Разговоры о спасении малого бизнеса надоели всем настолько, что большие СМИ практически перестали об этом писать. Что касается представителей (и владельцев) малого бизнеса, то они, по всей видимости, уже разочаровались и в государстве, и в силе СМИ. Постоянные высказывания об одном и том же на протяжении месяца практически никак не изменили ситуацию, однако проблема никуда не ушла.
Журнал Reconomica изучает статистику и объясняет, почему малый бизнес необходимо спасать, а закрытие предприятий — путь к разрухе.
Малый бизнес
В нынешней кризисной ситуации понятия «малый» и «средний» бизнес практически перемешались. Как правило, люди говорят о спасении частного сектора как такового. Если говорить по-простому, то в малом бизнесе работает до 100 человек, в среднем — до 250. Есть и микропредприятия, в которых работает до 15 человек. Если эти предприятия не сотрудничают с государством, а просто продают товары либо услуги на рынке, то им сейчас тяжело — это понятно всем.
Когда умрёт малый бизнес? Олег Комолов // Простые Числа
Почему их нужно спасать
Стоит посмотреть на количество россиян, которые задействованы в малом бизнесе.
В 2019 году Сбербанк провёл исследование, согласно которому 25,6% всех рабочих мест в России обеспечивает малый бизнес, то есть четверть от всех рабочих мест.
Гигантские цифры, при этом Россия не так сильно зависит от малого бизнеса, в большинстве европейских стран цифры совсем другие.
Малый бизнес помогает росту ВВП.
Развитие малого бизнеса спасает от безработицы
Больше малого бизнеса — меньше безработицы. Это не только довольно простое умозаключение, но и подтвержденная данными статистика.
Самая высокая безработица среди российских регионов в Ингушетии — более 26 процентов. Из тех, кто всё же работает, лишь 2,9 процента заняты в малом бизнесе. Это подтверждают и другие регионы. Исключением является лишь Чукотка, где всего 13 процентов людей заняты в малом бизнесе, однако безработица там на уровне 1,2%. Однако это можно объяснить спецификой местной добычи.
Вклад в экономику важен
В 2017 году 21,9% ВВП страны формировал именно малый бизнес. 18 миллионов россиян, работающих в этом секторе, действительно влияют на экономическое состояние России.
То есть малый бизнес важен не только с точки зрения рабочих мест, но и как источник денег для всего рынка (а налоги ещё и укрепляют бюджет).
Безработица — вероятный сценарий после закрытия малого бизнеса.
Почему никто не говорит о спасении крупных предприятий
Нужно учитывать особые условия, в которых живут крупные предприятия. Очень часто они тесно связаны с государством, что позволяет получать дотации. Из-за больших объёмов они имеют некоторые накопления (если предприятие действительно нужное и приносит прибыль). То есть у них в любом случае есть возможность спасти себя и платить зарплату сотрудникам.
С другой стороны, представители «Аэрофлота», получающего дотации от государства, уже отправили часть персонала в отпуск.
Нужен ли малый бизнес государству
Как показывает опыт любой развитой страны, малый бизнес способен не просто помогать экономике, а быть её основой. Экономическая свобода позволяет влиять на скорость роста ВВП, средние доходы по стране тоже растут благодаря малому бизнесу. В случае, если открытие своего предприятия (даже маленького) становится запрещенным или бессмысленным (из-за налогов и прочих препятствий), то их роль вынуждено брать на себя государство. Что произойдёт с предприятием, если им станет заниматься депутат маленького города, не имеющий представления о бизнесе, понятно всем — оно закроется.
Прошлые прогнозы теперь не имеют смысла.
Зачем защищать богатых?
Одно из главных предубеждений россиян о малом бизнесе является совершенно неверным. Наличие собственного дела никого не делает богатым просто так — наоборот, большинство предприятий только вгоняют владельцев в долги.
Достаточно пройтись по торговому центру и запомнить весь бизнес, который вы встретите внутри. Если вернуться туда через год, то как минимум 30-40 процентов предприятий просто исчезнут, а их владельцы будут продавать имущество, чтобы вернуть кредиты.
«Это их проблемы»
Очень легко сказать, что какие-то люди хотят стать богачами и ничего не делать, так что их проблемы сейчас никого волновать не должны. Однако эти люди платят налоги, обеспечивают рабочие места, делают жизнь окружающих лучше — хоть раз в жизни они могли бы и получить помощь от государства. В противном случае не стоит жаловаться, если до ближайшего магазина придётся шагать полчаса, а цены на товары будут расти из-за отсутствия конкуренции на рынке.
Смерть малого бизнеса — прямой билет в СССР. Только СССР имел возможность обеспечивать себя большей частью товаров, а современная Россия заваливает прилавки товарами с причудливыми названиями «Маспо», «девяток яиц», сырный продукт, паштет с ароматизатором «Гусь». Если добить местных производителей, то очереди за маспом будут огромными, а пальмовое масло станет основой всех российских продуктов.
Опубликовано 2 мая, 2020 Обновлено 2 мая, 2020 Пользователем Ирина Грозина
Статья была вам полезна? Мы старались для вас! Пожалуйста, поддержите нас репостом в соцсетях или обсудите материал на любимом форуме. Это очень поможет проекту. Спасибо!
Источник: reconomica.ru
ПОЧЕМУ УМИРАЕТ МАЛЫЙ БИЗНЕС, ИЛИ КТО НАУЧИТ НЕУДАЧНИКОВ ПРАВИЛАМ ИГРЫ?
Теоретически предпринимателем может стать каждый. Но не каждому дано довести задуманное дело до конца. Большинство экс-бизнесменов, не сумевших продолжить предпринимательскую деятельность, жалуются на тяжелое бремя налогов, отсутствие понимания со стороны властей. Однако дело вовсе не в налогах и бюрократии, хотя и в них тоже. Главная причина — в элементарной финансовой безграмотности начинающих предпринимателей.
Времена нынче действительно тяжелые. Люди пока попросту не привыкли самостоятельно отстаивать свои интересы и не умеют приспосабливаться к рынку. А он именно этого и требует.
Большинство начинающих бизнесменов, даже имея высшее экономическое образование, не всегда способны профессионально вести бухгалтерский учет и сложную документацию. Поэтому довольно часто можно наблюдать следующее.
Два человека взялись за какое-нибудь дело и начинают его раскручивать. Первый знает, как как привлечь клиентов, второй их «обрабатывает». Постепенно предприятие становится прибыльным, у учредителей появляются «живые» деньги. Так проходит полгода-год.
Затем между партнерами возникают дрязги, и они начинают делить прибыль — важный человеческий фактор, который присутствует всегда и везде. И вдруг эти деньги резко заканчиваются.
«Что случилось? Ведь все вроде делали правильно. » — задаются они вопросом и не находят ответа.
— Это классический пример того, как закатываются только начавшие свое восхождение на небосклон звезды предпринимательской деятельности, — считает главный бухгалтер одной из казанских фирм, эксперт Андрей Щерба. — В данном случае роковым является даже не человеческий фактор, бюрократы и непосильные налоги, а отсутствие финансовой грамотности у людей, организовавших дело. Подобное происходит сплошь и рядом. Вообще, опыт показывает, что 50 процентов фирм закрываются в первый год своей работы именно по этой причине. На второй-третий годы работы закрываются уже 80 — 90 процентов предприятий малого бизнеса.
Справедливости ради стоит отметить, что и наше республиканское правительство, и Президент Татарстана Минтимер Шаймиев уделяют этой проблеме большое внимание. Однако ситуация настолько сложна, что сразу решить все проблемы не удается.
Я часто общаюсь с выпускниками высших учебных заведений, окончивших экономические факультеты с красным дипломом. Но и они зачастую не могут ответить на элементарные вопросы, не знают, какие документы и счета необходимы в том или ином — подчеркну: не самом трудном — случае. Они просто не могут применить знания на практике или этими знаниями не обладают совсем. Их приходится учить заново. Таковы издержки нашего высшего образования.
Представьте, что в вашем офисе стоит компьютер. По разным бумагам он может проходить по-разному. В зависимости от того, как руководитель его оформит, он будет платить с него разную сумму налога или не платить вообще. То есть руководитель должен уметь оптимизировать расходы, чего зачастую сделать не может. Поэтому и проблема очень серьезная.
Что происходит с малым бизнесом? Тренды на 2022 год.
Количество действующих юридических лиц неуклонно сокращается последние 7 лет. Некоторые компании уходят с рынка, а некоторые выбирают иные формы: ИП, самозанятость. В каких отраслях происходит наиболее сильное сокращение компаний?
Традиционно принято говорить о том, что наиболее количество бизнесов у нас сосредоточено в сфере продаж. Однако, такое положение вещей было верным 10 лет назад. Сейчас же наибольшее количество юридических лиц зарегистрировано в сегменте строительства.
Это можно объяснить в том числе и ажиотажным спросом на недвижимость 2020-2021 гг. Застройщики часто прибегают к услугам субподрядчиков на стройках жилых домов — небольшие компании, выполняющие определенный спектр работ. Также введенное жилье необходимо «отремонтировать»: провести ремонтно-отделочные работы. А учитывая возросшие темпы строительства появилась потребность и в кадрах.
Есть сектора экономики, которые испытают «прилив» денежных средств, но есть и обратная ситуация. Например, сегмент beauty является одним из самых пострадавших за последние годы. Здесь наблюдается закрытие offline студий, перерегистрация мастеров в самозанятых, попытка перейти на самодостаточную работу без участия работодателя. У мастеров это получается только в тех случаях, когда у них уже есть своя клиентская база, готовая перейти к мастеру. А продвижение с нуля в социальных сетях подорожало на десятки процентов, так как теперь все компании перешли в online: включение цифрового маркетинга в свой «арсенал», продвижение своих профилей и услуг блогерами, продажа курсов.
Вебинар проведен на платформе Фонда развития предпринимательства Челябинской области — Территория Бизнеса, на тему: «МСП России: итоги-2021, тренды-2022»
Вся актуальная информация доступна на нашем Telegram и YouTube каналах.
Почему нам можно доверять?
- • Стаж работы. Мы непрерывно работаем с 2008 года и постоянно улучшаем «продукт».
- • Компетентность. Наши эксперты регулярно повышают квалификацию и принимают участие в написании материалов для профильных изданий.
- • Публичность. 5.000 человек на YouTube канале «Бизнес по плану».
Записаться на консультацию
Остались вопросы? Разберем бесплатно простую задачу или проведем консультацию (Посмотреть пример)
Подпишитесь на рассылку «1Капиталь»
1 раз в месяц
Новости законодательства и финансов
Обновления видеоблога
Источник: ce-na.ru