Уровни зрелости внедрения процессного подхода:
* 1-й уровень зрелости (Базовый) – Знание процесса: выделение и визуализация процедур в рамках функций, а также определение мест возникновения потерь, ошибок и отклонений.
* 2-й уровень зрелости (Улучшение) – Фокус внимания на операционные потери: систематическое выделение, наглядное представление и анализ процессов, определение процедур измерения процессов, а также улучшение процессов и их показателей.
* 3,4-й уровень зрелости (Оперативный) – Сквозной процесс и мониторинг KPI: анализ и контроль сквозных процессов, автоматизированное управление процессами, непрерывное улучшение и
имитационное моделирование.
* 5-й уровень зрелости (Гибкая структура бизнеса) – Управление стоимостью предприятия: связь результатов процесса с целями, расширение цепочки создания стоимости в части координации клиентов и партнеров, реагирование на изменение внешней среды.
По материалам Gartner
SEB24. Библиотека лучших практик в области проектирования организационных систем. Глоссарий
Уровни процессной зрелости | Naked BPM (Eng sub)
Источник: slggp.com
ОЦЕНКА ЗРЕЛОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ
Цифровая трансформация невозможна без отлаженной системы управления бизнес-процессами — в равных конкурентных условиях побеждает организация с наиболее эффективными процессами. Как оценить зрелость системы управления бизнес-процессами?
Методика оценки зрелости системы управления бизнес-процессами позволяет понять текущий уровень работы с бизнес-процессами, увидеть провалы и «белые пятна» в их описании и помочь менеджерам принимать взвешенные управленческие решения для достижения целей развития бизнеса. Однако оценка уровня зрелости всех процессов компании — нетривиальная задача.
Система управления бизнес-процессами (BPMS, СУБП) представляет собой совокупность методов, инструментов и ресурсов, направленных на эффективное развитие компании за счет управления каждым значимым бизнес-процессом на всем протяжении его жизненного цикла. Если процессы компании никто специально не анализировал и не выстраивал, то cистемы управления нет, однако бизнес при этом может быть вполне успешным.
Ответ зависит от уровня сложности создаваемого продукта или сервиса и уровня сложности самого бизнеса, включая его внешнюю среду. Бизнес может быть успешным в силу внешних обстоятельств — например, из-за отсутствия эффективных конкурентов. Кроме того, мало кто из собственников задумывается о системной работе с бизнес-процессами, если поставленные цели достигаются.
Система управления бизнес-процессами нужна компании, достигшей определенного уровня развития, вставшей на путь цифровой трансформации и работающей в условиях жесткой конкуренции, что требует целенаправленного изменения бизнес-процессов для повышения их результативности и эффективности.
Объектами оценки зрелости могут быть компания в целом, ее система управления, различные подсистемы в рамках системы управления, а также отдельные бизнес-процессы. В последнем случае уровень зрелости определяется совокупностью усилий руководства компании, владельцев процесса и, в определенной степени, BPMS. Если процесс зрелый, то он является полностью «прозрачным», выполняется по заданной технологии, эффективно управляется и постоянно изменяется для достижения поставленных бизнесом целей.
Уровни зрелости процессов
Оценка уровня зрелости всех процессов компании — достаточно нетривиальная задача: процессов может быть слишком много (несколько тысяч на операционном уровне); существует иерархия процессов; каждый бизнес-процесс обладает своей спецификой. Например, процесс состоит из семи подпроцессов, три из которых оценены на максимальный балл, а четыре — на «0», и тогда неясно, как оценить зрелость процесса в целом.
С какого уровня начинать оценку? Как агрегировать результаты оценки по иерархии процессов вверх до уровня категорий? Если цель — это развитие практики работы с процессами, то целесообразно оценивать зрелость именно cистемы управления, а не всех бизнес-процессов компании.
К примеру, можно оценивать каждого отдельного сотрудника компании, а потом делать какие-то усреднения и выводы, а можно оценивать зрелость всей системы управления персоналом. Сотрудники приходят и уходят, а система остается. Так же и в случае с BPMS: оценивается система работы с процессами в целом, а не отдельные бизнес-процессы.
Подходы к оценке зрелости
Известно несколько подходов к оценке зрелости как отдельных процессов, так и процессной зрелости организации в целом: модель PEMM Майкла Хаммера, ГОСТ Р ИСО/МЭК 15504 или оценка на основе BPM CBOK. Однако они не дают ответа на вопрос, как именно измерить соответствие конкретному критерию. Например, ГОСТ 15504 содержит следующие формулировки: «осуществление процесса регулируется для соответствия планам»; «определены цели измерения процесса на основании информационных потребностей процесса»; «реализация всех согласованных изменений управляется с целью обеспечить, что любое вмешательство в осуществление процесса понято и проведено».
Такие дефиниции сложно считать адекватными задаче оценки реального состояния элементов системы управления. Если задавать подобные вопросы руководителям обычной компании, то результата не будет. Критерии оценки должны быть просты и понятны, а вопросы — предусматривать возможность четкого ответа «да/нет», исключающего субъективизм.
Требуется метод, обеспечивающий объективную оценку системы. Результаты, получаемые любыми специалистами, использующими этот метод, не должны отличаться более чем на 5–6%. Итоги оценки зрелости BPMS должны давать возможность анализировать динамику развития, сравнивать показатели системы управления различных компаний и делать практические выводы.
Методика оценки зрелости
В рамках предлагаемой методики оценка зрелости BPMS проводится по десяти направлениям (разделам):
- Архитектура бизнес-процессов.
- Управление бизнес-процессами по целям и показателям.
- Система стимулирования работы руководителей в целях улучшения бизнес-процессов по KPI.
- Практика описания и анализа бизнес-процессов.
- Практика оптимизации бизнес-процессов и внедрения изменений.
- Автоматизация бизнес-процессов.
- Стандартизация бизнес-процессов.
- Контроль и аудит бизнес-процессов.
- Корпоративная система обучения персонала методам процессного управления.
- Процессный офис.
Для каждого раздела определен состав подразделов. Например, в табл. 1 приведена структура для раздела «Архитектура бизнес-процессов».
Источник: dzen.ru
Уровень зрелости бизнес-процессов
В статье «Диагностика бизнес-процессов» я написал о том, какими свойствами должен обладать хорошо выстроенный бизнес-процесс. Бизнес-процессы любого предприятия не идеальны и для разработки плана их совершенствования важно определить на каком уровне зрелости бизнес-процессы находятся.
Уровень зрелость бизнес-процессов определяют по следующему списку критериев:
1. Определены общие границы деятельности и общая направленность
2. Определены необходимые ресурсы, параметры процесса (входы, выходы, управление, показатели)
Если с п. 1 на предприятии, как правило, всё в порядке, то уже п. 2 подтверждается далеко не всегда. В частности, показатели, как правило, определены только для части бизнес-процессов.
3. Исполнители одинаково понимают процедуру процесса
На самом деле, убедиться в этом можно только тогда, когда
4. Процедура процесса описана
Если же формализованного описания бизнес-процесса нет или она не согласована с участниками, нет уверенности в том, что участники бизнес-процесса понимают процедуру одинаково.
5. Показатели процесса связаны с бизнес-целями организации
6. Определена отчётность по показателям
7. Определены планы по показателям
Управление бизнес-процессом начинается с того момента, когда выполнен критерий 7. Если планы по показателям не определены, с точки зрения системного менеджмента, управления у бизнес-процесса нет.
8. Происходит план-фактный анализ показателей
9. Происходит анализ динамики план-факта по показателям
На основе анализа план-факта по показателям должны вырабатываться управленческие решения, направленные на достижение плановых значений показателей.
10. Осуществляется мониторинг ресурсов процесса
Если на производстве неожиданно закончится сырьё, никакое описание бизнес-процесса не поможет выполнить план.
11. Обучение новых сотрудников происходит по описанию процесса
12. Осуществляется регистрация и разбор проблем
Ключевое слово — регистрация. Очень часто приходится сталкиваться с тем, что проблема есть, а инциденты не регистрируются. Значит, нет объективной информации для анализа проблемы.
13. Определены процедуры корректировки процесса
Подробнее о необходимости модернизации бизнес-процессов можно почитать в статье по ссылке.
14. Установлены стандарты для процесса (например, стандарт качества)
Типичная беда для многих предприятий — разговоры о качестве есть, а стандартов качества нет. Значит, качество не управляется.
15. Определены цели совершенствования процесса, обеспечено управление изменениями
Если на вашем предприятии бизнес-процессы не соответствуют всем этим критериям, поле деятельности для оптимизации бизнес-процессов имеется.
По следующей ссылке можно посмотреть некоторые примеры разработанных нами описаний бизнес-процессов. На сайте также размещена процедура заказа работы по совершенствованию бизнес-процессов. В разделе «Стоимость описания бизнес-процессов» мы рассказываем, как сэкономить при заказе этой услуги.
Если вы заполните эту форму, мы подготовим коммерческое предложение, оптимизирующее ваши расходы на выполнение этой работы.
Как заказать наши услуги
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
- Наши услуги
- Сколько стоит консалтинг?
- Примеры работ
- Отзывы клиентов
- Подписка на рассылку
В соответствии со ст. 1274 ГК РФ при публикации материала сайта в Интернете, указание авторства и индексируемая ссылка на источник публикации обязательны.
197183, Санкт-Петербург, Представительство в Москве
+7 (962) 684-45-80 +7 (812) 430-19-53 +7 (921) 962-08-63 —>
Источник: piter-consult.ru