Оценка стоимости бизнеса мультипликатор это

Мультипликатор — это коэффициент, который позволяет сравнить инвестиционную привлекательность компании в отрыве от её масштаба.

Проще говоря, это дробь, где в числителе один финансовый показатель компании, а в знаменателе — другой. Сравнивая эти соотношения для разных компаний, можно оценить, какая из них более привлекательна для инвестиций.

Мультипликаторы лежат в основе стоимостного подхода к инвестированию — стратегии поиска и покупки акции недооценённых компаний.

Существуют десятки разных мультипликаторов. Наиболее часто используют следующие.

  • P/E (price to earnings) — соотношение рыночной стоимости акций компании к её годовой прибыли. Мультипликатор показывает, за сколько лет окупится приобретение фирмы. Чем ниже значение мультипликатора, тем лучше. Не подходит для оценки компаний с отрицательной чистой прибылью.
  • P/S (price to sales) — это отношение рыночной стоимости акций компании (капитализации) к её годовой выручке. Лучше всего подходит для торговли и других отраслей, в которых с ростом выручки последовательно растёт прибыль и денежный поток. Нормальным считается значение коэффициента меньше 2. Если P/S меньше 1, то компания недооценена.
  • P/B (price to book) — отношение рыночной стоимости акций компании к стоимости её активов. Если коэффициент больше 1, то инвестор переплачивает за акции. Если меньше 1, значит, компания недооценена. Если равен 1 — компания оценена справедливо.
  • EV (enterprise value) — справедливая стоимость компании. Чтобы получить значение этого мультипликатора, нужно сложить капитализацию и долговые обязательства и вычесть из них доступные денежные средства компании. Чем больше EV, тем лучше для инвестора.
  • EV/EBITDA — соотношение справедливой стоимости компании к прибыли до выплаты налогов, дивидендов и расходов на амортизацию. Мультипликатор позволяет сравнивать компании из разных отраслей, например, нефтегазовую корпорацию и ретейл. Чем меньше показатель, тем привлекательнее компания.
  • EPS (earnings per share) — отношение чистой прибыли к количеству обыкновенных акций. На этот мультипликатор обычно смотрят в динамике: как он меняется от квартала к кварталу и от года к году. Резкий рост или снижение EPS говорит о потенциальном скором изменении цены акций.

Примеры употребления на «Секрете»

«Сравнить компании между собой и понять, как рынок оценивает их акции (не завышены ли цены — или наоборот), помогут мультипликаторы. Это показатели, которые позволяют сопоставить финансовые результаты разных по масштабу компаний».

Оценка компании с помощью мультипликатора P/E

(Об оценке активов на основе мультипликаторов.)

«Высокий потенциал положительной переоценки для капитализации ПАО «Лента» существует в рамках сравнительного анализа финансовых мультипликаторов компании и её российских аналогов».

Читайте также:  Игры как открывать свой бизнес

(Аналитик «Фридом финанс» Александр Осин о том, как расширение сети «Лента» может отразиться на акциях компании.)

Нюансы

Мультипликаторы лучше применять для сравнения компаний из одной отрасли, поскольку тип бизнеса, его цикличность и другие свойства серьёзно влияют на сравниваемые величины.

Оценка бизнеса: Метод сравнимых компаний — Выбор мультипликаторов (часть 7)

Например, IT-гигант и нефтяная компания могут стоить одинаково. Но при этом вложения в бизнес у них будут сильно различаться. Айтишникам не нужно тратиться на скважины и трубопроводы, а также выполнять социальные обязательства перед жителями добывающих регионов. Также некорректно будет сравнивать рентабельность IT-компании и сети продуктовых супермаркетов.

Факт

Многие мультипликаторы не получится использовать для сравнения банков. В их финансовой отчётности нет выручки, а долги кредитных организаций нельзя считать так, как считают для обычных компаний. В этом случае используются универсальные коэффициенты P/E и P/B.

Источник: secretmag.ru

Мультипликатор P/B

Показатель Цена/Балансовая стоимость (Price to Book Value, P/B) рассчитывается как отношение рыночной стоимости компании к балансовой стоимости ее собственного капитала. Другая формулировка: отношение рыночной стоимости акции к балансовой стоимости на одну акцию. Формула расчета, соответственно:

Формула расчета показателя Цена/Балансовая стоимость

где
Market Cap — рыночная капитализации, или просто суммарная рыночная стоимость всех акций компании
Book Value of Equity — стоимость собственного капитала, взятая по данным баланса

Отношение P/B применяется в оценке бизнеса и, как и другие коэффициенты сравнительной оценки, его обычно называют рыночным мультипликатором.

Применение P/B

Мультипликатор P/B — это мультипликатор цены, то есть его используют для оценки стоимости собственного капитала без учета долга (в отличие от мультипликаторов стоимости предприятия, которые вычисляют всю стоимость бизнеса до вычета обязательств).

Если в P/E в качестве знаменателя, характеризующего стоимость бизнеса, применялась чистая прибыль, то есть учитывался результат за конкретный период, то в показателе P/B в качестве знаменателя используется собственный капитал из баланса, который, в некотором смысле, отражает накопленную в бухгалтерском учете прибыль. Математика использования P/B не отличается от того , что делают с любым другим мультипликатором и состоит из следующих шагов:

  1. Вычисляем показатели P/B для нескольких компаний, похожих на исследуемую.
  2. Вычисляем усредненное значение показателя. Это может быть либо среднее, либо медиана для полученных значений.
  3. Зная значение балансовой стоимости для исследуемой компании, вычисляем с помощью усредненного P/B ожидаемую рыночную стоимость.
Аргументы за и против показателя P/B

Существует несколько причин, по которым аналитики иногда предпочитают использовать показатель P/B :

  • Балансовая стоимость обычно положительна, хотя чистая прибыль часто может быть отрицательной или нулевой. В таких ситуациях P/B остается вполне работоспособным, в то время как любые расчеты на основе P/E оказываются просто бессмысленными.
  • Балансовая стоимость отражает, среди прочего, накопленную за длительный период прибыль. Она более стабильна и не подвержена скачкам. В то же время чистая прибыль от периода к периоду может меняться очень сильно — но это не означает, что стоимость компании должна быть такой же нестабильной.
  • Есть компании, такие как банки, инвестиционные и страховые фирмы, которые в значительной степени состоят из ликвидных активов. В таких компаниях балансовая стоимость их активов оказывается довольно близкой к их рыночной стоимости.
  • Разница в показателях P/B отражает долгосрочную способность компании зарабатывать прибыль.
  • Балансовая стоимость становится особенно интересной в оценке, если предполагается, что компания не будет продолжать свою деятельность и может быть ликвидирована.
Читайте также:  Палата бизнес класса спектакль сколько длится

Эти аргументы имеют разный вес в зависимости от конкретной ситуации, но в целом они приводят к тому, что показатель P/B входит в 3-4 наиболее распространенных мультипликаторов в сравнительной оценке бизнеса. Однако у его применения есть и свои недостатки:

  • Оценка на основе балансовой стоимости упускает из виду такие активы, которые не отражаются в балансе. Один из этих активов — человеческий капитал, то есть уровень навыков, компетенции и другие качества персонала компании. Другой возможный актив — известность и репутация. В некоторых случаях они отражаются в учете, например, через оценку стоимости товарных знаков, но подходы к этому не всегда надежны и могут сильно меняться от компании к компании.
  • Показатель P/B может вводить в заблуждение, если компании используют разные бизнес-модели и в результате владеют разными активами. Например, компания, ведущая бизнес на арендованных площадях и оборудовании, будет иметь очень невысокую стоимость активов, а ее конкурент, владеющий зданиями и станками, отразит их полную стоимость в балансе.
  • Активы отображаются в бухгалтерском учете по их исторической стоимости, и лишь некоторые из них регулярно переоценивают. В результате корректность использования балансовых данных для определения стоимости активов часто вызывает сомнение.
  • Другой источник искажений — принятая в компании практика ведения учета. Правила начисления амортизации, признания доходов и затрат и т. п. создаются для оптимального решения бухгалтерских и налоговых вопросов, но далеко не всегда положительно влияют на точность отражения финансовой стоимости активов и пассивов.
Определение балансовой стоимости и возможные корректировки

При определении балансовой стоимости собственного капитала начинают с расчета, основанного просто на балансовом отчете. Для этого берут суммарную стоимость собственного капитала и вычитают из нее все те элементы, на которые не имеют права обладатели обыкновенных акций. Обычно это доля меньшинства и привилегированные акции.

Читайте также:  Оформление земли как бизнес

Далее могут потребоваться корректировки :

  • Некоторые аналитики предпочитают исключить стоимость нематериальных активов и гудвилл, считая, что эти активы оценены в балансе менее надежно, чем основные средства.
  • Если стоимость запасов, дебиторской и кредиторской задолженности вызывает сомнение, то возможно следует переоценить их.
  • Если у компании есть активы за балансом, надо включить их в состав активов для расчета P/B.
Расчет P/B из фундаментальных показателей

Известная формула Гордона, применяемая в оценке бизнеса, может быть несколько модифицирована так, что из нее получится формула расчета показателя P/B:

></p>
<blockquote><p>Расчет P/B из фундаментальных показателей

где
ROE — рентабельность собственного капитала
g — темпы роста прибыли
r — ставка требуемой доходности собственного капитала

Эта формула показывает связь между доходным подходом к оценке и ожидаемыми показателями в сравнительном подходе.

Такие статьи мы публикуем регулярно. Чтобы получать информацию о новых материалах, а также быть в курсе учебных программ, вы можете подписаться на новостную рассылку.

Если вам необходимо отработать определенные навыки в области инвестиционного или финансового анализа и планирования, посмотрите программы наших семинаров.

Источник: www.alt-invest.ru

Мультипликатор: что это такое в инвестициях и как помогает выбрать акции

News image

Здравствуйте, друзья! Перед долгосрочным инвестором всегда стоит непростой выбор – как найти ту самую, уникальную и перспективную, способную радовать не один год акцию для своего портфеля. Такой проблемы не существует у тех, кто инвестирует в индексные фонды. Но у сторонников покупки ценных бумаг отдельных эмитентов она периодически возникает.

На помощь приходит фундаментальный анализ, важная часть которого приходится на расчет мультипликаторов. Что это такое простыми словами, какие виды бывают и как ими пользоваться на практике – рассмотрим в статье.

Что такое мультипликатор и для чего нужен инвестору

  1. на основе мнения экспертов, финансовых советников, блогеров, роботов или просто знакомых;
  2. действует по принципу “раз резко вырос спрос на эти акции, значит она хорошая, плохую бы никто не покупал, поэтому и мне надо купить”;
  3. на основе проведенного фундаментального анализа, т. е. всестороннего исследования деятельности эмитента, его внутренней и внешней среды.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин