Особенности управления персоналом зависят от типа хозяйствующего субъекта.
Хозяйствующий субъект — это лицо, которое самостоятельно организует свою хозяйственную деятельность и несёт полную ответственность за риск, возникающий от его деятельности.
Виды хозяйствующих субъектов:
- Индивидуальные предприниматели.
2. Юридические лица (организации).
(БЕСЕДА ОБ ИХ ОТЛИЧИЯХ)
Виды хозяйствующих субъектов.
1. С точки зрения наличия официальной регистрации: официальные и неофициальные.
Неофициальные — человек или группа людей, осуществляющих хозяйственную деятельность без государственной регистрации.
Официальные — человек или группа людей, прошедшие государственную регистрацию и на законных основаниях осуществляющий хозяйственную деятельность.
2. С точки зрения цели деятельности: коммерческие и некоммерческие.
Коммерческие — созданы для получения прибыли.
Некоммерческие — созданы для выполнения каких-либо функций, финансируемых за счёт спонсоров или государственного бюджета, не ставят целью получение прибыли.
Кто относится к субъектам малого предпринимательства?
3. С точки зрения права собственности: частные, государственные, муниципальные.
Частные – это компании, которые принадлежат частным лицам (гражданам или организациям).
Государственные – принадлежат государству и финансируются из государственного бюджета).
Муниципальные – принадлежат местным властям (город, село) и финансируются за счёт средств местного бюджета.
4. С точки зрения размеров: микропредприятия (до 15 человек), малые (до 100 человек), средние (от 101 до 250 человек) и крупные (свыше 250 человек).
5. В зависимости от отрасли производства: производственные (производят какую-либо продукцию), перерабатывающие (перерабатывают с/х продукцию или полезные ископаемые), торговые, добывающие, сельскохозяйственные, финансовые (банки, фонды, страховые организации), образовательные, научные, здравоохранение и т.п.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
КАДРОВАЯ СЛУЖБА ПРЕДПРИЯТИЯ.
В конце 20 века управление персоналом стало видом профессиональной деятельности. Это связано с поиском новых ресурсов предприятия в конкурентной борьбе. Необходимо стало наиболее полно использовать кадровый потенциал фирмы.
При небольшом количестве персонала директор кадровую работу сам держит под контролем, а кадровое делопроизводство ведёт либо бухгалтер или секретарь. Часто в этой ситуации управление персоналом носит стихийный характер.
В крупных компаниях появляется специалист по управлению персоналом, а в более крупной служба по управлению персоналом. Оптимальная пропорция наличия кадровых специалистов 1 на 100 человек работников.
Итак в крупной компании управлением персоналом занимаются все уровни руководителей + кадровая служба.
Топ- менеджеры решает вопросы стратегического порядка:
1. Осуществляет руководство кадровой службой;
2. Формирует кадровую политику;
3. Определяет пути её реализации;
Критерии отнесения бизнеса к субъектам малого и среднего предпринимательства
4. Даёт задания по решению кадровых вопросов;
5. Контролирует выполнение своих заданий.
Мидл- и фронт- менеджеры, а также прочие специалисты участвуют в управлении персоналом в рамках своей компетенции. В основном их работа носит оперативный характер. Также они участвуют в отборе персонала и обеспечивают условия для высокопроизводительного труда в соответствии со способностями работника.
Кадровая служба участвует во всех вопросах, касающихся управлением персонала. Постоянно поддерживает контакт с линейными менеджерами и руководством компании. Она подчиняется директору предприятия.
ПРАВОВАЯ ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ.
Вопросы управления персоналом в РФ регулируются следующими нормативно-правовыми актами:
- Конституция РФ, в которой закреплено право человека на труд и другие права и свободы человека ст.37;
- Трудовой кодекс РФ;
- ФЗ «О труде и занятости населения» (оговаривает вопросы безработицы и трудоустройства);
- Налоговый кодекс РФ глава «Страховые взносы»;
- Нормативные акты регионального и местного значения, касающиеся труда и занятости населения.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ
ОСНОВНЫЕ КАДРОВЫЕ ДОКУМЕТЫ.
Трудовой договор – это соглашение работодателя и работника, регулирующее их взаимоотношения.
Может быть заключён на неопределённый срок, либо заключаться на определённый срок не более 5 лет (срочный). Если по окончанию срочного договора ни одна из сторон не выразит желания расторгнуть договор, договор считается пролонгированным.
Трудовой договор вступает в силу после подписания обоими сторонами.
При заключении трудового договора работник предъявляет работодателю: паспорт, трудовую книжку, страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, документы воинского учёта, документы об образовании.
Трудовой договор оформляется в 2 экземплярах: один работнику, один работодателю.
Также на предприятии оформляется и ведётся следующая кадровая документация: личные дела на каждого из работников, листок учёта кадров, трудовые книжки, анкеты, характеристики и т.д.
Трудовая книжка — основной документ, содержащий информацию о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Работодатель (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной. Работа по совместительству вносится в трудовую книжку по желанию работника.
В трудовую книжку вносятся данные о:
1) дата приёма на работу и должность;
2) о переводах на другую работу или должность;
3) награждениях и поощрениях;
2) дата прекращения трудовых отношений.
Сведения о взыскания в трудовую книжку не вносятся, исключение если мера взыскания – увольнение.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Субъекты рыночной экономики
Герасимова, Т. С. Субъекты рыночной экономики / Т. С. Герасимова, Д. Н. Сарсекенова, А. Э. Захарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 48 (390). — С. 211-214. — URL: https://moluch.ru/archive/390/86146/ (дата обращения: 06.06.2023).
В статье авторы раскрывают особенности субъектов рыночных отношений.
Ключевые слова: рыночная экономика, субъект рыночной экономики, государство, государственное регулирование, субъект хозяйствования, фирма, индивидуальный предприниматель, покупатели.
Как правило, субъектами рыночной экономики являются: предприниматели; работники, продающие свой труд; конечные потребители; владельцы ссудного капитала; собственники ценных бумаг; торговцы и т. д. Основные субъекты рыночного хозяйства принято подразделять на четыре группы: домашнее хозяйство; предприятие (фирма), банк и государство (правительство).
Субъекты рынка обладают такими признаками, как:
1) регистрация в установленном законом порядке;
2) хозяйственная компетенция, то есть совокупность прав и обязанностей, которые субъект получает после регистрации;
3) наличие обособленного имущества;
4) самостоятельная имущественная ответственность [1].
Рассмотрим сначала особенности государства как субъекта исследуемых правоотношений. Оно выступает главным институтом, который регулирует все области жизнедеятельности общества, поскольку оно обладает властью, аппаратом управления, а также правом принимать законы, которые регулируют работу всех отраслей и сфер жизни государства. Несмотря на то, что рынок может быть самоорганизованным, особенно по сравнению с плановой экономикой, механизм его функционирования основан на симбиозе свободной конкуренции и государственного влияния. При рыночной экономике задачей государства не является контроль производства и дальнейшего его распределения, как это происходит, к примеру, при плановой экономике. Государство в рыночной экономике осуществляет вмешательство в экономику для обеспечения экономического равновесия [2], что неоднократно отмечают исследователи.
Государство как специфический субъект рынка принимает в нем непосредственное участие, например, выпуская государственные ценные бумаги или опосредованно, создавая унитарные предприятия. При этом государство не только присутствует в хозяйственных (предпринимательских) отношениях как участник, но и регулирует их. Поскольку само по себе государственное регулирование рынка сопряжено с принуждением, то его эффективность в значительной степени зависит от качества принимаемых законов, а также степени доверия граждан к государству. Государственное регулирование рынка является системой типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, которая осуществляется государственными учреждениями и общественными организациями, которые обладают правомочиями по проведению соответствующих мероприятий. Как отмечает А. А. Мохов, именно в процессе государственного регулирования экономики реализуется экономическая функция государства [3].
Регулирование деятельности субъектов хозяйствования является специальным видом государственного регулирования экономики. Государство регулирует экономическую деятельность субъектов рынка, защищая бизнес от произвола и недобросовестной конкуренции, обеспечивает социальную защиту безопасность в стране. Однако если государство слишком настойчиво будет вмешиваться в деятельность рынка, может значительно ослабить рыночные механизмы и причинить ущерб экономике хозяйствующих субъектов. Поэтому, на наш взгляд, необходимо согласиться с позицией И. В. Смотровой, которая аргументирует, что государство в ходе своей деятельности на рынке должно сохранять баланс и уметь находить решение в сложных экономических ситуациях [4].
Основным субъектом рыночной экономики является хозяйствующий субъект. Это общее понятие, определение которого установлено в пункте 5 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции». Так, хозяйствующий субъект — это коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации. То есть из данного определения мы видим, что хозяйствующим субъектом может быть как юридическое, так и физическое лицо. Они должны пройти определённую законом процедуру государственной регистрации [6].
Статья 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) закрепила, что юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц [7].
В свою очередь Ф. Я. Полонкоева отдельно исследует фирму как субъект рынка. Фирма является экономической категорией, обособленным экономическим и социальным комплексом, который использует свои материальные и информационные ресурсы, для производства полезных для общества благ, что делается ею на свой страх и риск для получения выгоды. При анализе особенностей фирмы важен фактор его экономической обособленности, проявляющийся:
1) в осуществлении самостоятельного оборота стоимости средств производства;
2) в поставленной собственной цели производства (в получении прибыли);
3) в присвоении результатов производства.
К основному признаку фирмы также можно отнести факт наличия в его собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленного имущества, посредством которого обеспечивается материально-техническая возможность функционирования и экономическая самостоятельность предприятия [8].
Индивидуальный предприниматель — это гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Гражданин может действовать на рынке в качестве индивидуального предпринимателя только с момента его государственной регистрации. Правовой режим имущества индивидуального предпринимателя отличается от правового режима юридического лица. В частности, имущество индивидуального предпринимателя не обособляется в обязательном порядке в специальные фонды, как у юридического лица (уставный капитал т. д.). Также законодательство не содержит требований к минимальному размеру имущества индивидуального предпринимателя, предназначенного для осуществления предпринимательской о деятельности [9].
Л. Ю. Емченко и Э. В. Атикян к недостаткам гражданско-правового статуса индивидуального предпринимателя относят следующие:
1) не подходит для коллективного ведения бизнеса;
2) требуется постоянное личное участие/контроль;
3) по обязательствам отвечать приходится собственным имуществом.
Но, вместе с тем, гражданско-правовой статус индивидуального предпринимателя обладает и рядом преимуществ, основными из которых являются:
1) право на ведение коммерческой деятельности;
2) небольшое число необходимых документов, минимальная стоимость регистрации статуса;
3) минимальные штрафы, например, в отличие от юридических лиц;
4) вправе самостоятельно решать, каким образом ему распорядиться доходами, которые приносит его бизнес, без необходимости ждать распределения прибыли;
5) предпринимательская деятельность совместима с любой иной, приносящей прибыль [10, 12, 13].
Деятельность предпринимателей должна осуществляться в рамках закона, иначе они будут привлечены к административной или уголовной ответственности. Так, например, главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) закреплены административные правонарушения в области предпринимательской деятельности. Особенно в практике распространены случаи привлечения к ответственности по статье 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) [11].
Статья 171 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) установила ответственность за незаконное предпринимательство. Так, осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии либо без аккредитации в национальной системе аккредитации или аккредитации в сфере технического осмотра транспортных средств в случаях, когда такие лицензия, аккредитация в национальной системе аккредитации или аккредитация в сфере технического осмотра транспортных средств обязательны, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев.
Покупатели также являются важными субъектами исследуемых правоотношений. Они формируют, в свою очередь, спрос на те товары и услуги, что поставляют продавцы. Покупатели могут быть физическими, юридическими лицами либо государственными институтами. И покупатели, и продавцы могут одновременно выполнять сразу две роли.
Например, одна фирма может продавать товар другой, и в то же время что-то покупать у нее. Поэтому представляется, что термин «субъект рынка» будет правильнее употреблять в контексте обозначения текущей роли в конкретной, выполняемой тем или иным участником рыночных отношений.
Таким образом, субъекты рынка обладают такими признаками, как:
1) регистрация в установленном законом порядке;
2) хозяйственная компетенция, то есть совокупность прав и обязанностей, которые субъект получает после регистрации;
3) наличие обособленного имущества;
4) самостоятельная имущественная ответственность.
К субъектам рынка относятся как физические, так и юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации), которые осуществляют предпринимательскую деятельность, регистрируясь для этого в установленном порядке. Также можно сделать вывод, что успешное экономическое и социальное развитие страны зависит от правильной организации государственного управления, потому роль государства на рынке сегодня видится особенно важной.
- Свечников В. А. Актуальные проблемы развития законодательства о субъектах предпринимательской деятельности // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2017. № 1. С. 2.
- Исматуллоев Ф. И. Целесообразность и последствия вмешательства государства в процессы рыночного ценообразования // Российский экономический интернет-журнал. 2018. № 2. С. 17.
- Мохов А. А. Государственное регулирование и саморегулирование экономической деятельности с позиций теории систем // Государство и право. 2019. № 6. С. 58.
- Смотрова И. В. Механизмы государственного регулирования экономической деятельности хозяйствующих субъектов // Наука XXI века: актуальные направления развития. 2020. № 2–2. С. 203.
- Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ (ред. от 02.07.2021 г.) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // СЗ РФ. 2001. № 33 (Часть I). Ст. 3431.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 28.06.2021 г.) // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
- Полонкоева Ф. Я. Фирма как хозяйствующий субъект рыночной экономики // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. № 8. С. 146
- Холина О. И. К вопросу об имущественном положении индивидуального предпринимателя как субъекта предпринимательского права // Уникальные исследования XXI века. 2015. № 1. С. 219.
- Емченко Л. Ю., Атикян Э. В. Гражданско-правовой статус индивидуального предпринимателя: актуальные проблемы и преимущества // Юридические науки, правовое государство и современное законодательство. 2019. № 1. С. 44.
- Решение Московского районного суда г. Калининграда от 27 января 2020 г. по делу № 12–67/2020. Режим доступа: https://sudact.ru/regular/doc/AK8900JJtc1q/ (дата обращения: 06.10.2021);
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021 г.) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
- Постановление судебного участка № 237 мирового судьи Серпуховского судебного района Московской области от 14 июля 2017 г. по делу № 5–183/2017. Режим доступа: https://sudact.ru/magistrate/doc/f1SaKIV0RwLK/ (дата обращения: 06.10.2021);
- Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24 декабря 2015 г. по делу № А47–11213/2015. Режим доступа: https://sudact.ru/arbitral/doc/nvgZYlskWlU1/ (дата обращения: 06.10.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): индивидуальный предприниматель, рыночная экономика, предпринимательская деятельность, юридическое лицо, государственная регистрация, обособленное имущество, субъект рынка, государство, Российская Федерация, хозяйствующий субъект.
Источник: moluch.ru
Хозяйствующие субъекты, их признаки и виды.
Активное развитие в современной России капиталистической экономики детерминировало возникновение множества новых хозяйствующих субъектов (коллективных и индивидуальных), профессионально осуществляющих предпринимательскую деятельность, направленную на извлечение (получение) прибыли.
Соответственно, хозяйствующие субъекты – физические или юридические лица, занимающиеся деятельностью по выпуску товаров (работ, услуг), а также осуществляющие руководство такой деятельностью и ее государственно-властное регулирование.
Целью данной работы является- рассмотреть правовое положение хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность.
Хозяйствующие субъекты, их признаки и виды.
В Федеральном законе от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» дается следующее определение хозяйствующего субъекта: хозяйствующий субъект — это индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.
Согласно п.1 ст.23 ГК РФ физическое лицо приобретает статус индивидуального предпринимателя с момента его государственной регистрации. Этот статус у него возникает с момента его полной дееспособности. Закон предусматривает, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила, регулирующие деятельность коммерческих юридических лиц, если иное не предусмотрено законом.
Гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью, но не прошедший государственную регистрацию, не приобретает в связи с этим статуса предпринимателя. Он утрачивает этот статус и с момента прекращения действия государственной регистрации, по истечении установленного срока, аннулирования государственной регистрации и т.п.
Суд может применить к таким сделкам правила об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ).
В связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество.
К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы.
К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также финансируемые собственником учреждения.
3. К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
Признаками хозяйствующих субъектов являются:
— зарегистрированность в установленном порядке или легитимация иным образом;
— наличие хозяйственной компетенции;
— наличие обособленного имущества как базы для осуществления предпринимательской деятельности;
— самостоятельная имущественная ответственность.
Легитимация предпринимательской деятельности осуществляется посредством ее государственной регистрации. Государственная регистрация предпринимательской деятельности осуществляется на основе ФЗ РФ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Регистрация – регламентированная законодательством процедура приобретения лицом статуса субъекта предпринимательского права. С момента государственной регистрации возникает новое юридическое лицо либо физическое лицо приобретает статус предпринимателя без образования юридического лица.
Хозяйственная компетенция как необходимый элемент правосубъектности означает совокупность прав, которыми наделен субъект в соответствии с законом и учредительными документами, а в некоторых случаях — на основании лицензии. Это возможность осуществления субъектом определенных видов предпринимательской деятельности, совершения сделок.
Наличие обособленного имущества как базы для осуществления предпринимательской деятельности. Правовыми формами такого обособления могут быть право собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления. Обособленное имущество служит основой самостоятельной имущественной ответственности.
Самостоятельная имущественная ответственность означает, что хозяйствующий субъект отвечает сам, своим имуществом перед контрагентами и государством. По общему правилу учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника. Исключения из этого правила могут предусматриваться законом или учредительными документами.
Согласно ч.2 п.3 ст.1 ФЗ РФ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской федерации» хозяйствующие субъекты делятся на:
— хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность (юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговую деятельность);
— хозяйствующие субъекты, осуществляющие поставки товаров (юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи).
Источник: megaobuchalka.ru