Суть этих моделей состоит в том, что жизненный цикл предприятия представляет собой последовательность сменяющих друг друга этапов или стадий, которые имеют определенные характеристики.
Одну из моделей жизненного цикла организации предложил Ларри Грейнер. Автор модели последовательно выделяет пять этапов, называя их «стадиями роста». Каждая стадия — одновременно следствие предыдущей и причина последующей стадии.
Модель жизненного цикла организации Ларри Грейнера
Первая стадия: рост через креативность. Начинающий предприниматель обеспечивает очень мощный уровень креативного драйва, пытаясь воплотить идею в жизнь и заставить остальных поверить в нее. Организация начинает расти, и со временем предприниматель теряет прямой контроль над деятельностью своих подчиненных. Требуется профессиональное руководство, одной идеи уже недостаточно.
Вторая стадия: рост через директивное руководство. На данном этапе менеджмент предприятия выстраивает организационную структуру, в которой прописаны основные функции и зоны ответственности по отдельным позициям. Появляется система поощрения, наказания и система контроля. Функциональная структура, основанная на жесткой позиции, начинает проявлять свои минусы.
Жизненные циклы организации и оргструктура бизнеса
На нижних уровнях не хватает свободы для быстрой реакции на изменения рынка. Наступает кризис автономии, который разрешается только делегированием полномочий.
Третья стадия: рост через делегирование. В первую очередь в растущей организации власть делегируют руководителям различных отделов, для проникновения на новые рынки и развития новых продуктов. Появляется новая система мотивации труда, такая как бонусы и участие в прибыли компании.
Менеджеры высшего звена сосредоточиваются на общем стратегическом развитии и постепенно теряют контроль над разросшейся и усложнившейся организацией. Менеджеры на местах зачастую тратят больше времени и ресурсов на достижение целей предприятия, при этом, как правило, они не могут быть просто и быстро заменены. Наступает кризис контроля, который разрешается развитием программ координации.
Четвертая стадия: рост через координацию. Координационная деятельность заключается в том, что недостаточно централизованные подразделения объединяются в продуктовые группы, вводится сложная система распределения инвестиционных средств компании между ее бизнес-единицами. Постепенно предприятие сталкивается с проблемой слишком сложной системы планирования и распределения денег, а также перегруженной системой контроля. Ее реакция на изменения рынка значительно замедляется, что вызывает падание уровня организационной эффективности.
Пятая стадия: рост через сотрудничество. Организация осознает, бюрократизм системы управления и организационной структуры и начинает постепенно делать ее более гибкой. Вводятся внутренние команды консультантов, которые не руководят подразделениями, а помогают руководителям профессиональными советами. Поощряются любые новые идеи и критика старой системы.
Экономика 10 класс (Урок№11 — Формы организации бизнеса.)
Л. Грейнер отмечает, что организационный кризис, как правило, характеризуется снижением эффективности деятельности ниже границ рентабельности, потерей места на рынке, и возможностью гибели организации.
Модель жизненного цикла организации Ицхака Адизеса
Развивая идеи Грейнера, И. Адизес предположил, что динамика организационного развития, носит циклический характер. Эту идею он заложил в основу теории жизненных циклов организации. Согласно модели Адизеса, в процессе жизнедеятельности организации можно выделить десять закономерных и последовательных этапов.
Модель жизненного цикла организации Ицхака Адизеса
Этап первый. Выхаживание. Компании еще нет, но есть идея. Основатель лишь в мечтах представляет себе свой новый проект и то, что может из него выйти. Он собирает вокруг себя людей, которые постепенно вникают в его идею, принимают ее и соглашаются рискнуть и попробовать воплотить ее в жизнь.
Этап второй. Младенчество. На данном этапе компания не обладает еще четкой структурой и системой распределения полномочий и ответственности, основатель, возможно, работает больше всех. Его изнурительный труд и нежелание или неумение делиться полномочиями, а также акцент на краткосрочных результатах, пока важнейшие факторы выживания организации.
Большое внимание уделяется результатам производства и удовлетворению потребностей конечных потребителей. Денег на этом этапе сильно не хватает – и это, кстати, вполне нормально.
Этап третий. Детство («давай-давай»). На этапе Детство, дела компании идут успешно, и она начинает работать все продуктивнее, преодолевая первые препятствия. Люди осознают, что идея начала работать и может быть экономически эффективной.
Меняется представление сотрудников о будущем компании — видение расширяется и охватывает практически безграничные горизонты. В компании до сих пор нет четкой структуры управления и прописанных функциональных обязанностей.
Этап четвертый. Юность. Компания очень сильно меняется на этом этапе. Даже если все было благополучно на предыдущих этапах, наступает момент, когда без порядка, системы и дисциплины дальнейшее развитие невозможно. У основателя компании возникает потребность в изменении структуры компании и делегировании полномочий.
Делегировать оказывается сложно, поскольку чревато ошибками подчиненных, но без этого никуда. В компании появляются профессиональные менеджеры-управленцы, которые начинают менять структуру, систему мотивации и контроля. Приходят новые работники, что неизбежно ведет к конфликту двух культур: «старого костяка» и «новых специалистов», Люди теряют силы на внутренние войны, энергия, ранее используемая на продвижение на рынке, теперь расходуется на внутренние столкновения.
Этап пятый. Расцвет. На стадии расцвета организация одновременно гибка и управляема. Она имеет относительно четкую структуру, прописанные функции, системы поощрения и наказания. Сотрудники – главный актив в компании, им приятно работать в таких условиях, они талантливы и скромны, из них получаются отличные командные игроки.
Успешность деятельности организации оценивается по двум факторам, таким как удовлетворения потребностей клиентов и достижения поставленных целей. Нередко на этой стадии организация открывает несколько дочерних предприятий, которые будут проходить все стадии развития так же с самого начала.
Этап седьмой. Аристократизм. Компания владеет значительными финансовыми средствами, которые расходуются на обустройство собственной деятельности и укрепление существующей системы контроля. Появляются негласные формальные правила, связанные в первую очередь со стилем одежды и прочими традициями. Компания старается быть инновационной и генерировать новые продукты и идеи, приобретая (поглощая) другие компании, находящиеся на более ранних стадиях развития.
Этап восьмой. Ранняя бюрократизация. На этом этапе функция интеграции затухает: организация постепенно погружается в ряд сложных и порой неразрешимых структурных конфликтов, которые решаются путем увольнения сотрудников, но при этом, не меняя саму структуру. Постепенно внутренняя политика все сильнее отдаляет компанию от удовлетворения потребностей конечного потребителя.
Этап девятый. Поздняя бюрократизация. Компания полностью сосредоточивается на себе и на внутренних проблемах. Все сильнее запутывается внутренняя организация процессов. Нет склонности к повышению эффективности, изменениям, нет ориентации на потребности клиента.
Поддерживается громоздкая и сложная система контроля над текущей деятельностью компании, которая требует от сотрудников соблюдения набора правил и процедур, но не эффективного труда.
Этап десятый. Смерть. Смерть предприятия, ориентированного на клиента, происходит сразу же после того, как клиенты массово перестают пользоваться услугами данного предприятия. Если же этого не происходит по причине того, что организация предоставляет монопольный продукт или поддерживается государством, то ее смерть может быть отсрочена во времени. В этом случае степень бюрократизации будет увеличиваться и в итоге все равно достигнет своего апогея, что приведет организацию к неминуемой гибели.
На практике теория Адизеса и его модель жизненного цикла организации дает весьма ощутимые результаты. Модель позволяет прогнозировать развитие событий и возникновение критических ситуаций, а значит, дает возможность подготовиться к ним надлежащим образом.
Источник: ruporu.ru
Основные стадии бизнеса и размещение предприятия
Одним из важнейших стратегических решений является выбор местоположения пр-я. При размещении пр-я необходимо учитывать следующие факторы:
- Для производственного пр-я:
- Близость к шоссейным дорогам;
- Наличие складских помещений;
- Приближенность к поставщикам;
- Наличие трудовых ресурсов;
- Условия аренды;
- Стоимость участка.
- Для торговых пр-й:
- Транспортные и пешеходные потоки;
- Близость к остановкам общественного транспорта;
- Наличие стоянки для автомобилей;
- Приметность места, общий фон;
- Возможность обустройства входов и выходов, подъездных путей;
- Условия аренды;
- Стоимость участка;
- Потребительски профиль района.
Организация работы предприятия
После учреждения и гос регистрации пр-я, привлечения необходимых ресурсов, выбора поставщиков определения местоположения, необходимо организовать работу пр-я в соответствии с разработанным бизнес-планом.
Организовать означает спланировать и определить те функции, которые необходимы для выполнения выбранного вида бизнеса. Следует четко определить функциональные обязанности и полномочия сотрудников пр-я, а так же их взаимоотношения. Каждый сотрудник пр-я четко должен знать:
— что от него ждут? — какими полномочиями он обладает?
— какими должны быть его взаимоотношения с другими его сотрудниками?
Это достигается с помощью организационной схемы пр-я, а именно:
- Постановка задач и определение плана действий;
- Распределение обязанностей;
- Координация действий и налаживание производства;
- Организация пр-ва и сбыта продукции;
- Разработка системы оплаты и стимулирования труда;
- Контроль выполнения задач, оценка результатов, выявление недостатков;
- Обеспечение обратных связей и корректировка действий.
Источник: studfile.net
Четыре правила организации бизнеса
Многие желают попробовать себя в роли бизнесменов и, полные радужных надежд, ступают на скользкую тропу рыночной экономики. В процессе, как водится, выживают сильнейшие, но далеко не всегда среди этих сильнейших оказываются те, кому, казалось бы, сам бог велел взобраться на вершину успеху – настолько благоприятствовали им условия и экономический климат. Пожалуй, стоит разобраться в этом парадоксе и выявить самые распространенные ошибки, которое столь безжалостно губят лучшие начинания.
Мониторинг местного рынка и поиск собственной ниши. Бизнес-идея должна быть рабочей и востребованной.
Увы, жизнь устроена так, что далеко не всегда желаемое и действительное могут стать единым целым. Занимаясь поиском бизнес-идеи, никогда нельзя ориентироваться исключительно на собственные посылы и стремления, хотя браться за незнакомое тоже незачем. Прежде всего, надо четко выяснить, какое количество потенциальных потребителей готово платить деньги за тот или иной товар.
Иначе можно затеряться в толпе конкурентов и просто влачить жалкое существование, переманивая покупателей у конкурентов. Поэтому, выбирая бизнес-идею, надо сразу думать о ее уникальность. Даже в самых рядовых услугах и товарах можно нащупать золотое дно, которое до вас никто не успел предложить потребителям. Открывать свое дело можно, только выявив, что в данном месте и в данное время есть спрос на данную продукцию (услугу).
Грамотная оценка собственных сил и возможностей. Наличие необходимых для дела ресурсов, как финансовых, так человеческих и профессиональных.
Никогда стоит себя переоценивать, начало бизнеса это не просто разговоры, здесь нельзя обманываться без вреда для собственного дела. Это продуманность и расчеты, стратегия и тактика. Иначе бой будет проигран. Важны в данном случае как финансовый потенциал, так и внутренние силы. Мало подумать о том, что можно взять в банке кредит.
Надо заранее узнать, согласится ли банк дать кредит под тот или иной бизнес, какие условия он сможет предложить, будет ли возможность его отдать. То же касается и связей, с возможными партнерами надо договариваться заранее. Собственно, прежде чем начинать действовать, следует провести полноценную разведку и четко наметить дальнейшие шаги, имея 100% осведомленность о собственных боевых силах и возможных трудностях на пути. Правда, главное не впадать в крайности, потому что, как слишком радужные, так и слишком сумрачные тона принесут лишь вред. Одни столкнут с проблемами и вгонят в отчаянье, другие лишат энтузиазма и веры в себя.
Мало открыть собственное дело и иметь в наличии замечательные товары или услуги. Надо еще сообщить о своем появлении миру
Конечно, стартап это очень важное событие, как и продуманность нового бизнеса, но без продвижения начинание может просто безвестно кануть под девятым валом конкурентов. Поэтому заранее, еще за несколько месяцев до открытия, надо не забыть об информационной волне, которая должна подготовить людей к вашему появлению. К моменту открытия ваше имя уже должно быть немного знакомо.
Для этого существуют СМИ и интернет. Новости, пресс-релизы, рекламные статьи и интернет-продвижение дают высокие результаты. А уж какая именно реклама наиболее действенна, к какому способу прибегнуть – решается в каждом отдельном случае.
Коллектив – это компания. Продуманная система управления и организации бизнес-процессов зависит от человеческого фактора.
Дар руководителя не дается свыше, ему сложно научиться, но можно. А вот умение разбираться в людях ― это качество врожденное. Важнейшее условие успеха ― это дружный коллектив профессионалов, заинтересованный в успехе дела. Организация работы сотрудников, соответствие занимаемым должностям, мотивация и здоровый дух являются залогом будущей прибыли. От коллектива требуется слаженность в действиях, умение работать в команде и продуманность в организации рабочего процесса.
Начальник не должен отдаляться от сотрудников, в его интересах, чтобы в фирме царили комфорт в общении и обязательность. Конфликтность, зависть, халатность – это погибель для любого дела. Но особое внимание надо уделять людям, которые должны занимать руководящие должности. Именно им в будущем строить модель работы фирмы.
Все правила являются ключевыми в создании собственного бизнеса и помогают довести начатое до победного конца. Именно из-за пренебрежения к этим трем пунктам многие сходят с дистанции, так и не достигнув расцвета.
Основные стадии организации бизнеса
Задача любого предпринимателя, решившего заняться бизнесом, в общем виде сводится к тому, чтобы определить сферу своей деятельности, найти новую идею, обещающую успех, оценить ее всесторонне с точки зрения возможного риска и прогноза выгод, и затем, преодолевая мощные силы сопротивления, которые всегда препятствуют рождению нового, довести задуманное до конкретного результата.
Организация бизнеса включает ряд стадий:
- Поиск и формулирование новой идеи.
- Всесторонняя ее оценка.
- Поиск «ниши» рынка.
- Разработка бизнес-плана.
- Формулирование концепции деятельности, выбор целей бизнеса.
- Выработка стратегии деятельности.
- Привлечение необходимых ресурсов.
- Реализация проекта.
- Организация и управление предприятием.
Источник: studopedia.su