Юридические тонкости – как российскому резиденту зарегистрировать компанию в Германии. С какими трудностями придется столкнуться?
Эту статью я пишу, чтобы зафиксировать личный опыт и не повторять ошибки. И хотел бы поделиться полученными знаниями с сообществом. Еще я надеюсь, что статья будет полезна, так как я несколько раз сталкивался с целенаправленным введением в заблуждение различных шарлатанов по организации бизнеса в этой стране.
Сразу отмечу, что это не просто юрлицо, а уже бизнес, так как фирма работает уже почти год. Статья освещает именно юридическую организацию, а не ведение бизнеса в Германии.
Этапы регистрации фирмы
Регистрация фирмы в Германии проходит в несколько этапов:
- Подписание документов у нотариуса.
- Открытие расчетного счета.
- Регистрация фирмы в суде.
- Внесение фирмы в торговый реестр и присвоение номера.
- Получение VAT-номера (НДС).
Выбор консультанта или помощника
Без консультанта будет крайне трудно. Зарегистрировать все самостоятельно – маловероятно. Консультант обладает опытом, связями, владеет языком и сэкономит ваше время в командировках. В будущем на него можно возложить мелкие поручения, типа зайти к нотариусу или в суд, надавить на банк при открытии расчетного счета, а без него придется лететь в Германию снова.
Фирму можно организовать следующими способами: купить готовую и открыть новую.
Готовая – это кот в мешке, на ней могут висеть долги, о которых вы не узнаете, и проверить это невозможно. Так как в Германии можно заключить договор даже по телефону или просто на e-mail ответить «ок» и это будет иметь юридическую силу. Так что это вариант не рассматриваем.
Новая фирма
Здесь я столкнулся с грязным введением в заблуждение. 70% фирм, оказывающих подобные услуги, утверждали, что с русским гражданством вам не зарегистрируют фирму, не откроют расчетный счет и не дадут номер VAT (без него нельзя учитывать НДС). И предлагали регистрировать фирму на их директора, а самому быть учредителем.
По сути, директор может делать все, что угодно, а вы можете только наблюдать и ждать момента, когда ваши деньги улетят в офшор. Когда я начал уточнять – будет ли доступ к интернет-банкингу, мне сказали, что из России в него невозможно зайти и фирма может высылать сканы о движении денег. Это был полный финиш.
Помимо данных рисков это еще стоит дополнительных денег по зарплате номинального директора около 300 евро в месяц и 150 евро юрадрес и т.д. Если вам нужна помойка, то этот вариант подойдет. А если чистая фирма на будущее, то открывайте на себя.
На самом деле русским фирмам счета открывают без проблем. Не верьте посредникам, которые предлагают купить бизнес и поставить своего директора. Поэтому я решил зарегистрировать фирму на себя, то есть быть учредителем и гендиректором.
Выбор юридической формы
В Германии много юрформ, но для небольшого бизнеса подойдет UG и GmbH.
GmbH – это аналог российского ООО, только уставной капитал 25 тыс. евро, которые надо положить на счет, и потом можно снять или потратить на основные средства и оборотку. UG – это тоже ООО, но уставной капитал от 1 евро. UG организовать дешевле, но вам будут меньше доверять, например, труднее снять офис, поставщики будут просить 100% предоплату.
Если вы планируете за счет фирмы получить ПМЖ, то UG не дает таких прав. Еще UG обязана в течение трех лет делать взносы в уставной капитал, и к концу довести его до 25 тыс. евро. И чтобы потом перевести UG в GmbH, юридические расходы будут больше, нежели сразу открыть GmbH.
Но я все равно выбрал UG, так как поставщики были уже наработаны и бизнес-эмиграция не планировалась.
Юридический адрес
Юрадрес для начала лучше взять виртуальный, почтовый. Мне его предоставил консультант. Это юридически разрешено и стоит 150 евро в месяц. Нет смысла снимать сразу нормальный офис, так как полная регистрация и открытие расчетного счета продлятся 3-4 месяца.
Когда я нашел консультанта и определился с формой, уставным капиталом и адресом, я прилетел в Германию.
Нотариус
Первое действие – это подписание у нотариуса устава и протокола. По времени час и по деньгам 250 евро. Вроде бы все типовое, но мой нотариус умудрился допустить две ошибки в долях владения уставного капитала (хотя я один участник), из-за чего суд попросил внести правки, что затянуло регистрацию на 2-3 недели.
Документы от нотариуса получают в два захода: подписание и спустя пару дней заверение. С заверенными документами можно идти в банк открывать расчетный счет.
Открытие расчетного счета в банке
Выбор пал на Berliner Volksbank, там есть русскоговорящий менеджер и без проблем открывают счета. Как я слышал, раньше русским легко открывали в Commerzbank, но после нескольких мошенничеств стали отказывать под разными предлогами. Единственный «минус» – нужно купить на 500 евро векселей или акций этого банка, которые можно потом продать. Из расходов – обслуживание около 150 евро в месяц.
Доступ к счету дают в четыре долгих этапа:
- Присвоение номера IBAN и номера клиента.
- Открытие дебетовой карты, которая является ключом к расчетному счету.
- Пин-код на карту.
- Пин-код на доступ к онлайн-банкингу.
Все это высылается письмами либо на адрес директора, либо на юридический адрес. В Россию каждое письмо идет по две недели и часто теряется, так что я бы советовал IBAN и карту заказать на личный адрес, а пины на юридический. Так быстрее.
Выбор налогового консультанта
Его мне посоветовал консультант по организации бизнеса. Я выбирал из двух факторов: стоимость и русскоговорящие сотрудники. Тут ничего трудного не было. Расходы на сопровождение – примерно 1000-1500 евро в месяц. Налоговый консультант, как я понял позже, играет важную роль в деятельности фирмы, поэтому к выбору его нужно относиться крайне серьезно.
Например, он может неправильно заплатить налоги или отказать в обслуживании перед подачей годового отчета. Лучше брать крупную/среднюю немецкую фирму и общаться через переводчика.
Оплата уставного капитала
Я оплачивал из России через ВТБ банк. Был крайне неудачный опыт. Во-первых, долго и нет возможности узнать, ушли ли средства со счета. Нет отдела, который этим занимается. Во-вторых, после недельного ожидания мне отказали в переводе и заблокировали все карты, и я потратил около месяца на возврат средств.
Потом я делал перевод через Росбанк, и тут было все гораздо проще, выписал от руки платежку и через три дня деньги были в Германии.
Важно! Для перевода нужно знать название банка, SWIFT, IBAN. Перевести на английский или русский документ-основание для оплаты.
Поиск сотрудника
Чтобы фирма вызывала доверие у властей, нужен официально оформленный сотрудник-немец. Мне сотрудник был нужен в любом случае. Я нашел HR-менеджера на российском fl.ru и она за 30 тыс. руб. нашла отличного сотрудника. Но я считаю это скорее удачей. По сути, нужно подать объявление в различные русские группы Facebook в Германии и ждать ответа.
Можно посмотреть hh.ru. Кстати, обращение к российским или немецким HH-агентствам не дало результата. Во-первых, за такую редкую вакансию все хотят по 150-300 тыс. руб. за закрытие. Во-вторых, хотят 50% предоплаты.
В общем, от HR-фрилансера пришло порядка 10 резюме, и я провел собеседования по скайпу, также кандидаты прошли тест на интеллект и немецкий.
Юридическое оформление сотрудника
Этим занималось налоговое бюро, тут нет ничего трудного. Но нужно делать трудовой договор и минимальную ЗП в 1700 евро. Кстати, в Германии особой разницы нет – платить серую или белую зарплату, так как налоги оплачивает сотрудник непосредственно. Единственное – можно сэкономить на медстраховках порядка 200 евро.
Увольнять нужно за два месяца, необходимо подписанное уведомление от сотрудника. Или хотя бы выслать ему на почту уведомление в свободной форме. Письменное уведомление необходимо, так как многие хитрые сотрудники часто этим пользуются.
Например, вы говорите сотруднику, что через месяц он будет уволен, он «на позитиве» соглашается и вам кажется, что вы полюбовно расстанетесь с ним в оговоренный срок. По факту, когда этот срок наступает, сотрудник не уходит и говорит, что не понял и не помнит этого договора. И вам приходит еще ему платить зарплату за два месяца.
Аренда офиса
В Германии популярно что-то среднее между коворкингом и офисом. То есть, общая переговорка и кухня, а сдаются небольшие кабинеты (10-12 кв. м) по 1000-1500 евро в месяц.
Депозит все хотят на три месяца, но можно отжать до одного. Тут есть важное отличие от российских реалий по сроку аренды. Если вы подписали договор на год, то даже если съедете через месяц, все равно нужно будет платить в течение года. Это не как в России, списал в расход залог за аренду и забыл. Поэтому в Германии лучше заключать договор аренды на три месяца, или вообще на месяц.
Предупреждать о расторжении договора нужно только письменно.
Налоги
Налогов приходится платить много. Раз в месяц взносы за сотрудника 900-1000 евро с зарплаты в 1700. Еще какие-то корпоративные и промышленные налоги, которые составляли 1000-1500 евро в квартал. Плюс НДС, который зависит от наценки и составляет 20%.
Кроме того, если ваш поставщик работает в другой стране Евросоюза, оборот с ним в год более 35 тыс. евро, и он отправляет товар напрямую вашему клиенту (это проще, чтобы не платить дважды за доставку), то надо получать номер НДС и платить НДС в стране поставщика. А это дополнительные бухгалтерские расходы (500-750 евро в месяц), не считая самого НДС.
Как получить полный бесплатный доступ к публикации?
- Авторизоваться или зарегистрироваться на сайте
Источник: www.e-xecutive.ru
Бизнес в Германии для русских
Германия, по общепринятому мнению, является одной из самых высокоразвитых и процветающих стран Евросоюза. Поэтому многие россияне стремятся открыть свой бизнес именно здесь. Ведь для этого есть все условия и предпосылки успеха будущего предприятия. Давайте детально рассмотрим, какой бизнес в Германии открыть проще всего? И что для этого нужно?
Льготы на открытие бизнеса в Европе доступны жителям стран бывшего СССР. Иммигранты имеют право получить второе гражданство по упрощенной госпрограмме и открыть свое дело в ЕС! Проверить возможность оформления и запустить бизнес за рубежом!
Бизнес в Германии: плюсы
Плюсов открытия бизнеса в Германии больше, чем минусов.
Итак, главные преимущества:
- В Германии достаточно просто получить кредит. Для этого нужно всего лишь иметь хорошую кредитную «стори».
- Невысокие процентные ставки по кредиту, всего от 4%.
- Помощь квалифицированных специалистов в развитии бизнеса.
- Отсутствие МРОТ.
- Не давящие налоги.
- Возможность реализации продукта под немецкой маркой.
- Вы сможете получить возможность постоянного проживания в Германии не только сами, но и пригласить на ПМЖ ваших родственников.
- Возможности расширения бизнеса и открытия филиалов на территории ЕС.
- Выгодные условия страхования, субсидии и кредиты в немецких банках.
Планируете открыть бизнес за рубежом?
Подберем страну и способ бизнес-иммиграции, поможем на всех этапах!
Консультацию
Минусы ведения бизнеса в Германии
Но как в каждой бочке меда есть ложка дегтя, так и здесь есть свои подводные камни и минусы. Какие именно?
- Высокая конкуренция;
- Другой менталитет;
- Жесткие санкции в случае нарушения закона.
Как видим, минусов гораздо меньше, и плюсы их перевешивают. Поэтому выбор за вами.
Как открыть в Германии свой бизнес
Что вам потребуется для открытия собственного бизнеса в этой стране?
У вас есть три варианта. Первый — найти в стране надежного партнера по бизнесу. Второй — приобрести уже готовый бизнес. Третий путь — взять займ в немецком банке на выгодных условиях. Последний вариант наиболее оптимальный и простой.
Процентная ставка минимальна, а возвращать долг можно в течение двух десятков лет.
Основные шаги по открытию собственного бизнеса в Германии:
- В первую очередь определитесь, в какой форме вы хотите вести ваш бизнес.
- Во-вторых, приобретите помещение в аренду. У вас обязательно должен быть свой юридический адрес и телефон.
- Зарегистрировав новую фирму, заверьте документы у нотариуса, чтобы внести компанию в список реестра.
- Получите лицензию и налоговый номер
- Откройте банковский счет.
Какой открыть бизнес в Германии русским?
Выбор достаточно широк. Вы можете выбрать по желанию любую близкую вам нишу. Вот несколько популярных в стране вариантов:
Точка быстрого питания
Довольно востребованная услуга среди местного населения. Индустрия развивается быстрыми темпами и набирает обороты. Немцы любят покушать быстро и сытно, а из-за ускоренного темпа современной жизни едят порой прямо на ходу.
Открывая пункт быстрого питания в этой стране, вы не прогадаете. Для этого не нужен большой капитал, да и сам бизнес очень быстро себя окупает. Расходы при этом минимальны, а доходы не заставят долго ждать. Если вы выбираете этот вид бизнеса, будьте точно уверены в том, что это рентабельное вложение денег.
Салон красоты
Еще одно выгодное вложение средств. Аккуратные немцы, привыкшие к порядку, внимательно относятся к собственной внешности и любят ухаживать за собой. Безупречный внешний вид для них очень важен и является признаком хорошего вкуса и тона. Поэтому, если вы решите открыть в Германии парикмахерскую, то это предприятие, без сомнения, окупится быстро.
Немцы стригутся часто, примерно раз в полмесяца. Буквально за месяц вы «набьете» постоянную клиентуру, и сможете начать расплачиваться по кредиту. Но учтите, что педантичные немцы ценят качество, поэтому нанимайте в команду квалифицированных мастеров.
ЗОЖ
Еще одно перспективное и прибыльное направление в бизнесе. Немцы любят не только хорошо поесть, но и стараются при этом вести здоровый образ жизни, регулярно посещая тренажерные залы, сеансы йоги, медитации и релаксации, солярии и массажистов. Вы можете предложить им одну из этих услуг или комплексную систему оздоровления. И то и другое будет востребовано.
Какой бы вид деятельности вы ни выбрали, в любом случае, желаем вам процветания и успехов!
Читайте другие статьи по теме:
Эксперт по иммиграционным программам Европейского Союза в компании в компании «Мигранту Мир», стаж 25 лет
Источник: migrantumir.com