Влияет ли музыка, звучащая в торговых центрах, ресторанах и фитнес-залах, на продажи, можно ли доказать это научно и кому, кроме бизнеса, это выгодно? Насколько эффективны саундтреки в рекламных роликах? Об этом говорили участники дискуссии «Зачем бизнесу музыка?» на «Российской креативной неделе» в парке Горького.
Звуковое оформление ресторанов, фитнес-залов, торговых центров, магазинов и других бизнес-пространств настраивает потребителя на то, чтобы потратить деньги. «Как сказал поэт, стихи попадают сначала в голову, а потом в сердце. А музыка — сначала в сердце, а потом в голову», — так начал дискуссию модератор Василий Филатов, композитор, саунд-дизайнер, медиапродюсер, основатель Института звукового дизайна, художественный руководитель студии SoundDesigner.PRO.
О том, как музыка работает на бренд, не понаслышке знает директор по маркетингу ресторанного холдинга Novikov Group Виктория Миллер. Во всех ресторанах, созданных Аркадием Новиковым, аудиооформлению уделяется особое внимание. «После кухни саунд-оформление является вторым решающим аспектом в ресторанном бизнесе: оно напрямую влияет на восприятие блюд и заведения в целом. Грамотно подобранный плейлист позволяет увеличить выручку на 10 процентов», — уверяет Миллер.
ЧТО ПРОИСХОДИТ С МУЗЫКОЙ? Как изменилась музыкальная индустрия в России и мире в 2022?
Холдинг Novikov Group сотрудничает с компанией FONMIX, которая занимается звуковым оформлением различных пространств. Команда сервиса формирует музыкальную концепцию, которая соответствует бизнес-задачам клиента. «Нам заказывают звуковое оформление различных пространств — от подсобки, где сотрудники переодеваются, до рыбной зоны и ресторанного зала, — рассказывает директор по маркетингу сервиса FONMIX Евгений Хильченко. Есть, конечно, рестораторы, которые в заведении с итальянской кухней ставят шансон — просто потому, что хозяин его любит. И в этом случае наша задача — предложить максимально правильное решение, которое позволит соответствовать позиционированию».
Кроме того, FONMIX собирает статистику и формирует в автоматическом режиме отчеты об использовании музыки для Обществ по коллективному управлению правами (РАО, ВОИС). На основе этих данных ОКУПы справедливо распределяют денежные вознаграждения в пользу правообладателей. «Мы управляем библиотекой под интересы и запросы клиента, а музыканты получают деньги за воспроизведение своего контента», — отметил Хильченко.
О том, как музыка влияет на психику, говорил сооснователь аудиоателье Kov Kov, куратор направления «Музыкальное продюсирование» в Moscow Music School Андрей Рыжков: «Проведите эксперимент — посмотрите хоррор под веселую музыку. Вам не будет страшно! Знаете почему? Потому что на ваши чувства и эмоции музыка влияет сильнее, чем видео».
Для изучения звуковых предпочтений потребителей используются инструменты нейромаркетинга. Компании, которые занимаются такими исследованиями, формируют маркетинговые отчеты для бизнес-пространств и рекламного рынка. PR-директор агентства Neurotrend Алеся Чичинкина отметила, что в результате изучения аудитории было установлено: именно музыка является определяющим фактором в видеорекламе: «Самые используемые элементы в рекламных роликах — это знаменитости и звук. Мы сравнили эти элементы и пришли к выводу, что музыка влияет на зрителя сильнее, чем появление любого селебрити».
Музыка – это Творчество, Хобби или Бизнес
Она привела в пример видеоролик компании «Мегафон», в котором звучала кавер-версия знаменитой мелодии «Popcorn» со словами «Ты тряси-тряси смартфон». Это рекламное видео было первым по запоминаемости во всех фокус-группах, проведенных агентством Neurotrend — и все из-за привлекательного аудиоряда.
Участники дискуссии сошлись во мнении, что во многих случаях музыка способна даже спасти креативную концепцию бизнес-пространства, если его владельцы допустили ошибки. Треки, звучащие в магазинах и ресторанах, помогают привлекать и расширять аудиторию.
Источник: welcometimes.ru
Почему в Европе музыка для молодых артистов это бизнес, а в Украине – хобби?
Программный директор RespublicaFEST Алена Дмуховская — о простых секретах успехов музыкальной индустрии Европы
Вопрос в заглавии отчасти риторический. Но это не отменяет необходимости искать ответ на него. Почему в Европе подавляющее большинство артистов полноценно занимается любимым делом, а в Украине такое же большинство совмещает музыку с офисной работой? Я часто думаю об этом, работая куратором международных программ обмена для музыкантов.
Речь не только о музыкантах. Промоутеры больших концертов и фестивалей – туда же. Есть грустный анекдот: «Первый раз, когда привез А-НА в Украину, я купил квартиру. Во второй раз привез А-НА в Украину – продал эту квартиру». Он как нельзя лучше описывает ситуацию а-ля «американские горки» на концертном рынке Украины.
Но оставим эту тему для следующего разговора. Сейчас речь пойдет о тех, с кого начинается музыкальная индустрия – с молодых артистов.
Проза жизни. Первая причина успехов музыкальной индустрии в Европе – экономическое благополучие публики. Там развита культура посещения ивентов. Нередко люди покупают себе и друзьям билеты буквально на каждый концерт, который будет проходить в их городе, с прицелом «если получится, то пойдем». Причем не только на известных музыкантов, но и на молодежь.
У нас обычно крепко думают, стоит ли отдавать тысячу-другую за концерт артистов, которые приедут через полгода.
В Европе продажи мерча на концертах зачастую покрывают исполнителям все затраты на логистику в туре. Роялти – стабильный источник дохода на протяжении года. Выручка от напитков на фудкортах (а не продажа билетов) – главный бюджетообразующий ресурс на фестивалях.
Алена Дмуховская с солисткой группы Garbage Ширли Мэнсон на Reeperbahn Festival and Conference
С журналистами телерадиокомпании 3voor12 во Фрисландии
Алена Дмуховская и участники Respublica FEST Conference в феврале 2018 года
Государственное регулирование
В Европе есть квоты во многих сферах культуры. Для телевидения, радиостанций, программ поддержки. Они есть на больших и влиятельных шоукейс-фестивалях.
Так, на голландском Eurosonic Noorderslag только из одной Фрисландии, что на севере страны (а таких провинций в стране 16), каждый год выступает четыре коллектива в обход любых конкурсов. Их место в лайн-апе квотировано. Городские власти дотируют фестивали и шоукейсы, уменьшают арендную плату клубам на период больших ивентов, а за это последние должны помогать развитию молодых талантов.
Читай — предоставлять возможность выступления. Даже если ты шоукейс с мировым именем. Даже когда иностранцы должны бороться за строчку у тебя на афише годами. Местным талантам — зеленый свет.
Схемы финансирования
Есть разные институции, которые поддерживают молодых артистов. Возьмем те же Нидерланды. Есть организации, которые предоставляют тревел-гранты на тур исполнителя. Но при этом группа или артист должны иметь 4-5 концертов в других странах и показать минусовый баланс на своем счету, чтобы они могли претендовать на покрытие логистических издержек.
Там же есть такие организации, как, к примеру, Popfabryk. Они занимаются развитием талантов, которые зарекомендовали себя на локальной сцене, но нуждаются в менеджменте. Представители организации обсуждают с музыкантами, что именно им нужно в данный момент: записать альбом, наладить маркетинг, поехать в тур и т.д. После переговоров Popfabryk спонсирует 50% всех издержек группы в предстоящем году. Такая схема стимулирует артистов грамотно распоряжаться финансами, думать на перспективу и показывать свою мотивацию.
В Швеции музыкальные таланты поддерживают с малых лет. Повсеместно предоставляются бесплатные репетиционные базы для детей и подростков, есть большие льготы на покупку инструментов
В Германии есть полноценные экспортные офисы в каждой федеральной земле. Их функции – промо и административная поддержка коллективов своего региона на международном рынке. Даже маленький Люксембург имеет экспортный офис, который активничает на каждом международном шоукейсе и всячески убеждает букинг-менеджеров и фестивали приглашать своих артистов. После создания Украинского института и Украинского культурного фонда свет в конце тоннеля появился и у наших артистов. Главное – запустить все процессы и собрать команду, которая будет понимать, как работать в каждой из сфер искусства.
В Швеции музыкальные таланты поддерживают с малых лет. Повсеместно предоставляются бесплатные репетиционные базы для детей и подростков, есть большие льготы на покупку инструментов. Как итог – учиться музыке комфортно и недорого.
Есть масса международных вариантов сотрудничества. Например, благодаря программе Music Moves Europe от Креативной Европы 16 клубов по всему континенту объединились для поддержки молодых музыкантов. Фонд покрывает издержки на аренду площадок, а промоутеры, соответственно, смело приглашают молодняк, так как имеют подушку безопасности и в таких случаях не беспокоятся об окупаемости.
Волонтерство
Казалось бы, если индустрия развита, зачем что-то делать бесплатно? Не тут-то было! Европейцы понимают, что на все желаемые активности все равно денег не хватит. Да и молодые артисты, которые не стали звездами хотя бы в регионе, всегда нуждаются в поддержке.
В каждой из провинций Нидерландов есть свое представительство национального радио и ТВ – 3voor12. Все ивенты регулярно освещаются в медиа на локальном и национальном уровнях. Это как, скажем, у киевских Позняков было бы свое музыкальное медиа, которое писало бы только о своих талантах. В редакциях – порядка 20-30 человек, которые работают бесплатно.
Некоторые так активничают уже по 15 лет. Кто работает в лаборатории 30 часов в неделю, кто программист, кто начинающий фотограф – это на официальной работе. А все остальное время они уделяют местному ресурсу только потому, что «это важно и интересно».
Чтобы любая индустрия росла, нужны не только финансовые инструменты, которыми обладает государство. Нужны и низовые инициативы, которые будут запускать процесс. Когда что-то происходит и имеет отклик у публики, тогда и ресурсы на это искать легче.
Разобраться в возможностях того, как украинские музыканты все же могут зарабатывать на своем творчестве в наших реалиях, можно будет на музыкальной конференции RespublicaFEST Conference , которая пройдет в Киеве 25-26 августа. Тема – «Деньги в музыке». Часто говорят, что именно их не хватает для полноценного развития, “а дальше мы уже сами э-ге-гей!» Пришло время говорить об этом по существу.
На главном фото: участники украинско-голландского проекта, который разрабатывается для музыкантов. Алена Дмуховская — вторая слева в нижнем ряду. Нидерланды, лето 2018 года. Фото: Guido Bosua. Остальные фото: из личного архива автора
Источник: karabas.live
«Когда предприниматель слушает музыку, это побочная партия для бизнеса». Интервью с Михаилом Казиником
— Музыка и математика — родные сестры. А у человека, который в детстве занимался музыкой, больше шансов достичь успеха в бизнесе по сравнению с его немузыкальными коллегами?
— Наш мозг разделен на два полушария: цифровое (образно говоря) и эмоциональное, и у человека, слушающего классическую музыку, они оба работают, потому что цифровое воспринимает стройность формул, а эмоциональное — конечную эмоцию, рождающуюся из них. Ребенок, который слушает музыку, например Баха, будет успешней и в математике, и в литературе — это связано с когнитивной функцией нервной системы. И если он решит создать бизнес в будущем, то он будет его выстраивать не на эмоциях и рывках, а как архитектурное сооружение.
Когда предприниматель слушает музыку, это побочная партия для бизнеса. И на первый взгляд кажется, что она не играет никакой роли, но музыка настолько логична, что таинственным образом подсказывает мозгу целый ряд ходов, выводов и движений. Это часто происходит на интуитивном уровне.
— Вы сравнили бизнес-план с сонатной формой, отметив, что доминантой является побочная партия, а бизнесмены, которые этого не понимают,— неудачники. Что дает побочная партия для гармонии в музыке и как ее определить в бизнесе?
— Я приведу пример из моей книги «Тайны гениев». Этот случай произошел на одном из моих бизнес-семинаров во время крупнейшего мирового кризиса. Предприниматели собрались и начали обсуждать проблемы, высказывать умные мысли и точки зрения, а выхода найти из ситуации не могли.
А я, учитывая кризисные явления, начинаю им рассказывать историю Бетховена — о том, что чем хуже он слышал, тем лучше музыку писал. Получается, что глухота композитора оказалась великим счастьем для нас, слушателей. Для талантливого человека кризис — это основание для колоссального применения всех его способностей: логических, эмоциональных, интеллектуальных, мыслительных.
Что значит в этом случае структура сонатной формы? Она состоит из двух противоположных начал — главной и побочной партий. В разработке ищутся пути и инструменты, как их реализовать,— это как раз бизнес-мышление,— а в репризе они объединяются в одной тональности.
«Маленькая трагедия» Пушкина «Моцарт и Сальери» — пример сонатной формы, в которой написаны все первые части симфоний, сонат, трио, квартетов, квинтетов. Как известно, сонатная форма состоит из трех разделов: экспозиции, разработки и репризы. В экспозиции две основных темы: главная и побочная партии. Главная партия у Пушкина — Сальери, а побочная — Моцарт.
Иногда в сонатной форме вместо разработки появляется эпизод. И здесь это эпизод со слепым скрипачом, игра которого становится основой для конфликта. Благодаря ему явно видны различия в позиции персонажей, ведь Моцарт игре скрипача радуется, а Сальери негодует. Почему радуется Моцарт? Потому что в нищем слепом музыканте живет его, Моцарта, музыка.
Для Сальери же самое главное заключается в том, что скрипач играет фальшиво. Реприза — это возвращение героев (главной и побочной партий), когда Сальери всыпает яд в бокал с вином Моцарта в трактире Золотого Льва.
Цель проекта — не главная партия: это его доминирующая идея, а сам проект осуществляется через взаимоотношения главной и побочной партий. Когда вы разрабатываете какой-либо бизнес-проект без учета побочных партий, вас может постигнуть неудача, потому что вы неспособны удержать в уме панорамную картину всего происходящего. У вас есть идея заработать некую сумму, продав что-то. И вдруг выясняется, что началась инфляция, покупатель отказывается приобретать продукцию или товар пришел некачественный. масса препятствующих факторов — а вы, при всех сопутствующих трудностях, должны выстраивать целую сонатную форму. Бизнес-проект — художественный акт мышления, при котором вы предусматриваете все возможные варианты.
— Что общего между трудом композитора и деловым подходом, ведь музыкант, композитор должен думать о деньгах в последнюю очередь?
— Это идеальный взгляд, и он далек от реальности, потому что музыканты и композиторы всегда стремились заработать. Приведу пример. Иоганн Себастьян Бах верил в бога и всю музыку писал для него. Но когда он приехал в Кетен по приглашению князя Леопольда, который был кальвинистом, а по сути, неверующим человеком, Бах забыл о богослужениях, мессах и органной музыке.
Леопольд пригласил его как инструментального музыканта. Князь сам играл и пел и просил композитора ему аккомпанировать, писать музыку для него и его друзей. Он воспринял Баха не как слугу, а как компаньона, и это были лучшие шесть лет в жизни великого мастера, даже несмотря на то, что он не написал ни одного органного произведения и практически не посещал церковные службы.
Все изменилось, когда Леопольд женился на женщине, которая не переносила ни Баха, ни музыку, а князь любил жену. Композитор понял, что для него все закончилось, и уехал в Лейпциг. Там были все возможности для творчества: роскошная церковь, орган, хор. Именно тогда он создал более двухсот кантат и такие великие произведения, как «Страсти по Матфею», Месса си минор. Но денег не хватало.
Старый друг Баха Георг Филипп Телеман создал в Лейпциге светский ансамбль из студентов. Потом он уехал из города, а Бах этот опыт перенял и начал вместе со студентами давать концерты в кофейне Циммермана. В то время кофе считался предосудительным напитком, и Бах для его популяризации написал первую оперетту — невероятно остроумную «Кофейную кантату», которая стала величайшим образцом рекламы всех времен и народов. Он стал получать дополнительные деньги за концерты в кофейне, исполняя в ней музыку, написанную преимущественно в Кетене.
Людвиг ван Бетховен приобрел славу и заработал большие деньги, создав в 1812 году совершенно бездарное с точки зрения искусства произведение «Битва при Витторио». Для него это был бизнес-проект. Если говорить об этом поэтично, то самым грандиозным бизнес-проектом стала его «Лунная соната» — музыка, которая родилась как альтернатива суициду.
Произведение было создано в момент, когда композитор потерял свою самую большую любовь — графиню Джульетту Гвиччарди. Она предпочла ему другого, и композитор думал о самоубийстве. И несмотря на то, что после он прожил еще много лет и написал не одно великое произведение, соната популярна и сегодня. Разве это не показатель бизнес-мышления? На моем YouTube-канале я рассказываю много подобных историй.
— Какие музыкальные произведения повышают креативность, помогают лучше концентрироваться? Какую музыку вы бы посоветовали послушать перед важным совещанием или крупной сделкой?
— Прежде всего — и бизнесменам, и тем, кто боится ковида или хочет привести в порядок свои мысли,— я рекомендую послушать 12 Concerti grossi Арканджело Корелли и 12 Concerti grossi Георга Фридриха Генделя. Для создания абсолютно гармонического ощущения и настроения я рекомендую слушать симфонии Йозефа Гайдна.
Его произведения выстроены как архитектурные сооружения, они логичны, и эта логика помогает людям в общении. Кроме того, музыка — это риторика, а когда человек овладевает музыкой и риторикой, он по-другому мыслит и говорит.
Приведу пример: во время моей конференции для бизнесменов один из предпринимателей пожаловался мне, что написал немецкому бизнесмену много писем по поводу совместного проекта, но так и не получил ответа. Тогда я ему продиктовал новый текст письма: «Дорогой господин N, если вы все-таки решитесь со мной сотрудничать, то я прошу вас назвать дату моего приезда, которая совпадет с представлением „Волшебной флейты“ Моцарта у вас в оперном театре».
И представляете, он получил ответ на следующий день! Потому что немецкий бизнесмен понял: это не какой-то очередной шаромыжник из России. И мне пришлось отдельно рассказывать соотечественнику, что представляет собой великая масонская опера. Это были 1990-е годы — в то время иностранцы с опаской относились к совместному бизнесу.
Что слушать перед крупными сделками или важными совещаниями? Неуверенному человеку я бы порекомендовал увертюру к опере Рихарда Вагнера «Тангейзер» — это музыка, которая бьет без промаха. Еще увертюру к опере Моцарта «Волшебная флейта». Если у человека не хватает эмоций, энергии, уверенности в успехе проекта, то я бы посоветовал послушать увертюры к опере Моцарта «Женитьба Фигаро» и опере Россини «Свадьба Фигаро». Связь между великой музыкой и человеческим мышлением и поведением перед бизнес-событиями очень существенна.
— Как вы относитесь к современному шоу-бизнесу и его законам (как говорил Богдан Титомир, главное — «пипл хавает»)?
— Тут я должен признать, что мы ничего не можем сделать с процентным соотношением тех людей, которые воспринимают подлинное искусство, и тех, кто предпочитает всевозможные подделки. Поп-культура всегда была культурой миллионов.
А высокое искусство — это культура избранных людей, достигающих успехов и в мышлении, и в науке, и в бизнесе, и в музыке, и в изобразительном искусстве, их горсточка. Если вы придете в музей, то увидите, что на каждую картину гениальных художников человек затрачивает примерно 5–7 секунд. Таким образом, художник, вложивший в полотно столько мыслей, подтекстов, остается непонятым. Аналогичная ситуация и с другими видами искусства.
«Пипл» действительно «хавает», поэтому огромное количество «творцов» денно и нощно ищет возможности, как этому «пиплу» втемяшить в голову примитивные три с половиной аккорда. Доходит до того, что люди больше всего любят песни, которые они уже слышали, только немного переделанные. Для такого человека главное не новизна, а узнавание на подсознательном уровне. То есть он не догадывается, что уже слышал этот мотив, и опять платит за те же треки.
Я люблю говорить, что пупок делит наш организм на две части: нижнюю и верхнюю. Нижняя часть развивалась миллионы лет, перенимая лучшее от всех живых существ, поэтому процесс размножения достаточно совершенен. А верхняя часть — эмбриональная, то есть мозг до сих пор в начале пути. И если нижняя часть захлестнет и перевернет верхнюю, то на культуре и цивилизации в целом можно будет поставить крест.
Если «пипл» направить — сказать, что не стоит тратить деньги на художников, поэтов, музыкантов, которые пишут непонятные произведения, что их надо уничтожить,— тогда этот «пипл» пойдет войной на искусство. Об этом в своих произведениях «Восстание масс» и «Дегуманизация искусства» писал еще гениальный испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет.
Он предрекал: искусству гибелью грозит толпа, которая ненавидит все, что выше ее понимания. Поэтому он говорил о часах без механизма — подделке под искусство, которое должно понравиться людям. И подделок сейчас много вокруг. Они как бы искусство, но искусством не являются.
— О спонсорстве: многие успешные бизнесмены стремятся взять кого-то под свое крыло, ищут таланты. Где искать достойных протеже?
— Все просто. Нужно иметь заместителя по художественной линии — человека образованного, который будет присутствовать на госэкзаменах в консерваториях, музыкальных и театральных академиях и предлагать молодым артистам помощь. Это было бы замечательно.
Источник: www.kommersant.uk