Давайте разберемся.
Зачем вообще нужна стратегия, и может ли бизнес успешно функционировать без нее?
Странный вопрос, скажете вы…
Тем не менее, я сталкивалась с большим количеством предпринимателей, руководителей малого и среднего бизнеса, которые плохо представляли развитие своей компании даже через год, не говоря уже о более серьезных сроках.
Когда мы начинали обсуждать необходимость стратегического планирования, многие говорили, что не видят в этом смысла, так как реальность меняется слишком быстро, а получить заказ на рынке можно только имея хорошие связи – так зачем же планировать, все равно, скорее всего, все пойдет вопреки и совершенно непредсказуемым образом.
Несмотря на это, на крупных предприятиях разработкой и внедрением стратегии занимается большой штат разнопрофильных специалистов – от юристов до маркетологов. Без этого корпорации не могут развиваться.
Зачем же нужно стратегическое планирование малому и среднему бизнесу, да еще и в условиях неопределенности?
Что такое стратегия. Почему так важна стратегия в бизнесе.
Представьте.
Ситуация на рынке меняется с реактивной скоростью, у вас почему-то не растут продажи, течение, которое раньше подхватывало вас и несло навстречу новым контрактам, почему-то остановилось, в вашей нише появилось слишком много новых лиц, и вы не понимаете, что это за компании.
Вам казалось, вы знаете, куда вы идете, но что-то изменилось.
Без стратегии организация представляет собой набор активов, отягощенных обязательствами, не имеет представления о том, что с ней будет завтра, и плывет по инерции туда, куда подует ветер. Компанию без четко обозначенных стратегических целей можно сравнить с бомжом, который просто каждый день ищет, чем бы прокормиться, и не более.
Прежде всего, давайте определимся с понятие стратегии.
Я обозначу стратегию как путь и генеральный план действий , определяющий ключевые направления и приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность конкретных шагов, сформированных на основе набора правил , которыми организация руководствуется при принятии решений.
Одно из ключевых слов здесь – это «правила» . Компания теряет свой путь, когда эти правила отсутствуют или плохо описаны.
Правила должны использоваться:
- При оценке результатов деятельности компании
- При взаимоотношениях внутри компании
- При взаимоотношении с внешним миром
- В оперативном управлении
Еще одно ключевое слово – это «направления» . Стратегия – это не свод жестких правил, это те ключевые векторы движения, на которых компания сосредотачивает свою деятельность после выявления возможностей.
Так зачем же соблюдать эти правила и вырабатывать путь на 3-5 и более лет?
Когда руководитель компании участвует в стратегическом планировании, то обычно решаются следующие вопросы:
- Какой бизнес продолжать развивать и почему
- Какой бизнес прекратить и почему
- Какой бизнес следует начать и почему
В слове «почему» скрывается довольно масштабная аналитика, выводы которой базируются на знаниях о рынке, конкурентах, потребителях в различных сегментах, поведенческих сценариях и много чем еще, а не на интуитивном ощущении руководителя, что «идти надо в ту сторону, куда я махнул».
Что же позволит изменить и улучшить в управлении компанией описанный и принятый план действий?
- Наличие стратегии обозначает направления движения с указанием целевых финансовых показателей, принятых на основе проведенной аналитики и бизнес-диагностики. Также определяет те направления, от которых нужно отказываться, или которые нужно развивать.
- Стратегия расставляет приоритеты в развитии бизнеса и его функционировании, что делает компанию более гибкой и дает возможности более быстрого реагирования на изменения внешней среды.
- Правильно разработанная стратегия является основой для создания необходимых процедур в компании и внедрения бизнес-процессов, что влияет на повышение эффективности.
- Стратегия позволяет собственнику бизнеса или руководителю получить так называемый helicopter view – взгляд сверху. Благодаря этому становится понятно, какие из подразделений неэффективны, какие необходимо увеличить, и как вообще видоизменить структуру организации.
- Описанная стратегия позволяет сотрудникам обдуманно принимать решения, опираясь на конкретные правила и понимания общего вектора движения компании.
Но самое важное, стратегия станет вашим основным конкурентным преимуществом, так как совокупность всех этих пунктов позволит вашему бизнесу стать более осознанным, а значит, и более гибким, прибыльным и эффективным.
Источник: dzen.ru
Кому и зачем нужна стратегия
Простой ответ на вопросу кому нужна стратегия — она нужна всем. Простой ответ на вопрос зачем — чтобы знать, что и с какой целью вы делаете.
Но это слишком абстрактно. Поэтому давайте разберем сценарии, при которых стратегия нужна и поговорим о том, зачем она нужна.
Клиенты отказываются покупать продукт из-за цены
Как вам кажется, как часто компании себе говорят: «У нас не купили, потому что нашли дешевле». Как показывает практика — очень часто. Поговорив с десятком владельцев бизнесов, от восьми вы услышите, что клиент не купил продукт, потому что его не устроила цена.
Но на самом деле цена не всегда главный виновник. То есть компания думает, что причина всех бед — неконкурентная цена, хотя на самом деле это лишь финальный барьер, который потребитель не преодолел.
Потому как раз клиенты при выборе отталкиваются от цены, то значит они и выбирают не продукт, а цену. То есть либо продукты у всех одинаковые, либо отличия продуктов для потребителя не очевидны, либо за эти отличия потребитель не готов переплачивать.
Все перечисленные сценарии — плохие. Но даже в худшем из них, когда у всех одинаковые продукты, компания могла бы получить клиента. Просто она допустила ту же ошибку, что допускают и 95% ее конкурентов — она охватила нижние этапы воронки, работая исключительно с теплым спросом.
Захвати она потребителя на более ранних этапах принятия решения, он бы не выбирал из десятка предложений.
Зачем нужна стратегия
В этом сценарии задача компании — не переходить или выйти из сугубо ценовой конкуренции. Задача стратегии — либо определить дифференциацию продукта, выбрать фокусную нишу, либо решить, как иначе подойти к маркетингу и продаже продукта.
Сваливаясь в ценовую конкуренцию, фирмы конкурируют по предельным издержкам. Встает вопрос: насколько вы уверены, что ваши издержки ниже, чем у конкурентов?
Пример из жизни
Есть компания, она запускает интернет-продвижение. У компании два основных продукта — оформление помещений и продажа товаров для самостоятельного оформления.
Стоимость оформления помещений варьирует в десять раз — все зависит от размера помещения, предполагаемых работ, используемых материалов и других факторов. При этом, как считает клиент, основная причина «отвала» – цена.
Зачем вашему бизнесу стратегия: конкуренция, особенности работы и пустая трата ресурсов
Если вы создаете собственный бизнес, открываете компанию, которая должна зарабатывать, большое значение имеет наличие дифференцированной стратегии. В этой статье мы расскажем, почему так важно ее иметь, дадим советы по созданию такой стратегии в вашем конкретном случае.
Работа без стратегии
В настоящее время очень много малых предприятий и даже крупных компаний на самом деле работают без стратегии. В результате, их способность конкурировать, чтобы получить прибыль, полностью зависит от упорного ежедневного труда.
Даже после напряженной работы, пытаясь превзойти своих конкурентов, они, скорее всего, останутся с посредственной прибылью, в лучшем случае — получат минимальный потенциал для роста.
Слишком много предпринимателей сегодня не уделяют должного внимания самым важным стратегическим решениям для своего бизнеса. Вместо этого они тратят время и энергию на выполнение бизнес-плана.
Но так не должно быть. Вы должны разработать стратегию для своего бизнеса, которая действительно даст ему конкурентное преимущество.
Что такое стратегия?
Стратегия должна отвечать на два вопроса.
1. На каком рынке вы будете работать?
2. Чем ваш продукт будет отличаться от конкурентов?
Разберем каждый из этих вопросов более подробно.
На каком рынке вы собираетесь конкурировать?
Самая успешная стратегия — войти на рынок, на котором нет конкуренции. Такие рынки трудно найти, но вы сразу выиграете, если это сделаете.
Иногда вам нужно пересмотреть свою стратегию, чтобы создать новый сегмент рынка, в котором вы окажетесь единственным игроком или начнете доминировать.
Например, если вы собираетесь открыть фирму по покраске домов, вы должны быть готовы к высокой конкуренции. Чем вы сможете привлечь клиентов?
Если обладаете большим опытом или работали в известной и уважаемой в городе фирме, можете сосредоточиться на выполнении качественной работы. Вы могли бы полностью позиционировать свой бизнес на этом конкурентном рынке.
С другой стороны, вы можете решить пойти по другому пути, делая упор на предложении конкурентоспособных цен.
Наконец, можно сосредоточиться на внутренней отделке или покраске новых домов, промышленной покраске.
Ваша стратегия должна быть гибкой. Например, можно выделить определенный вид работы в качестве приоритетного, если нужно сразу увеличить объем продаж.
Поиск конкретного сегмента рынка для конкуренции является наиболее распространенным способом разработки эффективной стратегии и, зачастую, самым простым.
Найти способ конкурировать по-разному на одном и том же рынке
Вот классический пример стратегии «Конкурируй иначе», который на личном опыте использовал американский предприниматель Боб Адамс.
В 19 лет он решил начать бизнес по прокату велосипедов, когда услышал о человеке, который прилично зарабатывает за летний сезон в этой сфере.
Адамс скопировал все, что делал его конкурент. Купил 50 подержанных велосипедов, выстроил систему агентств по прокату.
Затем стал ждать, когда появится прибыль. Но никто не спешил арендовать велосипеды. Стратегия другого предпринимателя в этом случае не сработала. У него были новые велосипеды, а у Адамса — старые. У него были лучшие места проката, а у Боба те, что остались.
Тогда он использовал свое конкурентное преимущество. Взял автомобиль своей матери, предложив услугу по бесплатной доставке велосипедов в кемпинги и мотели. У него появилась стратегия, которая отличала его конкурентов. Неважно, что велосипеды были старыми, даже цена не имела значения. Ведь он единственный занимался доставкой велосипедов.
Зачем разрабатывать стратегию?
У всех фирм должна быть стратегия. Следование ей гарантирует, что бизнес будет прочно стоять на ногах.
Становясь отправной точкой для ежегодного бизнес-планирования, стратегия станет ядром, вокруг которого будет разрабатываться годовой бизнес-план. Это также сформирует структуру, которая поможет вам рассмотреть среднесрочные отклонения от плана. Кроме того, поможет установить последовательное направление для ключевых функциональных областей.
Хорошая стратегия должна сохраняться год за годом и, следовательно, связывать бизнес-план одного года с другим. Это позволит компании легко опираться на достижения предыдущего года.
Без четко определенной или строго соблюдаемой стратегии фирмы любых размеров, как правило, теряют из виду направления для своего развития, когда сталкиваются с временными трудностями или когда руководству просто становится скучно работать по старинке.
Стартапы часто приходят к неутешительным результатам с самого начала из-за отсутствия стратегии, простого копирования чужой бизнес-модели. Чтобы обеспечить успех, нужно отличаться от конкурентов, чтобы вас заметили потенциальные клиенты.
Как не потерять клиента
Если компания действует без стратегии, добавляя не связанные между собой линейки продуктов или услуг к своим предложениям, она достаточно быстро запутывает своих клиентов, которые в результате уходят с рынка.
Потребитель понимает, что руководство не имеет ни малейшего представления о характере своего бизнеса. Что бы вы сами подумали, если бы ваше любимое кафе-мороженое начало предлагать обеденное меню? Или если местный торговец лодками вдруг занял бы 50% торговой площади газонокосилками?
Стратегия — это не просто модное понятие, которому обучают в бизнес-школе, а в огромных корпорациях используют, чтобы выглядеть более презентабельно. Это то, что может иметь решающее значение для продвижения вашего бизнеса к успеху.
Несколько простых стратегий, с которых можно начать свое дело
Как определить, какой должна быть ваша стратегия? Как выявить собственные сильные и слабые стороны?
Поиск истинной стратегии — той, которая действительно будет способствовать тому, чтобы ваш бизнес отличался от конкурентов, может занять определенное количество времени и ресурсов. Главное, чтобы они не тратились впустую.
Вот несколько возможных стратегий для начинающей компании.
- Высокое качество по сравнению с низкой ценой.
- Узкая и широкая линейка продуктов.
- Высокотехнологичные и низкотехнологичные продукты.
- Модные и консервативные продукты.
- Фирменное наименование и универсальный бренд.
- Индивидуальные и стандартные предложения.
- Освоение собственной узкой ниши на существующем рынке.
Ведущие консалтинговые фирмы, как правило, советуют своим корпоративным клиентам избавляться от бизнеса, в котором они не являются одними из ведущих лидеров рынка. Правда состоит в том, что вам не нужно быть лидером рынка, чтобы успешно конкурировать. Вам нужно найти свою особенность, по которой вас будет возможно отличить от конкурентов, чтобы быть успешным.
Вместо заключения
Придумать отличную стратегию может быть самым сложным шагом в построении бизнеса. Но пренебрегать этой составляющей нельзя.
В завершение следует предупредить начинающих предпринимателей о том, что самая выигрышная стратегия для вашей конкретной ситуации (а их, вероятно, много, а не только одна) может быть самой простой и очевидной.
Так что не пытайтесь продумать обязательно сложную и многоступенчатую стратегию. Возможно, верное и простое решение просто лежит перед вами.
Возможно, вам придется много раз возвращаться к своей стратегии, чтобы как-то ее усовершенствовать. Это нормальная ситуация, ведь она должна оказаться действительно мощной и работоспособной. Поверьте, все это будет стоить затраченных усилий.
Источник: businessman.ru