Классификация может быть осуществлена разными способами, которые определяются признаком или критерием классификации.
Есть классификации однокритериальные и многокритериальные. При многокритериальных классификациях классы могут частично пересекаться. Это определяется отношениями критериев классификации : пересекающиеся или непересекающиеся.
Разновидностями классификации являются декомпозиция, стратификация. Декомпозиция — это особый вид классификации не допускающий произвольного критерия. Декомпозиция предназначена для установления взаимосвязанных между собой содержательных элементов некоторой объективной целостности.
Стратификация — это определение слоев (страт) в многослойном явлении, т.е. зависимостей особого вида. В исследовании управления такими стратами могут быть внешняя и внутренняя среда, технические средства и человеческие ресурсы, стратегия и тактика управления и т.д.
Успех использования классификации в исследования определяется ее правилами.
- Правило соразмерности (адекватности). Классификация считается соразмерной тогда, когда сумма членов деления равна делимому множеству. Каждый предмет, принадлежащий делимому множеству, должен войти в один из образованных классов. Нарушение этого правила дает неполное деление и следовательно, искажает представление о предмете исследования.
- Правило внеположенности ( объемной раздельности ) членов деления. Полученные в результате деления классы должны быть представлены внеположенными понятиями, т.е. не должно быть ни одного объекта делимого множества, который одновременно принадлежал бы нескольким членам деления. Ошибки возникают в следствии смешения различных оснований, критериев деления в одной классификационной операции.
- На протяжении определенной классификационной операции, нельзя изменять основание деления, его критерий. Часто происходит подмена критерия в рамках одной и той же классификационной процедуры. Это недопустимо, также как и расплывчатость критерия.
- Основания деления или критерии могут быть не только простые, но и сложные, включающие в себя одновременно несколько параметров исследуемого объекта.
Бывают такие случаи, когда тот или иной признак существует у многих элементов, но у каждого варьируется в разной степени или формах.
Деление по видоизмененному признаку называется дихотомией. Простейший прием дихотомии часто используемой в практике исследований — это рассечение: формальное и неформальное управление, дифференциация и интеграция и пр.
Особым вариантом классификации является типология. Типология — сортировка объектов на основе их подобия некоторому образцу, который является типом, эталоном, или идеальным образом. Здесь каждое явление в большей или меньшей степени приближается к одному из эталонов.
Отличие типологии от классификации в том, что типология допускает существование таких явлений, которые не соответствуют ни одному из выделенных критериев. Типология превосходит классификацию своей универсальностью. Она является первоначальной операцией любых систематизации.
Источник: strategplann.ru
Источники бизнес-идей. Классификация бизнес-проектов
Для человека, который не знает, к какой гавани он направляется, ни один ветер не будет попутным.
Бизнес-проекты классифицируются по следующим основаниям:
- тип проекта — по основным сферам деятельности, в которых существует проект;
- класс проекта — по составу и структуре проекта и его предметной области;
- масштаб проекта — по размерам самого проекта, количеству участников и степени влияния на окружающий мир;
- длительность проекта — по продолжительности периода осуществления проекта;
- сложность проекта — например, по степени финансовой, технической или другой сложности;
- вид проекта — по характеру предметной области проекта.
Тип проекта: технический, организационный, экономический, социальный, смешанный.
Класс проекта: монопроект, мультипроект, мегапроект.
Как следует из названия каждого из трех классов проектов:
- монопроект — это отдельный проект различного типа, вида и масштаба;
- мультипроект — это комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов и требующий применения многопроектного управления;
- мегапроект — целевые программы развития регионов, отраслей и других образований, включающие в свой состав ряд моно- и мультипроектов.
Масштабы проекта: мелкие проекты, средние проекты, крупные проекты, очень крупные проекты.
Это разделение проектов очень условное. Можно масштабы проектов рассматривать в более конкретной форме — межгосударственные, международные, национальные, межрегиональные и региональные, межотраслевые и отраслевые, корпоративные, ведомственные, проекты одного предприятия.
Длительность проекта: краткосрочные (до 3 лет), среднесрочные (от 3 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).
Сложность проекта: простые, сложные, очень сложные.
Вид инвестиционных проектов: инновационный и организационный, научно-исследовательский, учебно-образовательный, смешанные.
Преобладающее большинство бизнес-проектов носит инвестиционный (затратный) характер. Величина инвестиций, необходимых для осуществления бизнес-проекта, зависит от всех перечисленных оснований их классификации и, прежде всего, от масштаба, длительности и сложности проекта.
К инвестиционным проектам обычно относят проекты, в которых главной целью является вложение средств в различные виды бизнесов с целью получения прибыли.
В этой группе бизнес-проектов выделяют инновационные проекты, к которым относят систему различных нововведений, обеспечивающих непрерывное развитие организационно-экономических систем.
Схема классификации инвестиционных проектов приведена на рис. 5.1.
Рис. 5.1. Схема классификации инвестиционных бизнес-проектов
Новая идея — самый дешевый ресурс и самый большой дефицит. Без идеи предпринимательство существовать не может. В основе любого предпринимательства лежит какая-нибудь идея. Одна хорошая идея может определить профессиональную деятельность предпринимателя и многих людей, связанных с ним работой, на всю жизнь.
Источником формирования новых предпринимательских идей обычно понимают:
- потребители;
- конкуренты;
- товарный рынок;
- достижения науки и техники;
- новые возможности применения уже производимого товара или продукта;
- письма с жалобами;
- мнения работников отделов сбыта и торговых представителей;
- не осознанные потребителем, но угаданные предпринимателем;
- публикации федерального правительства и новые законы;
- научные исследования и опытно-конструкторские разработки.
И, конечно, многие другие, лежащие на поверхности, схваченные на лету, или там, где копнули поглубже. Они могут не отличаться новизной. Они могут быть гениальными и мизерными. Для каждой идеи — свой потребительский рынок.
Предпринимательская идея — это идея, основанная на инновации, нововведении, ноу-хау, т.е. направленная на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, организационных форм и т.д. Различают социально-экономические, организационно-управленческие, технико-технологические инновации.
Примеры инноваций можно найти в любой области человеческой деятельности.
Первый ресторан быстрого обслуживания — в основном для автомобилистов — создали в начале 1950-х гг. братья Макдональдс (McDonald’s) из города Сан-Бернардино, штат Калифорния (США). Это им пришла в голову идея конвейерной линии, названная «системой скоростного обслуживания», и меню из очень ограниченного количества блюд: подача дешевых гамбургеров, жареной картошки, молочных коктейлей.
Несколько лет спустя предприниматель Рэй Крок усовершенствовал систему скоростного обслуживания, унифицировал ее, сделал более жесткой. Была разработана бригадная организация труда, каждый служащий был одет в белую униформу и выполнял только одну операцию. Женщин на работу не брали, опасаясь, что их присутствие нарушит почти военную дисциплину. Только в 1968 г. такая несправедливость была отменена: женщин стали принимать на работу, но. только непривлекательных.
Фирма тратила огромные деньги на совершенствование своего дела, и дело того стоило. Например, только на секрет обжарки картофеля израсходовали более трех миллионов долларов.
Прошли годы, и посетителей перестало устраивать однообразное меню — каждый день одно и то же. Нужны были новые идеи. Тогда Крок, не отходя от принципов быстрого обслуживания, стал расширять ассортимент блюд, в меню появились шоколадные пирожные с орехами, слоеный пирог с клубникой, кекс по пятнадцать центов за штуку, гамбургеры без мяса — с сыром и ананасом, и др. Все новшества потерпели провал.
Однажды один из первых франчайзеров (от » франчайзинг » — гибридная форма крупного и мелкого предпринимательства), Джим Деллигатти, владевший дюжиной торговых точек в Питсбурге и пригородах, предложил, буквально навязал Кроку идею внедрить двухэтажный гамбургер со «специальным» соусом и всякими добавками. Правда, идею, как сообщает Дж. Минго, рассказывая всю эту историю, Джим «бесстыдно украл в системе ресторанов «Биг Бой». Как бы там ни было, но в 1967 г. в столовых появился пробный образец, ставшего впоследствии знаменитым во всем мире, «Биг Мака».
Не прошло и двух месяцев, как «Биг Мак» увеличил объем продаж «Макдональдс» на 12%, без труда конкурируя с поднадоевшими булочками, продажа которых продолжалась на тех же улицах. «Макдональдс» испытал «Биг Мак» в целой сети столовых — объем продаж возрос более чем на 10%. Реклама (о ней мы расскажем позже) повысила продажу «Биг Мака» на 25%. Идею подхватили в южных штатах. В 1968 г. «Биг Мак» вышел на общенациональный уровень.
Хорошо, если предпринимательская идея подкреплена информацией о самом-самом новом в той деятельности, какой посвящена эта идея. Ведь не на пустом же месте она возникла. Здесь речь идет о ноу-хау (от англ. know-how — умение, знание дела, секреты производства), т.е. об информационных материалах, технических знаниях и практическим опыте технического, организационного, коммерческого, финансового, управленческого и другого характера, имеющих коммерческую ценность, способные обеспечить рентабельность производства.
Суть применения ноу-хау при обосновании идеи в предпринимательской деятельности состоит в том, чтобы показать, как реализуется та или другая разработка — осваиваются новое изделие, технология, оборудование, управленческая форма и т.п.
Ноу-хау может содержать информацию о незапатентованном новшестве, а может раскрывать порядок и организацию использования запатентованного новшества и быть важным к нему дополнением, обеспечивающим быструю его реализацию в производстве и полное освоение.
Одним из основных признаков ноу-хау является конфиденциальность , индивидуальная направленность и секретность этой информации. Как правило, передача ноу-хау сопровождается консультационными услугами со стороны авторов этой информации.
Способность целых отраслей производить так называемую наукоемкую продукцию (т. е. включающую большие затраты на интеллектуальный продукт — приобретение патента, научные разработки, опытно-конструкторские и проектные работы), отвечающую требованиям мирового рынка — это уже не только инновация , но мощный инновационный потенциал . Инновационный потенциал включает в себя научные, проектные и конструкторские разработки, мощности экспериментальных услуг, связанные с подготовкой нового производства, инструмент и оснастку для проведения наукоемких операций, средства технологического контроля и многое другое.
Начинающий предприниматель, и тем более предприниматель опытный, затевающий новое дело, новый бизнес, должны обладать прежде всего чутьем, воспринимающим перспективную идею. Собственно говоря, наличие реальной предпринимательской идеи специалисты считают основным фактором предпринимательской деятельности. Но только — реальной идеи. А распознать такую идею бывает непросто.
Гениальный изобретатель и преуспевающий предприниматель Эдисон не поверил в телеграфную связь через океан, но потом признал, что был не прав, скептически отнесся к кинематографу, для изобретения которого сам же немало сделал.
Марк Твен то и дело финансировал различные изобретения, например, паровой двигатель, морской телеграф, типографские машины. Зная это, однажды ему предложили основной пакет акций компании А. Белла, изобретателя телефонной связи. Предложение могло принести ему целое состояние, но он не поверил в идею, вернее, не понял. Зато поверил в безнадежное дело с одним своим родственником. И лишился буквально всего.
Марку Твену предпринимательские ошибки простительны, он достиг успеха кое в чем другом. Но подобное неверие в гениальную идею свойственно и профессиональным бизнесменам. Когда тот же Александр Грэхем Белл предложил все права на изобретенный им телефон компании «Вестерн Юнион», причем всего за 100 000 долларов, президент компании Карл Ортон отказался, сказав: «Какая польза нашей фирме от вашей электрической игрушки?».
Основатель IBM Томас Дж. Ватсон был убежден, что его фирма сможет продать на мировом рынке штук пять компьютеров, не больше.
Президент Центральной железнодорожной компании Нью-Йорка Чонси Депью отговаривал своего племянника от вложения денег в новую компанию Генри Форда. Он говорил: «Ничто не может сравниться с коляской, запряженной лошадью».
Предпринимательская идея — это интуиция профессионала, способного схватить идею на лету, а потом развить ее, или раскрутить, как говорят сегодня в шоу-бизнесе. Но на научном языке предпринимательская идея — это отражение в сознании предпринимателя присущего потребителю желания (может быть даже еще не осознанного) иметь тот товар , который будет произведен предпринимателем. Иными словами, это продуманное, проанализированное, просчитанное, четкое представление о том, как потребность потенциального потребителя может быть удовлетворена, путем каких конкретных действий и, разумеется, затрат предпринимателя. Эскизы новой модели автомобиля, которая появится на рынке через два года, уже два года хранятся в сейфе президента автомобильной компании. Моды будущего сезона были изобретены в прошлом сезоне.
При этом есть и общие черты процесса накопления идей, их отбора и сравнительного анализа, так сказать, общая концепция. Накопление идей, которые могли бы (как сначала предпринимателю кажется, а потом подтверждается детальным экономическим анализом) составить предмет его предпринимательской активности. Для продуктивного выполнения принятых идей и намеченных работ необходим движущийся побудительный мотив, т.е. процесс стимулирования предпринимательской команды (или отдельных сотрудников) к деятельности, направленной на достижение индивидуальных и общих целей предприятия.
Предпринимательская идея имеет существенные особенности, относящиеся одна к начинающему, другая — к функционирующему предпринимателю:
- к начинающему: без наличия конкретной идеи предпринимательская деятельность невозможна;
- к функционирующему: нельзя избежать процесса накопления, отбора и сравнительного анализа предпринимательских идей.
Понятно, что у каждого предпринимателя своя собственная линия профессионального поведения, как своя голова на плечах. Тем не менее есть и общие черты процесса накопления, отбора и сравнительного анализа идей.
Накопление — это результат осмысления окружающей действительности: рыночной ситуации, поведения потребителей, научных прогнозов, уровня развития техники и технологии.
Отбор конкретных идей из накопленного отбора осуществляется по разным критериям, например:
- эффективности идеи (чистая прибыль, время окупаемости затрат и др.);
- ценам (по сравнению с конкурентами или аналогами);
- перспективам завоевания прочного положения на рынке (процент рыночного сегмента);
- длительности подготовительного периода (от начала воплощения предпринимательской идеи до момента передачи потребителю товара, составляющего предмет этой идеи);
- размер и источники требуемого капитала;
- возможности инвестирования капитала;
- степень доступности оборудования, требуемого для организации производства (идеи);
- доступность требуемого сырья в необходимых количествах;
- наличие рабочей силы требуемого профиля и достаточного уровня квалификации.
Источник: intuit.ru
Бизнес-идея и бизнес-план. Поиск и оценка бизнес-идеи
При выборе бизнес-идеи
важно учитывать:
Уникальность.
Это не обязательно использование новой
идеи. Это, скорее, умение вовремя и в
нужном месте применить интересную
идею. Она может быть не новая для
рынка в целом, но в данной рыночной
нише являться оригинальной.
NN
6.
При выборе бизнес-идеи
важно учитывать:
Стоимость реализации.
Оцените ваши финансовые возможности на
начальный момент реализации бизнес-идеи,
стоимость и возможность привлечения
заемного капитала, способы и сроки его
возврата кредиторам. Здесь же учитывайте
имеющиеся или необходимые ресурсы:
помещения, оборудование, рабочая сила.
7.
При выборе бизнес-идеи
важно учитывать:
Свою компетентность.
Ваши сильные стороны должны помогать
бизнесу, а слабые – не мешать ему. Заниматься
лучше тем, в чем вы хорошо разбираетесь, что
вы умеете и что вам интересно. В этом случае
вас труднее обмануть, меньше затрат на
консультации и дополнительный персонал.
8.
При выборе бизнес-идеи
важно учитывать:
Рыночные потребности и возможности.
Необходимо понять, что конкретно нужно
потребителям и насколько ваши товары/услуги их
удовлетворят. Подумайте, что хотят потребители,
но не могут приобрести из-за высокой цены или
из-за отсутствия предложений на рынке. Узнайте,
сколько
зарабатывает
ваш
клиент,
его
предпочтения и фобии. Оцените емкость рынка и
перспективы развития.
9.
При выборе бизнес-идеи
важно учитывать:
Конкурентов.
Важно учитывать сильные и слабые стороны
прямых и косвенных конкурентов, желательно
не копировать их идей, а стараться внедрить
что-то новое. Демпинг – не лучший выход
(разве что у вас есть уникальная технология,
оптимизирующая затраты). Думайте шире,
модифицируйте готовые идеи.
10.
Источники идей
для бизнеса
• сам придумал;
• увидел/услышал;
• подсказали/предложили.
11.
12.
13.
14.
Методы
генерирования идей
1. Мозговой
штурм
Первый в мире и уже ставший классикой метод. Автор Алекс Осборн. Группа людей активно предлагает
различные идеи, участники группы пытаются их развить,
тут же анализируют их, выявляя недостатки и
преимущества. Мозговой штурм позволяет за короткое
время сгенерировать большое количество идей, которые
в дальнейшем подвергаются оценке.
o
принимаются все, даже безумные и
фантастические идеи;
o
идеи можно комбинировать, улучшать, дополнять.
15.
2.Шесть шляп мышления
Продвинутая версия классического мозгового штурма. Автор — Эдвард де
Боно. Он имеет игровую форму, позволяет посмотреть на задачу с разных
сторон и улучшает внутрикомандное взаимодействие.
Синяя шляпа – ее примеряет только один участник – модератор. Он формулирует цель,
следит за правильным использованием всех шляп и подводит итоги.
Белая шляпа – отвечает за аналитическое осмысление проблемы. Участники обсуждают
существующие факты, ищут недостающую информацию.
Красная шляпа – дает возможность высказать эмоциональное отношение к проблеме и
возможным вариантам ее решения, а также позволяет включить интуицию.
Черная шляпа – предполагает пессимистический взгляд на обсуждаемую задачу.
Участники обсуждают ее негативные стороны и последствия, критикуют существующие
варианты выхода из положения.
Желтая шляпа – отвечает за оптимистическую сторону проблемы. Необходимо найти
выгоду (даже если она неочевидная), выявить скрытые полезные ресурсы и возможности.
Зеленая шляпа – в этом режиме предполагается собственно генерирование идей и поиск
новых, нестандартных методов решения задачи.
NN
16.
17.
3. Ментальные карты
Автор — Тони Бьюзен. В его теории делается упор на то, что креативный
процесс тесно связан с памятью человека, поэтому развивать надо именно
память.
Ментальные карты – метод, направленный на визуализацию связей и
активизацию ассоциативного мышления. Он позволяет лучше охватывать всю
картину изучаемого вопроса и активизирует творческое мышление благодаря
использованию графики. Создание такой «карты» помогает придумывать
новые ассоциации, а сам образ «карты» гораздо лучше запоминается.
Как это делается?
Нарисуйте (или напишите) образ проблемы в центре. На ветках, которые от
него будут отходить – записывайте свои идеи. Включайте ассоциативное
мышление, постепенно разворачивайте каждую ветку на более мелкие – это
позволит вам детально проработать каждую новую мысль. Используйте
рисунки, делайте карту разноцветной – для большей наглядности и
задействования
образного мышления.
NN
18.
19.
4. Метод синектики
Автор метода — Уильям Гордон. В его теории главный
источник новых идей – это поиск аналогий.
Синектика основана на генерировании идей с помощью
активного использования аналогий. Это достаточно сложный
метод с некоторыми ограничениями. Он предполагает работу
над конкретной задачей, а группа синектиков должна быть
постоянной и пройти соответствующее обучение. Здесь
допускается критика.
20.
Метод синектики
В процессе обсуждения проблемы участники ищут аналогии, которые можно
отнести к 4 классам:
Прямые аналогии – самые очевидные сходства с исследуемым объектом. Обычно
ищутся в других технических или природных объектах. Например, крыло у птицы
и самолета.
Субъективные аналогии – в этом случае креативщик перевоплощается в
исследуемый объект, он должен «прочувствовать», каково это – быть им, оценить
все те аспекты, которые недоступны обычному логическому подходу.
Символические аналогии – предусматривает использование метафор и
необычных определений обычных вещей, поиск парадоксов и конфликтов в
устоявшихся
стереотипах.
Так,
автомобиль
можно
определить
как
«легкопередвигающаяся тяжесть».
Фантастические аналогии – предмет обсуждения и возможности синектиков
мысленно лишаются любых преград со стороны физических законов. Допускается
все, даже использование волшебной палочки. Это позволяет снять ментальные
блоки и полностью раскрепостить творческий потенциал.
21.
5. Методика SCAMPER
Если предыдущие техники позволяли максимально
раскрепостить мышление, то SCAMPER задает ему
определенное направление. Это позволяет выдать
результат именно в тех случаях, когда свободное
мышление не работает. В расширенном виде она
представляет собой 60 вопросов и 200 ассоциативных
слов.
22.
SCAMPER представляет собой аббревиатуру, которая обозначает 7 ключевых
слов, стимулирующих креативное мышление:
Substitue (Замещать) – разбейте проблему на компоненты и отдельные процессы
и подумайте, чем можно заменить каждый из них.
Combine (Комбинировать) – объединяйте части проблемы между собой и
внешними предметами (или идеями), чтобы создать нечто новое.
Adapt (Адаптировать) – поразмыслите, как можно по другому использовать уже
имеющиеся ресурсы и возможности для решения проблемы.
Modify/Magnify (Модифицировать/Увеличивать) – ищите, как можно
видоизменить и улучшить существующие идеи или процессы, как можно
поменять их интенсивность или значимость.
Put to other uses (Найти другое применение) – подумайте, для каких еще целей
можно применить вашу идею.
Eliminate (Устранить) – упрощайте проблему, разделяйте ее на части и
отбрасывайте то, чем можно пожертвовать.
Rearrange (Переставлять, изменять порядок) – что будет, если нарушить
последовательность в вашей задаче? Перевернуть ее с ног на голову или
перетасовать ключевые блоки?
23.
6. Обратный мозговой штурм
Ломать – не строить. Именно эта банальная мысль легла в основу метода.
Суть его состоит в том, что вы ищете идеи не как решить данную
проблему, а как вызвать ее, и что можно сделать, чтобы достичь не
нужного эффекта. Это позволяет раскрепостить мозг, сделать процесс
мозгового штурма более легким и приятным.
Как это делается?
Сформулируйте проблему, а затем переверните ее. Скажем, вам нужно
повысить продажи какого-то конкретного продукта. Следовательно, вы
должны думать над тем, как свести их до минимума. После того, как вы
проведете мозговой штурм, вам потребуется вновь перевернуть эти идеи,
чтобы извлечь из них пользу.
24.
7. Метод фокальных объектов
В методе Чарльза Вайтинга объединяются признаки разных объектов в одном
предмете. Случайность и ассоциативное мышление – две вещи, которые
удивительно часто сопровождают великие открытия и великие идеи. Метод
фокальных (или случайных) объектов основан на этих двух явлениях. Он
заключается в мысленном переносе характеристик произвольно выбранных
объектов на предмет рассмотрения.
Как это делается?
Выберите конкретный объект (он и будет назваться фокальным), который
необходимо улучшить (например, внешний аккумулятор – Powerbank).
Произвольно выберите несколько предметов (яблоко, корабль, Яндекс, коробка).
Опишите свойства каждого предмета (например, яблоко – натуральное, сочное;
корабль – военный, подводный; Яндекс – всезнающий; коробка – картонная,
деревянная);
Переносите свойства на фокальный объект, включайте ассоциативное мышление и
выбирайте самые сильные варианты (натуральный – можно сделать стильный
корпус из дерева, военный, подводный – можно сделать его водонепроницаемым и
противоударным, всезнающий – можно добавить удобный индикатор заряда).
25.
8. Метод морфологического ящика
(морфологического анализа)
Предложен Фрицем Цвики. Он построен на разбиении объекта на
составные элементы, для которых указываются различные варианты
исполнения. Все это заносится в таблицу, а затем проводится поиск
новых комбинаций, которые подчас рождают совершенно
неожиданные идеи.
Как это делается?
Выберите предмет (процесс), с которым вы будете работать.
Разбейте его на ключевые элементы.
Придумайте как можно больше различных вариантов для каждого
элемента.
Запишите все это в матричную таблицу.
Ищите в таблице новые комбинации элементов и их вариантов, чтобы
создать нечто новое.
26.
9. «Автобус, кровать, ванна»
Это достаточно нестандартный метод генерирования идей, по сравнению с
вышеописанными. Возможно, вы и сами замечали, что многие хорошие идеи приходят в
самые неожиданные моменты – в душе или во время поездки на работу. Это связано с
тем, что загрузив в свой мозг некую проблему, вы со временем невольно отвлекаетесь
от обдумывания. Но ваше подсознание продолжает работать – и в какой-то момент
выдает то, что называется озарением.
Как это делается?
Определите проблему и проработайте над ней любым из вышеприведенных методов.
Постарайтесь как можно глубже погрузиться в нее, изучите косвенно связанные с нею
вопросы. Оставьте проблему на некоторое время. Просто смените род деятельности –
погуляйте, послушайте музыку и т.д. В конце концов, поспите.
Ждите озарения.
Если предыдущий пункт оказался неудачным – попробуйте снова поработать
классическими методами. Вы будете смотреть на проблему уже более свежим взглядом.
Вариацией этого метода является шоковая терапия. На 2-м этапе вы должны
кардинально сменить привычный распорядок – например, отправиться в небольшое
путешествие или пробежать полумарафон.
27.
10. Метод Уолта Диснея
Уж если кто разбирается в творческом мышлении, так это Уолт Дисней,
который создал одну из крупнейших кинокомпаний мира. Чем-то его метод
напоминает шесть шляп мышления: вам тоже потребуется примерить на себя
разные роли, чтобы выйти за рамки.
Как это делается?
Посмотрите на проблему с трех разных точек зрения. Последовательно
перевоплощайтесь в каждую из ролей:
Мечтатель – придумывайте самые безумные идеи и не ограничивайте себя
ни в чем. Подумайте, каким могло бы быть идеальное решение идеальными
методами.
Реалист – в этой роли вы рассматриваете замыслы Мечтателя с точки зрения
текущих возможностей. Как можно воплотить идею в неидеальном мире.
Ищите конкретные пути, возможности реализации которых уверены.
Критик – пришло время искать все изъяны в вашем плане. Анализируйте свои
идеи, выявляйте слабые места и ошибки.
28.
11. Метод Дельфи
Метод Дельфи представляет собой метод экспертного
оценивания,
основными
его
особенностями
являются
анонимность,
многоуровневость
и
заочность.
Базовой
предпосылкой служит идея о том, что если должным образом
произвести обобщение и обработку индивидуальных оценок
экспертов по поводу конкретной ситуации, можно получить
общее мнение, которое будет обладать максимальной степенью
надёжности и достоверности. Смысл же метода состоит в том,
чтобы при помощи комплекса определённых действий, таких как
мозговые штурмы, интервью и опросы, найти способ
определения верного решения.
29.
12. Непрямые стратегии
Этот метод придумали Брайан Эно и Питер Шмидт.
Для этого метода нужна колода карт с командами,
например, «дай волю злости», «укради решение» и
др. Человек вытаскивает карты и следует указаниям.
30.
13. Расшифровка
Для этого необходимо взять непонятную
надпись на иностранном языке, например
иероглифы. У человека, разгадывающего
надпись, в этот момент могут рождаться в
голове самые разные ассоциации.
31.
14. Ловушка для идей
В этом методе необходимо фиксировать
абсолютно все идеи, можно их
записывать на диктофон или в тетрадь.
А потом при случае возвращаться к ним.
32.
15. Техника квоты идей
Метод основан на утверждении, что человек всегда недооценивает свои
возможности. Скажем, если вы считаете, что можете отжаться 30 раз, то на
самом деле вы способны как минимум на 35. Устанавливая рамки, мы
стимулируем мозг искать выход из положения, тем самым улучшая свои
показатели. Эту технику лучше всего использовать в комбинации с другими
методами.
Как это делается?
Установите для себя минимальное количество идей, которые вы бы хотели
придумывать ежедневно (например, 5 за день).
Каждый день выполняйте свой план.
Если чувствуете, что способны на большее – не останавливайтесь,
продолжайте генерировать идеи.
Со временем повышайте планку.
33.
16. Кроссенс
– мотивирующая к творческой работе и раскрепощающая фантазию
игровая технология.
Сценарий проведения кроссенс-игры:
Доска делится на две равные части. В первом столбике пишем «Случайные
слова». Названные слова фиксируются на доске в произвольном порядке.
Во второй колонке объединить по два слова из «Случайных слов» в бизнесидею. Например, лед + молоко = ледяное молоко или молочный лед;
банан + брезент = парник для бананов, кот + кофе = кафе для домашних
животных и т.п.
Затем выбираются лучшие идеи.
Такую же творческую разминку можно провести среди групп учеников. В этом случае после того, как «случайные слова» на доске
записаны, ученики разбиваются на группы. Каждая группа после короткого мозгового штурма должна придумать и озвучить ту
бизнес-идею, которую она считает наиболее удачной. После этого весь класс выбирает лучшую бизнес-идею с помощью
голосования по следующим правилам: команда не может голосовать за свою идею, каждый студент может голосовать любое
количество раз, результаты голосования фиксируются на доске.
34.
Способы оценки
бизнес-идеи
1. «Продажа» идеи друзьям и знакомым: «правило 10/8/5». Расскажите
идею 10 друзьям или знакомым. Если 8 из них поддержат ее, то идея
стоящая и ее надо развивать. Если вашу идею поддержали менее 5
человек, о ней лучше забыть. От 5 до 8 человек поддержали –
дорабатывайте и снова тестируйте.
Это правило можно модифицировать в проценты «100%/80%/50%» по
аналогии критериев.
2. Оценка эксперта. Важно найти хорошего эксперта – это еще одна задача.
3. Проверка спроса через поисковые системы и соц.сети: с помощью
сервисов по проверке частоты запросов можно оценить востребованность
товарауслуги.
35.
Способы оценки
бизнес-идеи
4. Метод “6F” – в основе 6 слов на английском языке:
Fast (быстро, скоро) — чем быстрее реализуется бизнес-идея, тем
значительнее шансы на ее успешность;
Fine (ясный, понятный) – идея должна быть интуитивно ясной не только
ее автору, но и потенциальным покупателям;
Free (бесплатно, свободно) — предлагается бесплатный продукт для
привлечения внимания клиентов;
Fusion (слияние, коалиция) — какую группу потребителей будет
объединять бизнес-идея;
Facility (возможности, удобства) — возможности клиента от покупки нового
продукта или услуги;
Factory (фабричный, фабрика) — возможность промышленного
производства новых продуктов или услуг.
36.
Метод оценки бизнес-идеи
с помощью теста
Как правило, каждая бизнес-идея имеет свою весомость
различных факторов оценки, порой довольно сильно
отличающихся. Например, для производственных бизнесов
одним из самых решающих факторов будет именно фактор
реальности производства продукта, стоимости его
производства, а для продающего бизнеса этот фактор не
имеет практического значения. Поэтому для теста
выбирают общие, наиболее характерные факторы оценки.
Проще всего тест представлять в виде таблицы
Источник: ppt-online.org