Законодательную основу гостиничного сервиса в России составляют: Гражданский кодекс РФ, Налоговый Кодекс, закон РФ «О защите прав потребителя», закон РФ «Об основах туристской деятельности в РФ», Правила предоставления гостиничных услуг в РФ, Правила предоставления коммунальных услуг в РФ, национальные стандарты ГОСТ Р, строительные нормы и правила (СНиП), санитарные правила и нормы (СанПиН) и др.
Гражданский кодекс РФ определяет основные права и обязанности предпринимателей, обеспечивает и защищает экономические и личные права граждан, устанавливает правила об имущественном и рыночном обороте. А также регламентирует систему предпринимательства в гостиничном и ресторанном бизнесе, правоприменительных и договорных отношений.
Налоговый кодекс РФ определяет финансовые обязательства граждан перед государственными органами и муниципальными учреждениями.
Закон РФ «О защите прав потребителей». Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг); устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей; получении информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах); государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Часть 1. Видеолекция И. А. Панкеева «Правовое регулирование СМИ»
Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в России. Он регулирует отношения, возникающие при реализации прав граждан на отдых, свободу перемещения и другие права при совершении путешествий и определяет порядок рационального использования туристских ресурсов РФ.
В качестве основных целей государственного регулирования туристской деятельностью названы: обеспечение права граждан на отдых, развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, развитие международных контактов и др. В законе дается понятие индустрии туризма.
«Правила предоставления гостиничных услуг в РФ» – это основной нормативный документ, регламентирующий взаимоотношения исполнителя и потребителя гостиничных услуг. Состоит из четырех разделов.
Раздел I Общие положения. Даны основные нормативно-правовые акты, в соответствии с которыми разработаны Правила, а также основные понятия, используемые в Правилах.
Раздел II Информация об услугах, порядок оформления проживания в гостинице и оплаты услуг. Раздел содержит перечень информации, которую исполнитель должен довести до потребителя, условия предоставления льгот, порядок бронирования, условия заключения договора о предоставлении гостиничных услуг, правила оплаты за проживания и др.
Раздел III Порядок предоставления услуг. В разделе перечисляются требования к качеству услуг, бесплатные дополнительные услуги, ответственность исполнителя за сохранность имущества клиента, о порядке проживания в гостинице.
Раздел IV Ответственность исполнителя и потребителя за предоставление услуг. Этот раздел содержит условия отказа потребителя от условий исполнения договора, ответственность исполнителя за предоставление некачественной услуги, права потребителя при получении некачественной услуги, перечень организаций, осуществляющих контроль за соблюдением правил.
«Правила предоставления гостиничных услуг» в РФ разработаны в соответствии с ГОСТ.
Предприятия питания независимо от форм собственности обязаны руководствоваться следующими ГОСТ и СанПиН (санитарные правила и нормы):
ГОСТ 50764–95 «Услуги общественного питания»;
ГОСТ 50762–95 «Общественное питание. Классификация предприятий»;
ГОСТ 28–1–95 «Общественное питание. Требования к производственному персоналу»;
СанПин 42–123–5777–91 «Санитарные правила. Условия, сроки хранения особо скоропортящихся продуктов»;
К нормативным документам по стандартизации, действующим на территории России, относятся:
— Национальные стандарты РФ – ГОСТ Р, ГОСТ;
— Общероссийские классификаторы технико-экономической информации – ОКТЭИ;
— Стандарты отраслей – ОСТ;
— Стандарты предприятий – СТП;
— Стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных организаций.
Кроме этого к нормативной документации по стандартизации законодательно отнесены применяемые в установленном порядке международные стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации.
Деятельность гостиничных предприятий и других средств размещения в нашей стране регулируется следующими национальными стандартами:
ГОСТ Р 51185–98 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования»;
ГОСТ 12.1.004–91 «ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования»;
ГОСТ 12.1.036–81 «ССБТ. Шум. Допустимые уровни в жилых и общественных зданиях»;
ГОСТ 17.1.3.13–86 «Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных вод от загрязнения»;
ГОСТ 17.4.3.04–85 «Охрана природы. Почвы. Общие требования к контролю и охране от загрязнения»;
ГОСТ 2874–82 «Вода питьевая. Гигиенические требования и контроль за качеством»;
ГОСТ Р 50644–94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов»;
ГОСТ Р 50681–94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг»;
ГОСТ Р 51617–2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия»;
ГОСТ Р 50690–2000 «Туристские услуги. Общие требования»;
ГОСТ Р 51870–2002 «Услуги бытовые. Услуги по уборке зданий и сооружений. Общие технические условия»;
ГОСТ Р 52024–2003 «Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования»;
ГОСТ Р 52142–2003 «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения»;
ГОСТ Р 28681.0–90 «Стандартизация в сфере туристско-экскур-сионного обслуживания. Основные положения».
Строительные нормы и правила (СНиП), используемые в гостиничном хозяйстве, в основном касаются характеристик зданий и сооружений, входящих в гостиничный комплекс. Например, СНиП 2.08.02–89 «Общественные здания и сооружения».
Нормативные требования к современным зданиям и их характеристикам содержатся в большом количестве документов, причем часть из них устарела, но, тем не менее, не отменена.
Проектирование следует вести с учетом указаний и ограничений действующих строительных норм:
СНиП 2.08.01–89 «Жилые здания»;
СНиП 2.08.02–89 «Общественные здания и сооружения»;
СНиП 2.09.04–87 «Административные и бытовые здания»;
СНиП 2.09.02–85 «Производственные здания»;
СНиП 3.03.01–87 «Несущие и ограждающие конструкции»;
СНиП 21–01–97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»;
СНиП II–3–79 «Строительная теплотехника».
При осуществлении внешнеэкономической деятельности в сфере гостиничного сервиса можно использовать международные нормативные документы, регламентирующие, прежде всего взаимоотношения между гостиницами и турфирмами. К таким документам относятся «Международные гостиничные правила» и «Кодекс отношений между гостиницами и турбюро». Эти документы носят рекомендательный характер и их следует принимать за основу при взаимоотношениях гостиниц и турбюро, расположенных в разных странах.
В настоящее время для повышения качества обслуживания, повышения конкурентоспособности предприятия, многие гостиницы разрабатывают стандарты предприятия, сфера действия которых ограничена территорией гостиничного комплекса. Самыми распространенными стандартами гостиничных предприятий являются стандарты обслуживания, в которых четко прописана последовательность действий персонала по обслуживанию гостей.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Источники правового регулирования гостиничных услуг
Гостиничный бизнес активно развивается, в отличие от правового регулирования данного вида деятельности. Как и во всех областях одним из направлений государственного регулирования является создание специализированных структур по контролю. В системе федеральных органов исполнительной власти такой структурой является Федеральное агентство по туризму (Ростуризм). Наряду с Ростуризмом государственное регулирование в данной сфере осуществляет технический комитет по стандартизации ТК 199 «Туристские услуги и услуги средств размещения» Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. Основная задача технического комитета — совершенствование системы стандартизации в области гостиничной деятельности, а главная функция — разработка национальных гостиничных стандартов.
Источником правового регулирования гостиничных услуг на федеральном уровне являются несколько основных документов, и самым главным является Конституция Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации закрепляет в себе принципы свободы предпринимательства, устанавливает приоритет прав и свобод человека над интересами государства24, гарантирует каждому право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности.
Гражданский кодекс является вторым по значимости нормативно правовым актом РФ, в котором отражены вопросы возникновения гражданских прав и обязанностей осуществления и защиты гражданских прав, а также нематериальные блага и их защита. Компенсация морального вреда, защита чести достоинства и деловой репутации, охрана изображения гражданина, право собственности и другие вещные права находят отражение в нормах, установленных гражданским законодательством.
Нужно отметить, что нормы ГК РФ ограничивают предпринимателей в части свободного осуществления отдельных видов деятельности обязанностью получить для этого необходимую лицензию, что регулируется Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 №99-ФЗ.
Следующим источником на федеральном уровне можно выделить Федеральный Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 03.07.2016) «О защите прав потребителей». Закон устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Рассмотрим следующий закон, требующий отдельного рассмотрения.
Федеральный Закон РФ от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 05.04.2016) «О техническом регулировании».
Данный закон регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных и добровольных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Отдельно следует отдельно рассмотреть нормативно правовые документы, регулирующие деятельность в индустрии гостеприимства.
В соответствии с ФЗ «О защите прав потребителей» разработаны «Правила предоставления гостиничных услуг в РФ» которые регулируют отношения в области предоставления гостиничных услуг, в данных правилах указываются основные понятия, информация об услугах, порядок оформления, проживания в гостинице и оплаты услуг, ответственность исполнителя и потребителя за предоставление услуг.
С 21 октября 2015 года вступили в силу новые правила предоставления гостиничных услуг. Правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 09.10.2015 N 1085 (далее Правила).
Новыми Правилами уточнен предмет регулирования: в соответствии с п.2 Правил их действие распространяется на деятельность гостиниц и иных средств размещения, за исключением деятельности молодежных туристских лагерей и туристских баз, кемпингов, детских лагерей, ведомственных общежитий, сдачи внаем для временного проживания меблированных комнат, а также деятельности по предоставлению мест для временного проживания в железнодорожных спальных вагонах и прочих транспортных средствах.
Правилами введены понятия «гостиничные услуги», «цена номера», «малое средство размещения» (гостиница с номерным фондом не более 50 номеров), «цена номера (места в номере)», «бронирование», «расчетный час» и многие другие. Заказчик — это лицо, физическое (юридическое) лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее или приобретающее гостиничные услуги в соответствии с договором об оказании гостиничных услуг в пользу потребителя.
Благодаря новым Правилам теперь четко определено, что предоставление гостиничных услуг допускается лишь при наличии свидетельства о присвоении гостинице категории по системе классификации гостиниц, утвержденной Минкультуры России, в случае если в соответствии с законодательством такое требование вводится для отдельных субъектов РФ или на всей территории России.
В настоящее время на территории нашей страны и Москвы в частности классификация является добровольной, за исключением объектов инфраструктуры Олимпиады в городе Сочи и чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года. Порядок классификации утвержден Приказом Минкультуры РФ от 11.07.2014 №1215 «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемая аккредитованными организациями».
Правилами установлено, что любые требования к гостиничным услугам, в том числе к их объему, качеству, времени предоставления и иным характеристикам, важным потребителям, определяются по соглашению сторон договора об оказании гостиничных услуг. Кроме того, гостиницам предоставлено право самостоятельно устанавливать не противоречащие законодательству правила проживания и пользования гостиничными услугами, с которым все гости отеля могут ознакомиться без препятствий.
Факультативными источниками являются разработанные стандарты в области гостиничной и туристской деятельности. На территории России регулирование в данной сфере осуществляется Техническим комитетом по стандартизации — ТК 199 «Туристские услуги и услуги средств размещения», действующий на основании приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2013 №51 «О работе Технического комитета по стандартизации ТК 199 «Туристские услуги и услуги средств размещения»».
На данный момент в сфере туриндустрии, в которую входит функционирование гостиничного комплекса и предоставление гостиничных услуг, действуют следующие государственные стандарты:
ГОСТ Р 50690-2000 «Туристские услуги. Общие требования» — действует с 01.07.2001. В стандарте заключены все общие требования, которые могут быть применены к любым туристским услугам, так же данный стандарт устанавливает особый перечень требований для жизни и здоровья туристов, которые изъявили желание стать участниками в договоре на оказание гостиничных услуг.
ГОСТ Р 53423-2009 (ИСО 18513:2003) «Туристские услуги. Гостиницы и другие средства размещения туристов. Термины и определения» — действует с 01.07.2010. Этот стандарт посвящен сугубо определениям и терминам, которые помогут как исполнителю, так и потребителю разобраться в правильном толковании.
ГОСТ Р 51185-2008 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования» — действует с 01.07.2009. Данный стандарт станет основой для любого нормативного документа, который может быть создан в рамках предоставления как гостиничных, так и туристских услуг, потому что он содержит в себе общие требования ко всем средствам размещения.
ГОСТ Р 53522-2009 «Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения» — действует с 01.07.2010. Этот стандарт узок в своем применении и был создан сугубо для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые хотят на базе туристических услуг предоставлять экскурсионное обслуживание.
ГОСТ Р 50644-2009 «Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов» — действует с 01.07.2010. Сущность этого стандарта понятна уже из названия, речь ведется о безопасности туристов и распространяется стандарт на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые берут ответственность за жизнь и здоровье потребителей и заказчиков услуг.
ГОСТ Р 53997-2010 «Туристские услуги. Информация для потребителей. Общие требования» — действует с 01.07.2011. Данный стандарт разрабатывался как инструкция для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и как подсказка потребителям, на что стоит обратить внимание.
ГОСТ Р 54603-2011 «Услуги средств размещения. Общие требования к обслуживающему персоналу»- действует с 01.01.2013. Указанный стандарт распространяет свое действие на все средства временного размещения и содержит в себе требования к обслуживающему персоналу на минимальном уровне, что может помочь представителям гостиницы при отборе персонала.
ГОСТ Р 56184-2014 «Услуги средств размещения. Общие требования к хостелам» — действует с 01.01.2015. Уже из названия понятно, что этот стандарт узко в применении и распространяет свое действие лишь на хостелы, содержа при этом общие требования для предоставляемых услуг.
ГОСТ Р 56197-2014 (ИСО 14785:2014) «Туристская информация и услуги приема туристов. Требования.» — действует с 01.09.2015. Минимальные требования, которые содержатся в данном стандарте помогут потребителям понять каким образом исполнитель должен производить информирование о рисках при оказании туристкой и гостиничной услуги.
ГОСТ Р 56780-2015 «Услуги средств размещения. Бизнес-услуги. Общие требования.»- действует с 01.10.2016. Относительно новый стандарт появился благодаря тому, что бизнес среда в развитых регионах с каждым годом набирает все большие обороты, поэтому регулировать деятельность оказания бизнес-услуг стало обычной необходимость, в условиях рыночной экономики.
На уровне с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии важную роль играет Федеральное агентство по туризму (Ростуризм). Ростуризм — это специальная структура, проводящая политику государства в сфере сервиса и туризма, в общем и гостиничного дела в частности. В функции Ростуризма входят: осуществление комплексного анализа и прогнозирования гостиничной сферы в Российской Федерации; разрабатывание и внесение в Правительство РФ проекты законов, нормативно-правовых актов и иных ведомственных документов по вопросам, которые непосредственно относятся к гостиничной деятельности; обобщение практики применения законодательства Российской Федерации в области сервиса и туризма, а так же гостиничной деятельности. При этом Ростуризм осуществляет свою деятельность только на Федеральном уровне, это означает, что на уровне субъектов Российской Федерации не предусмотрено территориальных управлений и данная функция осуществляется лишь представительными органами исполнительной власти каждого субъекта по отдельности.
Источник: studbooks.net
