Только ленивый не говорит о низком качестве образования, в том числе высшего. Поток критики, который обрушивается каждый день на систему, беспрецедентен. Вот на прошлой неделе Герман Греф, заметьте, банкир, высказался о современной школе следующим образом: «Проблема нашей школы в том, что она осталась школой XIX века.
Начало ей положил Вильгельм фон Гумбольдт в униженной Германии, завоеванной Наполеоном. Стране нужно было родить солдат, поэтому гениальный Гумбольдт подал идею всеобщего образования и создания из молодежи такой армии учеников». Казалось бы, чем плоха идея всеобщего образования? Ан нет, уже устарела. И на смену идеальным шестеренкам и винтикам корпоративных машин должны прийти творческие свободные люди.
Я, конечно, задал бы вопрос Герману Оскаровичу о том, куда эти свободные люди пойдут. То есть соответствуют ли условия труда, организационные структуры и, главное, уровень менеджмента вот тем самым творческим созданиям школы? Иными словами, сформулированный запрос – это запрос созревшего для трансформаций общества, экономики или кого?
Какой бизнес можно запустить после окончания учебных заведений ? БИЗНЕС БЕЗ ВЛОЖЕНИЙ !!!
Мне представляется, что сейчас будет очень сложно найти того, кто качественно и полно формулирует подобный запрос. По одной простой причине: наши вузы и наши школы – это отражение текущей ситуации, в том числе и в экономике. Качество образования и уровень подготовки школьников, студентов — это ровно то, что мы заслужили и заработали. В этом смысле достаточно странно призывать к чему-то школу. Правильнее повышать эффективность бизнеса, «разгоняя» потребности к системе образования.
Я не открою секрета, если скажу, что наша система образования не имеет естественных причин развиваться. Дело в том, что у нас в целом почти нулевая конкуренция. Конкуренция за места в вузах, конкуренция за места на работе, конкуренция за клиента и поставщика. Мой приятель в 1990-х уехал в Америку и работал официантом в Нью Йорке.
Он был талантливым физиком, но чтобы доказать талант и стать исследователем в лаборатории крупной корпорации, ушло шесть лет. И все эти шесть лет он работал официантом. Он писал мне: «Я никогда не работал так много и так качественно. Притом что всегда был ответственным и, по меркам нашего института, суперпродуктивным.
Здесь, в Америке, я просто не мог себе позволить халтуру, я не могу себе позволить расслабиться. Потому что за дверью всегда стояла толпа желающих прийти на мое место, и они отчаянно демпинговали».
Сравните с тем, что есть у нас. Когда я вижу уровень и, главное, желание учиться ребят, только поступивших в один из лучших инженерных вузов страны, то я испытываю отчаяние. Из 100 человек учиться пришли ну 10, максимум 15. Остальные отбывают номер, кто-то не хочет идти в армию, кто-то развлекается, кто-то работает.
Напомню печальную истину: если раньше учились и подрабатывали, то сейчас работают и подучиваются. И кажется, что система образования должна, понимая это, развиваться и улучшаться. Расти над собой, так сказать. Это звучит странно, когда начинаешь вникать в экономику. Возьмем вуз, экономика школы – совсем грустная тема.
Бизнес новости. Мнение Петра Щедровицкого по вопросу неэффективности высших учебных заведений
Давайте только сразу отбросим коммерческое образование, это отдельный мир. Оставим в стороне истории с продажей дипломов в рассрочку. И порассуждаем об экономике обычного государственного вуза.
Существенную часть доходов вуза формирует плата за обучение. Она, как правил, делится на три части: государственный заказ, платное высшее образование (включая целевое) и платное дополнительное образование. Обычно государственный заказ доминирует в структуре поступлений, правда, по мере ликвидации коммерческих вузов начала расти доля платного образования.
Доля дополнительного обучения, как правило, незначительна, вузы редко умеют работать в таких коротких форматах. В целом, поступления от образования составляют от 40% до 90% общих поступлений бюджета отечественного вуза. И стоимость обучения может колебаться от номинальной, которая установлена государственным заказом и составляет в зависимости от региона 100 000-120 000 рублей в год. Максимальная же цена – около 300 000-400 000 в год, это уже коммерческие программы, за которые платят родители, а не государство.
Колледж или вуз: какие перспективы у каждого образования
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Первое серьезное решение насчет своего будущего школьники делают в девятом классе. Выбирают, пойти в колледж или готовиться поступать в вуз. Как ребенку и родителям оценить преимущества каждого варианта? Об этом рассказывает эксперт по технологиям оценки образования, психологии и HR, сооснователь онлайн-сервиса профориентации «Профилум» Виталий Алтухов.
Какое образование престижнее
Более перспективным всегда считалось высшее образование, однако многие все равно выбирают среднее профессиональное (СПО) и в последние годы делают это все чаще. По данным исследования Всемирного банка на 2020 год, из возрастной группы 25-54 лет 439 человек из тысячи получили СПО, а 365 человек — высшее.
Есть несколько причин, почему школьники не только после девятого, но и после 11-го класса идут в колледж или техникум. Среди них:
- Учиться в школе становится сложнее.
Не все в реальности могут (а некоторые — просто думают, что не могут) закончить старшую школу и успешно сдать Единый госэкзамен (ЕГЭ) по предметам, нужным для поступления в вуз. - Высшее образование дорожает.
Речь не столько о затратах на обучение в вузе, сколько о стоимости подготовки к вступительным экзаменам. Кроме того, высшее образование подразумевает и сопутствующие расходы. Однако сейчас прием в заведения СПО растет в основном за счет платных программ. Поэтому семьи, которые не хотели тратить много денег на подготовку к ЕГЭ, все равно вынуждены платить, правда, уже в колледже. - СПО — безопаснее.
Некоторые считают такой образовательный маршрут менее рискованным. В итоге они перестраховываются и вместо того, чтобы после 11-го класса сдать ЕГЭ и подать документы в вуз, выбирают обходной путь. - Студенты хотят раньше получить профессию.
Многие хотят побыстрее получить прикладную профессию и начать работать вместо того, чтобы тратить ресурсы на высшее образование, которое может не принести ожидаемой выгоды и пользы.
Какое образование выгоднее
С экономической точки зрения выбор тоже не однозначен. Стоит учитывать сразу несколько факторов.
- Высшее образование дает более высокий доход (до трех-пяти раз выше). Но это справедливо только в том случае, если человек работает по полученной специальности или на должности, куда бы не взяли с дипломом из колледжа.
- Выпускники наиболее престижных вузов в России зарабатывают почти на четверть (23 процента) больше выпускников вузов с низким показателем качества. Получается, что не все вузы «одинаково полезны». Школьникам, у которых социально-экономический статус семей изначально невысок, важно хорошо обдумать, что лучше — попасть в неселективный вуз или пойти в СПО.
- Карьерный рост и некоторые позиции (а иногда — и большинство) возможны только для кандидатов с вузовским образованием. Кроме того, в ведущих учебных заведениях высоки возможности социальной среды – например, контакты и знакомства, которые пригодятся в дальнейшей профессиональной деятельности.
- В колледж или техникум легче поступить. Более того, после колледжа легче перейти в вуз.
- Ряд профессий в сфере СПО очень востребованы. При высоком спросе на таких специалистов их зарплата сопоставима с сотрудниками с высшим образованием.
- После СПО студенты быстро выходят на рынок труда. Это возможность при прочих равных устроиться на более выгодную позицию, чем выпускник вуза.
- Образовательные цели: чего школьник хочет добиться в жизни и зачем ему нужна академическая карьера. Просто «для галочки» или его действительно привлекает та специальность, которую можно получить только в вузе?
- Возможности семьи: рациональная экономическая оценка того, «потянут» ли родители высшее образование для ребенка. Вопрос не только в плате за обучение, но и в том, какие средства уйдут на подготовку и обустройство жизни будущего студента в другом городе, если он будет поступать не дома.
- Таланты ребенка: их следует выявить и соотнести с образовательными целями.
Как сделать свой выбор
Определить, какое учебное заведение подходит для конкретного ученика, поможет платформа «Профилум». Ее методика и система профнавигации прошли экспертизу и получили одобрение Российской академии образования (РАО).
Сервис рассчитан на подростков от 12 лет и в числе прочего позволяет пройти профориентационное тестирование. После диагностики школьник узнает о своих талантах и склонностях, а также получит рекомендации по выбору профессии и программам дополнительного образования.
В личном кабинете показаны разные варианты достижения целей в СПО и ВПО. Это особенно важно потому, что часто дети не знают, на каком уровне находится нужное им образование. Владея информацией, можно избежать лишней траты времени и сил.
Сервис предполагает три вида личных кабинетов:
- ученика и родителя;
- классного руководителя и психолога;
- директора.
Классный руководитель, например, может увидеть, какие уровни образования интересны ученикам, и составить уже свои рекомендации. Эту информацию можно обсуждать на классных часах и делиться сведениями со специалистом по профориентации. Директор сможет составить разные стратегии для всех классов в школе.
Запись лектория «Среднее профессиональное или высшее образование? Как помочь школьнику определиться на этапе 9-го класса» и презентация доступны по ссылке.
Партнерский материал
Подписаться на канал «Просвещение»
Источник: pedsovet.org
Самые популярные вопросы о разнице колледжа и вуза
Что престижнее: колледж или вуз? Чем отличается колледж от университета? Куда проще поступить и где сложнее учиться? И вообще, куда лучше поступать после школы? Отвечаем на все вопросы о разнице между колледжами и вузами.
В материале собраны наиболее популярные вопросы, которые задают наши читатели в комментариях.
В этой статье:
Вопросы терминологии
В чем разница между вузом и ссузом?
Вуз — высшее учебное заведение, в котором получают высшее профессиональное образование. К вузам относятся:
- университеты — в них можно изучать любую сферу: от ядерной физики до философии;
- академии — обычно имеют более четкое направление, внутри которого можно получить разные специальности (например, в Академии ФСБ можно выучиться и на юриста, и на переводчика, и на разведчика — но все будет связано с федеральной безопасностью);
- институты — здесь получают конкретную специальность: например, педагогическую.
Ссуз — среднее специальное учебное заведение, в котором можно получить среднее профессиональное образование (СПО). К ссузам относятся:
- колледжи;
- техникумы;
- училища;
- профессиональные лицеи.
Раньше в ссузах можно было получить начальное профессиональное образование (НПО). Но с 2013 года его приравняли к СПО, и теперь всем выпускникам ссузов выдают дипломы о среднем профессиональном образовании.
Подробнее об особенностях учебы в ссузах читайте в статье нашего генерального партнёра MAXIMUM Education.
Что такое направление подготовки, а что — специальность?
Направление подготовки — сфера, в которой можно получить высшее образование. Направления подготовки могут бы укрупненными (общая область знаний), и конкретными (более четкие направления внутри укрупненных). Например, согласно Перечню направлений подготовки высшего образования, укрупненным направлением подготовки будет «Математика и механика», а конкретным — «Прикладная математика».
Специальность — область науки, техники или искусства, в которой можно получить среднее профессиональное образование. Специальности тоже могут быть укрупненными и конкретными — посмотреть их можно в Перечне специальностей СПО.
Поступление в колледжи и вузы
После какого класса можно поступать в колледж и в вуз?
В колледж можно поступить после 9 и после 11 класса. В вуз — только после 11.
Читать позже
Какие экзамены нужно сдавать для колледжа, а какие — для вуза?
Поступление в колледж обычно осуществляется на основе среднего балла аттестата — суммы всех оценок, разделенной на их количество. Максимальный средний балл — 5. Чем ближе вы к этому числу, тем выше ваши шансы поступить. Но аттестат не выдадут без сдачи ОГЭ/ЕГЭ. Поэтому:
- чтобы поступить в колледж после 9 класса, нужно сдать ОГЭ (обычно абитуриенты сдают 2 обязательных — русский и математика, и 2 дополнительных по выбору);
- чтобы поступить в колледж после 11 класса, нужно сдать 2 обязательных ЕГЭ — русский и математику.
Поступление в вуз чаще всего осуществляется на основе баллов ЕГЭ. Поэтому, чтобы поступить в вуз после 11 класса, нужно сдать 2 обязательных ЕГЭ (русский и математика) и 1–2 дополнительных по выбору. Выбор дополнительных экзаменов зависит от направления подготовки. Например, если вы поступаете на информатику, то в большинстве случаев сдавать надо ЕГЭ по информатике и английский язык. Точный список требуемых предметов надо смотреть на сайте вуза.
Какие документы нужны для колледжа, а какие — для вуза?
Чтобы поступить в колледж, достаточно аттестата об окончании 9 или 11 классов. Помимо аттестата за 9 класс, в приемной комиссии колледжа попросят еще и эти документы:
- паспорт
- 4 фотографии;
- заявление о поступлении (можно скачать на сайте колледжа или заполнить прямо на месте, подавая документы).
Для поступления в вуз нужны:
- аттестат за 11 класс;
- сертификаты ЕГЭ (хранятся онлайн, вам не нужно ничего печатать);
- подтверждение индивидуальных достижений;
- паспорт;
- 6 фотографий;
- заявление о поступлении;
- медицинская справка 086/у;
- военный билет (если есть).
Какие индивидуальные достижения учитываются в колледже, а какие — в вузе?
Для поступления в колледж в большинстве случаев индивидуальные достижения не нужны.
Исключение — если в списке поступающих несколько человек с одинаковым средним баллом претендуют на одно бюджетное место. Тогда приемная комиссия колледжа будет дополнительно учитывать участие абитуриента в олимпиадах и конкурсах. Но такое обычно происходит только в топовых колледжах.
Вузы принимают куда больше индивидуальных достижений:
- участие во Всероссийской и перечневых олимпиадах, а также конкурсах;
- значок ГТО и спортивные достижения;
- красный аттестат и золотая медаль;
- итоговое сочинение;
- волонтерство.
За каждый из этих пунктов можно получить дополнительные баллы:
Читать позже
Когда нужно подавать документы в колледж, а когда — в вуз?
Даты подачи документов для колледжей и вузов в 2021 году были одинаковыми: все бумаги можно было отдать приемной комиссии не раньше 20 июня. Последний день подачи был разным:
- 20 июля — если абитуриенту надо сдавать дополнительные вступительные испытания (ДВИ);
- 26 июля — если абитуриент поступает только по результатам экзаменов.
В 2022 году дата начала приема документов не изменилась — это по-прежнему 20 июня. А вот последний день подачи сдвинулся:
- 10-20 июля — если есть ДВИ;
- 20-25 июля — если поступать только по ЕГЭ или без вступительных испытаний (по результатам Всеросса, например)
Советуем всегда проверять даты подачи на сайте вуза или колледжа.
Куда проще поступить на бюджет: в колледж или в вуз?
Все зависит от колледжа или вуза, в который вы планируете поступать. В топовые колледжи Москвыи Санкт-Петербурга, например, поступить может быть так же сложно, как и в лучшие вузы вроде МГУили Вышки. Все потому, что конкурс на бюджетные места в топовые колледжи достаточно высокий — если вы планируете поступать туда, то без высоких оценок в аттестате и индивидуальных достижений не обойтись.
При этом на бюджет в менее известные вузы иногда поступить намного проще, чем в популярный колледж. Все зависит от проходного балла на бюджет (минимальная сумма всех баллов ЕГЭ, необходимых для поступления на программу), который можно посмотреть на сайте приемной комиссии вуза:
Советуем смотреть проходной балл заранее, чтобы сразу оценить свои силы.
Значительную роль играют ваши желание и готовность сдавать ЕГЭ. Если вы по каким-то причинам не хотите этого делать, то колледж — оптимальный вариант. Но экзаменов все равно не избежать: ОГЭ хоть и проще, но все равно похож на ЕГЭ.
Читать позже
Учеба в колледже и в вузе
Какие знания дают в колледже, а какие — в вузе?
В колледже вы получите более прикладные и конкретные знания. Вас будут учить, как делать что-то: чинить компьютеры или машины, делать прическу или макияж, воспитывать детей или лечить животных. Поэтому во время учебы вас ждет много практических занятий.
В вузе дают более фундаментальные, обширные знания. Существенная часть 1 курса обучения — предметы общего цикла: философия и психология. На занятиях, напрямую связанных с вашим направлением подготовки, вам будут более детально рассказывать о разных теориях и подходах и вас ждет меньше практики, чем в колледже. Иными словами, в вузе вы получите более широкие и одновременно глубокие теоретические знания — то есть вы будете лучше понимать принципы и законы вашей сферы.
Сколько нужно учиться в колледже, а сколько — в вузе?
Так как в колледже дают меньше теории, время обучения сокращается. Обычно студенты колледжей учатся в среднем 1–3 года. все зависит от специальности и формы обучения. Очное обучение занимает меньше времени, заочно — больше.
Имеет значение и когда вы начнете обучение: после 9 или после 11 класса. Если после 9, то первый год учебы в колледже вы потратите на ускоренное прохождение школьной программы 10 и 11 классов. Если вы поступаете после 11, то этого в учебной программе не будет, поэтому учиться вы будете примерно на год меньше.
Проверить, сколько лет вы потратите на учебу, можно на сайте приемной комиссии интересующего вас колледжа:
В вузах учатся 4–6 лет. 4 года нужно, чтобы получить бакалаврскую степень. 5 лет понадобится для специалитета, 6 — для учебы в медицинских вузах. Сроки могут увеличиться, если вы учитесь заочно.
Где дороже учиться: в колледже или в вузе?
Все зависит от колледжа или вуза. Давайте сравним Колледж МИД РФ, в котором можно получить специальность «Документационное обеспечение управления и архивоведение», и Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова с аналогичным направлением подготовки «Документоведение и архивоведение». А после давайте посмотрим на цену годового обучения в МГИМО.
Вуз/колледж
Цена за год, руб.
Срок обучения
Итоговая сумма, руб.
2 года 10 месяцев
Чувашский государственный университет
Источник: propostuplenie.ru