Говоря о работе такси, обычно смешивают две самостоятельные бизнес-модели.
- Первая модель позволяет зарабатывать на заказах. Диспетчер или агрегатор собирает информацию от клиентов и передаёт её водителям. На каких автомобилях будут выполняться заказы для бизнеса несущественно.
- Во второй модели основой бизнеса является автопарк, который используется для перевозки пассажиров. В этом случае неважно откуда поступает заказ на автомобиль.
Чтобы понять, что это два разных бизнеса, российским таксистам пришлось пережить много перемен. Лет 10-15 назад рынок такси состоял из множества местных игроков. Это были диспетчерские службы без машин или таксопарки со своими машинами и диспетчерами.
Перемены начались когда рынок заказов поделили между собой крупные федеральные сети «Лидер», «Везёт», «Сатурн» и «Максим». А окончательная трансформация произошла в последние два года, когда в регионы пришла большая тройка онлайн-агрегаторов «Яндекс.Такси» , Uber и Gett.
ЗАКАЗОВ НЕТ/ЗАПЕЛ В БИЗНЕС ТАКСИ
Работа локальных диспетчерских стала нерентабельной, поскольку львиную долю заказов забирают интернет-агрегаторы и федеральные сети. Отдельные диспетчерские выживают, сократив штат своих операторов и используя услуги аутсорсинговых колл-центров. Думаю, что те из них, кто не набрал больших долгов по кредитам, найдут свою нишу и продолжат работать дальше.
Не выдержал конкуренцию? Давай партнериться
Таксопарки с собственными машинами тоже оказались перед выбором. Часть таксопарков стала партнерами Яндекса и Gett. Но партнерство с агрегаторами означает следование их демпинговой ценовой политике, что уже не один раз было причиной недовольства таксистов. Поэтому многие таксопарки выбрали другой путь — сдачу автомобилей в аренду.
В большинстве случаев эти машины остаются в сфере такси. По моей оценке 2/3 клиентов таких автопарков — таксисты. Остальные это службы доставки пиццы и суши, торговые представители и другие арендаторы, чья работа связана с постоянным передвижением по городу. Есть запросы от физических лиц, но, как говорят наши клиенты, они менее интересны.
Сдавать автомобиль таксисту выгодно, потому что это всегда долгосрочные арендные отношения, машина нужна для работы каждый день, а значит будет меньше простаивать.
Своя мотивация арендовать автомобиль есть и у таксистов. Если судить по прибыли, то выгоднее работать на своей машине. Средняя стоимость аренды у нас в Томске и в Новосибирске больше 1000 рублей в сутки. В Москве, конечно, дороже, хотя столичные автопарки стараются не завышать цены и привлекают клиентов акциями.
E-Com Heroes: бесплатное закрытое сообщество русскоязычных предпринимателей, которые хотят запустить или развивать зарубежный e-com-бизнес. Подать заявку
Но кроме денег есть другие факторы. Наезжая по 10 000 километров в месяц таксист медленно и верно «убивает» свою машину. Придется брендировать её цветами и логотипом фирмы, а это тоже многим не нравится. Есть чисто психологическая мотивация, что семейную машину нельзя использовать как станок для работы. Если автопарк предлагает автомобили в удовлетворительном состоянии, на газовом топливе, на 12 часов в сутки (а больше работать не хватит сил), то почему бы не попробовать?
ПРЕИМУЩЕСТВА БИЗНЕС ТАКСИ | ВИП ТАКСИ | ТАРИФ ULTIMA | ЯНДЕКС ТАКСИ | ТАКСИ | ТАКСИСТ | ПИТЕР |
Пример цифрового неравенства
Как работает Яндекс.Такси в провинции
Вас могут привезти на такси на дачу, а вот обратно, увы, не уедете, если вдруг приспичит заказать такси из деревни или с дачи.
В приложении Яндекс-такси невозможно заказать такси, даже если всего 10 км от города- пишет, что сервис не работает.
Хотя странно, для небольшого города, наоборот, выгодны поездки хотя бы в пределах 20 км, транспорт из деревни ходит плохо, автобусы дачные могут отменить.
У меня такая ситуация: отменили дачный автобус(потому что автобус частный и водитель решил на работу не идти), до города как раз 10 км, стою на трассе Москва-Рига и такси от Яндекса вызвать не могу. Пришлось искать в интернете местные компании и вызывать по телефону.
2. Поездки «от Яндекса» выходят дороже, чем у местного перевозчика.
Мне все таки вручную точку в приложении удалось поставить, поездка с дачи обошлась бы у в 568 рублей, у местного перевозчика «Максим» поездку насчитали на 445 рублей.
3. Нельзя вызвать такси на определённое время.
Такси приезжает мгновенно или через несколько минут, если близко, а в приложении поставить определённое время нельзя.
Я привыкла такси заранее вызывать, все таки в Москве расстояния другие.
4. За отмену поездки снимают деньги, а еще есть рейтинг пассажира.
Я сервисом Яндекс. Такси пользовалась пару лет назад и не помню, чтобы запросто так деньги снимали.
Вызвала такси, оно приехала буквально за две минуты-не ожидала такой прыти. Пришлось такси отменить, ибо поездка ожидалась через 40 минут. За отмену поездки сняли 50 рублей, раньше такого не было.
Возможно, если бы указала способ оплаты наличкой, то деньги бы и не сняли, но рейтинг личный бы пострадал. Теперь точно карту не буду указывать в приложении.
Полезла перепроверить в интернете, действительно, снимают минимальную стоимость поездки за отмену заказа и ещё оценки пассажирам ставят.
А нормальное приложение сделать нельзя? Почему время нельзя указывать, на какое нужно такси?
Почему пассажиры должны расплачиваться за кривое приложение?
У местного такси «Максим» в приложении время нужного прибытия такси указать можно, аж на сутки вперед!
Нашла в использовании такси от Яндекса всего один плюс.
Машины нормальные-чистые и в хорошем состоянии.
Можно с использовать машины без эмблемы и опознавательных знаков, но она должна быть не старше 10 лет, а также внутри и снаружи чистой: водителей заставляют фотографировать машину каждые две недели.
А вот местный перевозчик «Максим» принимает любые машины, даже старые и грязные.
Мне как раз такая попалась, когда вызвала такси с дачи-в салоне грязь, багажник забит хламом.
Еще, если оплачиваешь поездку картой, приходит чек.
Из особенностей провинциального такси:
Таксистом можно работать сразу в нескольких компаниях на своей машине. Шофер, что меня подвез до вокзала, работает сразу в двух приложениях, от Яндекс. такси и местного перевозчика, у него на телефоне стояло два приложения.
Как видите, от у местного перевозчика есть функция отложенного вызова такси, в отличии от Яндекс.Такси.
Парка с Яндекс.Такси давно нет в Луках (впрочем и других городах)-машину можно арендовать с шашечками и надписями «Яндекс.Такси» за 1300 рублей в сутки-считай весь дневной заработок.
Но якобы такие машины имеют больше рейтинг и поэтому больше зарабатывают.
Мне попалась обычная ухоженная машина, без опознавательных знаков. Водитель зарабатывает в среднем 2 тысячи рублей от двух сервисов. Шофер жаловался, что машине уже скоро 10 лет стукнет и он не сможет таксовать в Яндекс. Такси.
Источник: www.myparallel.ru
Почему легальных такси стало меньше и растет ли серый рынок?
Работать легально водителям невыгодно: как только автомобиль получает разрешение на деятельность такси, сразу нужно платить очень дорогое ОСАГО, а в некоторых регионах вообще невозможно застраховать автомобиль как такси, потому что на это не решаются страховщики
—>
По данным публичной автоматизированной информационной системы (ПАИС) «Такси», в 2022 году сократилось количество официальных разрешений на работу такси, пишут «Ведомости». Если в декабре 2021 года количество лицензий по стране составляло около 460 тысяч, то сейчас — только 410 тысяч.
Некоторые эксперты связывают такое существенное снижение количества такси с тем, что часть водителей перестают работать легально. Однако участники рынка, опрошенные Business FM, говорят, что очень многие работать легально и не начинали. По одной простой причине: водителям это невыгодно, говорит таксист, председатель общественного движения «Форум такси» Олег Амосов:
Олег Амосов таксист, председатель общественного движения «Форум такси» «Как только автомобиль получает разрешение на деятельность такси, сразу нужно платить ОСАГО, которое получается почти в три раза дороже, а в некоторых регионах вообще невозможно застраховать автомобиль как такси».
О масштабах нелегального рынка такси в России рассказали водители такси.
Автор YouTube-канала Taxi to day Никита Штых:
«В Москве с этим борются, есть у нас система под названием КИС АРТ, которая помогает лицензировать водителей и выявлять нелегалов. Нужно зарегистрироваться в этой системе, чтобы получать заказы. Но при этом число нелегальных водителей — «бомбил» составляет порядка 20%. В регионах вообще ситуация намного хуже, там лицензированных таксистов можно пересчитать по пальцам, потому что нет никакого контроля».
Московский таксист Василий (имя изменено) лично столкнулся с нелегальным водителем:
«Я оставил свою машину, заказал такси, приехал. Во-первых, указана была одна машина, а приехал человек с другой фамилией, на другой машине, не Kia, а Hyundai, не желтая, а белая. Задаю вопрос: «Ты же не Ахмеджонов, ты на Ахмеджонова не похож, у меня же фотография есть Ахмеджонова». А тот отвечает: «Ну да, понимаете, это мой брат, он по ночам не ездит, я езжу по ночам, а он только днем ездит».
Таксист из Красноярска Евгений:
— У нас очень много водителей, процентов, наверное, 80, ездят без лицензии. Если машина с наклейками агрегаторов, то почти у каждого в бардачке лежит договор, якобы заключенный с рекламным агентством, якобы человек сдал в аренду борта автомобиля под нанесение рекламной продукции и якобы зарабатывает на этом деньги. Гаишники у нас закрывают на это все глаза. По поводу ОСАГО на такси оформить, никто не хочет даже заморачиваться, потому что зачем переплачивать за такую тройную страховку, ОСАГО делать, проще ездить без лицензии.
— Многие ли нелегальные такси подключены к агрегатору?
Страховка вообще является одним из серьезных препятствий на пути к легальным перевозкам. Для такси, принадлежащего юрлицу, в зависимости от региона ОСАГО может стоить от 25 тысяч до 50 тысяч рублей в год.
В некоторых регионах страховщики просто не хотят страховать такси. Они либо выставляют трудновыполнимые требования, к примеру отвезти машину на техосмотр в другой город, либо ставят бюрократические препоны. Происходит это потому, что аварии часто случаются именно по вине таксиста и компании считают этот вид страхования убыточным.
Так что рынок нелегального такси как был, так и остается, а причины сокращения количества легальных машин не в том, что люди начинают работать в серую. Скорее, просто уходят из отрасли, говорит председатель координационного совета Межрегионального профсоюза работников общественного транспорта «Таксист» Андрей Попков.
Андрей Попков председатель координационного совета Межрегионального профсоюза работников общественного транспорта «Таксист» «Сейчас бизнес лег на бок уже в связи с известными ситуациями, с ковидом сначала, потом вот сейчас в связи с тем, что автомобили подорожали в 2,5 раза, запчасти, топливо подорожали, а цены особо не повысились на перевозку. Знаю многих хозяев крупных таксопарков, которые говорят, что мы докатываем последние автомобили, и все, уходим из бизнеса. Раньше каждые три года в Москве обновлялись автомобили, а сейчас парк не обновляется, потому что просто его нет. Либо такие конские цены, что уже люди не понимают, зачем вообще заниматься этим бизнесом себе в убыток».
По словам экспертов, государственной поддержки отрасль пока не получает. А с учетом того, что легальный рынок сократился на 50 тысяч машин всего за несколько месяцев, возможно, сейчас самое время.
Источник: www.bfm.ru