Политическое влияние малого бизнеса в различных странах достаточно велико, поскольку эта социальная группа давно стала основой сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного по своей численности и являющегося выразителем политических предпочтений значительной части населения. В условиях устойчивого социально-экономического и политического развития общества мелкие предприниматели отличаются наибольшей приверженностью принципам демократии, политической стабильности и экономической свободы. Слой мелких собственников проявляет наибольшую активность, и даже агрессивность при возникновении угрозы в отношении собственности, так как в отличие от крупных и средних собственников для владельцев малых предприятий их собственность зачастую является единственным средством к существованию и важнейшим способом самовыражения. Средний класс либо сам формирует свои политические движения, либо становится объектом борьбы различных политических сил за голоса избирателей.
Политические (исторические) факторы развития предпринимательства
Нужно отмстить, что в первую очередь данную группу формируют факторы государственного регулирования и воздействия. Международный опыт убедительно показал, что развитие предпринимательства возможно только при наличии целенаправленной политики государства в отношении малого предпринимательства. Эти факторы включают в себя:
Новые факторы развития малого и среднего бизнеса
- • стабильность государственной экономической и социальной политики;
- • наличие и конституционную защиту частной собственности;
- • развитую инфраструктуру поддержки предпринимательства;
- • создание доступной для предпринимателей кредитной системы;
- • льготный налоговый режим;
- • существование эффективной системы защиты интеллектуальной собственности.
Если рассматривать этот вопрос через призму истории, то становится очевидным тот факт, что динамика предпринимательской активности периодически меняет свою направленность: предпринимательская деятельность то активно процветает, то резко затухает. Причина такого процесса кроется в отношении государства к предпринимательству, которое исторически то поддерживало (или даже инициировало) предпринимательскую активность, то, наоборот, губительно воздействовало на него.
Предпринимательство на Руси всегда сильно зависело от произвола властей — сначала князей, а затем и царей. При «хорошем» царе экономическая жизнь страны претерпевала определенный подъем, а при «плохом» — замирала. В качестве примера такой диаметрально противоположной государственной политики можно привести действия двух российских царей: Ивана Грозного и Петра I. Крайне отрицательное воздействие на отечественное предпринимательство оказало безжалостное уничтожение северной экономической зоны Иваном Грозным зимой 1494 г., от которого пострадали города Тверь, Псков и Новгород. В этой кровавой акции погибли практически все наиболее видные предприниматели Новгорода, а богатство этого процветающего региона было захвачено в царскую казну.
Развитие и поддержка малого бизнеса в Казахстане. Мнение эксперта
Реформы Петра I были направлены, в частности, на активизацию отечественной экономики. Основными направлениями государственной политики в области предпринимательской деятельности того времени можно назвать следующие.
- 1. Беспрецедентная государственная поддержка купцов, промышленников и сельскохозяйственных производителей, при условии если их бизнес приносил пользу государству. Петр I способствовал строительству фабрик и заводов, используя как государственные средства, так и собственные капиталы купцов, которым приказано было объединяться в кумпанства (компании).
- 2. Меры защиты отечественных производителей. Был установлен общий протекционистский тариф, согласно которому иностранные товары, которые могли конкурировать с отечественными аналогами, облагались большой пошлиной.
- 3. Инициация предпринимательской деятельности. Специальным указом 1713 г. людям всяких чинов дозволено было свободно вести торговлю, а крупным купцам отдавали в управление целые фабрики, но с условием, чтобы они умножили этот промысел, в противном случае с них брали крупный штраф по тысяче рублей с человека.
Итак, отношение государства к предпринимательству, к бизнесу в разные исторические периоды колебалось от фактически принуждения к осуществлению коммерческой деятельности (период рес|юрм Петра I) до полного запрета на предпринимательство (революция с ее национализацией, советский период с отменой частной собственности).
Современный этап развития экономики сопровождается поддержкой предпринимательства со стороны государства.
В настоящее время в Конституции России определено, что каждый гражданин имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Права и свободы человека и гражданина, а значит, и право свободной предпринимательской деятельности осуществляются на всей территории России и распространяются на каждого гражданина страны. Все органы государственной власти обязаны обеспечивать и защищать в своей деятельности права предпринимателей и свободу предпринимательства, а их противодействие должно рассматриваться как нарушение Конституции России. Государство признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности.
На сегодняшний день основным документом, отражающим государственное регулирование предпринимательства в Российской Федерации, является Приказ Минэкономразвития России от 16.02.2010 г.
№ 59 «О мерах по реализации в 2010 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства».
Основные формы государственной поддержки, предусмотренные этим документом:
- • предоставление имущественной поддержки;
- • предоставление финансовой поддержки;
- • предоставление информационной поддержки;
- • предоставление правовой поддержки;
- • предоставление консультационной поддержки;
- • предоставление поддержки в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
- • предоставление поддержки для продвижения продукции субъектов малого и среднего предпринимательства;
- • предоставление поддержки в области инноваций и промышленного производства;
- • предоставление поддержки в области ремесленной деятельности;
- • предоставление поддержки в области внешнеэкономической деятельности;
- • предоставление иных видов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Стоит отметить, что это далеко не все направления поддержки, предусмотренные действующим федеральным законодательством.
На муниципальном уровне субъекты Федерации также разрабатывают целевые программы поддержки малого и среднего бизнеса. Например, в Новосибирске и Новосибирской области разработана областная целевая программа поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) «Развитие СМиСП в НСО на 2009-2013 годы». Эту программу разрабатывает и осуществляет (|хэнд развития малого и среднего предпринима-тельства Новосибирской области.
Цель этой программы — создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, прежде всего в сфере материального производства и инновационной деятельности, для повышения экономической и социальной эффективности его деятельности на территории Новосибирской области.
Основные программные мероприятия ОЦП
I. Развитие и обеспечение функционирования инфраструктуры поддержки МиСП в НСО:
- • бизнес-инкубаторов;
- • фондов развития МиСП и гарантийных фондов;
- • фондов микрофинансирования;
- • информационных центров и др.
II. Информационная поддержка СМиСП:
- • размещение в СМИ экономической, статистической и иной информации о развитии МиСП, о реализации региональной и межмуниципальных программ развития СМиСП, об инфраструктуре поддержки; развитие и обеспечение функционирования сайтов и порталов, освещающих вопросы развития и поддержки предпринимательства в НСО; издание справочной литературы и др.;
- • пропаганда через СМИ идеологии предпринимательства и освещение передового опыта;
- • информационно-аналитические исследования и т. д.
III. Обеспечение содействия в подготовке, повышении квалификации и переподготовке кадров для сферы МиСП, в частности:
- • организация обучающих семинаров и мастер-классов;
- • субсидирование части затрат по обучению СМиСП своих работников на образовательных курсах и др. (50 % затрат, но не более 50 тыс. руб. в год, при обеспечении необходимого уровня зарплаты).
IV. Содействие в продвижении продукции, работ, услуг СМиСП на российские и международные рынки, в том числе:
- • организация и проведение выставок (ярмарок), деловых миссий;
- • субсидирование части затрат СМиСП по участию в выставках (ярмарках) и др. (50 % затрат, но не более 350 тыс. руб. в год, с учетом определенного уровня зарплаты, безубыточности и обеспечения рабочих мест не ниже уровня 2009 г. или роста выработки на одного работающего на 10 %).
V. Проведение бизнес-форумов, конференций, дня российского предпринимательства, семинаров, круглых столов, организация консультаций и т. д.
VI. Поддержка и проведение конкурсов среди СМиСП
(I место — 40 тыс. р., II место — 30 тыс. р., III место — 20 тыс. р.).
VII. Поддержка муниципальных программ развития СМиСП.
VIII. Субсидирование СМиСП:
• субсидирование части процентных выплат по банковским кредитам 90 % процентных платежей, но не более прироста основных налоговых платежей в консолидированный бюджет области в год поддержки;
- • субсидирование арендных платежей (дополнительное условие: зарегистрировано на срок не более 3 лет; нет требований к уровню зарплаты); 50 % платы за аренду, но не более 250 руб. за 1 м 2 в месяц;
- • субсидирование части затрат на модернизацию (обновление) основных средств 25 % затрат, но не более прироста основных налоговых платежей в консолидированный бюджет области;
- • субсидирование затрат, связанных с внедрением международных стандартов и получением сертификатов 50 %, но не более 250 тыс. р. на каждую сертификацию;
- • субсидирование части затрат малых инновационных компаний в связи с производством товаров (действует с 2010 г.) в размере 50 % фактически уплаченных в предшествующем году налоговых платежей в консолидированный бюджет Новосибирской области — если объем инновационной продукции более 25 %, в размере 30 % — если объем инновационной продукции менее 25 %;
- • гранты начинающим свой бизнес (дополнительное условие: не более одного года с момента регистрации); компенсация некоторых фактических затрат по реализации бизнес-плана предпринимательского проекта (90 % затрат, но не более 300 тыс. р.).
В 2010 г. гранты получили 131 СМиСП на сумму 38,016 млнр., при этом наиболее распространенными видами деятельности были:
- • сельское хозяйство, переработка с/х продукции;
- • строительство, производство стройматериалов и металлоконструкций;
- • огнеустойчивые покрытия;
- • производство систем очистки воздуха;
- • производство мебели и пошив одежды;
- • производство продуктов питания, пищевых добавок;
- • разработка программного обеспечения и т. д.
Основные условия субсидирования (кроме затрат по вознаграждению поручителей):
- 1) отсутствие задолженности перед бюджетной системой РФ;
- 2) обеспечение определенного уровня среднемесячной заработной платы;
- 3) обеспечение безубыточности;
- 4) обеспечение рабочих мест не ниже уровня 2009 г. или роста выработки не менее 10 %.
Источник: ozlib.com
Факторы развития малого бизнеса
Становление, функционирование и развитие малого бизнеса, его структура и динамика в решающей степени зависят от политических и социально-экономических условий страны.
Производственные возможности малого бизнеса, конкретные направления его развития состоят из тех рыночных ниш, которые большие фирмы оставили незанятыми, а малые видят в них возможность успешной деятельности и получения прибыли.
Малое предпринимательство имеет множество преимуществ:
1. Основное его достоинство – это прекрасная возможность для реализации идей и амбиций его руководителя с помощью развития собственного бизнеса.
2. Владелец малого бизнеса более свободен в своих действиях, нежели предприниматель, который руководит крупным предприятием. В таком случае у бизнесмена есть шанс самому следить за ситуацией и принимать решения, а также корректировать уже принятый план действий.
3. Еще одним важным преимуществом малого предпринимательства является то, что затраты на ведение такого небольшого бизнеса довольно низкие, при этом затраты на оплату труда работников также меньше, чем на больших предприятиях.
4. Владельцы малого бизнеса в случае, если дело перестанет приносить ожидаемый доход, имеют возможность быстро переориентировать свое предприятие, поскольку они не связаны крупными вложениями в технику, оборудование, аренду помещения и так далее. Также в малом бизнесе быстрая оборачиваемость капиталов.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru