Показатели эффективности деятельности предприятия
В наиболее общем виде экономическая эффективность представляет собой количественное соотношение двух величин — результатов хозяйственной деятельности и производственных затрат. Сущность проблемы повышения экономической эффективности состоит в увеличении экономических результатов на каждую единицу затрат в процессе использования имеющихся ресурсов.
Повышение эффективности производства может достигаться как за счет экономии текущих затрат (потребляемых ресурсов), так и путем лучшего использования действующего капитала и новых вложений в капитал (применяемых ресурсов).
Результативность деятельности предприятия можно охарактеризовать следующими показателями:
— период окупаемости капитала;
— точка безубыточности ведения хозяйства.
Экономический эффект — это абсолютный показатель (прибыль, доход от реализации и т.п.), характеризующий результат деятельности предприятия. Основной показатель, характеризующий экономический эффект от деятельности производственного предприятия, — это прибыль.
Показатели прибыльности и эффективности магазина
Годовая норма прибыли на вложенный капитал может быть определена по формуле:
— где Е – норма прибыли на вложенный капитал;
— П – чистая прибыль;
— К – вложения в капитал;
— Ц – объём производства продукции;
— С – себестоимость продукции.
Ограниченность показателей экономического эффекта заключается в том, что по ним нельзя сделать вывод о качественном уровне использования ресурсов и уровне доходности предприятия.
Экономическая эффективность — это относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами, обусловившими этот эффект, или с ресурсами, использованными для достижения этого эффекта:
Экономическая эффективность = экономический эффект / затраты.
Часть таких показателей рассматривалась. Например, это показатели фондоотдачи и фондоёмкости, коэффициент оборачиваемости оборотных средств, которые характеризуют соответственно эффективность использования основных фондов и оборотных средств.
Степень доходности предприятия можно оценить с помощью показателей рентабельности.
Можно выделить следующие основные показатели:
— рентабельность продаж (оборота):
Рп = Прибыль / Объем продаж × 100%.
Прибыль (валовая или чистая) и объем продаж берутся за один и тот же отчетный период, как правило, за год;
— рентабельность основного капитала:
Рок = Прибыль / Основной капитал × 100%.
— рентабельность собственного капитала:
Рск = Прибыль / Собственный капитал × 100%.
Рентабельность собственного капитала характеризует эффективность использования капитала, инвестированного в производство за счет собственных источников финансирования.
В международной практике обоснования эффективности инвестиционных проектов используются следующие обобщающие показатели эффективности: чистая текущая стоимость, внутренний коэффициент эффективности, период окупаемости, точка безубыточности.
Показатель эффективности бизнеса
Показатель чистой текущей стоимости определяется как разность между поступлением и расходом денежных средств за весь период предполагаемого функционирования предприятия с учетом фактора времени. Обычно чистая текущая стоимость рассматривается как норма инвестирования капитала (норма минимального дохода), подтверждающая целесообразность осуществления капитальных вложений.
Внутренний коэффициент эффективности представляет собой такое пороговое значение рентабельности капитала, при котором становится возможным равенство притоков-оттоков наличных средств, а сама текущая стоимость превращается в нулевую величину. Проект развития предприятия считается рентабельным, когда внутренний коэффициент эффективности не опускается ниже этой исходной нормы окупаемости вложений. На практике для более точного расчета внутреннего коэффициента эффективности используется метод итерационного подбора его численных значений во времени.
Период возврата капитальных вложений (срок окупаемости) — это период времени, который необходим для того, чтобы будущая прибыль предприятия достигла величины осуществленных капитальных вложений. Показатель срока окупаемости характеризует интенсивность возврата затраченных средств на определенном интервале времени после их вложения:
где Т — срок окупаемости капитальных вложений; К – инвестируемый капитал предприятия; П — чистая годовая прибыль, с учетом амортизации.
Точка (норма) безубыточности — это минимальный размер партии выпускаемой продукции, при котором достигается «нулевая прибыль», т.е. равенство доходов от продаж и издержек производства. Дальнейшее увеличение объема продаж приводит к появлению прибыли. Точка безубыточности находится графическим и аналитическим способами.
Графически точка безубыточности находится на пересечении линий объема продаж и полных издержек производства (в разбивке последних на постоянные и переменные). Определение точки безубыточности графическим способом представлено на рис. 13.
Аналитически точка безубыточности определяется по формуле:
— где Но — точка (норма) безубыточности;
— И пост — постоянные издержки производства;
— Ц ед — цена единицы продукции;
— И пер — переменные издержки производства.
Понравилась статья? Не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Относительные экономические показатели деятельности предприятия
Исходные данные для подготовки таких показателей можно взять из баланса и отчёта о финансовых результатах.
Об эффективности работы можно судить по относительным экономическим показателям, например, по показателям, представленным ниже.
Для дополнительной информации по расчётам и выводам по показателям — любой из них можно открыть отдельно по ссылке.
| Рентабельность продаж | Доля валовой прибыли (убытка) в выручке |
| Рентабельность основной деятельности | Доля прибыли (убытка) от продаж в выручке |
| Рентабельность чистая | Доля чистой прибыли (убытка) в выручке |
| Рентабельность активов экономическая | Прибыль (убыток) от продаж, отнесённая к итогу баланса (активам) |
| Рентабельность собственного капитала чистая | Чистая прибыль (убыток), отнесённая к собственному капиталу |
| Рентабельность по EBITDA (EBITDA Margin) | Доля EBITDA в выручке |
| Фактическая норма амортизации | Амортизация, отнесённая к сумме нематериальных активов и основных средств |
Указанные выше показатели на основе отчётности можно рассчитать онлайн: анализ финансового состояния.
Финансовый анализ:
- Финансовый анализ бюджетных организаций онлайн бесплатно: государственных (муниципальных) учреждений и федеральных… Это новый бесплатный сервис анализа с учётом изменений в отчётности за 2019 год и далее. Для более ранней отчётности анализ здесь: анализ данных бюджетной организации…
- Анализ финансового состояния предприятия Здравствуйте. На этой странице находится обновлённый сервис для бесплатного анализа финансового состояния предприятия онлайн. В 2019-2020 изменились некоторые строки в отчёте о финансовых результатах, поэтому…
- Анализ финансового состояния и результатов работы банка онлайн бесплатно Здравствуйте, уважаемый посетитель. Данный сервис — очередное обновление сервиса анализа финансовых показателей банка для 2020 года и позже — пока не появятся новые изменения. На…
- Анализ банкротства предприятия Здравствуйте, мой уважаемый читатель. Данный сервис позволяет выполнить анализ банкротства предприятия по ряду популярных моделей оценки риска банкротства, а также используя некоторые показатели из нормативно-правовых…
Александр Крылов

Старший преподаватель ЧГУ и СПбГИЭУ «Инжэкон» в 2004-2011 годах. Специализируюсь на финансовом состоянии организаций: коммерческих организаций, банков, бюджетных учреждений. Помогаю с подготовкой ВКР по экономике.
Источник: anfin.ru
Абсолютные и относительные показатели

Количество показателей, характеризующих результаты деятельности фирмы, очень велико. Поэтому сравнение этих показателей в динамике дает более реальную картину. Полезно сравнивать также показатели конкретной фирмы с показателями аналогичных фирм или с отраслевыми показателями — средними или общими.
Анализируемые показатели делятся на абсолютные и относительные.
Абсолютные данные характеризуют масштаб операций фирмы, ее производственный потенциал, итоги производственной и сбытовой деятельности и др. Они содержатся в оперативной и финансовой отчетности фирмы: объемы продаж, итоги баланса, прибыль и другие показатели.
Относительные данные — это коэффициенты, дающие соотношения, полученные расчетным путем или соотнесением абсолютных показателей.
Группы абсолютных и относительных показателей характеризуют:
· экономический потенциал фирмы;
· эффективность ее деятельности;
· финансовое положение фирмы.
Рассмотрим эти группы.
Показатели экономического потенциала зарубежной фирмы: активы, продажи, чистая или валовая прибыль, основной капитал, оборотный капитал, капиталовложения, собственный и заемный капитал, капитализированная прибыль, производственные мощности, научно-исследовательская база и расходы на НИОКР, общее количество занятых.
Эти показатели (в отдельности или совокупности) в количественном или стоимостном выражении характеризуют материально-производственную базу фирмы, результаты ее финансовой деятельности, масштаб операций фирмы и т.д.
Например, масштабы операций фирмы характеризуются такими показателями, как объем продаж, активы, собственный капитал, число занятых. Сами по себе эти показатели мало о чем говорят. Все зависит от сферы деятельности фирмы. Для фирмы, выпускающей, например, спички, объём продаж в 50 млн. денежных единиц будет весомым, для металлургической фирмы — небольшим.
Сравнивать нужно с аналогичными показателями других фирм данной отрасли или страны. Таким образом, можно судить о масштабах операций фирмы, о ее солидности. Во многих странах публикуются списки крупнейших фирм, что способствует успешности проведения таких оценок.
Производственная база характеризует промышленный потенциал фирмы, возможность производить продукцию в нужных количествах и в необходимые сроки. Масштаб операций дает представление о размерах производственной базы и все это может дать стоимостную оценку произведенной и реализованной продукции (объем продаж), оборотных и необоротных активов (итог баланса), стоимость используемых в процессе производства машин и оборудования, что характеризует основной капитал.
Основной капитал — важнейший показатель производственного потенциала фирмы. В балансах фирм он обычно отражается одной строкой, что затрудняет анализ его структуры. Но в примечаниях к балансу эта статья разбивается на отдельные составляющие (например, земля, здания и сооружения, машины и оборудование, арендованное имущество и строящиеся предприятия, месторождения полезных ископаемых). Если из суммы, составляющей основной капитал, вычесть амортизационные отчисления, получим реальный основной капитал.
К основным показателям производственной базы промышленных фирм относятся количество и мощности отдельных производственных предприятий. У крупных фирм количество предприятий может достигать нескольких десятков. Так, например, у компании “Дженерал электрик” их более 300; расположены они как в США, так и в других странах.
Крупные фирмы в своих годовых отчетах производственные мощности отдельных предприятий обычно не указывают, а приводят количество заводов, выпускающих определенный вид продукции. Узкоспециализированные фирмы, наоборот, дают сведения о производственных мощностях. Подробные данные об отдельных предприятиях можно найти в периодической печати, специализированных журналах, рекламных проспектах и других материалах фирмы.
Характеристика производственной базы фирмы содержит также сведения о наличии сырьевой базы, собственных источников энергии, сбытовой сети и средств транспорта, центров технического обслуживания и т.д. Если компания арендует транспортные средства, производственные мощности и оборудование или крупные фирмы пользуются услугами мелких и средних фирм для производства отдельных деталей, узлов и других комплектующих, технического или сервисного обслуживания, то по существу их производственная база увеличивается за счет обслуживающих их формально самостоятельных фирм.
Важный показатель, характеризующий производственный потенциал фирмы, — количество произведенной продукции и доля этой продукции в производстве подобной продукции в стране и в мире. Эти данные можно получить из отчетов фирм, статистических сборников, периодической печати, справок швейцарских банков и т.д.
Объем капиталовложений также относится к показателям производственного потенциала фирмы. Направление капиталовложений характеризует ее производственную политику. Естественно, что руководство фирмы стремится инвестировать капиталы в наиболее перспективные, с его точки зрения, виды производственной деятельности.
Научно-исследовательская база фирмы, как и научно-исследовательский потенциал в целом, в условиях острой конкуренции приобретает все более важное значение. Желая не только выжить, но и первенствовать в конкурентной борьбе, фирмы стремятся внедрять передовые достижения научно-технического прогресса, разрабатывать новую технологию и новые виды продукции, интенсивно вести поиск новых направлений и сфер приложения капитала, формировать новые рынки сбыта. Фирмы считают целесообразным выделять на эти цели значительные средства.
Показатели эффективности деятельности зарубежной фирмы — это абсолютные и относительные данные. Основной из них — прибыль — конечная цель и основной критерий деятельности зарубежной фирмы.
Часто используется термин валовая прибыль. Этот показатель зависит от объема продаж, прибыльности (разница между чистой продажной ценой и чистыми затратами) и системы мер по реализации. Валовая прибыль обеспечивает:
· покрытие всех эксплуатационных расходов предприятия, не зависящих непосредственно от товарооборота (объема продаж);
· погашение всех долгов и займов;
· выплату отчислений в пенсионный фонд;
· уплату всех необходимых налогов или отчислений в государственный фонд социального страхования;
· замену основных средств при их износе;
· повышение расходов до того, как они окупятся при повышении продажной цены;
· увеличение объема капиталовложений по мере роста бизнеса;
Только после того как будут удовлетворены все эти требования, оставшуюся часть прибыли можно снова вложить в производство в целях дальнейшего расширения фирмы.
Каждая фирма должна постоянно получать некоторую минимальную сумму валовой прибыли лишь для того, чтобы ее владельцы могли выжить.
Стоимость или объем продукции, которую необходимо реализовать, чтобы получить достаточную валовую прибыль, оставшуюся после удовлетворения прочих требований, называют критическим объемом продаж.
На основе полученной абсолютной прибыли исчисляются относительные показатели рентабельности: рентабельность продаж; рентабельность активов; рентабельность основного капитала; рентабельность собственного капитала; средняя норма рентабельности.
Другой важный показатель эффективности — объем продаж, который отражает масштабы деятельности фирмы и темпы ее роста. На основе этого показателя исчисляются относительные показатели эффективности:
— отношение объема продаж к активам;
— отношение объема продаж к основному капиталу;
— отношение объема продаж к оборотному капиталу;
— отношение объема продаж к материально-производственным запасам;
— доля издержек производства в стоимости реализованной продукции;
— отношение объема продаж к общему количеству занятых.
Показатели, характеризующие фирму, необходимо анализировать в динамике, в сравнении. Так, например, прибыль может по годам увеличиваться или уменьшаться. Могут быть убыточные годы.
Известный менеджер Ли Якокка отмечает, что автомобильная корпорация «Крайслер» в течение 1978 — 1981 г.г. терпела убытки, а затем по показателям эффективности стала значительно опережать своих главных конкурентов «Дженерал моторс» и «Форд моторс». Увеличение или уменьшение объема продаж нельзя однозначно рассматривать как повышение или снижение эффективности деятельности фирмы. Необходимо проанализировать причины происшедшего. В каждом случае причины могут быть разными, например, продажа активов, поглощения, слияния и другие организационные мероприятия
Источник: megaobuchalka.ru
