Привет, мзунгу. Это Африка! В первой части нашей истории про рынок Черного континента мы рассказали, зачем вообще сюда заходить — и как это правильно сделать.
Во второй — говорим о том, чего ни в коем случае делать нельзя и о каких подводных камнях нужно знать.
О местных нюансах специально для AGR media рассказал основатель сервиса онлайн-кредитования Patron и автор телеграм-канала о бизнесе в Африке Мзунгуграм Михаил Ляпин.
Итак, вот основные правила:
1️⃣ К иностранцам здесь относятся как к банкоматам на ножках.
2️⃣ Прогибайте местных партнеров до нормальных условий. Не прогибаются — ищите новых.
3️⃣ Никому не верьте.
4️⃣ Перепроверяйте всю информацию.
Пример из нашей практики: на встрече с юристом мне назвали сумму за открытие компании — $150 000. Поняли, что здесь что-то не так и пошли в другую организацию. За открытие компании взяли $840.
❗️Никто не гарантирует сроки.
• Метод решения проблемы: назначайте штрафы за срыв дедлайнов. Если не подходит, то ищите нового подрядчика.
• Африка — бедная страна. Здесь много подрядчиков, которые встанут в очередь к вам. Когда человек или компания не готовы отвечать деньгами за сроки, будьте уверены — они будут сорваны. Они могут даже не обманывать, а просто не знать срок. А признаться в этом боятся.
☝️ Партнеры склонны опаздывать на встречи.
• По моим наблюдениям, минимум — пять минут, максимум — два часа.
Почти все бизнес-центры требуют предоплату за 3-6 месяцев вперед.
• Они включают депозит в размере 3-4 месячных платежей, но service charge (оплата за электроэнергию, уборку, воду, санузел) — это сверху. И может достигать еще 20% от месячной аренды. Не стоит забывать про НДС. 16% будут добавлены в счет на оплату.
• Мы стараемся избегать тех, кто вводит дополнительные платежи. Я обошел три десятка офисов, чтобы найти тех, у кого был понятный и плоский ценник. Дополнительные платежи — повод забрать ваши деньги.
Главное по Африке:
• Не стоит строить бизнес в Африке удаленно. Иначе высоки риски, что твое имущество и деньги перестанут быть твоими.
• Делайте ставку на технологии, которые мало подвержены человеческому фактору.
Ввезенный менеджер в первые два года будет в стрессе от страны. А местных работников в команде вам будет сложно понять. Это большой риск.
• Если планы — на быстрый рост, возможно, Африка не для вас.
• Структура принятия решений здесь очень сложная. В любой крупной организации в России можно за 15 минут найти нужного человека, который принимает решения. Здесь на его поиск может уйти полгода.
Из моей практики, люди переводят стрелки друг на друга. Никто не хочет признаваться, кто и за что отвечает.
• Лучше переезжать с семьей. Сложно постоянно думать по-английски и только о бизнесе. Вы просто сойдете с ума без представителей своей культуры.
⚠️ Не ведитесь на развод.
• В Африке любят использовать — «This is Africa», «тут так принято». Это значит опаздывать, давать предоплату, завышать цены в десятки раз, верить на слово, вводить дополнительные платежи, срывать сроки и забывать про ваши задачи.
☝️ Навязывайте свои правила и не подстраивайтесь под чужие. Помните, что главная местная традиция — это кинуть «мзунгу», белого человека.
Больше действительно полезного контента без кликбейта и вранья — в моем телеграм-канале .
Источник: dzen.ru
Забудьте о дедлайнах и запаситесь терпением. Как вести бизнес в Африке
Руководитель компании Viewst в африканском регионе Наталья Вакалюк рассказывает, в каких странах Африки лучше вести бизнес, почему российские компании стремятся выйти на этот рынок и какие бизнес-привычки лучше забыть, если вы хотите там работать
Зарубежные СМИ давно пестрят публикациями о том, что Africa is the New China, а компании, в том числе и российские, начинают активно осваивать этот огромный рынок. Например, «Яндекс.Такси» уже работает в Гане и Кот-д’Ивуаре, «Додо Пицца» планирует открыть как минимум 20 своих ресторанов в Нигерии, российский разработчик программного обеспечения «Мой Офис» начал формировать партнерскую сеть по всей Африке, а Китай инвестирует десятки миллионов долларов в инфраструктуру африканских стран.
Неизведанный континент
Репутация у Африканского континента неоднозначная. Чаще всего из-за стереотипов, которые сложились в массовом сознании и транслируются в СМИ. Африка воспринимается как континент с очень бедным населением, высоким уровнем преступности, низким уровнем развития бизнеса. Однако это совсем не так.
Согласно данным Pew Research, к 2100 году население Африки составит 4,3 млрд человек — и континент станет самым большим по численности в мире. С одной стороны, быстрый рост населения наверняка обернется нехваткой продовольствия, огромными пробками и проблемами со здоровьем. Каждый раз в Найроби мне нужно от двух до четырех часов, чтобы добраться из аэропорта в отель по главной автомагистрали из-за огромных пробок. Ночью или воскресным утром от отеля до аэропорта можно добраться за 15–20 минут. С другой стороны, это создает возможности для переосмысления транспорта и улучшения качества жизни путем внедрения существующих в других странах концепций мобильности и создания мобильных сервисов, упрощающих жизнь.
Из 20 самых быстрорастущих экономик мира шесть находятся в тропической Африке (южнее Сахары) — это Руанда, Эфиопия, Кот-д’Ивуар, Бенин, Танзания и Гана. Однако наиболее привлекательны для бизнеса сейчас Кения, Нигерия и ЮАР.
Последняя — самая развитая страна Африки с самыми высокими затратам на вход: чтобы переехать и запустить бизнес необходимо инвестировать в экономику около $360 тысяч и организовать вакансии для местного населения. В нигерийском Лагосе уже открылись офисы Google и Microsoft, что сказалось на инвестиционном климате. Кения же отличается невысокой стоимостью труда, большим интересом к инновациям и неудовлетворенным спросом в потребительской области. Кроме того, немаловажно, что доступ к интернету есть примерно у 70% населения страны.
К тому же активные африканские потребители молоды и готовы тратить. Более 50% состоятельных граждан в Африке находятся в возрасте от 16 до 34 лет, и они лояльны к разным брендам: как к глобальным, так и местным. А медианный возраст населения составляет 20 лет — молодежь, выходящая на рынок труда, не только образованнее, но и стремится к более высокому уровню потребления.
Уже сейчас Кения для нас является основным доходогенерирующим рынком в Африке. Население в Кении составляет около 50 млн человек, а хорошая инфраструктура, рост показателя урбанизации и высокий уровень безопасности по сравнению с западно-африканскими странами становятся основными условиями для ежегодного прироста населения. Кенийцев сложно назвать обеспеченной нацией, но в стране очень много возможностей для развития и высокий интерес жителей к новым технологиям, в том числе и в маркетинге.
Что учесть при выходе на африканский рынок
Чтобы запустить свой проект на рынке Африки, необходимо учесть несколько важных моментов:
1) Политическая ситуация. Политический контекст меняется от государства к государству. Скорее всего, на первом этапе вам понадобится сильный партнер-проводник, который хорошо знает регион и бизнес-комьюнити. Многие компании, в том числе и российские, работают в Африке с локальными партнерами: они лучше понимают особенности рынка и у них нет культурных барьеров.
2) Инфраструктура. Прежде чем выходить в африканскую бизнес-саванну, оцените уровень проникновения интернета и мобильной связи. Особенно, если вы создаете технологический продукт.
3) Временные рамки. Ориентируйтесь на пятилетний бизнес-план. Африканские покупатели очень тщательно изучают каждый продукт, а переговоры могут длиться больше года. К тому же, из-за невысокого доступа к образованию, вам придется инвестировать в развитие сотрудников. Все это отнимает много времени.
Правила ведения бизнеса в Африке
За два года работы на континенте мы выработали для себя несколько важных правил, которые упрощают нам ведение бизнеса в Кении. Вот они:
Если необходимо получить обратную связь или решить важный вопрос — приглашайте кенийца на личную встречу. Зачастую кенийцы не отвечают на письма, включая те, в которых четко поставлен вопрос или есть референс вышестоящего коллеги. Если вам важно получить обратную связь оперативно — приглашайте на личную встречу. Так кенийцы ощущают свою значимость, гораздо быстрее реагируют на уведомления и охотнее дают обратную связь.
Запаситесь терпением, при этом будьте максимально проактивными. Неспешность в решении задач со стороны африканских коллег зачастую тормозит процесс взаимодействия, к которому привыкли в развитых странах. Для оперативного решения бизнес-задач очень часто приходится задействовать все каналы связи одновременно. Если в России ежедневные напоминания об оплате или договоренностях — моветон, то в Кении — единственный способ вовремя получить платеж и реализовать проект.
Забудьте о дедлайнах. Если кенийский партнер говорит, что направит информацию сегодня/завтра до конца дня, в 99% случаев этого сделано не будет. Даже если он сам в первую очередь заинтересован в этом. Сроки могут сдвигаться как на несколько дней вперед, так и на несколько недель. То же самое касается встреч.
Выстраивайте дружеские отношения. Это помогает устанавливать глубокую эмоциональную связь и добиваться поставленных целей с меньшими усилиями. Старайтесь не только писать по делу в рабочие часы, но и искренне интересуйтесь, чем увлекается ваш бизнес-партнер на досуге, поздравляйте со значимыми датами: днем рождения, получением наград и национальными праздниками страны. Крайне важно не стоять в стороне, когда происходят различного рода катаклизмы. Например, наводнения в сезон дождей, террористические акты, текущая ситуация с пандемией — все это важные поводы поинтересоваться состоянием дел у партнеров и коллег.
Выход на африканский рынок сейчас очень разумное решение, инвестиции в регион отобьются с лихвой. Сегодня для бизнеса практически нет входных барьеров, а уже через несколько десятилетий континент станет более насыщенным и зайти на него станет сложнее.
- «Это была классная жизнь, но изматывающая». Почему женщины уходят из бизнеса в благотворительность
- «Не надо бояться, что вам начнут дышать в спину». Карьерные советы главы Unilever
- Не надо считать себя всезнайкой. Советы по запуску успешного бизнеса от создательницы NYX Cosmetics
Источник: www.forbes.ru