Целью исследования является изучение принципов и методов государственной поддержки малого бизнеса в муниципальных образованиях.
В соответствии с поставленной целью намечены следующие основные задачи:
* определить место и роль малого предпринимательства в современной экономике;
* выявить состояние и проблемы малого предпринимательства;
* определить место программ поддержки малого предпринимательства в общей стратегии социально-экономического развития регионов и ее отражении в рамках комплексных среднесрочных программ субъектов Федерации;
* изучить основные направления государственной поддержки малого бизнеса
Введение. 2
Глава 1. Место и роль малого предпринимательства в современной экономике. 4
1.1 Место малого предпринимательства в современной экономике и зарубежный опыт его государственной поддержки. 4
1.2 Состояние и проблемы малого предпринимательства. 7
Глава 2. Государственная поддержка малого предпринимательства. 12
2.1 Основные направления государственной поддержки. 12
Валерий Сушков — Применение ФОП при инновационном совершенствовании бизнес сервисов (15.10.2021)
2.2 Использования программно-целевых методов управления для решения задач развития и государственной поддержки малого предпринимательства. 16
Глава 3. Основные направления совершенствования государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства. 21
Заключение. 30
Библиография. 34
Работа содержит 1 файл
Глава 1. Место и роль малого предпринимательства в современной экономике. 4
1.1 Место малого предпринимательства в современной экономике и зарубежный опыт его государственной поддержки . 4
1.2 Состояние и проблемы малого предпринимательства. 7
Глава 2. Государственная поддержка малого предпринимательства. 12
2.1 Основные направления государственной поддержки. 12
2.2 Использования программно-целевых методов управления для решения задач развития и государственной поддержки малого предпринимательства. 16
Глава 3. Основные направления совершенствования государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства. 21
Введение.
Актуальность темы исследования. В последние годы проблемы малого бизнеса все более привлекают внимание ученых и практиков. Малый бизнес является важным элементом рыночной экономики, без которого не может устойчиво развиваться государство.
Эффективное рыночное хозяйство возможно только в том случае, если в экономике будет действовать большое число предпринимательских структур. Формирование благоприятных условий для развития малого бизнеса обеспечивает населению получение доходов от самостоятельной хозяйственной деятельности, а местным бюджетам — налоги. Ориентация на малый бизнес улучшает психологический настрой в обществе и повышает ответственность людей за собственную судьбу. Поэтому разносторонняя поддержка сферы малого бизнеса должна быть отнесена к числу основных направлений в развитии отдельных территорий.
В настоящее время малый бизнес поддерживается, прежде всего, на государственном уровне. Муниципальные образования значительно меньше участвуют в его развитии, хотя по своей природе этот уровень управления более всего близок и доступен гражданам. Следовательно, именно муниципалитетам надо решать конкретные задачи, связанные с развитием частной инициативы граждан. Поэтому возникает необходимость сместить акценты государственной поддержки малого бизнеса на муниципальный уровень.
С Чего Начать САМОРАЗВИТИЕ? 5 ВАЖНЫХ ШАГОВ На Пути к Самосовершенствованию / Саморазвитие Личности
Вместе с тем, полная децентрализация поддержки малого бизнеса невозможна. Одной из важнейших задач региональных властей является обеспечение равных условий для социально- экономического развития муниципальных образований, в том числе, по поддержке малого бизнеса.
В настоящее время совместные целенаправленные меры по поддержке малого бизнеса на региональном и муниципальном уровнях не получили широкого распространения, несмотря на то, что интересы властей разных уровней совпадают. Это обусловлено недостаточностью государственной поддержки малого бизнеса, отсутствием тесной связи между степенью государственной поддержки и реальным уровнем развития малого бизнеса. Вышеуказанные обстоятельства обусловливают актуальность темы.
Целью исследования является изучение принципов и методов государственной поддержки малого бизнеса в муниципальных образованиях.
В соответствии с поставленной целью намечены следующие основные задачи:
* определить место и роль малого предпринимательства в современной экономике;
* выявить состояние и проблемы малого предпринимательства;
* определить место программ поддержки малого предпринимательства в общей стратегии социально- экономического развития регионов и ее отражении в рамках комплексных среднесрочных программ субъектов Федерации;
* изучить основные направления государственной поддержки малого бизнеса
* рассмотреть возможности и практические инструменты разработки и реализации муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства, которые могут быть осуществлены на основе действующих положений муниципальной реформы
Объектом исследования является сектор малых предприятий в российской экономике. Предметом исследования являются проблемные области и перспективные направления развития институтов государственной поддержки малого предпринимательства.
Глава 1. Место и роль малого предпринимательства в современной экономике.
1.1 Место малого предпринимательства в современной экономике и зарубежный опыт его государственной поддержки .
Малое предпринимательство представляет собой одновременно важное действующее лицо в экономической жизни, гармоничное развитие которой возможно только в условиях разнообразия форм осуществления хозяйственной деятельности, и инкубатор для развития новых бизнесов – «подростковый» слой среднего и крупного предпринимательства. Указанная двойственность обуславливает неоднородность малого предпринимательства как экономического явления, включающего в себя и основанные на персональном мастерстве ремесленные хозяйства, и структуры, обеспечивающие функционирование крупного бизнеса, и предприятия, созданные для реализации нововведений – производства новых продуктов, внедрения новых технологий, завоевания новых рынков и т.д.
Принципиально важное место малого предпринимательства в современной развитой экономике обусловлено, с одной стороны, процессами сближения технической оснащенности крупных и мелких предприятий, диверсификации организационных форм производственной кооперации на базе бурно развивающихся информационных технологий, а с другой – преимуществами малых предприятий по сравнению с крупными:
− узкая специализация (на разработках и продвижении одного — двух видов продукции в строго ограниченных сферах современной науки и технологии);
− наличие значительной доли высококвалифицированных специалистов в структуре занятых;
− высокая доля затрат на НИОКР, поскольку выпуск качественно новой продукции — это одно из основных средств малых предприятий для выхода на рынок или сохранения своего места на нем;
− создание и перепрофилирование малых предприятий требуют меньших затрат, которые при благоприятных шансах рынка сравнительно быстро окупаются; такие предприятия имеют большие возможности в сжатый срок наладить производство новых изделий на современной технической основе;
− гибкость, способность быстро приспосабливаться к новым требованиям, выдвигаемым научно-техническим прогрессом, что особенно важно в условиях углубления специализации и диверсификации производства, расширения номенклатуры выпускаемой продукции, индивидуализации производства и спроса;
− возможность оперативного освоения выпуска мелкосерийной, уникальной продукции, поскольку, по мере научно-технического прогресса, постоянно возникают рынки новых товаров и услуг, емкость которых на первых порах незначительна, не требует массового производства.
В инновационном процессе выделяется этап, включающий необходимые операции до выведения продукта на рынок: исследования и разработки, завершающиеся документированным описанием технологии или опытным образцом, которые затем могут выводиться на рынок. Как правило, именно на этом этапе малый и средний бизнес показывают более высокую эффективность по сравнению с крупным.
С точки зрения жизненного цикла продукта они менее всего пригодны для стадии быстрого распространения продукта на широком рынке. Здесь подключается крупный бизнес. Учитывая, что продукт стареет на рынке, крупные фирмы должны заботиться о его замене новым уже на стадии расширения рынка, что создает у них заинтересованность в сотрудничестве с малым бизнесом, подключающимся к поиску новых вариантов. Таким образом, создаются условия для постоянной работы малого бизнеса в процессе непрерывного совершенствования производства.
Крупные предприятия с большей осторожностью относятся к нововведениям, они как можно дольше избегают радикальных изменений, ибо последние несут с собой угрозу больших потерь. Малые предприятия, чей риск в денежном выражении менее весом, склонны к более радикальным и рискованным нововведениям. Они реализуют менее капиталоемкие проекты, но по широкому спектру направлений и сфер деятельности. Владельцы малых инновационных предприятий часто имеют более высокую, проникнутую творческим энтузиазмом мотивацию по сравнению с менеджерами, и тем более акционерами крупных компаний.
В настоящее время в европейском Союзе и за его пределами реализуется множество программ поддержки малого и среднего предпринимательства, дополняющих мероприятия на национальном уровне. Однако до сих пор сохраняется разнобой в определениях сектора малого и среднего предпринимательства, принятых в отдельных странах и отдельных международных организациях, оказывающих поддержку этим секторам. Тем самым возникают неравные конкурентные условия между предприятиями, попавшими либо нет (в силу указанного различия определений) в зону влияния программ поддержки.
Следовательно, актуальной остается задача унификации определений малого и среднего предпринимательства, действующих в разных странах и на международном уровне.
1.2 Состояние и проблемы малого предпринимательства.
Малое и среднее предпринимательство имеет исключительно важную роль в экономической и социальной жизни промышленно развитых стран Западной Европы, Америки и Восточной Азии, где на его долю приходится до 60 % валового национального продукта. Развитие малого предпринимательства увеличивает число собственников и обеспечивает формирование среднего класса – основного гаранта политической стабильности общества, создает новые рабочие места, в том числе для молодежи и незащищенных слоев общества, обеспечивает снижение уровня безработицы, социальной напряженности и экономического неравенства.
На основании имеющихся статистических и аналитических данных о состоянии и динамике развития малого предпринимательства приходится, к сожалению, констатировать, что на сегодняшний день малый и средний бизнес России все еще не стал стратегическим фактором социально-экономического развития и возрождения страны, несмотря на его огромный потенциал и те многочисленные социальные, экономические и политические проблемы общества, которые могут быть решены на основе его свободного и полноценного развития.
!!Малое предпринимательство – неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.
В экономически развитых странах число малых и средних предприятий достигает 80-99% от общего числа предприятий, в этом секторе сосредоточены две трети экономически активного населения, производится более половины валового внутреннего продукта. В этих странах проводится активная и последовательная политика по поддержке и развитию предпринимательства.
Россия существенно уступает странам с развитой рыночной экономикой по общей численности малых предприятий. Количество малых предприятий, приходящееся на тысячу жителей в России меньше в 6 раз, чем в Германии, в 7,5 раз, чем в Великобритании, в 13 раз, чем в США. Роль малого бизнеса в общественном производстве России также существенно разнится: от 10-11 % ВВП в России до 50-60 % в развитых странах мира.
Малые предприятия в развитых странах являются основными создателями дополнительных рабочих мест. Например, в США только в 1970-1985 годах на малых и средних предприятиях создано 35 миллионов новых рабочих мест, в то время как на государственных предприятиях и компаниях крупного бизнеса число рабочих мест сократилось почти на 6 миллионов.
Доля малых и средних предприятий в общей численности занятых в 1995 году составляла?: в США — 70%, Япония — 78%, Италия -73%, Франция — 54%. Хотя в России последнее время не растет количество малых предприятий, однако, именно они вносят значительный вклад в решение социально-экономических проблем. Даже в те периоды, когда в целом в экономике страны наблюдался рост безработицы, на малых предприятиях численность персонала увеличивалась и в настоящее время вместе с индивидуальными предпринимателями составляет около 14 миллионов человек. Малыми предприятиями в России выпускается 9% промышленной продукции (в отдельных регионах — до 20%), создается около 10-12% ВНП – и это при том, что малыми предприятиями используется немногим более 3% основных фондов промышленности.
Источник: www.stud24.ru
2.2. Основные направления совершенствования региональной политики поддержки и развития малого предпринимательства.
В целях наведения порядка в сфере действующего законодательства необходимо оптимизировать нормативно-правовые основы администрирования малого бизнеса и устранить надзорно-проверяющие инстанции.
В целях снижения уровня административных барьеров и упорядочения деятельности контролирующих и инспектирующих органов необходимо:
- ввести ответственность должностных лиц за действия (бездействие), препятствующих созданию и деятельности малых предприятий, а также – обязанность по возмещению ущерба, возникшего в связи с превышением должностными лицами полномочий при проведении проверок;
- установить упрощенную процедуру ликвидации малых предприятий, не имеющих кредиторской задолженности;
- закрепить в законодательном порядке безвозмездность проведения обследований контролирующими и иными органами, финансируемыми из бюджета Ростовской области;
- ограничить право принятия органом государственного контроля (надзора) решения об остановке производственной деятельности малого предприятия при выявлении нарушений;
- ограничить спектр нарушений, по которым проверяющие (контрольные) органы имеют право применять финансовые санкции;
- конкретизировать и уменьшить размеры штрафов для малого бизнеса.
- гармонизировать нормативную правовую базу, позволяющую унифицировать подходы федеральных и региональных властей по сокращению и недопущению создания новых административных барьеров;
- разграничить функции органов, ответственных за региональную политику в сфере малого предпринимательства;
- обеспечить соответствие подзаконных актов нормам прямого действия, установленных в законах, в том числе в сферах: лицензирования видов деятельности, сертификации продукции, регистрации юридических лиц, аренды помещений и землеотвода.
- разработка действенного механизма гарантий Администрации области, обеспечивающих разделение рисков между администрацией, кредитными организациями и малыми предприятиями;
- субсидирование процентной ставки по кредитам и займам, выдаваемым определенным категориям субъектов малого предпринимательства коммерческими организациями;
- внедрение в сфере малого предпринимательства типовых схем финансовой аренды (лизинга);
- разработка и совершенствование механизмов ипотечного кредитования;
- содействие в формировании условий привлечения внебюджетных финансовых ресурсов в малый бизнес;
- развитие венчурного финансирования инновационных проектов малого предпринимательства;
- развитие системы формирования кредитных историй предприятий (в том числе малого бизнеса) специализированными организациями (кредитными бюро) в целях упрощения доступа малых предприятий к кредитам коммерческих банков;
- — в сельскохозяйственных районах оказать содействие в создании кредитных кооперативов, обществ взаимного кредитования, других небанковских кредитных институтов, предоставляющих на возвратной основе средства под инвестиционные проекты субъектам малого предпринимательства; разработать схемы предоставления в лизинг сельскохозяйственных машин и оборудования для КФХ;
- отработать механизм предоставления кредитов под будущий урожай; изыскать возможность предоставления гарантий не только по среднесрочным, но и долгосрочным кредитам малым предприятиям сельскохозяйственного производства; отработать механизм страхования деятельности (рисков потери урожая из-за форс-мажорных обстоятельств) сельскохозяйственных товаропроизводителей.
- создать на региональном и муниципальном уровнях реестры и целевые фонды не жилых помещений (в том числе — объектов незавершенного строительства),предназначенных для передачи в аренду или продажи малым предприятиям на льготных условиях;
- установить льготные условия и порядок передачи производственных площадей и технологического оборудования предприятий и организаций, находящихся в государственной или муниципальной собственности, малым предприятиям на условиях долгосрочной аренды, выкупа, передачи оборудования в лизинг;
- разработать механизм предоставления рассрочки платежей при продаже недвижимых помещений субъектам малого предпринимательства;
- обеспечить реализацию принципа «одного окна» для оформления и регистрации сделок с имуществом, приобретаемым (продаваемым) или арендуемым субъектами предпринимательства (определить единый орган, установить единый перечень документов, а также предельные сроки рассмотрения заявок);
- ввести запрет на взимание с субъектов предпринимательской деятельности платежей и сборов за действия, связанные с продлением договоров аренды нежилых помещений и земельных участков;
- снизить стоимость оформления и регистрации сделок с недвижимостью;
- упростить процедуры и порядок, а также установить нормативные сроки оформления исходно-разрешительной документации на ремонт, реконструкцию и строительство производственных объектов;
- установить порядок зачета средств, израсходованных субъектами предпринимательской деятельности на ремонт и реконструкцию арендуемых нежилых помещений, в качестве уплаты арендной платы;
- установить возможность удешевления арендной платы для вновь созданных малых предприятий;
- разработать программу повышения эффективности использования государственного и муниципального имущества для развития субъектов малого предпринимательства на территории Ростовской области.
- обеспечить проведение на регулярной основе мониторинга состояния субъектов малого предпринимательства с периодичностью один раз в три-пять лет (включая малые предприятия и предпринимателей без образования юридического лица);
- включить информационное обеспечение предпринимательства в региональные программы поддержки предпринимательства, как одно из приоритетных направлений поддержки бизнеса;
- обеспечить информационную поддержку через СМИ и пропаганду малого предпринимательства, как одного из важнейших факторов развития экономики и стабилизации российского общества;
- организовать создание положительного имиджа, регулярный выпуск российского журнала и информационно-аналитических изданий о предпринимательской деятельности;
- создать специальные радио и телевизионные программы по тематике малого предпринимательства;
- обеспечить консалтинговую поддержку предпринимателям через Региональный центр поддержки предпринимательства по следующим направлениям:
- выделение подготовки кадров в одно из приоритетных направлений региональных программ поддержки малого предпринимательства;
- разработка и обеспечение финансирования из регионального бюджета мер, направленных на создание системы дополнительного образования по переподготовке и повышению квалификации специалистов по основам предпринимательства для сферы малого бизнеса, в том числе преподавателей, консультантов, работников государственных и негосударственных структур, обеспечивающих реализацию государственной политики в сфере поддержки предпринимательства;
- совершенствование и оптимизация взаимоотношений между крупными предприятиями и субъектами малого предпринимательства;
- использование потенциала малых предприятий в ускорении процессов структурной перестройки экономики области и реформирования предприятий;
- упрощение механизма и процедуры заключения договоров коммерческой концессии.
Источник: studfile.net
Направления развития и совершенствования развития предпринимательства в России
Перечисленные проблемы являются составляющими денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики государства. Из этого следует, что со стороны государства поддержка малого и среднего предпринимательства недостаточно эффективна.
Прогнозом долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, разработанным Минэкономразвития России предусмотрено расширение мер имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (реализация государственного и муниципального имущества; увеличение количества объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства — кластеров, бизнес-инкубаторов, технопарков и других). [11] Данная мера призвана стимулироватьреализацию механизмов государственно-частного партнерства, что благоприятно скажется на развитии малого предпринимательства в Российской Федерации.
Еще одной проблемой развития малого предпринимательства в России является острая нехватка квалифицированных кадров, которые смогли бы обеспечить конкурентоспособность предприятий. В последнее время наблюдается тенденция гуманитаризации образования.
Специалистов технических специальностей становится все меньше и меньше. Все больше молодежь, в качестве будущей профессии, выбирает такие направления как государственное и муниципальное управление, управление кадрами, экономика, юриспруденция, менеджмент. Рынок труда переполнен экономистами, юристами, менеджерами, управленцами.
Представителей же технических прикладных наук, таких как химия, физика, биология, способных на изобретение технических новшеств и выведение предприятия на новый уровень конкурентоспособности, острая нехватка. Многие потенциально перспективные молодые люди, «задыхаясь» от своих знаний, не зная, где их правильно применить, или же сталкиваясь с низким уровнем оплаты труда, уезжают заграницу. Происходит так называемая «утечка кадров».
Государство пытается решить эту проблему разными способами, например, увеличение бюджетных мест в ВУЗах, ориентированных на технические специальности. Также при проведении процедуры ЕГЭ для школьников уже стоит вопрос о введении обязательного тестирования по физике. Но, на данном этапе, тенденция гуманитаризации образования всё же остается актуальной. Таким образом, нехватка квалифицированных кадров становится препятствием для развития малого бизнеса в России.
Органы статистики в Российской Федерации ежегодно отслеживают динамику демографии организаций путём подсчета коэффициентов рождаемости и официальной ликвидации организаций.
Чтобы создать более благоприятные условия для развития малого бизнеса в России, государство должно серьезную поддержку предпринимателям. В первую очередь государство должно скорректировать меры денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики таким образом, чтобы стимулировать предпринимателей к созданию и развитию бизнеса.
Можно обратить внимание на зарубежный опыт поддержки малых предпринимателей. Например, в Японии основа финансирования малых предприятий — «мягкие» займы, суть которых в сокращении процентной ставки по кредиту на 50%. Так вместо 4-8% предприниматель получает кредит по 2-4%. Также со стороны государства в Японии особую поддержку получают низкорентабельные предприятия. Этим государство старается поддержать сильную конкуренцию на рынке [15].
Примером поддержки малого бизнеса с точки зрения налогово-бюджетного регулирования является Германия. Где с 1978 года действует программа поддержки малых и средних предприятий, по которой вновь созданные организации получают беспроцентный налоговый кредит сроком на 2 года. Таким образом, предприятие может не уплачивать налоги 2 года, а по истечении этого срока, когда оно уже будет успешно работать, вернуть долг государству.
На мой взгляд, адаптация зарубежного опыта в области денежно-кредитного и налогово-бюджетного регулирования на российские условия наряду со становлением механизмов государственно-частного партнерства (в частности система государственных закупок) поможет развитию малого бизнеса в России.
Чтобы малые предприятия работали эффективно, нужны квалифицированные работники. Я считаю, что, чтобыобеспечить все предприятия квалифицированными кадрами и в целом обеспечить наиболее высокий уровень образованности населения, необходимы реформы в сфере среднего, среднего профессионального и высшего профессионального образования. Важно развивать у школьников знания по фундаментальным и прикладным наукам, программированию, чтобы в будущем они смогли обеспечить изобретение новых технологий, нововведения, приводящих к научно-техническому прогрессу.
Российский малый бизнес ещё нуждается в мощной поддержке со стороны государства, но уже находится на пути становления. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в России- важный шаг к становлению и развитию рыночной экономики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе были рассмотрены основные черты развития и современное состояние развития предпринимательства в России, а также его развитие в современных условиях и раскрыто правовое регулирование предпринимательской сферы. По результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что предпринимательство является одной из наиболее динамичных сфер экономической жизни. Именно предпринимательство имеет свойство наиболее быстро приспосабливаться к постоянно изменяющимся рыночным отношениям. Следует отметить, что государство также принимает меры по регулированию деятельности предпринимателей.
Можно сделать вывод о том, что правовое регулирование предпринимательства, в России находится на достаточно высоком уровне, так как нормативные акты детально регламентируют правовой статус предпринимателей и определяют сферу их деятельности.
Однако, как было выявлено в процессе исследования, сфера предпринимательства в России требует дальнейшего совершенствования. Такие совершенствования должны заключаться в создании более гибкого законодательства, предоставляющего предпринимателю относительную свободу. Зачастую современное правовое регулирование предпринимательства подменяется комплексом директивных методов, в том числе и постоянного жесткого контроля, что значительно дестабилизирует предпринимателей.
Таким образом, для обеспечения эффективного функционирования предпринимательства, для создания условий для его развития, необходимо совершенствовать правовое регулирование данной сферы, минимализировать директивные методы и предоставить предпринимателям относительную свободу и возможность для развития и получения прибылей, так как от таких прибылей напрямую зависит и доходная часть бюджета государства.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru