Отметьте все функции которые малый бизнес выполняет в экономике

Способность к созданию и распространению инноваций является важнейшей функцией современного малого предпринимательства.

Процессы формирования постиндустриального (индустриально-информационного) общества по своей сути основаны на инновациях, что само по себе предопределяет заметную роль малых предприятий в экономическом развитии ведущих стран мира.

В последние два-три десятилетия малые предприятия прочно заняли место лидера прорывных научно-технических разработок.

В приложении к таким инновационным предприятиям возник новый термин — венчурный (рисковый) бизнес. Смысл его заключается в организации в форме малого предприятия группы исследователей, инженеров, ученых для разработки той или иной научной идеи, проекта. Широко известны ныне крупнейшие и преуспевающие фирмы, в частности «Майкрософт» и «Ксерокс», выросшие из венчурных малых предприятий.

Часто венчурные малые предприятия создаются при финансовом участии крупных фирм, концернов. Руководство таких крупных предприятий правомерно считает, что это гораздо выгоднее, чем годами держать внутри своих структур малопродуктивные исследовательские коллективы. Финансирование (нередко безвозмездное) венчурных малых предприятий осуществляется также государством за счет бюджетных средств.

Вебинар 14.04: «Найм менеджеров по продажам и IT-подбор»

Венчурная форма ведения прикладных научно-проектных разработок через малые предприятия на практике доказала свою высокую эффективность для национального хозяйства.

Инновационная компонента присутствует во многих направлениях деятельности малого бизнеса. Смысл безрисковой, «средней» инновационности заключается в активном внедрении, адаптации различных новых технологий и материалов, оправдавших себя наработок.

Субъекты малого предпринимательства оказываются своего рода «губкой», впитывающей и распространяющей на локальных рынках производственные и бизнес-идеи, уже успешно реализованные в других странах, регионах. Сверхприбыль от такой деятельности возникает для тех, кто .нашел необходимую информацию и занялся распространением инноваций первыми. В такой инновационной деятельности малые предприятия за счет своей гибкости обычно опережают крупные предприятия. Очевидна большая польза для национальных хозяйств от всей инновационной деятельности малого бизнеса.

Крайне важно для национальной экономики то, что малые предприятия стимулируют конкуренцию в сферах деятельности крупного бизнеса, противодействуют монополизму. Инновационность и гибкость малых предприятий, высокий уровень конкуренции в самой сфере малого бизнеса позитивно воздействует на все сферы хозяйственной жизни.

В малом бизнесе (за некоторыми исключениями, связанными с излишними административными государственными барьерами) практически отсутствуют препятствия для межотраслевого и внутриотраслевого перелива капиталов, движения рабочей силы. Малые предприятия, в отличие от крупных, не могут диктовать рынку уровень цен на свою продукцию. При этом любые просчеты крупных предприятий, включая установление и длительное поддержание монопольно завышенных цен, снижение качества, выпуск морально устаревшей продукции, используется субъектами малого бизнеса для выхода на традиционные рынки сбыта продукции крупных компаний и отнятия у них части прибыли. Многие новые ниши на рынке, образующиеся в результате инновационных подвижек, или временно (по конъюнктурным причинам) опустевшие рыночные сегменты оказываются сферой опережающего приложения сил именно субъектов малого бизнеса.

Тем самым малые предприятия вносят свой позитивный вклад в обеспечение нормальной конкурентной среды в национальной экономике, «подстегивают» крупные предприятия к проведению регулярных модернизаций, к максимальному использованию, внедрению в производство и менеджмент новинок технического прогресса.

Малое предпринимательство имеет специфическое преимущество перед крупными предприятиями также с точки зрения инвестиционного процесса.

В малом бизнесе этот процесс является менее капиталоемким, чем в крупном, так как на малом предприятии работникам нередко приходится выполнять сразу несколько различных функций, совмещать несколько профессий одновременно. Кроме того, предприятия малого бизнеса не содержат и в принципе не могут позволить себе содержать длительно простаивающее оборудование, помещения, излишнюю рабочую силу. Вследствие этого стоимость рабочего места на малом предприятии оказывается на порядок ниже аналогичного рабочего места на крупном предприятии.

Читайте также:  Как начать свой бизнес с нуля без денег в селе

Субъекты малого предпринимательства активно используют свое положение аутсайдера для организации рентабельной работы в тех сферах, которые не представляют финансового интереса для крупного бизнеса, но являются нужными обществу. Восстановление и эксплуатация заброшенных нефтяных скважин, ведение всевозможных ремонтных работ, доставка товаров и ведение торговли в удаленных местах — все это сферы деятельности малого бизнеса.

Малый бизнес по своей природе привязан к локальным рынкам. Ведение хозяйственной деятельности для него всегда сопряжено с выстраиванием цепочек личных контактов, личных знакомств с поставщиками сырья, комплектующих, а главное — с потребителями продукции. Личные контакты позволяют субъектам малого бизнеса очень чутко ощущать спрос и быстро реагировать на его изменения. Крупные предприятия при всем арсенале средств, имеющихся в их распоряжении, такой возможности не имеют.

Малое предпринимательство играет роль социального демпфера. Оно способно вбирать в себя высвобождающуюся (особенно в периоды экономических депрессий) рабочую силу, повышать уровень благосостояния широких слоев населения, укреплять демократические институты общества, социальное партнерство, расширяет средний класс. Тем самым в современном обществе оно в немалой мере обеспечивает общую социальную стабильность как важнейший момент нормального, сбалансированного социального развития страны и ее национального хозяйства.

Кроме того, малые предприятия выполняют еще и функции социально-психологической помощи населению.

Исследования показывают, что постоянные клиенты ходят в небольшие магазинчики, в мастерские не только для покупок или получения необходимых услуг, но и для живого общения с хозяином и работниками как со старыми знакомыми. Необходимость в такой психологической помощи возрастает во всех странах, причем особенно — в высоко урбанизированных центрах развитых стран.

В этом смысле сфера малого предпринимательства играет важную роль в обеспечении здоровья наци

Привязка к локальным рынкам обусловливает активную деятельность малого бизнеса по защите окружающей среды. Будучи жителями того же места, округа, где ведется их хозяйственная деятельность, многие субъекты малого бизнеса быстро осознают, выявляют источники экологических угроз и сами прилагают усилия для их устранения. Через экологические организации они борются за выделение бюджетных и прочих средств для охраны окружающей среды и, нередко, сами оперативно и результативно реализуют полученные средства. Причем с прибылью для себя как предпринимателей и, одновременно, для защиты себя и всех других жителей локальной территории от неблагоприятных изменений в экологи

Статьи по теме

    • Поддержка экспортного производства и стимулирование экспорта
    • Государственная монополия внешней торговли: механизм ее осуществления и последствия
    • Проблемы повышения эффективности внешних связей и изменение положения России в международном разделении труда
    • Эволюция внешней торговли России и СССР (1911-1991 гг.)
    • Прогнозирование инвестиционно-фондовых процессов
    • Прогнозирование коэффициентов прямых затрат
    • Прогнозирование структуры экономики
    • Структурные элементы и этапы разработки комплексных социально-экономических прогнозов
    • Структура и классификация прогнозных моделей

    Источник: student-servis.ru

    Функции малого предпринимательства

    Роль и место малого предпринимательства в национальной экономике лучше всего проявляются в присущих ему функциях.

    Во-первых, малое предпринимательство формирует конкурентную среду. Известно, что в условиях свободной рыночной экономики конкуренция отражает отношений соревнования между хозяйственными элементами, когда их самостоятельная деятельность эффективно ограничивают возможности каждого из них повлиять на общие условия обращения товаров на данном рынке, а также стимулирует производство тех товаров, в которых нуждается потребитель. Нечего деятельность участников рыночных отношений приобретает динамичный характер, она связана с экономической ответственностью и риском предпринимателя, что превращает его в своеобразный социальный двигатель экономического развития. Малое предпринимательство помогает утверждению конкурентных отношений, ибо оно является антимонопольным по своей природе, что проявляется в различных аспектах его функционирования. С одной стороны, малый бизнес, вследствие многочисленности элементов, которые его составляют, и их высокого динамизма значительно меньшей степени поддается монополизации, нежели крупные предприятия. С другой стороны, при узкой специализации и использовании новейшей техники он выступает как действенный конкурента, подрывающего монопольные позиции

    Читайте также:  Почему у одних бизнес получается у других нет

    крупных корпораций. Именно эта черта малого бизнеса сыграла существенную роль в ослаблении, а иногда и в преодолении развитыми странами присущей крупному капиталу тенденции к монополизации и задержке технического прогресса.

    Во-вторых, малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменения конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость. Эта его черта приобрела в современных условиях особое значение вследствие быстрой индивидуализации и дифференциации потребительского спроса, ускорения научно-технического прогресса (НТП), роста номенклатуры промышленных товаров и услуг.

    Малое предприятие

    в-третьих, огромным вклад малого предпринимательства в осуществление прорыва по ряду важнейших направлений НТП, прежде всего в области электроники, кибернетики, информатики. Способствуя ускорению реализации новейших технических и коммерческих идей, выпуска наукоемкой продукции, малый бизнес, тем самым, выступает проводником НТП. Например, большинство мелких фирм, которые появились в конце 80-х годов в Великобритании, является наиболее технически оснащенными. А в США на сектор малого бизнеса приходится около 50 % научно-технических разработок.

    в-четвертых, малое предпринимательство вносит весомый вклад в решение проблемы занятости. Эта функция проявляется в способности малого предпринимательства создавать новые рабочие места и поглощать избыточную рабочую силу во время циклических спадов и структурных сдвигов экономики. В развитых странах на малый бизнес приходится в среднем 50 % всех занятых и до 70-80 % новых рабочих мест. Если в период кризисов 70-80-х годов в развитых странах шел процесс сокращения рабочих мест на крупных предприятиях, то мелкие фирмы их не только сохранили, но и даже создавали новые.

    в-пятых, важная функция малого предпринимательства заключается в смягчении социальной напряженности и демократизации рыночных отношений, поскольку именно оно является фундаментальной основой формирования среднего класса. Следовательно, оно выполняет функцию ослабления присущей рыночной экономике тенденции к социальной дифференциации и расширения социальной базы реформ, осуществляемых на данном этапе. Без ориентации на такую социальную базу рыночной среды, каким является средний класс, введенные реформы обречены на провал.

    Таким образом, роль и функции малого предпринимательства заключаются не только в том, что оно является одним из важнейших действенный факторов экономического развития общества, которое опирается на рыночные методы хозяйствования. Его важной функцией является содействие социально-политической стабильности общества, то есть оно открывает простор свободному выбору путей и методов работы в пользу общества и обеспечения собственного благополучия.

    Разновидности предприятий за рубежом. За рубежом сложились определенные типы предприятий. Представляют интерес шесть возможностей собственного будущего предприятий, рекомендуемых известным экономистом Г. Берлом:

    Читайте также:  Что значит оборотный кредит для бизнеса в Тинькофф

    o надомный бизнес;

    o «блошиные рынки»;

    o предприятия, выполняющие заказы почтой;

    o передвижные предприятия или предприятия временного характера;

    o продажа товаров на вечеринках и во время демонстраций товара. Все эти типы бизнеса имеют ряд общих черт:

    а) индивидуальный характер деятельности;

    б) очень низкие либо очень гибкие требования к первоначальному капиталу;

    в) эти предприятия задумываются как довольно подвижны, изменчивы. Различаются они рядом особенностей.

    Инкубатор, как известно, — аппарат для искусственного выведения цыплят с помощью создания необходимых условий. Применительно к бизнесу имеется в виду, что какое-то предприятие (организация) служит как бы зонтиком, обеспечивающим другим, как правило, малым предприятиям необходимое состояние делового климата; помещение, оборудование, консультативный совет из специалистов и экспертов, возможности получения необходимого капитала и т.д.

    Надомный бизнес должен быть «тихим» бизнесом, что не нарушает правил общежития в данном районе. Эта деятельность не обязательно ограничена домом. Многие виды услуг надомного бизнеса могут оказываться вне дома, например, настройка пианино, тренерская работа, работа экскурсовода, услуги по консультированию и т.д.

    При надомному бизнесе могут понадобиться домашний телефон (своим или дополнительный), желательно с автоответчиком, копировальная техника, компьютер, пишущая машинка.

    Блошиные рынки широко распространены ныне в Украине, хотя называть их так пока не решаются. Участвовать в этом бизнесе могут как мелкие производители, так и розничные и оптовые торговцы. Во всем мире такие рынки очень широко распространены. Здесь можно изучить спрос на продукцию, купить небольшие партии товара для перепродажи и т.д. И все это — при минимальных затратах.

    Больших специальных знаний, опыта, усилий, времени, капитальных вложений требует бизнес «услугой-почтой». Для получения достаточного количества заказов, обеспечивающих гарантированную прибыль, необходимо охватить значительное число людей. В условиях этого вида бизнеса процент реальных заказов может быть очень небольшим и для того, чтобы выжить и получить прибыль, необходимо делать значительную наценку на товар.

    Наряду с блошиними рынками за последние годы в Украине получили широкое распространение передвижные или временные, торговые точки. В таких торговых точках продаются одежда, обувь, галантерея, парфюмерия, произведения искусства (народных промыслов) и т.п. Здесь же предлагаются горячие сосиски, пироги и т.д.

    Как правило, эти сооружения или места для торговли арендуются на незначительный или неопределенный срок. Оснащение таких торговых точек является минимальным, складские помещения не нужны. Поэтому следует выбирать товар, который имеет быструю оборачиваемость и не является конкурентным по отношению К другим.

    в условиях дестабилизации экономики, ограничение финансовых ресурсов именно субъекты малого предпринимательства не требуют крупных стартовых инвестиций, имеют быстрое вращение ресурсов, способны при определенной поддержке наиболее быстро и экономически целесообразно решать проблемы демонополизации, стимулировать развитие экономической конкуренции. Таким образом, малое предпринимательство является неотъемлемого чертой любой рыночной хозяйственной системы, без чего такая экономика и общество в целом не могут не только развиваться, но и даже существовать. Крупный капитал, безусловно, определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, но основой развития стран с рыночной системой хозяйствования является малое предпринимательство как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается и функционирует немалая масса национальных ресурсов, которая является питательной средой для среднего и крупного предпринимательства.

    Источник: studentopedia.ru

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Загрузка ...
    Бизнес для женщин