Жизненный цикл малого бизнеса — это жизненный цикл товара, составляющего предмет деятельности предприятия. Это незатейливое определение относится к предприятиям, специально создаваемым под какие-либо новые для рынка продукты или услуги, но оно хорошо ложится и на реалии уже достаточно давно работающих предприятий, решающихся на инновационную деятельность.
Можно выделить четыре основных этапа жизненного цикла малого предприятия:
I этап — научные исследования, разработка технологии и создание коммерческой схемы товара — это (в экономическом, конечно, а не в юридическом смысле) пренатальный период предприятия;
II этап — начало производства товара и выход его на рынок — это детство предприятия, делающего первые шаги;
III этап — коммерческий успех товара — зрелость предприятия;
IV этап — деградация рынка товара — жизненный закат предприятия.
Эта схема обнажает два серьезных вопроса:
• Как сделать, чтобы вместе с товаром, заканчивающим свой земной путь, не умирало и само предприятие? Видимо, надо вовремя отказываться от деградирующих товаров и подгадывать к этому моменту стремительный взлет новых товаров.
Финансовые коэффициенты: ROE, ROA, EV, EBITDA
Подобные вещи делаются с помощью операционного анализа, который подробно рассмотрен в главе 2 части II нашего учебника. Главный тезис мы можем здесь продублировать: при ставке не на один, а на несколько товаров у предприятия снижается порог рентабельности и легче достигается нужный уровень доходности.
• Каковы особенности каждого из этапов жизненного цикла предприятия малого бизнеса — особенности, которые необходимо учитывать в финансовой политике?
Итак, на первом этапе (исследования, создание технологии и коммерческого замысла) выручка практически нулевая, а денежные потоки предприятия — отрицательные, потому что затраты на исследования, оплату труда и прочее не покрываются доходами.
Велика неопределенность, а, следовательно, и риск: производство и коммерциализация товара потребуют значительных инвестиций в достаточно длительном временном интервале. Многие исследователи считают риск максимальным именно на этом этапе. В доказательство приводят 70-процентную «смертность» предприятий, находящихся в пренатальной стадии развития.
На этом опасном этапе руководитель предприятия вряд ли может рассчитывать на банковские кредиты. Чаще всего предприятие живет на собственные средства владельца, его семьи и близких друзей. Кому-то удается заполучить спонсорскую помощь.
Второго этапа (начало производства и выход на рынок), если собственных и привлеченных средств недостаточно, чтобы покрыть хотя бы часть базовых расходов (приобретение оборудования, первичное обустройство и т. д.), многие предприятия могут не пережить. Но, если все-таки удается начать производство и реализацию, то следует учитывать, что на этой стадии резко возрастают затраты, но еще не доходы. Денежные потоки пока «глубоко отрицательные». «Смертность» составляет теперь 30-50 процентов от числа малых предприятий, переживших предыдущую стадию. Главные задачи этого этапа: как можно рачительнее управлять оборотными средствами, а также постараться получить внешнее финансирование, хотя это и очень нелегко на фоне по- прежнему повышенного риска, генерируемого предприятием.
Базовые метрики малого бизнеса. Основные показатели эффективности продаж
ВвеДение
Изучение дисциплины «Финансовый менеджмент в малом бизнесе» базируется на подготовке студентов по следующим дисциплинам: «Финансы», «Финансы предприятий», «Финансовый анализ», «Финансовый рынок», «Финансовая деятельность субъектов ведения» хозяйства, «Страхование».
1. Основные финансовые параметры предприятия малого бизнеса на различных этапах его жизненного цикла
Жизненный цикл малого бизнеса — это жизненный цикл товара, составляющего предмет деятельности предприятия. Это незатейливое определение относится к предприятиям, специально создаваемым под какие-либо новые для рынка продукты или услуги, но оно хорошо ложится и на реалии уже достаточно давно работающих предприятий, решающихся на инновационную деятельность.
Можно выделить четыре основных этапа жизненного цикла малого предприятия:
I этап — научные исследования, разработка технологии и создание коммерческой схемы товара — это (в экономическом, конечно, а не в юридическом смысле) перинатальный период предприятия;
II этап — начало производства товара и выход его на рынок — это детство предприятия, делающего первые шаги;
III этап — коммерческий успех товара — зрелость предприятия;
IV этап — деградация рынка товара — жизненный закат предприятия.
Эта схема обнажает два серьезных вопроса:
- Как сделать, чтобы вместе с товаром, заканчивающим свой земной путь, не умирало и само предприятие? Видимо, надо вовремя отказываться от деградирующих товаров и подгадывать к этому моменту стремительный взлет новых товаров. Подобные вещи делаются с помощью операционного анализа. Главный тезис: при ставке не на один, а на несколько товаров у предприятия снижается порог рентабельности и легче достигается нужный уровень доходности.
- Каковы особенности каждого из этапов жизненного цикла предприятия малого бизнеса — особенности, которые необходимо учитывать в финансовой политике?
Итак, на первом этапе (исследования, создание технологии и коммерческого замысла) выручка практически нулевая, а денежные потоки предприятия — отрицательные, потому что затраты на исследования, оплату труда и прочее не покрываются доходами. Велика неопределенность, а, следовательно, и риск: производство и коммерциализация товара потребуют значительных инвестиций в достаточно длительном временном интервале.
Многие исследователи считают риск максимальным именно на этом этапе. В доказательство приводят 70-процентную «смертность» предприятий, находящихся в пренатальной стадии развития. На этом опасном этапе руководитель предприятия вряд ли может рассчитывать на банковские кредиты. Чаще всего предприятие живет на собственные средства владельца, его семьи и близких друзей. Кому-то удается заполучить спонсорскую помощь.
Второго этапа (начало производства и выход на рынок), если собственных и привлеченных средств недостаточно, чтобы покрыть хотя бы часть базовых расходов (приобретение оборудования, первичное обустройство и т. д.), многие предприятия могут не пережить. Но, если все-таки удается начать производство и реализацию, то следует учитывать, что на этой стадии резко возрастают затраты, но еще не доходы. Денежные потоки пока «глубоко отрицательные». «Смертность» составляет теперь 30-50 процентов от числа малых предприятий, переживших предыдущую стадию. Главные задачи этого этапа: как можно рачительнее управлять оборотными средствами, а также постараться получить внешнее финансирование, хотя это и очень нелегко на фоне по-прежнему повышенного риска, генерируемого предприятием.
Введение
Финансовый менеджмент — это деятельность предприятия, направленная на управление финансами, что подразумевает использование различных приемов, методов и средств для повышения доходности, и минимизации рисков.
Российским законодательством принято следующее определение малого бизнеса: это предприятие с численностью 16-100 сотрудников, выручка от деятельности которого или балансовая стоимость его активов не превышают 400 млн. рублей по результатам отчетности предыдущего года.
Малые предприятия в своей работе сталкиваются с различными проблемами и угрозами.
Для успешной работы любого малого предприятия необходима постановка финансового менеджмента.
Организация финансового менеджмента на предприятиях малого бизнеса связана с преодолением конкурентных преград на рынке и получением прибыли.
В первом разделе курсовой работы представлена сущность финансового менеджмента малого бизнеса.
Для решения данной цели необходимо решение следующих задач:
· Рассмотреть основные финансовые параметры малого бизнеса на различных этапах его жизненного цикла;
· Рассмотреть особенности финансового менеджмента малого бизнеса;
· Рассмотреть особенности инвестиционного анализа для малого предприятия
· Рассмотреть рыночную оценку взносов в уставной капитал малого предприятия и оценку стоимости малого бизнеса.
Во втором разделе представлено решение трех практических задач:
· Эффект финансового рычага;
· Стратегии финансирования оборотного капитала;
· Первичный экспресс- анализ.
Финансовый менеджмент малого бизнеса
Основные финансовые параметры малого бизнеса на различных этапах его жизненного цикла
Жизненный цикл малого бизнеса — это жизненный цикл товара, составляющего предмет деятельности предприятия. Это незатейливое определение относится к предприятиям, специально создаваемым под какие-либо новые для рынка продукты или услуги, но оно хорошо ложится и на реалии уже достаточно давно работающих предприятий, решающихся на инновационную деятельность.
Можно выделить четыре основных этапа жизненного цикла малого предприятия:
I этап — научные исследования, разработка технологии и создание коммерческой схемы товара — это перинатальный период предприятия. В этот период выручка практически нулевая, а денежные потоки предприятия — отрицательные. Велики неопределенность и риск. Производство и коммерциализация товара потребуют значительных инвестиций в достаточно длительном временном интервале.
Практика показывает, что до 70% предприятий погибают в этом периоде. Руководитель вряд ли может рассчитывать на банковский кредит. Чаще всего используются собственные средства владельца, его семьи и близких друзей, иногда спонсоров;
II этап — начало производства товара и выход его на рынок — это детство предприятия, делающего первые шаги. Для многих предприятий этот период может закончиться крахом, если привлеченных средств окажется недостаточно, чтобы покрыть хотя бы базовые расходы (приобретение оборудования, обустройства и т.д.).
Если все же начаты производство и реализация, то пока еще возрастают только расходы, но не доходы. Денежные потоки глубоко отрицательны. Не выдерживают 30-50% предприятий, переживших 1 этап. Главные задачи этого этапа: экономно и разумно управлять оборотными средствами, постараться получить внешнее финансирование, хотя это и трудно, т.к. риск по-прежнему велик.
На первых двух этапах для малых предприятий наиболее трудно решается дилемма либо рентабельность, либо ликвидность. Как правило, высокие темпы наращивания оборота влекут за собой повышенные ликвидные потребности. Достичь динамичного развития наличия достаточного уровня денежных средств и высокой платежеспособности трудно, но возможно. Для этого необходимо определить посильные для предприятия темпы прироста оборота. Возможны два варианта:
1. Наращивание оборота за счет самофинансирования:
· Если вся чистая прибыль остаётся нераспределённой, и структура пассивов меняется в пользу источников собственных средств, то темп прироста объёма продаж и выручки ограничен уровнем рентабельности активов. Например, если рентабельность активов = 30%, то как раз на эти 30% увеличиваются и актив, и пассив, а это даст те же 30% прироста выручки без прорехи в бюджете.
· Если выплачиваются дивиденды, то темп прироста рассчитывается по формуле:
(Нераспределенная Прибыль / Актив) х 100
2. Наращивание оборота за счёт сочетания самофинансирования с заёмными средствами:
· При неизменной структуре пассивов приемлемым признаётся такой темп прироста оборота, который совпадает с процентом прироста собственных средств, причём на этот же % увеличиваются и заёмные средства;
· Если конкретный темп прироста оборота превышает возможный темп прироста собственных средств, то приходится привлекать дополнительное внешнее финансирование (метод % от продаж).
III этап — коммерческий успех товара — зрелость предприятия. Улучшается финансово — хозяйственное положение, денежные потоки должны стать положительными, хотя темпы прироста оборота несколько снижаются по сравнению с этапом 2. Новые задачи:
— делать рекламу и техническую доводку товара по результатам реакции рынка. Это требует средств. Но уже состоявшемуся предприятию легче получить внешнее финансирование (например, банковский кредит). Некоторые предприятия могут преобразовываться в АО и, мобилизовать средства на выпуск акций.
IV этап — деградация рынка товара — жизненный закат предприятия. Этот этап желательно избежать. Опыт показывает, что выигрывает тот, кто заранее выделяет денежные средства на разработку и внедрение новых товаров, сознательно идя на некоторое снижение финансовых результатов предыдущего этапа. Иначе придётся начинать всё сначала.
Свидетельство авторитетного ученого Дж. К. Ван Хорна о «малых компаниях с ориентацией на расширение»: «Новое предприятие в растущем секторе экономики по своей сути отличается от компании в традиционной сфере бизнеса, которая всегда останется маленькой. Фирма, работающая в областях высоких технологий — электронике, компьютерной технике, системах информации — может разрастись, начав с малого.
Задача малой фирмы с ориентацией на расширение — осуществлять его наиболее эффективным способом. Компании подобного рода сталкиваются с необходимостью принятия стратегических решений в самых различных областях: маркетинг, новые товары, производство и множество других, в числе которых проблема финансирования — одна из самых важных.
В большей части малых фирм с ориентацией на расширение, специализирующихся в области высоких технологий, прирост активов обгоняет рост нераспределенной прибыли. Хотя эти компании обычно не выплачивают дивиденды, средства, помещенные в дебиторскую задолженность, запасы, основные фонды, в процентном выражении обычно больше, чем размер нераспределенной прибыли. Иногда проблема становится менее острой, если осуществлять аренду зданий и оборудования, а также более интенсивно использовать рабочую силу, а не капитал. Но даже с учетом этих мер дебиторская задолженность и запасы продолжают расти.
Если рост активов превышает рост нераспределенной прибыли, задолженность должна покрывать эту разницу. Эта задолженность может принимать форму банковского кредита или увеличения степени использования кредиторской задолженности по расчетам. Поскольку фирма небольшая, даже пусть и растущая, открытая эмиссия обыкновенных облигаций не рассматривается, т. е. фирма ограничена в выборе источников финансирования. Несбалансированный рост, увеличение долговых показателей в конце концов порождают вопросы у кредиторов, поэтому становится необходимо или увеличить собственный капитал, или ограничить темпы роста фирмы. Собственный капитал зачастую предоставляют собственники венчурного капитала.
Таким образом, малой фирме, специализирующейся в области высоких технологий, приходится заниматься следующими вопросами: персонал, маркетинг, производство и финансирование, последний из которых является ключевым по отношению ко всем остальным. Очевидно, создавать компанию на базе небольшого капитала опрометчиво. Зачастую проблема заключается в использовании краткосрочного финансирования — банковских ссуд и кредиторской задолженности, запасов и основных средств. Но, в конце концов, приходит день расплаты и гораздо лучше сформулировать проблему сбалансированного финансового роста раньше, чем, когда будет поздно.
Рисков, сопряженных с основанием и ведением ориентированной на расширение компании высоких технологий, великое множество. Здесь права на ошибку почти не может быть. Собственный капитал просто не дает соответствующего буфера. Поэтому, если начинаются сложности, компания обычно не в состоянии их преодолеть.
Хотя одним из путей выживания может быть простое ограничение роста, но лишь у немногих предпринимателей хватает на это выдержки. Зачастую, когда кредиторы предлагают данный вариант, уже слишком поздно. Отсюда и большое число банкротств малых, а не крупных фирм».
Источник: studentopedia.ru