Менеджмент традиционно связывают с коммерческими организациями. В то же время все основные закономерности общего менеджмента, рассматриваемые в классических учебниках и руководствах, проявляются и в управлении государственными организациями.
Менеджмент в государственной службе обладает теми же основными чертами, что и менеджмент в коммерческой организации. Так же как и менеджмент в коммерческой фирме, он представляет собой управление организацией, т. е. группой людей, координирующих свои действия для выработки и достижения общих целей.
Под менеджментом в государственной службе понимается:
• процесс управления в рамках учреждений государственной службы;
• наука об этом управлении;
• набор соответствующих навыков;
• персонал государственного управления.
Основные функции менеджмента в государственной службе: анализ и прогнозирование, планирование, организация, мотивация, контроль и регулирование.
Разделение управленческого труда нормативно закрепляется в организационной структуре в результате системных организационных преобразований, а повторяющиеся и стандартные действия в управленческих процедурах — в результате операционного управления.
01 Понятия менеджмент и управление
Менеджмент в государственной службе имеет много общего с менеджментом в коммерческой фирме. Независимо от природы организации в управлении ею проявляются общие закономерности и действуют общие механизмы.
Общие закономерности. В процессе управления в организациях происходит следующее:
• определяются принципы и приоритеты;
• составляются планы и программы действий;
• закрепляются и регламентируются управленческие процедуры;
• формируется и развивается организационная структура;
• строятся те или иные мотивацйонные системы, отрабатываются процедуры приема на работу и продвижения по службе;
• закрепляются соответствующие процедуры контроля.
Менеджмент в государственной службе представляет собой один из видов специального менеджмента, который изучает особенные черты, специфику проявления функций, а также особые закономерности и тенденции, отличающие менеджмент в государственной службе.
Особенности менеджмента в государственной службе проявляются прежде всего в целях, специфике реализации функций, методах оценки результатов, отчетности, процедурах контроля, ответственности и системах стимулов.
Реализация каждой функции менеджмента в государственной службе обладает соответствующей спецификой:
• анализ, прогнозирование и планирование в государственных учреждениях обычно определяются целями, устанавливаемыми вышестоящими органами;
• организация государственной службы, как правило, имеет иерархическую структуру и соответствующие ей управленческие процедуры. Поэтому в рамках государственной службы складывается особый административно-бюрократический стиль управления, который, впрочем, имеет много общего со стилем управления в больших иерархических коммерческих организациях;
Отличия функций руководителей высшего, среднего и линейного уровня
• контроль и оценка результатов в рамках государственной службы осуществляются должностными лицами вышестоящих структурных единиц и одновременно гражданами как непосредственно, так и с помощью средств массовой информации и общественных организаций. Контроль в государственной службе носит более широкий и более объемлющий характер, чем в коммерческой организации;
• мотивация в государственной службе в меньшей мере основывается
на денежном вознаграждении и в большей мере на стимулах неденежного
характера (престиж, выполнение важной работы, стабильность, возможность дальнейшей карьеры и пр.).
Специфика менеджмента в государственной службе часто обозначается емкими терминами: «администрирование» и «бюрократия». Эти понятия обычно обозначают тяготение менеджмента в государственной службе к «автократической модели управления», в которой ключевыми характеристиками менеджмента являются:
• разделение на тех, кто выдает инструкции, и тех, кто их выполняет;
• концентрация власти и политической воли;
• авторитарный стиль управления.
Интегративная модель управления. В условиях происходящих изменений в экономической модели во все большем числе конкретных направлений деятельности государственной службы требуются нестандартные решения, постоянно возникают новые задачи. Традиционная бюрократическая модель становится неэффективной, является преградой на пути экономического развития.
Объект администрирования, действующий в условиях и по принципам рынка, испытывает постоянное давление со стороны субъекта — государственного чиновника, придерживающегося принципов классического администратора. Практически отсутствует адекватная эффективная обратная связь, что принципиально разрывает логическую цепь управления, разрушает его структуру и процесс. Он становится однонаправленным, исчезает конструктивное взаимодействие между объектом и субъектом.
Возникающее фундаментальное противоречие, низкая эффективность существующей модели администрирования и, как следствие, «серые» технологии управления — все это диктует условия трансформации традиционной модели управления в государственной службе, необходимость интеграции модели классического администрирования и маркетинговой модели управления (табл. 1).
Именно их сочетание позволяет наиболее последовательно использовать технологии маркетинг-менеджмента в государственном управлении, приблизить философию государственного управления к философии коммерческой фирмы, главным субъектом которой является потребитель. В рамках интегративной модели может быть наиболее адекватно выстроен канал обратной связи, реализована концепция государственных услуг.
Традиционная бюрократическая система управления начинает постепенно замещаться интегративной, в которой присутствуют элементы рыночных механизмов. В связи с этим человек уже не рассматривается как помеха в деятельности государственной службы, а все в большей мере начинает восприниматься как клиент и потребитель услуг. Государственная служба постепенно превращается в сферу специфических услуг.
Новые технологии управления. Для современных и перспективных технологий успешного менеджмента характерны:
• инвестиции в человеческий капитал;
• «командные» технологии менеджмента;
• ориентация на цели и миссию (вместо ориентации на правила и процедуры);
• ориентация на результат.
Трансформация модели управления в государственной службе
Модель классического администрирования | Маркетинговая модель управления | Интегративная модель управления |
• Авторитарное управление. • Монополия. • Система государственных функций. • Соблюдение правил и процедур. • Механизм бюрократии. • Борьба с неугодными (административный ресурс). • Бюрократический контроль. • Затратный механизм. • Человек — помеха в деятельности | • Человек — клиент, потребитель. • Услуги. • Маркетинг услуг. • Экономические механизмы рынка. • Маркетинговый мониторинг. • Ориентация на миссию, стратегию, цели. • Корпоративная культура. • Команда единомышленников. • Ориентация на результат. • Маркетинг-менеджмент | • Клиент, потребитель. • Государственные слуги. • Маркетинг услуг. • Организационно-экономические механизмы (государственное регулирование). • Маркетинговый мониторинг. • Ориентация на миссию, стратегию, цели. • Корпоративная культура. • Команда единомышленников. • Общий и специальный менеджмент. • Бюджетирование, ориентированное на результат. • Общественный контроль |
Инновационность становится ключевой характеристикой успешного менеджмента в государственной службе. В практику работы государственных учреждений проникает технология создания команд — гибких временных творческих групп, ориентированных на разработку нового или совершенствование старого «продукта». Наращивание инновационного потенциала в рамках государственного учреждения становится залогом его успешной деятельности. Для этого необходимо на каждом уровне управления стимулировать эксперименты, новые начинания, творческое заимствование продуктивных идей, так называемые «быстрые старты», ориентировать инновационную стратегию, скорее, на развитие «шаг за шагом», чем на глобальный технологический прорыв.
Инвестиции в человеческий капитал — это новый подход к управлению в государственной службе. Он предусматривает постоянное обучение и повышение квалификации, тщательный отбор персонала, предоставление гарантий занятости. Адаптивность организации достигается с помощью относительной стабильности коллектива, обладающего общими ценностями и общим видением. Инвестиции в человеческий капитал приобретают такую же важность, как и инвестиции в основные фонды. Обязательным становится непрерывное обучение персонала, прежде всего, технике решения проблем.
«Командные» технологии менеджмента. Общая тенденция развития менеджмента в последние годы — предоставление значительной самостоятельности небольшим коллективам, которые приобретают права независимых «команд» или даже самостоятельных филиалов. «Командные» технологии менеджмента стали активно проникать в практику государственной службы.
В крупных организациях происходит делегирование прав и ответственности с верхних уровней управления на нижние. Небольшие коллективы получают возможность распоряжаться ресурсами, проводить собственную кадровую политику и даже заниматься стратегическим планированием. Команды становятся главным инструментом достижения инновационности, индивидуальной приверженности, сфокусированности на главных задачах. В организациях нового типа меняется роль менеджера среднего звена: он уже не столько диспетчер, сколько тренер-консультант; не столько передает указания начальства, сколько помогает сотрудникам самостоятельно вырабатывать новые подходы, совершенствовать приемы и методы выполняемой работы, добиваться большей согласованности действий.
Ориентация на цели и миссию (вместо ориентации на правила и процедуры). Традиционное управление основывается на неизменном следовании правилам и процедурам.
Действия персонала оцениваются в значительной мере по тому, насколько четко они соблюдены. Бюрократическая традиция зачастую заслоняет возможность оценки результативности государственной службы, т. е. степени достижения целей.
Переход менеджмента в государственной службе от традиционной бюрократической модели к поиску эффективного решения постоянно возникающих проблем характеризуется большей ориентацией на цели и миссию, на бюджетирование, ориентированное на результат. Практика формирования миссии (обобщенной цели и концентрированных принципов) постепенно укрепляется в государственной службе.
В практику проникают методы количественной оценки результатов:
• оценки эффективности (отношения результата к затратам);
• оценки результативности (отношения фактического результата к планируемому);
• оценки экономии (отношения планируемых затрат к фактическим).
Ориентация на результат. Смещаются и другие акценты, в частности, с измерения затрат центр тяжести переносится на измерение результатов. Традиционный подход в государственном управлении постоянно концентрирует внимание на объемах затрат государственных средств, при этом реальный результат остается в тени. Новый подход менеджмента в государственной службе переносит основное внимание на измерение и мониторинг результатов, которые получены в процессе тех или иных действий государственной службы.
Наиболее яркими примерами успешного использования в государственной службе приемов менеджмента коммерческих организаций в последнее время стали системный анализ, маркетинг, стратегическое планирование, управление развитием, инновационный менеджмент.
Системный анализ преимуществ, слабых сторон, возможностей и угроз той или иной организации — мощный инструмент стратегического управления, который приносит реальную пользу государственной службе.
Маркетинг — одна из наиболее действенных концепций современного менеджмента, ориентирующая всю деятельность коммерческого предприятия на нужды потребителя. Многие приемы маркетинга достаточно успешно развиваются и разрабатываются в рамках территориального, прежде всего, регионального маркетинга, осуществляемого государственными органами регионального управления.
Стратегическое планирование можно успешно использовать при осуществлении в ходе управления масштабными инфраструктурными проектами. Формирование и закрепление целей деятельности государственных организаций могут принести много пользы, особенно если эти цели удовлетворяют стандартным требованиям измеримости, достижимости, ориентированности во времени и непротиворечивости.
4. Государственная служба:
Источник: mydocx.ru
Кто относится к среднему уровню менеджмента?
Менеджерами среднего звена являются начальник цеха, директор филиала, декан факультета, начальник отдела продаж и т. д. Чаще всего такие управленцы имеют дипломы об окончании высших учебных заведений. Менеджеры высшего звена — самая малочисленная группа управленцев.
Что входит в обязанности менеджеров высшего звена?
Менеджеры высшего уровня выполняют три основные функции: во-первых, это сохранение и поддержание целостности компании, во-вторых, разработка политики компании, миссии и стратегии, в-третьих, предоставление услуг, которые позволяют получить экономию за счет расширения сферы влияния.
Кто такой менеджер среднего звена?
Менеджер среднего звена — это начальник подразделения фирмы, у которого в подчинении находится несколько сотрудников. Обычно от двух до десяти. По сути, он — посредник между высшим руководством организации и её низшими звеньями.
Как делятся руководители в зависимости от звеньев управления?
Независимо от количества уровней управления, всех руководителей делят на три категории, исходя из функций, которые они выполняют в организации: руководители низового звена, руководители среднего звена, руководители высшего звена.
Как определить количество уровней управления?
Количество уровней управления во многом определяется особенностями разделения управленческого труда по вертикали, а само это разделение — масштабом и структурой производства, а также объемом информации, циркулирующей по вертикали.
Какие существуют уровни управления?
Таким образом образуется четыре основных уровня управления: высший, верхний средний, низший средний и низовой. Типичными должностями руководителей среднего звена управления являются: заведующий отделом (в бизнесе), декан (в колледже), управляющий сбытом по региону или по стране и директор филиала.
Что значит высший менеджмент?
Высший менеджмент — это высшее руководство организации. Примеры должностей — СЕО, генеральный директор, заместитель гендиректора, старшие руководители и так далее.
Для чего предназначена организационная структура управления?
Организационная структура управления — совокупность специализированных функциональных подразделений, взаимосвязанных в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений. По сути, организационная модель показывает, как сформировать подразделение. .
Какие работники являются менеджерами?
К ним относятся заведующие отделом (магазинов, учреждений), складом, кафедрой и лабораторией в учебных и научных заведениях, начальники участков и смен, менеджеры продаж, которым подчиняются специалисты по продажам, торговые консультанты, торговые представители, агенты и т.
Что такое менеджмент и его функции?
Функции менеджмента – это вид управленческой деятельности, направленной на решение конкретной задачи управления, который осуществляется специальными приемами и методами.
Что такое менеджмент простыми словами?
Сейчас постараюсь объяснить что такое менеджмент простыми словами. Менеджмент это процесс управления организацией/фирмой/компанией или ее частью, а также собирательное название людей, которые заняты этим процессом — менеджеров. В переводе с английского (to manage) означает «управлять».
Что такое менеджмент Что он делает?
Профессия менеджер организации заключается в обеспечении максимально эффективного управления организацией. Объектами деятельности этой профессии являются экономические, производственные и социальные сферы. В общем, она нужна в любой организации, где необходимо качественный уровень управления.
В чем разница между управлением и менеджментом?
Управление – это общий процесс, менеджмент – частный. Профессиональные организаторы и управленцы используют набор инструментов, идеально подходящий для конкретной ситуации. Управление в первую очередь опирается на практику, в то время как менеджмент – на теорию.
В чем проявляется сходство и различие понятий менеджмент и управление?
Управление – это целенаправленная человеческая деятельность, направленная на упорядоченность процессов труда и производства. . Менеджмент – это способ моделирования и использования социально-экономических систем, при котором во главу угла ставится эффективность распределения ресурсов.
Что такое управление и менеджмент?
Управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, направленный на то, чтобы сформулировать и достичь цели организации, а менеджмент – это эффективное и производительное достижение целей организации с помощью планирования, организации, лидерства и контроля над организационными ресурсами.
В чем отличие государственного управления от менеджмента в сфере бизнеса?
— Различия по целям. Для управления в сфере бизнеса главной целью является прибыль. Для государственного управления цели многообразны, их трудно определить количественно: стабильность, законность, порядок, обеспечение обороны, уменьшение социального неравенства, борьба с бедностью и т. д.
Какие причины привели к формированию концепции нового государственного менеджмента?
Парадигма «Нового государственного менеджмента» стала важной вехой на пути поиска оптимальных моделей государственного управления. Основными причинами модернизации и трансформации государственного аппарата явились бюджетный дефицит и растущее давление на государственные расходы комбинаций факторов социального.
Что такое государственный менеджмент?
Государственный менеджмент – это система современных подходов к управленческой деятельности государства, ориентированной на результаты, а не на процедуры и аккумулирующей новейшие управленческие технологии, показавшие свою эффективность в бизнесе.
Как осуществляется государственное управление?
Государственное управление осуществляется специальными органами государственной исполнительной власти, которые создаются государством как на уровне Российской Федерации, так и в субъектах РФ и образуют систему органов государственного управления.
Для чего необходимо государственное управление?
Необходимость государственного управления вытекает из потребности обеспечить реализацию политики государства, направленной на эффективное использование природных, трудовых, материальных и информационных ресурсов, справедливое перераспределение доходов и гарантирование основных социальных прав, поддержание общественного .
Стоит почитать
- Сколько лет живут животные таблица?
- Какие заболевания лечат гормонами?
- Что такое светский характер?
- Что такое нефинансовые активы бюджетного учреждения?
- Что такое коэффициент смертности?
- Кто сейчас президент Испании?
- Как построить полигон частот?
- Кто контролирует выполнение требований инструкций по охране труда работников предприятий?
- Что означает элемент Сверх Я в структуре личности?
- Что такое частица в предложении?
Похожие вопросы
- В чем разница между Офп и Сфп?
- Что называется точкой бифуркации?
- Что такое Аллостерический центр фермента?
- Что представляет собой малое предпринимательство?
- Что можно получить из этанола?
- Какие органы относятся к органам выделения?
- Какие виды социальных статусов бывают?
- Что относится к организационным приемам обучения?
- Кому принадлежали владельческие крестьяне?
- Кто назначает на должность начальника таможни?
Источник: questions.students-library.com
Отличие государственного управления от менеджмента в сфере бизнеса
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Судебная практика – это совокупность решений судов (в первую очередь высших) по различным категориям дел, играет роль вспомогательного источника права, восполняя пробелы, существующие в законодательстве.
ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Люди практически каждый день покупают какие-либо товары и услуги, но не всегда эти покупки оказываются надлежащего качества. Рассказываем, как защитить свои права, если покупка оказалась плохого качества, и вернуть свои деньги.
В обобщенном виде новый государственный менеджмент включает следующий набор принципов:
– использование в государственных учреждениях частного типа менеджмента с применением новых технологий;
– введение в государственный сектор конкуренции, использование тендеров;
– дезагрегация государственных ведомств, разделение производства услуг и их предоставления гражданам;
– практичный и профессиональный менеджмент, избирательный контроль и подотчетность;
– явные стандарты и измерители целей, результатов и эффективности работы;
— контроль «на выходе»: оценка результатов, а не процесса их получения, повышение дисциплины и сокращение издержек*(21).
Одним из следствий политики нового государственного менеджмента является контрактная система. Теперь она широко реализуется применительно к государству. Почему некоторые виды общественных работ передаются частным подрядчикам? Потому что частный подрядчик может обеспечить предоставление услуг с меньшими издержками.
К примеру, в Великобритании первой на контрактную основу была переведена работа вспомогательных служб: охрана, столовые, уборка помещений. На основе контрактов – внутренних или внешних, заключаемых на разовой или долговременной основе со специализированными частными фирмами, – выполняются такие виды работ, как секретарская, юридическая, бухгалтерская, внутренний аудит, подбор и подготовка кадров, компьютерное программирование и обслуживание.
Многие работы, осуществляемые государственными службами, подлежат так называемому рыночному тестированию, в ходе которого сравниваются стоимость и качество выполнения различных видов работ силами государственных служащих или частных фирм. В случае перевода того или иного вида работ на контрактную основу объявляется тендер, условия которого должны определяться совместно с внешними консультантами и представителями частного сектора, осуществляющими подобные виды работ. Экономическим обоснованием необходимости отказа от принципов государственного администрирования служит утверждение, что предоставление государством государственных услуг собственными силами неизбежно приобретает бюрократические формы, в результате чего оказывается в высшей степени невыгодным для общества и малоэффективным для граждан. Другой постулат – развитие свободной рыночной конкуренции, в том числе и в сфере государственных услуг, является основным стимулом для постоянного развития инновационного процесса, улучшения качества и снижения издержек*(22).
Теоретически государственная контрактная система имеет две стороны: государственное потребление товаров и услуг (1) и предоставление государственных услуг населению (2). Модель «активизирующего» государства опирается на содержащуюся в концепции нового государственного менеджмента модель «поручительства», согласно которой государственные учреждения разделяются на две большие группы: «заказчиков» и «исполнителей» заказов. Принимая решения о предоставлении государственных услуг, необходимо исследовать, какие элементы этих услуг могут предоставляться государственными, а какие – негосударственными организациями. Выбор здесь большой: административные структуры, приватизированные учреждения, частные предприятия, включенные в публично-частное партнерство (public-private-partnerships), «неприбыльные» организации, семьи и отдельные граждане*(23).
Нужно иметь в виду, что контрактная система имеет и свои минусы, которые уже проявились. Так, частный сектор США настолько укрепляет свои позиции в сфере услуг, что констатируется потеря государственного контроля. А ведь на контрактную основу переводятся и такие важные отрасли, как управление транспортными средствами, зданиями и земельными участками, контроль качества воздуха, водные ресурсы, использование твердых отходов. «Местные органы управления постепенно теряют контроль над сферой услуг, предоставляемых по контракту, растут цены на них, а в случае нарушения условий договора и аннулирования контракта местной администрации становится не под силу быстро решить проблему поиска нового исполнителя на взаимоприемлемых для обеих сторон условиях либо решить ее своими силами. Поэтому необходимо организовать эффективную систему предоставления услуг государственным сектором, а сами государственные услуги сделать конкурентоспособными»*(24).
В настоящий период наблюдается переход от идей нового государственного менеджмента к сетевому подходу (концепция governance), понимаемому как равноправное сотрудничество государственных и негосударственных структур; при этом и новый государственный менеджмент, и сетевая теория отражают тенденцию к расширению круга субъектов управления*(25).
Источник: www.finexg.ru