Бизнес – это конкретная деятельность, направленная на получение дохода и организованная в рамках определенной структуры.
Оценка бизнеса (предприятия) – это определение в денежном выражении стоимости бизнеса и отдельных его элементов, учитывающие его полезность и затраты, связанные с получением этой полезности.
Объектом оценки является любая собственность, т.е. любое имущество в совокупности с пакетом, связанных с ним прав.
Дата оценки – дата, по состоянию на которую определяется стоимость объекта оценки.
Если в соответствии с законодательством РФ проведение оценки является обязательным, то с даты оценки до даты составления отчета об оценке должно пройти не более 3 мес.
Рыночная стоимость объекта оценки – наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на дату оценку на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, т.е. когда:
Основы оценки стоимости предприятия
§ Одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение
§ Стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах
§ Объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной сферы, типичной для аналогичных объектов
§ Цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей либо стороны не было
§ Платеж за объект оценки выражен в денежной форме
Рыночная стоимость объектов оценки (ОО) определяется в следующих случаях:
§ При изъятии имущества для государственных нужд
§ При определении стоимости размещенных акций общества, приобретаемых обществом по решению общего собрания акционеров или по решению совета директоров
§ При определении стоимости объекта залога, в том числе при ипотеке
§ При определении стоимости неденежных вкладов в уставный (складочный) капитал
§ При определении стоимости имущества должника в ходе процедур банкротства
§ При определении стоимости безвозмездно полученного имущества
Источник: studopedia.su
Раздел I. Основные понятия оценки бизнеса
Цели оценки Цель оценки — расчет и обоснование рыночной стоимости предприятия. Оценка предприятия не является самоцелью, она подчинена решению определенной, конкретной задачи. Оценщику необходимо знать задачу, ради которой производится оценка, только тогда он может правильно выбрать нужный методический инструментарий. Наиболее характерные случаи, когда возникает потребность в оценке стоимости предприятия: 1) продажа предприятия; 2) продажа части. имущества предприятия (земельных участков, зданий, сооружений); 3) реорганизация (слияние, разделение, и т. п.) и ликвидация предприятия (проводимые как по решению его собственников, так и по решению арбитражного суда при банкротстве предприятия); 4) купля-продажа акций предприятия на рынке ценных бумаг (покупка предприятия или его части, находящихся в акционерной собственности); 5) купля-продажа доли (вклада) в уставном капитале товарищества или общества с ограниченной ответственностью (доля оценивается в денежных единицах); 6) передача предприятия в аренду: оценка стоимости важна для назначения арендной платы и осуществления последующего выкупа арендатором (если это предусмотрено договором аренды); 7) осуществление инвестиционного проекта развития предприятия, когда для его обоснования необходимо знать исходную стоимость предприятия; 8) получение кредита под залог имущества предприятия (ипотеки); 9) страхование имущества предприятия; 10) определение налоговой базы для исчисления налога на имущество; 11) переоценка основных фондов. Таким образом, обоснованность и достоверность оценки стоимости имущественного комплекса во многом зависит от того, насколько правильно определена область использования оценки: купля-продажа, получение кредита, страхование, налогообложение и т.д.
оценка бизнеса предприятия
Виды стоимости
- Спрос — количество товара (услуг) или объектов собственности, которое может быть куплено на рынке за определенный период времени. Увеличение спроса влечет за собой рост цен.
- Полезность. Полезностью называется способность товаров (услуг) или объектов собственности удовлетворять определенные человеческие потребности. Чем больше потребностей способна удовлетворить данная вещь, тем больше будет спрос на нее. Рост полезности обычно сопровождается :увеличением цены.
- Дефицитность. Несмотря на большой спрос и высокую полезность, никакое имущество не будет иметь стоимости до тех пор, пока не будет дефицитным.
- Возможность передачи прав собственности. Любая вещь только становится товаром (и, соответственно, приобретает стоимость), когда существует возможность передачи прав собственности на нее.
Ограничение
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник: studfile.net
Основные понятия оценки бизнеса
Оценке стоимости бизнеса, как и любому другому научно-практическому направлению человеческой мысли свойственно наличие специфической терминологии. Поэтому дадим определения используемых основных терминов. Поскольку в России оценка бизнеса только начинает развиваться, то вполне естественным является отсутствие консенсуса в используемой терминологии. А как показала практика (в том числе и форум на www.cfin.ru), основные разногласия и отсутствие взаимонепонимания оппонентов при обсуждении процесса оценки бизнеса вызывает именно различная трактовка используемых терминов.
В такой ситуации существует единственно возможный путь для нахождения общего языка – использование некоторого стандарта терминов. И тут можно пойти по двум направлениям:
1) использовать российские специальные стандарты (ГОСТ Р 51195.0.02-98 или стандарты Российского общества оценщиков (РОО));
2) использовать иностранный накопленный опыт в оценке бизнеса.
Вероятно, предпочтительным является второй путь, поскольку он позволит сократить временные затраты и позволит общаться на одном языке с западными коллегами. Более того, российские стандарты не являются специфичными для оценки бизнеса, они написаны для оценки имущества в целом. Наибольший методический интерес, при рассмотрении оценки бизнеса, представляют ставшие концентрацией американского опыта стандарты BSV Американского общества оценщиков (ASA). Терминологию по оценке бизнеса определяет стандарт BSV-I принятый в 1988 году и дополнения к стандарту BSV-I принятые в 1991 году. Рассмотрим основные определения.
Оценка – акт или процесс определения стоимости.
Оценка бизнеса – акт или процесс подготовки заключения или определения стоимости предприятия или доли акционеров в его капитале.
Оценщик бизнеса – лицо, которое благодаря полученному образованию и специальной подготовке, а также накопленному опыту квалифицирован как специалист, который правомочен производить оценку предприятия и (или) его нематериальных активов.
Оцененная стоимость – стоимость согласно мнению или определению оценщика.
Стоимость действующего предприятия – стоимость функционирующего предприятия или доли акционеров в его капитале.
Балансовая стоимость – разница между общей стоимостью активов (за вычетом износа, использованных ресурсов и амортизации) и общей суммой обязательств, в соответствии с данными баланса. Является синонимом чистой балансовой стоимости, чистой стоимости и акционерного капитала.
Обоснованная рыночная стоимость – цена, по которой совершается акт купли-продажи, когда обе стороны заинтересованы в сделке, действуют не по принуждению и обладают достаточно полной информацией об условиях сделки и считают их справедливыми.
Гудвилл, «доброе имя» фирмы (goodwill) – нематериальные активы компании, которые складываются из престижа предприятия, его деловой репутации, взаимоотношения с клиентурой, местонахождения, номенклатуры производимой продукции и др.
Эти факторы отдельно не выделяются и (или) не оцениваются в отчетности предприятия, но служат реальным источником прибыли.
Подход к оценке стоимости – общий способ определения стоимости, в рамках которого используется один или более методов оценки.
Метод оценки стоимости – способ определения стоимости, который варьируется в зависимости от подхода к оценке стоимости.
Процедура оценки стоимости – операции, способы и технические приемы при выполнении этапов метода оценки стоимости.
Оценка стоимости любого объекта собственности представляет собой упорядоченный, целенаправленный процесс определения в денежном выражении стоимости объекта с учетом потенциального и реального дохода, приносимого им в определенный момент времени в условиях конкретного рынка. Процесс оценки предполагает наличие оцениваемого объекта и оценивающего субъекта.
Субъектом оценки выступают профессиональные оценщики, обладающие специальными знаниями и практическими навыками. Объектом оценки является любой объект собственности в совокупности с правами, которыми наделен его владелец. Это может быть бизнес, компания, предприятие, фирма, банк, отдельные виды активов, как материальных, так и нематериальных.
Особенностью процесса оценки стоимости является ее рыночный характер. Это означает, что оценка не ограничивается учетом лишь одних затрат на создание или приобретение оцениваемого объекта. Она обязательно учитывает совокупность рыночных факторов:
· уровень и модель конкуренции;
· экономические особенности оцениваемого объекта;
· его рыночное реноме;
· макро- и микроэкономическую среду обитания.
Основными факторами являются время и риск. Рыночная экономика отличается динамизмом. Фактор времени, пожалуй, – важнейший фактор, влияющий на все рыночные процессы, на цену, на стоимость, на принятие решений. Непродуктивно потраченное время означает потерю денег. Единственный способ избежать этого – заставить капитал работать.
При этом важно время получения дохода, поскольку полученный доход может быть употреблён для увеличения ещё большего дохода.
Время, в течение которого должны быть выплачены или получены деньги, имеет первостепенное значение в процессе оценки. Рыночная стоимость объекта изменяется во времени, под влиянием многочисленных факторов, поэтому она может быть рассчитана на данный момент времени. Завтра рыночная стоимость может быть уже иной. Следовательно, постоянная оценка и переоценка объектов собственности в целом являются необходимыми в условиях рыночной экономики.
Под риском понимаются непостоянство и неопределенность, связанные с конъюнктурой рынка, с макроэкономическими процессами и т.п. Иными словами, риск – это вероятность того, что доходы, которые будут получены от инвестиций, окажутся больше или меньше прогнозируемых.
Подходы и методы, используемые оценщиком, определяются в зависимости, как от особенностей процесса оценки, так и от экономических особенностей оцениваемого объекта, а также от целей и принципов оценки.
Источник: libraryno.ru