Сходство полиполии с совершенной конкуренцией и монополией.
Монополистическая конкуренция (полиполия) — рыночная структура, в которой имеется множество фирм-продавцов сходной, но не одинаковой продукции. Она одновременно похожа и на монополию, и на совершенную конкуренцию, так как в коротком периоде монополистический конкурент ведет себя как монополист, а в длительном — как совершенный конкурент.
Специфические особенности полиполии.
Свойства монополистической конкуренции приводят к следующим результатам: в долгосрочном периоде из-за низких барьеров фирмы могут входить в рынок, если там есть сверхприбыль, и покидать его в случае убытков. Вследствие этого на рынке возникает ситуация, присущая совершенной конкуренции. Но полиполист в этой ситуации ведет себя иначе и все равно получает сверхприбыль, так как у него в отличие от совершенного конкурента:
- а) имеются избыточные производственные мощности, позволяющие ему регулировать объем производства;
- б) предельные издержки не равны цене.
Именно вследствие этих двух отличий монополистический конкурент в долгосрочном периоде подобен, но не идентичен совершенному конкуренту.
Как экономисты оправдывают монополии? / Теории олигополии и монополистической конкуренции
Максимизация прибыли в условиях полиполии.
Маневрирование полиполии в пределах диапазона, определяемого избыточными производственными мощностями, помогает ей привлечь дополнительных покупателей при понижении цены.
На графике можно отследить этот процесс (рис. 22.1).
Рис. 22.1. Максимизация прибыли в условиях монополистической конкуренции:
0Е — равновесный объем товара на рынке; /) — кривая спроса;
МЯ — линия предельного дохода; А ТС — средние общие издержки; МС — предельные издержки; Рг — цена монополии; РЕ — цена совершенной конкуренции при «предельной» фирме
Имея ограниченные возможности в ценовой конкуренции, полиполисты очень чувствительны к маркетингу, где между ними разворачивается неценовая конкуренция (рис. 22.2).
В целом монополистическая конкуренция менее эффективна, чем совершенная, так как здесь предельные издержки ниже рыночной цены, что ведет к изъятию части «излишка потребителя» в пользу продавца.
Рис. 22.2. Формы неценовой конкуренции
Рыночная власть: олигополия
Особенности рыночного поведения фирмы-олигополиста.
Олигополия в рыночном диапазоне размещается между монополией, с одной стороны, и монополистической конкуренцией — с другой.
Олигополия — рыночная структура, в которой несколько продавцов предлагают потребителям одинаковые или сходные товары.
Наличие на рынке нескольких конкурентов, которые противостоят олигополисту в его стремлении максимизировать собственную прибыль, приводит к тому, что он специфически видит спрос на свою продукцию со стороны покупателей (рис. 23.1).
Олигополист считает (обоснованно), что повышение им цены на свою продукцию скорее всего вызовет ответную реакцию конкурентов, которые не последуют за ним, а перехватят покупателей. С другой стороны, олигополист считает
Рис. 23.1. Кривая спроса на продукцию олигополии
(тоже обоснованно), что снижение им цены с целью увеличения продаж скорее всего повлечет за собой аналогичные действия со стороны конкурентов, которые не захотят упустить своих покупателей.
Таким образом, при олигополии у фирм возникают несовместимые стремления: с одной стороны, объединившись с другими олигополистами, получить дополнительный доход, с другой стороны, победив конкурентов (а их немного), получить еще больший доход, правда, с меньшей вероятностью.
Вследствие этого поведение олигополиста на рынке описывается несколькими методами:
- — графиком ломаной кривой спроса;
- — моделью сговора;
- — лидерством в ценах;
- — соблюдением принципа «издержки плюс».
График ломаной кривой спроса на продукцию олигополиста.
График ломаной кривой спроса характеризует поведение олигополистов при отсутствии между ними сговора, когда каждый выступает за себя.
Здравый смысл и хозяйственный опыт подсказывают олигополисту, что в случае снижения цены его конкуренты поступят так же, как он, а в случае повышения — останутся при своих ценах. В этом случае олигополист сталкивается с ломаной кривой спроса на свою продукцию, а кривая предельного дохода МЯ имеет вертикальный разрыв, не оказывающий никакого влияния ни на цену, ни на объем производства. Следовательно, олигополист максимизирует прибыль с соблюдением общего условия МС= МЯ < Р, по с особенностями в МЯ (у полиполиста особенности были в цене).
График ломаной кривой наглядно свидетельствует, что олигополист, ведущий на рынке политику «каждый за себя», рискует не только прибылью, но и опасностью развязывания ценовой войны (модель Бертрана), при которой участники олигополии, попеременно снижая цены в конкурентной борьбе, доходят до состояния «нулевой» прибыли.
Картель.
Типичной моделью сговора является картель. Картель — это группа фирм, действующих совместно и согласующих рыночную политику между собой.
Создание картеля приводит к рыночной ситуации, аналогичной монополии, правда, с одной особенностью: входящие в него олигополисты готовы в любой момент, если для них это будет более выгодным, противопоставить себя другим членам картеля. Поэтому картель часто называют квазимонополией (подобием монополии).
Ценообразование вслед за лидером.
Лидерство в ценах позволяет олигополистам максимизировать прибыль, не вступая в сговор. Суть лидерства в ценах заключается в том, что наиболее крупная или наиболее эффективная фирма-олигополист устанавливает цены на рынке, а остальные подстраиваются под нее.
Вместе с тем лидерство в ценах вовсе не исключает жесткой борьбы между самими олигополистами, поэтому часто совмещается с поведением, описываемом при помощи модели ломаной кривой спроса.
Принцип «издержки плюс».
Принцип «издержки плюс», или накидка к цене, широко применяется олигополистами из-за простоты совмещения как с моделью картеля, так и «лидерства в ценах». Этот принцип наиболее целесообразен для фирм, производящих не один продукт, а большое количество различных товаров.
При ценообразовании поданному принципу вычисляются издержки олигополиста на единицу продукции при некотором желательном (планируемом) объеме производства и добавляется накидка в размере определенного процента. В результате получается рыночная цена.
Источник: studme.org
Конкуренция (тест, ОмГУПС) (Решение → 2359)
3. К количественным показателям доминирующего и монопольного позиционирования субъектов предпринимательского бизнеса относятся .
4. Ролевое многообразие субъектов предпринимательского бизнеса классифицируется в соответствии с … ролевой функцией
5. Наивысшее состояние доминирующей конкурентной позиции субъекта предпринимательского бизнеса
6. Для инновационного типа конкурентного поведения фирм характерна … тактика
7. Приемы конкурентного поведения компаний основаны на применении методов…конкуренции
Как ценовой, так и неценовой
8. Скрытые наступательные удары представляют собой разновидность тактики …
отвлекающего конкурентного поведения
9. Предпринимательская фирма, ориентированная на … претендует на приобретение доминирующих позиций в стратегическом ядре своего бизнеса
10. Гарантирующая (обеспечивающая) ролевая функция характерна для фирм, …
11. Под деловой мотивацией субъектов предпринимательского бизнеса понимается система …
побуждений компании к началу, возобновлению или усилению деловой деятельности
12. Стратегия механической монополизации является …
13. Ролевой принцип интерактивности состоит в …
14. Применяя … модель конкурентного поведения, компании придерживаются целевых установок, направленных на наращивание конкурентных преимуществ
15. Конкурентная модель тактического изоляционизма используется фирмами, реализующими стратегию …
16. Кооперативная солидарность между конкурентами выражается в форме…
17. Тактика фронтального наступления включает активные конкурентные действия, направленные на …
18. Если на рынке одноименных товаров действуют 50 фирм, каждая из которых имеет рыночную долю, равную 2%, то коэффициент Херфиндела-Хиршмана (HH50) равен …
19. Под конкурентоспособностью фирмы понимается …
способность фирмы формировать конкурентные преимущества над соперниками
наличие у фирмы ресурсного потенциала
20. Тактическое конкурентное поведение может иметь … характер
21. … разграничивают обычные и ключевые факторы успеха субъектов бизнеса
22. Стереотип стратегии монополизации характерен для фирм …
23. Тактика перехвата представляет собой разновидность …
24. Конкурентными являются . бизнеса в рыночной экономике
отдельные виды предпринимательского
определенные виды финансового
25. Наступательными называются конкурентные действия, в результате которых субъекты предпринимательского бизнеса .
пытаются поддержать ранее достигнутые конкурентные преимущества
прекращают деятельность на определенном секторе рынка и переключаются на другие секторы рынка
приобретают и развивают конкурентные преимущества
26. Обобщающим показателем уровня конкурентного доминирования и монополизации рынков является коэффициент …
27. Стратегия … всегда является наступательной
28. чистые претенденты на лидерство исполняют … ролевую функцию
29. Под межпродуктовой конкуренцией понимается конкуренция …
товаров-заменителей, предназначенных для удовлетворения идентичных потребностей
вокруг идентичных продуктов деловой деятельности, созданных из однородного сырья
предпринимательских фирм, применяющих одинаковую технологию и сырье
30. М.Портер охарактеризовал состояния конкуренции на любом секторе товарного рынка как следствие одновременного влияния … сил конкуренции
Библиотека Ирины Эланс, основана как общедоступная библиотека в интернете. Онлайн-библиотеке академических ресурсов от Ирины Эланс доверяют студенты со всей России.
Библиотека Ирины Эланс
Полное или частичное копирование материалов разрешается только с указанием активной ссылки на сайт:
Ирина Эланс открыла библиотеку в 2007 году.
Источник: student-files.ru
5.1 Конкуренция в системе бизнеса.
Эффективная конкуренция — это соперничество субъектов бизнеса в условиях активного включения органов государственной власти и управления в экономику в качестве экономического центра, обеспечивающего каждому из субъектов бизнеса возможности полноценного развития, а также гарантии постоянного воспроизведения деловых отношений на всех уровнях организации экономической среды бизнеса.
Эффективная конкуренция начала формироваться во второй половине двадцатого века и в настоящее время имеет повсеместное распространение в мире. Она отличается от предшествующих типов конкуренции тем, что участие государства в развитии экономики непременно включает меры антимонопольного регулирования деловых отношений.
Контрольные вопросы
- В рамках какой концепции бизнеса конкуренцию обычно определяют абстрактно, как некое абсолютно положительное явление, развитие которого осуществляется автоматически, а ее последствия всегда благоприятны?
- Кем была впервые последовательно раскрыта неоднозначная роль конкуренции в экономике?
- Какое состояние рынка является наиболее характерным для совершенной конкуренции?
- Соперничество субъектов бизнеса в условиях успешной реализации отдельными конкурентами стратегий монополизации, раздела ими рынков и возникновения олигополии. К какой экономической категории относится данное определение?
Источник: studfile.net