В четверг, 10 февраля, эксперты международной организации Climate Action Tracker (CAT) — независимого объединения ученых, отслеживающего успехи крупнейших стран на пути к углеродной нейтральности, — представили свой анализ стратегии низкоуглеродного развития РФ до 2060 года. По их мнению, РФ подготовила слабый документ и должна предоставить к нему пояснения. Корреспондент Plus-one.ru узнал у авторов CAT, почему долгосрочный план экономического развития России нуждается в доработке.
Фото: Timothy Eberly / Unsplash
Что случилось и почему это важно
10 февраля международная команда ученых из CAT опубликовала анализ стратегии долгосрочного низкоуглеродного развития России, которая была подготовлена правительством РФ по поручению президента с целью адаптации экономики к глобальному энергопереходу и радикального сокращения выбросов парниковых газов к 2060 году.
О важности этого документа не раз упоминал премьер-министр РФ Михаил Мишустин. «Тема глобального энергоперехода сейчас крайне актуальна. Новая стратегия позволит увязать цели международной климатической повестки с возможностями и интересами нашей экономики. . Перемены в подходах к углеродной повестке должны позитивно сказаться на развитии России в целом. Важно двигаться в ногу со временем», — заявлял он в день утверждения документа правительством.
Низкоуглеродные стратегии российских компаний
Анализ российской стратегии от Climate Action Tracker (CAT) стал первой попыткой международного научного сообщества оценить качество документа. Традиционно ко мнению CAT прислушиваются на форумах ООН, а также в ведущих западных изданиях: The New York Times, BBC, Le Monde и других. Журналисты The Guardian называют CAT «самой уважаемой коалицией по климатическому анализу».
Кто готовил российскую стратегию
Над документом с 2020 года работали специалисты минэкономразвития. За это время стратегия несколько раз переписывалась, а ее третья, финальная версия появилась на свет в минувшем октябре. Она предполагает два сценария — инерционный и интенсивный. Приоритетным из них назван второй, предполагающий снижение выбросов парниковых газов на 30% к 2030 году и на 80% к 2050 году от уровня 1990 года. В инерционном сценарии выбросы, напротив, растут — на 8% к 2030 году и на 25% к 2050 году от текущего уровня.
В чем сильная сторона стратегии
Сильный элемент российской стратегии заключается в том, что она включает все виды парниковых выбросов, а не только CO2. Более того, к настоящему моменту документ уже одобрен правительством, что также является позитивным знаком, считает ведущий эксперт CAT по России Райан Уилсон.
В чем слабости стратегии
«Ключевой минус кроется в сильной зависимости планов России от поглощающей способности лесов и других видов землепользования», — заявил Plus-one.ru Райан Уилсон. Так, согласно планам минэкономразвития, поглощающие способности экосистем России в ближайшие 30 лет должны вырасти с 539 млн т CO2 до 1,2 млрд т CO2.
«В стратегии отсутствует какая-либо доказательная база, подтверждающая возможность такого роста. В ней также отсутствуют предложения по техническим способам удаления диоксида углерода из атмосферы», — говорится в отчете Climate Action Tracker. Эксперты уверены, что заявления о двукратном росте потенциала лесов нуждаются в прозрачной и детальной аргументации. Смутило их и отсутствие данных о планах по поглощению CO2 к 2060 году.
Какую роль играет лесной сектор в стратегии низкоуглеродного развития России?
Кроме того, специалисты CAT утверждают, что недавнее заявление РФ о намерениях учитывать неуправляемые леса при подсчете общей поглощающей способности ее экосистем нарушают ключевой принцип международной климатической отчетности, разработанный Межправительственной группой экспертов по изменению климата (IPCC). Согласно регламентам IPCC, при расчете итоговых выбросов могут быть учтены лишь управляемые леса, то есть такие, которые человек защищает от пожаров, болезней и на которых проводятся лесовосстановительные работы, поскольку их вклад в снижение уровня углерода считается результатом деятельности человека.
Текущий уровень детализации планов РФ не позволяет определить, когда она начнет внедрять те или иные меры по достижению нейтральности, указывают авторы CAT. Для того чтобы устранить этот недостаток, правительству необходимо разработать дорожную карту реализации стратегии. Ранее в прессе появлялись сообщения о том, что это может произойти до конца 2022 года.
Также в подготовленной минэкономразвития стратегии не сказано, кто именно будет курировать создание регулярных обзоров о ходе ее реализации и какую информацию они будут содержать. По состоянию на январь 2022 года Россия не передала документ представителям Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), как того требует четвертая статья Парижского соглашения.
В данный момент организация присвоила российской стратегии неудовлетворительную оценку, общие усилия страны по урегулированию климатического кризиса названы «критически недостаточными». Особое беспокойство международных аналитиков вызывает Энергетическая стратегия РФ на период до 2035 года, которая, по их мнению, свидетельствует о намерениях России оказывать полную поддержку производителям ископаемого топлива.
Какие риски для бизнеса несет глобальное потепление
Зачем компаниям переходить на «зеленую» энергетику
Чем еще занимается Climate Action Tracker
Коалиция отслеживает климатические политики крупнейших мировых держав с 2009 года, а с 2015-го оценивает их с точки зрения соответствия Парижскому соглашению по удержанию глобального потепления в пределах 1,5°C от доиндустриального уровня. Основная часть научной работы CAT выполняется сотрудниками двух немецких организаций: института NewClimate Institute и НКО Climate Analytics. Все исследования публикуются на английском языке.
Как пояснила Plus-one.ru старший аналитик CAT Мария Хосе де Виллафранка, в данный момент постоянная команда проекта насчитывает восемь человек, периодически в составлении отчетов дополнительно участвуют еще около 20 ученых. Среди них: физики, атмосферные химики, метеорологи и юристы. Они регулярно анализируют политики 39 стран, на долю которых приходится более 80% от общемировой эмиссии парниковых газов. Кроме того, CAT отслеживает выбросы международной авиации и торгового судоходства.
Согласно оптимистичному сценарию специалистов CAT, в случае если все страны Парижского соглашения будут полностью выполнять свои краткосрочные и долгосрочные планы по сокращению эмиссии, температура не Земле к концу столетия поднимется на 1,8°С, а значит, государствам необходимо ставить перед собой новые амбициозные цели по ее удержанию. «В самом негативном сценарии средняя температура к концу столетия поднимется на 3,6°С. Все зависит от того, как будут вести себя крупнейшие страны», — добавила Мария Хосе де Виллафранка. Пока что ни одна из 39 анализируемых CAT стран не делает достаточно, чтобы точно удержать температуру на уровне в 1,5°C. «Тем не менее несколько небольших государств, за которыми мы не следим, уже достигли нейтральности. Например, Бутан», — пояснила эксперт CAT.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
Источник: plus-one.ru
России прописали низкоуглеродное будущее
Минэкономики разработало стратегию развития РФ с низкими парниковыми выбросами
Минэкономики направило на согласование в министерства и деловые объединения Стратегию долгосрочного развития РФ до 2050 года с низким уровнем выбросом парниковых газов — она предлагает некоторое усиление национальной цели снижения выбросов и запуск инструментов экономического стимулирования компаний к их снижению. Базовый сценарий предполагает снижение углеродоемкости ВВП на 9% к 2030 году и на 48% к 2050 году (от уровня 2017 года) и сокращение выбросов парниковых газов на треть к 2030 году (от уровня 1990 года). Интенсивный сценарий стратегии позволяет добиться углеродной нейтральности экономики до конца XXI века.
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ / купить фото
Стратегия низкоуглеродного развития (есть в распоряжении “Ъ”), ушедшая сегодня на согласование в министерства и бизнес-объединения, разработана Минэкономики в рамках комплекса мер по подготовке к ратификации Парижского соглашения (ПС) и совершенствованию госрегулирования выбросов парниковых газов (документ утвержден правительством в ноябре 2016 года, в сентябре 2019 года РФ присоединилась к ПС (см “Ъ” от 31 июля и 24 сентября 2019 года). Научно-исследовательскую работу для стратегии выполнял Центр энергоэффективности — XXI век.
В стратегии рассматриваются четыре сценария развития (базовый, интенсивный, инерционный и без мер господдержки).
Базовый учитывает, в том числе, «масштабное повышение энергоэффективности…, полное обеспечение баланса воспроизводства лесов, расширение площади их охраны и существенное сокращение сплошных рубок» благодаря мероприятиям в ЖКХ, промышленности, ТЭК и на транспорте, введению национальной системы углеродного регулирования, роста доли ВИЭ и АЭС в энергобалансе. Последнее должно снизить выбросы парниковых газов на фоне роста экономики и снижения поглощающей способности российских лесов. Впрочем, в результате с 2017 до 2030 год эмиссия парниковых газов несколько вырастет — с 1578 до 2077 млн тонн СО-2 эквивалента, однако после 2030 года начнет снижаться до уровня 1993 млн тонн к 2050 году. Углеродоемкость же ВВП будет постепенно снижаться — на 9% к 2030 году и на 48% к 2050 — от уровня 2017 года.
Альтернативный «интенсивный» сценарий (выбор в его пользу может сделать правительство), в частности, предполагает увеличение доли ВИЭ, а также развитие технологий захвата, хранения и переработки СО2 — наряду с отказом от сплошных рубок лесов. Этот сценарий «позволит достичь углеродной нейтральности во второй половине XXI века ближе к его завершению».
В документе предложена и новая цель снижения выбросов парниковых газов в РФ на 2030 (она ближайшее время будет законодательно зафиксирована и представлена в ООН Россией, как стороной ПС) — минус 33% от уровня 1990 года к 2030 году.
Цифра учитывает поглощение лесами (которое, как указывалось ранее, будет постепенно снижаться). Напомним, что предыдущая цель на 2030 год, которую РФ называла в 2015 году, к моменту утверждения ПС, составляла минус 25% от уровня 1990 года, сейчас РФ находится на уровне порядка минус 50% от уровня 1990 года (также включая поглощение СО2 лесами).
Замглавы Минэкономики Михаил Расстригин о том, почему России пора становиться «зеленее»
По данным ООН, к марту 2020 года уже 14 стран и ЕС разработали стратегии долгосрочного низкоуглеродного развития. Стратегия США предполагает снижение выбросов парниковых газов на 80% или более к 2050 (от уровня 2005 года), Японии — на 80% к 2050 году от уровня 1990 года, а цель ЕС — углеродонейтральность к 2050 году.
Глава программы «Климат и энергетика» WWF-России Алексей Кокорин отмечает: «Хорошо, что у РФ появилось долгосрочное видение низкоуглеродного развития, а фактор снижения выбросов парниковых газов стал одним из приоритетов развития страны. Стратегия детально прописана, научная основа и причины изменения климата указаны корректно — на основе последних международных и российских данных. Реально оценена и дальнейшая роль российских лесов в углеродном балансе». Однако перспективы развития ВИЭ в базовом сценарии господин Кокорин считает довольно скромными и предполагает, что цели по снижению выбросов на 2030 и 2050 годы, скорее всего, вызовут критику со стороны российского и международного экологического сообщества. В начале 2020 года и Гринпис призывал РФ реализовать сценарий «1,5 градуса» — с достижением углеродной нейтральности уже к 2050 году.
Впрочем, как подчеркивает Алексей Кокорин, появление детального сценария, включающего меры энергоэффективности, углеродного регулирования и лесозащиты — уже хорошая новость для России, климатическая повестка в которой недавно стала играть важную роль в экономической политике. Напомним, разработка и законопроекта об углеродном регулировании в РФ продолжается последние три года (см “Ъ” от 17 октября 2019 года). «Реализация базового сценария предполагает, что разработанный Минэкономики законопроект, который сейчас дорабатывается в правительстве, будет принят в этом году — дополнительные меры регулирования будем прорабатывать по мере актуализации стратегии»,— завил “Ъ” замглавы министерства Михаил Расстригин. Директор департамента госполитики и регулирования в области гидрометеорологии, изучения Арктики, Антарктики и мирового океана Минприроды Серей Хрущев в разговоре с “Ъ” также говорил, что не против такого регулирования, так как оно, в том числе, помогает снизить загрязнение воздуха. Впрочем, господин Хрущев отмечает, что важна его форма, которая не должна навредить экономике.
Правительство утвердило план противостояния климатическим угрозам
В последний месяц, на фоне принятия «Европейского зеленого курса» (комплекса законодательных и политических инициатив с целью достижения климатической нейтральности в 2050 году), в РФ активизировалась дискуссия о возможных рисках введения углеродных таможенных ограничений для углеродоемких российских товаров»,— отмечает руководитель департамента мировой экономики ВШЭ Игорь Макаров. «Введение в РФ национальной системы регулирования позволит сформировать основу для защиты отечественных экспортеров и сформировать предпосылки для технологической трансформации экономики»,— полагает Михаил Расстригин. Несмотря на продолжающееся активное (и до сих пор довольно успешное) сопротивление введению внутреннего углеродного регулирования в РФ угольными и некоторыми металлургическими компаниями, по данным “Ъ”, отдельные нефтяные компании активизировались с целью добиться у российского правительства запуска внутреннего рынка углеродного регулирования в форме, которая позволила бы им избежать налогообложения в ЕС. «Низкие цены на нефть, которые мы наблюдаем сегодня и будем наблюдать еще какое-то время, весьма вероятно станут обычным делом через 30 лет, по мере перехода мира к низкоуглеродному будущему. Первым шагом адаптации РФ к подобным изменениям было введение бюджетного правила и плавающего валютного курса, в качестве следующего мы предлагаем рассмотреть стратегию низкоуглеродного развития»,— заключает замминистра.
Ангелина Давыдова, Алексей Шаповалов
- Алексей Шаповалов подписаться отписаться
- Проблемы изменения климата подписаться отписаться
Источник: www.kommersant.ru
Эксперты оценили российскую стратегию низкоуглеродного развития как «неудовлетворительную»
Если такие цели в области климата ставили бы себе все страны, то к 2100 году температура повысилась бы более чем на 4 градуса по сравнению с доиндустриальной эпохой.
10 февраля организация Climate Action Tracker (CAT) — объединение ученых, которые проводят мониторинг действий стран и компаний по сокращению выбросов парниковых газов, — представила анализ стратегии низкоуглеродного развития России до 2060 года.
Выводы экспертов неутешительные: они посчитали документ, составленный Минэкономразвития, «критически неудовлетворительным» для достижения целей, поставленных в Парижском соглашении, т.е. для удержания глобального потепления в рамках 1,5 градусов Цельсия по сравнению с доиндустриальным уровнем. По оценке CAT, российские цели соответствуют климатическому сценарию, в котором потепление к концу века превысит 4 градуса.
Почему это важно? Climate Action Tracker — одна из самых авторитетных организаций в области климатической политики, на ее анализ опираются международные организации и ведущие информационные издания.
CAT проанализировал стратегию России по нескольким основным параметрам: политические решения и действия, ближайшие цели, климатическое финансирование, землепользование и лесное дело, цель по достижению углеродной нейтральности.
В качестве сильного элемента российской стратегии в Climate Action Tracker называют включение в нее всех парниковых выбросов, а не только CO2. Еще один плюс — то, что стратегию уже одобрило правительство.
При этом только по разделу «землепользование и лесное дело» действия России оценили как соответствующие целям снижения выбросов. Тем не менее, эксперты отмечают, что поглощающая способность российских земель и лесов постоянно снижается после достижения пика в 2010 году. Тогда она составляла 723 мегатонн в СО2-экв., в 2019 — уже 535 мегатонн, а к 2030 эксперты прогнозируют снижение до 246 мегатонн при сохранении текущей политики. Также CAT обращает внимание на то, что Минэкономразвития собирается включать поглощение СО2 неуправляемыми лесами в отчетность по сокращению выбросов наряду с управляемыми. Эксперты характеризуют это как «нарушение ключевого элемента климатической отчетности».
Как «критически неудовлетворительные» CAT характеризует краткосрочные цели России, согласно которым выбросы нашей страны к 2030 году должны быть на 30% ниже, чем в 1990 году (на 2020 год выбросы РФ были на 34% ниже, чем в 1990). Если бы все страны выбрали такой подход как Россия, то к 2100 году нас ждало бы потепление более, чем на 4 градуса Цельсия, отмечают эксперты.
В том, что касается достижения углеродной нейтральности к 2060 году, CAT говорит о недостаточной детализации мер по достижению этой цели и их прогнозируемого влияния на выбросы. Впрочем, Минэкономразвития обещает представить «дорожную карту» мер в 2022 году.
Также стратегия критикуется экспертами за отсутствие каких-либо способов принуждать эмитентов к соблюдению квот по выбросам. Единственное пока что требование к эмитентам — начать отчитываться по своим выбросам к 2023 году. Цель по возобновляемым источникам энергии также скромная — достичь 4,5% генерации от ВИЭ в энергобалансе страны к 2024 году. Столь же ограниченными остаются цели в области строительства и транспорта.
Тем временем, правительство РФ определило цену на выбросы парниковых газов. С 2024 года она составит 1 тыс. рублей за тонну CO2-экв. и дальше будет только расти. Расчет ставки будет происходить, исходя или из специального коэффициента, связанного с индексом потребительских цен, или из фиксированных значений: от 2 тыс. рублей за тонну СО2-эквивалента в 2025 году до 10 тыс. рублей в 2028 году.
Источник: ecosphere.press