Остервальдер и пенье выделяют бизнес модели

Теперь речь пойдет непосредственно о формализации бизнес-модели. Один из методов такой формализации был предложен Алексом Остервальдером и Ивом Пинье в книге «Построение бизнес-моделей». Основная идея — сделать бизнес-модель понятной, четко структурированной, умещающейся на одном листе формата А4. Остервальдер предложил структурировать любую бизнес-модель в виде карты, состоящей из девяти блоков. Такая форма особенно удобна тем, что каждый блок можно анализировать отдельно от другого, а также смотреть, как изменения одного из компонентов влияют на все остальные.

Остервальдер определяет бизнес-модель как инструмент, необходимый для описания основных принципов создания, развития и успешной работы организации.

Перейдем к заполнению блоков модели Остервальдера.

Первым и ключевым блоком модели Остервальдера является блок «Ценностное предложение» (value proposition). При заполнении этого блока предлагается ответить на следующие вопросы:

  • 1. Какую ценность бизнес может донести до потребителя?
  • 2. Какую именно проблему (или проблемы) потребителя должен решить бизнес?
  • 3. Какие продукты и услуги предлагаются на рынке?
  • 4. Какие потребности потребителя удовлетворяет компания?

Ключевыми характеристиками данного поля являются такие особенности ценностного предложения как:

  • • Новизна
  • • Качество работы
  • • Возможности кастомизации продукта под потребителя
  • • Дизайн
  • • Бренд
  • • Цена продукта
  • • Возможность снизить издержки или риски
  • • Доступность продукта
  • • Удобство

Важно отметить, что в этом блоке основной упор должен быть сделан не на самом продукте или услуге, а на его полезности для потребителя.

Типичный пример. Компания Dropbox известна тем, что дает потребителям возможность скачать свои файлы в любом месте, однако на самом деле в коммуникации компании упор девается на удобство, ведь она продает не техническую возможность, а именно свободу перемещения без волнения за файлы.

Вторым блоком модели Остервальдера являются «Сегменты клиентов» (customersegments). Для заполнения данного блока важно ответить на следующие вопросы:

1. Для кого создается ценность?

2. Кто является самыми важными потребителями компании?

Ключевыми характеристиками данного поля являются следующие характеристики рынка:

  • • Размер рынка (это ниша на рынке, или масс-маркет)
  • • Насколько рынок сегментирован
  • • Насколько рынок диверсифицирован

В данном блоке важно отметить, что клиентами могут быть не только физические, но и юридические лица. При этом ценностные предложения для этих сегментов могут значительно отличаться.

Типичный пример. Например, компания GetTaxiявляется одним из самых известных стартапов в индустрии такси. Однако значительную часть доходов компания получает именно от корпоративных клиентов.

После заполнения блоков «Ценностное предложение» и «Сегменты клиентов» обычно рекомендуется заполнять блок «Отношения с клиентами» (customer relationships). При заполнении данного блока рекомендуется ответить на следующие вопросы:

  • 1. Какого типа отношения (с точки зрения бизнес-модели) важно установить с каждым из сегментов клиентов?
  • 2. Какие отношения уже установлены между компанией и клиентами?
  • 3. Насколько отношения с клиентами влияют на весь остальной бизнес?
  • 4. Насколько затратным является поддержание текущих отношений с клиентами?

Ключевыми характеристиками данного поля являются следующие особенности взаимоотношений с клиентами:

  • • Личная поддержка (помощь) при использовании продукта
  • • Самообслуживание
  • • Автоматизированное обслуживание
  • • Создание сообществ клиентов
  • • Совместная работа с клиентом (коллаборация)
Читайте также:  Описание бизнес процессов ит

Важно понимать, что уровень сервиса для клиентов напрямую влияет на затраты предприятия, а значит, стоит оценить, насколько окупятся персонализированные отношения с клиентами.

Типичный пример. Продукт Vertu от компании Nokia известен не только своим качеством и высокой стоимостью, но и наличием консьерж-сервиса, то есть услугой, которая фактически обеспечивает клиента круглосуточной консультацией по любому вопросу. Именно так компания формирует свои отношения с клиентами.

Сильно связанным с предыдущим блоком является блок «Каналы» (channels). В данном разделе описываются конкретные технологии поддержания партнерских отношений с ключевыми клиентами компании. Основные вопросы для данного блока:

  • 1. Через какие каналы достигаются отношения с клиентами?
  • 2. Как достигаются клиенты сейчас?
  • 3. Насколько эти каналы связаны друг с другом?
  • 4. Какие из каналов работают наилучшим образом?
  • 5. Какие из каналов наименее затратные?
  • 6. Как интегрируются каналы отношений с клиентами в их бизнес?

Ключевыми характеристиками данного поля являются следующие особенности каналов отношений с клиентами:

  • • Осведомленность (как повышается осведомленность клиентов о товаре или услуге)
  • • Оценка (как дается возможность клиентами оценить качество товаров или услуг)
  • • Покупка (как конкретно клиент приобретает товар или услугу)
  • • Доставка (как доставляется до клиентов ценность)
  • • Послепродажное обслуживание (как строятся отношения с клиентами после осуществления продажи)

Отдельно стоит отметить, что нужно определить не только каналы взаимодействия с клиентами при покупке, но и при до- и послепродажном обслуживании.

Типичный пример. Одним из главных условий кардинального улучшения отношения Сбербанка к своим клиентам стаю внедрение тотального контроля за качеством услуг, что потребовало внедрение специазьного канала коммуникации с клиентами — специаль

ных устройств для оценки качества обслуживания.

Завершает правую или, иными словами, «доходную часть» модели Остервальдера блок, который называется «Потоки доходов» (revenue streams). В этом блоке необходимо ответить на следующие вопросы:

  • 1. За что потребители действительно готовы заплатить?
  • 2. За что они платят в настоящее время?
  • 3. Как конкретно они сейчас платят?
  • 4. Как бы они предпочли платить?
  • 5. Насколько потоки доходов важны для деятельности компании?

Основными возможностями получения доходов являются:

  • • Продажа активов
  • • Арендная плата
  • • Подписка
  • • Лизинг
  • • Брокерская комиссия
  • • Реклама
  • • Фиксированное ценообразование (различные методы)
  • • Динамичное ценообразование (различные методы)

Ключевым моментом является конкретный механизм получения

доходов — например, это может быть как наличный, так и безналичный расчет. Это важно учитывать при выстраивании отношений с клиентами компании.

Типичный пример. Компания Fг известна тем. что изменила бизнес-модезь и предоставила клиентам огромное пространство бесплатно для хранения фотографий. А вот денежные потоки идут от дополнительных услуг доступа к фотографиям.

В дальнейшем стоит приступить к заполнению левой (расходной) части модели Остервальдера. Первым блоком является блок «Ключевые ресурсы» (key resources). Данный блок содержит информацию о тех ресурсах, которые необходимы для работы компании. Ключевые вопросы блока:

  • 1. Каких ключевых ресурсов требует ценностное предложение компании?
  • 2. Какие ресурсы нужны для успешной дистрибуции?
  • 3. Какие ресурсы нужны для поддержания отношений с клиентами?
  • 4. Какие ресурсы нужны для получения доходов?
Читайте также:  Непрофильный актив что это в бизнесе

Ключевыми характеристиками данного поля являются типы ресурсов:

  • • Физические ресурсы (материальные)
  • • Нематериальные активы
  • • Человеческие ресурсы
  • • Финансовые ресурсы

Важная характеристика данного поля — необходимость человеческих ресурсов. При этом важно понять не только количество, но и характеристики ключевых сотрудников.

Типичный пример. По словам директора бизнес-акселератора 500 Стартапов (из Силиконовой Долины) Дейва МакКлюра, ключевым преимуществом любого стартапа является не бизнес-идея, а именно команда, где человеческий ресурс имеет принципиальное значение.

Следующим блоком расходной части модели Остервальдера является блок «Ключевые виды деятельности» (key activities). В данном блоке описываются основные бизнес-процессы компании. При заполнении данного блока стоит ответить на следующие вопросы:

  • 1. Каких ключевых видов деятельности требует ценностное предложение компании?
  • 2. Каких ключевых видов деятельности требует построение каналов дистрибуции?
  • 3. Каких ключевых видов деятельности требуют отношения с клиентами?
  • 4. Каких ключевых видов деятельности требует получение потоков доходов от клиентов?

Ключевыми категориями видов деятельности являются:

  • • Производственные виды деятельности
  • • Виды деятельности, направленные на решение проблем
  • • Виды деятельности, направленные на построение сообществ клиентов

Важно понимать, что бизнес-процессы не сводятся исключительно к производственным. Стоит уделить внимание маркетингу и другим методам выстраивания отношений с клиентами.

Типичный пример. Компания Zappos, продающая обувь, известна своим бережным отношением к клиентам. Многие усилия компании направлены именно на формирование сообщества клиентов, которые затем сами становятся евангелистами продукта.

Предпоследним блоком модели Остервальдера является блок «Ключевые партнеры» (key partners). В данном блоке описываются те партнеры, благодаря сотрудничеству с кем возможно осуществление деятельности компании. Ключевыми вопросами блока являются следующие:

  • 100
  • 1. Кто является ключевыми партнерами компании?
  • 2. Кто является ключевыми поставщиками компании?
  • 3. Какие ключевые ресурсы приобретаются компанией у партнеров?
  • 4. Какие основные виды деятельности реализуются партнерами компании?

Ключевыми способами мотивировать партнеров являются следующие:

  • • Оптимизация сотрудничества и снижение издержек
  • • Уменьшение риска сотрудничества
  • • Приобретение конкретных ресурсов

Основа отношений с партнерами — это не просто закупка ресурсов. Такие отношения также требуют четко выстроенных бизнес-процессов. которые станут основой для долгосрочного сотрудничества.

Типичный пример. Основа бизнеса компании McDonalds- выстраивание отношений со своими локальными поставщиками, на что активно делается акцент в рекламной коммуникации компании. Таким образом, партнеры помогают продвигать основной бизнес компании.

Последним блоком расходной части модели Остервальдера является блок «Структура издержек» (cost structure). В данном блоке описываются издержки, необходимые для осуществления деятельности компании. Ключевыми вопросами блока являются следующие:

  • 1. Какие издержки наиболее важны в бизнесе компании?
  • 2. Какие ресурсы являются наиболее затратными?
  • 3. Какие виды деятельности являются наиболее затратными?
Читайте также:  Как организовать проектный бизнес

Ключевыми характеристиками издержек являются следующие: 1)

фиксированные издержки; 2) переменные издержки; 3) возможность экономии на масштабе. Также важно определить, существует ли бизнес за счет экономии на издержках и их оптимизации или за счет увеличения ценности предложения для клиентов.

Типичный пример. Банк Олег Тинькова отличается колоссальной скоростью роста доли рынка в России. Один из ключевых факторов успеха — тотальная экономия на издержках. Например, компания, в отличие от других банков, не имеет сети клиентских офисов.

Источник: studref.com

Подход Остервальдера и Пинье

Доктор Остервальдер — разрабатывает свою методологию бизнес-моделирования, а также консультирует по вопросам инновационных бизнес-моделей. Его практический подход к дизайну инновационных бизнес-моделей, разработанный совместно с доктором Ивом Пинье, применяется во многих отраслях по всему миру, в частности компаниями 3M, Ericsson, Capgemini, Deloitte, Telenor .

В основу книги легла диссертация Александра Остервальдера об инновациях бизнес-модели. Он разработал Канву бизнес-модели, позднее опубликованную в книге «Построение бизнес-модели» вместе с рядом других аналитических инструментов. Вот шаблон бизнес-модели, модифицированный Стивом Бланком, состоящий из 9 структурных блоков (11):

Шаблон бизнес-модели А.Остервальдера

Рис. Шаблон бизнес-модели А.Остервальдера

Модель из 9 структурных блоков представляет собой удобный инструмент для анализа, также в дополнительных разделах авторы обращают внимание на такие важные понятия, как стиль, дизайн и стратегия.

В различных бизнес-моделях можно выделить сходные характеристики, структуру или поведение. Авторы рассматривают подобные бизнес-модели как воплощение стиля. В основе выделения стилей лежат идеи разделения, «длинного хвоста», многосторонних платформ, FREE и открытых бизнес-моделей.

Бизнесмены каждый день разрабатывают «дизайн» организаций, стратегий, процессов и проектов. Авторы рассматривают как дополнительные шесть методов дизайна бизнес-моделей: подсказки потребителя, генерация идей, визуализация, прототипирование, сторителлинг и сценарии.

С помощью шаблона бизнес-модели происходит переосмыслении стратегии. Рассматриваются четыре стратегические области:

бизнес-модели и стратегия голубого океана,

управление множественными бизнес-моделями в рамках предприятия.

Регулярная оценка бизнес-модели — важное дело, позволяющее организации оценить свое положение на рынке и соответствующим образом адаптироваться.

Для оценки можно применить SWOT-анализ по элементам шаблона бизнес-модели. Также интересным способом оценки является применение модели 4-х действий (Ким и Моборн, книга «Стратегия голубого океана»):

Какие факторы, которые отрасль рассматривает как само собой разумеющиеся, следует исключить?

Какие факторы следует значительно сократить по сравнению с существующими в отрасли стандартами?

Какие факторы следует значительно увеличить по сравнению с существующими в отрасли стандартами?

Какие факторы из никогда ранее не предлагавшихся в отрасли следует создать?

Анализ шаблона с помощью модели 4-х действий

Рис. 12. Анализ шаблона с помощью модели 4-х действий.

Остервальдера необходимо отметить тем, что благодаря ему концепция бизнес-моделей набрала бешеную популярность. Данная версия бизнес-модели демонстрирует, что это практический инструмент, который может быть использован в моменты, когда нужно решить — в каком направлении должна развиваться организация.

Источник: vuzlit.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин