Начало научным исследованиям стратегий организаций было положено в 1960-х годах, в трех книгах: трактате А.Чандлера «Стратегия и структура», коллективном учебнике Гарвардской школы бизнеса «Политика бизнеса» К.Эндрюса, и фундаментальном труде «Корпоративная стратегия» И.Ансоффа.
Замечание 1
Основным достоинством труда А.Чандлера и гарвардского учебника было то, что в них впервые были исследованы проблемы «организационного соответствия» организации целям ее стратегического развития и выработаны конкретные концепции и методы такого достижения.
А.Чандлер впервые разделил понятия «стратегия» и «структура»:
- Стратегия — планирование и реализация различных моделей роста для различных организационных форм.
- Структура — организационная форма, служащая целям административного управления видами деятельности организации и ее ресурсами
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Концепция корпоративной стратегии К.Эндрюса
Анализ стратегий был характерен и для К.Эндрюса, который изменил трактовку понимания общего менеджмента, и ввел понятие корпоративной стратегии, в рамках которой целостность организации стало пониматься не просто как взаимосвязь всех ее структурных подразделений, а в рамках ее взаимодействия с окружающей средой.
Развитие концепций управления производством: от MRP к ERP
Также большим кладом К.Эндрюса в развитие стратегического менеджмента стала разработка SWOT-анализа, основанного на оценке сильных и слабых сторон внутри организации, а также оценке угроз и возможностей со стороны внешней.
Также данный автор впервые разграничил понятия стратегий корпоративного и бизнес-уровня:
Корпоративная стратегия — множество решений, определяющих и раскрывающих:
- задачи и цели организации;
- политику и планы достижения целей;
- сферу деятельности;
- экономические и организационные особенности;
- свойства экономических и социальных результатов, создающихся для владельцев, сотрудников, клиентов и населения в области операционной деятельности.
«Основные концепции стратегического менеджмента»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Стратегия бизнес-уровня — часть корпоративной стратегии, которая определяет то, как организация будет конкурировать и позиционироваться относительно других игроков рынка.
Концепция школы планирования
Ее создатель, И.Ансофф, считал главным принципом долгосрочного планирования переход от анализа будущего организации к ее настоящему.
Согласно концепции, выделяют три группы управленческих решений:
- стратегические — касающиеся продуктов и рынков;
- административные — касающиеся организационной структуры и распределения ресурсов;
- оперативные – касающиеся бюджетирования и контроллинга.
Вторым этапом развития этой теории является выяснение наличия у организации уникальных ресурсов и организационных способностей, которые дают ей приоритет и конкурентное преимущество на рынке.
Разработка концепции бизнес-проекта.
Концепция конкурентных стратегий М.Портера
Замечание 2
Дальнейшее развитие концепция И.Ансоффа получила в работках М.Портера, который объединил исследования стратегий с теорией отраслевой организации.
По мнению М.Портера, организация получит конкурентное преимущество, если будет заниматься только стратегически важными видами деятельности:
- проектированием;
- производством;
- маркетингом;
- дистрибуцией.
При этом издержки организации должны быть ниже, чем у конкурентов или ее товары/услуги должны обладать лучшим качеством.
Ресурсная концепция
Данная концепция получила распространения 1990-е годы с появлением статьи 1984 г Б. Вернерфельта «Ресурсная трактовка фирмы», согласно которой «полезность анализа фирмы скорее с точки зрения ее ресурсов, чем продуктов».
Далее интерес к ресурсному подходу вырос после статье 1990 г К.К.Прахалада и Г.Хамела «Ключевая компетенция корпорации», которая на примерах компаний-лидеров объясняла достоинства концепции фирмы как портфеля организационных компетенций, а не бизнес-единиц.
Главный тезис ресурсной концепции – неоднородность фирм может быть устойчивой, так как они обладают уникальными ресурсами и организационными способностями, определяющими их конкурентные преимущества.
Современные концепции стратегического менеджмента
Концепция управления знаниями — это одна из основных в настоящее время.
Авторы концепции И.Нонака и Х.Такеучи считают, что успех многих японских компаний в инновациях и конкуренции обусловлен развитием теории создания знаний. В рамках концепции — главная цель управления знаниями — создание организационного знания.
Создание организационного знания следует понимать, как процессы, которые усиливают создаваемые людьми знания и трансформируют их в часть «сети знаний» всей организации. Из этих процессов складывается так называемая спираль знания, которая динамично функционирует посредством неформальных сетей внутриорганизационных отношений.
Замечание 3
Важной особенностью организации в рамках концепции является навык трансформации неформализованных знаний в формализованные.
Прочие современные концепции:
- концепция тотального управления качеством;
- концепция совершенствования и реинжиниринга бизнес процессов;
- концепция электронной коммерции;
- концепция методологий Balanced Scorecard, EVA, ABC.
Источник: spravochnick.ru
Вопрос 2. Основные концепции управления компанией
Одна, из самых старейших концепций, взятых на вооружение.
Основные усилия фирма сосредотачивает на снижении себестоимости и увеличении масштабов производства, так как фирма в данном случае полагает, что потребители будут более благожелательны к товарам, которые широко распространены и доступны по цене.
Данная концепция используется, когда себестоимость товара слишком высока и рациональной необходимостью является её снижение и когда спрос на товары значительно превышает предложение. В этом случае организация изыскивает способы повышения производительности труда.
Данная концепция очень часто используется в сферах массового обслуживания. Обычно в государственных учреждениях. Данную концепцию часто обвиняют в равнодушии к потребителям. Ставя перед собой цель снизить себестоимость организации забывают об интересах потребителей, поэтому для минимизации рисков концепцию необходимо применять только при значительном превышении спроса над предложением.
Самым ярким примером реализации концепции совершенствования производства является концепция Генри Форда, которая заключалась в отлаживании процесса производства модели «Т» до такого состояния, когда автомобиль сможет быть доступен широкому кругу потребителей.
2)Концепция совершенствования товара
Концепция совершенствования товара основа на предположении, что потребитель отдаст предпочтение товару, качество, свойства и характеристики которого постоянно улучшаются.
Следовательно, компания должна направить все свои усилия на непрерывное усовершенствование своей продукции. Практика показывает, что данная концепция не всегда рациональна. Она порой оборачивается «маркетинговой близорукостью».
Производители в погоне за качеством и совершенством своей продукции забывают, что покупатели при покупке в первую очередь стремятся удовлетворить свои потребности. Например, производители мышеловок могут забыть, что покупателям нужны не мышеловки, а средства для уничтожения грызунов и покупатели не обязательно выберут технически совершенную мышеловку. Может быть, клиенты предпочитают химические препараты или иные средства. Если продукция будет технически совершенна, но не будет внешне привлекательной для потребителей или не будет полностью удовлетворять их потребности, то она не получит необходимой популярности.
3)Концепция интенсификации коммерческих усилий
Данной концепции придерживается большое количество компаний.
Концепция интенсификации коммерческих усилий основана на убеждении компании, что потребители не будут активно покупать товар, если не предпринять специальных мер по продвижению его на рынок.
Данная концепция чаще всего применяется по отношению к товарам пассивного спроса — тем, о покупке которых покупатель вряд ли задумается. В этой ситуации компаниям необходимо определить круг потенциальных покупателей и разъяснять им преимущества своего продукта.
Многие компании используют данную концепцию в периоды перепроизводства. Их цель продать произведенный товар, а не то, что требует рынок.
Естественно, маркетинг, основанный на стратегии агрессивных продаж, связан с большим риском. Он ориентирован на единовременную сделку, а не на долговременные взаимовыгодные отношения с клиентами. Он предполагает, что клиент, который остался недоволен покупкой забудет об обиде через некоторое время и купит товар данной фирмы снова. Но статистика говорит об обратном. Удовлетворенный покупатель рассказывает о товаре, который ему нравится в среднем трем своим знакомы, а неудовлетворенный делится разочарованием в среднем с десятью.
Источник: studfile.net
Теории и концепции менеджмента
Основные элементы построения организации, обеспечивающие скорость, точность, порядок, определенность и предсказуемость:
— четкое разделение труда на базе функциональной специализации;
— жестко определенная иерархическая система распределения власти;
— система правил и норм, определяющих права и обязанности работников, их поведение в конкретных ситуациях;
— отсутствие личностного начала в отношениях между сотрудниками;
— прием в организацию на основе компетентности и потребностей;
— четкая система карьеры, обеспечивающая квалифицированным работникам продвижение по служебной лестнице;
— стратегия пожизненного найма сотрудников.
Теория «7-С».
Разработали в 90-е годы ХХ в. американские исследователи Томас Питерс, Роберт Уотерман, Р Паскаль, Э Атос.
В соответствии с этой теорией эффективно функционировать и развиваться в современных условиях могут только организации, в которых менеджеры поддерживают в гармоничном состоянии систему, состоящую из семи элементов:
Изменение хотя бы одного из элементов требует соответствующего изменения остальных.
Концепция управления по целям.
Предложил в 50- годы ХХ в. выдающийся американский торетик в области управления Питер Друкер.
Суть концепции: управление должно начинаться с выработки целей и только затем переходить к формированию функций и системы взаимодействия. Каждый руководитель должен иметь несколько четких целей в рамках возложенных на него обязанностей.
Цели не только доводятся до менеджеров сверху, но и согласуются, обсуждаются с ними (до менеджеров низшего уровня включительно). Цели не являются постоянными, они пересматриваются в связи с изменениями внутренних и внешних условий.
Необходимо постоянно оценивать достигнутые результаты; при этом важно разработать системы показателей.
Теория «Х» и «У».
Разработал в 60-е годы ХХ века американский ученый в области лидерства Дуглас Мак-Грегор.
В основе этой теории лежат два типа управления, отражающие взгляды на работников со стороны менеджеров:
— теория «Х» — обычному человеку присуща врожденная нелюбовь к работе и желание избежать ее. Заставить большинство людей работать можно только принуждением, с помощью приказов, контроля и угрозы наказания. «Средний» человек старается не брать на себя ответственность и предпочитает, чтобы им управляли;
— теория «У» — люди по природе не пассивны. В зависимости от условий труда человек может воспринимать работу как удовольствие или как наказание. Людям присущи самоконтроль и чувство ответственности. Управление типа «У» более эффективно.
Теория «Z».
Разработал в 1981 году американский профессор Уильям Оучи на основе изучения японского опыта управления.
Исходным пунктом этой теории является положение о том, что человек – основа любой организации и от него в первую очередь зависит успех.
— долгосрочный наем кадров;
— групповое принятие решений;
— тщательная оценка кадров и их умеренное карьерное продвижение;
— неопределенный, неформальный контроль с помощью четких и формализованных методов;
— всесторонняя забота о работниках.
Теория «Z» считается продолжением теории «Х» и «У».
Уровни менеджмента
Менеджеры – это руководители, сотрудники организации, имеющие непосредственно подчиненных им работников. Однако, не все руководители, выполняющие управленческие решения, занимаются одним и тем же видом трудовой деятельности. Т.е. отдельные руководители затрачивают время на координацию работы других руководителей, которые в свою очередь координируют работу менеджеров более низкого уровня и т.д. Такое разделение труда образует уровни управления.
Форма пирамиды показывает, что на каждом последующем уровне управления находится меньше людей, чем на предыдущем.
Уровень управления – это часть организации, где могут приниматься самостоятельные решения без их обязательного согласования с выше — или нижестоящими звеньями.
Фактическое количество уровней в организации колеблется от одного — двух в малых организациях и до 8 –9 в крупных объединениях и корпорациях.
В мировой практике определены три основных уровня управления в организациях: низший, средний и высший.
К низшему уровню управления относятся руководители низового звена, или операционные руководители, отвечающие за непосредственное использование выделенных им ресурсов: сырья, оборудования, рабочей силы.
Они контролируют выполнение производственных заданий, управляют бригадами, сменами, участками. К низшему уровню относятся 35 – 45 % управленческого персонала. Непосредственно им подчиняются рядовые работники и исполнители.
Институци- онный уровень управленческий уровень технический уровень |
Президент |
Вице- президент по маркетингу |
Вице- президент по производ- ству |
Вице- президент по финансам |
Высшее
Звено
Менеджер 1-го участка |
Менеджер 2-го участка |
Менеджер 3-го участка |
Среднее
Звено
Низовое
Мастер участка |
Мастер участка |
Мастер участка |
Мастер участка |
звено
К среднему уровню управления относятся 50 – 60 % общей численности управленческого персонала организации, а именно:
— менеджеры, ответственные за производственный процесс в подразделениях, состоящих из нескольких первичных образований (начальники цехов, крупных отделов);
— менеджеры штабных и функциональных служб аппарата управления предприятием, его филиалов и отделений;
— менеджеры, руководящие вспомогательным, обслуживающим производством, целевыми программами, проектами.
Руководители среднего уровня управления координируют и контролируют работу младших менеджеров, являются связующим звеном между высшим и низшим уровнями управления.
Высший уровень управления – это высшее руководство организации: президент и вице-президенты (директор и его заместители).
Высшие менеджеры отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом или для ее основных частей.
Руководители высшего уровня управления заняты в основном разработкой долгосрочный (перспективных) планов, формированием стратегических целей, адаптацией организации к переменам, управлением отношениями организации и внешней среды. К высшему звену относятся 3 – 7% управленческого персонала.
Высший уровень управления организацией – (руководитель организации и его заместители)
Высшие менеджеры отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом или для ее основных частей. Руководители высшего уровня управления заняты в основном разработкой долгосрочный (перспективных) планов, формированием стратегических целей, адаптацией организации к переменам, управлением отношениями организации и внешней среды. К высшему звену относятся 3 – 7 % управленческого персонала.
Средний уровень управления организацией –(заведующие, начальники отделов) – они координируют работу нижестоящих руководителей.
К среднему уровню управления относятся 50 – 60 % общей численности управленческого персонала организации. Руководители среднего уровня управления координируют и контролируют работу младших менеджеров, являются связующим звеном между высшим и низшим уровнями управления.
Низший уровень управления организацией –(руководители, находящиеся непосредственно над рабочими и др. работниками и не имеющие в своем подчинении руководителей) (Мастера, бригадиры, контролеры, администраторы).
Это руководители, отвечающие за непосредственное использование выделенных им ресурсов: сырья, оборудования, рабочей силы. Они контролируют выполнение производственных заданий, управляют бригадами, сменами, участками. К низшему уровню относятся 35 – 45 % управленческого персонала.
Следует отметить, что на каждом уровне управления руководители выполняют не только чисто управленческие, но и исполнительные функции. Однако с повышением уровня руководства удельный вес исполнительских функций понижается.
Вопросы для повторения:
1. Дайте определение менеджмента.
2. Перечислите цели и задачи менеджмента.
3. Проанализируйте развитие менеджмента на различных этапах.
4. Охарактеризуйте основные школы управления.
5. Дайте определение и перечислите категории менеджмента.
6. Дайте определение и перечислите принципы менеджмента.
7. Охарактеризуйте современные подходы к управлению и уровни управления.
Источник: megaobuchalka.ru