Почему в разных странах поддержка малого бизнеса считается делом государственной важности

Мы будем рассматривать в этой разделе основные характеристики малого бизнеса США, Испании, Южная Кореи, Японии и т. д. На фоне проблем, связанных с малым бизнесом в России, нам есть чему поучиться у западных коллег.

Уровень развития малого бизнеса напрямую определяет степень развития экономики государства в целом. Достаточно упомянуть, что на 1000 российских граждан приходится примерно около 6 предпринимателей, в то время как в странах — членах ЕС не менее 30. В России доля малых фирм в общем числе всех предприятий составляет только лишь 30%, в странах ЕС предприятия малого бизнеса составляют около 90% от общего числа предприятий.

Развитие малого бизнеса на Западе идет более быстрыми темпами, поскольку национальные власти придают большое значение предприятиям малого бизнеса и оказывают им поддержку на федеральном уровне. Малый бизнес в развитых странах в настоящее время представляет собой средний класс, который служит базой для стабильного развития экономики. Даже бывшие развивающиеся страны именно с развитием малого, среднего бизнеса совершили большой экономический рывок (Тайвань, Сингапур, Индонезия и т.д.). Если проследить темпы развития малых предприятий в этих странах, то видна зависимость развития всей экономики в целом.

· Малый бизнес в США начал свое развитие еще в эпоху Великой Депрессии, поэтому его уровень остается стабильно высоким. Федеральные программы, которые только еще начинают разрабатываться в некоторых странах, в США датируются аж 1932 годом. В это время после времен Великой Депрессии начали государство стало субсидировать малые предприятия, пострадавшие в результате войны. В то время именно малый бизнес обеспечивал в США создание рабочих мест, подчеркивая свою важную социальную значимость

В 1953 году в США создается Федеральное агентство — Администрация по делам малого бизнеса США, которая по сей день отстаивает и защищает интересы малого бизнеса на правительственном уровне. Причем филиалы данной организации находится во всех крупнейших городах, таким образом, политика поддержки малого бизнеса распространяется на все штаты, а не только на основные экономические центры США. Основные задачи Администрации по делам малого бизнеса и его филиалов:

помощь в получении кредита для бизнеса;

техническая и информационная поддержка малого бизнеса в США;

предоставление гарантий по кредитам для бизнеса;

непосредственное субсидирование и кредитование малого бизнеса за счет средств собственного бюджета.

В США очень четко развита система критериев, по которой определяется малый бизнес. Эти критерии зависят от вида деятельности малого предприятия и отрасли, в которой оно работает. В одних сферах определяющим является количество работающих на предприятии человек, в других — оборот и прибыль.

Помимо Федерального агентства для соблюдения правового законодательства в отношении предприятий малого бизнеса создан специальный Адвокатский отдел, который отстаивает интересы бизнеса в суде и Конгрессе. Власти США в своей концепции развития экономики отводят малому бизнесу одну из главных ролей. В докладах министров правительства США постоянно проскальзывает одна и та же мысль, что малый бизнес — важный рычаг оздоровления всей экономики в целом.

Уже здесь наглядно прослеживается отличия в развитии малого бизнеса в США. В нашей стране государство только сейчас стало обращать внимание на малый бизнес, а предприятия малого бизнеса были вынуждены в свое время самостоятельно развиваться, выживать, уходя от уплаты налогов и т.д. В то время как в США уже давно малый бизнес изначально является приоритетным направлением экономики на государственном уровне. Опыт США в создании различных программ малого бизнеса очень ценен, причем все программы реально работают, предусмотрены конкретные механизмы их реализации.

· Малый бизнес в Китае

Китайское правительство уделяет большое значение развитию малого бизнеса в стране, поскольку именно этот сектор создает новые рабочие места, активно участвуя при этом в освоении инновационных технологий. Малый бизнес наиболее отвечает принятому в 2006 году тезису — «переориентировать ресурсоемкое производство в сторону высокотехнологичных решений».

Несмотря на это, малый бизнес Китая все равно нуждается в дополнительной поддержке государства, привлечении инвестиций, расширении программ кредитования малого бизнеса. Осознавая это, китайские власти пытаются всевозможными способами стимулировать экономический рост предприятий малого бизнеса, в частности совершенствуют правовое законодательство в области регулирования деятельности малого бизнеса и налогообложения малых предприятий. Основным из таких законов стал принятый в 2002 году «Закон о стимулировании развития малых и средних предприятий», который предусматривает равные возможности предприятиям малого бизнеса относительно кредитования, инвестиций, модернизации производства, внедрения информационных и наукоемких технологий.

Как и в других странах, в Китае созданы и активно усовершенствуются государственные фонды содействия развитию малого и среднего бизнеса. Основная их роль и задача — это обеспечение гарантийных обязательств и залогового обеспечения предприятиям малого бизнеса для возможности получения банковских кредитов для бизнеса. Для этого Коммунистической партией Китая было разработано и утверждено специальное положение о создании «Государственного фонда развития малых и средних предприятий». Данный фонд финансировался исключительно из бюджета Китая и выступал в роли катализатора развития малых предприятий. Государственный фонд призван защитить и отстоять в борьбе с крупными компаниями интересы предприятий малого бизнеса во всех отраслях экономики, обеспечивая им налоговые льготы, финансирование, законную защиту своих доходов.

Китайские программы развития страны предусматривают довольно внушительный экономический рост и увеличение эффективности деятельности народного хозяйства именно за счет комплексного развития, в том числе малого и среднего бизнеса. В частности, утверждены программы, рассчитанные на полную модернизацию китайской экономики вплоть до 2020-2050 годов. Одной из таких программ является принятая в 2003 году программа социально-экономического развития страны до 2020 года, предусматривающая к 2050 году полную модернизацию всей отраслей экономики.

После 2003 года в КНР отмечен небывалый подъем развития малого бизнеса, улучшение рентабельности предприятий, увеличение налоговых поступлений в центральный бюджет. Этот скачок развития был обеспечен, прежде всего, увеличивающимся количеством малых предприятий и индивидуальных предпринимателей.

Государственный комитет статистики КНР обнародовал следующие данные: в 2005 году в стране насчитывалось 3 млн. малых предприятий и почти 30 млн. индивидуальных предпринимателей. Таким образом, предприятия малого бизнеса составили подавляющее большинство от общего количества предприятий в Китае. Становится понятно, почему малый бизнес считается в Китае ключевым сектором экономики. Именно на малый бизнес трудятся около 60% трудоспособного населения КНР.

Если дать качественную характеристику малого бизнеса Китая, то малый бизнес является научным двигателем страны, поскольку именно в этом секторе производится больше всего инновационной продукции, изобретений и технических новинок. Именно предприятия малого бизнеса составляют экспортную основу производимой в стране продукции, поставляя свои товары на мировой рынок.

Основным государственным органами поддержки малых предприятий в Китае выступает специализированное агентство — Китайский центр по координации и кооперации бизнеса. Основная задача данного центра — создание необходимой инфраструктуры для технологического сотрудничества между национальными и зарубежными организациями в сфере поддержки предпринимательства. По инициативе центра реализуется консультационная и информационная поддержка малого бизнеса, организуются торговые ярмарки, выставки в области разработки инновационной продукции, проводятся семинары, конференции по исследованию проблем малого бизнеса и реализации программ.

Еще один важный орган поддержки и развития малого бизнеса — это созданная в 2001 году государственная информационная служба CSMEO . Этот координационный центр, в основном через свой сайт в Интернете, оказывает услуги по информационному обслуживанию населения и организаций в вопросах деятельности малых и средних предприятий. Сеть CSMEO , охватывающая все регионы и города КНР, своевременно информирует о состоянии рынка труда, об изменениях действующего законодательства, о последних научно-технических достижениях и технологических новинках, о состоянии и развитии предприятий малого и среднего бизнеса. Помимо этого информационная служба инициирует проведение ярмарок, различных совещаний между предприятиями и представителями власти, обеспечивает консультативную поддержку предприятиям.

Читайте также:  Налог на имущество организаций налог на игорный бизнес транспортный налог это какой налог

· Малый бизнес в Германии

Малый бизнес Германии один из самых активно развивающихся секторов экономики. Финансовая и технологическая поддержка предприятий малого бизнеса оказывается на всех уровнях ветвей власти.

Программы содействия развитию малого бизнеса в Германии, как и в ряде развитых стран, предусматривают приоритетную поддержку, прежде всего, наукоемких отраслей производства. Льготное кредитование малого бизнеса со стороны государственных органов финансирования включает в себя следующие направления:

кредитование малых и средних предприятий, ориентированных на инновационную деятельность;

кредитование проектов, направленных на сохранение и улучшение благоприятной экологической обстановки, связанных с охраной окружающей среды;

кредитование малого бизнеса, участвующего в развитии отсталых экономических регионов Германии;

кредитование предприятий, занимающихся строительством и решением жилищных проблем;

проектное финансирование предприятий, занятых в определенных отраслях, наиболее нуждающихся в коренной модернизации производства.

Основными программами развития малого и среднего бизнеса в Германии являются следующие:

программа «Концепция развития научно-технической политики по отношению к предприятиям малого и среднего бизнеса»;

программа «Стимулирование сбережений для открытия своего дела».

Первая программа обеспечивает финансирования малого бизнеса Германии, вторая способствует открытию своего собственного бизнеса, так называемых «start-up» проектов. Специальный государственный орган — Кредитный совет по восстановлению, подчиняющийся непосредственно федеральному правительству — призван контролировать реализацию вышеуказанных программ и обеспечивать механизмы их выполнения.

В рамках реализации федеральных программ предоставляются кредиты для бизнеса на льготных условиях. Данные условия предусматривают низкую процентную ставку (5-8%) и длительные сроки кредитования (5-15 лет).

Отметим, что малый бизнес в Германии имеет свою специфику и историю развития. В частности, еще в эпоху зарождения капитализма, с появлением первых крупных предпринимателей, начали создаваться торгово-промышленные палаты, которые явились первыми объединениями и союзами по сотрудничеству в сфере развития производства и торговли. В современной истории торгово-промышленные палаты развились до уровня государственных органов, и теперь каждый предприниматель обязан войти в состав палаты. Ни один правовой акт в Германии, касающийся малого бизнеса, не обходится без одобрения, согласования и утверждения торгово-промышленными палатами.

Ассоциация Германских торгово-промышленных палат объединяет собой все палаты и представляет интересы предпринимателей на федеральном уровне. Основная задача этой ассоциации сотрудничество тесная работа с представителями торгово-промышленных палат стран Европейского союза. Вместе все ассоциации образуют Объединение торгово-промышленных палат Европейского сообщества.

В настоящий момент торгово-промышленные палаты Германии участвуют в формировании бюджетов всех уровней, развитии строительства и промышленности, подготовке законопроектов, касающихся регулирования деятельности малых предприятий. Торгово-промышленные палаты имеют большое влияние на все стороны жизни общества, участвуя в заседании местных органов самоуправления, принимая важнейшие социально-экономические решения в области развития страны. Это целая инфраструктура, в которой участвуют и представители СМИ, и консультационные службы. Основная приоритетная задача палат — оказание всяческой поддержки и помощи малому бизнесу Германии.

· Малый бизнес в Сингапуре

Сингапур — крупнейший мировой центр по переработке нефтяных продуктов и производству полупроводников. Трудно представить, но если ВВП Сингапура разделить на количество всех жителей, то на душу населения придется по 25 тысяч долларов. Многие специалисты сходятся во мнение, что Сингапур — идеальное место для открытия и ведения малого бизнеса. Страна обладает прекрасной финансовой инфраструктурой, неспроста именно здесь находятся отделения более 3000 самых крупнейших компаний мира. Почему же малый бизнес Сингапура процветает, в то время как такие страны как Россия только делают еще первые шаги к реальному становлению малого бизнеса и созданию среднего класса в стране?

Во-первых, нужно отметить, что в стране создан привлекательный инвестиционный климат. В частности, действует льготная налоговая политика по отношению к малому бизнесу, связанного с привлечением иностранного капитала и инвестиций, отсутствует пошлина на перевод прибыли, обеспечиваются гарантии капиталовложений и т.д.

Во-вторых, основой малого бизнеса в Сингапуре является оказание различных услуг: торговых, транспортных, коммуникационных, финансовых, туристических и т.д. Причем в сфере этих услуг занято подавляющая часть населения страны (до 70-80%). Многие жители Сингапура ведут индивидуальную предпринимательскую деятельность, часть жителей владеет акциями различных компаний. Средний класс в Сингапуре составляется до 80% от общего числа жителей.

В-третьих, хорошие условия созданы как для открытия малого бизнеса, так и для осуществления непосредственной деятельности. Все эти условия закреплены законодательно и строго исполняются. Особые льготы предоставляются тем малым и средним предприятиям, которые только начинают свой бизнес. По исследованиям международных экспертов из CNN Time Warner Group Сингапур занимает 5 место по развитию малого бизнеса.

Нужно сказать, что малые и средние предприятия в Сингапуре составляют единую группу. Главным показателем при этом считается количество занятых на предприятии работников. Их число не должно превышать двухсот. Эту группу можно разбить на две категории.

Первая из них занимается организацией различного сервиса — созданием и развитием ресторанного, гостиничного, туристического, строительного, торгового бизнеса и т.д. Причем малый бизнес имеет жесткие стандарты, которые касаются абсолютно всех мелочей, начиная от обустройства помещений, заканчивая высокой квалификацией персонала. Благодаря этому ежегодно страну посещает около 6 млн.туристов.

Вторая группа предприятий малого бизнеса занята в производственной сфере, в том числе с применением инновационных технологий и высокотехнологичных производств. Государственная политика Сингапура направлена на тесное сотрудничество предприятий и объединению их в союзы. Делается это с целью эффективного разделения труда и для более продуктивной работы в области запуска новых современных технологий, производства новой продукции. Одному предприятия зачастую это не удается сделать, а в сотрудничестве с другими компаниями значительно проще.

В Сингапуре насчитывается около 140 тыс. предприятий малого и среднего бизнеса, это примерно 90 процентов от всех предприятий страны. Малый бизнес покрывает значительную часть занятости населения и обеспечивает примерный прирост около 5-6 процентов в год.

Такие внушительные успехи малого бизнеса были бы невозможны без целенаправленной государственной поддержки. В частности, государство заинтересовано помощь предприятиям малого и среднего бизнеса стать конкурентоспособными на международной арене. Для поддержки малых предприятий в стране создано специальное агентство «Spring». Оно разрабатывает и реализует различные программы помощи малого бизнесу. Основными направлениями этой работы являются:

развитие предпринимательского потенциала компаний малого бизнеса;

оказание консалтинговых, бухгалтерских, информационных услуг предпринимателям;

конкретная помощь предприятиям по специфике их работы;

борьба за качество и стандартизацию услуг и производимых в стране товаров;

совершенствование структуры предприятий малого бизнеса;

подготовка кадров для управления малым бизнесом

Как показывает мировая практика, кредитование малого бизнеса — жизненно необходимых фактор развития малых предприятий. В Сингапуре внедряются сотни различных программ льготного кредитования. Сюда входят и специальные займы на выгодных условиях, страхование кредитных рисков, субсидирование. Для микропредприятий, численность занятых работников в которых не превышает 10 человек, созданы специальные льготные условия кредитования. В целом, кредитно-банковская система страны полностью поддерживается и контролируется государством, позволяя при этом постоянно снижать кредитные ставки.

Нужно отдельной строкой отметить работу государственных структур в области подготовки квалифицированных менеджеров, специалистов, персонала. Государство покрывает за свой счет большую часть расходов на обучение и переподготовку кадров, занятых в сфере малого бизнеса. Для этого в Сингапуре действуют государственные и частные учебные заведения.

Несмотря на то, что в Сингапуре созданы государственные контролирующие органы, которые следят за соблюдением норм и стандартов в различных отраслях малого бизнеса, бюрократия чиновников в стране сведена к минимуму. Контроль нужен для эффективного мониторинга состояния малого бизнеса, выявления необходимости модернизации оборудования того или иного предприятия, предоставления помощи. Нужно отметить, что вероятность подкупа должностного лица исключена практически на 100%. Чиновникам запрещается принимать какие-либо подарки, совместно посещать рестораны, кафе и т.д.

Читайте также:  Как создать резервную копию Ватсап бизнес

Основные показатели развития малого предприятия в разных странах

Количество малых предприятий (в тыс.)

Количество малых предприятий в ранге на 1000

Доля работающих в общей численности занятых, %

Доля малых предприятий в ВВП страны, %

Источник: studwood.net

1.2 Государственная поддержка малого бизнеса (опыт зарубежных стран)

В большинстве стран-членов ЕС определение национальной политики в отношении малого предпринимательства является прерогативой федеральных властей, а конкретные мероприятия реализуются на уровне регионов. Все государства ЕС помогают малому получить доступ к источникам финансирования, используя при этом различные, более присущие для определенных национальных экономик рычаги.

Так страны Великобритания и Нидерланды в основном сосредоточиваются на обеспечении гарантий займа для малого бизнеса. Франция, Италия, Испания создают особые резервы для поддержания малого бизнеса посредством субсидий или фискальных льгот на инвестиции, льготных займов или дотаций.

Главным принципом, лежащим в основе системы государственной поддержки «миттельштанда» (в переводе на русский «средний слой»; этот термин объединяет малый и средний бизнес Германии), является оказание помощи, стимулирующей развитие самопомощи. Для этого в Германии разработано несколько специальных инструментов и конкретных программ. — Структурно-политические мероприятия, осуществляемые федеральным правительством ФРГ.

Они нацелены на обеспечение нормальных условий конкуренции для «миттельштанда». Главный инструмент здесь – картельное право, законодательно оформленное в 1957 г. Ведомство по надзору за картелями (по нашей терминологии, антимонопольный комитет), во-первых, тщательно следит за слияниями крупных фирм, во-вторых, облегчает кооперацию мелких предприятий, снимая ненужные запреты.

Вторая составляющая мероприятий по поддержке «миттельштанда» — обеспечение его равноправного участия в распределении государственных контрактов. С 1976 г. в Германии существует особое положение, регулирующее обязательное участие мелких поставщиков в дележе госзаказов.

В случаях дискриминации мелкие фирмы могут обратиться в специально учрежденные в этих целях инстанции. — Налоговые льготы. Этот инструмент, активно используемый сейчас в новых землях ФРГ, включает три главных разновидности: 1) специальные нормы амортизационных отчислений; 2) создание резервов необлагаемой налогом прибыли; 3) инвестиционные надбавки, выплачиваемые налоговыми ведомствами. — Финансовая поддержка.

Кредиты с относительно низкой ставкой процента и льготными условиями возврата денег, предоставляемые федеральным правительством, — существенное подспорье для «миттельштанда». Кредиты выдаются мелким фирмам не непосредственно, а через их банки, предоставляющие гарантии своевременного возврата денег.

Специальные кредиты, стимулирующие создание новых рабочих мест и улучшение региональной структуры экономики, предоставляются правительствами земель. — Помощь в инновационной сфере. Организационные формы такой помощи многообразны: индустриальные и научные парки, инновационные центры, где имеются возможности снять помещение, получить доступ к информационным банкам, консультациям, капиталу.

Государственная поддержка инноваций в сфере мелкого бизнеса осуществляется также содействием совместной работе «миттельштанда» с научными учреждениями, созданием необходимой информационной и консультационной инфраструктуры, облегчением передачи технологии, помощью в обучении научного персонала[10, с.35]. Значительная роль в стимулировании развития мелких фирм Великобритании принадлежит бюджетной политике правительства.

К мерам общего характера относится установление для мелких фирм пониженной ставки налога с корпораций. Запись доходов и издержек ведется только по факту независимо от того, к какому периоду они относятся.

Огромное значение в развитии малого бизнеса Великобритании имеют Программы оказания финансовой помощи: «Схема грантов», «Агентства помощи предприятиям местного значения», которые осуществляют финансовую поддержку мелких фирм на региональном уровне; «Схема содействия в создании предприятий» предусматривает финансовую помощь безработным, намеренным начать собственное дело. Специальные программы обеспечивают финансовую помощь молодежи при создании либо расширении их бизнеса, подготовку предпринимателей в сфере мелкого бизнеса; помощь муниципальным властям в деле создания нового и развития существующего мелкого бизнеса в городах.

Профессиональную подготовку мелких бизнесменов осуществляют специальные советы по подготовке специалистов. В некоторых странах (Бельгия, Франция, Нидерланды и др.) реализуется практика предоставления малому бизнесу рискового капитала. В частности, правительства этих стран гарантирует компенсацию возможных убытков венчурных фондов.

В странах Востока, в частности в Японии практикуется выделение субсидий и ссуд – прямых кредитов (Японский банк развития выделяет их малым предприятиям, функционирующим в наиболее перспективных отраслях) и гарантированных займов (благодаря введению налоговых льгот коммерческие банки охотно кредитуют малый бизнес), также предоставление долгосрочной (на 5-20 лет) ссуды объединению малых предприятий из средств государственного (через Государственную корпорацию по развитию малого предпринимательства) и местного бюджетов. Безвозвратная финансовая помощь выделяется только под научно-технические программы.

Широкое распространение получило в Японии выделение субсидий, покрывающих до 50 % затрат, на создание центров повышения технического уровня малых фирм, консультирование, повышение квалификации работников и т.п. Государство берет на себя расходы по диагностированию состояния малых предприятий.

Государство и местные власти Японии в равных долях ассигнуют средства на информационное обслуживание малого бизнеса через сеть местных информационных центров, каковых имеется 17 [2, с.12]. Для стимулирования модернизации производства в Японии создан фонд лизинга для передачи оборудования в аренду сроком до 7 лет или долгосрочного кредитования стоимости оборудования под низкие процентные ставки с рассрочкой погашения средств.

Размер кредита, сроки погашения, отсрочки, процентная ставка определяются государством. Интересен для нас может быть опыт финансовой поддержки малого бизнеса в странах Юга, где рыночные отношения еще не устоялись окончательно, и государство выступает в основном не как собственник предприятий, а как координатор и организатор.

Так в Индии политика государства по поддержке и развитию малого бизнеса осуществляется на двух уровнях: 1) микроуровень, когда цель этой политики непосредственно малые предприятия. Для них вводятся налоговые и кредитные льготы, им оказывают консультационные услуги, защищают от конкуренции крупных производителей, помогают в подготовке кадров и т.д.; 2) макроуровень – организация и защита государством среды развития малого бизнеса, что, в конечном счете, создает долгосрочные стимулы роста экономики, включая мелкое производство.

Особую роль играет проводимый Индией курс защиты внутреннего рынка от активной иностранной конкуренции, что существенно облегчило выживание мелких предприятий, ориентированных на бедные слои населения. Эта стратегия характерна для самой массовой группы традиционных мелких предприятий, действующих преимущественно в старых отраслях – текстильной, обувной, кожевенной, стекольной, где мелкие предприятия составляют до 70-80 % общего числа.

Государство Индии проводит политику их поддержки, используя для этого административные рычаги, к которым, в первую очередь, относится резервирование за мелкой промышленностью значительной группы товаров, запрещенных производить крупным предприятиям. Кроме того, свыше тысячи видов товаров в Индии частично закреплены преимущественно за мелкими предприятиями и закупаются государством по фиксированным ценам, обеспечивая тем самым гарантированный сбыт, что позволило сохранять цены на низком уровне, доступном для массового потребителя.

США — пример системы государственной поддержки малого бизнеса, которая во многом является типовой для стран с развитой рыночной экономикой. Государственную политику развития сектора малого бизнеса (МБ) США реализует Администрация малого бизнеса (АМБ), которая создана в 1953 г. и подотчетна только президенту и конгрессу. Главные программы АМБ связаны с кредитованием.

Причем кредиты выдают коммерческие финансовые организации, а АМБ предоставляет гарантии на возмещение убытков в случае их невозврата. Программа государственных гарантий под кредиты малого бизнеса в США получила название «7а» — по номеру формы для заявки.

Цель программы «7а» — предоставить возможность получить кредит малому предприятию, которое по каким-либо причинам не может взять его у заимодателя (банка) обычным путем. По этой программе кредитуются, в основном, начинающие предприниматели. В зависимости от цели, срока и суммы займа гарантия предоставляется: на 75% займа для суммы не более 750 тыс. долларов, на 80% — не более 100 тыс.

Читайте также:  Бизнес шоколадные фигурки на дому

Сроки весьма длинные – до 10 лет по кредитам на пополнение оборотных средств и до 25 лет на основной капитал; процентная ставка не должна превышать 2,75 пункта ставки займа. Другая программа АМБ – «504» направлена на кредитование модернизации уже действующих малых предприятий.

Получив соответствующую информацию о деятельности компании, по программе «504» можно получить долгосрочный кредит с фиксированной ставкой финансирования для покупки недвижимого имущества, оборудования, технологий. АМБ предоставляет гарантию под 40% займа, при этом максимальная сумма гарантии не должна превышать одного миллиона долларов.

72% бюджета АМБ направляется на кредитование по программе «7а»; 19,6% — по программе «504». Оставшиеся 7,2% идут на финансирование малых предприятий, создаваемых совместным инвестированием двух и более компаний; и всего 0,5% составляют микрокредиты (до 35тыс. долл.). Таким образом, и в зарубежных странах с высоким уровнем экономического развития и развитой рыночной инфраструктурой, и в развивающихся зарубежных странах поддержка малого бизнеса осуществляется путем реализации комплекса мер государственными органами федерального и, особенно, регионального и местного уровня. При этом меры осуществляются дифференцированно, выборочно, с тем, чтобы содействие оказывалось определенным приоритетным направлениям малого предпринимательства – молодежным, женским и высокотехнологичным микрофирмам; сохранению существующих рабочих мест и стимулированию работодателей к созданию новых малых предприятий [8, с.45].

Ограничение

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Источник: studfile.net

Зарубежный опыт государственной поддержки малого и среднего предпринимательства

Мосева, Д. Н. Зарубежный опыт государственной поддержки малого и среднего предпринимательства / Д. Н. Мосева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 6 (348). — С. 348-350. — URL: https://moluch.ru/archive/348/78263/ (дата обращения: 22.05.2023).

В статье рассматривается опыт большинства развитых стран в государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в сфере. Выделяются общие тенденции развития государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в зарубежных странах.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, опыт зарубежных стран, государственная поддержка, МСП

Нет единого эффективного подхода по поддержанию малого и среднего бизнеса. Подходы к этой проблемы разрабатываются в различных государствах исходя из их развитости, уровня благоприятности бизнес-среды, а также изменений внешних условий.

Высокая степень развития малого и среднего предпринимательства во многих странах совместно с активным экономическим ростом могут быть возможны исключительно с помощью разработки и внедрения инновационных решений. Вследствие этого основной упор в большей части стран сделан на предприятия, которые осуществляют деятельность в стратегически важных для государств областях.

Меры поддержки этих предприятий преимущественно направлены на содействие и стимулирование использования инновационной технологической базы для роста эффективности деятельности, а также на развитие экспорта. Не менее значительным пунктом в постоянном росте инновационного потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства является развитие исследовательски-промышленных кластеров, для которых строятся лаборатории, заказывается специальное оборудование и создаются рабочие помещения, проводится регулярное консультирование специалистов в отдельных сферах. Благодаря формированию рассматриваемых кластеров происходит образование корпоративных связей, которые существенно снижают издержки на поиск партнеров для предложения совместных проектов.

В разных странах существует персональная инфраструктура поддержания субъектов малого и среднего бизнеса, но среди них можно увидеть схожие тенденции. В первую очередь высокая степень адресности поддержки и ее нацеленность на стратегически важные для государств сферы, а также децентрализация системы поддержания субъектов МСБ. Их поддержка производится по большей части непрямыми финансовыми методами через коммерческие банки и лизинговые компании. Совершенствование государственной поддержки также происходит с помощью упрощения процедуры доступа к государственному заказу, роста целевых направлений субсидий и остальные аспекты модернизации мер государственной поддержки. Также проводится активная поддержка в области кадров, технологического развития, а также консультационная поддержка.

В качестве общей тенденции для большинства развитых стран можно выделить замещение прямой финансовой поддержки в виде невозвратных субсидий мерами непрямой финансовой поддержки. Подобные меры реализуются преимущественно через разнообразные компании в сфере финансовых услуг и частные фонды. В государствах, лидирующих в развитии малого и среднего бизнеса, от 50 до 70 процентов всех расходных обязательств, затрагивающих финансовую поддержку МСБ, производится в форме непрямой финансовой поддержки. Обращение к данному подходу позволяет оказать необходимую финансовую помощь огромному числу предприятий, делая ее более целенаправленной и повышая ее эффективность, что способствует развитию финансовых институтов.

Помимо всего ранее освещенного зарубежные государства переходят на более современные меры поддержки в области кадрового обучения:

 бесплатное оказание консультационных услуг (например, программа «Talk To A UK TI Export Adviser» в Великобритании);

 формирование менторских систем волонтёров (например, Service Corps of Retired Executives или Центры по поддержке женщин-предпринимателей);

 предоставление грантов и налоговых вычетов за наем молодых специалистов в узкоспециализированных областях.

Наиболее значительными в промышленной сфере являются меры поддержки предпринимателей в области технологического развития. В развитых и приближенным к ним странах активно занимаются поддержкой кластеризации. Например, в Китае первые меры по стимулированию кластеризации были приняты еще в 70-х годах прошлого века. В Корее с 2005 года реализуются программы индустриальных комплекс-кластеров. США, Германия и Великобритания не озвучивают задачу развития конкретных кластеров, но активно пользуются понятием «кластерного подхода», который предполагает учет локальной индустриальной специализации при формировании портфеля поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Налоговые льготы в разных странах также могут различаться. Например, Австралия (в 2010 году) и Франция (в 2008 году) заместили сложную схему расчета налоговых вычетов, которая основана на объёме инвестиций с учетом чистого дохода от них, на более простую, которая принимает исключительно объем инвестиций. В Китае ранее вычетом могли воспользоваться только предприятия, которые работают в «Новых технологических зонах», теперь — все субъекты малого и среднего бизнеса, ведущие деятельности в высокотехнологичной сфере.

Происходят постоянные изменения и в информационной поддержке. Одна из направленностей последних нескольких лет — создание единого портала по предоставлению всей информационной поддержки. Огромный акцент уделяется росту доступности государственного заказа посредством правительственных агентств по поддержке МСБ. Для оптимизации данных процессов создаются единые онлайн-платформы. Например, американская Supplier Scouting или английская Contrast Finder.

Опыт зарубежных стран демонстрирует следующие тенденции:

 происходит смещение внимания на поддержку инновационной деятельности и адресную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства;

 стимулируется экспортная деятельность, а не развитие МСП в общем;

 качественно меняется роль малого и среднего предпринимательства в инновационном развитии экономики;

 происходит повышение доли субъектов МСБ, которые принимают участие в партнерствах или консорциумах с целью осуществления предпринимательской деятельности.

Само собой, лучшие зарубежные практики могут быть адаптированы в России. Основной акцент здесь следует сделать на развитии инфраструктуры поддержки и формировании комфортных условий для ведения бизнеса. Необходимо развивать локальные центры развития субъектов МСП, расширять поддержку экспортно-ориентированных компаний (например, выделять наиболее перспективные направления для экспорта и оказывать им адресную поддержку), а также заменить прямую финансовую поддержку на непрямое и большее внимание уделять долевому финансированию венчурных фондов.

  1. Петров Д. В., Малое предпринимательство России: Современное состояние и перспективы // Естественно-гуманитарные исследования. — 2020 — N2.- C.215–219
  2. Артемов А. В., Малый и средний бизнес: понятие, критерии, категории субъектов, место и роль в рыночном хозяйстве // Социально-политические науки. — 2016. — N2. — C.44–49

Основные термины (генерируются автоматически): среднее, государственная поддержка, Великобритания, государственный заказ, информационная поддержка, Китай, непрямая финансовая поддержка, прямая финансовая поддержка, развитие малого, технологическое развитие.

Источник: moluch.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин