Основные формы взаимодействия государства и бизнеса

Данная тема актуальна в современном мире, так как действующая система управления взаимодействием бизнеса и государства в современных экономических системах не обеспечивает эффективной реализации интересов общества. Она призвана базироваться на сочетании процессов государственного регулирования и либерализации отношений, возникающих в ходе взаимодействия бизнеса и власти. Однако рациональная модель подобного взаимодействия пока не найдена.

Введение 4
1 Бизнес как составляющая экономики 6
1.1 Бизнес и его роль в экономике 6
1.2 Функции бизнеса в современном обществе 10
2 Государственное регулирование бизнеса 13
2.1 Государственное регулирование экономики. Экономические методы. 13
2.2 Тенденции и условия экономического взаимодействия бизнеса и государства, предопределяющие особенности концепции управления его развитием в современных экономических системах 15
2.3 Регулирование бизнеса государством 19
2.4 Поддержка малого и среднего бизнеса государством 23

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА ЗА 13 МИНУТ. ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ. ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО. ЕГЭ


3 Взаимодействие бизнеса и государства 25
3.1 Ответственность бизнеса перед обществом и государством 25
3.2 Социальная ответственность бизнеса 28
Заключение 30
Библиографический список 31

Содержимое работы — 1 файл

В свете сказанного, становится очевидным, что в современном обществе бизнес выполняет важнейшую модернизац ионную, а еще точнее — инновационную функцию, обеспечивая не только экономические условия выживания и развития социума, но и реализацию новейших достижений мировой технической, научной и гуманитарной мысли. Нельзя не признать, что переход традиционных обществ и культур к современному производству, достижениям науки, техники, медицины, гражданскому обществу, демократическим свободам, международному сотрудничеству и интеграции осуществлен именно с помощью и не основе реальной практики деловой активности.

Таким образом, можно признать, что деловой мир выступает главным связующим звеном, обеспечивающим полноценную интеграцию общества, существование и развитие социального партнерства. Не только политика, но и искусство, образование, наука, спорт в любой стране и в любом обществе не могут полноценно развиваться без поддержки со стороны делового мира. Спонсорство, патронаж, благотворительность, лоббистская деятельность… — перечень форм социального сотрудничества и партнерства можно продолжать, но все они, в конечном счете, замыкаются на сотрудничество с конкретными фирмами, корпорациями, финансовыми группами, отдельными предпринимателями, прочими бизнесменами.

2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БИЗНЕСА

2.1 Государственное регулирование экономики. Экономические методы.

Государственное регулирование экономики — это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера стабилизации и приспособления экономики к изменяющимся условиям. Оно выступает как составная часть процесса воспроизводства и решает задачи стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения сдвигов в отраслевой структуре производства и уменьшения неравенства в распределении доходов. Свои регулирующие функции государство выполняет, применяя разнообразные методы и формы воздействия на экономику, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования. Выделяют косвенные (экономические) и прямые (административные) методы государственного регулирования.

Взаимодействие государства и бизнеса

Государственная политика регулирования экономики направлена на всестороннее обслуживание потребностей предпринимателей, и в частности, по административному надзору и нормативному регулированию производства. Сейчас нормативное регулирование распространилось на новые области, такие как: безопасность продукции (продовольственных и фармацевтических товаров), разработка и внедрение унифицированных национальных стандартов качества (в том числе и стандартов безопасности продукции). С целью сдерживания производства и расточительного потребления применяются меры прямого и косвенного регулирования: нормативные стандарты качества продукции, налоговое стимулирование инвестиций, косвенные налоги на потребителей.

Из методов, в первую очередь выделяют денежно-кредитную политику. Основные инструменты денежно-кредитной политики — норма обязательных резервов, ставка межбанковского процента, учетная ставка, операции ЦБ с государственными облигациями на рынке ценных бумаг. Эти инструменты позволяют государству достойно противостоять инфляции, регулировать процентные ставки, а через них инвестиционный процесс, производство и занятость, оказывать ощутимое воздействие на движение курса акций.

Значительная роль отводится налоговой политике, без которой невозможно наладить эффективное стимулирование экономического роста и организовать распределение доходов. К налоговому регулированию присоединяется политика государственных расходов, помогающая осуществить структурные преобразования производства, сгладить региональные диспропорции, снять остроту проблемы вынужденной безработицы.

Через механизм налогообложения и государственных расходов по социальному обеспечению все большая доля национального дохода передается от относительно богатых к относительно бедным слоям населения.

2.2. Тенденции и условия экономического взаимодействия бизнеса и государства, предопределяющие особенности концепции управления его развитием в современных экономических системах.

— передача государственными органами, управление природными ресурсами и высокодоходными сферами, деятельности бизнесу, что изменило его роль в реализации экономической стратегии на внутреннем и внешнем рынках;

— закрепление лидерства российского бизнеса в обеспечении национальной экономики ресурсами и усиление его влияния на все сферы жизнедеятельности государства;

— утрата государством эффективных механизмов управления природными ресурсами и своего первенства в их использовании для решения экономических и социальных проблем общества;

— российский бизнес стал ориентироваться на ресурсное обеспечение зарубежных стран и его внешнеэкономические интересы стали доминировать над внутригосударственными, усиливая отток финансовых ресурсов за границу и политическую конфронтацию бизнеса и власти;

— проявление противоречий между интересами государства, бизнеса, общества и необходимость их разрешения. Современное экономическое и социальное благополучие общества все больше зависит от взаимоотношений бизнес-сообщества с государственными органами управления.

Между тем бизнес и государство сосуществуют в условиях взаимного недопонимания, негативно сказывающегося на экономическом и социальном развитии общества. Решение возникающих здесь проблем предполагает целенаправленный поиск баланса интересов между бизнесом, обществом и властью на базе рационального сотрудничества. Однако государство не создало мотивационных условий для развития бизнеса. Бизнес не стал эффективным инструментом, через который государственные органы управления реализуют общественно значимые цели. Крупный бизнес не поддерживает государство в решении масштабных проблем населения, слабо реализует свои социальные функции и не разделяет с государством ответственность за социальное благополучие общества, приумножение его интеллектуального потенциала;

— находясь между властью и бизнесом, народ пока не может цивилизованным путем отстаивать свои интересы. Возможности его влияния ограничены из-за отсутствия гражданского общества с присущими ему консолидирующими институтами. В решении данных проблем незаменимы некоммерческие организации, создание и развитие которых даст возможность вести подобный диалог в экономических интересах общества и эффективно реализовывать намеченные планы. Власть не может найти подход к бизнес-элите — самой активной, мобильной части российского населения, во многом предопределяющей приоритеты развития страны. Необходим взвешенный подход к управлению экономическим взаимодействием бизнеса, общества и государства, укрепление потенциала преобразований, направляемых в русло решения общественных задач. Концепция предусматривает:

а) в области институциональных преобразований — создание условий, способствующих объединению преимуществ государства, бизнес-сообщества, имеющихся институтов гражданского общества и населения, позволяющих получать комплексный эффект в результате их взаимодействия и направить его на реализацию экономических интересов общества;

б) в сфере взаимодействия бизнеса и государства — поэтапное вос- становление функций государства, обеспечивающих его стратегическую роль в отношениях с бизнесом, поиск подходящего для России баланса конкуренции и государственного регулирования в экономике; формирование управленческих, нормативных, экономических, финансовых и социальных механизмов, гарантирующих стабильность в отношениях бизнеса и государства;

Читайте также:  Изделия камень как бизнес

в) во внутренней экономической политике — реализация национальной философии хозяйствования, социальных интересов общества; вовлечение населения в инновационное развитие бизнеса; повышение интеллектуальной направленности в развитии предпринимательства;

г) во внешней экономической политике — использование системы стратегий завоевания бизнес-структурами ключевых позиций на внешних рынках и обеспечение реализации экономических интересов общества на долгосрочную перспективу; разработка крупномасштабных бизнес-проектов в экономических интересах общества; сокращение утечки финансовых ресурсов за рубеж. В частности:

— обосновано, что установление рациональных связей между бизнесом и государственными органами управления является доминирующим фактором в стабилизации современных экономических систем. Для приведения в действие этого механизма требуется ясность в понимании содержания категорий «государственное управление экономикой» и «мотивационные установки бизнеса». Показана необходимость государственного вмешательства в деятельность тех сфер, в которых рынок либо невозможен, либо недостаточно эффективен, а также функционирования бизнеса в самоорганизующейся конкурентной рыночной среде. Современная методологическая база связей бизнеса и государственных органов управления должна включать в себя: трактовку категории «государственное регулирование экономики», исходя из необходимости возложения на государство компенсаторских функций; адекватное раскрытие основных мотивационных установок бизнеса и государственных органов управления. При этом определяющее значение имеет осознание экономического развития не как самоцели, а как средства осуществления справедливой социальной политики;

— доказано, что связи бизнеса с государственными органами управления должны строиться на базе системы принципов государственного регулирования экономики, в рамках которых ответственным за экономическую политику должно быть исключительно государство. Эта система включает принципы свободной конкуренции; переориентации с традиционного определения меры государственного вмешательства в экономику на рост эффективности такого вмешательства; обеспечения полной определенности в вопросах собственности и формирования многоукладной экономики; стабильности регулирования экономики и отношений бизнеса с властными структурами посредством неукоснительного соблюдения общих правил хозяйствования (норм рыночного поведения); обязательного соблюдения нейтральности подхода по отношению ко всем субъектам хозяйствования в процессе государственного регулирования их деятельности; постоянной нацеленности на устранение появляющихся административных барьеров между бизнесом и властными органами, а также между самими хозяйствующими субъектами;

— установлено, что в основу развития корпоративной социальной ответственности должен быть положен ряд принципов, приемлемых для внутригосударственного и межгосударственного применения: признание добровольного характера корпоративной социальной ответственности; достоверность и прозрачность ее методов; сбалансированный и всеохватывающий подход к такой ответственности, включающий экономические, социальные и экологические аспекты, а также интересы потребителей; внимание к особенностям и потребностям среднего и малого бизнеса; совместимость с существующими международными договорами и нормативами.

2.3. Регулирование бизнеса государством

В современных условиях происходит усиление государственного регулирования и содействия развитию предпринимательства, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.

Целью государственного регулирования предпринимательской деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод. Правительство каждой страны безусловно имеет свои собственные цели на каждом конкретном этапе и добивается их решения доступными ему методами и средствами применительно к складывающейся экономической ситуации в своей стране и в мировом хозяйстве. Поэтому цели и задачи государственного регулирования подвержены изменениям, между тем, как механизм регулирования достаточно хорошо отработан, хотя и имеет особенности в каждой отдельно взятой стране.

В обобщенном виде в задачи государственного регулирования входят:
— разработка, принятие и контроль за законодательством, обеспечивающим пра вовую основу и защиту интересов предпринимателей;
— повышение эффективности государственного регулирования и снижение соответствующих издержек;
— ослабление прямых форм вмешательства и бюрократического контроля за деятельностью предприятий;
— создание условий для свободной и добросовестной конкуренции на рынке, свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках, контроль за соблюдением правил конкуренции;
— обеспечение товарно-денежного и бюджетного равновесия посредством финансовой, налоговой, процентной политики и управления денежной эмиссией;
— сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики: структурно-инвестиционной политики и научно-технической политики;
— содействие долговременному росту накопления капиталов и стабильному развитию, сдерживание инфляции экономическим путем, снятие ограничений административного регулирования хозяйственной сферы деятельности;
— обеспечение свободного передвижения рабочей силы и соблюдения норм трудового законодательства, регулирование частного найма и порядка оплаты труда;
— поддержание социального равновесия и приемлемого для большинства населения уровня дифференциации и распределения доходов.

Характеризуя государственное регулирование экономики в современных условиях, прежде всего необходимо отметить, что центр тяжести в этом регулировании переместился к активному участию государства в организационно-хозяйственном регулировании производства. Его основными задачами являются:
— осуществление структурной перестройки производства, что предполагает создание новых отраслей, ориентированных на экспорт, модернизацию традиционных отраслей и приспособление их продукции к требованиям мирового рынка, переориентацию отдельных видов производств на мировые рынки в рамках международной специализации;
— повышение конкурентоспособности продукции экспортных отраслей и отдельных видов производств;
— поиск и использование возможностей долгосрочного обеспечения производства гарантированными источниками поступления сырья, топлива, полуфабрикатов;
— укрепление положения в приоритетных и наиболее прогрессивных отраслях экономики, ориентация их на обслуживание экспортного производства;
— пересмотр форм связей между краткосрочными и долгосрочными мерами правительственной политики, традиционное воздействие на конъюнктуру, основанное на регулировании спроса, которое все теснее переплетается с мерами государственного регулирования внешнеэкономических связей;
— использование мер воздействия на процесс концентрации в ведущих отраслях экономики, в том числе специализированных на экспорт, осуществление мероприятий, направленных на укрепление организационной структуры крупных фирм, развитие новых форм связей между ними.

Источник: www.turboreferat.ru

Презентация, доклад Формы и механизмы взаимодействия государства и бизнеса

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Формы и механизмы взаимодействия государства и бизнеса. Презентация на заданную тему содержит 10 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

Презентации » Образование » Формы и механизмы взаимодействия государства и бизнеса

Формы и механизмы взаимодействия государства и бизнеса Выполнила студентка гр.237334/0001 КотенкоБизнес и государство: в чем взаимный интерес?Что определяет деятельность государства? обеспечение в обществе стабильности и безопасности жизни; На что влияет деятельность бизнеса? создание новых рабочих мест; Порядок взаимодействия бизнеса и государства Можно выделить двеАдминистративно-властное взаимодействие бизнеса и власти основано на отношениях подчиненности предпринимателей решениям,Возможности партнерства Из основных форм государственно-частного партнерства можно выделить: государственно-частные Благодарю за внимание

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Описание слайда:

Формы и механизмы взаимодействия государства и бизнеса Выполнила студентка гр.237334/0001 Котенко Диана

Слайд 2

Описание слайда:
Бизнес и государство: в чем взаимный интерес?

Слайд 3

Описание слайда:

Что определяет деятельность государства? обеспечение в обществе стабильности и безопасности жизни; обеспечение социальных выплат; регулирование экономических вопросов; защиту экологии и охрану окружающей среды; поддержку культурной составляющей общества.

Читайте также:  Как продать свой бизнес банку

Слайд 4

Описание слайда:

На что влияет деятельность бизнеса? создание новых рабочих мест; создание материальных благ для обеспечения жизнедеятельности общества; развитие в социуме отношений собственности; формирование спроса на товары и услуги.

Слайд 5

Описание слайда:

Порядок взаимодействия бизнеса и государства Можно выделить две основные формы взаимодействия власти и бизнеса: административно-властные отношения; государственно-частное партнерство.

Слайд 6

Описание слайда:

Административно-властное взаимодействие бизнеса и власти основано на отношениях подчиненности предпринимателей решениям, принимаемым субъектами власти в рамках тех полномочий, которые выделены им законом. Административно-властное взаимодействие бизнеса и власти основано на отношениях подчиненности предпринимателей решениям, принимаемым субъектами власти в рамках тех полномочий, которые выделены им законом. Это важный блок координирования собственной деятельности в рамках соответствия административно-правовым требованиям.

Слайд 7

Описание слайда:

Возможности партнерства Из основных форм государственно-частного партнерства можно выделить: государственно-частные предприятия; арендные отношения, включая лизинг; соглашение о разделе продукции; государственный контракт; концессию.

Слайд 8

Источник: myslide.ru

Привет студент

В условиях любой экономической системы есть силы, которые являются ведущими в реализации основной экономической стратегии данной системы. В плановом хозяйстве — это государственные предприятия, в условиях рынка — это бизнес и предпринимательство различных форм собственности, дифференцируемые также по объемам производства на малый, средний и крупный виды бизнеса. Ведущую роль здесь играют малые формы бизнеса по причине их многочисленности и высокоэффективности.

Бизнес и предпринимательство — важнейшие элементы рыночной экономики, без которых не может гармонично развиваться государство, ступившее на путь рыночных преобразований в экономике. Бизнес и предпринимательство во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта страны, их участие в народнохозяйственной деятельности велико.

Актуальность тематики предпринимательства на сегодняшний день очень велика. В условиях перехода от плановой к рыночной экономике проблема становления и развития бизнеса и предпринимательства приобретает особое значение по причине того, что эти формы деятельности в России еще не приобрели должного уровня развития и степени влияния на экономику страны. Актуальность этой проблемы усиливается также и тем, что тихое и противоречивое продвижение России путем рыночных реформ в значительной мере обусловлено именно недооценкой государством и обществом роли и значения предпринимательства как структурного элемента рыночной экономики.

Степень изученности и освещенности тематики бизнеса и предпринимательства в мировой экономической литературе очень велика, что объясняется их ролью в рыночной системе хозяйствования. Теоретико-методологические и прикладные проблемы предпринимательской деятельности рассматриваются в научных работах зарубежных исследователей Ф. Кенэ, А Смита, У. Рошера, Б. Гильдебранда, Ж. Б. Сэя, Дж.

С. Милля, А. Маршалла, Л. Вальраса, К. Менгера, Ф. Визера, Й. Шумпетера, А. Коула, П. Друкера. Результатом этого явилось большое количество печатных трудов научного и публицистического толка касательно данной проблемы. Особенности деятельности предпринимателей в современном российском обществе, их место и роль в социальной структуре, взаимоотношения с властью раскрыты в работах В. А. Бунько, А. А. Возьмителя, В. И. Верховина, М. М. Гузева, В. Н. Глухова, О. В. Иншакова, Г. П. Лапина, Н. И. Ломакина, А. Ю. Чепуренко. Однако проблемы предпринимательства продолжают существовать и требуют своего дальнейшего анализа и проработки.

Цель данной курсовой работы состоит в изучении и анализе бизнеса и предпринимательства в условиях перехода от плановой к рыночной экономике.

Данную цель можно достичь путем последовательного решения ряда задач, к числу которых можно отнести следующие:

— Специфика трансформационных социально экономических систем

— Предпринимательство как фактор и форма занятости

— Основные направления совершенствования механизма взаимодействия государства и предпринимательства

Объектом изучения в рамках данной проблемы является бизнес и предпринимательство в целом, а предметов — их отдельные свойства и качества.

В качестве используемой методологии изучения данного явления примем системный анализ и синтез.

Данная курсовая работа содержит введение, три раздела основной части, заключение с выводами о проделанной работе, список используемых литературных источников, а также приложение.

1. Специфика трансформационных социально экономических систем

1.1 Основные характеристики переходной экономики в России

В состоянии перехода от плановой к рыночной экономике находится экономика всех бывших социалистических стран. Началом переходных процессов в них стал «уход» от плановой, командной экономики. Преобразования осуществляются как на макро-, так и на микроуровне. К макроэкономическим преобразованием относятся [8] : либерализация цен, приватизация, макроэкономическая стабилизация, институциональная реформа.

Но они не могут быть осуществлены без реформы на микроуровне, которая включает [8] : изменение субъектов экономики, характера связей между ними; создание новых рыночных субъектов; формирование предприятий на базе частной собственности; развитие средних и мелких предприятий, фермерских хозяйств.

Таким образом, это изменения не в функционировании экономики, а в ее развитии.

1) Сосуществование в экономике элементов старых и новых экономических отношений.

К примеру, материально-техническое снабжение предприятий. С одной стороны, здесь все больше развивается процесс рыночного самообеспечения предприятий всеми видами ресурсов. С другой стороны, в определенных объемах еще сохраняются элементы централизованного выделения топливно-энергетических (нефтяных) ресурсов, транспортных средств и запчастей.

2) Особый характер противоречий — борьба элементов отмирающей и нарождающейся экономики

3) Неустойчивость переходной экономики

Исходное состояние переходного процесса есть состояние макронеравновесия. В производственной структуре командной экономики преобладало производство средств производства над производством предметов потребления. Были характерны также: техническая и технологическая отсталость большинства отраслей народного хозяйства; высокая изношенность производственных фондов; отсутствовал реальный рыночный механизм, регулирующий все эти моменты.

Далее, для развитой рыночной экономики макроэкономическое неравновесие — временное явление. Силой свойственных ей внутренних закономерностей функционирования система постоянно возвращается в устойчивое (равновесное) состояние. Своеобразными регуляторами подобного рода в рыночной системе являются, например, циклические кризисы. Другое дело — переходная экономика.

Она характеризует процесс перехода от одной системы к другой. Поэтому весь процесс перехода сам по себе представляет именно неустойчивое состояние, переход к будущему устойчивому состоянию. Поэтому макронеравновесие в переходной экономике не временное, а постоянное явление, закономерность переходной экономики.

Макроэкономическая нестабильность обусловливает особый характер противоречий переходной экономики. Эти противоречия: устойчивости и неустойчивости, увеличения производства и его сокращения, равновесия и неравновесия при общей определяющей роли макроэкономического неравновесия. Основными формами этого неравновесия являются структурное и финансово-кредитное неравновесие.

4) Альтернативный характер развития переходной экономики. Это означает, что итоги развития переходной экономики могут быть многовариантными. Это вытекает из природы переходной экономики, в которой перемешаны элементы старой и новой систем, а также обусловлено многообразием факторов, воздействующих на процесс развития в этот период. Возможен и возврат к старой системе. Автоматического перехода в новое состояние не бывает.

Читайте также:  Пчеловодство для начинающих как бизнес

5) Появление и функционирование особых переходных экономических форм — форм собственности, видов предприятий, способов регулирования экономики.

6) Историчность, то есть переходящий характер переходной экономики, которая сменяется периодом зрелого развития экономической системы.

7) Преобразование человека — экономического субъекта. Из человека — исполнителя, действовавшего по приказу свыше, он должен быть преобразован в активного субъекта рыночной экономики, ответственного за свое обеспечение.

Закономерности переходной экономики [19] :

1) Изменение роли государства. Это главная закономерность переходной экономики.

В командной экономике государство было единственным собственником и распорядителем всех материальных богатств общества. В переходный период значительная часть имущества переходит в частную собственность, и государство теряет монопольную власть на распоряжение богатством общества. Экономическая деятельность в переходный период осуществляется не только государством, но и другими хозяйствующими субъектами — фирмами, физическими лицами. Государство становится одним из субъектов рыночной экономики. Происходят изменения в функциях государства.

2) Вторая закономерность — стабилизация экономики.

Стабилизация экономики — это предотвращение, торможение экономического спада, закрепление и поддержание показателей функционирования экономики на определенном уровне, оздоровление хозяйства.

В обстановке стремительной инфляции переходного периода без твердой денежной единицы экономика обречена на глубокий кризис. В этих условиях не работают рыночные институты, например, инвесторы не вкладывают средства в производство, так как не надеются вернуть их назад. В систему мер финансовой стабилизации входят такие меры как ограничение денежной эмиссии и минимизация дефицита государственного бюджета. Это меры борьбы с инфляцией как одной из форм макроэкономического неравновесия.

Приватизация — это продажа государственной собственности в частную собственность физических и юридических лиц. Частная собственность лежит в основе рыночной экономики, поэтому-то и необходима приватизация. Недаром ее называют ключом к рынку. По своим чертам приватизация в переходной экономике существенно отличается от аналогичного процесса в западных странах.

Как заметил Я. Корнаи, если бы приватизация в Венгрии осуществлялась «по-английски», то на нее потребовалось бы 100 лет. Вместе с тем и для постсоциалистических стран минимальный срок для приватизации — около 10 лет.

Было бы ошибкой переоценивать роль приватизации в переходной экономике. Приватизация — это не весь процесс преобразования собственности, а лишь одна из форм этого процесса. Сама по себе она не повышает автоматически эффективность общественного производства. Наряду с приватизацией необходимы другие рыночные реформы и прежде всего — институциональная реформа.

Поэтому в переходной экономике основное внимание нужно обращать не на приватизацию старых предприятий, а на создание новых частных предприятий. Экономисты полагают, что это более эффективно, так как сразу исключает инерцию методов плановой экономики, требует меньших затрат и может быть реализовано быстрее.

4) Трансформационный спад.

Термин «трансформационный спад» был введен в переходную экономику Я. Корнаи. Он отмечал, что при переходе от плановой экономики к рыночной экономика переживает глубокий кризис, вызванный переходным, трансформационным состоянием экономической системы. Оно выражается в том, что прежние, плановые механизмы организации хозяйственной деятельности уже разрушены, а новые, рыночные механизмы еще слабы или отсутствуют вообще.

Основу трансформационного спада составляет экономический кризис, проявляющийся в падении объемов производства. Но по своему содержанию понятие «трансформационный спад» шире понятия «экономический кризис». Механизм развития названного спада показывает, что по природе своей это не циклический и тем более не структурный кризис, которые бывают в рыночной экономике, а именно трансформационный кризис, обусловленный масштабами и сложностью преобразований при переходе от плановой экономики к рыночной. Он затрагивает не только экономику, но и все стороны социальной системы.

Трансформационный спад был во всех постсоциалистических странах, но особенно сильно он развернулся в России.

Это во многом связано с тем, что плановая экономика просуществовала здесь значительно дольше, обусловив тем самым и большее наследие, и большие издержки преобразований. Существенны также масштабы российской экономики и вытекающая отсюда сложность, разветвленность хозяйственных связей. В этом смысле большее влияние на Россию, чем на другие страны СНГ, оказал распад СССР и прекращение деятельности СЭВ (Совета экономической взаимопомощи).

5) Интеграция в мировое хозяйство.

Одна из важнейших задач России в переходный период в экономической сфере — определить свое, соответствующее ее масштабам и потенциалу, место в мировом хозяйстве. Будучи составной частью советской экономики, российская экономика была ориентирована на участие в международном разделении труда преимущественно среди стран-членов СЭВ. Особенностью этой интеграционной группировки было централизованное регулирование внешнеэкономических связей с помощью плана. Это позволяло ограждать национальные экономики от «бурь мирового рынка», но одновременно ограждало от необходимости постоянно объективно оценивать уровень эффективности национального производства. Закономерное следствие таких «тепличных» условий — отставание от мировых интеграционных процессов, слабая встроенность в систему международного разделения труда, международную торговлю и международные валютно-финансовые отношения.

Искусственная изоляция советской экономики от мирового рынка явилась одной из главных причин отставания нашей промышленности по техническому и технологическому уровню. Отечественные предприятия не могли воспользоваться преимуществами международного разделения труда. Закрытость экономики сопровождалась автаркией, то есть формированием самодостаточной экономической системы, в которой производилась вся номенклатура промышленной продукции, хотя многие виды продукции было дешевле купить за рубежом. Советские предприятия не сталкивались с конкуренцией зарубежных товаров, теряя стимулы к повышению качества и расширению ассортимента своей продукции.

В условиях открытой экономики цены мирового рынка определяют цены на отечественную продукцию и делают это намного эффективнее, чем любой государственный орган. В этом случае у производителей России остается один путь для процветания — повышение качества и конкурентоспособности продукции, расширение ее производства при сокращении издержек. При этом государство должно контролировать, чтобы внешняя конкуренция не превратилась из созидательного фактора в силу, разрушающую российскую экономику. Перед государством встает задача перераспределения финансовых ресурсов для создания условий, обеспечивающих выживание отечественной экономики в условиях ее все большей открытости.

Необходимы экономическая переоценка и экономическая защита всех государственных ресурсов — земли, природных богатств, фондов, запасов сырья, материалов, готовой продукции. Главное достояние России в переходный период — природные богатства. Они требуют рационального использования и высокой оценки в соответствии с критериями мирового рынка. И делать экономику страны открытой следует только при условии экономической оценки и экономической защиты ее ресурсов. В этом случае снижается риск негативных проявлений в экономике под воздействием ее открытости.

Изучив основные характеристики переходной экономики важно узнать функции государства в экономике переходного периода.

Источник: privetstudent.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин