Поддержка малого и среднего бизнеса осуществляется не только на уровне Московской области, но и на уровне муниципальных образований Московской области в соответствии с принятыми муниципальными программами развития малого предпринимательства.
Финансирование муниципальных программ по предпринимательству осуществляется как за счёт собственных ресурсов, так и за счёт софинансирования из бюджета Московской области.
Основные меры поддержки малого предпринимательства Московской области на уровне муниципальных образований в основном дублируют меры поддержки малого бизнеса, принимаемые Министерством инвестиций и инноваций Московской области. Вместе с тем, в каждом конкретном году по каким-либо причинам на уровне Московской области могут не проводиться конкурсы по субсидированию определенных видов затрат, хотя они и предусмотрены областной программой поддержки предпринимательства. В то же время, субсидирование таких затрат вполне может в этом году проводиться в рамках муниципальных программ развития предпринимательства.
Поэтому предпринимателям важно иметь представление о том, какие виды помощи малому бизнесу заложены в муниципальные программы развития предпринимательства и своевременно уточнять в соответствующих службах муниципалитетов порядок и условия проведения конкурсов по предоставлению муниципальных субсидий предпринимателям.
Поиск по муниципальному образованию
- Балашиха (городской округ)
Муниципальная программа «Предпринимательство» (pdf) городского округа Балашиха разделена на 4 подпрограммы. Предоставление субсидий субъектам МСП описано в подразделе №3 «Развитие малого и среднего предпринимательства».
Также рекомендуем ознакомиться с порядком предоставления субсидий (pdf).
Официальный сайт городского округа Балашиха — balashiha.ru
Муниципальная программа «Предпринимательство» (pdf) Богородского городского округа разделена на 4 подпрограммы. Вопросы субсидирования малого и среднего предпринимательства описаны в подразделе №3.
Рекомендуем также ознакомиться с порядком предоставления субсидий (pdf) субъектам малого и среднего предпринимательства.
Официальный сайт администрации Богородского городского округа — bogorodsky-okrug.ru
Рекомендуем также ознакомиться с порядком предоставления субсидий субъектам МСП на сайте городского округа.
Также рекомендуем ознакомиться с порядком предоставления субсидий (pdf).
Официальный сайт администрации ЗАТО городской округ Власиха — vlasiha-zato.ru
Рекомендуем также ознакомиться с порядком предоставления субсидий (pdf) субъектам малого и среднего предпринимательства.
Рекомендуем ознакомиться с порядком предоставления субсидий (pdf) субъектам МСП, а также с регламентом административных процедур (pdf) при предоставлении субсидий.
Рекомендуем также ознакомиться с порядком предоставления субсидий (pdf) субъектам малого и среднего предпринимательства.
Рекомендуем также ознакомиться с порядком предоставления субсидий (pdf) субъектам МСП.
Рекомендуем также ознакомиться с порядком предоставления субсидий (pdf) субъектам малого и среднего предпринимательства.
- Информация
- Сервисы
Источник: mspmo.ru
Поддержка малых предприятий на государственном и муниципальном уровнях
Поддержка малых предприятий на государственном и муниципальном уровнях – это предусмотренный в отечественном правопорядке комплекс законодательных, организационных, финансовых, налоговых и прочих мероприятий, реализуемых органами публичного управления федерального, регионального и местного уровней, направленных на обеспечение устойчивого развития малого бизнеса на территории страны.
Развитие поддержки малых предприятий на государственном и муниципальном уровнях
Должностными лицами и органами публичного управления необходимость поддержки субъектов малого предпринимательства была провозглашена еще в 1990-х гг. Для прогрессивного развития экономики страны поддержка малых предприятий на государственном и муниципальном уровнях имеет принципиальное значение по ряду причин:
Китайский с нуля для начинающих
Увлекаем Китаем, китайским языком и культурой
- малые предприятия способны оперативно реагировать на изменения внешней среды, переориентироваться, приспосабливаться;
- малые предприятия, как демонстрирует международная практика, более охотно внедряют инновационные технологии и решения;
- малые предприятия крайне уязвимы, поскольку не обладают значительными финансовыми ресурсами. Действия монополистов, налоговые и административные барьеры не позволяют малым предприятиям реализовать и пр.
Итак, первые мероприятия, направленные на поддержку слоя малого предпринимательства в стране, начали реализовываться в 1990-х гг., к ним относились:
- активно развивающееся законодательство, направленное на упорядочение зарождающихся и бурно развивающихся предпринимательских отношений в стране, в том числе на обеспечение становления и развития предпринимательства малого и среднего уровня в стране;
- исследование международных инструментов поддержки малого предпринимательства;
- формирование инфраструктуры публично-правовой поддержки малых предприятий на всех уровнях власти и пр.
«Поддержка малых предприятий на государственном и муниципальном уровнях»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Важнейшую роль для становления и развития малых предприятий имел специальный федеральный закон 1995 г., регламентировавший мероприятия и процедуры поддержки малых предприятий в стране. Этот закон развивал положения вновь принятой Конституции РФ 1993 г, закрепившей право личности применять свои способности и использовать имущество в предпринимательских целях свободно.
В 2007 г. был принят специальный закон, направленный на развитие малых и средних предприятий, закрепивший действующие и сегодня принципы поддержки малого и среднего бизнеса, инфраструктуру такой поддержки, системы мер, мероприятий поддержки и полномочия органов публичного управления в рассматриваемой сфере.
Несмотря на предпринимаемые органами публичного управления усилия, приходится констатировать, что в стране становления мощного слоя малых предприятий не произошло. Сегодня (в рамках наиболее позитивных исследований) доля малого бизнеса во внутреннем валовом продукте составляет около пятнадцати процентов, в то время как в развитых экономических системах зарубежных государств этот показатель составляет пятьдесят процентов.
Принципы и формы поддержки малых предприятий на государственном и муниципальном уровнях
В специальном законодательстве получили закрепление следующие основные принципы оказания поддержки малым предприятиям:
- оказание поддержки заинтересованному субъекту, то есть малое предприятие, заинтересованное в конкретной мере поддержки со стороны государства или муниципального образования, должно в соответствии с утвержденным порядком обратиться с заявлением об оказании поддержки;
- формируемая государством и муниципалитетом система поддержки малых предприятий должна быть доступна для заинтересованных субъектов. При этом органами публичного управления государственного и муниципального уровней должен обеспечиваться доступ к такой поддержке на равных условиях;
- формируемая государством и муниципалитетом система поддержки должна носить открытый характер.
Эти принципы сегодня находят реализацию в широком освещении возможных мер и мероприятий поддержки на информационных порталах органов публичного управления, посредством размещения справочной информации в местах оказания государственных и муниципальных услуг, учреждения «горячих линий» и пр.
К основным формам поддержки малых предприятий относятся:
- предоставление субсидий;
- оказание образовательных услуг;
- предоставление заемных средств на льготных условиях;
- ведение бесплатной консультационной работы по правовым, налоговым и иным вопросам;
- предоставление в аренду помещений и техники и пр.
Основные проблемы и пути совершенствования поддержки малых предприятий на государственном и муниципальном уровнях
Не теряет своей актуальности с момента начала формирования в стране свободного рынка и свободной экономики проблема неэффективности налогового регулирования в отношении малых предприятий, а именно: специальные и общие налоговые режимы, действующие в отношении малых предприятий, являются крайне обременительными, не отвечают принципам поддержки малого бизнеса и не позволяют малым предприятиям реализовать свой потенциал.
Наличествуют и значительные административные барьеры, например, введенные в торговле дорогостоящие процедуры отслеживания отдельных товаров (например, система «Меркурий» и пр.), кассового обслуживания (онлайн-кассы и пр.) и пр.
Кроме того, отсутствуют лояльные малому бизнесу системы кредитования и страхования.
При этом малый бизнес сталкивается и с такими практическими проблемами, как недоступность производственных площадей, техники и оборудования и пр.
Действующие сегодня меры поддержки фрагментарны, малоэффективны. Требуется совершенствование системы поддержки малых предприятий на государственном и муниципальном уровнях по следующим направлениям:
- выработка новых эффективных механизмов использования средств внебюджетных фондов;
- привлечение в сферу малого бизнеса посредством применения специальных технологий инвестиций из разных источников;
- формирования гибких налоговых режимов, способствующих полной реализации своего потенциала малыми предприятиями;
- снижение административного давления на малые предприятия и пр.
Источник: spravochnick.ru
Поддержка малого бизнеса на муниципальном уровне: опыт города Волгограда
Small business support at municipal level: experience of Volgograd City
Авторы
Зипунникова Оксана Сергеевна
Россия, Волгоградский государственный университет
Аннотация
Статья посвящена актуальности и необходимости государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в современной России. Рассмотрены критерии отнесения предпринимателя к субъектам малого и среднего предпринимательства. Описана система государственной поддержки малого и среднего бизнеса в России. Рассмотрена ситуация с развитием малого и среднего предпринимательства в городе Волгограде, описаны текущие проблемы его функционирования и муниципальной поддержки.
Ключевые слова
субъекты малого и среднего предпринимательства, государственная поддержка, муниципальная поддержка предпринимателей.
Рекомендуемая ссылка
Зипунникова Оксана Сергеевна. Поддержка малого бизнеса на муниципальном уровне: опыт города Волгограда // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №1 (88). Номер статьи: 8801. 03.2019. Режим доступа: https://sovman.ru/article/8801/
Authors
Zipunnikova Oksana Sergeevna
Russia, Volgograd State University
Abstract
The article is devoted to the actuality and necessity of state support of small and medium business entities in modern Russia. The criteria of the entrepreneur’s classification to small and medium enterprises are considered. The system of State support of small and medium business in Russia is described. The situation with the development of small and medium enterprises in the city of Volgograd is considered, current problems of its functioning and municipal support are described.
Keywords
Subjects of small and medium business, state support, municipal support of entrepreneurs.
Suggested citation
Zipunnikova Oksana Sergeevna. Small business support at municipal level: experience of Volgograd City // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №1 (88). Art. # 8801. Date issued: 22.03.2019. Available at: https://sovman.ru/article/8801/
Введение
В современной России большое внимание уделяется системе государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП далее).
СМСП занимают в экономике особе место, поскольку выполняют ряд важных и специфических функций, Атамазова А.А. в их числе выделяет [1]: экономическую, финансовую, ресурсную, инновационную, организаторскую, социальную и политическую. В свою очередь, Пляшник О.В. выделяет такие функции СМСП в современной экономике страны как [3]: создание необходимой конкурентной среды, посредством насыщения рынка широким спектром товаров, работ, услуг; стимулирование инновационной деятельности; формирование рабочих мест; повышение экономической активности населения; обеспечение условий для формирования среднего класса; и др.
Выполняемые СМСП функции способствуют снижению социально-экономических угроз и обеспечивают укрепление экономической безопасности страны. Важность СМСП для социально-экономического развития любой страны признано безоговорочно.
Однако, функционирование СМСП связано с целым рядом проблем [3]: административные барьеры; высокая конкуренция; низкая финансовая и правовая грамотность населения вообще и предпринимателей в частности; недоступность источников финансирования, доступных крупному бизнесу; тяжелое налоговое бремя. Отметим, что с последним пунктом мы не согласны, поскольку в России для СМСП предусмотрены специальные налоговые режимы, альтернативные общему режиму налогообложения, основная цель которых снизить налоговую нагрузку на мелкий и средний бизнес. Хотя большинство исследователей необоснованно считают, что СМСП несут высокое налоговое бремя.
Система государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в России
Одним из инструментов решения указанных проблем СМСП выступает система их государственной поддержки. Поддержка СМСП, согласно закону № 209-ФЗ, представляет собой «деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, образующих инфраструктуру поддержки СМСП, осуществляемая в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, а также деятельность АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», осуществляемая в соответствии законом в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства, его дочерних обществ».
В России для отнесения хозяйствующего субъекта к числу СМСП необходимо, чтобы он соответствовал установленным законом критериям численности работников (среднесписочная численность за предшествующий текущему году календарный год) и объему его годового дохода. К хозяйствующим обществам и хозяйствующим партнерствам применяется дополнительный критерий, связанный со структурой уставного капитала.
Согласно Федеральному закону от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к СМСП относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели, представленные тремя группами субъектов: микро, малыми и средними предприятиями. Перечень СМСП внесен в общероссийский Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
СМСП могут функционировать в форме хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей.
Для каждой группы СМСП установлены свои критерии по среднесписочной численности работников, объему годового дохода и некоторым другим критериям. Так, на микропредприятии должно быть в среднем занято до 15 человек в год, на малом – до 100 чел в год, на среднем – от 100 до 250 чел в год. Среднегодовой доход микропредприятия д.б. менее 120 млн. руб., малого — до 800 млн руб., среднего – до 2 млрд. руб. Кроме того установлены сферы деятельности, в которых могут функционировать СМСП.
Система государственной поддержки СМСП направлена на создание в стране, регионе и городе эффективной предпринимательской среды (см.рис.1) и, традиционно, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку их деятельности. Некоторые исследователи говорят о возможности включения в эту систему так же нормативно-правовой базы по оказанию поддержки СМСП; государственного аппарата, осуществляющего государственную политику в части развития СМСП; организаций, образующих инфраструктуру поддержки [3].
Рисунок 1 – Формирование предпринимательской среды[2]
Поскольку функционирование СМСП прежде всего способствует развитию регионов и территорий присутствия, то, следовательно, при разработке муниципальных и региональных мероприятий их поддержки необходимо брать в расчет географическое положение этой территории, уровень доходов населения и другие особенности, влияющие на ведение предпринимательской деятельности [3].
При государственной поддержке СМСП власти исходят из нескольких позиций:
1) целесообразно поддерживать впервые созданные и «молодые» СМСП, поскольку именно в первые три года от момента создания большинство субъектов банкротятся. Согласно законодательству, поддержка предоставляется СМСП функционирующим менее 2-х лет;
2) целесообразно поддерживать СМСП, функционирующих в приоритетных для всей страны отраслях экономики и видах деятельности. К приоритетным отраслям относятся: производство товаров первой необходимости; услуги экологического туризма; различные направления народного творчества; агропромышленный сектор; жилищно-коммунальное хозяйство; социальное предпринимательство; научно-техническая сфера;
3) целесообразно поддерживать СМСП, функционирующих в приоритетных для данной территорииотраслях экономики и видах деятельности. Приоритетность отрасли, вида деятельности должна определяться на региональном и муниципальном уровне индивидуально для каждой конкретной территории (в том числе, исходя из фактической финансовой возможности данного уровня власти).
Инфраструктуру государственной поддержки СМСП составляют органы власти в лице Администрации субъекта Федерации, Администрации муниципалитета, специализированные государственные и муниципальные организации (например, АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», бизнес-инкубаторы), специальные фонды, союзы и объединения предпринимателей; и др.
Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Волгограде
Основными инструментами государственной поддержки СМСП являются: льготные кредиты; гранты (научные и сельскохозяйственные); субсидии; льготное налогообложение или специальные налоговые режимы; прямое финансирование и др.. Эти виды господдержки могут осуществляться на трех уровнях бюджетной системы: федеральном, регионально и местном, исходя из того, за счет средств какого бюджета они финансируются. Для полномасшабной поддержки приоритетных направлений развития экономики часто создаются соответствующие государственные программы, в рамках которых финансируется господдержка СМСП.
Система поддержки СМСП в городе Волгограде реализуется в рамках муниципальной программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства», базирующейся на стратегии социально-экономического развития Волгограда до 2030 года, утвержденной решением Волгоградской городской Думы от 25.01.2017 №53/1539 «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Волгограда до 2030 года» (стратегия), и в плане мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Волгограда до 2030 года, утвержденном постановлением от 31.10.2018 №1695 «Об утверждении плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Волгограда до 2030 года» (план реализации стратегии).
Согласно данным, в 2017 году в г.Волгограде было зарегистрировано 45,5 тыс. СМСП, из них 59% или 26,8 тыс. ед. это индивидуальные предприниматели, 39,3% или 14,2 тыс.ед. – микропредприятия, и менее всего – средние предприятия (см.рис.2).
Рисунок 2 — Динамика основных показателей деятельности СМСП в г. Волгограде в 2013-2017 годы, шт.[4]
Для сравнения в соседних городах – региональных центрах в 2017 г. в Ростове-на-Дону было 35,9 тыс. ИП, в Краснодаре – 41,4 тыс. ИП.
Средняя численность работников СМСП в г.Волгограде в 2017г. составила – 166,2 тыс. человек, из них 30,3% — средняя численность работников ИП, 32,1% — работников микропредприятий, 11,0% — работников средних предприятий [4].
СМСП г.Волгограда сталкиваются с проблемами: высокие процентные ставки банков и низкий объем предоставленных кредитов в сравнении с другими регионами; высокая совокупная фискальная нагрузка; проверки контрольно-надзорных органов; недостаточная информированность предпринимателей о действующих государственных и муниципальных программах поддержки; недостаточная квалификация для ведения предпринимательской деятельности; отсутствие позитивного отношения в обществе к предпринимательству.
Стратегией развития г. Волгограда до 2030 г предусмотрены такие механизмы решения проблем субъектов МСП как: нормативно-правовой, организационно-управленческий, финансовый, информационно-коммуникационный, образовательный.
Ключевыми направлениями муниципальной поддержки СМСП г.Волгограда являются [4]:
- централизованная на уровне муниципалитета организация мест торговли (8 розничных рынков, из них 2 сельскохозяйственных и 6 универсальных; 33 места для проведения ярмарок);
- предоставление СМСП налоговых преференций (рассматривается возможность введения в 2019 году ставки ЕНВД для с 1 января 2019 года созданных СМСП на уровне 7,5%);
- информационная поддержка СМСП (в том числе путем создания властями интернет-сайта с перечнем всех организаций и их услугами и производимой продукции);
- формирование положительного предпринимательского имиджа города путем проведения конкурса «Царицынский бизнес».
В течение 2019-2024 гг. на финансовую поддержку впервые созданных СМСП из бюджета города Волгограда будет выделяться ежегодно по 1 млн руб., на предоставление налоговых преференций 12 млн.руб., на предоставление грантов молодым предпринимателям 6 млн.руб., на проведение конференций 5,4 млн руб., и др.
Наиболее востребованной среди СМСП является финансовая поддержка [3].
Заключение
В заключении стоит отметить, что государственная поддержка СМСП имеет разветвленную структуру и, с одной стороны, опирается на общегосударственную стратегию социально-экономического развития, а с другой стороны, опирается на территориальную стратегию и ресурсообеспеченность конкретной территории.