Сфера малого предпринимательства – область бизнеса, субъекты которой постоянно сталкиваются с различными проблемами. Хотя тема помощи малому бизнесу, и кто эту помощь должен оказывать, является одной из насущных. Подход к решению этих проблем регулярно изменяется – то забота о малом бизнесе возлагается на государство, то на банковскую систему, то на самих предпринимателей. Но изменения окружающей экономической и политической обстановки требуют регулярного пересмотра действующих законодательных актов в этой сфере.
Перечень основных проблем малого бизнеса довольно широк, в большинстве своем они связаны с ростом налогов и изменениями в налоговом законодательстве, но сюда относится также и коррупция, доступность необходимых финансовых ресурсов, спад производства, нехватка основных производственных фондов и многое другое.
Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» подвела итоги исследования среди предпринимателей, выделивших в качестве самых насущных проблем:
Стальные парни. Малый Бизнес. Бизнес из Белоруссии. Проблемы и их решения.
— дефицит кадров. Грамотные специалисты нужны всегда, но не любая компания имеет их в нужном количестве, поэтому очень часто приходится заниматься поиском новых сотрудников. Крупным предприятиям проще справиться с этой проблемой – они могут создать специальное подразделение, занимающееся кадрами, в том числе подбором специалистов, обладающих определенными знаниями и опытом. А вот в малом бизнесе результат деятельности напрямую взаимосвязан с качеством выполнения своих обязанностей конкретным работником. Поэтому едва ли ни единственным выходом будет воспользоваться услугами центров оценки, которые рассматривают степень профессиональной пригодности работника и соотношение его личностных качеств.
— недоступность финансовых ресурсов. Большинство банков устанавливают слишком высокие процентные ставки по кредитам, так как они считают, что поддержка малого бизнеса — целиком в компетенции государства. Таким образом, чем меньше сумма кредита, тем больше процент по нему.
-изменчивый спрос и покупательская способность граждан. Эти понятия зависят от экономической обстановки в стране, регулярное повышение цен и низкие зарплаты вынуждают людей более избирательно подходить к вопросу покупки.
— постоянно растущий уровень налогов. Резкое повышение страховых взносов в 2013 году вынудило закрыться множество представителей малого бизнеса. Мелкорозничная торговля в искусственно созданных условиях жесткой конкуренции с крупными сетями оказывается в состоянии вымирания. В крупных городах это не столь ощутимо, а вот небольшие населенные пункты в итоге могут лишиться единственного источника продовольственных товаров.
— коррупцию, неискоренимую при имеющемся политическом устрое. Потому что несовершенства нашего законодательства приводят к тому, что предпринимателям приходится осуществлять неформальные выплаты в карман чиновников.
— ряд других проблем, в том числе конкуренцию, плохо развитую инфраструктуру во многих регионах, сложности с землей и недвижимостью и другое.
Основные проблемы с выбором ниши для бизнеса и их решение
В нашей стране законодатели нередко поднимают вопрос о мерах поддержки малого предпринимательства, но, к огромному сожалению, до конкретных мероприятий дело доходит куда реже. В Москве было организовано агентство по поддержке малого бизнеса, суть его деятельности заключается в предоставлении субсидий для начинающих предприятий, а также проведении образовательных программ для поддержки управленцев и предпринимателей.
Основополагающими моментами, на которые ориентируются при принятии решения о выдаче субсидии и ее размере, являются цель бизнеса и продолжительность его существования. Больше шансов на получение субсидии имеют экономические субъекты, работающие в сфере ЖКХ, здравоохранения и транспорта.
Дополнительное образование по программам этого агентства предприниматели получают в лучших вузах столицы. Но в регионах, в отличие столицы, дела обстоят абсолютно по-другому. Вдалеке от центра, предприниматели имеют крайне мало возможностей, причем, порой, они даже не обладают информацией о том, что и в каком объеме им полагается. К тому же, существует некое предвзятое мнение, что услуги, предоставляемые государством, имеют очень низкое качество, сложны в оформлении и создают впоследствии определенные проблемы в дальнейшей деятельности предпринимателя. И, коль уж, проблемы подобного рода имеют место в столице, то отдаленных регионах все гораздо более запущено.
Общественные организации пытаются, по мере возможности, выправить положение. В частности, «ОПОРА России» воплощает в жизнь совместно со Сбербанком проект, нацеленный на развитие и процветание бизнеса. Мнение предпринимателей играет важную роль в реализации проекта. Упрощается доступ к кредитным ресурсам, они предоставляются на более выгодных для предпринимателя условиях. Но все эти мероприятия пока не дают малому бизнесу возможности перестать считаться экономически беззащитной категорией.
Разумеется, развитие малого бизнеса характеризуется определенными тенденциями, по которым можно определить дальнейшие направления поддержки малого предпринимательства. Одно из этих направлений – снижение издержек. На деле приходится часто встречаться с так называемым полутеневым бизнесом, который приносит высокую прибыль при минимальных вложениях.
Происходит это под влиянием экономической ситуации в стране, в частности из-за увеличения налоговых ставок. Интернет, безусловно, способствует развитию различных категорий бизнеса. Прежде всего, это «облачные технологии» — подразумевается расположение базы данных на удаленном сервере, откуда и происходит управление экономическим субъектом. Конечно, этот метод упрощает доступ к информации, но не дает пользователю возможности управлять своими данными. В то же время интернет-технологии способствуют развитию предпринимательства, позволяя, например, открывать «шоу-румы», в которых покупатели могут изучить и оценить выставленный на продажу товар.
Развитие малого бизнеса теоретически должно повлечь улучшение уровня жизни населения, но очень многое здесь зависит от государства. Пока Россия не находится на передовых позициях среди стран, в которых малый бизнес широко развит, но при принятии государством определенных мер, она вполне может продвинуться в лидеры.
Источник: pravoteka.ru
1.3 Проблемы малого бизнеса в России и пути их преодоления
Малые предприятия в России в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями и проблемами.
Основная проблема малых предприятий — недостаточная ресурсная база, как материально- техническая, так и финансовая.
Практически речь идет о создании широкого сектора народного хозяйства почти на пустом месте. В течение десятилетий такой сектор в нашей стране в сколько-нибудь существенной степени отсутствовал. Это, в частности, означало и отсутствие подготовленных предпринимателей.
У основной массы населения не могло образоваться резерва средств, необходимого для того, чтобы начать собственное дело. Эти средства надлежит сейчас отыскать. Ясно, что государственный бюджет их источником стать не может. Остается надеяться на кредитные ресурсы. Но и они не значительны и к тому же крайне трудно реализуемы в условиях инфляции.
Положение едва ли может серьезно измениться в позитивную сторону, если не перейти от слов к делу в общественной поддержке конструктивного малого бизнеса. На существенный рост, имеющихся для этого материально-технических и финансовых ресурсов, по крайней мере, в ближайшее время, нет оснований рассчитывать.
Кризис в экономике, последовавший после 17 августа 1998 г., привел к тому, что в первом полугодии 1999 г. инвестиции в основной капитал на малых предприятиях по сравнению с 1998 г. (в сопоставимых ценах) упали на 32,5 %, составив лишь 7,2 млрд. р.
По данным Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, в 2000 г. выделение средств из бюджета на развитие малого предпринимательства было минимальным: до 90 % вложений на эти цели составляли частные инвестиции.
При этом, по данным Центра экономической конъюнктуры при правительстве РФ, лишь 20 % малых производственных предприятий осуществляли инвестиции в приобретение отечественного оборудования в виде отдельных установок и только 20 % внедряли технологические линии.
На приобретение дорогостоящего импортного оборудования у малых предприятий нет денег. Но гораздо эффективнее применить эти ресурсы наверняка можно. Для этого требуется тщательно выверенная, последовательно проводимая в жизнь система селекции, позволяющая предоставлять ощутимые приоритеты тем, кто более полезен обществу. В целом на сегодня это означает предпочтение сферы производства сфере обращения при детальной дифференциации самого производства, причем не застывшей раз и навсегда, а весьма динамичной, на основе грамотного изучения общественного спроса, происходящих в нем подвижек и намечающихся тенденций.
В соответствии с такой исходной установкой должны конструироваться механизмы льготного кредитования, налогообложения, различного рода преференций, включая и связанные с внешнеэкономической деятельностью. Смысл в том, чтобы обеспечить лучшее удовлетворение потребностей народа при создании условий для последовательного развертывания предпринимательства.
Переход к ускоренному развитию МП требует, прежде всего, совершенствования внешней среды, в которой существует малый бизнес — в первую очередь, законодательной и нормативно-правовой базы этого вида деятельности. Большинство положений действующего федерального закона о государственной поддержке малого предпринимательства, разработанного в начале 90-х гг. и принятого в 1995 г., устарело, не соответствует сложившимся реалиям. Продолжается многолетнее противодействие принятию законов о взаимном кредитовании и страховании субъектов малого бизнеса, необходимых для кардинального улучшения финансовой ситуации в этой сфере.
Исходя из вышесказанного, следующая проблема — это законодательная база, на которую сейчас может опираться малое предпринимательство. Пока она не совершенна, а во многих очень существенных положениях вообще отсутствует. Можно назвать немало правовых документов, так или иначе регулирующих малое предпринимательство (Гражданский кодекс РФ, законы «О собственности в РСФСР», «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», ряд указов Президента РФ), но трудность, в том, что во-первых, нет сводной единой законодательной основы сегодняшней деятельности российских малых предприятий; во-вторых, имеющиеся разрозненные постановления претворяются в жизнь далеко не полностью.
Проблема правовой основы малого предпринимательства, в конечном счете, будет убедительно решена лишь тогда, когда удастся избавиться от правового нигилизма. Это, конечно, никак не исключает необходимости специальных законодательных мер регулирования малого бизнеса.
В настоящее время малое предпринимательство находится в условиях, которые весьма отдалены от тех, что должны быть присущи рыночным отношениям. Напротив, ощущается тенденция к тому, чтобы все больше «задвигать» его в старые рамки планово-административной системы с ее едва ли не всеохватным планированием и жесткой регламентацией с помощью лимитов, фондов и т.п.
Так, с 1993 г. было введено планирование прибыли. Уже в начале квартала предприниматель был обязан внести в бюджет налог с прибыли. Если же по итогам квартала обнаруживалось, что ее оказалось больше (например, потому, что удалось в течение данного срока получить выгодный заказ, на который не рассчитывали), предпринимателю надлежало не только уплатить дополнительную сумму налога, но и банковский процент с нее. Только в 1996 г. это положение было отменено.
Отсутствует система проведения глубокого анализа деятельности малых предприятий. Нет надлежащего учета результатов их работы, практически отсутствует отчетность по тем показателям, которые дают право малым предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению.
Материально-техническое обеспечение малых предприятий осуществляется в недостаточном объеме и несвоевременно. Машины, оборудование, приборы, предназначенные для малых предприятий и учитывающие их специфику, отсутствуют. Ограничен доступ малых предприятий к высоким технологиям, так как их покупка требует значительных одноразовых финансовых затрат.
Серьезные проблемы испытывают субъекты МП в области имущественной поддержки:
отсутствие доступа к информации о наличии государственного и муниципального имущества, сдаваемого в аренду, подлежащего продаже (приватизации);
длительность и сложность процедуры оформления и регистрации субъектами МП сделок по использованию имущества;
высокая стоимость сделок по аренде и продаже имущества;
отсутствие долгосрочных и стабильных условий аренды.
Не решена проблема предоставления предприятиям малого бизнеса государственных и муниципальных заказов.
Действующие законодательные и нормативные акты, регламентирующие этот процесс, нуждаются в кардинальном пересмотре. Законодательно установленный норматив предоставления малым предприятиям 15 % общего стоимостного объема заказов повсеместно не выполняется. Субъекты малого бизнеса практически не допущены к госзаказу.
Для решения проблемы имущественного обеспечения конференция считает необходимым осуществить следующее:
Разработать и принять нормативные документы, определяющие специальные условия (льготы, преференции) и порядок передачи неиспользуемых производственных площадей и технологического оборудования предприятий, находящихся в государственной или муниципальной собственности, малым предприятиям на условиях долгосрочной аренды, выкупа, передачи оборудования в лизинг.
Создать на региональном и муниципальном уровнях базы данных по имуществу, которое может быть передано в аренду или продано субъектам малого предпринимательства. Обеспечить свободный доступ субъектов МП к базам данных (через Интернет, средства массовой информации).
При формировании бюджетов всех уровней предусмотреть возможность зачета средств, израсходованных субъектами предпринимательской деятельности на ремонт и реконструкцию арендуемых нежилых помещений, в качестве уплаты арендной платы.
Установить возможность законодательного введения для вновь созданных малых предприятий понижающего коэффициента при расчете ставок арендной платы.
Ввести в практику и законодательно закрепить заключение договоров аренды по принципу «одного окна», отменив предварительное согласование в многочисленных инстанциях договоров аренды.
Разработать механизм предоставления рассрочки платежей при продаже недвижимых помещений субъектам малого предпринимательства.
Снизить для малых предприятий государственные расценки на оформление и регистрацию сделок с недвижимостью.
Реализовать в течение 2002 г. первоочередные меры по созданию в регионах экспериментальных инкубаторов малого бизнеса на базе нежилых помещений, находящихся в федеральной собственности и переданных на льготных условиях.
Практиковать создание «генеральных арендаторов» (организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства), получающих имущественные комплексы для вложения капитала в их пере- и дооборудование для сдачи в аренду малым предприятиям, в том числе использования их для получения кредита под залог.
Упростить процедуры и порядок, а также установить нормативные сроки оформления исходно- разрешительной документации на ремонт, реконструкцию и строительство производственных объектов для субъектов МП.
Разработать и внедрить механизм взимания арендной платы, не допускающий возможности «теневой оплаты».
В целях более эффективного использования лизинга как важного ресурсного источника для малого бизнеса конференция рекомендует выполнить следующие мероприятия и провести корректировку нормативно-правовой базы по следующим направлениям.
Выделять лимит государственной гарантии с целью привлечения дешевых международных финансовых ресурсов для лизинговых компаний, специализирующихся на работе с малыми предприятиями.
Разработать и ввести в действие механизм частичной компенсации снижения процентной ставки по кредитам для лизинговых компаний, специализирующихся на работе с малыми предприятиями, вы-данными кредитно-финансовыми организациями.
Расширить правовые основания, по которым лизинговая компания вправе приобрести предмет договора лизинга.
Инструкции ЦБ РФ о порядке осуществления валютных операций, в части операций в рамках лизинговых правоотношений, привести в соответствие с Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле».
Использовать предстоящее рассмотрение проекта новой редакции Таможенного кодекса РФ (ТК) и предложить:
а) включить в проект ТК РФ пункт о предоставлении отсрочки уплаты таможенных платежей лизинговыми компаниями, импортирующими предмет договора лизинга;
б) урегулировать вопрос определения таможенной стоимости имущества, ввозимого на территорию РФ, на основании договора лизинга;
в) решить проблему с вывозом имущества с территории РФ в случае нарушения лизингополучателем принятых на себя обязательств;
г) предусмотреть в новой редакции ТК ситуацию, при которой в случае, когда лизингодателем выступает российская лизинговая компания, режим временного вывоза имущества предусматривает специальные условия для арендных (лизинговых) правоотношений.
В связи с тем, что проблема изъятия имущества у недобросовестного лизингополучателя не решена, внести изменения в законодательство об исполнительном производстве и в Закон РФ «О лизин-ге»:
включить «исполнительную надпись» в перечень документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей органов, совершающих нотариальные действия;
ввести в арбитражную практику процедуру выдачи «судебного приказа» по требованиям лизин-годателя об изъятии лизингового имущества у лизингополучателя;
использовать механизм изъятия имущества у недобросовестного лизингополучателя «судебным приставом» (исполнителем) на основании заявления лизингодателя.
В главу 25 части II Налогового кодекса внести изменения, предусматривающие сохранение действующих норм для лизинговых сделок в части:
применения ускоренной амортизации активов с коэффициентом до трех для целей налогообложения;
отнесения процентов по кредитам и займам, используемым для приобретения активов для лизинговых операций на себестоимость лизинговой компании без ограничений;
включения лизинговых платежей в полном объеме в себестоимость продукции лизингополучателя;
свободы выбора учета лизингового имущества на балансе как лизингодателя, так и лизингополу-чателя; а также дополнить разъяснением:
а) вопроса отнесения на затраты процентов уплаченных по кредитным договорам до ввода имущества в эксплуатацию (включаются ли эти проценты в стоимость предмета лизинга или относятся к вне-реализационным затратам);
б) определения первоначальной стоимости предмета лизинга (в частности, включаются ли в первоначальную стоимость затраты, связанные с вводом имущества в эксплуатацию).
Внести изменения в Таможенный кодекс РФ, в Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» в соответствии со статьей 34 Закона РФ «О лизинге», дающей право лизинговым компаниям уплачивать таможенную пошлину частями в соответствии с графиком лизинговых платежей
и осуществлять лизинговые операции без лицензии Центрального банка Российской Федерации.
Следующая важная проблема — кадры.
Часто говорят, что предпринимателем надо родиться. Против этого трудно возразить, но нельзя не считаться, во-первых, с тем, что урожденных предпринимателей все же меньше, чем реально нужно обществу, во-вторых, и им требуется приобрести определенный объем знаний. Нет оснований считать, что к предпринимателям нужно подходить с иной меркой. Между тем с обучением кадров для бизнеса дело обстоит не лучшим образом.
Непростая проблема связана и с социальной защитой предпринимательской деятельности. Как известно, ранее существовавшая на основе распределения общественных фондов система социальных гарантий и социального обеспечения в условиях рынка оказалась практически подорванной. Требуется, по сути, строить эту систему заново по отношению ко всему обществу, а по отношению к предпринимателям — новому социальному слою — тем более.
Общеизвестно, что снижение доходов населения привело к значительному ухудшению структуры потребления. Доходы направляются в основном на приобретение товаров первой необходимости, прежде всего продуктов питания и оплату коммунальных услуг. То же касается и малого предпринимательства.
Если раньше оно предполагало определенное накопление, то после первого этапа реформы было вынуждено работать в подавляющей мере на потребление. Производить продукцию с длительным производственным циклом, в том числе и наукоемкую, стало не только не эффективно, а просто разорительно. Начались серьезные негативные структурные изменения в малом бизнесе. Если ныне идущие процессы будут продолжаться и не встретят противодействия в виде социальных гарантий малому предпринимательству, само его существование окажется под вопросом.
В целях развития малого бизнеса и обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства Правительством Российской Федерации принят ряд специальных постановлений. В постановлении «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации» № 446 от 11.05.93 отмечается, что государственная поддержка малого предпринимательства является одним из важнейших направлений экономической реформы.
Этим постановлением также определены приоритеты развития малого предпринимательства. К ним отнесены производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство промышленных товаров и товаров народного потребления, включая товары, имеющие экспортный потенциал, оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг, строительство объектов жилищного и производственного назначения. Эти приоритеты остаются в силе.
Предусматриваются поручения ряду министерств и ведомств по внесению изменений и разработке соответствующих положений в области финансирования и кредитования, научно-технического развития, материально-технического обеспечения и сбыта продукции, подготовки кадров, внешнеэкономической деятельности, а также установление дополнительных налоговых льгот для субъектов малого предпринимательства. Согласно постановлению утвержден комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации: нормативно-правовое, финансово-кредитное, информационно-техническое обеспечение, внешнеэкономическая деятельность, организационное, кадровое и консультационное обеспечение.
На Министерство экономики Российской Федерации возложены разработка основ политики государственной поддержки малого предпринимательства, а также координация деятельности центральных органов федеральной исполнительной власти и формирование инфраструктуры малого предпринимательства. Дальнейшее развитие малого бизнеса в России предусмотрено Федеральным законом «О госу-дарственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».
Следует отметить некоторое оживление производственного малого предпринимательства после кризиса 17 августа 1998 г. Дело в том, что многократный рост цен на импортную продукцию после девальвации заставил население переключиться с подорожавшей импортной продукции на аналогичные российские товары. В результате производство импортозамещающей продукции стало делом вполне доходным. Эта тенденция в свою очередь стимулирует российских производителей чаще обращаться в банки за кредитом на расширение производства или приобретение оборудования.
Источник: all-sci.net
Проблемы малого бизнеса и предложения по их решению
· микроуровне (рассмотрение проблем адаптации к рыночным условиям с позиций самих предприятий).
Последние также могут быть подразделены на две большие группы: проблемы, связанные со стратегией управления бизнесом, и проблемы, связанные с текущей деятельностью предприятия. Управленческие проблемы, затрагивающие сам процесс развития бизнеса, заслуживают особого внимания. Операционные проблемы, такие как проведение анализа рынка или решение технических производственных вопросов, могут быть решены достаточно просто.
Исследование малых предприятий в РК показало, что перед предпринимателями стоят следующие проблемы.
1. Развитие бизнеса. Зачастую предприниматели отождествляют развитие бизнеса и разработку бизнес-плана. Это не одно и то же. Бизнес-план разрабатывается в соответствии с определенной стандартной формой и не всегда является полезным при управлении предприятием, но служит для привлечения средств от финансовых организаций.
Предприятиям должна оказываться помощь в разработке программы их развития, затрагивающей важнейшие аспекты управления компанией. В случае, если менеджер предприятия не принимает непосредственного участия в его разработке, ему будет трудно понять его логическую схему.
2. Отсутствие финансовых средств на развитие предприятий. Финансирование малого бизнеса, как правило, ограничивается внутренними источниками: доходами предприятия, личными сбережениями предпринимателей, сбережениями их родственников и знакомых. Они очень незначительны, так как предприниматели не имели возможности их аккумулировать.
Банковские и коммерческие кредиты выдаются по очень высоким процентным ставкам и недоступны для большей части МП. Кроме того, получение кредита в банке возможно, как правило, при наличии личных связей с их руководителями. Недостаток собственных оборотных средств в сочетании с невозможностью привлечь внешнее финансирование сдерживает развитие малого бизнеса. Поэтому реальная помощь от таких организаций, как Региональный Фонд развития малого и среднего бизнеса, крайне важна.
3. Нехватка перспективных проектов. Зачастую достаточно сложно найти перспективный проект, который может быть с прибылью реализован. Существует потребность в организации, которая бы на ранних стадиях помогала предпринимателям выявить и должным образом сформулировать новые рыночные возможности.
4. Отсутствие и недостаток знаний в области маркетинга, неудовлетворительное информационное обеспечение. Маркетинг – достаточно новая сфера деятельности для менеджеров и поэтому предприниматели нуждаются в получении знаний по его основам.
5. Технические или производственные проблемы. Большинство малых предприятий не используют современные технологии, однако пользуются услугами квалифицированных инженеров. Для решения технических проблем требуется создать консультационную организацию, обладающую знаниями по широкому кругу технических вопросов. При наличии достаточно большого числа предпринимателей в какой-либо отрасли будет уместным создать специализированную организацию, например организацию, специализирующуюся на вопросах переработки древесины.
6. Подготовка рабочих кадров. Практически каждое малое предприятие сталкивается с необходимостью переподготовки рабочих. В интересах республики предоставить в распоряжение предпринимателей квалифицированный персонал. Кроме этого, наличие квалифицированного персонала может само по себе явиться стимулом к образованию предприятия.
7. Государственное регулирование и налогообложение. Предприниматели жалуются на высокие налоги, которые они стараются не платить, но в случае снижения их размеров предпочли бы вести легальный бизнес. Нестабильная нормативная база работы малых предприятий также является значительным препятствием для их успешного развития. Необходимо создание юридической консультационной организации, где руководители малых предприятий могли бы получить необходимые разъяснения. Она должна иметь высокий официальный статус, чтобы быть в состоянии контактировать с правительственными учреждениями по вопросам, интересующим предпринимателей.
8. Трудности со сбытом продукции, связанные с низким уровнем платежеспособного спроса на рынке.
Решая свои проблемы, предприниматели, как правило, прибегают к использованию одной из трех стратегий: используют неформальные рыночные связи, стремятся получить банковские кредиты или ищут государственную поддержку. Частота их использования анализировалась в ходе проведения всероссийского опроса руководителей МП. Очевиден приоритет неформальных рыночных связей, особенно в среде новых МП (до 60% предпринимателей предпочитают их использовать для преодоления возникающих трудностей). Банковский кредит — привлекательный, но маловероятный, по их мнению, способ решения проблем. Около 28% руководителей рассчитывают на помощь местных властей и только 5,4% — на поддержку союзов и ассоциаций малых предприятий.
Источник: megaobuchalka.ru