1 Северо-Кавказского горно-металлургического института (государственного технологического университета)
Формирование благоприятной предпринимательской среды, создание максимально комфортных условий для ведения предпринимательской деятельности в современной России имеет не только важное экономическое, но и существенное социальное значение. Соответственно, совершенствование форм государственной поддержки предпринимательской деятельности в Российской Федерации является определяющим фактором регулирования перспектив развития предпринимательства в стране. Это актуализирует необходимость использования комплексного подхода и к теоретическому осмыслению и к построению и функционированию системы государственной поддержки предпринимательской деятельности. Функцию материальной поддержки предпринимательства государство выполняет главным образом посредством размещения государственных заказов, проведения государственных закупок, предоставления субсидий и иных форм финансовой помощи, которые предназначены для содействия отдельным отраслям промышленности, регионам страны, а иногда и отдельным предпринимателям.
Меры поддержки бизнеса в 2022. Отмена налогов и проверок?
инструменты государственной поддержки предпринимательской деятельности
формы государственной поддержки предпринимательской деятельности
государственное регулирование
предпринимательская деятельность
предпринимательство
1. Государственное регулирование национальной экономики / Л.Г. Ходов. – М: Экономистъ, 2004.
2. Государственное регулирование национальной экономики /Под ред. д-ра экон. наук, проф. Э.Н. Кузьбожева. – М: КНОРУС, 2006.
3. Дзантиева З.А., Позднякова Т.А., Баликоев А.А. Сущность и принципы государственного регулирования предпринимательской деятельности. //Устойчивое развитие горных территорий. – Владикавказ: СКГМИ (ГТУ). – 2012. – № 3 (14). – С.134-138.
4. Дзантиева З.А., Позднякова Т.А., Баликоев А.А. Формы и методы государственной поддержки предпринимательства//Устойчивое развитие горных территорий. – Владикавказ: СКГМИ (ГТУ). – 2012. – № 1-2 (11-12). – С.106-112.
5. Ксанаева М.Б. Концепция развития системы государственной поддержки малого предпринимательства/ Автореф. дис. канд. эк. наук. – Владикавказ. – 2013. – 28 с.
Действенность системы государственной поддержки предпринимательской деятельности в Российской Федерации, с точки зрения автора, относится к разряду определяющих факторов ускорения темпов и качества экономического роста и формирования экономики инновационного типа. Создание максимально комфортных условий для ведения предпринимательской деятельности, формирование благоприятной предпринимательской среды в современных условиях имеет не только важное экономическое, но и существенное социальное значение. Свой неудовлетворенный спрос — по качеству товаров и услуг, срокам исполнения заказов, экологическим характеристикам продукции, наконец, по цене предложения — граждане автоматически трансформируют в форму негативного отношения к предпринимателям и, что гораздо важнее, к предпринимательской деятельности в целом.
Необходимость использования комплексного подхода к теоретическому осмыслению сущностных основ и научно обоснованному структурированию и использованию отдельных элементов системы государственной поддержки предпринимательской деятельности в современной России, по нашему мнению, вполне очевидна. Это обусловлено следующим. Во-первых, относительной новизной использования в нашей стране государственной поддержки предпринимательской деятельности в рыночном хозяйственном механизме в качестве инструмента регулирования социально-экономических процессов. Во-вторых, дискуссионностью и отсутствием системной характеристики сущности, содержания и структурного построения исследуемой нами системы. В-третьих, наличием определенной группы проблем, связанных с недостатками механизма предоставления конкретных форм поддержки.
Исследование теоретических основ необходимости и возможности оказания предпринимателям государственной поддержки, с нашей точки зрения, предполагает, прежде всего, соотнесение этой поддержки с более общими категориями, определяющими такие явления общественной жизни, как государственное регулирование предпринимательской деятельности и государственное регулирование социально-экономических процессов в целом.
Суть государственного регулирования предпринимательской деятельности автор связывает с воздействием государства на воспроизводственные процессы в экономике посредством управления экономическими интересами предпринимателей в целях реализации государственной экономической политики [3, с. 137]. Соответственно, государственное регулирование предпринимательской деятельности правомерно определить как воздействие государственных структур на национальное хозяйство в целях развития экономической системы конкретной социально-экономической общности. Нельзя не отметить также, что в совокупности с другими структурными звеньями государственное регулирования предпринимательской деятельности, образует единую, более высокую по отношению к нему самому, систему государственного регулирования социально-экономических процессов в обществе. Иерархическая соподчиненность рассматриваемых систем представлена на рис.1.
Рис. 1. Иерархическая соподчиненность подсистем государственного регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации
Государственное регулирование предпринимательской деятельности реализуется посредством двух составляющих, регламентируемых в нормативных правовых актах:
- Путем установления общих принципов хозяйствования в экономической системе конкретной национально-государственной общности людей и проведения контроля за соблюдением порядка организации, ведения предпринимательской деятельности, ее недопущения, изменения или прекращения.
- Путем предоставления государственной поддержки в вопросах организации, ведения и развития предпринимательской деятельности.
Несомненно, что первая из указанных составляющих направлена на создание благоприятных условий для функционирования предпринимателей и формирование благоприятной предпринимательской среды, она равно направленно действует в отношении всех предпринимателей. Особо хочется акцентировать внимание на следующем. Потенциальную возможность нормального функционирования всех предпринимательских структур, а именно, соблюдение ими принципов и порядка организации, ведения, изменения и прекращения предпринимательской деятельности, автор рассматривает в качестве необходимого условия достижения целей государственного регулирования исследуемой деятельности. Функциональная реализация такой возможности включает:
- создание макроэкономических условий для стабильного функционирования рынка, что требует от государства организации и обеспечения нормального функционирования денежной, финансовой, кредитной и страховой систем; организации и обеспечения нормального функционирования системы государственной регистрации предпринимательских структур; организации и обеспечения нормального функционирования системы лицензирования предпринимательской деятельности и системы патентования; организации и обеспечения нормального функционирования системы стандартизации продукции и услуг;
- определение форм собственности хозяйствующих субъектов и правил управления этими формами;
- создание и обеспечение функционирования механизма исполнения хозяйственных договоров;
- создание и обеспечение функционирования механизма контроля за монополизированными рынками посредством регулирования ценообразования в монополизированных структурах;
- предупреждение споров между хозяйствующими субъектами и разрешение их в судебном порядке;
- создание и обеспечение функционирования механизма защиты интересов и прав потребителей.
Вполне логично, с нашей точки зрения, утверждать, что совокупность перечисленных элементов, ввиду их специфических отличий от элементов второй составляющей общей системы государственного регулирования предпринимательской деятельности, о которых речь пойдет ниже, образует внутри этой общей системы подсистему организационно-правового регулирования предпринимательской деятельности (рис.1).
Вторая составляющая государственного регулирования предпринимательской деятельности — система государственной поддержки (рис.1) нацелена на устранение недостатков «чисто» рыночных рычагов в тех сферах деятельности предпринимателя, сама природа которых не позволяет им воплощаться в сугубо рыночных структурах и связях. Это обусловлено неоднородностью и разнонаправленностью экономических интересов в обществе и требует от государства поддержания их разумного баланса. В исследуемом нами аспекте государственного регулирования воспроизводства речь идет о балансе интересов государства и предпринимателей. Посредством оказания государственной поддержки создаются определенные условия, направляющие развитие рыночных процессов в нужное государству русло. Эти меры регулирования связаны с созданием дополнительного материального стимула и(или) с минимизацией финансового ущерба предпринимателей.
В отличие от первой составляющей государственного регулирования предпринимательской деятельности (она, как уже отмечалось, представлена организационно-правовой подсистемой соответствующего регулирования), государственная поддержка не может равномерно распространяться и одинаково затрагивать все слои предпринимательского сообщества. В противном случае она лишиться своего основного экономического предназначения, которое автор связывает с корректировкой конкретных пропорций воспроизводства в целях поддержки конкуренции и управления структурными преобразованиями в экономике путем экономического воздействия на сферы (производственную, непроизводственную), области (промышленную, сельскохозяйственную, строительную, научную и др.), направления (производственное, снабженческо-сбытовое, торгово-закупочное) и виды предпринимательской деятельности (финансовую, инвестиционную, инновационную и др.). При этом следует особо подчеркнуть, что оказание поддержки предпринимателей со стороны государства автор относит к достаточному условию достижения целей государственного регулирования предпринимательской деятельности.
Проведенное исследование структурных элементов системы государственной поддержки предпринимательской деятельности в Российской Федерации позволяет нам говорить о наличии в ней трех системообразующих звеньев. Ими, с нашей точки зрения, являются: концептуальная основа осуществления государственной поддержки предпринимательской деятельности в РФ; механизм предоставления государственной поддержки предпринимательской деятельности в РФ; процесс оказания государственной поддержки предпринимательской деятельности в РФ.
Первое звено — Концептуальная основа осуществления государственной поддержки предпринимательской деятельности — объединяет такие элементы системы, как:
- формулировка целей государственной поддержки предпринимательской деятельности (ПД) — перспективных и текущих. Данный элемент описывает сферы государственной поддержки ПД и позволяет ответить на вопрос, для чего она предназначена;
- постановка задач государственной поддержки ПД — стратегических (долгосрочных и на среднесрочную перспективу) и тактических (на текущий год с поквартальной разбивкой). Этот элемент системы отражает конкретные направления, по которым осуществляется государственная поддержка ПД и дает ответ на вопрос, что конкретно поддерживается;
- выбор объектов государственной поддержки ПД — видов предпринимательских структур и видов предпринимательской деятельности. Объекты поддержки характеризуют тех, кому конкретно она предназначена, а их совокупность описывает область государственной поддержки ПД.
Механизм государственной поддержки предпринимательской деятельности представляет собой совокупность средств господдержки предпринимательской деятельности и способов их предоставления. При этом средства господдержки объединяют в себе институциональную базу и инструменты (формы) поддержки. К институциональной базе мы относим конкретные государственные структуры макро- и мезоуровня, а также структуры органов местного самоуправления, ответственных за предоставление государственной поддержки. Характеризуя способы государственной поддержки предпринимательской деятельности, следует отметить, что их образует совокупность принципов и методов поддержки.
В настоящее время в Российской Федерации используется множество форм государственной поддержки, которые оказывают либо прямое, либо опосредованное воздействие на деятельность субъектов предпринимательства. Прямое воздействие оказывается посредством субсидий, грантов, государственных кредитов, государственных закупок, государственных заказов. Опосредованно воздействуют на предпринимательскую деятельность такие формы поддержки, как налоговые льготы; инфраструктурное обеспечение предпринимательской деятельности; информационная и консультационная поддержка предпринимателей; профессиональная подготовка и переподготовка кадров; государственное страхование; регулирование базовой ставки ЦБ России; регулирование курса национальной валюты; регулирование цен и тарифов на монополизированных рынках; защита интересов и прав предпринимателей; государственные гарантии при получении предпринимателями банковских ссуд и заключении контрактов, имеющих существенное значение; использование результатов научно-технических разработок, полученных посредством государственного финансирования.
Предприниматели в современной России получают поддержку от государства как в виде материальной поддержки, так и в виде иной поддержки предпринимательской деятельности. Функцию материальной поддержки предпринимательства государство выполняет главным образом посредством размещения государственных заказов, проведения государственных закупок, предоставления субсидий и иных форм финансовой помощи, которые предназначены для содействия отдельным отраслям промышленности, регионам страны, а иногда и отдельным предпринимателям. Некоторые из этих форм поддержки так же разнообразны, как их число, и направлены на стабилизацию экономики, поддержку сбалансированности в экономике, стимулирование инноваций. Одна из основных форм помощи в развитии предпринимательства, особенно на начальной стадии, — предоставление субъектам предпринимательства кредитов. Кредиты, исходя из целесообразности развития на территории той или иной сферы предпринимательства, могут предоставляться непосредственно из бюджета и внебюджетных средств, либо через банки, в том числе в порядке долевого участия, либо полного или частичного субсидирования государством ставки ссудного процента.
Все виды государственного поддержки облачены в форму законодательного или иного нормативного правового акта, регламентирующего отношения и действия государства и предпринимателя в вопросах предоставления и получения помощи. Именно этими документами, а также соответствующими целевыми программами экономического и социального развития, регулируются условия, объёмы, сферы и порядок применения отдельных видов государственной поддержки, а также установление и отмена льгот и преимуществ в хозяйственной деятельности отдельных категорий предпринимателей. Вне правовой формы государственной поддержки предпринимательской деятельности не существует.
Процесс оказания господдержки ПД есть не что иное, как осуществление конкретных действий в ходе конкретных процедур по оказанию исследуемой нами поддержки. Данное звено системы государственной поддержки предпринимательской деятельности характеризует порядок оказания господдержки. Системный подход к исследованию процесса государственной поддержки предпринимательской деятельности как одной из составных частей экономической жизни общества позволяет выделить в нем следующие этапы: оценку и конкурсный отбор заявок о предоставлении государственной поддержки предпринимательской деятельности; финансирование расходов на господдержку ПД; контроль за целевой направленностью государственной поддержки ПД; оценку эффективности государственной поддержки предпринимательской деятельности.
Представленные выше рассуждения позволяют заключить следующее. Государственная поддержка предпринимательской деятельности является одним из инструментов реализации экономической политики, проводимой в государстве.
Она отражает экономическое воздействие со стороны государства на сферы, области, направления и виды предпринимательской деятельности в целях регулирования параметров воспроизводства. Эта поддержка используется государством для корректировки конкретных воспроизводственных пропорций в целях поддержки конкуренции и управления структурными преобразованиями в экономике. Ее сущностная характеристика свидетельствует о том, что государственная поддержка предпринимательской деятельности — это, прежде всего, неотъемлемая составная часть (подсистема) общей системы государственного регулирования предпринимательской деятельности. Поскольку государственная поддержка предпринимательской деятельности включает в себя множество элементов, находящихся во взаимосвязи между собой, ее саму правомерно рассматривать в качестве системы.
Рецензенты:
Камбердиева С.С., д.э.н., профессор, и.о. заведующего кафедрой «Организация производства и экономика промышленности» Северо-Кавказского горно-металлургического института (государственного технологического университета), г. Владикавказ;
Киргуев А.Т., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Бухгалтерский учет и аудит», Северо-Кавказского горно-металлургического института (государственного технологического университета), г. Владикавказ.
Источник: science-education.ru
Государственная поддержка малого предпринимательства — сущность, цели, задачи и программы
В хорошо развитой рыночной экономике малый бизнес занимает достойное место и выполняет ряд важных функций. Малый бизнес является основой для более высокого уровня и масштаба предпринимательской деятельности.
Малый бизнес наиболее чувствителен к социально-экономической ситуации и любым мерам, направленным на его регулирование. С одной стороны, это может проявиться в сокращении масштабов и структуры предпринимательства из-за неоправданных дополнительных запретов и ограничений, вводимых властями. С другой стороны, малый бизнес немедленно использует любые неточности или неосмотрительность в законодательстве в своих интересах. Быстрая реакция малого бизнеса на малейшие изменения в законодательстве или в отношениях с исполнительными органами обусловлена отсутствием инерции, «резерва власти» на данном уровне предпринимательства. Отсюда вытекает необходимость наибольшего внимания к малому бизнесу, в котором сосредоточены практически все трудности предпринимательской деятельности.
Во всех развитых странах государство оказывает экономическую и социальную поддержку малому предпринимательству. Необходимость такой поддержки признается и в России, и в этом направлении принимаются некоторые меры. В России функционирование малого бизнеса поддерживается нормативно-правовой базой. К законам, касающимся малого бизнеса, относятся: Закон РФ от 31 июля 1998 г. «О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности»; Закон РФ от 29 декабря 1995 г. «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства»; Закон РФ от 24 июля 2007 г. «О развитии малого предпринимательства». «О развитии малого и среднего бизнеса в Российской Федерации» и т.д. В работе рассматриваются эти нормативные акты, а также законы о малом бизнесе на региональном уровне.
Однако разрыв между формальным заявлением об экономической и социальной ответственности государства и фактическим положением дел существенен. К сожалению, до сих пор существуют проблемы в создании малого бизнеса как на государственном уровне, так и в регионах. В связи с существованием таких проблем тема «Государственная поддержка малого бизнеса» является очень актуальной.
Малый бизнес (сущность, цели, задачи). государственная поддержка малого бизнеса
Российское законодательство определяет предпринимательство как «самостоятельную, самостоятельную деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от использования имущества, реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг лицам, зарегистрированным в качестве таковых в установленном законом порядке» (Гражданский кодекс РФ). Предпринимательство — деятельность физического лица, связанная с созданием и развитием хозяйствующих субъектов для производства продукции или услуг и получения прибыли, осуществляемая под ответственность и риск физического лица. В современной интерпретации предпринимательство также рассматривается как специфический фактор производства наряду с землей, капиталом и трудом.
Малый бизнес является одной из организационных форм предпринимательства наряду с корпоративным бизнесом и бизнесом среднего класса. Кроме того, малый бизнес может функционировать как предварительный этап организации крупного или среднего предприятия (фирмы) и как самостоятельная форма существования. Термин «малый бизнес» широко используется в отечественной литературе и отражает определенный социально-экономический феномен, на который в зарубежной литературе ссылаются такие термины, как «малый бизнес», «малые и средние предприятия».
Малый бизнес — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики по определенным критериям (показателям), установленным законами, составляющими суть данного понятия. Как правило, наиболее распространенными критериями, на основании которых субъектами рыночной экономики считаются субъекты малого предпринимательства, являются численность работников (наемных работников), размер уставного фонда, размер имущества, объем реализации (прибыль, доход) и др.
По данным Всемирного банка, общее количество показателей, по которым предприятия считаются малыми, превышает 50. Наиболее часто используемыми критериями являются: средняя численность работников, занятых на предприятии, годовой оборот, который предприятие обычно достигает в течение года, и объем активов.
Однако почти во всех развитых странах критерием отнесения предприятий к категории малых является численность работников. В Европейском сообществе с 1 января 1995 года малыми предприятиями считаются те, которые не превышают следующие критерии: Численность работников до 50 человек; годовой оборот менее 4 млн. евро, итого бухгалтерский баланс менее 2 млн. евро. При определении мер поддержки предпринимательства на уровне ЕС для классификации предприятий в качестве малых можно использовать другие критерии. Критерии, предложенные Комиссией ЕС (ЕЭП) для признания предприятий малыми, являются следующими: Количество сотрудников не должно превышать 100 человек; собственный капитал должен быть меньше, чем ECU 75, при условии, что на более крупные компании не приходится более одной трети собственного капитала фирмы. В ЕЭП различают микропредприятия с количеством работников до 10 человек (подавляющее большинство из них — индивидуальные предприниматели и фермерские хозяйства) и малые предприятия с количеством работников от 10 до 99 человек.
Программы государственной поддержки малого бизнеса
- Государственный кредит для предпринимателей.
- Совместные программы.
- Субсидии для определенных видов деятельности.
- Средства для начала индивидуального предпринимательства.
Каждый пункт этого списка обсуждается более подробно:
- Правительственный кредит. В настоящее время предпринимателю довольно сложно получить кредит. Банки незаконно классифицируют их как юридические лица и намеренно завышают ставки. Поэтому государство предлагает помощь наименее защищенным слоям экономического общества в виде льготного кредита. Процентные ставки на него значительно снижены, и получить его может только предприниматель. Он должен быть законопослушным налогоплательщиком и не иметь проступков.
- Совместные программы. Предположим, что предприниматель совершил несколько проступков, поэтому он не может получить кредит от государства. В этом случае ему доступны совместные программы с государством. Участвуя в таких проектах, предприниматель получает железные гарантии успеха. Для участия в программе необходимо пройти процедуру отбора и собрать все необходимые документы. Не каждый может пройти через эту процедуру. Процедура довольно сложная и длительная.
- Субсидирование определенных видов деятельности. В настоящее время наше общество стало обществом потребления. Есть еще несколько производственных и сельскохозяйственных предприятий. Чтобы изменить эту ситуацию, на государственном уровне был принят закон о поддержке некоторых видов деятельности единовременными государственными грантами. Они вручаются руководителю предприятия для развития бизнеса. По получении средств предприниматель должен отчитаться о целевом использовании средств. Для этого необходимо подготовить отчет и передать его в место получения субсидии. Если все будет настроено правильно, больше никаких вопросов к предпринимателю не будет.
Предприниматели пытаются получить государственный грант, потому что не обязаны возвращать его государству. - Средства для начала индивидуального предпринимательства. Заинтересованные предприниматели часто имеют только идею и мечту о собственном бизнесе. Государство поощряет начинающих предпринимателей и помогает им собирать средства для начала собственного бизнеса. Для этого предприниматель должен обратиться в центр занятости по месту жительства, подготовить бизнес-план и представить его на рассмотрение комиссии. Планы, утвержденные комиссией, поддерживаются единовременным платежом.
Государство и предприниматели
Малый бизнес с момента своего создания привлекает большой интерес со стороны государства.
Некоторые люди обладают достаточными знаниями и навыками, чтобы начать свой собственный бизнес. Предприниматели должны определиться с видом бизнеса, ассортиментом услуг, ценовой политикой и системой налогового учета.
Малый бизнес индивидуальной коммерческой деятельности — вид коммерческой деятельности без образования юридического лица. Законодатель не классифицирует малые предприятия как юридические лица.
Они остаются физическими лицами, то есть гражданами, которые имеют право заниматься коммерческой деятельностью и получать прибыль.
В современной экономической жизни предприниматель занимает ключевую позицию. Именно за счет малых форм коммерческой деятельности пополняется региональный бюджет. Предприниматели платят налоги в казну. Поэтому чем больше предпринимателей, тем лучше для региона. Рассмотрим более подробно взаимодействие предпринимателей и государства.
Государство уделяет большое внимание экономической деятельности. Наличие малого бизнеса является индикатором экономического здоровья системы. Если предпринимателей много, то система здорова. Это беспокоит, когда количество предпринимателей быстро уменьшается. Этот негативный феномен наблюдается во время кризиса.
Предприниматели — наименее защищенные предприниматели. В отличие от руководителей других компаний, предприниматели несут ответственность собственными активами.
Поэтому предприниматели рискуют потерять не только деньги, но и собственное имущество. Чтобы обезопасить себя, предприниматели меняют правовую форму в трудные моменты развития экономической системы. Рассмотрим программы государственной поддержки малого бизнеса.
- Экономическая теория
- Экономика
- Виды смешанной экономики — аспекты, сущность и модели
- Промышленное развитие в 20 веке — история и развитие
- Цели и задачи дивидендной политики — особенности, концепция, суть и задачи
- Неформальная экономика — причины, этапы, отличие и подходы
- Особенности потребительского спроса — закон об уменьшении, понятия и характеристики
- Экономическое равновесие рынка — концепция и важность
- Вексель — виды и обязательные требования
- Хозяйственный механизм рыночной экономики — экономика и политика, концепция, законы и теории
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Telegram и логотип telegram являются товарными знаками корпорации Telegram FZ-LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.
Источник: www.evkova.org
Государственная поддержка развития малого предпринимательства
Государственная политика поддержки малого предпринимательства – самостоятельное системное направление социально-экономической политики государства. В основном она осуществляется в двух вариантах:
- первый – широкое государственное регулирование деятельности малого бизнеса в сочетании с протекционистской политикой его поддержки;
- второй – умеренное государственное регулирование малого бизнеса в условиях жесткой конкуренции, стимулирующей жизнестойкость и развитие конкурентоспособных малых предприятий.
Эти два варианта приемлемы для России и могут применяться на разных этапах развития рыночных отношений. Сегодня российскому предпринимательству необходим вариант государственной политики, включающий следующие направления:
- формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
- создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
- установление упрощенной системы порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической отчетности;
- поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных,информационных связей с зарубежными государствами;
- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий и др.
- оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе;
- финансирование федеральных программ поддержки и развития малого предпринимательства, предоставление налоговых льгот малым предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности;
- льготное кредитование и страхование субъектов малого предпринимательства;
- предоставление малым предприятиям на конкурсной основе государственных заказов на производство и поставку отдельных видов пpoдукции, и товаров (услуг) для государственных нужд и др.
Важную роль в механизме поддержки МП должны сыграть общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства, создаваемые для аккумулирования денежных средств его участников, пожертвований и иных поступлений для оказания взаимной финансовой помощи и предоставления льготных кредитов.
Развитие малого предпринимательства во многом зависит от материально-технической поддержки субъектов малого предпринимательства, предоставления органами местного самоуправления на льготных условиях в аренду нежилых помещений, в лизинг – оборудования.
Заслуживает всемерной поддержки механизм финансирования программ и проектов развития и поддержки малого предпринимательства и в других субъектах Федерации. В некоторых из них финансирование осуществляется за счет средств:
- городского бюджета;
- от приватизации имущества;
- муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства;
- других внебюджетных источников финансирования, добровольных взносов юридических и физических лиц и др.
Как показывает зарубежный опыт, устойчивое развитие малого предпринимательства во многом зависит от функционирования разветвленной структуры поддержки малых предприятий, как на уровне государства, так и на региональных уровнях.
Так, важную роль в достижении успехов предприятиями малого бизнеса в США играют Администрация по делам малого бизнеса, органы конгресса по делам малого бизнеса, Министерство торговли, Федеральная торговая комиссия, торговые ассоциации, торгово-промышленные палаты, коммерческие банки, федеральные фонды и другие организации.
В Российской Федерации сложилась определенная инфраструктура поддержки развития малого предпринимательства на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ. К федеральным органам, воздействующим на процессы развития малого предпринимательства, его поддержку относятся: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, федеральные министерства, службы, государственные комитеты.
Важное значение в инфраструктуре предпринимательства имеет Российская торгово-промышленной палата, ассоциации (союза) предпринимателей. В России создана федеральная сеть торгово-промышленных палат, включающая в себя 81 палату субъектов федерации и 70 палат административно-территориальных образований, осуществляется инициативное формирование объединений предпринимателей и ремесленных палат. Развиваются негосударственные научно-исследовательские, учебные, консультационные и другие организации, работающие в области поддержки предпринимательства.
Основным инструментом реализаций государственной политики по поддержке малого предпринимательства является Федеральная программа поддержки малого предпринимательства на 2003—2005 годы (далее Программа). Основные положения программы четко определяют перспективы развития современного российского малого предпринимательства.
Программа представляет собой комплексный план действий по созданию благоприятной нормативно-правовой среды для малого предпринимательства и опирается на созданную инфраструктуру поддержки предпринимательства. В ней подчеркивается, что цель Программы состоит обеспечении условий для интенсивного роста малого предпринимательства и выравнивания потенциала развития малого предпринимательства в разных регионах России на основе создания современной рыночной среды.
Задачи Программы определяются ее конечной целью и заключаются создании правовой, налоговой и административной среды, способствующей активизации предпринимательской деятельности, новых рабочих мест и повышении благосостояния вовлеченных в предпринимательство широких слоев населения.
Основные задачи включают:
- совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность и ее государственную поддержку;
- развитие кредитно-финансовых механизмов и внедрение финансовых технологий, направленных на развитие сектора малого предпринимательства;
- распространение опыта применения организационных, финансовых и других технологий, направленных на обеспечение условий для развития малого предпринимательства, накопленного в регионах и муниципалитетах, отдельными государственными учреждениями, предприятиями и организациями;
- расширение круга субъектов малого предпринимательства и лиц,стремящихся заниматься предпринимательской деятельностью;
- подготовку высококвалифицированных кадров для сферы малого предпринимательства;
- развитие малого предпринимательства в инновационной и производственной сферах;
- продвижение продукции малых предприятий на региональный и межрегиональный рынки;
- расширение внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства;
- проведение информационно-аналитического мониторинга состояния малого предпринимательства в России и на этой основе разработку мер государственной политики развития предпринимательства;
- создание условий для реализации в России зарубежных программ развития предпринимательства и активизации международного сотрудничества в области поддержки малого предпринимательства.
Приоритетной задачей программы выступает создание нормативно-правовых условий и механизмов государственного регулирования, которые бы обеспечивали равноправное взаимодействие субъектов малого предпринимательства и государственных органов, а также защиту субъектов малого предпринимательства от недобросовестной конкуренции.
В число основных задач социально-экономической политики государства на современном этапе входит улучшение предпринимательского климата. Как показывает опыт, малое предпринимательство успешно развивается, если в регионах страны создана и функционирует его инфраструктура.
Важной функцией местных органов самоуправления являются разработка и реализация региональных программ поддержки и развития малого предпринимательства. По данным Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, почти во всех регионах страны созданы фонды (государственные) поддержки малого предпринимательства, разрабатываются и реализуются соответствующие региональные программы.
Наряду с выше обозначенными формами поддержки предпринимательства необходимо выделить поддержку субъектов малого предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации предпринимателей и работников разных специальностей.
К настоящему времени уже сформировался ряд научных центров, специализирующихся в области изучения социальных, экономических, финансовых, трудовых процессов в малом предпринимательстве. Здесь получили развитие нескольких видов перспективных институтов поддержки малого предпринимательства:
- финансовые институты, в том числе кредитные союзы, специализированные банки, финансовые корпорации, страховые фонды;
- лизинговые компании;
- бизнес-инкубаторы, технопарки, промышленные полигоны, агентства и центры поддержки предпринимательства;
- центры (пункты) информационного обеспечения;
- инновационно-технические центры, инновационно-промышленньк комплексы;
- учебные центры;
- ассоциации, агентства поддержки малого предпринимательства.
Таким образом, в нашей стране развиваются основные элементы системы поддержки малого предпринимательства, которыми обладают раз витые рыночные системы.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru