Открыть бизнес в африке

Привет, мзунгу. Это Африка! В первой части нашей истории про рынок Черного континента мы рассказали, зачем вообще сюда заходить — и как это правильно сделать.

Во второй — говорим о том, чего ни в коем случае делать нельзя и о каких подводных камнях нужно знать.

О местных нюансах специально для AGR media рассказал основатель сервиса онлайн-кредитования Patron и автор телеграм-канала о бизнесе в Африке Мзунгуграм Михаил Ляпин.

Итак, вот основные правила:

1️⃣ К иностранцам здесь относятся как к банкоматам на ножках.

2️⃣ Прогибайте местных партнеров до нормальных условий. Не прогибаются — ищите новых.

3️⃣ Никому не верьте.

4️⃣ Перепроверяйте всю информацию.

Пример из нашей практики: на встрече с юристом мне назвали сумму за открытие компании — $150 000. Поняли, что здесь что-то не так и пошли в другую организацию. За открытие компании взяли $840.

❗️Никто не гарантирует сроки.

• Метод решения проблемы: назначайте штрафы за срыв дедлайнов. Если не подходит, то ищите нового подрядчика.

• Африка — бедная страна. Здесь много подрядчиков, которые встанут в очередь к вам. Когда человек или компания не готовы отвечать деньгами за сроки, будьте уверены — они будут сорваны. Они могут даже не обманывать, а просто не знать срок. А признаться в этом боятся.

☝️ Партнеры склонны опаздывать на встречи.

• По моим наблюдениям, минимум — пять минут, максимум — два часа.

Почти все бизнес-центры требуют предоплату за 3-6 месяцев вперед.

• Они включают депозит в размере 3-4 месячных платежей, но service charge (оплата за электроэнергию, уборку, воду, санузел) — это сверху. И может достигать еще 20% от месячной аренды. Не стоит забывать про НДС. 16% будут добавлены в счет на оплату.

• Мы стараемся избегать тех, кто вводит дополнительные платежи. Я обошел три десятка офисов, чтобы найти тех, у кого был понятный и плоский ценник. Дополнительные платежи — повод забрать ваши деньги.

Главное по Африке:

• Не стоит строить бизнес в Африке удаленно. Иначе высоки риски, что твое имущество и деньги перестанут быть твоими.

• Делайте ставку на технологии, которые мало подвержены человеческому фактору.

Ввезенный менеджер в первые два года будет в стрессе от страны. А местных работников в команде вам будет сложно понять. Это большой риск.

• Если планы — на быстрый рост, возможно, Африка не для вас.

• Структура принятия решений здесь очень сложная. В любой крупной организации в России можно за 15 минут найти нужного человека, который принимает решения. Здесь на его поиск может уйти полгода.

Читайте также:  Бизнес автоняня с чего начать

Из моей практики, люди переводят стрелки друг на друга. Никто не хочет признаваться, кто и за что отвечает.

• Лучше переезжать с семьей. Сложно постоянно думать по-английски и только о бизнесе. Вы просто сойдете с ума без представителей своей культуры.

⚠️ Не ведитесь на развод.

• В Африке любят использовать — «This is Africa», «тут так принято». Это значит опаздывать, давать предоплату, завышать цены в десятки раз, верить на слово, вводить дополнительные платежи, срывать сроки и забывать про ваши задачи.

☝️ Навязывайте свои правила и не подстраивайтесь под чужие. Помните, что главная местная традиция — это кинуть «мзунгу», белого человека.

Больше действительно полезного контента без кликбейта и вранья — в моем телеграм-канале .

Источник: dzen.ru

Забудьте о дедлайнах и запаситесь терпением. Как вести бизнес в Африке

Фото Waldo Swiegers / Bloomberg via Getty Images

Руководитель компании Viewst в африканском регионе Наталья Вакалюк рассказывает, в каких странах Африки лучше вести бизнес, почему российские компании стремятся выйти на этот рынок и какие бизнес-привычки лучше забыть, если вы хотите там работать

Зарубежные СМИ давно пестрят публикациями о том, что Africa is the New China, а компании, в том числе и российские, начинают активно осваивать этот огромный рынок. Например, «Яндекс.Такси» уже работает в Гане и Кот-д’Ивуаре, «Додо Пицца» планирует открыть как минимум 20 своих ресторанов в Нигерии, российский разработчик программного обеспечения «Мой Офис» начал формировать партнерскую сеть по всей Африке, а Китай инвестирует десятки миллионов долларов в инфраструктуру африканских стран.

Неизведанный континент

Репутация у Африканского континента неоднозначная. Чаще всего из-за стереотипов, которые сложились в массовом сознании и транслируются в СМИ. Африка воспринимается как континент с очень бедным населением, высоким уровнем преступности, низким уровнем развития бизнеса. Однако это совсем не так.

Согласно данным Pew Research, к 2100 году население Африки составит 4,3 млрд человек — и континент станет самым большим по численности в мире. С одной стороны, быстрый рост населения наверняка обернется нехваткой продовольствия, огромными пробками и проблемами со здоровьем. Каждый раз в Найроби мне нужно от двух до четырех часов, чтобы добраться из аэропорта в отель по главной автомагистрали из-за огромных пробок. Ночью или воскресным утром от отеля до аэропорта можно добраться за 15–20 минут. С другой стороны, это создает возможности для переосмысления транспорта и улучшения качества жизни путем внедрения существующих в других странах концепций мобильности и создания мобильных сервисов, упрощающих жизнь.

Читайте также:  Инновации бизнес модели книга

Из 20 самых быстрорастущих экономик мира шесть находятся в тропической Африке (южнее Сахары) — это Руанда, Эфиопия, Кот-д’Ивуар, Бенин, Танзания и Гана. Однако наиболее привлекательны для бизнеса сейчас Кения, Нигерия и ЮАР.

Последняя — самая развитая страна Африки с самыми высокими затратам на вход: чтобы переехать и запустить бизнес необходимо инвестировать в экономику около $360 тысяч и организовать вакансии для местного населения. В нигерийском Лагосе уже открылись офисы Google и Microsoft, что сказалось на инвестиционном климате. Кения же отличается невысокой стоимостью труда, большим интересом к инновациям и неудовлетворенным спросом в потребительской области. Кроме того, немаловажно, что доступ к интернету есть примерно у 70% населения страны.

К тому же активные африканские потребители молоды и готовы тратить. Более 50% состоятельных граждан в Африке находятся в возрасте от 16 до 34 лет, и они лояльны к разным брендам: как к глобальным, так и местным. А медианный возраст населения составляет 20 лет — молодежь, выходящая на рынок труда, не только образованнее, но и стремится к более высокому уровню потребления.

Уже сейчас Кения для нас является основным доходогенерирующим рынком в Африке. Население в Кении составляет около 50 млн человек, а хорошая инфраструктура, рост показателя урбанизации и высокий уровень безопасности по сравнению с западно-африканскими странами становятся основными условиями для ежегодного прироста населения. Кенийцев сложно назвать обеспеченной нацией, но в стране очень много возможностей для развития и высокий интерес жителей к новым технологиям, в том числе и в маркетинге.

Что учесть при выходе на африканский рынок

Чтобы запустить свой проект на рынке Африки, необходимо учесть несколько важных моментов:

1) Политическая ситуация. Политический контекст меняется от государства к государству. Скорее всего, на первом этапе вам понадобится сильный партнер-проводник, который хорошо знает регион и бизнес-комьюнити. Многие компании, в том числе и российские, работают в Африке с локальными партнерами: они лучше понимают особенности рынка и у них нет культурных барьеров.

2) Инфраструктура. Прежде чем выходить в африканскую бизнес-саванну, оцените уровень проникновения интернета и мобильной связи. Особенно, если вы создаете технологический продукт.

3) Временные рамки. Ориентируйтесь на пятилетний бизнес-план. Африканские покупатели очень тщательно изучают каждый продукт, а переговоры могут длиться больше года. К тому же, из-за невысокого доступа к образованию, вам придется инвестировать в развитие сотрудников. Все это отнимает много времени.

Читайте также:  Управление международным бизнесом что это такое

Правила ведения бизнеса в Африке

За два года работы на континенте мы выработали для себя несколько важных правил, которые упрощают нам ведение бизнеса в Кении. Вот они:

Если необходимо получить обратную связь или решить важный вопрос — приглашайте кенийца на личную встречу. Зачастую кенийцы не отвечают на письма, включая те, в которых четко поставлен вопрос или есть референс вышестоящего коллеги. Если вам важно получить обратную связь оперативно — приглашайте на личную встречу. Так кенийцы ощущают свою значимость, гораздо быстрее реагируют на уведомления и охотнее дают обратную связь.

Запаситесь терпением, при этом будьте максимально проактивными. Неспешность в решении задач со стороны африканских коллег зачастую тормозит процесс взаимодействия, к которому привыкли в развитых странах. Для оперативного решения бизнес-задач очень часто приходится задействовать все каналы связи одновременно. Если в России ежедневные напоминания об оплате или договоренностях — моветон, то в Кении — единственный способ вовремя получить платеж и реализовать проект.

Забудьте о дедлайнах. Если кенийский партнер говорит, что направит информацию сегодня/завтра до конца дня, в 99% случаев этого сделано не будет. Даже если он сам в первую очередь заинтересован в этом. Сроки могут сдвигаться как на несколько дней вперед, так и на несколько недель. То же самое касается встреч.

Выстраивайте дружеские отношения. Это помогает устанавливать глубокую эмоциональную связь и добиваться поставленных целей с меньшими усилиями. Старайтесь не только писать по делу в рабочие часы, но и искренне интересуйтесь, чем увлекается ваш бизнес-партнер на досуге, поздравляйте со значимыми датами: днем рождения, получением наград и национальными праздниками страны. Крайне важно не стоять в стороне, когда происходят различного рода катаклизмы. Например, наводнения в сезон дождей, террористические акты, текущая ситуация с пандемией — все это важные поводы поинтересоваться состоянием дел у партнеров и коллег.

Выход на африканский рынок сейчас очень разумное решение, инвестиции в регион отобьются с лихвой. Сегодня для бизнеса практически нет входных барьеров, а уже через несколько десятилетий континент станет более насыщенным и зайти на него станет сложнее.

  • «Это была классная жизнь, но изматывающая». Почему женщины уходят из бизнеса в благотворительность
  • «Не надо бояться, что вам начнут дышать в спину». Карьерные советы главы Unilever
  • Не надо считать себя всезнайкой. Советы по запуску успешного бизнеса от создательницы NYX Cosmetics

Источник: www.forbes.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин