Подкасты в России стали настоящей индустрией. Только по данным «Яндекса», их слушают более 16 млн человек, то есть каждый девятый россиянин. Поэтому для компаний аудиоблог — это хорошая возможность продвигать свои продукты и услуги. В этой статье расскажем, что значит подкаст и как создать его с нуля, чтобы он помог повысить лояльность клиентов и привлечь новых подписчиков.
Что такое подкасты и зачем они нужны бизнесу
- Привлекать новую аудиторию и повышать узнаваемость бренда. С помощью подкаста можно заинтересовать тех, кто не пользуется активно соцсетями, но смотрит YouTube, слушает аудиокниги и подкасты в дороге, во время занятий спортом или домашних дел.
- Повышать охваты. Подкаст могут видеть пользователи разных платформ: Apple Podcasts, «Яндекс Музыки» и других. Благодаря этому, например, проекту «По уши» от Badoo удалось добиться охвата в 6 000 000.
- Укреплять лояльность к бренду. Подкаст позволяет вашей компании установить эмоциональную связь со слушателями и выглядеть в их глазах понятнее, душевнее и человечнее. Люди начинают больше доверять бренду и выбирают его среди многих других. Например, создатели нишевого подкаста для менеджеров по продажам «Шире чек» смогли добиться 3 500 прослушиваний каждого выпуска и активности подписчиков: каждый день они делятся мнениями и задают вопросы.
Для каких задач подкаст не подходит
Подкаст не дает быстрых результатов, как и любой контентный продукт. Рассмотрим несколько ситуаций, в которых он не поможет.
Зачем бизнесу подкасты и как питчить подкаст бизнесу? // Подкаст для бизнеса
Не обеспечит мгновенное повышение конверсии
Здесь и сейчас пользователи слушают только новостные подкасты и популярные шоу, а до эпизодов обычных аудиоблогов доходят в течение нескольких недель. Поэтому выводы об эффективности подкаста следует делать, когда закончится сезон. При этом цифры все равно будут неокончательными — некоторые пользователи могут наткнуться на ваш проект через несколько месяцев или лет с даты выхода и заинтересоваться рекламируемым продуктом. Поэтому подкасты не помогут увеличить продажи здесь и сейчас и не подойдут, например, туристическим фирмам, предлагающим горящие туры.
Не поможет продвинуть товары, которые лучше продает картинка
Подкаст — это искусство рассказывать истории. С его помощью можно интересно объяснить, почему люди чаще выбирают розы или пионы, но нельзя показать, как сотрудники цветочного салона собирают красивый букет. Поэтому продукты, которые покупают из-за внешнего вида, лучше продавать с помощью визуального контента — фотографий, сторис и видео.
Не заменит прямую рекламу
Продвижение бренда и привлечение лидов не должны быть главной темой, иначе шоу превратится в прямолинейную рекламу. Слушатели в первую очередь хотят получать полезный, интересный и развлекательный контент, а уже потом самостоятельно делать выводы о бренде и покупке его товаров или услуг. Поэтому о том, как монетизировать подкаст и какие рекламные интеграции делать, нужно думать не с первых выпусков.
Саша Рудко | Подкасты как инструмент маркетинга | Тонкости создания и продвижения подкастов
Как запустить подкаст
Шаг № 1. Определиться с концепцией
На первом этапе важно определиться, для каких целей и задач компании нужен подкаст и о чем в нем можно говорить. Дальше следует как можно четче обозначить главную тему. Например, турфирма может рассказывать, куда поехать, в какой сезон и как при этом сэкономить, а банк — делиться ошибками, которые люди совершают, когда пытаются экономить, инвестировать и тратить.
Если сложно обозначить тему, откройте, например, «Яндекс Музыку» или Apple Podcasts и изучите бизнес-подкасты конкурентов. Это поможет понять, о чем уже говорят и как можно выделиться.
Например, в подкасте «Альфа-Банка» совместно со студией «Либо/Либо» говорят про то, как правильно тратить и копить деньги. Слушатели разбираются в теме вместе с двумя ведущими и их гостями, у которых есть примеры удивительных взаимоотношений с финансами.
В подкасте «Тинькофф Инвестиций» для инвесторов и тех, кто хочет ими стать, команда банка обсуждает главные новости, а также рассказывает слушателям о трендах и особенностях индустрии.
В подкасте «Авито» и студии «Либо/Либо» говорят о том, как пространство влияет на жизнь. Ведущие вместе с урбанистами и историками объясняют, почему интерьеры, дома и города именно такие.
Это подкаст про маркетинг, который ведут маркетологи Алексей Ткачук и Дмитрий Прокопенко. Под бокальчик полусладкого они обсуждают новости в профессиональной сфере, громкие кейсы и то, что бесит в рекламе.
Шаг № 2. Выбрать формат
Подумайте, как вы будете общаться со слушателями. Для этого определитесь с форматом подкаста:
- монолог;
- разговор ведущих и гостей;
- интервью;
- нарратив;
- смешанный формат.
Монолог — это недорогой, но сложный формат. Вы в свободной форме или по сценарию рассказываете историю и стараетесь сблизиться со слушателями. Чтобы ваш монолог быстро не наскучил, важно не только быть хорошим рассказчиком, как, например, ведущая подкаста «Искусство для пацанчиков» Настя Четверикова, необходимо также разбираться в саунд-дизайне: создавать отбивки и эффекты, усиливающие атмосферу.
Разговор ведущих друг с другом или с гостями — это один из самых популярных и живых форматов, который также возможен по сценарию и без. Вы можете делиться полезной информацией в развлекательном ключе, а также обсуждать новости или мир будущего, как ведущие подкаста «Андроиды и электроовцы» от Forbes и X5 Group.
Интервью — еще один популярный развлекательный формат. Вы приглашаете опытных гостей, чтобы лучше раскрыть тему. Удачный пример — подкасты «Деньги пришли» от «Альфа-Банка» и «Несладкий бизнес» от молодых предпринимательниц Анны Цыплухиной и Анастасии Бересневой.
Нарратив — это формат, который можно сравнить с документальным фильмом или аудиокнигой. Работа над ним требует креатива и больших вложений, поскольку понадобится сильная команда и профессиональное оборудование. К художественным подкастам можно отнести «Здесь повсюду монстры» от «Гусьгуся» и «анна аТмахова» от «Фабрики подкаста».
Смешанный формат — это сочетание двух или нескольких форматов. Например, нарратива и интервью, как в подкасте «Либо выйдет, либо нет» от студии «Либо/Либо».
Шаг № 3. Продумайте название, сценарий и трейлер
Название должно быть оригинальным, коротким, понятным и легко запоминающимся. Эксперты «Яндекс Музыки» советуют, чтобы основная мысль и цепляющая информация помещались в первых 30–60 символах. Придумайте 5–10 вариантов, а затем проверьте, не использовали ли их другие компании и блогеры. Если нет, посоветуйтесь с командой и выберите лучшее название.
Параллельно продумайте сценарий, опираясь на подкасты конкурентов. Это поможет понять, как зацепить слушателей с первых предложений. Кроме того, если каждый эпизод будет детально спланирован, вы сэкономите время на записи и монтаже.
Чтобы понять, как рассказывать истории и работать с экспертами, можно почитать книги о сторителлинге и работе журналиста:
«Как брать интервью. 8 мастер-классов от лучших журналистов России»
«Архитектура сюжета. Как создать запоминающуюся историю»
«Сториномика. Маркетинг, основанный на историях, в пострекламном мире»
Авторы: Роберт Макки, Том Джерас
Не забудьте про трейлер — короткий аудиоролик, который будет сопровождать каждый выпуск. Он поможет слушателям сориентироваться, о чем ваш подкаст и почему на него стоит потратить время. А также разработайте обложку, которая создаст первое впечатление от вашего проекта. По ней вас будет легче найти в интернете.
Примеры атмосферных и запоминающихся названий и обложек:
Источник: www.nic.ru
Подкасты как корпоративное медиа: как на них зарабатывать и какие метрики использовать
Раньше мы слушали радио, теперь слушаем подкасты. Подкаст — это аудиоблог. От радио он отличается отсутствием прямого эфира — материал записывается заранее, поэтому пользователи могут послушать его в любое удобное время. А от аудиокниг — тем, что его проще и дешевле создать. Благодаря этому подкасты всё чаще и успешнее используют компании в качестве корпоративных медиа.
Рассказываем, почему подкасты набирают популярность, какие компании уже заняли своё место на этом рынке, может ли подкаст стать самостоятельным медиаканалом, как измерять его эффективность и как можно на этом заработать.

Дарья Дундукова
Коммерческий писатель,
координатор курса «Продвижение в Instagram»
Почему подкасты набирают популярность
О подкастах впервые заговорили в начале двухтысячных, в 2005 они появились в iTunes, а в 2014 году после успеха подкаста с журналистскими расследованиями Serial их стали воспринимать как серьёзный инструмент контент-маркетинга. По данным международной аудиторской компании Deloitte, приведённым на rbc.ru, в 2020 году объём мирового рынка подкастов вырастет на 30% и достигнет $1,1 млрд. И такой рост сохранится в будущем.
Подкасты удобно слушать фоном в любое время — во время уборки, занятий спортом или по дороге на работу. Согласно последним исследованиям Tiburon Research, 59% опрошенных женщин слушают подкасты во время домашних дел. Ещё одно преимущество подкастов — короткий формат: за 20–30 минут можно прослушать законченное «произведение». В том же исследовании отмечено, что оптимальная длина подкаста — 24 минуты.

Татьяна Котова
Редактор и сценарист образовательных проектов, слушает «Arzamas» и «Голый землекоп»
Подкасты — мощная штука для саморазвития в пути: едешь, например, в метро и слушаешь подкаст про американскую литературу. Это интересно.
Кроме того, подкасты легко подстраиваются под актуальные темы и запросы слушателей. При этом темы могут быть абсолютно любыми, а участвовать в них могут как именитые эксперты, так и простые люди.

Мария Савотикова
Менеджер по развитию, слушает «Так вышло», «Это непросто», «Норм» и другие
Люблю подкасты за возможность легко выбрать подходящую тематику и слушать разные интересные истории во время прогулок или поездок в метро. А ещё люблю истории разных людей — интересно слушать, как кто-то делится опытом на важные для меня темы.

Мария Эльзенбах
Р едактор, слушает «Розенталь и Гильденстерн» и другие
Подкасты удобно совмещать с домашними делами — и нескучно, и особо не напрягаешься, и новое узнаёшь. Оптимальная длительность — минут 40, это идеально уложится в твои дела и не будет затянуто. А ещё подкасты — идеальный вариант на случай, если не разбираешься в какой-то теме, но хочешь без особых усилий в неё войти: безумно разные вещи — от церемоний «Оскара» сто лет назад до употребления слова «секс» в современном мире — обсуждаются простым языком.
С точки зрения создания подкасты стоят дешевле аудиокниг — нет необходимости покупать дорогое оборудование, организовывать высококачественный звук, привлекать множество людей, начитывать, редактировать, записывать и проводить финальную обработку. РБК утверждает , что за создание 20 часов аудиокниги придется заплатить от $3 тыс. до $15 тыс. Для подкаста на старте понадобятся лишь микрофон и выход в интернет.
Кроме того, сейчас появилось много удобных сервисов для подкастинга. Прямо в них можно создавать, распространять, анализировать и монетизировать свои подкасты.

Сергей Капличный
Контент-маркетолог, автор подкаста «Развивейшн»
Можно стартовать абсолютным нулём. Я даже рекомендую на старте ничего не покупать, особенно если подкаст для вас — эксперимент и пока непонятно, что из этого выйдет. Можно арендовать студию, они сейчас недорогие, и за 1 500 рублей записать там свой эпизод. Или даже несколько эпизодов.
Запишите, запустите, посмотрите, насколько это релевантно вашей аудитории, насколько это интересно, насколько хорошо у вас это получается. И если отклик хороший, то тогда уже можно потратиться на микрофон, специальный софт и прочее. Порог входа для чего-то непрофессионального максимально низкий.

Полина Накрайникова
Главный редактор «Лайфхакера»
Сначала наша команда подкастов состояла только из звукорежиссера и ведущей — она самостоятельно составляла сценарии, организовывала процесс и записывала аудио. В мае 2019 года мы решили увеличить объёмы и сделать «Подкаст Лайфхакера» ежедневным: так в команде появился второй ведущий. К зиме 2020 мы поняли, что если хотим более быстрого и осознанного роста, нам понадобится организатор, редактор подкастов, который будет отвечать за запуск и менеджмент новых проектов. С его помощью мы запустили подкаст «Потрачено» про разумные траты и ультракороткий, «Лайфхак» — трёхминутные советы обо всём на свете.
Сейчас мы снова ищем в команду новых людей: спрос на подкасты растёт, кроме того, нам просто очень нравится над ними работать. Основные наши траты — это зарплаты сотрудников, дополнительные — это покупка музыки и джинглов и размещение на некоторых площадках вроде SoundCloud
Какие российские компании делают подкасты
Подкасты захватывают мир: по исследованию Edison Research и Nielsen в апреле 2020 года в США существовало более 1 млн подкастов с 30 млн эпизодов. Но в России этот рынок ещё не настолько развит: к примеру, в 2019 году во ВКонтакте было лишь 2 550 подкастов и 50 172 эпизода. Тем не менее подкасты уже есть у «Лайфхакера», Яндекса, Кинопоиска и других известных российских компаний. При этом неверно думать, что подкасты это всегда про медиа и СМИ — даже компании с немедийным продуктом могут успешно существовать на этом рынке. Например, свой подкаст есть у школы английского языка Don’t Speak, у банка «Тинькофф», два подкаста есть у «Эвотор», специальный подкаст из 5 выпусков делала компания «Инвитро».
Топ самых популярных российских подкастов по версии ВКонтакте — это:
- «Городские сказки» — подкаст со сказками.
- «вДудь» — подкаст от журналиста Юрия Дудя.
- TED на русском языке — подкаст с переводами различных выступлений с конференций TED.
- «Лайфхакер» — аудиоверсии статей одноименного издания, иногда обновленные и дополненные.
- «Newочём» — интересные зарубежные материалы, переведённые на русский язык.

Компания Apple тоже ежегодно публикует рейтинги самых популярных, в том числе российских, подкастов. В 2019 году в этот топ попали подкасты «Пожалуй, самая красивая музыка на свете!», «ЕвроХит топ-40 «Европа Плюс» Official — новинки песен», Radio Record, «Русский танцпол» и «Брендятина — истории брендов» — его выпускает радио «Маяк». Также в этом списке присутствуют подкасты от «Лайфхакера».

Полина Накрайникова
Г лавный редактор «Лайфхакера»
В 2019 году у «Лайфхакера» был только один действующий подкаст, а в мае 2020 года у нас уже четыре редакционных подкаста и несколько проектов, подготовленных совместно с партнёрами. Наша основная цель — попасть в запрос аудитории и сделать продукт, который будет полезен. В этом я вижу миссию всего «Лайфхакера» и наших подкастов в частности.
Мы стремимся сделать подкасты, которые не только развлекут, но и дадут слушателю новые знания. С точки зрения медиа цель тоже максимально прозрачная — мы хотим, чтобы люди могли знакомиться с нашими материалами на максимальном количестве платформ и уделять им как можно больше времени. Подкасты в этом смысле — очень хороший способ заполучить активную, лояльную и преданную аудиторию.
Может ли подкаст стать самостоятельным медиаканалом для компании
Рынок подкастов в России ещё не сформировался и похож на YouTube 2008 года: недавно появился, мало кто про него знает — в декабре 2019 года аудитория подкастов в нашей стране составляла 5,1 млн человек, пользоваться неудобно — единой площадки с подкастами до сих пор нет. Поэтому говорить о том, что подкаст прямо сейчас может стать самостоятельным медиаканалом для компании, не приходится. Скорее всего, такой подход — это работа вдолгую и на перспективу.

Мария Савотикова
Менеджер по развитию, слушает «Так вышло», «Это непросто», «Норм» и другие
Основной минус подкастов в отсутствии единой платформы для размещения. Я слушаю подкасты через Google.Подкасты, но там доступно не всё. Кто-то, например, публикует подкасты в Яндекс.Музыке или SoundCloud. Хотелось бы собрать их в одном месте.
Источник: netology.ru
Подкаст как инструмент для продвижения бизнеса

Многие бизнесмены ведут радиопередачи в интернете — подкасты. Широко известны подкасты Радислава Гандапаса, радио Медиаметрикс, Олега Тинькова. Бывший партнер КД Андрей Зинкевич тоже ведет подкасты — мы уже публиковали материалы с Вадимом Дозорцевым, Даниилом Гридиным и Ией Имшинецкой. Подкаст хорош тем, что вы можете слушать его в пробке и заниматься самообразованием вместо того, чтобы скучать.
В русском интернете есть хороший сервис подкастов — podster.fm, который развивает молодой предприниматель Денис Гиряев. Мы связались с Денисом и попросили рассказать о сервисе подкастов и о том, как приспособить их для вашего бизнеса. Слушайте подкаст про подкаст и читайте интервью!
Из подкаста вы узнаете:
- Как объяснить бабушке, что такое подкаст
- Какое полезное качество разовьется у предпринимателя при прослушивании подкастов
- Что придумал Денис Гиряев и как развил идею с подкастами
- Как начать записывать подкасты
- Как продвигать бизнес с помощью подкастов
- Что делать в подкастах не нужно
- Хорошее дело, в котором вы можете поучаствовать
- Несколько отличных рекомендаций, кого послушать
- Как перестать волноваться при записи и начать уже записывать 🙂
И многое другое.
Для прослушивания нажмите на кнопку Play.
В конце 2013 года проект существенно функционально преобразился — мы его даже стали позиционировать как «социальную аудиоплатформу», или соцсеть со звуком. Сервис был дополнен такими важными функциями, как личные аудиоблоги пользователей, подписка на подкасты и аудиоблоги, пользовательская лента обновлений, плейлисты (мы их называем словом «потоки») пользователей и многое другое. Также важным шагом в истории проекта стал запуск приложения для iOS, которое на тот момент являлось первым приложением в русскоязычном сегменте интернета, позволяющим не только слушать, но и записывать, редактировать.

Речь идет о простом редактировании, важном для подкастеров: обрезка начала и конца, добавление фоновой музыки и джинглов. Джингл — это такой вокальный элемент. Например, вы много раз слышали: «Наше радио. Все будет хорошо». Это их джингл.
Ну и, наконец, публиковать подкасты и аудиозаметки в личных аудиоблогах.
Основная трудность, с которой столкнулся проект — проблема монетизации. Рекламная модель не работает так, как хотелось бы. Во-первых, из-за сложности измерения аудиорекламы. Во-вторых, из-за высокой конкуренции с более привычными, а потому и более «понятными» для рекламодателей форматами. На сегодня мы специально убрали рекламу из всех подкастов.
КД: О пользе подкастов — зачем они нужны?
Денис: Для кого-то подкасты — инструмент самообразования, для кого-то — развлечение, для кого-то — хороший способ времяпровождения в пробках или в метро. Пока еще далеко не все в русскоговорящих странах знают, что такое подкаст. Даже достаточно технические продвинутые пользователи. Однако знакомство с форматом открывает для людей совершенно новые горизонты возможностей, а уж как их использовать — каждый решает для себя сам.
КД: Какая бизнес-модель монетизации Podster.fm?
Денис: Как я уже упомянул выше, изначально планировалось монетизировать проект посредством аудиорекламы. Но проводимые нами эксперименты не увенчались успехом, а потому к текущему моменту решено полностью отказаться от рекламы в подкастах и сосредоточиться на развитии и сохранении сервиса удобным как для слушателей, так и для авторов подкастов.
По сути, я вижу в качестве одного из возможных вариантов развития событий — становление Подстера «домашним» пространством для русскоязычных подкастеров, сохраняющим все самое лучшее в культуре подкастинга и следующим интересам авторов и слушателей. Существовать Подстер в таком случае будет посредством donation-модели (на добровольные пожертвования). И первая кампания по сбору средств у нас уже запущена, к 2017 году нам необходимо собрать 1 миллион рублей для обеспечения существования проекта в течение всего следующего года.

Подробности я описал в обращении в блоге проекта. Огромная просьба ко всем читателям ознакомиться с ним. Возникшие вопросы можно адресовать мне напрямую.
КД: Как изменилось ваше видение за время развития проекта? Какие были иллюзии в начале, что поменялось в процессе?
Денис: Будучи чрезмерным перфекционистом, изначально я был на 100% сосредоточен на развитии именно продукта — сервиса. И лишь со временем осознал важность и других составляющих проекта.
Наверное, как и многие стартаперы, изначально я полагал, что идеальный сервис сам по себе обеспечит необходимую аудиторию. Однако без маркетинга и продаж (в данном случае, рекламы), как вы понимаете, двигаться вперед весьма затруднительно.
КД: Планы на будущее — куда развивать проект дальше?
Однако отмечу, что у меня есть ряд планов по развитию функциональности, в большей степени основанных на обратной связи активных пользователей.
Небольшие же технические изменения я стараюсь проводить время от времени и сейчас. Так, например, около недели назад сайт перешел на работу по безопасному протоколу https.
КД: Ваша трансцендентная миссия — зачем вы это делаете? О чем мечтаете?
Денис: Пожалуй, это самый лучший вопрос. Особенно учитывая тот факт, что я стремлюсь во всех своих делах и проектах следовать каким-то мечтам и глобальным идеям.
Знаете, я познакомился с подкастингом еще задолго до появления Подстера. И я «прикипел» к этой сфере. В дальнейшем же, получив возможность развивать один из крупнейших подкаст-терминалов в России, я с удовольствием воплотил в нем все то, чего мне самому как подкастеру ранее не хватало. И идей (в первую очередь с точки зрения функциональности) у меня еще много — очень надеюсь, что финансовая ситуация вокруг проекта изменится и все они воплотятся в жизнь.

КД: Сколько подкастов вы записали лично?
Денис: Пик моей активности в качестве подкастера пришелся на 2012-2013 годы. Суммарно мною записано немногим более 100 выпусков подкастов. Это были самые разные программы, начиная от обсуждений серьезных тем современной системы образования, заканчивая информационно-развлекательными шоу о технологиях и не только.
Также ранее я принимал участие в ряде подкастов других авторов в качестве гостя. Последние же годы я отклонял большую часть таких приглашений. Но сейчас до конца текущего года я готов участвовать как в крупных подкастах, так и в подкастах начинающих авторов, информационно поддерживающих кампанию «Podster-2017». Так мы и записали подкаст для Клуба Директоров 🙂
КД: Мы поддерживаем сервис, да 🙂 Слушаете ли подкасты других? Какие у вас любимые?
Денис: Слушаю, но не очень часто. Как любой «скромный» человек я, конечно, скажу, что любимые подкасты слушателя Дениса Гиряева — подкасты ведущего Дениса Гиряева 🙂
А если серьезно, то именно любимые подкасты других авторов называть не стану, но хочу выделить 3 подкаста в разных тематических нишах, на которые я бы хотел обратить внимание ваших читателей: во-первых, это подкаст проекта «Чувство покоя» под названием «Психология: мифы и реальность» с замечательными ведущими Андреем и Александрой Копецкими; во-вторых, это подкасты «Тюпиш Дойч» авторской школы немецкого языка Дениса Листвина DeutschEffekt; в-третьих, это подкаст для SMM-специалистов от основателя агентства NextMedia Эльнары Петровой «SMM без котиков».

КД: В заключение — совет предпринимателям о том, как они могут применить сервис.
Денис: Если говорить о применении Подстера для развития бизнеса, то совет простой: заведите подкаст, тематически релевантный направлению вашего бизнеса. Выпускайте его регулярно, не превращайте его в сборник рекламы, а сделайте его интересным для пользователей. Конечно, сразу это не всегда может получится, но нужно пробовать. Послушайте 3 подкаста, приведенных мною выше, — это успешные разноплановые кейсы. Удачи!
Спасибо Денису.
