Макросреда представлена силами более широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреду, такими, как факторы демографического, экономического, природного, технического, политического социального и культурного характера.
Основные элементы внешней макросреды маркетинга составляют следующие факторы:
• природно-географические и экологические;
Демографические факторы связаны с характеристикой населения соответствующего рынка или его сегмента и включают такие основные показатели, как численность населения и его половозрастная пирамида, плотность населения, уровень и темпы рождаемости и смертности, процесс старения населения, миграции населения, удельный вес городского и сельского населения, плотность населения, изменения в представлении о семье и ее характере и т.д.
Природно-географические и экологические факторы представлены главным образом климатическими и ресурсными условиями конкретного региона. В этой части внешней макросреды маркетинга имеет большое значение задача обеспечения экологической защиты при организации и ведении бизнеса, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Факторы макросреды
Экономические факторы определены темпами экономического роста и объемами производства и торговли соответствующих регионов, уровнем и распределением текущих доходов, расходов и сбережений населения, кредитными возможностями и др.
Научно-технические факторы формируются условиями развития научно-технического прогресса, а именно: объемами государственных и частных капиталовложений в развитие науки и техники, количеством ученых, изобретателей и объемом запатентованных ими открытий и изобретений, известностью и оснащенностью научно-технических институтов и лабораторий и т.д.
новная направленность и характеристики государственного регулирования экономической жизни и т.д. Правовые факторы чрезвычайно важны для определения оптимальности и перспективности организации ведения бизнеса и маркетинговой деятельности. Специалист в области маркетинга при принятии решений должен учитывать правовые нормы, регулирующие предпринимательство в пределах конкретного рынка, обеспечивающие защиту прав потребителя и общественности, контроль за доброкачественностью и безопасностью товаров, охрану окружающей среды и т.д.
Культурные факторы во многом определяют индивидуализацию запросов потребителей по отношению к товарам и услугам и связаны с такими характеристиками, как уровень образования и профессия, степень приверженности основным традиционным культурным ценностям, религиозные представления, отношение к мирозданию, природе, обществу, отношение к самим себе, подверженность влиянию субкультурных факторов и референтных групп, жизненная позиция, стиль и образ жизни и т.д.
Социальные факторы характеризуются положением отдельных социальных слоев общества, распределением его по принадлежности к различным классам 1 , степенью полюсности или сглаженности различий в социально-экономическом положении отдельных групп населения, уровнем социальной стабильности или взрывоопасное™, характером социальных конфликтов и социальной борьбой и т.д.
Факторы макросреды
Изучение рынка
Комплексное изучение рынка
Изучение рынка предполагает исследование комплекса характеристик и данных, определяющих его особенности.
Во-первых, это изучение требований рынка к товару, т.е. требований покупателей к потребительским свойствам продукта и соответствующему набору сопутствующих продаже и потреблению товара услуг. В данной части исследований особое внимание должно быть уделено определению уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции и ее соответствия характеру запросов конкретного рынка и его сегментов.
Во-вторых, комплексное исследование рынка предполагает изучение его емкости, а также характера и эластичности спроса. Именно эти показатели определяют возможные перспективы сбыта продукции, динамику продаж и особенности необходимых для успешного продвижения товаров маркетинговых мер.
В-третьих, маркетологи-исследователи внимательно следят за уровнем цен и тенденциями их изменения.
В-четвертых, исследованию подвергаются фирменная структура рынка и состав партнеров фирмы, а именно: потребителей, посредников, поставщиков и конкурентов. При этом важно выявить не только активных покупателей товаров и услуг, но и потенциальные фирмы-нейтралы, которые еще не проявили заинтересованность в отношении данного товара, но могут рассматриваться как потенциальные покупатели и при должной организации маркетинговых действий продавца имеют шансы стать его активными партнерами. В отношении каждой фирмы, в зависимости от ее принадлежности к той или иной группе, проводятся соответствующие исследования степени ее надежности, платежеспособности, конкурентных слабостей и преимуществ и т.д.
В-пятых, объектами маркетингового анализа служат степень и характер рыночной конкуренции, а также маркетинговые методы работы конкурентов (их товарная, ценовая, сбытовая и коммуникационная политика).
В-шестых, исследуются формы работы, принятые в торговой практике по данному товару на данном рынке и его сегментах. Специалистов в области маркетинга и коммерсантов интересует, прямо или косвенно осуществляется большинство сделок купли-продажи, какие формы посреднических соглашений типичны, какие виды сделок применимы на данном рынке, какие формы торговли используются и т.д.
Емкость рынка
Емкость рынка в простейшем понимании этого термина представляет объем реализуемых товаров в течение года. Емкость рынка исчисляется, как правило, в физическом и стоимостном выражении на определенный период. Например: емкость рынка велосипедов города «N» составляет 200 тыс. шт. (50 млн руб.) в год.
Емкость рынка можно определить различными способами, два наиболее представительных из которых ниже и будут рассмотрены.
Во-первых, емкость рынка по данному товару определяется по формуле
Е = П+ И-Э + 3, где Е — емкость рынка данного товара;
П— объем производства данного товара на данном рынке (или его сегменте);
И — объем импорта данного товара;
Э — объем экспорта данного товара;
3 — дельта запасов, т.е. минус поступления в запасы и плюс поступления на рынок из запасов.
Во-вторых, емкость рынка по данному товару может быть получена иначе:
где Е — емкость рынка по данному товару;
К — количество потребителей данного товара на данном рынке; Т — количество данного или аналогичного товара, потребляемое
одним потребителем в год.
Фирмы обычно используют оба метода для взаимного контроля
и корректировки результатов.
Однако данные формулы определения емкости рынка весьма упрощенные, и, для того чтобы получить более точные, приближенные к реальности показатели, следует делать поправки на реэкспортную и реимпортную продукцию, на изменение покупательной способности населения, уровень доходов, уровень потребления, тенденции, структуру и обычаи потребления, стереотипы образа жизни, факторы предпочтения при выборе покупки и многие другие факторы, в результате чего для более точного определения данного показателя должны быть использованы многофакторные эконометрические модели.
Определяя емкость рынка, предприятие, выходящее на этот рынок, не вправе рассчитывать на полную ее величину, принимая во внимание присутствие и работу На рынке фирм-конкурентов. Поэтому важно также иметь данные о собственной доле на данном рынке (если предприятие уже присутствует на нем) и произвести расчет возможной доли на рынке в будущем (при выходе на рынок или при оценке результатов будущей своей деятельности). Доля на рынке подсчитывается по формуле Д = Пp: О× 100%,
где Д — доля предприятия на рынке;
Пр — объем продаж предприятия на рынке;
О — общий объем продаж данного товара на данном рынке.
Сегментирование потребителей – это обоснование (выделение) части рынка, в котором покупатели одинаково реагируют на потребительские свойства предлагаемых товаров, услуг. Данный процесс разделения общей совокупности потребителей на однородны целевые группы позволяет максимально учесть запросы покупателей и выгодно сфокусировать маркетинговые усилия.
Результатами процесса сегментации потребителей являются:
— быстрая адаптация к запросам покупателей и максимальное их удовлетворение;
— выявление неудовлетворенного спроса, позволяющего вносить необходимые коррективы в маркетинговые стратегии;
— органическая увязка концепции нового товара со стратегией жизненного цикла в целевом сегменте;
— усиление конкурентных преимуществ компании за счет своевременной оценки порога цен, выгодного ассортимента и сервисного обслуживания клиентов;
— формирование позитивного общественного мнения в целевых аудиториях покупателей.
Основными признаками (факторами) сегментации потребительских товаров являются следующие: а) географические: климат; рельеф; урбанизация; б) демографические: численность населения; уровень рождаемости; возрастная пирамида; количество мужчин и женщин; плотность населения; распределение населения по семейному положению и жизненному циклу семьи; национальность; в) экономические (имущественные): экономический уровень развития страны или региона; темпы роста ВНП; уровень доходов населения; уровень потребления; уровень сбережений; степень использования потребительского кредита; жилищные условия; г) социальные и культурные: социальное происхождение; социальное положение; профессия; образование; социальная среда и социальное окружение; религиозные верования; обычаи; д) психографические: черты характера; привычки; представления о самих себе; образ жизни; жизненная позиция; мотивы поведения; личностные характеристики; факторы покупательского поведения и др.
Критериями выбора сегмента являются: 1) количественные границы, 2) доступность сегмента, 3) устойчивость сегмента, 4) выгодность сегмента, 5) коммуникативность сегмента.
Стратегия сегментации рынка позволяет компании, учитывая свои сильные и слабые стороны, выбрать те из них, которые обеспечат концентрацию ресурсов именно в тех сферах деятельности, где компания имеет максимальные преимущества или, по крайней мере, минимальные недостатки.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
2. Основные факторы макросреды фирмы.
Тема 3 система маркетингового исследования и маркетинговой информации.
Рынок и его комплексное исследование.
Методы сбора информации для конъюнктурных исследований.
1. Рынок и его комплексное исследование.
- Изучение требования рынка к товару. Особое внимание уделяется определению уровня конкурентоспособности выпускаемого товара.
- технико-экономические показатели, включающие качество продукции и технологии;
- экологические показатели, т.е. соответствие товара требованиям защиты окружающей среды;
- эргонометрические показателей, связанные с учетом свойств человеческого организма (удобство эксплуатации, освещенность, зашумленность);
- эстетические показатели;
- соответствие стандартам;
- патентная чистота и защита;
- имидж и престижность товара;
- престижность торговой марки;
- экономичность использования товара.
- Изучение экономической конъюнктуры рынка.
- Емкость и характер рынка;
- Уровень цен и ценовую эластичность спроса и предложения в условиях рыночной конкуренции;
- Анализ рыночной сегментации проводится с целью выявления целевых рынков, наиболее соответствующих возможностям фирмы.
- Изучение фирменной структуры рынка: определение основных групп фирм, работающих на данном рынке.
- Изучение форм и методов, принятых в торговой практике: изучение того, какие формы посредничества типичны, какие приняты формы сделок и виды оплаты товара.
- Анализ социально-психологических особенностей покупателя позволяет определить мотивацию покупателя при покупке товара, выявить типы покупателей. Это помогает при выборе рекламных, маркетинговых средств и формировании ассортимента.
Источник: studfile.net
Факторы макросреды маркетинга
Макросреда (среда косвенного воздействия) маркетинга – совокупность факторов, которые оказывают влияние на микросреду маркетинга.
Замечание 1
В отличие от микросреды, макросреда маркетинга компании не находится под ее влиянием, то есть не контролируется организацией.
Функционирование маркетинговой системы любой организации происходит в макросреде, для которой характерно постоянное изменение факторов или их характеристик. Выделяют следующие факторы макросреды маркетинга:
- Демографические факторы
- Экономические факторы
- Природные факторы
- Социально-культурные факторы
- Политико-правовые факторы
- Научно-технические факторы
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Демографические факторы
Демографические факторы макросреды представляют интерес с точки зрения маркетинговой деятельности организации, так как маркетинг работает с рынками, которые состоят из людей, а демографические характеристики населения часто оказывают прямое влияние на характер потребления.
Примеры демографических факторов макросреды маркетинга:
- Численность и темпы роста населения
- Территориальное размещение
- Плотность населения
- Миграционные потоки и тенденции
- Возрастная структура населения
- Этническая и религиозная структура населения
Экономические факторы
Экономические факторы макросреды оказывают влияние на покупательную способность населения, что является крайне важным при выборе целевого сегмента и разработке комплекса маркетинговых мероприятий.
Определение 2
Покупательная способность – экономический показатель, который показывает сколько продукции среднестатистический потребитель может приобрести на определенную сумму денег при текущем уровне цен.
«Факторы макросреды маркетинга»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Примеры экономических факторов макросреды маркетинга:
- Покупательная способность населения
- Структура потребления
- Уровень инфляции
- Состояние финансовой системы
- Уровень безработицы
- Характер распределения доходов
Природные факторы
Природные факторы макросреды выражают свое влияние через изменения в окружающей среде организации и сказываются на производимых организацией продуктах. Деятельность предприятий издавна зависит от существующих природных условий, и влияние этого фактора не уменьшилось несмотря на развитие научно-технического прогресса. Долгом каждой организации перед обществом является контроль своей деятельности с точки зрения загрязнения окружающей среды и истощения невозобновляемых природных ресурсов.
Примеры природных факторов макросреды маркетинга:
- Наличие источников сырья и энергетических ресурсов
- Состояние окружающей среды
Социально-культурные факторы
Социально-культурные факторы макросреды маркетинга оказывают влияние на маркетинговую деятельность организаций через формирование характеристик потребителей, которые компаниям необходимо учитывать в своей деятельности. Иногда незнание особенностей культуры какой-либо страны может привести к нелепым провалам в маркетинговых ходах компании, связанным с отсутствием учета основных культурных ценностей потребителей.
Примеры социально-культурных факторов макросреды маркетинга:
- Традиции и культурные ценности потребителей
- Нравственная атмосфера в обществе
- Моральные нормы в обществе
Политико-правовые факторы
Политико-правовые факторы макросреды маркетинга – это различные нормативные документы и требования общественности, влияние которых на организацию чаще всего выражается в ограничении свободы действий. В основе законодательства, регулирующего маркетинговую деятельность в Российской Федерации, лежит Конституция РФ и Гражданский Кодекс. Наиболее значимой причиной государственного регулирования является необходимость защиты прав потребителей, а также охрана окружающей среды и защита конкуренции.
Примеры политико-правовых факторов макросреды маркетинга:
- Общая политическая ситуация в стране
- Государственная экономическая и социальная политика
- Влияние общественности на решения государственных органов
Научно-технические факторы
Научно-технические факторы макросреды часто играют решающую роль в деятельности организации в современном мире. Научно-технический прогресс является ключевым фактором экономического роста компаний, ведь именно он позволяет удовлетворять постоянно изменяющиеся запросы потребителей, а также сокращать затраты ресурсов на производство продукции.
Примеры научно-технических факторов макросреды маркетинга:
- Темпы технологических изменений в отрасли
- Направление и динамика вложений в НИОКР
- Инновационный потенциал компании
Источник: spravochnick.ru