Экономика формируется на основе рыночных отношений между хозяйствующими субъектами разного уровня организации. Основным звеном национальной экономики является предприятие. Оно связывает государство и население. Коммерческие организации не только формируют бюджет страны, но и обеспечивают потребности общества.
Предпринимательская деятельность создает рабочие места, упорядочивает спрос и предложение на внутреннем рынке, а также способствует развитию научно – технического прогресса. В целом, успешность коммерческой деятельности обеспечивает стабильность экономики, а также создает условия для ее роста и развития.
Предприниматель действует в условиях рынка, который формирует условия неопределенности для принимаемых управленческих решений. Неопределенность характеризуется следующими параметрами:
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
- Информационной недостаточностью, которая возникает вследствие отсутствия полноты информации и знаний о всех возможных факторах.
- Вероятностью возникновения случайностей, способных нанести определенный ущерб компании.
- Противодействием внешней среды в лице управляемых и не управляемых факторов.
Определение 1
Алексей Венедиктов*, Ольга Бычкова и Лиза Аникина / #СлухайЭхо // 24.05.2023
Предпринимательский риск – это вероятность потери вложенных средств и ресурсов, а также возможность недополучения планируемой пробыли.
Кроме того, риск может привести к дополнительным финансовым и имущественным расходам.
Замечание 1
Предпринимательская деятельность всегда сопряжена с риском, который практически невозможно исключить. Однако, профессиональный подход к оценке и анализу рисков помогает принимать управленческие решения, которые сбалансируют уровень потенциального риска и дохода.
«Предпринимательский риск в России»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Предпринимательские риски в России
Переход от плановой экономической модели к рыночной в России сопровождался кризисными и структурными изменениями. Выбранный государством метод «шоковой терапии» привел к резкой смене форм собственности, внедрению рыночных отношений, свободе ценообразования и предпринимательских отношений. С одной стороны такой подход ускорил развитие новой модели экономических отношений.
С другой стороны привел к глубокому кризису многих отраслей экономики. Прежде всего пострадали убыточные отрасли, где большую часть расходов брало на себя государство. В условиях рынка руководители предприятий оказались в условиях неопределенности и высокой вероятности появления рисков. В ходе приватизации, изменений экономических институтов было сложно управлять коммерческими организациями. Помимо внутренней реструктуризации предприятий экономика страны переживала спад и рост инфляции, которые оказывали прямое неконтролируемое влияние на хозяйствующие субъекты.
Такой бурный переход способствовал возникновению специфических предпринимательских рисков, характерных для России. Крупные предприятия государственного значения до сих пор сохранили некоторые внутренние процессы, оставшиеся от плановой экономики. Многие из них используют старое оборудование, которое повышает риски возникновения поломок и техногенных катастроф.
Переходный период характеризуется перестройкой всех систем, в том числе и законодательной. Несовершенство законов, описывающих предпринимательскую деятельность в России также формирует факторы внешней среды напрямую оказывающие влияние на хозяйствующие субъекты.
Так, предпринимателям приходится действовать в условиях незащищенности собственности, правовых сделок и договорных отношений. Большое влияние оказывает налогообложение и несовершенство государственного аппарата, обеспечивающего фискальную функцию. Отсутствие ранжирования налога на прибыль для компаний разного уровня приводит к тому, что в стране развивается крупный и малый бизнес. Для среднего бизнеса налоговое законодательство является одним из важнейших рисков потери финансовых доходов.
Экономический спад, а также кризисы повлияли на потребительский спрос. Спрос во многом определяет деятельность предприятий, способствует их развитию и адаптации к изменяющимся условиям рынка. Снижение общего уровня жизни и доходов напрямую влияет на прибыльность предприятий, а также их сферу деятельности. Однако, при грамотном управлении коммерческим субъектом даже в условиях снижения спроса и экономии, предприниматель может выбрать такие стратегии, которые позволят зарабатывать даже при высоких рисках неполучения прибыли.
Самыми защищенными от коммерческого риска являются крупные предприятия, выполняющие госзаказы. Малый и средний бизнес постоянно находятся в условиях коммерческих потерь. Такая тенденция является одной из стороны рыночных отношений. Однако, внедрение интернет – технологий в систему российского бизнеса позволило снизить риски в области реализации продукции для малого бизнеса.
Замечание 2
Предприниматели стараются организовать свои бизнес – процессы так, чтобы можно было проанализировать финансовое состояние на любом этапе деятельности. Такой подход позволяет быстро реагировать на постоянно меняющиеся факторы внешней и внутренней среды.
Государственное регулирование предпринимательской деятельности в России
В условиях переходной экономики России сохраняется регулирующая роль государства. Хотя для рыночной модели характерен низкий уровень государственного контроля, однако на этапе перехода он необходим для сохранения стабильной социально – экономической обстановки.
Можно выделить основные функции государства в становлении предпринимательства:
- разработка мер по регулированию предпринимательской деятельности;
- создание механизма по обеспечению прав участников рынка;
- установление мер и стандартов;
- разработка системы разрешения коммерческих споров;
- стабилизация национальной экономики;
- обеспечение социальной защиты населения, в том числе и трудовой.
Контроль со стороны государства может быть прямым и косвенным. Косвенный включает в себя налоговые, льготные инструменты, а так же функции по контролю цен на определенную продукцию и ресурсы. Кроме того, государство обеспечивает базу для подготовки необходимых специалистов.
Прямое воздействие оказывается в случае возникновения экономических кризисов, социальных потрясений. Снижение криминальности бизнес — структур так же входит в сферу государственного регулирования.
Отметим, что государственное регулирование берет на себя часть неконтролируемых со стороны предпринимателей рисков. Полностью исключить эти риски невозможно. Однако, комплекс государственных мер по их минимизации и контролю, позволяет создать стабильную среду для развития предпринимательства в России.
Источник: spravochnick.ru
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РИСКИ В РОССИЙСКОМ БИЗНЕСЕ. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РИСКОВ НА ПРИМЕРЕ ПАО «ГАЗПРОМ» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михайлов И.Ю., Комаров А.В.
В статье представлен анализ исследования рисков в российском бизнесе. Рассматриваемый период составляет с 2005 по 2012 год. За этот промежуток времени были выявлены основные направления развития риск-менеджмента в России. В ходе исследования были опрошены менеджеры и предприниматели из разных сфер российского бизнеса. Было установлено, как бизнесмены предпочитают бороться с экономическим риском на своих предприятиях. Во второй части работы, на примере Транснефти и Газпрома были рассмотрены методы борьбы с экономическими рисками двух крупных монополий .
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Михайлов И.Ю., Комаров А.В.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РИСКИ В РОССИЙСКОМ БИЗНЕСЕ. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РИСКОВ НА ПРИМЕРЕ ПАО «ГАЗПРОМ»
Влияние рисков на эффективность предпринимательской деятельности
Методы оценки эффективности МСФО
ФАКТОРЫ РИСКА В ОРГАНИЗАЦИЯХ НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ
Угольный бизнес в Кузбассе: факторы риска
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РИСКИ В РОССИЙСКОМ БИЗНЕСЕ. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РИСКОВ НА ПРИМЕРЕ ПАО «ГАЗПРОМ»»
1. Ермолаев Д.В., Минакова И.В. Управление социально-эконмическим развитием региона: теоретико-методические основы и институциональные ограничения: монография / И.В. Минакова, Д.В. Ермолаев. — Курск: Юго-Западный государственный университет. — 99 с.
Михайлов И.Ю. студент 3 курса Комаров А.В., к.п.н.
кафедра «Экономическая история и история экономических учений» Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации
Россия, г. Москва ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РИСКИ В РОССИЙСКОМ БИЗНЕСЕ.
АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РИСКОВ НА ПРИМЕРЕ ПАО
Аннотация: в статье представлен анализ исследования рисков в российском бизнесе. Рассматриваемый период составляет с 2005 по 2012 год. За этот промежуток времени были выявлены основные направления развития риск-менеджмента в России. В ходе исследования были опрошены менеджеры и предприниматели из разных сфер российского бизнеса.
Было установлено, как бизнесмены предпочитают бороться с экономическим риском на своих предприятиях. Во второй части работы, на примере Транснефти и Газпрома были рассмотрены методы борьбы с экономическими рисками двух крупных монополий.
Ключевые слова: экономические риски, экономические неопределенности, борьба с рисками, монополия, минимизация рисков, уклонение от рисков.
Экономические риски предприятий — одно из важнейших явлений в хозяйственной жизни современной России, требующее особенно пристального изучения и развития. По данным обширного мониторинга, проведенного в период с 2005 по 2012 годы и состоявшего из опросов менеджеров и собственников различных российских компаний, более 80% респондентов признают деятельность своих фирм рисковой. [2] Наибольшего значения уровень опасности рисков достиг в 2010 году, что было вызвано посткризисным периодом и рецессией многих отраслей народного хозяйства. Коэффициент угрозы экономических неопределенностей возрос в полтора раза в сравнении с аналогичным значением 2008 года.[2]
Менеджеры российских предприятий, как и их зарубежные коллеги, на перовое место среди рисковых явлений выдвигают внешние риски. Уровень
внутренних рисковых процессов вызывал беспокойство у респондентов в 5-7 раз меньше, нежели внешние неконтролируемые события.[2] Такой существенный разрыв может объясняться несформированностью рыночный инфраструктуры России и не отлаженностью противорисковых механизмов самих предприятиях для минимизации внешних угроз. Особо значимыми внешними рисками, по мнению респондентов, выступают: появление технологических и продуктовых инноваций, ухудшение социально-экономической ситуации в регионе, изменение нормативной институциональной среды хозяйствования, вступление в ВТО и риск усиление иностранной конкуренции. Значительно снизилось негативное отношение во взаимодействии с федеральными органами власти: в сравнении с 2008 годом этот показатель упал с 45.4% до 29% в 2012 году.[2]
Из внутренних факторов риска предприятия наиболее существенными оказались:
a) в сфере реализации продукции,
b) в сфере снабжения,
c) ошибок персонала и нарушения производственной дисциплины,
ё) в системе управления предприятием.
В 2012 году в этот список согласно мнению респондентов были включены риски, связанные с резким падением спроса на продукцию предприятия и спадом промышленного развития в регионе.
Уровень развития антирисковой политики в российской бизнес среде достаточно низок. Функция управления рисками по состоянию на 2012 год была реализована только на 19% изученных в ходе опроса предприятий.[2] Подавляющее большинство респондентов указали, что управление рисками в их компаниях возложено на руководителей; доля организаций с самостоятельными антирисковыми подразделениями невелика. Преимущественно она состоит из крупных предприятий с годовым оборотом более 500 млн. рублей.[2]
Из областей хозяйственной деятельности наиболее рисковыми респонденты считают: финансовую, оперативную, аспекты политики стратегического планирования, маркетинговые мероприятия. Несмотря на понимание особой важности этих сторон предпринимательской жизни, связанных со многими неопределенностями, комплексного подхода по борьбе с рисковыми воздействиями, распространяющихся на несколько областей сразу, практически не используется. Подобное положение в методах антирисковой политики коренным образом отличается от общемировых тенденций по борьбе с хозяйственными неопределенностями.
Наиболее популярными методами минимизации рисков по данным последнего опроса являются подходы по избеганию рисков, распределению ответственности за них между партнерами, диверсификация продукции и производственных видов деятельности. Последний вариант распространен в
основном в сфере крупного и среднего бизнеса.
Основными показателями успешности антирисковой политики на российских предприятиях считаются: улучшение обобщенных экономических показателей и увеличение доли рынка. Подобный способ агрегированный оценки не позволяет с точностью судить о всех аспектах успешности функции по борьбе с рисками.
Согласно данным мониторинга в 2012 году 45% и 40% опрошенных менеджеров-практиков главными недостатками антирисковой политики на российских предприятиях соответственно признали слабость подготовки специалистов и отсутствие внятных методических рекомендаций в области экономической неопределенности.^] Около 13% респондентов по данным опроса 2012 года не имеют четких сведений о результативности антирисковой политики.[2]
На сегодняшний день антирисковая политика в частном секторе российской экономике проходит этап своего становления. Существует множество проблем, требующих скорейшего решения: немногочисленность предприятий с внедренной функцией по управлению рисками, недостаток профессиональных риск менеджеров в штате компаний, неразвитость современных методов борьбы с неопределенностями и т.д. Для успешного преодоления всех этих трудностей российские фирмы должны, прежде всего, ориентироваться на общемировые тенденции минимизации рисков, стараясь адаптировать зарубежный опыт под специфику российских условий. Необходимо активное регулирование и помощь государственной власти, с целью скорейшего формирования полноценной и разветвленной инфраструктуры частного предпринимательства. От результативности проведения всех этих мероприятий зависит конкурентоспособность и эффективность российского бизнеса.
Экономические риски ПАО «Газпром» Производственно-транспортные риски Самый крупный сегмент производственных рисков группы «Газпром» связан с переработкой, добычей и транспортировкой природных углеводородов. Основные группы экономической неопределённости можно выделить по следующим факторам: технологический, технический, природно-климатический и антропогенный. Наиболее значимые, из производственного цикла, риски сопряжены с исследованием природных месторождений и их последующей эксплуатацией. От успешности и рентабельности проведенных поисковых процедур зависит общая выручка от главный деятельности компании по экспорту газа, составившая к 30 сентября 2014 года 2 423 172 млн. рублей ( приблизительно на долю чистой выручки от продажи газа приходилось 56% от общего объема чистой выручки от продаж).[2]
Для минимизации перечисленных рисков используется специальная
структура Единый системы газоснабжения (ЕСГ), позволяющей при возникновении опасности или наступления аварии перераспределить потоки подставок по резервным маршрутам. «Газпромом» разработана комплексная политика по защите труда и промышленной безопасности; для ликвидации ущерба от форс мажорных событий компания и ее дочерние структуры осуществляют масштабную программу страхования (имущества, остановки производства, ремонта и строительства). Оценка месторождений производится независимыми экспертами в соответствии с международными стандартами РЯМБ. Для геологической разведки природных запасов используется новейшее оборудование; окончательное решение о начале разработке месторождения согласуются с Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых.
Основная группа транспортных рисков генерируется транзитной спецификой газового экспорта. Транспортные расходы за первые 9 месяцев 2014 года составили 22 239 млн. руб. Большинство поставок углеводородов в Европу осуществляется через Украину, Белоруссию и Молдову. Это сопряжено с угрозой невыполнения партнерами своих обязательств по поставочным контрактам. Для уменьшения этих рисков осуществляется переход на общепринятые мировые стандарты ценообразования для стран транзисторов, диверсификацию экспортных маршрутов (строительство второй нитки газопровода «Северный поток», дальнейшее развитие «Южного потока»), расширение подземных хранилищ на территории импортеров, улучшение технологий и расширение методов доставки сжиженного газа.
Газпром — это крупнейший экспортер газа в Европу. Объём топливных поставок в ЕС в 2014 году увеличился на 23,4 процента по сравнению с предыдущим годом и составил 139,32 миллиарда кубометров.[3] Основные производственно-сбытовые интересы компании сосредоточены именно на европейском рынке. Однако это влечет за собой существенные риски.
В Европе активно внедряются и используются механизмы либерализации цен, стимулирование конкуренции, увеличение доли альтернативных источников энергии. В последние годы заметно усиливается тенденция по отделению сетей транспортировки от производства природного газа. Это ухудшает состояние экономической неопределенности по долгосрочным проектам на территории ЕС. Для управления подобными рисками в основе производственно-сбытовой политике Газпрома лежит система долгосрочных контрактов, что обеспечивает дополнительную надежность для реализуемых проектов. С целью снижения зависимости от европейских импортеров «Газпром» рассматривает вопрос об увеличении своих позиций на рынке стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Риски, связанные с интеграцией, диверсификацией и правовым обеспечением деятельности.
В 2005 году группа «Газпром» приобрела 75.68 % акций компании «Сибнефть», преобразуя ее в «Газпром нефть». Покупка стимулировало «Газпром» к расширению своей доли рынка электроэнергии. Компания активно развивает производство, связанное с СПГ (сжиженный природный газ). Для минимизации рисков интеграции и диверсификации «Газпром» постоянно совершенствует внутрикорпоративную структура; дочерние организации при вхождении в состав группы реорганизуются в соответствии со стандартами главной компании( включая численность работников и устройство системы управления).
Большая часть денежных потоков «Газпрома», формирующих его доход, исчисляется в валюте: долларах и евро. В то время как основные затраты осуществляются в рублях. Часть долгового портфеля «Газпрома» приходится на кредиты иностранных банков. Из-за чего экономико-финансовое положение компании находится в определенной зависимости от инфляционных и валютно обменных процессов. На 30 сентября 2014 года курсовая разница составляла 47 360 млн. рублей.
Негативное воздействие на состояние компании может оказать некачественное выполнение своих обязательств многочисленных контрагентов. Рост цен на энергоносители вынуждает поднимать цены в странах постсоветского пространства, что может привести к несоблюдению сроков оплаты ввиду относительно низкой платежеспособности государств этого региона. Чистая выручка от продажи газа в страны бывшего Советского Союза уменьшилась за девять месяцев 2014 года по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. на 95 929 млн. руб., или на 25%, и составила 289 715 млн. руб.[4]
Риски роста прямых затрат наблюдались в строительном секторе нефтегазовой отрасли в докризисный период. Процент увеличения капитальных затрат опережал темпы инфляции. С 2008 года положения по отдельным статьям улучшилось, однако существует опасность рецидива.
Для минимизации финансово — кредитных рисков применяются следующие меры:
1) Компания проводит обстоятельную и рациональную политику на основе применения инструментов финансового хеджирования. В специальном Положении об учетной политике для целей налогообложения ОАО «Газпром» существуют пункты обусловливающие провидение тактики хеджирования валютных и иных рисков. Для дополнительной стабилизации положения по валютным обязательствам «Газпром» поддерживает пропорции валют в долговом портфеле с их соотношением в выручке.
2) Российская Федерация является держателем контрольного пакета акций компании. В государственном портфеле находится 50,002% всех акций. Представители госструктур входят в состав Совета директоров,
который утверждает и разрабатывает планы по финансовым и инвестиционным программам. Непосредственное участие государства, соответствующий контроль и поддержка заметно снижают финансово -кредитные риски предприятия. Показатели прибыли газодобывающей компании страны к 30 сентября 2014 года составили 876 331 млн. рублей, увеличившись по сравнению с 2013 годом почти на 30 000 млн. рублей.[5]
3) В целях снижения рисков по контрактным и партнерским обязательствам ряда стран «Газпром» использует специальную шкалу внутреннего кредитного рейтинга( Методика оценки кредитных рисков). Основу ее структуры составляют показатели кредитоспособности контрагентов и их непрерывный мониторинг.
4) Для снижения рисков роста затрат, в частности в строительный сектор, «Газпром» применяет метод конкурентных закупок для выбора поставщиков.
1. Информационно аналитический портал «Транспорт Нефти» «Новый проект Транснефти». http://www.transport-nefti.com/
2. Качалов Р.М. Управление экономическим рискам в российском бизнесе: мониторинг 2005-2012 гг.// Российский экономический барометр — 2012 -3(47) — с.7 [электронный источник] URL: www.imemo.ru
3. Новостное онлайн издание Лента. Ру http://lenta.ru «Газпром» за год нарастил экспорт в Европу на четверть — 2014 г.
4. ОАО «Газпром» Анализ и оценка руководством финансового положения и финансовых результатов деятельности
5. ОАО «Газпром» Консолидированная промежуточная сокращенная финансовая отчетность, подготовленная в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО)
6. «Транснефть» построит нефтепродуктопровод для «Лукойла» до Новороссийска онлайн портал «Ведомости» http://www.vedomosti.ru/
7. Транснефть: Финансовая отчетность по МСФО www.transneft.ru
8. Транснефть: Финансовая отчетность по МСФО www.transneft.ru
9. Транснефть: о компании // transneft.ru
10. Комаров А.В., Михайлов .Ю. Ненаблюдаемая экономика в России: ее становление и состояние на данный момент //Экономика, социология и право. — М., 2015. — № 1. — С. 79-84.
11. Комаров А.В., Лабусов М.В. Антимонопольное регулирование в РФ на современном этапе: проблемы и перспективы. //Научные записки молодых исследователей. — М., 2014. — № 6. — С. 17-21.
12. Комаров А.В., Денисова Ю.Э. Развитие малого и среднего бизнеса в России. //Проблемы социально-экономического развития России на современном этапе: материалы VI Ежегодной Всероссийской научно-практической конференции (заочной): в 2 частях. Часть 1 /М-во обр. и науки
РФ ФГБОУВПО «Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина; [отв. ред. А.А. Бурмистрова]. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес — Наука — Общество», 2013.
С. 229-235.
13. Комаров А.В., Нагибин Г.В. Основные проблемы российской экономики на современном этапе. // Экономика, социология и право: журнал научных публикаций. — №7 (июль), 2014 г.: материалы XVII междунар. науч.-практ. конференции «Экономика, социология и право: новые вызовы и перспективы», г. Москва, 3-4 июля 2014 г. /Науч.-инф. издат. центр «Институт стратегических исследований». — М.: Изд-во «Спецкнига», 2014. С. 47-49.
Моисеев А.Л. магистр Сярдова О.М., к. э.н. научный руководитель, доцент кафедра менеджмента организации ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет»
Россия, г. Тольятти
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ
Аннотация: В статье рассматриваются основные проблемы и направления совершенствования материально-технического обеспечения отечественных предприятий.
Ключевые слова: материально-техническое обеспечение, эффективность, автоматизация, принципы логистики .
В современном мире ни одно производство не может обойтись без привлечения ресурсов из внешней среды. Организация такого привлечения ресурсов носит обобщающее название — материально-техническое обеспечение. Оно является начальным звеном производственного процесса. От организации снабжения, своевременности поставок материальных ресурсов на производство в необходимом ассортименте, количестве и соответствующего качества, в значительной мере зависят равномерный и ритмичный выпуск готовой продукции, ее качество и как результат — уровень прибыли и рентабельности предприятия.
Деятельность по организации и управлению материально-техническим обеспечением (МТО) направлена на то, чтобы предприятие получило необходимые по качеству и количеству сырье, материалы, комплектующие в нужное время, от надежных поставщиков, своевременно выполняющих свои обязательства, с хорошим уровнем сервиса и по оптимальной цене.
Материально-техническое обеспечение предприятия — это процесс
Источник: cyberleninka.ru
Риски в экономической деятельности в Российской Федерации
Основные риски в экономике России на современном этапе
В современных кризисных условиях очень важными являются меры, принимаемые правительством РФ для поддержания экономической активности в стране. Однако эти меры одновременно являются и основными рисками для российской экономики. Проблема усиления рисков весьма актуальна на современном этапе.
Перемены, происходящие в российской экономике на современном этапе, создают высокий рисковый фон для любой экономической деятельности.
Современный кризис в мировой экономике охватил все сферы жизнедеятельности российского общества и государства, что повлекло к возникновению и увеличению рисков разных типов, и в том числе рисков макроуровня, влияющих на эффективность деятельности хозяйствующих субъектов и уровень социально-экономического развития государства в целом.
Управление рисками макроуровня относится к числу тех проблем, которые должны быть поставлены во главу угла государственной политики, поскольку от решения вопросов создания общегосударственной системы управления рисками макроуровня зависит нормальное развитие и функционирование национальной хозяйственной системы страны. Обеспечение приемлемой величины рисков макроуровня позволяет добиться стабильного социально-экономического развития, результатом которого будет экономическая независимость государства, благоприятный инвестиционный климат, увеличение производительности труда, низкий уровень безработицы, повышение благосостояния и социальной защищенности граждан страны, лидирующие позиции России на международной арене. При этом нейтрализуется или уменьшается негативное воздействие разрушительных процессов, влияющих на развитие социально-экономической системы страны в целом и входящих в ее состав структурных элементов (отраслей, рынков и т.д.). Без обеспечения приемлемой величины рисков макроуровня, очень сложно решать какие либо задачи, стоящие перед страной, как на внутригосударственном, так и на международном уровне. В этом отношении обеспечение приемлемой величины рисков макроуровня выступает реальной основой жизнедеятельности общества, ближайших и более отдаленных перспектив его социально-экономического развития.
Основываясь на современных тенденциях в экономике можно выделить следующие основные риски в России:
- 1. Отсутствие свободных денежных средств привело к замедлению темпов роста частных инвестиций. Это существенным образом отразилось на таких секторах экономики, как строительство и т.д. Российский бюджет в серьезной степени зависит от цен на нефть, и это является самым важным риском.
- 2. Отток капитала из России, связанный с глобальным финансовым кризисом, который составил 10-15 миллиардов долларов. Отток капитала наметился в июле в связи с падением цен на нефть. Со временем он только усиливался на фоне глобального замедления, а также из-за опасений относительно политики РФ, касающейся иностранных инвесторов. Кроме того, отток капитала в течение последних нескольких месяцев сопровождался ухудшением ситуации на мировых финансовых рынках и ужесточением условий кредитования.
- 3. Снижение объемов кредитования. Темпы роста кредитования в России значительно снизились на фоне оттока иностранного капитала и замедления темпов роста депозитов.
- 4. Еще одним риском для российской экономики является ситуация в банковском секторе, который сейчас выглядит довольно слабым в условиях мирового финансового кризиса. Российские банки вносят 60%-ный вклад в рост ВВП страны, однако все может сильно измениться в ближайшее время. Банковская система в России сильно концентрированна. 30 первых банков владеют примерно 70% банковских активов. Подконтрольные государству банки доминируют. Только первые четыре государственных банка владеют 40% активов всей банковской системы и хранят 50% всех депозитов на своих счетах. Частные банки небольшие, и именно они сейчас подвержены высокому риску, поскольку из-за сильной концентрации депозитов на счетах госбанков они осуществляли свою деятельность, полагаясь в основном на внешнее фондирование. Для 30 крупнейших российских банков отношение займов к депозитам в среднем составляет 140%. При этом у некоторых из них данный показатель достигает 200%. Поэтому неудивительно, что с началом оттока средств иностранных инвесторов из России и падения российского рынка акций, банки РФ оказались под сильным давлением, вызванным нехваткой ликвидных средств.
Однако поддержка частных банков в период кризиса очень важна для государства, поскольку проблемы в одном банке могут вызвать сложности во всей банковской системе благодаря «эффекту домино».
5. Кроме того, в 2009 г. под давлением оказался и рубль. Падение цены на нефть и правительственные займы привели к резкому снижению курса рубля. Обвал рубля по отношению евро и доллару, курс которых резко вырос до показателей начала 2008 г., может быть спровоцирован массовым оттоком иностранного капитала из России.
Согласно предварительной оценке ЦБ РФ, рост реального эффективного курса рубля к иностранным валютам в декабре 2008 г. в сравнении с декабрем 2007 г. составил 4,5% против 5,1% в 2007 г. Реальный курс российской валюты к доллару в сравнении с декабрем 2007 г. упал на 0,2% (+15% за такой же период 2007 г.), к евро — вырос на 5,3% (+5,8% в 2007)г., см. Реальный эффективный курс рубля отражает курс к корзине валют стран — основных торговых партнеров России с учетом инфляции. На него влияют девальвация и темпы роста потребительских цен по обе стороны — в России и странах, с которыми она ведет торговлю.
Еще в ноябре рост реального курса рубля был почти вдвое выше декабрьских темпов — 8,5%. В ноябре ЦБ четырежды ослаблял рубль к бивалютной корзине, подорожавшей с августа к началу декабря на 5,2%, но эффект девальвации нивелировался высокой инфляцией (12,5% с начала года по ноябрь).
Укрепление рубля особенно важно для корпоративного долга, так как большинство компаний и банков занимало в долларах, ориентируясь на его долгое падение.[3]
6. Сокращение золотовалютных резервов. Объем международных резервов России по состоянию на конец 2008 г. составлял 453,5 млрд. долл.- это на 21,9 млрд. долл. меньше, чем в предыдущую отчетную дату. В целях поддержки курса рубля Банк России за сентябрь-октябрь 2008 г. продал из золотовалютных резервов 57,5 млрд. долл. Переоценка золотовалютных резервов привела к их снижению на 30,1 млрд. долл. Это рекордное падение: оно составило 6% от общей суммы в 515,7 млрд. долл.
Объем международных резервов страны, ранее называвшихся золотовалютными, непрерывно рос в течение всего 2008 года. Если в начале года их общая стоимость оценивалась в 474 млрд долл., то уже в марте была превышена отметка в полтриллиона, а летом — в 590 млрд долл., в августе рост резервов прекратился, поэтому отметка в 600 млрд долл. так и не была пройдена. Государственные резервы буквально тают не по дням, а по часам. Бури на финансовых рынках, усиливающаяся инфляция по всему миру обесценивают государственные фонды.
- 7. Преобразование Стабилизационного фонда. Стабилизационный фонд России — финансовый резерв, созданный страной в 2004 г. и с тех пор пополняемый за счет отчисления в него сверхдоходов от экспорта нефти. Что касается цифр, то совокупный размер Стабфонда — около 150 млрд. долл. Основное назначение Фонда — способствовать стабильности экономического развития страны, являться одним из основных инструментов связывания излишней ликвидности, уменьшать инфляционное давление, снижать зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта сырьевых товаров. Также назначение фонда в выполнении функций стратегического назначения: выполнение обязательств Правительства РФ перед иностранными партнерами; погашение возможного дефицита бюджета страны. В 2008 г. Стабилизационный фонд России прекратил свое существование, разделившись на два фонда: Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Резервный фонд может расходоваться на финансирование бюджета, либо на погашение внешнего долга. Фонд благосостояния создан для софинансирования добровольных пенсионных накоплений. Если не вдаваться в подробности, то разница в следующем: Фонд национального благосостояния предназначен для рискованных инвестиций, а Резервный фонд размещается в консервативных инструментах. Формируются они, как и их предшественник, из нефтегазовых сверхдоходов. При этом он снижается, поскольку государству необходимо тратить средства на борьбу с финансово-экономическим кризисом. Под воздействием общемировых хозяйственных тенденций экономика России может ощутить серьезное недомогание еще при сохранении высоких нефтяных цен на мировом рынке;
- 8. Стагнация экономики. Одним из последствий глобального финансового кризиса является снижение темпов роста российской экономики. Падение мировых цен на нефть ведет к кризисному поражению национального хозяйства России, обвалу на фондовом рынке, падению промышленного производства, росту безработицы и усилению инфляции, резкому снижению потребления. В условиях осложнения внутриэкономической ситуации, а также падения мировых цен на нефть государство не располагает достаточными финансовыми ресурсами. Расходы правительства резко возрастают, в то время как поступления сокращаются. Время, уходящее на реализацию проектов, удлиняется, отдача от них значительно меньше или отодвинута на неопределенный срок. Некоторые проекты и вовсе окажутся замороженными или превратятся в долгострой. Замедление экономического роста, а то и спад в нашей стране чреваты не только экономическими, но и политическими проблемами. Поэтому важнейшей задачей современной политической и экономической системы России является ее способность адекватно реагировать на возможные риски. Поэтому проблема управления рисками в развитии национальной экономики приобретает первоочередное значение и позволяет всерьез говорить о необходимости разработки концепции ее решения. России предстоит адаптировать свою политику к функционированию в условиях глобального кризиса.
Источник: studwood.net