В классическом арсенале педагогики поощрению и наказанию всегда уделялось центральное место. Они являются наиболее распространенными способами мотивации человека к деятельности, особенно в спорте, нередко требующем от человека проявления максимума возможностей.
Эффект поощрений и наказаний определяется их справедливостью, силой, своевременностью, формой, индивидуальными особенностями спортсмена и тренера, стилем управления и т. п. Очень важно оптимальное соотношение поощрений и наказаний, характеризующееся преобладанием поощрений. Побуждая спортсмена к качественной тренировке, так сказать, «вселяя» свою волю в учеников, тренер нередко бывает жестким.
Но это вовсе не значит, что в каждодневной работе должна быть бесконечная требовательность. Наказание — хороший стимул. Но в спорте мощным мотивом очень часто выступает поощрение. Словесное поощрение элементарно просто, но действенно. Трудно складываются отношения спортсмена с тем тренером, который жалеет добрые слова или, хуже того, даже когда в этом нет особой необходимости, оценивает его так: «Мог бы лучше, есть недостатки», «Это совсем не годится» и т. д. А ведь своевременная обоснованная похвала вливает новые силы в спортсмена.
Законы власти. Как стать успешным? Аудиокнига целиком
В качестве поощрения могут использоваться грамоты, значки, жетоны, медали, спортивная форма, призы, поездки и т. д. Своевременное и тактичное поощрение служит хорошим стимулом, поддерживающим длительный интерес и высокую активность в спорте.
Материальная мотивация.
Особое место в мотивации спортсмена занимают материальные стимулы. Это было и в недавние времена, когда спорт декларировался как любительский. Правда, те премии, призовые и стипендии не идут ни в какое сравнение с современными.
Коммерциализация спорта, лавиной накрывшая прежние понятия о национальном и олимпийском спорте, во многих случаях делает материальную мотивацию главенствующей. Плохо только, когда эта мотивация подменяет все остальные. Конечно, честолюбие и самореализация остаются первоначальными стимулами.
Но если со временем основные установки спортсмена направляются только на все возрастающие гонорары, спорт высших достижений превращается в бизнес и начинает подчиняться законам бизнеса. Бизнесмен оценивается по количеству заработанных денег. Последние годы, нередко, спортсмен тоже. Психология спортсмена перемешивается с психологией бизнесмена.
Потребность в признании и уважении, раньше удовлетворяющаяся спортивным достижением, сейчас все более и более дополняется счетом в банке. И это не просто материальное обогащение. Вся система качественного тренировочного процесса стоит немалых денег. Но во всяком светлом деле есть теневая сторона.
С некоторой точки зрения, в современном профессиональном спорте вполне можно увидеть гладиаторов. Стремление только заработать деньги превращает спортсмена в раба нашего прагматичного века. В чем-то спорт теряет романтическую суть бескорыстного соревнования, где победа и есть самый главный приз. Но поскольку слава почти всегда была неким дополнительным инструментом достижения и материального благополучия, то стремление к ней бескорыстным не назовешь. Так что взвесить на весах и выяснить, что все же больше побуждает человека к сверхусилиям и рискам в спорте — слава или деньги — не так-то просто.
Однажды спортсмена, выигравшего чемпионат Европы и получившего после этого квартиру, спросили: «А если бы у тебя был только выбор — квартира или звание чемпиона Европы — что бы ты выбрал?»
Он ответил: «Что за вопрос. Заработать на квартиру у меня будет много возможностей. Владельцев квартир — миллионы. А обладателей золотой медали чемпиона Европы — единицы». Для многих спортсменов такая медаль — высшее достижение всей жизни. Оно создает основу для приятного переживания самоуважения на многие годы вперед, окрашивая отношение к миру в благоприятные тона.
Успешному, увлеченному своей наукой ученому показался странным известный вопрос: «Почему же ты такой бедный, если ты такой умный?» А он счастлив не богатством, а своими открытиями. И не хочет размениваться на мелочи. «Зато у меня есть мои статьи и книги», — отвечает он. Это его система ценностей. Человеку с голыми материальными устремлениями его не понять.
У них разные картины мира. Как в известной метафоре: «Что ты делаешь?» — «Камни таскаю». — «А ты что делаешь?» — «Деньги зарабатываю». — «А ты?» — «Я строю храм». Нужны идея и дух. Деньги — это внешняя мотивация, она достаточно сильна.
Но без внутренней мотивации, без идеи самореализации и глубокого проникновения в чувство, что ты «строишь храм», максимальные достижения в спорте маловероятны. Как сказал один известный актер: «До чего же это скучное занятие — посвящать жизнь только зарабатыванию денег». Так и в спорте. Один в спорте работает за деньги.
Другой играет в эту интереснейшую, трудную, непредсказуемую олимпийскую игру на основе более глубоких потребностей. Деньги для него только приятное дополнение. Он более раскован, более легок в спорте, потому что играет, а не вкалывает. Спортсмен полимотивирован, и ведущий мотив, главный, основной, у каждого свой.
Чрезмерный крен в материальную мотивацию чреват срывами на особо значимых соревнованиях. Он чаще приводит к нарушению баланса оптимального мотивирования, особенно в предсоревновательный период. В процессе соревнований материальный стимул может как помочь, так и помешать. Кто-то, вспомнив о гонораре, выдаст редчайший финиш на пределе утомления.
А у другого то же воспоминание может нарушить технику и привести к непоправимым ошибкам. Иногда отсутствие материального стимула не дает необходимого энергетического выброса. Как сказал один известный спортсмен, он в этих случаях испытывает огромный психологический прессинг. Отсутствие гонорара меняет соревновательную установку с «хочу» на «должен». Вот тебе и прессинг.
И другое дело — многолетний тренировочный процесс. Здесь материальный стимул очень важен. Спортсмен должен постоянно чувствовать, ради чего он претерпевает все трудности большого спорта. Ясно, что это стремление к признанию, славе, известности, удовлетворению честолюбия, самореализации, переживанию высших положительных эмоций.
Но энергичному человеку жизнь сейчас предоставляет множество возможностей для зарабатывания денег. И если успешному спортсмену их не давать, он уйдет в другие сферы деятельности, в тот же бизнес. Когда он отличается от большинства своими достижениями, то так же должен отличаться и материальным благосостоянием.
Материальные поощрения должны соответствовать достоинствам спортсмена и реальным условиям. И быть своевременными. Преждевременные или запоздалые материальные стимулы в значительной мере теряют свою мотивирующую функцию.
Источник: studme.org
Перспективы развития спортивного маркетинга
В наступившем XXI веке наши ожидания связаны с надеждами на укрепление объективного феномена современного спорта по всем линиям.
Психологический феномен спорта — ярко выраженная привлекательность, имеющая массовые характер и проявление, которые еще более будут подчеркивать эмоциональные характеристики спорта, особенно среди болельщиков. Если XX век намекнул на проблемы, связанные с массовой истерией и преступным поведением болельщиков, не исключено, что XXI век может стать столетием реальной угрозы основным этическим принципам спорта, опирающимся на его высокую миссию.
Социальный феномен спорта — обозначение реального поля широкого общественного воздействия. Спорт станет очень серьезной деятельностью значительного уровня для всех структур населения: либо как восстановительный, либо как любительский, либо как профессиональный. Каждому человеку спорт дает и будет давать возможность в нем участвовать.
Он всегда будет большим шансом для молодых найти свой жизненный путь — либо как спортсмену, либо как работнику. Спорт XXI века будет отраслью, в которой открывается самое большое число новых рабочих мест. Индустрия спорта уже формируется как одна из самых значительных предпринимательских отраслей в мире.
Экономический феномен спорта поднимется до такого уровня, что станет угрозой для его миссии — сути его деятельности. Прибыль может стать единственной категорией измерения спортивного успеха. Все, даже основные принципы и законы спорта, — есть основания полагать — будет подчинено законам бизнеса.
В таком случае, если у людей не достанет разума сохранить миссию спорта в равновесии с бизнесом, то спорт и бизнес в нем проглотят сами себя. Наступивший век будет веком больших искушений для спорта. Если мы преодолеем эти искушения, спорт навсегда останется человеческим идеалом.
Политический феномен спорта также поднимется до такого уровня, когда имидж спорта может превысить политический имидж отдельных лиц и политических групп. Спорт все больше и больше будет испытывать угрозу влияния со стороны политических структур по одной простой причине — роста намерений использовать его имидж в угоду политическим амбициям. Это означает, что спорт будет под «теневым» контролем политики, даже в странах с традиционными демократическими устоями.
В общей мировой обстановке, куда входит составной частью, конечно, и спорт, в обозримом будущем неравенство между имущими и неимущими слоями населения как внутри отдельных стран, так и в глобальном масштабе будет расти, а не сокращаться. В связи с этим наиболее вероятной тенденцией, которая будет воздействовать на международный маркетинг, явится продолжающийся рост объема транспортных и коммуникационных услуг. Это радикально увеличит на глобальном уровне обмен информацией о новой продукции и образе жизни. Одним словом, это будет настоящая глобализация экономики и маркетинга.
С другой стороны, “Большой спорт” будет развиваться только через мировое глобальное развитие, об опасностях и угрозах которого мы уже говорили. Но при любых обстоятельствах стратегия развития “Большого спорта” будет направлена на глобализацию мирового спорта под контролем нынешних «центров силы» в мировом спорте, некоторых международных ассоциаций и профессиональных лиг. В будущем они станут многонациональными спортивными корпорациями, и им будет принадлежать практически вся власть.
Такая обстановка неизбежно повлечет дальнейшую стандартизацию программ маркетинга во многих странах мира, исключительно точное определение сегментов рынка, на котором будут существовать два самых больших сегмента: для богатых и для бедных.
С одной стороны, тенденция роста предлагаемых спортивных услуг для широкой аудитории будет определять и жизненный стиль каждого человека. Наверное, можно утверждать, что если человек в XX веке начал пользоваться услугами личного психотеравпевта, то в XXI веке он будет дружить и со своим личным тренером. Спорт, действительно, после приблизительно 28 веков своей организованной жизни, видимо, именно в XXI веке станет общенародным. Вакалов Л.Г. Маркетинг в физической культуре и спорте: Учебное особие для ин-тов физ. культуры / Л. Г. Вакалова, Е. П. Гетман; Кубан. гос. акад. физ. культуры. — Краснодар: КубГАФК, 2003. с. 124
Источник: vuzlit.com