Отличие бизнес ангелов от венчурных

Бизнес-ангелов на рынке венчурного инвестирования часто именуют «неформалами». Что же, я как раз представитель этого рынка. И в первых своих постах для «Национальной деловой сети» хотел бы коснуться той общей идеологии, которой придерживаются бизнес-ангелы, инвестируя инновационные проекты на ранних стадиях их развития, а именно на «посевной» (seed) и начальной (start-up). Учитывая, что как правило бизнес-ангелы не слишком афишируют свою деятельность и ценят анонимность, надеюсь, мои рассказы будут небезынтересными для читателя.

Прежде всего следует понимать, что бизнес-ангел — это не «фирма», не «компания», не «фонд», а — физическое лицо, которое инвестирует всегда ТОЛЬКО СВОИ СОБСТВЕННЫЕ ДЕНЬГИ. Так что в принципе бизнес-ангелом, который несет ответственность только перед самим собой, может стать любой из нас. Достаточно захотеть принять участие в увлекательном процессе поиска и развитии инноваций, которые двигают мир вперед и позволяют людям жить немного лучше.

Очевидно, что человек, который решается стать бизнес-ангелом, помимо желания помогать высокотехнологичным стартапам, должен обладать свободными деньгами, которыми он готов рискнуть. Деньгами, которые он может потерять и не слишком сильно расстроиться, потерпев неудачу. Мне кажется, что это чуточку проще, чем управлять чужими деньгами. Здесь я имею в виду, прежде всего, руководителей инвестфондов, которые несут бОльшую ответственность, ведь от их портфеля ожидают доходности.

Венчурные инвестиции, бизнес ангелы, фонды. IT стартапы.

Ну и, наконец, бизнес-ангелы никому и ничем не обязаны.

Будем считать это предисловием, позволяющим понять, в чем кроется разница в критериях, которые используют при оценке проектов бизнес-ангелы и управляющие венчурными фондами.

Общение бизнес-ангела с инноватором, который хотел бы получить инвестиции, всегда происходит в более непринужденной обстановке — по сравнению с регламентированными процедурами презентации проектов, принятыми в фондах. Например, такой распространенный «метод допроса» инноваторов, как elevator pitch, или «речь для лифта», которая «по классике» не должна быть длиннее 40 секунд, бизнес-ангелами используется не столь часто.

Таким образом фонд снижает издержки на общение с значительным количеством претендентов. А вот бизнес-ангел — хозяин своего времени. И сорокасекундного спича инноватора ему мало. Инноватор показывает ангелу свою разработку, дает пояснения, отвечает на вопросы. А бизнес-ангел задает множество вопросов.

Иначе трудно принять осознанное решение — инвестировать в «интересный проект», или нет.

Я довольно подробно говорю об этих особенностях мышления бизнес-ангелов для того, чтобы стало понятно: критерии оценки перспективности инновации для бизнес-ангела менее формализованы. На первый план для бизнес-ангела выходит личный контакт с разработчиком. Здесь важно, чтобы инвестор ранней стадии доверял инноватору и верил в то, что тот действительно будет стремиться к успеху своего проекта всеми доступными способами.

В свою очередь инноватор должен дать бизнес-ангелу уверенность в том, что когда проект будет успешно реализован, он, разработчик, поступит с инвестором порядочно. Ведь бизнес-ангелы вкладываются только на ранних стадиях, многие договоренности фиксируются на уровне «отношений» и слов, так что в документальной форме закрепляются далеко не все гарантии и обязательства сторон. Не уверен, что это верная метафора, но в чем-то отношения инноватора с венчурным фондом — это прежде всего «брачный договор». А отношения бизнес-ангела с инноватором — своего рода взаимовыгодное партнерство, основанное на доверии.

Читайте также:  Продажа цифровых товаров как бизнес

Чем отличается бизнес-ангел от венчурного инвестора?

Все договоренности между стратапером и бизнес-ангелом рождаются в ходе доверительных разговоров — и лишь позже оформляются на бумаге. На этапе принятия решения ангелу важнее всего человек, а не проект. И лишь когда человеческий контакт установлен, начинается тщательный анализ самой идеи — и здесь тоже много личного.

Понятно, что проект должен соответствовать некоторым венчурным канонам: хорошая идея, наличие прототипа, рыночные перспективы и т.п. Но даже обсуждая суть проекта, бизнес-ангел «примеряет» идею разработчика «на себя». Будет ли ему самому — как человеку, как потребителю — интересны товар или услуга, которые, возможно, в будущем появятся на рынке благодаря совместным усилиям?

Субъективный подход? Да. Но в этом, как мне кажется, и кроется сила применяемого бизнес-ангелами подхода. Это не схема и не формальный алгоритм. Пусть даже речь идет о деньгах.

Впрочем, о деньгах — в следующей колонке.

Источник: bishelp.ru

Отличие бизнес ангелов от венчурных

Бизнес-ангелов на рынке венчурного инвестирования часто именуют «неформалами». Что же, я как раз представитель этого рынка. И в первых своих постах для «Национальной деловой сети» хотел бы коснуться той общей идеологии, которой придерживаются бизнес-ангелы, инвестируя инновационные проекты на ранних стадиях их развития, а именно на «посевной» (seed) и начальной (start-up). Учитывая, что как правило бизнес-ангелы не слишком афишируют свою деятельность и ценят анонимность, надеюсь, мои рассказы будут небезынтересными для читателя.

Прежде всего следует понимать, что бизнес-ангел — это не «фирма», не «компания», не «фонд», а — физическое лицо, которое инвестирует всегда ТОЛЬКО СВОИ СОБСТВЕННЫЕ ДЕНЬГИ. Так что в принципе бизнес-ангелом, который несет ответственность только перед самим собой, может стать любой из нас. Достаточно захотеть принять участие в увлекательном процессе поиска и развитии инноваций, которые двигают мир вперед и позволяют людям жить немного лучше.

Очевидно, что человек, который решается стать бизнес-ангелом, помимо желания помогать высокотехнологичным стартапам, должен обладать свободными деньгами, которыми он готов рискнуть. Деньгами, которые он может потерять и не слишком сильно расстроиться, потерпев неудачу. Мне кажется, что это чуточку проще, чем управлять чужими деньгами. Здесь я имею в виду, прежде всего, руководителей инвестфондов, которые несут бОльшую ответственность, ведь от их портфеля ожидают доходности.

Ну и, наконец, бизнес-ангелы никому и ничем не обязаны.

Будем считать это предисловием, позволяющим понять, в чем кроется разница в критериях, которые используют при оценке проектов бизнес-ангелы и управляющие венчурными фондами.

Общение бизнес-ангела с инноватором, который хотел бы получить инвестиции, всегда происходит в более непринужденной обстановке — по сравнению с регламентированными процедурами презентации проектов, принятыми в фондах. Например, такой распространенный «метод допроса» инноваторов, как elevator pitch, или «речь для лифта», которая «по классике» не должна быть длиннее 40 секунд, бизнес-ангелами используется не столь часто.

Таким образом фонд снижает издержки на общение с значительным количеством претендентов. А вот бизнес-ангел — хозяин своего времени. И сорокасекундного спича инноватора ему мало. Инноватор показывает ангелу свою разработку, дает пояснения, отвечает на вопросы. А бизнес-ангел задает множество вопросов.

Иначе трудно принять осознанное решение — инвестировать в «интересный проект», или нет.

Я довольно подробно говорю об этих особенностях мышления бизнес-ангелов для того, чтобы стало понятно: критерии оценки перспективности инновации для бизнес-ангела менее формализованы. На первый план для бизнес-ангела выходит личный контакт с разработчиком. Здесь важно, чтобы инвестор ранней стадии доверял инноватору и верил в то, что тот действительно будет стремиться к успеху своего проекта всеми доступными способами.

Читайте также:  Продажа авиа и жд билетов как бизнес

В свою очередь инноватор должен дать бизнес-ангелу уверенность в том, что когда проект будет успешно реализован, он, разработчик, поступит с инвестором порядочно. Ведь бизнес-ангелы вкладываются только на ранних стадиях, многие договоренности фиксируются на уровне «отношений» и слов, так что в документальной форме закрепляются далеко не все гарантии и обязательства сторон. Не уверен, что это верная метафора, но в чем-то отношения инноватора с венчурным фондом — это прежде всего «брачный договор». А отношения бизнес-ангела с инноватором — своего рода взаимовыгодное партнерство, основанное на доверии.

Все договоренности между стратапером и бизнес-ангелом рождаются в ходе доверительных разговоров — и лишь позже оформляются на бумаге. На этапе принятия решения ангелу важнее всего человек, а не проект. И лишь когда человеческий контакт установлен, начинается тщательный анализ самой идеи — и здесь тоже много личного.

Понятно, что проект должен соответствовать некоторым венчурным канонам: хорошая идея, наличие прототипа, рыночные перспективы и т.п. Но даже обсуждая суть проекта, бизнес-ангел «примеряет» идею разработчика «на себя». Будет ли ему самому — как человеку, как потребителю — интересны товар или услуга, которые, возможно, в будущем появятся на рынке благодаря совместным усилиям?

Субъективный подход? Да. Но в этом, как мне кажется, и кроется сила применяемого бизнес-ангелами подхода. Это не схема и не формальный алгоритм. Пусть даже речь идет о деньгах.

Впрочем, о деньгах — в следующей колонке.

Источник: www.sites.google.com

Отличие бизнес ангелов от венчурных

Заместитель генерального директора-инвестиционный директор РВК

Частные инвесторы, которые поддержали на старте Bell Telephone и Ford Motor в конце XIX и начале XX века, не знали, что впоследствии их назовут бизнес-ангелами – этот термин возник лишь в 1978 году. Но стартовое финансирование таких гигантов, как Intel, Dell, Microsoft, Apple и Amazon уже однозначно называлось ангельским.

Бизнес-ангелы работают на самой рискованной, нижней ступеньке лестницы венчурного финансирования – посевной стадии, на которой идея нового бизнеса, еще окончательно не оформленная и не структурированная, может остаться в «долине смерти» (это случается с 80% проектов). В классическом инвестиционном цикле предпринимателем сначала используются деньги, которые удалось привлечь от ДДД («друзья, домашние, дураки»).

Затем наступает «ангельский» период финансирования, который помогает проекту добраться до точки, в которой к бизнесу начинают проявлять интерес венчурные фонды. Собственно говоря, бизнес-ангелы – это фундамент, без которой не существовало бы современной модели венчурного финансирования. Особенность, которая отличает бизнес-ангелов от венчурных инвесторов более поздних стадий, – личный характер их инвестиций. Они вкладывают свои собственные деньги, и поэтому обладают большей степенью свободы и субъективности, не связаны никакими мандатами и формальными стратегиями, в отличие от профессиональных инвестиционных игроков.

Бизнес-ангелами обычно становятся люди, уже имеющие личный опыт успешного предпринимательства или топ-менеджеры корпораций, привлеченные высокой доходностью венчурных инвестиций. Они вкладывают сравнительно небольшие деньги, но при этом вовлекаются в проект, чтобы помочь своими знаниями, опытом и связями.

Читайте также:  Что такое ресторан бизнес класса

Бизнес-ангелы могут инвестировать в совершенно разные направления бизнеса, зачастую, не связанные с их основной деятельностью. Кто-то руководствуется принципом Уоррена Баффета – вкладывать в компании, товарами или услугами которых они пользовались бы сами, кто-то, напротив, рискует инвестировать в проекты, не имеющие аналогов на рынке, и лежащие в далеких для понимания инвестора областях. Около половины российских бизнес-ангелов, согласно опросам последних лет, готовы инвестировать в наукоемкие стартапы в сфере биомедицины, производственных технологий, энергетики и новых материалов. Сектор ИТ также сохраняет популярность среди инвесторов. В нем наибольший интерес для бизнес-ангелов представляют проекты, связанные с хранением и обработкой данных (49%), финтехом (44%) и образованием (38%).

Российские менеджеры высшего и среднего звена все чаще вкладывают заработанные деньги в технологические стартапы, бизнес-ангелов среди них 16%. Общее их количество оценивается в 10 тыс., большинство из них – топ-менеджеры и владельцы собственного бизнеса. Средний чек ангельских инвестиций составляет 20–300 тыс. долларов.

Все эти данные носят оценочный характер, поскольку отличительная особенность большинства российских бизнес-ангелов – непубличность. Большинство из них не афишируют свои вложения, обсуждают свою деятельность в узком кругу, создают закрытые синдикаты для совместных инвестиций. Связано это в первую очередь с невысокими шансами на успех и нетолерантностью российской бизнес-культуры к возможным провалам, заложенным в саму природу венчурного финансирования.

Бизнес-ангелы обычно выходят из компании, продавая свою долю либо венчурному фонду, либо стратегическому покупателю. Как правило, они находятся в проекте от года до двух, средний выход происходит с мультипликатором 3-5. Бывают сверхуспешные проекты, из которых на выходе получают вложенные средства, умноженные в 20-30 раз, но таких кейсов каждый год – единицы. По оценке РВК, в 2018 году состоялось 34 сделки с участием бизнес-ангелов, общей стоимостью 1,9 млрд рублей. Однако в поле зрения исследователей зачастую попадают далеко не все сделки – по мнению участников рынка, их может быть и в два-три раза больше.

Институт бизнес-ангелов в России активно развивается, и есть все основания полагать, что в ближайшее время этот сегмент венчурных инвестиций будет расти, в том числе благодаря государству. Сейчас в ряде ведомств и институтов развития обсуждаются инициативы, которые призваны стимулировать приток частных инвесторов в высокотехнологические отрасли. Среди них – предоставление налоговых льгот. В законопроекте «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в РФ» предлагается возмещать НДФЛ бизнес-ангелам от успешных стартапов, чтобы компенсировать им убытки от вложений в неудавшиеся проекты. Предполагается, что эта мера снизит риски бизнес-ангелов, благодаря чему они смогут активнее инвестировать в наиболее рискованные, но и одновременно наиболее инновационные предприятия.

Впрочем, бизнес-ангелы привыкли рисковать, это одно из условий их бизнеса. Одна из главных тенденций последних лет – постепенная смена поколений и рост числа частных венчурных инвесторов. Многие из основателей бизнес-ангельского движения, давно присутствующие на венчурном рынке, организовали собственные фонды, а их места занимают новые игроки. Это важный показатель поступательного развития венчурного рынка и инновационной экосистемы.

Алексей Басов – заместитель генерального директора-инвестиционный директор РВК

Источник: pbwm.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин