Вторая и несколько более широкая концепция политики выводит ее за пределы правительственного управления в ту область, что называется «общественная жизнь», или «общественное дело».
Согласно этому подходу, различие между «политическим» и «неполитическим» совпадает с различием между публичной (общественной) и частной сферами жизни. Такой взгляд на политику восходит к работам знаменитого греческого философа Аристотеля. В своей «Политике» он постулировал, что «человек по своей природе есть существо политическое» и «достойную жизнь» люди могут вести только в том обществе, где есть политика, — в политическом сообществе. Политика здесь предстает в своем преимущественно этическом аспекте: это то, что связано с созданием «справедливого общества», то, что Аристотель назвал «царской наукой».
^ К понятийному аппарату
Термин «гражданское общество» понимали и понимают по-разному. Первоначально он означал «политическое сообщество», — общество, управляемое силой закона и властью государства.
Забастовка Wildberries. Бизнес в России | Сергей Алексашенко
Чаще всего, однако, его используют в противовес «государству»’ в этом смысле термин относится к «частным» институтам, которые не зависят от государства и создаются людьми для достижения своих собственных целей, — к таким автономным группам и ассоциациям, как структуры частного предпринимательства, группы интересов, клубы, семья и так далее. Гегель (см. с. 107), однако, проводил границу между семьей и гражданским обществом, усматривая в семье сферу сугубо личных — «эгоистических» — интересов человека.
Вопрос здесь заключается в одном — где именно проходит граница между «публичной» и «частной» жизнью? Обычно говорят, что она совпадает с разделением между государством и гражданским обществом. Институты государства (аппарат правительства, суды, полиция, армия, система социальной защиты и т.д.) мы рассматриваем как «публичные», ибо они отвечают за коллективную организацию жизни общества и при этом финанси-руются за счет общества — через налогообложение.
Гражданское же общество состоит из «малых ячеек», как их называл Эдмунд Бёрк (см. с. 56), то есть таких институтов, как семья, кровнородственные сообщества, частные предприятия, профсоюзы, клубы, местные сообщества и другие подобные струк-туры. Они являются «частными» в том смысле, что создаются и поддерживаются частными гражданами в своих собственных интересах и не более того. Отталкиваясь от деления на публичное и частное, поли-тику в данной традиции понимают как деятельность государства и других публичных структур. Здесь мы, следовательно, снова сталкиваемся с тем, что те виды деятельности, где люди могут обходиться и обходятся собственными силами (в экономической, социальной, бытовой, личной, культурной сферах и так далее), предстают как заведомо «неполитические».
Вариантом разделения на публичное и частное выступает более тонкое деление на «политическое» и «личное» (рис. 1.1). При всех своих отличиях от государства Общественное Личное Государство: аппарат государственного управления Гражданское общество: независимые институты: частнопредпринимательские структуры, профсоюзы, клубы, семьи и т.д.
ПРЕЗИДЕНТ К. ТОКАЕВ: КАЗАХСТАНУ НУЖНА НОВАЯ РЕГУЛЯТОРНАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ БИЗНЕСА / Время говорить
Общественное Личное Сфера общественной жизни: политика, торговля, труд, искусство, культура и т.д. Сфера личной жизни: семья и дом Рис. 1.1. Два понимания общественного и личного
гражданское общество все же всегда заключает в себе ряд институтов, которые можно рассматривать как «публичные» в том смысле, что они представляют собой открытые структуры, действуют вполне публично и у общества всегда есть доступ к ним. Таковы, скажем, экономические институты. Важнейший момент здесь заключается в том, что перевод экономики из частной в публичную сферу значительно расширяет наше понимание «политического». Мы ведь и по опыту знаем, что в той
Ханна Арендт (1906—1975)
Немецкий политический мыслитель и философ. Выросла в еврейской семье среднего достатка В 1933 г бежала из Германии от нацистского режима и в конце концов обосновалась в США, где написала основную часть своих работ.
На ее разностороннюю, очень своеобразную манеру письма повлиял экзистенциализм Хайдеггера (1889—1969) и Ясперса (1883—1969); сама она об этом говорила как о «мышлении без барьеров». Ее главные работы — «Истоки тоталитаризма» (1959), «О человеческом существовании» (1958), «О революции» (1963) и «Эйхманн в Иерусалиме» (1963): тему последней она определила как «банальность зла». или иной форме политика присутствует везде — вплоть до нашей работы, до нашего рабочего места.
При всем том, хотя рассматриваемый нами подход справедливо трактует такие институты, как частные предприятия, сообщества, всевозможные ассоциации и профсоюзы как «публичные», и он тоже остается ограниченной концепцией политики. Дело в том, что эта традиция стоит на том, что политика никоим образом не влияет и не должна влиять на чисто «личные» дела и отношения. Но вот появился феминизм, и его теоретики сумели доказать, что на самом-то деле политика отнюдь не прекращается «у порога дома»; она затрагивает и семью, и быт, и личные отношения. Или другая иллюстрация к данной традиции — склонность иных политиков стеной отделять свое поведение в профессиональной сфере от личных и бытовых отношений: еще один шаг и получится, что можно обманывать соседей или дурно обращаться с детьми, и все это не выйдет за рамки чисто «личного», никак не связанного с публичным имиджем политика.
Концепция политики как общественной деятельности, естественно, всегда имела и сторонников и противников. В традиции, восходящей к Аристотелю, политическая деятельность рассматривается как благородное и просвещенное занятие именно по причине своего «публичного» характера. Много позже эта традиция была продолжена Ханной Арендт, которая в работе «Условия человеческого существования» (The Human Condition, 1958) писала о том, что политика является наиболее важной формой человеческой деятельности, потому что здесь мы имеем дело с отношениями свободных и равных граждан, — она является чем-то таким, что утверждает уникальность каждого человека и дает ему смысл жизни.
Схожие мысли высказывали и такие мыслители, как Жан-Жак Руссо (см. с. 92) и Джон Стюарт Милль (см. с. 55), которые также утверждали, что участие в политической жизни уже само по себе есть достоинство и благо человека. Руссо считал, что только через прямое и непрекращающееся участие всех граждан в политической жизни государство может служить общему благу или тому, что он называл «общей волей». По мнению Милля, участие в публичных делах есть своего рода просвещение человека, содействующее его нравственному и умственному развитию.
Этому противостоит другой взгляд, которому публичная политика представляется злостной формой непрошенного вмешательства в жизнь человека. Речь здесь идет, в частности, о теоретиках крайнего либерализма, всегда ставивших гражданское общество выше государства на том основании, что «частная» жизнь есть сфера выбора, личной свободы и личной же ответственности. Сегодня эта ориентация чаще всего выражается в призывах ограничить сферу «политического» и «держать
^ К понятийному аппарату
«Консенсус» означает согласие или соглашение, но обычно употребляется по отношению к вполне определенному виду согласия. Речь, во-первых, идет о том предельно общем согласии между людьми и группами людей, что существует в обществе. Во-вторых, термин относится к идее соглашения по поводу тех или иных основополагающих принципов, но, скажем, не к конкретным формулировкам: в этом случае консенсус отнюдь не исключает расхождения во мнениях или несогласие относительно деталей. Понятие «консенсусная политика» употребляется в двух значениях. «Процедурный консенсус» предполагает готовность сторон добиваться решения путем переговоров и согласования позиций, идет ли речь о политических партиях или об отношениях государства с теми или иными группами интересов. «Сущностный консенсус» означает совпадение идеологических позиций между двумя или более сторонами (партиями) относительно главных целей политического развития. В этом смысле говорят, например, о социал-демократическом консенсусе в Великобритании после Второй мировой войны или о социально-рыночном консенсусе в Германии.
политику подальше» от таких видов частной деятельности, как, скажем, бизнес, спорт или семейная жизнь. Поскольку политика-таки вмешивается в то, как компании ведут свой бизнес, как и с кем мы занимаемся спортивными развлечениями и как мы воспитываем детей, для сторонников крайнего либерализма и речи быть не может, чтобы признать ее хоть каким-то «благом».
Источник: finances.social
Финансовая политика как составной элемент хозяйственной политики предприятия
В системе управления предприятием выделяют обычно три основные элемента политики — корпоративную политику, функциональные политики и политики отдельных хозяйственных единиц (бизнес-единиц).
Корпоративная политика определяет перспективы развития предприятия в целом. Она направлена на выполнение миссии предприятия. Миссия – это основная общая цель организации, четко выраженная причина существования предприятия[35]. Выработанные на основе миссии цели служат в качестве критериев для всего последующего процесса принятия управленческих решений. Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях. Формулировка миссии организации должна содержать следующее:
1. Задача фирмы с точки зрения ее основных услуг или изделий, ее основных рынков и основных технологий.
2. Внешняя среда по отношению к фирме, которая определяет рабочие принципы фирмы.
3. Культура организации. Какого типа рабочий климат существует внутри фирмы? Какого типа людей привлекает этот климат?
Также корпоративная политика наиболее комплексно обеспечивает реализацию главной цели функционирования предприятия — максимизацию благосостояния его собственников. На корпоративном уровне политика охватывает такие важнейшие вопросы, как выбор видов хозяйственной деятельности (видов бизнеса), пути обеспечения долгосрочных конкурентных преимуществ предприятия на соответствующих товарных рынках, различные формы конгломератной реорганизации (слияния, поглощения), принципы распределения всех основных видов ресурсов между отдельными стратегическими зонами хозяйствования и стратегическими хозяйственными единицами.
Функциональные политики предприятия формируются, как правило, по основным видам его деятельности в разрезе важнейших функциональных подразделений предприятия. К числу основных политик этого уровня относятся: маркетинговая, производственная, финансовая, персонала, инновационная. Функциональные политики предприятия направлены на детализацию корпоративной его политики (реализацию ее основных целей) и на ресурсное обеспечение политик отдельных хозяйственных единиц.
Политики хозяйственных единиц (бизнес-политики) предприятия направлены обычно на решение двух основных целей — обеспечение конкурентных преимуществ конкретного вида бизнеса и повышения его прибыльности. Принимаемые на этом уровне стратегические решения связаны обычно с созданием новых продуктов, расширением или сокращением существующих товарных линий, инвестициями в новые технологии, объемом отчислений на рекламу.
Совокупность различных видов политик предприятия представляет собой его «стратегический набор» (рис. 2)[36]:
предприятия
политика
![]() |
![]() |
Рис. 2. Место финансовой политики в стратегическом наборе предприятия.
С учетом места финансовой политики в стратегическом наборе предприятия определим сущностные ее характеристики в свете парадигмы стратегического управления:
1. Финансовая политика предприятия является одним из видов его функциональных политик. Функциональный ее статус определяется тем, что она охватывает лишь один из видов деятельности предприятия, а ее разработка является одной из важнейших функций финансового менеджмента.
2. В системе функциональных политик предприятия финансовая политика занимает одно из ведущих мест. Это связано с тем, что, обеспечивая финансовыми ресурсами реализацию политик всех уровней, финансовая политика координирует и интегрирует усилия всех функциональных подразделений в процессе формирования и реализации всего стратегического набора предприятия, и прежде всего — его функциональных политик.
3. Финансовая политика охватывает все основные направления развития финансовой деятельности и финансовых отношений предприятия. Это вытекает, прежде всего, из содержания финансового менеджмента, важнейшей функцией которого является формирование данной политики. Кроме того, только комплексный учет возможностей предстоящего развития всех аспектов финансовой деятельности и всех форм финансовых отношений предприятия позволяет в полной мере реализовать возможности роста его рыночной стоимости в долгосрочной перспективе.
4. Процесс разработки финансовой политики определяет необходимость формирования специфических финансовых целей долгосрочного развития предприятия. Отражая специфику финансовой деятельности, цели финансового развития предприятия должны обеспечивать реализацию миссии и целей корпоративной его политики, с одной стороны, и поддерживать (не вступая в противоречие) цели других функциональных политик и политик хозяйственных единиц, с другой.
5. Процесс разработки финансовой политики предопределяет выбор наиболее эффективных направлений достижения поставленных целей. Такой выбор обеспечивается поиском и оценкой альтернативных вариантов возможных стратегических финансовых решений и соответствующим их отбором по критерию максимизации рыночной стоимости предприятия.
7. Адаптация финансовой политики к меняющимся условиям внешней среды обеспечивается в первую очередь изменением направлений формирования и использования финансовых ресурсов предприятия. Маневрирование финансовыми ресурсами, которые составляют главный объект финансового управления, является основным механизмом корректировки направлений и форм достижения стратегических финансовых целей предприятия.
Разработка финансовой политики играет большую роль в обеспечении эффективного развития предприятия. Эта роль заключается в следующем:
1. Разработанная финансовая политика обеспечивает механизм реализации долгосрочных общих и финансовых целей предстоящего экономического и социального развития предприятия в целом и отдельных его структурных единиц.
2. Она позволяет реально оценить финансовые возможности предприятия, обеспечить максимальное использование его внутреннего финансового потенциала и возможность активного маневрирования финансовыми ресурсами.
3. Она обеспечивает возможность быстрой реализации новых перспективных инвестиционных возможностей, возникающих в процессе динамических изменений факторов внешней среды.
4. Разработка финансовой политики учитывает заранее возможные варианты развития неконтролируемых предприятием факторов внешней среды и позволяет свести к минимуму их негативные последствия для деятельности предприятия.
5. Она отражает сравнительные преимущества предприятия в финансовой деятельности в сопоставлении с его конкурентами.
6. Наличие финансовой политики обеспечивает четкую взаимосвязь стратегического, текущего и оперативного правления финансовой деятельностью предприятия.
7. Она обеспечивает реализацию соответствующего менталитета финансового поведения в наиболее важных стратегических финансовых решениях предприятия.
8. В системе финансовой политики формируется значение основных критериальных оценок выбора важнейших финансовых управленческих решений.
9. Разработанная финансовая политика является одной из базисных предпосылок стратегических изменений общей организационной структуры управления и организационной культуры предприятия.
Таким образом, становится очевидным, что финансовая политика является не только неотъемлемым элементом функциональных политик, но и играет в стратегическом управлении определяющую роль, обеспечивает возможность изыскания необходимого объема финансовых ресурсов для реализации поставленных целей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Несмотря на долгое изучение понятия «финансовая политика», ученые не пришли к общему мнению по ряду вопросов. В данной работе было сделано обобщение существующих точек зрения относительно трактовки изучаемого понятия, были выделены общие черты, выделяемые большинством авторов, изучающих данный вопрос, а также дискуссионные аспекты. Финансовая политика — это совокупность мероприятий по целенаправленному формированию, организации и использованию финансов для достижения целей предприятия; конкретные формы и методы реализации задач управления финансами.
Финансовая политика играет огромную роль в развитии предприятия. В действительности существует множество способов формирования, распределения и использования финансовых ресурсов, которые в конечном итоге позволят предприятию развиваться. Однако только разработка и внедрение финансовой политики на предприятии позволят более четко определить основные направления развития.
Многие авторы сходятся во мнении относительно классификации финансовой политики. Так, по направлению действия финансовая политика компании подразделяется на внутреннюю и внешнюю. В зависимости от временного периода и поставленных целей различают долгосрочную и краткосрочную финансовую политику компании. Многие авторы используют для обозначения этих понятий термины «финансовая стратегия» и «финансовая тактика».
Наиболее дискуссионным вопросом понятия финансовой политики является выделение ее элементов. Несмотря на то, что большинство авторов разделяют точку зрения о необходимости выделения долгосрочной и краткосрочной политик, единства мнения о включении различных элементов в долгосрочную и краткосрочную финансовую политику не достигнуто. Некоторые авторы осуществляют выделение элементов финансовой политики без разделения их по принадлежности к краткосрочной или долгосрочной. Другие же авторы подчеркиваю необходимость этого разделения, однако, не приходят к общему мнению относительно некоторых элементов.
Также обзор литературы показал, что существует необходимость четко соотнести понятия «финансовая политика» и других финансовых понятий, в особенности термин «финансовый менеджмент». Некоторые автора фактически отождествляют эти понятия. Однако стоит помнить о том, что финансовая политика не изучает сущность финансовых отношений и не разрабатывает механизмы и методы оптимизации доходов, расходов, денежных потоков и т.п., а использует существующие, рассматриваемые в финансовом менеджменте. Финансовая политика задает общую концепцию развития предприятия, а реализуют финансовую политику с помощью методов, приемов финансового менеджмента. Соответственно можем сделать вывод о подчиненном положении финансового менеджмента, так как фактически он является практическим действием по реализации финансовой политики.
В данной работе также были приведены и рассмотрены основные черты финансовой политики с позиции теории финансов. Выделен и проанализирован финансовый механизм как инструмент осуществления финансовой политики. Ведь именно использование различных элементов финансового механизма обеспечивает реализацию целей финансовой политики.
В курсовой работе были определены место и роль финансовой политики с позиции стратегического управления. Так, обзор литературы показал, что в системе управления предприятием выделяют обычно три основных элемента политики — корпоративную политику, функциональные политики и политики отдельных хозяйственных единиц. Анализ данного вопроса показал, финансовая политика относится к системе функциональных политик, так как она охватывает лишь один из видов деятельности предприятия, а ее разработка является одной из важнейших функций финансового менеджмента. Однако в системе функциональных политик предприятия финансовая политика занимает одно из ведущих мест. Обеспечивая финансовыми ресурсами реализацию политик всех уровней, финансовая политика координирует и интегрирует усилия всех функциональных подразделений в процессе формирования и реализации всего стратегического набора предприятия, в том числе и миссии организации – основной общей цели организации, четко выраженной причины существования предприятия.
Источник: megalektsii.ru
Политика
Поли́тика (греч. πολιτιϰή, ἐπιστήμη или τέχνη – государственная деятельность, от πόλις – город, государство), одна из сфер человеческой деятельности, в которой государства , общественные институты и отдельные люди реализуют свои цели и интересы, используя возможности власти . Политика находит своё выражение в сотрудничестве, переговорах и борьбе вокруг вопросов использования, производства и распределения ресурсов. Политика всегда предполагает отношения по поводу власти.
Происхождение термина
Понятие политики было сформулировано в трудах древнегреческих философов Платона и Аристотеля . Аристотель трактовал политику как деятельность города-полиса, а также науку о полисе . Однако ещё раньше древнекитайский мыслитель Конфуций писал, что политические отношения между правителями и подданными в государстве сродни отношениям между старшими и младшими в семье и, соответственно, должны регулироваться нормами человеческой морали. В Средние века Н. Макиавелли писал: «Основой власти во всех государствах – как унаследованных, так и смешанных и новых – служат хорошие законы и хорошее войско» ( Макиавелли Н. Избранные сочинения. Москва, 1982. С. 335).
Сущность политики
Феномен власти наблюдается в любых человеческих сообществах – семье , формальной или неформальной организации, в бизнес -структурах и т. д. Соответственно, можно говорить о семейной политике, организационной политике и т. д., что входит в расширительные трактовки политики. Сегодня политика – это сфера политической деятельности, которая включает в себя несколько пространств, которые в англоязычной политической науке принято обозначать тремя терминами: politics, policy и polity (их точный перевод на русский невозможен).
Politics – это пространство борьбы за завоевание и удержание власти на различных уровнях – от местного самоуправления до государственных и надгосударственных структур. Борьба может носить законный, легальный характер ( выборы ) либо силовой, выходящий за рамки действующего права (путчи, перевороты, революции ). Это наиболее принятое сегодня понимание политики (политик – это тот, кто претендует на власть и способен бороться за её достижение), к политикам относят также их ближайших помощников и сподвижников. Наличие (либо отсутствие) механизма передачи политической власти и её характер определяют политический режим – демократический или авторитарный . Отметим, что и некоторые теоретики рассматривают политику как борьбу с врагом: «Специфически политическое различение, к которому можно свести политические действия и мотивы, – это различение друга и врага» ( Шмитт. 2016. С. 301).
Policy – это процесс обсуждения, принятия и реализации политико-управленческих решений, деятельность институтов власти по решению актуальных для общества социально-экономических и иных проблем, по обеспечению устойчивости экономики страны и обеспечению достойной жизни для жителей страны. В зависимости от характера решаемых проблем используют выражения: « социальная политика », «экономическая политика», «образовательная политика», «внешняя политика» и т. д. Соответственно, можно говорить о разработке и реализации определённых политик (policy). В англоязычной литературе часто используется также термин public policy, в котором подчёркивается реальное участие в выработке политики-«полиси» не только государственных (властных) структур, но и структур гражданского общества , бизнес-ассоциаций и экспертного сообщества. В последние годы термин « публичная политика » стал использоваться в этом смысле и в современной России.
Polity – «полития» – политически организованное сообщество, или «мир политического», включая его компоненты. При переводе этого слова на русский язык чаще всего используются термины «государство», «государственное устройство», «государственность». Однако такое сужение не совсем корректно, т. к. наряду с отдельными структурами государственного управления и местного самоуправления термин polity относится также и к политическим партиям , и разнообразным группам влияния, участвующим в разработке политики – policy. ( Политология 2013 ; Соловьев. 2014 ).
Все эти проекции политики связаны друг с другом; например, как показывает ряд исследований, наиболее эффективная политика (policy) реализуется в странах с демократическими режимами, т. е. с периодической сменяющейся (обновляемой) властью, что связано, в том числе, и с меньшим уровнем коррупции при постоянном обновлении власти в процессе честных выборов ( Norris 2014 ). Эффективность решения различных социально-экономических проблем также во многом определяется качеством функционирования всех компонентов «мира политического» – polity ( Политическая наука . 1999 ).
Область реализации
Политика во всех её проявлениях реализуется через деятельность политических институтов и акторов, активности которых реализуются в виде политических процессов , постепенно приводящих к изменениям и всей политии (polity), и характера политики (politics), например переходу от авторитарного режима к демократии и изменениям качества политики (policy). ( Ильин 2014 ).
Политика – как politics, так и policy – может реализовываться на различных уровнях, начиная с локального уровня – уровня местного самоуправления. Она происходит и на уровне отдельных регионов внутри государства, особенно если это государство имеет федеративную структуру, – тогда говорят о региональной или федеративной политике. Уровень государства – это уровень «классической политики». В конце 2-го десятилетия 21 в. уже можно говорить не только о международной политике , участниками которой являются отдельные государства, но и о политике транснациональных объединений – от наиболее близкого к конфедерации Европейского союза до менее структурированных союзов типа Евразийского экономического союза . Наконец, сегодня говорят о мировой политике, в которой наряду с отдельными государствами и их объединениями, включая и Организацию Объединённых Наций , в качестве акторов участвуют международные некоммерческие организации и транснациональные корпорации. На этом уровне мы пока имеем в виду только политику-policy ( Лебедева 2016 ).
Важный вопрос – с какой целью люди участвуют в политике, в том числе участвуя в выборах на властные позиции. Одно из популярных сегодня объяснений, которое даёт теория рационального выбора, – повышение собственного достатка в виде «политической ренты» ( Kunz.
2004 ). Другие теории допускают, что люди могут участвовать в борьбе за власть с целью достижения общественного блага путём использования властных полномочий для решения актуальных проблем. Остаётся открытым вопрос о том, что есть благо ( Шапиро. 2011 ). Этот вопрос – один из основных в политической философии . Если адаптировать идеи политической философии к уровню политической жизни, мы получаем политические идеологии . Так, если целью развития общества ставится рост свободы личности, освобождение её от гнёта государства, признание универсальных прав человека – это идеология либерализма . Если целью ставится освобождение и развитие каких-то социальных групп – это социально-демократические идеологии разного толка. Консерватизм как реакция на эти вызовы считает важным не забывать о традициях, включая традицию сильного государства.
В рамках современной политической жизни для поддержки избирателями тех или иных политических идей всё большее значение приобретают не столько логические аргументы, сколько символическое их представление в виде образов или символов – символической политики ( Символическая политика . 2017 ).
Наконец, под политикой понимают и вид человеческой деятельности, в которую человек может быть погружён постоянно, например участвуя в выборах в качестве кандидата либо занимая ответственные посты в структурах государственной или муниципальной власти. Деятельность каждого избранного политика обеспечивают помощники, советники и консультанты, а сам процесс организации избирательных кампаний также требует участия профессионалов. С другой стороны, в поле политики включаются и обычные люди в качестве избирателей (участвуя в политике-politics) либо в рамках общественного участия во властных решениях (политика-policy) ( Вебер. 2017 ).
Таким образом, термин «политика» объединяет большой спектр явлений. Вице-президент Международной ассоциации политической науки (IPSA) в 1997–2000 гг. профессор Е. Б. Шестопал выделяет 5 аспектов понимания политики:
- Политика как система – государственные институты, партии, общественные объединения.
- Политика как процесс – динамические изменения, которым подвергаются институты, исполнители различных функций, и правила политической игры.
- Политика как игра по правилам – писаные и неписаные законы, регулирующие взаимоотношения в политической сфере.
- Политика как структура ценностей, норм, установок – идеологический ракурс политики.
- Политика как вид человеческой деятельности, в которую включены и профессионалы, и обычные жители ( Шестопал. 2000 ).
Источник: bigenc.ru