Инкубаторы и акселераторы – одни из ключевых элементов стартап-экосистемы. Эти организации занимаются развитием проектов на ранней стадии, превращая их в бизнес, который можно продать по рыночной оценке, а не по затратам. Во всем мире инкубаторы и акселераторы работают с большим потоком проектов, разделяя риски своих инвесторов, однако успеха в этой сфере достигли только единицы. В России инкубация и акселерация пока только набирают свою силу, пытаясь копировать иностранные образцы.
Что такое инкубатор и акселератор?
В классическом понимании акселератор – это институт венчурного рынка, представляющий собой организацию, которая занимается выращиванием бизнесов из идей инициативных людей, которые хотят стать предпринимателями. Фактически это первая внешняя «инстанция» для стартапера после его частного окружения FFF (семьи, друзей и знакомых, поверивших в его будущий успех). Акселератор обычно имеет срочную программу по развитию проектов, которая состоит из теоретических курсов, вводящих в базовые понятия венчурного предпринимательства и управления проектами, а также практические занятия, направленные на внедрение усвоенных знаний в реальный проект. Обычно в акселераторе работает команда из предпринимателей, имеющих опыт создания своих стартапов, привлекших для этого венчурные инвестиции, а также вышедших из бизнеса путем продажи, а также обслуживающий персонал – юристы, бухгалтеры и дизайнеры.
Что такое стартап акселератор? Что такое стартап инкубатор?
Инкубатор отличается от акселератора тем, что работает по «выращиванию» уже сформированных бизнесов перед привлечением инвестиций уже от венчурных фондов. В этом отношении сама суть программ может отличаться только более глубоким погружением в вопросы инвестиционного анализа, структурирования сделок и общения с инвесторами.
Результативность инкубаторов и акселераторов
И инкубатор, и акселератор пропускают за время своего существования сотни стартапов, получая в обмен на оказываемые услуги доли в капитале этих компаний. При привлечении следующих инвесторов наличие того или иного инкубатора или акселератора в стартапе (обычно речь идет об ангельских инвестициях, когда вкладывается не организация сама по себе, а кто-либо из ее членов) является знаком качества» и стимулирует инвестора к принятию решения. При этом осуществляется жесткий отсев проектов, которые не могут дальше продолжать развитие своего бизнеса (недостатки команды, юридические проблемы, стратегические проблемы и так далее), что определяет некоторый процент выпускников таких организаций. Так, за рубежом из акселераторов обычно выходит не более 75% стартапов, а из инкубаторов не более 25-33%. Это не значит, что оставшиеся стартапы всегда не работают и закрываются, но им становится сложнее участвовать в поиске инвестиций без изменения своей стратегии развития.
Инкубатор и акселератор зарабатывают дважды – в первый раз они оказывают платные услуги (помимо тех, что включены в стандартные предложения в обмен на долю в проектах), во второй раз – при продаже стартапа крупному инвестору или выходу стартапа на IPO, поглощению или обратном выкупе основателями долей инвесторов. Фактически это ставит инкубатор и акселератор на одно место с венчурными фондами, которые часто и организовывают (или поддерживают) инкубаторы и акселераторы для отбора проектов для дальнейшего финансирования.
Инкубаторы и акселераторы
Основная задача инкубатора и акселератора – увеличение профессионализма стартаперов и создание условий для дальнейшего развития продукта или сервиса с тем, чтобы у стартапа увеличивалась рыночная оценка бизнеса. В этом отношении один из вариантов оценки успешности таких проектов – рост капитализации стартапов-резидентов инкубаторов и акселераторов. Так, за рубежом такие организации работают на то, чтобы стартап вырос в 3-4 раза, а, если инкубатор и акселератор сохраняют свои доли в проекте и он продается крупному игроку, то рост может составить и 8-10 раз. Очевидно, что до таких пределов стартапу нужно еще дойти (или дожить), поэтому при инкубаторе или акселераторе почти всегда есть или сообщество активных бизнес-ангелов, которые и вкладывают свои деньги в инкубатор или акселератор, который распределяет их по своим резидентам, или венчурный фонд.
Российская модель инкубации и акселерации
Стартапы и технологии не строятся и не возникают в определенных местах, например, ОЭЗ или в районах, где «необходимо увеличить инновации». Для стартапа и для инкубатора важно иметь достаточное количество средств для того, чтобы предприниматели смогли сосредоточиться на создании своих продуктов, что вовсе не всегда возможно в таких «местах». Кроме того, первые два года любой начинающий проект не имеет прибыли, с которой ему дают налоговую льготу.
В этой связи инкубатор и акселератор не могут возникать на «пустом месте». По этой причине в России инкубаторы и акселераторы возникают как и на Западе вокруг «денежного источника», но обычно им является не сообщество предпринимателей, а материнская компания, которая таким образом выстраивает себе вертикальное развитие (типичный пример – FastLane Ventures).
Тем не менее, в России большинство стартаперов работают на основном месте работы и на досуге участвуют в проектах – это отражается на качестве результатов и того, и другого их рода деятельности. Попытки облегчить налоговый режим не имеют никакого отношения к стартапам – это может помочь только тем компаниям, которые имеют прибыль. Очевидно, что предпринимателям нужна поддержка иного рода – им требуется опыт и знания людей, которые были вовлечены в такой бизнес раньше, но в отечественных инкубаторах их работает ничтожно малое количество. По сути дела, в России инкубатор, технопарк или акселератор представляют собой возможность недорого снять офисное помещение, которое находится в не самом удачном месте, которое некомфортно как для инвестора, так и для самого стартапера.
Особо хочется отметить тот факт, что в России не сложилась устойчивая модель работы инкубаторов и акселераторов – несмотря на присутствие на рынке более 100 подобных организаций, фактически работают из них не более 20, а коммерческий успех из них имеют только считанные единицы (в основном инкубаторы, занятые трансфером технологий). По этой причине рынка инкубационных и акселерационных сервисов в России в институциональном виде пока нет, если не считать инициативы отдельных игроков, как, например, ФРИИ.
На основе данного обзора RusBase была подготовлена статья РБК «Российскому венчурному рынку не хватает «ранних» денег».
Источник: rb.ru
Чем бизнес-акселератор отличается от бизнес-инкубатора
Двухэтажный особняк с садом и бассейном в городе Атертон, в 10 минутах от Пало-Альто и Стэнфорда — на самом деле не частная вилла, а офис бизнес-акселератора Blackbox. В нем постоянно живут и работают 16 предпринимателей со всего мира.
Blackbox не похож на традиционный бизнес-инкубатор: вместо маленьких рабочих мест с компьютером, здесь большие гостиные, камин, шкафы с книгами, летняя мансарда. Центром притяжения для предпринимателей он стал в ноябре 2010 года, когда обитавшая в доме компания NutshellMail заключила сделку с Сonstant Contact и переехала в Сан-Франциско. С тех пор на завтраках в Blackbox успели побывать Стив Бланк, основатель восьми стартапов в Кремниевой долине, автор стартап-библии «4 шага к озарению», Стив Юрветсон, управляющий директор инвестиционного фонда Draper Fisher Jurvetson, Мартен Микос, бывший CEO MySQL, Дэвид Ли, партнер венчурного фонда SV Angel, и Джеф Клавьер, известный бизнес-ангел.
Наши люди
Учредителями Blackbox стали Макс Мармар, создатель крупнейшей сети предпринимателей Sandbox, Бьорн Херман и Фади Бишара из techVenture, а также 25-летняя россиянка Александра Маркова.
Окончив в 2009 году Московский государственный лингвистический университет по специальности «Политология» и поработав в сфере PR и онлайн-маркетинга, она уехала в Кремниевую долину, чтобы помочь другу раскручивать интернет-компанию Supercool School. «Я была настолько впечатлена Долиной — позитивной энергией, открытой культурой, ребятами, которые в 20 лет создают свои компании, что в результате тоже строю свою компанию», — рассказывает Александра. Supercool School, кстати, стал общедоступным проектом c открытым исходным кодом (opensource).
Бизнес-модель
Blackbox вырос не на пустом месте. В этот бизнес-акселератор объединились четыре давно существующие и успешные компании: techVenture, Startup School, Cofounder Network and Founders First. «Объединив результаты деятельности этих организаций, можно сказать, что мы работали более чем с сотней компаний и у нас было более 20 выходов из инвестиций, включая такие компании, как Bebo, Tapulous, Lala», — резюмирует Маркова.
Сейчас акселератор работает с 11 компаниями. Помимо небольших денег — от $10 000 до $20 000 — стартапы получают менторское сопровождение, помощь в подборе и оценке команды, связи с потенциальными инвесторами. Но своей главной помощью стартапам учредители Blackbox считают общение с успешными предпринимателями. «В Blackbox я получила представление о том, как построить структуру, как получить инвестиции, как строить команду и к чему быть готовой», — говорит Хэзер Хайне, резидент Blackbox, учредитель биотехнологического стартапа Cellonx Inc.
Весь процесс обучения в акселераторе длится от трех до шести месяцев. «За это время команды либо вырастают и перестают в нас нуждаться, либо гибнут», — считает Маркова.
В портфельных компаниях Blackbox берет себе долю от 2% до 8%. 80% портфеля акселератора сейчас составляют интернет-стартапы и 20% — проекты в сфере новых технологий. В Blackbox два критерия отбора: фокус на сильную техническую экспертизу и рынок, а также предпринимательский дух команды. «Мы ищем предпринимателей, которые решают серьезную социальную проблему и в то же время создают бизнес, который легко масштабируется», — рассказывает Маркова.
Совсем недавно Blackbox решил диверсифицировать свою деятельность и выпустил в свет исследование Startup Genome, которое заложило основу для новой модели оценки стартапов, учитывающей стадии и этапы развития интернет-проектов. А в конце августа Blackbox создал приложение, позволяющее основателям проектов отслеживать динамику роста их компаний по 25 ключевым показателям эффективности. Приложение автоматически классифицирует стартапы и относит рассматриваемый проект к одному из типов исходя из текущей стадии и фактических значений показателей.
«Уникальность Blackbox заключается в его атмосфере, возможностях получения контактов. На ранних стадиях контакты с экспертами — ключевой момент для успеха, — считает Роман Медведев, учредитель компании «Облако речи», недавно побывавший в гостях у Blackbox. — Двое из его основателей — представители крупнейшей сети предпринимателей Sandbox network, что дает большие возможности для построения коммуникаций для стартапа».
Пока, правда, русских резидентов в Blackbox нет, но у инкубатора есть ряд партнерских программ с Россией, основатели активно приглашают в гости русские стартапы.
Отечественные аналоги
Подобные структуры, отличающиеся от венчурных фондов и классических бизнес-инкубаторов тем, что не только дают деньги и помещения, но и растят компании, появляются и в России. В 2010 году Оскар Хартман из KupiVIP и Паскаль Клемен (холдинг Direct Group, среди проектов которого KupiVip, Otto.ru, Ozon.ru, Русфинансбанк и др.) запустили акселератор Fast Lane Ventures.
Сейчас компания работает по модели «полного цикла», то есть инвестирует во внешние проекты и создает собственные с нуля. Меньше чем за год Fast Lane создала и проинвестировала десяток компаний. «Мы даем проектам на старте €300 000 — $500 000. Потом для развития привлекаем внешних инвесторов. Здесь сумма сделки колеблется от €1 до 5 млн. Внешними инвесторами проинвестировано сейчас порядка €10 млн», — говорит Татьяна Цветкова, директор по развитию бизнеса Fast Lane Ventures.
В августе объявили о запуске еще три похожих проекта. Bricollage, венчурный фонд, запущенный управляющей компанией Bright Capital на базе инкубатора Digital October, будет работать по модели Y-combinator. «У нас будет два раунда инвестирования: первый — это десятки тысяч долларов, второй — сотни тысяч, — поясняет Борис Рябов, управляющей компании Bright Capital. — Постоянными резидентами фонда-инкубатора в течение года станут 20-30 стартапов».
На базе бизнес-инкубатора InCube был запущен акселератор, инвестиционными партнерами которого стали «Яндекс», Runa Capital и ряд бизнес-ангелов. Резиденты акселератора могут получить по $20 000, помощь экспертов, стажировку в Кембридже, а также традиционные для бизнес-инкубатора льготные площади и PR-поддержку. «В первой смене акселератор ждет не более 10 команд. К нам может попасть стартап в области интернета, мобильных сервисов, электронной коммерции или SaaS. За участие в программе акселератор берет у компании 10%», — говорит Ренат Гарипов, один из основателей акселератора InCube.
Третий проект — стартап-платформа Realogic, созданная одноименной управляющей компанией. Здесь стартаперам предложат инвестиции до $30 000, менторство, а также финансовую, юридическую и бухгалтерскую помощь. Правда, и долю придется отдать больше: за упаковку проекта Realogic берет от 5% до 15%, в случае инвестирования — до 45%.
Сначала стартап-платформа будет специализировать исключительно на IT-проектах. Первые резиденты, по словам Александра Фузеева, руководителя проекта, появятся до конца года. В ближайших планах выпустить 5 проектов, в долгосрочных — увеличить количество резидентов до 20.
Источник: www.forbes.ru