Гостиничный бизнес развивается с каждым годом, в связи с чем, растет количество средств размещения на территории РФ. При этом каждый отель, гостиница, санаторий должны гарантировать постояльцам высокий уровень обслуживания и безопасность в ходе оказания услуг.
Подтвердить соответствие перечисленных объектов установленным требованиям предприниматель может, пройдя процедуру сертификации.
Подлежат ли услуги гостиниц обязательной сертификации?
Нормами действующего законодательства не предусмотрена обязательная сертификация гостиниц https://spbcsm.ru/sistemy-menedzhmenta-kachestva/sertifikaciya-uslug-gostinic/ – оценка качества всех видов услуг носит исключительно добровольный характер. Однако с 01.07.2019 в РФ введена классификация заведений, предназначенных для временного проживания. Данная процедура является обязательной для всех предпринимателей, работающих в сфере гостиничного бизнеса.
Порядок проведения классификации утвержден на основании ПП РФ № 1860 от 18.11.2020. Согласно этому нормативному акту оценивается соответствие средств размещения определенной категории. По результатам проверки эксперты выставляют определенное количество баллов по каждому из критериев:
Гостиничный бизнес с нуля. Закон Хованской: что будет с хостелами в жилых домах?
- безопасности помещений – должным отвечать нормам пожарной и санитарно-гигиенической безопасности;
- наличию вывесок;
- соответствию номеров установленным требованиям;
- качеству услуг общепита;
- расположению объекта;
- уровню подготовки персонала и иным.
Баллы суммируются, по итогам оценочных мероприятий гостинице присваивается определенная категория (характеризуется количеством звезд). Заявителю выдается свидетельство сроком на 3 года. Без указанного документа предприниматель не может на законных основаниях оказывать гостиничные услуги. Его отсутствие влечет за собой применение мер административной ответственности – штрафных санкций и приостановку работы.
Для чего оформляют добровольный сертификат на услуги гостиниц?
Сертификат соответствия на услуги гостиниц субъект хозяйствования может получить по своей инициативе. Оценка качества обслуживания осуществляется в действующей системе добровольной оценки по требованиям, содержащимся в государственных стандартах.
5. Стандартизация, сертификация, лицензирование гостиничных услуг. Понятия. Основная документация.
Стандартизация услуг в нашей стране регулируется Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» Применительно к услугам вообще и к гостиничным услугам в частности Закон определяет техническое регулирование как правовое регулирование отношений в области установления и применения на добровольной основе требований к оказанию услуг, а также оценки и подтверждения соответствия услуг этим требованиям. Статья 18 Закона устанавливает, что такие требования могут быть в форме стандартов или договоров.
В Российской Федерации гостиничные услуги не подлежат обязательной сертификации. Они подлежат лишь добровольному подтверждению соответствия каким-либо критериям, причем данные критерии нет необходимости где-либо регистрировать, их может разработать и применять любая организация.
Куда движется гостиничный бизнес: гостиничные тенденции в 2021 году
Однако государство, тем не менее, принимает активное участие в разработке критериев оценки качества гостиничных услуг. То есть то, что в Приказе Приказ Минспорттуризма РФ от 07.05.2010 N 461 «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи» называется «классификация», по Закону о техническом регулировании — «сертификация».
Система классификации содержит требования к гостиницам и другим средствам размещения и критерии их балльной оценки и требования к номерам различных категорий и критерии их балльной оценки, в соответствии с которыми и осуществляется оценка гостиниц и других средств размещения на соответствие той или иной категории. Документы заявителя рассматриваются аккредитованной организацией Решение о проведении классификации принимается аккредитованной организацией не позднее чем через 10 календарных дней Аккредитованная организация на основании результатов оценки принимает решение о присвоении объекту туристской индустрии категории, Аккредитованная организация заключает с заявителем договор о проведении классификации и последующем подтверждении присвоенной категории — «пять звезд», «четыре звезды», «три звезды», «две звезды», «одна звезда».
Лицензирование гостиничной деятельности Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» не предусмотрено. Если гостиница предоставляет своим клиентам услуги, на осуществление которых необходима лицензия, то на такую деятельность она обязана ее получить.
Причем, в соответствии с законом о лицензировании, срок действия такой лицензии не может быть менее пяти лет. Это следует из статьи 8 Федерального закона № 128‑ФЗ: «Срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата».
Перечень видов деятельности, связанных с предоставлением туристских и гостиничных услуг (услуг средств размещения), на осуществление которых требуются лицензии в соответствии с настоящим Законом: • перевозки морским транспортом пассажиров; • перевозки морским транспортом грузов; • перевозки внутренним водным транспортом пассажиров и т.д. Гостиницы могут пройти добровольную сертификацию своих услуг. Она проводится на основании Постановления Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 26.09.2001 N 82 «О создании и государственной регистрации Системы добровольной сертификации услуг гостиниц и других средств размещения на категорию». В результате добровольной сертификации гостиничных услуг, гостинице присваивается определенная категория, которая обозначается количеством звезд, от одной до пяти. Т.е. это тоже что и стандратизация.
Ограничение
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник: studfile.net
Сертификат на гостиничные услуги
Основная цель сертификации гостиничных услуг – присвоение категории средствам размещения. В просторечном обиходе при сертификации устанавливается «звездность» гостиниц, отелей, гостевых домов, хостелов, баз отдыха и пр.
Необходимость проверок
Сертификация гостиниц проводится в добровольном порядке. Однако классификация объектов размещения является обязательной процедурой. Классификация — это присвоение звезд гостинице.
Подробнее о классификации
Классификация гостиниц и требования к ним устанавливаются Постановление Правительства РФ от 18.11.2020 N 1860 «Об утверждении Положения о классификации гостиниц». Согласно этому нормативному документу, присвоение категории в виде звезд проводится с учетом таких критериев:
- местонахождение (в городе, в горах, морское побережье);
- график работы (круглогодично, односезонные, двухсезонные);
- питание (завтрак, затрак+ужин, полный пансион);
- продолжительность размещения (для кратковременного или длительного пребывания);
- ценовая политика (бюджет, эконом, первый класс, апартаменты, люкс);
- назначение (целевые, транзитные и пр.);
- квалификации персонала.
Исходя из этих и других данных, в тексте Постановления сформулированы обязательные для соблюдения требования по отношению к гостиницам и другим возможным объектам.
Стандарты для добровольной сертификации
Получить добровольный сертификат можно на соответствие любому из перечисленных государственных стандартов:
- ГОСТ Р 50690-2017 Туристские услуги. Общие требования;
- ГОСТ Р 54604-2011 Туристские услуги. Экскурсионные услуги. Общие требования;
- ГОСТ Р 55698-2013 Туристские услуги. Услуги пляжей. Общие требования;
- ГОСТ 32611-2014 Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов;
- ГОСТ 32613-2014 Туристские услуги. Услуги туризма для людей с ограниченными физическими возможностями. Общие требования;
- ГОСТ Р 56780-2015 Услуги средств размещения. Бизнес-услуги. Общие требования;
- ГОСТ Р 50681-2010 Туристские услуги. Проектирование туристских услуг;
- ГОСТ Р 50646-2012 Услуги населению. Термины и определения;
- ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015) Системы менеджмента качества;
- ГОСТ Р ИСО 22000-2019 (ISO 22000:2018) Системы менеджмента безопасности пищевой продукции, требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции.
Соответствие обозначенным стандартам гарантирует вашим клиентам (путешественникам и бизнесменам) предоставление услуг самого высокого качества. Благодаря этому люди будут возвращаться в полюбившуюся гостиницу снова и снова, а также рекомендовать ее друзьям и знакомым.
Выгоды сертификации
Наличие сертификата у владельца отеля способствует:
- продвижению организации на рынке;
- укреплению доверия населения и партнеров;
- заключению выгодных контрактов с государственными и частными компаниями;
- участию в тендерах;
- повышению деловой репутации.
Распределение сертифицированных объектов гостиничного бизнеса по секторам представлено на картинке:
Мнение эксперта центра «Промтехсертификация»: “Рекомендую одновременно с сертификацией гостиничных услуг, внедрить на предприятии систему менеджмента качества и документально подтвердить ее эффективность. Получение сразу двух сертификатов позволит компании оптимизировать бизнес-процессы, сократить неоправданные расходы, повысить качество услуг и удовлетворить все потребности потребителей”.
Кому необходима сертификация?
Обратиться в наш центр сертификации могут компании (юридические лица или ИП) следующих сфер деятельности:
код ОКПД 2 | Наименование услуги |
55.10.1 | Услуги гостиниц и аналогичные услуги по предоставлению временного жилья, услуги по предоставлению временного жилья для посетителей с обеспечением ежедневной уборки номера (за исключением помещений, находящихся в собственности на фиксированное время года) |
55.20.1 | Услуги по предоставлению временного жилья в местах отдыха и прочих местах для краткосрочного проживания |
55.90.1 | Услуги по предоставлению временного жилья прочие |
Процедура сертификации пройдет для вас “безболезненно”, ведь все сложные организационные моменты мы возьмем на себя. Многолетний опыт работы и безупречная деловая репутация – это то, чем мы гордимся и используем для улучшения вашего бизнеса!
Оформление документа
Порядок оценки соответствия средств размещения несколько отличается от привычного алгоритма сертификации продукции и состоит из подтверждения соответствия требованиям безопасности. При этом оценка качества и безопасности осуществляется аккредитованными органами и центрами по сертификации.
Для подтверждения соответствия заявитель обращается в центр сертификации и подает заявку, предоставляет специалисту необходимые документы, обеспечивает доступ эксперта к средству размещения. После документального анализа соответствия всем необходимым требованиям действующего законодательства специалист проводит аудит их исполнения на практике. При положительном результате оформляет и выдает заявителю сертификат.
Стоимость и срок действия
Срок действия сертификата ограничивается 3 годами, после чего требуется повторное проведение процедуры сертификации. Цену услуги по оформлению сертификата следует уточнить у менеджера нашего центра, так она существенно изменяется в зависимости от многих факторов, характеризующих отличия между средствами размещения.
Необходимые документы
Для начала сертификационного процесса потребуются:
- заявка стандартного образца, свидетельствующая о желании проведения оценки;
- ОГРН и ИНН;
- лицензия на оказываемые услуги (торговля спиртными напитками, медицинский кабинет). Если в гостинице нет услуг, подлежащих лицензированию, то, соответственно, это разрешение не требуется;
- заключения органов контроля пожарной безопасности, Санэпиднадзора, Технадзора;
- техпаспорт, акты проверок, проведения инструктажа персонала.
В зависимости от особенностей здания, инфраструктуры средства размещения, дополнительно оказываемых услуг состав начальной документации может существенно изменяться. Для уточнения данной информации касательно конкретно вашего объекта обратитесь к менеджеру центра сертификации, задав свой вопрос онлайн или по телефонам, указанным на сайте.
Услуги нашего центра
Наша компания предоставляет полный спектр услуг в области сертификации средств размещения. Большинство требуемых для вашего бизнеса документов можно заказать в нашем центре. Кроме того, обращаясь к нам с одним пакетом документов, вы можете параллельно заказать и другие добровольные документы, существенно улучшающие ваше положение на рынке туристических и гостиничных услуг.
- отсутствие простоев в работе, благодаря чему сертификат выдаем в максимально короткий срок;
- безупречное соблюдение политики конфиденциальности информации, полученной в процессе сотрудничества;
- неограниченный консалтинг персонального менеджера по сертификации на любой стадии процедуры оценки соответствия;
- разработку рекомендаций по устранению препятствий для сертификации в случае выявления проблемных факторов;
- участие в программе лояльности постоянных клиентов при повторных обращениях;
- законность всех выдаваемых документов.
Многолетний опыт работы и безупречная деловая репутация – это то, чем мы гордимся и используем для улучшения вашего бизнеса!
Источник: promtehsert.ru