Бизнес с друзьями — не всегда хорошая идея. Основатель агентства PR Partner Инна Анисимова изначально создала бизнес с подругой, а в итоге осталась ни с чем. Теперь она предпочитает сначала нанимать людей, а потом уже поддерживать с ними дружеские отношения.
Разрешила забрать компьютер, принтер, микроволновку
На моем пути было два сложных периода — разлад с подругой-партнером и потеря ценных сотрудников.
Когда я закончила журфак Новосибирского государственного университета, то решила с однокурсницей открыть PR-агентство. Доли бизнеса делились между нами поровну — 50/50. Но мы изначально допустили ошибку — не распределили, кто какую сферу бизнеса курирует: кто занимается продажами, кто клиентами и т.д. В маленьком агентстве все занимаются всем: и продажами, и мониторингом, и обслуживанием клиентов.
Со временем мой партнер устроила маму-юриста к нам в агентство, чтобы та занималась документами — выставлением счетов и т.д. Затем она обратилась ко мне с просьбой устроить на работу ее подругу-социолога.
Как вести бизнес с друзьями? Что важно знать заранее?
В итоге у нас работали ее подруга, ее мама, а зарабатывать, обслуживать клиентов могли только мы с ней. В какой-то момент стало понятно, что трудоустройство родственников-друзей не самый удачный вариант. Ты не можешь развиваться, масштабировать проекты, потому что нанял людей, у которых не хватает компетенций в нужных для развития сферах, опыта. А если бизнес не будет развиваться — он затухнет.
Мой муж в этот момент работал в компании Mars. И его позвали работать в Ступино Московской области. Я предложила подруге-партнеру: «Давай откроем наше агентство в Москве. Я в любом случае поеду с мужем в столицу. Соответственно, если ты не веришь в меня — можешь выкупить мою долю, либо давай работать вместе».
Она отказалась — сказала, что в Москве развить бизнес нереально, мы там никого не знаем. А выкупить долю она не может, т.к. несмотря на то, что на счете есть деньги, они ей нужны. Она разрешила мне забрать компьютер, принтер, микроволновку. И на этом наше общение завершилось навсегда. Теперь я бизнес с друзьями не строю.
В итоге мы переехали с супругом в Москву, и я открыла свое агентство. Сейчас у меня 100% доля. Я не хочу оказаться в ситуации 50 на 50, когда любое твое решение могут заблокировать.
Сама устроила сотрудников к конкурентам
Следующий сложный момент был связан с сотрудниками. Когда начался кризис 2008 года, то от меня за один месяц ушли пять банков-клиентов. В итоге два из шести квалифицированных сотрудников остались без работы — я не могла быстро найти им клиентов.
На тот момент компании было всего два года — финансовую подушку безопасности мы еще не сформировали. Все деньги уходили на зарплаты, оплату аренду и закупку оборудования. Тогда я попросила конкурентов взять к себе на работу наших сотрудников (это нормально, если поддерживать хорошие отношения с коллегами; потом я тоже брала себе в команду специалиста по рекомендации из дружественного агентства).
Затем одна девушка из этих двух переехала в Петербург и стала работать в СМИ. А молодой человек через два года, когда он стал директором по маркетингу ИТ-компании, вернулся к нам в качестве заказчика PR-услуг. Он признался, что ему нравится, как работает наше агентство.
Экс-сотрудники создают бизнесы
Часто бывают ситуации, когда мои сотрудники покидают агентство и открывают свое дело. Как правило, они открывают ИП. Они понимают, как работать одному, вдвоем-втроем, но не большой командой.
За 13 лет ни одна из созданных таким образом компаний не выросла до полноценного агентства с оборотами от 100 млн. Это мелкие бизнесы в 2-4 млн оборота. Я их называю творческими группами.
Часто я слышу от персонала следующее: «Вы получаете за моего клиента 200 тысяч, а я — всего сто!». Расчеты простые: я плачу 6% налогов УСН, еще 41% налогов за сотрудника. Плюс аренда офиса, компьютеры, оклад секретаря, маркетолога. Но многие меня не слышат и уходят вместе с клиентами. А потом клиенты возвращаются ко мне, потому что его хорошо обслуживали, когда работала команда.
Третий вариант потери — сотрудники уходят к тем клиентам, которых они вели. Поиск нового сотрудника, его адаптация занимает минимум 3-6 месяцев, а клиент хочет сразу получить готовый персонал. Часто сотрудники уходят к клиентам, а потом сами становятся нашими клиентами. Это жизнь.
Источник: spark.ru
Открытие бизнеса с другом: почему не стоит этого делать
Бытует мнение, что открывать собственное дело совместно с родными и друзьями нельзя. В такой ситуации не только бизнес не окажется успешным, но и испортятся отношения с близкими. Стоит разобраться, как в действительности происходит при открытии совместного бизнеса с другом.
Важные недостатки
Близкий человек всегда сможет поддержать и понять. С ним можно общаться свободно, шутить и не придерживаться официального делового этикета. Однако стоит учитывать и минусы совместного бизнеса:
- Падение дисциплины. Посторонним работникам легче сказать о том, что нужно выполнить работу в конкретный срок, придерживаться графика работы. С другом ситуация складывается иначе. Взаимные поблажки негативно повлияют на работу. Если кто-то решит быть строгим, вторая сторона сразу же сделает ставку на дружбу.
- Личные отношения станут препятствием для профессионализма. Мелкие ссоры по личным причинам станут влиять на работу, приведут к саботажу и срывам сроков.
- Сложнее решать конфликты. С посторонним партнером проще отстоять свою позицию, используя аргументы, прошлый деловой опыт. С другом в конфликт на деловой почве вмешаются личные отношения. Неизбежно начнутся взаимные упреки, вспомнятся старые обиды и обещания.
Важно понимать, что в работе с близким человеком всегда сложнее проявить строгость, а порой даже жестокость, проявив непреклонности в своем решении.
Когда не стоит начинать бизнес с другом
Нельзя открывать дело с другом, если он:
- Безответственный.
- Постоянно навязывает свое мнение, заботиться только о своих интересах.
- Манипулятор. В случае любой ссоры начинаются истерики, попытки надавить на чувство вины.
Как построить отношения с другом в бизнесе
Открыть дело с близким человеком можно при соблюдении нескольких важных правил:
- Официальное оформление сотрудничества. Все права и обязанности должны быть прописаны в документах. Не стоит надеяться, что друг не обманет и не предаст.
- Обговаривать все условия работы до открытия бизнеса. важно понимать, что рабочий процесс подразумевает порядок. Поэтому обо всех рабочих аспектов нужно договариваться заранее.
- Осторожное обращение с финансами. Если друг берет деньги с общего счета, всегда нужно знать, для каких целей и когда он их вернет. Не стоит пренебрегать расписками.
- Несмотря на доверие, тщательно все проверять и вести бухгалтерию.
Как вы считаете, стоит вести бизнес с другом?
Источник: chezasite.com
5 причин не открывать бизнес с друзьями и родственниками
Бизнес с родственниками или друзьями – то есть людьми проверенными – хорошая идея только на первый взгляд. Никто не говорит, что схема заведомо провальная на 100%, но риски высокие. На своем опыте расскажу вам почему.
Родственные связи при организации компании, в процессе управления ей – хорошая идея только на первый взгляд. Семейный бизнес имеет право на существование, но для начала разберемся с его плюсами и минусами.
«За»
Совместный семейный бизнес – это общее дело, которое приносит совокупный доход в дом. Если отношения в целом неплохие, решать финансовые вопросы будет проще. Возможные плюсы при хорошем раскладе:
- доверие;
- общие убеждения, интересы;
- возможность грамотно перераспределить нагрузки;
- отношения, которые проверены временем и различными обстоятельствами;
- возможность старта со сравнительно небольшими вложениями;
- психологический комфорт.
Но эти преимущества носят очень относительный характер – если родственники это просто родственники, вы не можете нормально договориться, постоянно что-то выясняете, все плюсы превратятся в минусы. Так что однозначно плохую или хорошую оценку дать нельзя, тем более что партнерство с чужими людьми тоже не может обойти человеческий фактор – всегда будут дополнительные обстоятельства.
«Против»
У каждой медали две стороны – в бизнесе с родственниками есть и отрицательная. Разные взгляды на ведение дела – скорее правило, чем исключение. Вряд ли понимание бытовых вопросов легко получится перевести в коммерческую плоскость, а значит, проблемы будут и немало. Сюда могут добавиться межличностные претензии, что усугубит ситуацию. Новые конфликты и непонимания часто разрушают даже очень прочные старые отношения.
Нужно будет определиться, кто босс, а кто слушается босса. В обычной жизни своя иерархия, в бизнесе своя, и часто бытовые руководители вынуждены сдавать позиции – в душе не желая делать этого. Итог – борьба за власть, снижение эффективности дела.
Цена неудачи тоже будет высокой. Не меньше 80% новых компаний закрываются в первый год работы, то есть риски очень реальные. Владелец бизнеса несет не только финансовые потери, но и ряд других – портит отношения, например. Особенно острыми будут разногласия при разных мотивах партнеров – а отличаются они намного чаще, чем совпадают. Вы можете хотеть развития в долгосрочной перспективе, работать на имидж, результат, а партнеру нужно просто срубить денег да поскорее.
Успех – это тоже риски, не меньшие, чем при неудачах. Власть сильно меняет людей, и как это сработает конкретно в вашем случае, заранее не знает никто. Бывает, что люди успешно идут в ногу несколько лет подряд, а потом у кого-то сносит крышу.
Бизнес у родственных связей в приоритете тоже не всегда – причин этому много, а страдать будут как обычно результаты. Бывает, что нужно выйти из дела (формально) по личным обстоятельствам. Партнеру придется работать за двоих, а прибыль делить, как раньше. Недовольство копится, со временем конфликт доходит до предельной точки.
Что делать
Тщательно все продумать, взвесить, принять решение и не забывать о рисках – ведь разочарования порождают повышенные ожидания. Цели партнерства оговаривайте, согласовывайте заранее. Если партнер хочет двигаться в другом направлении, не тешьте себя иллюзиями о том, что все изменится – на это мало шансов. Финансовую ответственность предусмотрите и разделите.
Обозначьте роли – от этого успех работы зависит в значительной мере. Разделение сфер позволит каждому выполнять свою работу, не залезая на чужие территории. Сильные стороны у каждого человека тоже свои. Приготовьтесь к разного рода неожиданностям, большинство из которых будут не очень приятными. Чтобы узнать поближе человека, с ним нужно будет близко поработать.
Воспринимайте все удары и нюансы как данность.
Убедитесь в том, что и вы партнер друг друга дополняете. Два одинаковых в плане личных качеств, специализации человека будут бодаться и воевать, а не идти в связке для достижения единой цели. Компетенции одного в идеале должны нивелировать слабые места второго.
Будьте сначала профессионалами, а потом уже друзьями – на работе иначе нельзя. Думайте о деле, его успехе, а не как сделать меньше, обмануть и так далее. Все детали, потенциально конфликтные моменты оговаривайте заранее – иначе неприятных сюрпризов будет, и немало.
Правовой договор тоже не помешает – гарантии честного слова уж очень относительны и здорово способны подвести бизнес. Осложнений дела друзей может быть много – продумайте, предусмотрите, исключите. Демократии место оставлять не следует.
Принимайте решение, несите ответственность, действуйте сообща – всесторонне. Демократии место оставлять не следует. Принимайте решение, несите ответственность, действуйте сообща – всесторонне. Не позволяйте деньгам стать проблемой, камнем преткновения. Они способны рассорить даже самых близких людей, поэтому предусмотрите каждую мелочь.
Итоги
- Бизнес – дело тонкое и сложное, особенно если делать его с друзьями, родственниками. Причин отказаться от такой схемы много, но если предусмотреть нюансы, рискнуть можно.
- Деловые отношения должны быть превыше всего. Оговаривайте цели, нюансы сотрудничества, составляйте правовой договор.
- Не бойтесь расходиться, но из конфликтов выходите цивилизованно. В любом случае важно уметь договариваться.
- Берите в дело тех, кому доверяете.
Источник: leydi-prelest.ru