои особенности деловой этики с учетом того, что общепринятые в мире этические нормы отечественные бизнесмены, ведущие дела на международном уровне, все-таки соблюдают. К таким особенностям относятся следующие моменты:

        • Как показывает практика, общение в российской деловой сфере начинается с искреннего приветствия, обязательного рукопожатия. У нас принято обращаться к собеседнику по имени-отчеству;
        • Если во всем мире общение деловых людей сопровождается спокойным голосом, то в России допустимо некоторое повышение тона, жестикуляция и даже резкие интонации;
        • За рубежом признаком проявления уважения считается обращение: «Как дела?». Россиянин, даже если он деловой человек, почему-то решает при таком вопросе, что ему нужно рассказать обо всем, что касается состояния его дел;
        • В России деловые люди практически не улыбаются, что странно, если сравнивать с манерой поведения деловых иностранцев;
        • Российские бизнесмены часто общаются на близком расстоянии, чего не стоит делать при общении с зарубежными партнерами. Иностранцы могут посчитать такое поведение фамильярным;
        • Только в последние годы деловые россияне стали более скрупулезно относиться к своему внешнему виду. А ведь во всем мире уже давно принято следовать определенным нормам делового этикета, которые определяют, как должен выглядеть бизнесмен;
        • Деловые люди из России в общении с иностранными партнерами могут высказываться некорректно и непонятно, что делать категорически нельзя, если в ходе тех же переговоров происходит прояснение очень важных бизнес вопросов.

        Заключение

        Анализ всего вышенаписанного приводит к следующему выводу. Современный деловой человек обязан знать обо всех нормах, правилах деловой этики. И не только знать, но и применять их на практике. Понятно, что деловая этика в России имеет свои особенности, но некоторые из них не следует демонстрировать при общении с иностранными партнерами.

        Цивилизованное деловое поведение должно строиться на принятых во всем мире нормах. И тогда можно быть уверенным в достижении всех поставленных на своем пути целей.

        При желании пройти обучение и научиться использовать полученные знания на практике можно воспользоваться нашей помощью. Специалисты нашей компании проводят тренинги по деловой этике, которые позволяют освоить основы делового поведения на разных уровнях взаимодействия.

        Поделиться в соц. сетях

        Источник: training-partner.ru

        Рейтинг
        ( Пока оценок нет )
        Загрузка ...
        Бизнес для женщин