Одна из старейших бизнес-моделей — находить новые технологии и с их помощью подрывать традиционные предприятия, внедрять инновации и создавать новые источники богатств. Герои нашей последней книги — посредники, которые соединяют различные группы своих клиентов (например, водителей и пассажиров, как в случае с Uber) и помогают им договариваться друг с другом. Платформы, которыми они управляют, предлагают участникам простой и эффективный способ взаимодействия и ведения дел.
В отличие от традиционных бизнес-моделей, посредникам не нужно закупать сырье, производить продукцию, а затем ее распространять. Вместо этого они привлекают к своим платформам участников, а затем сводят их с другими. Можно сказать, что эти люди — это и есть «сырье», из которого они производят свои посреднические услуги.
Современная экономика во многом носит посреднический характер. Мало кто до конца осознает, насколько глубоко это явление проникло в нашу жизнь.
Три из пяти крупнейших мировых компаний — Apple, Google и Microsoft — зарабатывают значительную долю своей прибыли, соединяя самых разных игроков. Например, в случае Apple это разработчики приложений и пользователи. Подобным же образом обстоит дело и с семью самыми ценными «единорогами» — стартапами, стоимостью более $1 млрд., такими как Uber, Airbnb и Flipkart. Не отстают от них и многие другие компании, прошедшие IPO за последние десять лет. Среди них и Visa, соединяющая держателей кредитных карт и продавцов, и Facebook*, котрая помогает найти друзей, рекламодателей и разработчиков.
И дело не ограничивается лишь этими гигантскими корпорациями. Westfield Malls владеет торговыми центрами, которые помогают магазинам и простым покупателям взаимодействовать друг с другом. Этот же принцип используют и многочисленные СМИ, охотящиеся за количеством просмотров, чтобы продать их рекламодателям.
На самом деле, если задуматься, то и вы, скорее всего, несколько раз в день сталкиваетесь с многочисленными посредниками. К ним относится и операционная система вашего телефона, и электронная биржа, и сайт знакомств.
Фирмы, которые сводят работников с простыми потребителями (пожалуй, самое модное сейчас направление бизнеса), также являются посредниками. Такие компании связывают, например, сиделок и семьи, нуждающиеся в их помощи. Экономика совместного потребления предлагает неиспользуемые мощности (например, те же автомобили) людям, которые хотят их арендовать.
Все посредники играют по схожим правилам, которые, впрочем, заметно отличаются от принципов работы традиционных предприятий.
В чем же заключается главная проблема, стоящая перед такого рода компаниями? Дело в том, что им чрезвычайно сложно набрать критическую массу пользователей той или иной группы игроков, если их платформа не в состоянии обеспечить незамедлительный доступ этих агентов к другим группам пользователей.
Так, в начале своей деятельности OpenTable испытывала трудности с привлечением ресторанов в свою сеть, поскольку на платформе было слишком мало потенциальных клиентов, а те, в свою очередь, не спешили присоединиться к OpenTable в связи с ограниченным выбором заведений. Для того чтобы набрать достаточное количество ресторанов и клиентов, компании потребовалось ни много ни мало шесть лет и десятки миллионов долларов инвестиций. А речь идет всего-то о двух городах — Сан-Франциско и Чикаго. Увы, большинство платформ не могут похвастаться инвесторами, обладающими столь ангельским терпением, поэтому они просто-напросто лопаются после нескольких неудачных попыток достичь необходимой им критической массы. Таковой была судьба сотен бирж в сегменте B2B, приказавших долго жить в начале двухтысячных.
Многие успешные посредники позволяют себе нарушать правила ценообразования, известные даже экономистам-первокурсникам. Они продают свои услуги одной из групп пользователей дешевле их реальной себестоимости, а то и вовсе предлагают их бесплатно или даже дополнительно дарят своим клиентам подарки. Индексирование, которое осуществляет Google, — функция бесценная для веб-сайтов, тем не менее поисковый гигант не просит за эту услугу ни цента. Впрочем, и физические платформы часто придерживаются той же стратегии. Например, торговые центры не берут денег с посетителей и иногда предлагают им бесплатные развлечения.
Источник: big-i.ru
Что такое платформенная бизнес-модель?
Платформенная бизнес-модель — это бизнес-модель, при которой ценность создается путем организации взаимодействия между всеми участниками платформы.
Например, Facebook, Uber, или Alibaba не создают напрямую товаров или продукции, как это делает традиционный бизнес. Платформенный бизнес не владеет средствами производства — вместо этого он создает средства взаимодействия.
Для того, чтобы наладить взаимодействия между участниками, в рамках платформ создаются большие и масштабируемые сообщества пользователей.
Успешные платформы облегчают взаимодействие между участниками с помощью снижения стоимости транзакции между ними и воплощенных в жизнь инновационных решений.
Однако важно помнить, что платформа — это прежде всего бизнес-модель, а не просто часть технологии. Множество людей допускают ошибку, полагая, что платформа — это мобильное приложение или сайт. Тогда как на самом деле платформа является не программным обеспечением, а бизнес-моделью, при которой ценность создается при помощи объединения потребителей и производителей.
Многие компании, работающие в сегменте Saas (software as a service, программное обеспечение, как услуга), называют свои программные продукты “платформами”, что не является корректным и служит не более чем маркетинговым инструментом. Так, большинство подобных компаний работают по линейной бизнес-модели.
В общем смысле, компании, работающие по линейной бизнес-модели, создают ценность в виде продуктов или услуг, которые затем реализуются по их цепочке поставок.
К примерам линейных компаний можно отнести производителей автомобилей — General Motors, контента — HBO, продуктов питания — Nestle, ритейлеров — Walmart.
В линейной модели, масштабирование возможно только в результате инвестиций и наращивания внутренних ресурсов компании. Платформенный подход предполагает масштабирование за счет роста внешней сети участников.
Платформенная модель существует столько, сколько и человеческая цивилизация. Ее первыми образцами можно считать рынки и базары древности.
Источник: www.platformic.ru