ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / ПУБЛИЧНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ACTIVITY / STATE REGULATION / STATE REGULATION OF ECONOMY / STATE REGULATION OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITIES / BUSINESSES / ENTREPRENEURS / PUBLIC INTERESTS
Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тимофеева Татьяна Федоровна, Зиновьева Лариса Геннадьевна
Статья посвящена исследованию понятий « государственное регулирование », « государственное регулирование экономики », « государственное регулирование предпринимательской деятельности ». Выделены основные направления развития предпринимательской деятельности , рассмотрены цели, правовые средства и функции государственного регулирования предпринимательской деятельности , обозначены распространенные виды государственного регулирования предпринимательской деятельности и выявлены существенные недостатки в государственном регулировании предпринимательской деятельности .
Вопросы-Ответы GMP/GDP 19.05.2023
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Тимофеева Татьяна Федоровна, Зиновьева Лариса Геннадьевна
К вопросу о нормативном регулировании предпринимательской деятельности
Эффективность государственного регулирования предпринимательской деятельности и эффективность предпринимательской деятельности: соотношение понятий
Государственное регулирование предпринимательской деятельности в сфере оказания транспортных услуг
Соотношение публичных и частных интересов при правовом регулировании предпринимательской и иной экономической деятельности
Цели и функции правового регулирования как основа системы принципов предпринимательской деятельности
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
STATE REGULATION OF BUSINESS ACTIVITIES
The article is devoted to research of the concepts « state regulation », « state regulation of economy», « state regulation of business activity ». The main directions of development of business activity are determined, the purposes, legal means and functions of state regulation of business activity are considered, widespread types of state regulation of business activity are designated and essential shortcomings of state regulation of business activity are revealed.
Текст научной работы на тему «Государственное регулирование предпринимательской деятельности»
гли отличаться друг от друга своими индивидуальными особенностями, но как судьи, сами того не замечая, представляли нечто целое, нераздельное и близкое как по своей слабости в качестве юристов, так и по своему единственному, но общему достоинству, заключающемуся в бескорыстном и честном отношении к делу» [4, с. 132]. Кроме того, сталкиваясь по долгу службы с невежеством и элементарной безграмотностью населения, они принимали заметное участие в распространении образования, возлагая на себя дополнительные обязанности членов училищных советов, занимались распространением и улучшением школьного дела.
Уголовный закон в эпоху киберреальности: потенциал ответа на новые вызовы
Не случайно в начале XX столетия, после двадцатилетнего перерыва, вновь была сделана попытка возродить институт мировых судей, правовое положение которого новый проект стремился определить, по возможности сохраняя нормы Судебных уставов 20 ноября 1864 г. Но, к сожалению, война и революционные события помешали реализации данных планов. Вновь возродить мировую юстицию удалось в ходе судебной реформы начала 1990-х гг., и она прочно вошла в современную судебную систему России.
1. Алабин П.В. Двадцатипятилетие Самары как губернского города. Самара, 1877. 87 с.
2. Государственный архив Пензенской области (ГАПО). Ф. 5. Оп. 1 (Канцелярия Пензенского губернатора). Д. 4703, 4706, 4709, 4710.
3. Котляров С.Б. Судебная реформа 1864 г.: взаимодействие суда с местными органами государственной власти и самоуправления // Судебная реформа 1864 г.: история и современность: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Саранск, 2014. С. 24-26.
4. Назарьев В.Н. Современная глушь. Из воспоминаний мирового судьи // Вестник Европы. 1872. Кн.
3. С. 131-181.
5. Пензенские губернские ведомости. 1868. 13 нояб.
6. Попова А.Д. Правда и милость да царствует в судах (Из истории реализации судебной реформы 1864 г.). Рязань, 2002. 312 с.
7. Симбирские губернские ведомости. 1869. 4 янв., 29 апр.
8. Учреждение судебных установлений // Российское законодательство Х-ХХ вв. Т. 8. Судебная реформа. М., 1991. 496 с.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Т.Ф. Тимофеева, Л.Г. Зиновьева
Статья посвящена исследованию понятий «государственное регулирование», «государственное регулирование экономики», «государственное регулирование предпринимательской деятельности». Выделены основные направления развития предпринимательской деятельности, рассмотрены цели, правовые средства и функции государственного регулирования предпринимательской деятельности, обозначены распространенные виды государственного регулирования предпринимательской деятельности и выявлены существенные недостатки в государственном регулировании предпринимательской деятельности.
Ключевые слова: деятельность; государственное регулирование; государственное регулирование экономики; государственное регулирование предпринимательской деятельности; предприниматели; публичные интересы.
T.F. Timofeeva, L.G. Zinovyeva. STATE REGULATION OF BUSINESS ACTIVITIES
The article is devoted to research of the concepts «state regulation», «state regulation of economy»,
«state regulation of business activity». The main directions of development of business activity are determined, the purposes, legal means and functions of state regulation of business activity are considered, widespread types of state regulation of business activity are designated and essential shortcomings of state regulation of business activity are revealed.
Keywords: activity; state regulation; state regulation of economy; state regulation of entrepreneurial activities; businesses; entrepreneurs; public interests.
Действующее законодательство Российской Федерации не дает понятия «государственное регулирование». Несмотря на столь немаловажный факт, лишь в нескольких отраслях государственного регулирования делаются попытки формирования данного понятия. Но несмотря на отсутствие определения «государственное регулирование» в законодательных документах, в экономической и юридической литературе существует множество вариаций. Само понятие государственного регулирования в большинстве случаев рассматривается через категорию «деятельность».
Государственное регулирование экономики В.П. Орешин определяет как деятельность органов государственной власти для достижения общественно значимых результатов через воздействие на процесс общественного производства. При этом основной деятельностью государства и его органов в сфере государственного управления является упорядочение рыночной экономики. К.Ю.
Тотьев акцентирует свое внимание на целях государственного регулирования и предполагает, что «государственное регулирование экономики — это нормативная, индивидуально-регулятивная и организационная деятельность государства в лице уполномоченных органов, воздействующая на рыночный процесс с целью защиты публичных интересов». Немаловажно также отметить, что защита публичных интересов является важной задачей, но в то же время не следует обходить своим вниманием защиту личных интересов: сочетание личных и публичных интересов способствует достижению основных целей государственного управления.
По мнению И.Н. Герчикова, государственное регулирование экономики представляет собой систему уполномоченных мер в рамках социально-экономической системы, основной целью которых является обеспечение устойчивого экономического роста и постоянства экономики. Регулирование как определенный вид деятельности при этом не учитывается [1].
Совершенно справедливо А.П. Алехин определяет государственное регулирование как предписание государством правил поведения участников общественных отношений и их корректировку в зависимости от изменяющихся условий. Существенным недостатком этого
определения является то, что автор акцентуирует свое внимание только на правовую сторону государственного регулирования, в силу чего не раскрывает его в полной мере, так как оно не ограничивается правом [2].
А.Б. Борисов понимает государственное регулирование как воздействие государства в лице государственных органов на экономические объекты, процессы и участвующих в них лиц. При этом государственное регулирование осуществляется для придания процессам организованного характера, для упорядочения действий экономических субъектов, обеспечения соблюдения законов, отстаивания государственных и общественных интересов.
Под государственным регулированием предпринимательской деятельности, по мнению Е.Н. Катанаева, следует понимать контролируемую деятельность государства в лице уполномоченных органов, направленную на урегулирование экономических отношений в сфере предпринимательства с целью защиты частных и публичных интересов участников предпринимательской деятельности.
Согласно теоретическим взглядам В.Н. Васина, под государственным регулированием предпринимательской деятельности понимается воздействие государства при помощи нормативно-правовых актов, правовых актов индивидуального регулирования, организации контроля за соблюдением требования законодательства к предпринимателям и применение мер ответственности и стимулирования к нарушениям этих требований. А само государственное регулирование рассматривается как более широкое понятие, чем управленческая деятельность органов исполнительной власти, так как требования, предъявляемые к предпринимателям, содержатся, прежде всего, в законах [7].
По мнению Г.А. Семягиной, под государственным регулированием предпринимательской деятельности необходимо понимать деятельность государства в лице его органов, основной деятельностью которых является реализация государственной политики в сфере осуществления предпринимательской деятельности [6].
Сама по себе предпринимательская деятельность нуждается в государственном регулировании для создания наилучших условий, реализации, развития предпринимательства [3], а
также для обеспечения реализации публичных интересов общества, что способствует выделению основных направлений государственного регулирования предпринимательской деятельности:
1) создание условий развитого функционирования рынка: определение формы собственности хозяйствующих субъектов и правил управления, создание механизма обеспечения исполнения хозяйственных договоров, защита прав и интересов потребителей, установление мер и стандартов, предупреждение споров;
2) стратегическое планирование научно-технического прогресса и науки;
3) решение макроэкономических проблем: пропорциональность развития экономики; темпы экономического роста; объем национального производства; внешнеэкономические связи страны; социальная защита населения и уровень занятости [8].
Государственное регулирование предпринимательской деятельности затрагивает интересы как граждан, так и непосредственно хозяйствующих субъектов, что предполагает при этом формы экономического взаимодействия, выражающиеся как в положительном, так и в отрицательном воздействии [4].
С экономической точки зрения предпринимательство играет огромную роль в развитии экономики страны, что способствует непосредственному контролю предпринимательской деятельности со стороны государства. Практическая реализация государственного регулирования представляет собой применение всех ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной.
Предпринимателям зачастую выгодно участие государства в регулировании предпринимательской среды, так как государство создает равные условия для развития и стабилизации предпринимательской деятельности, но выгода сопровождается, только если предприниматель ведет честную игру по отношению к государству.
Целью государственного регулирования предпринимательской деятельности является создание благоприятных условий для развития экономики и функционирования предпринимательской деятельности. Государственное регулирование предпринимательства ставит следующие задачи: защита прав предпринимателей; развитие и поддержка малого предпринимательства; поддержка конкуренции; защита здоровья и жизни граждан; обеспечение занятости населения; стабилизация экономического цикла; охрана окружающей среды и др. Правительст-
во ставит перед собой собственные цели и задачи, исходя из экономической ситуации на каждом конкретном этапе развития. При этом цели и задачи государственного регулирования постоянно подвержены изменениям, при том что механизм регулирования достаточно хорошо известен, хотя и имеет значительные особенности в каждой отдельно взятой стране [3]. Основной функцией государственного управления является прогнозирование экономически нежелательных ситуаций и их предотвращение; обеспечение и контроль для выполнения ограничений и нормативов; финансовое и материально-техническое обеспечение общенациональных проектов.
На современном этапе развития предпринимательской деятельности распространены следующие виды государственного регулирования предпринимательства:
1. В зависимости от уровня регулирования: на территории РФ; на территории региона.
2. В зависимости от отношений между хозяйствующими субъектами и государством и формы собственности: общеправовое регулирование; регулирование в государственном секторе экономики.
3. В зависимости от способа воздействия на поведение хозяйствующих субъектов: прямое и косвенное.
4. В зависимости от способа установления правовой связи между государством и предпринимателем: воздействие через правосубъектность; воздействие в рамках конкретного правоотношения.
Правовые средства государственного регулирования делятся на общие средства регулирования (нормы права, правоотношения, применение юридических конструкций) и специальные средства (требования, устанавливающие количественные измерители деятельности предпринимателя: нормы, нормативы (нормативы достаточности собственных средств у лицензиата, минимальный размер уставного капитала); лимиты (лимит выбросов, размер ставок пошлин, налогов, размер учетной ставки); коэффициенты понижающие и повышающие, применяемые при государственном регулировании цен; квоты — количественные ограничители на импорт или на экспорт отдельных видов товаров; резервы (минимальный размер резервов, создаваемых под риски кредитных организаций, устанавливаемый Центральным банком Российской Федерации); предельно допустимые суммы — повышение цен; в расчетах наличными деньгами юридическим лицам и прочие количественные ограничители и требования.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что государственное регулирование предпринимательской деятельности является основой для развития и стабилизации предпринимательской деятельности и экономической ситуации в Российской Федерации [5].
Однако, к сожалению, на современном этапе развития и стабилизации государственного регулирования предпринимательской деятельности значительным недостатком является отсутствие законодательного понимания государственного регулирования, государственного регулирования экономики и государственного регулирования предпринимательской деятельности, что способствует дисгармонизации государственной политики и экономики страны в целом. Необходимо также учитывать, что стандартизация понятий «государственное регулирование», «государственное регулирование экономики» и «государственное регулирование предпринимательской деятельности» является основой формирования государственной политики как в стране, так и за ее пределами [7].
1. Ефимцева Т.В. Основы предпринимательского права: учебник. Рязань: Концепция, 2014. 460 с.
2. Иванова Е.В. Предпринимательское право: учебник для СПО. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2016. 269 с.
3. Каминка А.И. Основы предпринимательского права. М.: Зерцало, 2013. 317 с.
4. Основы предпринимательской деятельности: учеб. пособие / Е.Е. Ермолаев [и др.]. Самара: Самарский гос. архитектурно-строительный ун-т, ЭБС АСВ, 2012. 242 с.
5. Предпринимательское право: учебник / отв. ред. д-р юрид. наук, проф. Г.Ф. Ручкина. М.: Высшее образование; Юрайт, 2009. 892 с.
6. Предпринимательское право: учебник для академического бакалавриата / под ред. Н.И. Ко-сяковой. М.: Юрайт, 2016. 402 с.
7. Предпринимательство: учебник / А.Н. Романов [и др.]. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 700 с.
8. Чеберко Е.Ф. Основы предпринимательской деятельности. История предпринимательства: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2016. 420 с.
СТАНДАРТ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (на примере Чувашской Республики) Т.Ф. Тимофеева, В.В. Тимофеев
Статья посвящена исследованию стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации (на примере Чувашской Республики) и направлена на совершенствование законодательства в сфере конкурентных отношений.
Ключевые слова: конкуренция; Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации; хозяйствующие субъекты; уполномоченный орган; коллегиальный орган; инвестиционный климат; общественные организации.
Источник: cyberleninka.ru
Глава 4. Государственное регулирование и контроль в сфере предпринимательской деятельности
государственного регулирования предпринимательской деятельности В любой современной правовой системе существует необходимость государственного воздействия на экономику. Необходимость государственного воздействия на экономику в условиях рынка определяется как минимум следующими задачами, связанными с охраной публичных интересов: а) обеспечения государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии; б) формирования государственного бюджета; в) защиты окружающей среды и пользования природными ресурсами; г) обеспечения занятости населения; д) обеспечения обороноспособности и безопасности страны; е) реализации свободы предпринимательства и конкуренции, защиты от монополизма; ж) соблюдения правопорядка во внешнеэкономической деятельности предпринимателей и иностранного инвестирования <1>. ——————————— <1>Мартемьянов В.С.
Хозяйственное право. М., 1994. Т. 1. С. 190. Как видно из этого перечня причин (оснований) государственного воздействия на предпринимательскую деятельность, они лежат в сфере публичных интересов государства и общества. Среди них основания: экологические, экономические, социальные, политические, юридические.
Частный интерес в условиях рынка защищается на путях правосудия, а также в порядке административного производства в той мере, в какой он сочетается с публичным. Например, при дискредитации конкурента путем распространения ложных сведений о нем интересы потерпевшего, требующего от Федеральной антимонопольной службы (ее территориального подразделения) вынести предписание, обязывающее недобросовестного конкурента прекратить нарушение прав потерпевшего, сочетаются с интересами государства, которое приняло на себя обязательство (гарантию) обеспечить поддержку добросовестной конкуренции (ч.
1 ст. 8 Конституции РФ). Пределы государственного вмешательства в экономику должны быть таковы, чтобы сохранялся интерес к легитимному предпринимательству, экономика не уходила в тень, капиталы оставались в стране, а не вывозились из нее.
Для этого стране нужна грамотная, научно обоснованная экономическая политика, которая и должна реализовываться путем государственного регулирования предпринимательской деятельности. Государственное воздействие на экономику можно определить как целенаправленную деятельность государства (его органов), осуществляемую в правовой форме, в которой реализуется экономическая политика государства.
Государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой воздействие государства на нее путем принятия нормативно-правовых актов, правовых актов индивидуального регулирования, организации контроля за соблюдением требований законодательства к предпринимателям и применения мер стимулирования и ответственности к нарушителям этих требований. Государственное регулирование — более широкое понятие, чем управленческая деятельность органов исполнительной власти.
Ведь требования, предъявляемые к предпринимателям, содержатся прежде всего в законах, а не подзаконных нормативных правовых актах. Подзаконные акты могут содержать такие требования, если законом органу исполнительной власти делегировано право принимать соответствующие нормативно-правовые акты.
Например, федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг предоставлено законом право устанавливать обязательные для профессиональных участников рынка ценных бумаг (за исключением кредитных организаций) нормативы достаточности собственных средств и иные требования, направленные на снижение рисков этой деятельности, на исключение конфликтов интересов (ст. 44 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).
Государственное регулирование в целом представляет собой практическую реализацию всех ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной <1>. ——————————— <1>Мы согласны с критикой точки зрения о том, что и государственное управление, и государственное регулирование — лишь обобщенные варианты практической реализации исполнительной власти. Именно так считают авторы учебника «Административное право РФ» А.П.
Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов (М., 1996. С. 21). Критическую оценку этой точки зрения см: Предпринимательское право: Учебник / Под ред. Е.П. Губина, П.Г.
Лахно. М., 2003. С. 399. Правовыми формами государственного воздействия на экономику являются нормативно-правовые акты (регулируют поведение неопределенного круга лиц) и акты ненормативного характера. В последнем случае речь идет об актах индивидуального регулирования, касающихся конкретного субъекта <1>. ——————————— <1>Подробнее о государственном регулировании см.: Губин Е.П.
Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства. Правовые проблемы. М., 2005. Например, законодательство о лицензировании касается любого субъекта, желающего заняться лицензируемым видом деятельности, а решение органа государственной власти о выдаче лицензии адресовано конкретному хозяйствующему субъекту, имея для него значение юридического факта.
Среди актов ненормативного характера можно выделить: 1) акты позитивного регулирования. Они принимаются при отсутствии правонарушения и определяют права и обязанности конкретного лица.
К ним, в частности, относятся: а) акты регистрации: — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, — прав на недвижимость и сделок с ней; б) акты-разрешения: — решение о выдаче лицензии, на основе которой возникает право заниматься лицензируемым видом деятельности (ст. 49 ГК); — лицензия, на основании которой возникает в установленных случаях право осуществить экспорт и (или) импорт товаров.
Например, при введении количественных ограничений на ввоз или вывоз определенных товаров их экспорт или импорт в рамках этих ограничений осуществляется на основании лицензии. Отсутствие лицензии является основанием для отказа в выпуске товаров таможенными органами РФ (ст.
24 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах регулирования внешнеторговой деятельности»); — лицензии на право разработки недр и прочие разрешения; в) акты согласия на совершение хозяйствующим субъектом определенных действий. Например, совершение сделок, указанных в п. 1 ст.
18 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», требует предварительного согласия антимонопольного органа. Такое согласие облекается в форму решения о согласии на совершение этих сделок. Получение согласия — условие действительности совершаемых сделок. Сделки, совершенные с нарушением порядка, установленного ст.
18 указанного Закона, приводящие к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирования, могут быть признаны недействительными в судебном порядке по иску антимонопольного органа; г) в государственном и муниципальном секторах экономики применяются и акты директивного характера в отношении унитарных предприятий: — акты планирования. Например, собственник в лице компетентного органа доводит до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд; — акты-распоряжения: о проведении аудиторской проверки предприятия с правом хозяйственного ведения, об утверждении сметы доходов и расходов казенного предприятия, об изъятии у казенного предприятия излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества и проч.; 2) акты реагирования на правонарушения путем применения санкций и мер ответственности (например, предписания в адрес нарушителя, взыскание с него штрафа в пользу государства). Ненормативные акты государственного органа или органа местного самоуправления, нарушающие права и охраняемые интересы предпринимателей, могут быть оспорены и признаны арбитражным судом недействительными (ст. 13 ГК, ст. 29 АПК РФ).
29.07.2019 4.24 Mб 75 Российское предпринимательское право Учебник (о. rtf
Ограничение
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник: studfile.net
Государственное регулирование предпринимательской деятельности: понятие, виды, основания и пределы
Место и роль государства в экономике каждой страны определяются эффективностью применяемых мер и средств государственного регулирования, с помощью которых решаются те или иные социально-экономические и иные задачи. В современных условиях наблюдается усиление государственного воздействия на экономические процессы, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с хозяйствующими субъектами, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования. Это общая тенденция, характерная для большинства стран с развитой экономикой.
Необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности по-разному обосновывается в экономической и юридической литературе. Важно в решении данного вопроса указать на необходимость охраны публичных и частных интересов. Сочетание публичных и частных интересов для достижения целей государственного регулирования — основополагающая задача такого регулирования.
Государство в лице компетентных органов осуществляет экономическую функцию, что выражается в следующих направлениях:
- обеспечение государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии; формирование государственного бюджета;
- защита окружающей среды и пользование природными ресурсами;
- обеспечение занятости населения;
- обеспечение безопасности и обороны страны;
- реализация свободы предпринимательства и конкуренции, обеспечение зашиты от монополизма;
- соблюдение правопорядка во внешнеэкономической деятельности предпринимателей и иностранном инвестировании.
Этот перечень охраняемых публичных интересов не является исчерпывающим. Существуют и такие публичные интересы, как:
- необходимость эффективного управления государственной собственностью;
- необходимость обеспечения качества и безопасности товаров, работ, услуг;
- обеспечение интеграции экономики России в мировую экономику.
На наш взгляд, при формировании основных направлений государственного регулирования предпринимательской деятельности следует определить критерии для такой классификации. Пока не понятно, почему одни направления включены в указанный перечень, другие — нет. Здесь явно отсутствует научный подход к рассматриваемой проблеме.
Особенность государственного регулирования в большинстве случаев раскрывается через категорию «деятельность». Поэтому государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой управленческую деятельность государства в лице соответствующих уполномоченных органов, направленную на упорядочение экономических отношений в сфере предпринимательства с целью защиты публичных и частных интересов участников этих отношений.
Говоря о соотношении таких понятий, как «государственное регулирование», «государственное управление» и «государственное воздействие», отметим, что первое понятие более узкое, нежели два последних.
В юридической литературе различают формы государственного воздействия на рыночную экономику. К ним относятся:
- государственное регулирование хозяйственной деятельности и контроль за нею;
- создание и прекращение субъектов хозяйственной деятельности;
- планирование.
С этой точки зрения можно говорить, например, о государственном регулировании банковской, биржевой, инвестиционной, страховой деятельности. Кроме того, можно выделить такие сферы государственно правового регулирования, как бухгалтерский учет хозяйственных операций, финансирование предпринимательства, аудит, стандартизация и сертификация продукции (работ и услуг), ценообразование и др.
Государственное регулирование предпринимательской деятельности можно классифицировать в зависимости от степени воздействия государства на те или иные общественные отношения в различных отраслях национальной экономики. Так, С. С. Занковский предлагает выделение максимального, среднего и минимального уровня (режима) государственного регулирования экономики. Максимальный уровень предполагает использование всех или большинства средств государственного регулирования. Минимальный уровень регулирования существует в отношении предпринимательства, связанного с творческой деятельностью.
С учетом сферы применения тех или иных средств воздействия можно выделить государственное регулирование на федеральном уровне, на уровне субъектов Федерации, на уровне автономной области и автономных округов. Эти и другие виды государственного регулирования получили отражение в федеральных законах, иных правовых актах.
Государственное регулирование предпринимательской деятельности не подрывает основные начала гражданского законодательства (ст. 1 ГК). Принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела означает, что законодатель в целом допускает государственное вмешательство в экономику.
Допустимое (непроизвольное) вмешательство основано на законе — государственное регулирование предпринимательской деятельности. Произвольное вмешательство — незаконное явление. Одним словом, вмешательство вмешательству рознь.
В силу ч. 1 ст. 34 Конституции РФ любой гражданин вправе заниматься не запрещенной законом экономической деятельностью. Поэтому любая экономическая деятельность (включая и предпринимательскую) предполагает законные основания. Нельзя заниматься теми видами предпринимательства, которые прямо запрещены законом. Государственное регулирование предпринимательства ограничено рамками закона.
Сложнее обстоит дело с пределами вмешательства государства в регулирование предпринимательской деятельности. Представители конституционного права считают, что эти пределы должны соответствовать принципу соразмерности (пропорциональности) и сбалансированности. Однако в Конституции РФ данный принцип (равно как и другие) не сформулирован, хотя, по мнению Г. А. Гаджиева, принцип соразмерности (пропорциональности) и сбалансированности вытекает из анализа отдельных конституционных положений. Весьма интересная позиция: конституционный принцип не явно выражен, а подразумевается.
Руководствуясь этим принципом, органы власти не могут возлагать на граждан и юридические лица обязательства, превышающие установленные пределы необходимости, вытекающей из публичного интереса, для достижения цели, преследуемой данной мерой’. В противном случае вмешательство государства в сферу предпринимательства будет чрезмерным. Остается выработать на этот счет критерии и создать судебную практику, включая правовые позиции Конституционного Суда РФ.
В связи с этим можно выделить основные направления государственно правового регулирования экономики в целом и предпринимательской деятельности в частности. Это, например:
- антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности;
- использование форм и методов государственного планирования и нормирования (нормы, нормативы, квоты, система государственных, региональных и муниципальных заказов);
- государственное регулирование национального рынка России;
- государственный контроль за предпринимательской деятельностью;
- государственное регулирование международных экономических отношений.
Источник: psyera.ru