Понятие и виды отношений регулируемых правом в сфере гостиничного бизнеса

Рассмотрим основные законодательные и нормативно-правовые акты регулирующие деятельность гостиниц и других средств размещения.

Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) – закон, повсеместно применяемый юридическими лицами и гражданами РФ. Гражданский кодекс РФ определяет основные права и обязанности предпринимателей, обеспечивает и защищает экономические и личные права граждан (часть первая, вторая и третья).

Налоговый кодекс Российской Федерации, определяет финансовые обязательства перед государственными органами, муниципальными учреждениями.

Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» регулирует отношения, возникающие при реализации прав граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий.

Для формирования единых принципов классификации объектов туристской индустрии на территории Российской Федерации с 1 января 2010 года вступили в силу изменения в ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 365-ФЗ и Федерального закона от 30.07.2010 № 242-ФЗ).

Общество и общественные отношения. Видеоурок по обществознанию 10 класс

В настоящий момент классификация объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи, осуществляется аккредитованными организациями. Аккредитация организаций, осуществляющих указанную классификацию, проводится органами государственной власти субъектов Российской Федерации (статьи 4, 5 ФЗ №132 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации).

Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и исполнителями услуг и устанавливает права потребителей на приобретение услуг надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации об услугах и об их исполнителях и продавцах, просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.

Федеральный закон «О техническом регулировании» регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг.

Система регулирования общественных отношений

ФЗ № 38 «О рекламе» регулирует отношения в области продвижения услуг.

ФЗ № 109 «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» регулирует отношения, возникающие при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с их въездом в Российскую Федерацию, транзитным проездом через территорию Российской Федерации, передвижением по территории Российской Федерации при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах Российской Федерации либо выездом из Российской Федерации (далее — перемещения иностранных граждан и лиц без гражданства).

В соответствии с Федеральным законом «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» все иностранные граждане подлежат постановке на учёт по месту пребывания, т.е. по адресу временного нахождения.

Миграционный учёт иностранных граждан в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и носит уведомительный характер. Основанием для постановки на миграционный учёт является факт въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию.

ГОСТ Р 50646-94 «Услуги населению. Термины и определения» от 01.07.1994 г. устанавливает термины и определения понятий в области стандартизации, сертификации и управления качеством в сфере услуг, оказываемых населению. Термины, установленные данным стандартом, обязательны для применения во всех видах документации и литературы (по данной научно-технической отрасли), входящих в сферу работ по стандартизации и (или) использующих результаты этих работ.

ГОСТ Р 50644-2009 Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов

Стандарт устанавливает требования по обеспечению безопасности жизни, здоровья, имущества туристов при совершении путешествий. Стандарт распространяется на юридических лиц, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, индивидуальных предпринимателей, оказывающих туристские услуги.

ГОСТ определяет, требования по обеспечению безопасного проживания туристов в средствах размещения. Безопасность проживания в средствах размещения туристов (туристских гостиницах, базах, кемпингах и др.) обеспечивается соблюдением:

– требований, установленных ГОСТ Р 51185;

– требований строительных норм и правил при проектировании и строительстве объектов размещения туристов;

– требований безопасности технической эксплуатации зданий, сооружений и оборудования, установленных нормативными документами;

– мер, гарантирующих личную безопасность туристов и сохранность их имущества.

ГОСТ Р 51185-2008 Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования

Cтандарт распространяется на средства размещения, предназначенные для проживания туристов.

Стандарт устанавливает общие требования к средствам размещения и предоставляемым в них услугам и предназначен для применения организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги средств размещения.

На основе стандарта могут разрабатываться нормативные документы, устанавливающие требования к средствам размещения конкретных видов, в том числе стандарты организаций – исполнителей услуг средств размещения.

ГОСТ Р 53423-2009 Туристские услуги. Гостиницы и другие средства размещения туристов. Термины и определения

Целью создания ГОСТ Р 53423-2009 «Туристские услуги. Гостиницы и другие средства размещения туристов. Термины и определения» является разработка единого терминологического массива на русском языке, характеризующего понятия, используемые в туристской индустрии, с сопоставлением их с аналогами на английском, немецком и французском языках.

В соответствии с Регламентом Европейского комитета по стандартизации (ЕКС) национальные стандарты по терминологии могут быть приняты путем публикации идентичного текста либо путем разработки и утверждения новых стандартов, поскольку формулировка стандартных определений в области туристской индустрии является трудной задачей из-за национальных особенностей содержания и использования тех или иных терминов.

Читайте также:  Инвестиционное проектирование и оценка бизнеса кем работать

При этом должны соблюдаться следующие требования:

— термины и определения должны быть известны в одной или более странах-членах ИСО;

— термины и определения должны поддаваться точному описанию или переводу на один или два языка из трех, используемых в международном стандарте;

— термины и определения могут быть исключены из стандарта вследствие их абстрактности и сложности определения.

После принятия стандарта на русском языке в него не могут быть внесены никакие изменения ни в части терминов, ни в части определений, поскольку они должны стать основой для разработки других стандартов и документов и рассматриваться как документ-первоисточник.

Основной целью разработки данного международного стандарта является облегчение взаимопонимания между потребителями и исполнителями туристских услуг. Помощь потребителям в правильном выборе туристской услуги способствует наибольшему удовлетворению их потребностей. Хорошая информированность потребителей, в свою очередь, содействует развитию туристской индустрии.

Целью разработки российского стандарта международной терминологии является не только создание терминологии на русском языке, точно сопоставимой с аналогами на английском, французском и немецком языках, но и толкование (аннотирование) этих терминов на русском языке, понятное, с одной стороны, специалистам российской туристской индустрии, а с другой стороны, наиболее точно соответствующее толкованию аналогичных терминов на английском, французском и немецком языках.

ГОСТ Р 52113-2003 «Услуги населению. Номенклатура показателей качества»

Устанавливает порядок выбора номенклатуры показателей качества услуг в соответствии с целями управления качеством, номенклатуру, классификацию методов контроля и оценки показателей качества услуг.

Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденные постановлением от 25 апреля 1997 г. № 490 (с изм. от 01.02.2005). Регулируют отношения между производителем услуг и потребителем. Определяют права и ответственность производителя и потребителя гостиничных услуг, пути регулирования этих отношений. Правила является основным нормативным документом для гостиниц. Исходя из требований данного документа, гостиницы организуют процесс оказания услуг.

Приказ Минспорттуризма России от 07.05.2010 № 461 «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.05.2010 № 17191) определяет условия и порядок проведения аккредитованными организациями классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи.

На основании данных законодательных и нормативно-правовых актов организуется деятельность гостиниц и других средств размещения, разрабатываются внутриорганизационные документы гостиницы. Руководители предприятия несут персональную ответственность за документальный фонд предприятия и обязаны исполнять требования нормативно-правовых документов в соответствии с законодательством.

Источник: studopedia.su

5.1. Источники правового регулирования гостиничной деятельности в росии основные понятия

Правовое регулирование гостеприимства и гостиничного бизнеса в России сформировалось относительно недавно. Во времена существования СССР гостиничными услугами пользовалась исключительно партийная элита страны и приглашенные зарубежные гости, прибыль поступала в казну, частная собственность отсутствовала, необходимость в специальных нормативных актах была минимальной.

Практически весь гостиничный сектор был сконцентрирован в Москве, менее в Ленинграде, и представлял собой часть государственной собственности. С вступлением в законную силу первой части Гражданского кодекса Российской федерации в 1996 г. гостиничные услуги рассматриваются в контексте договора возмездного оказания услуг.

Рост гостиничного бизнеса во всем мире и России в частности, его коммерческий характер, нацеленность на прибыль, наличие множества гражданских рисков (пожары, затопления, претензии гостей, несвоевременная оплата за проживание, порча имущества, терроризм) требуют специальных законодательных регуляторов для обеспечения гарантий стабильной деятельности этих предприятий. Регулярное изменение миграционного и налогового законодательства, его противоречивость и несоответствие целям развития отрасли так же можно отнести к дополнительным рискам организации гостиничного бизнеса.

В настоящее время процесс нормотворчества в гостиничном секторе характеризуется высокой интенсивностью. За последних пять лет были приняты четыре разные системы добровольной классификации гостиниц на присвоение «звезд», изменилось туристическое законодательство, усложнилось миграционное законодательство в части постановки и снятия с миграционного учета иностранных граждан останавливающихся в гостинице, что требует от отельеров оперативно реагировать на возникающие правовые угрозы.

Государство регулирует деятельности по оказанию гостиничных услуг не только путем установления обязательных правил, но и с помощью добровольных стандартизации и классификации гостиниц и других средств размещения, планируя создать благоприятные условия для инвестиций в отрасль. Отметим, сочинские гостиницы с 2011 до 2016 гг. имеют право оказывать услуги по размещению исключительно при наличии сертификата соответствия определенной категории.

В Конституции России сказано, что в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 8), а также закреплены основные права и свободы человека и гражданина, важные для сферы гостеприимства: право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ч. 1 ст. 27), право на отдых (ч. 5 ст.

37). Гостиницы оказывают услуги по временному проживанию своим гостям. В Гражданском кодексе РФ услуги выделены в качестве самостоятельного объекта прав (статьи 1, 2, 128 и др.).

Регулированию договорных отношений по оказанию услуг посвящена глава 39 «Возмездное оказание услуг» ГК РФ, значимость которой состоит в том, что в ней заложен фундамент для гражданских правоотношений, еще не поименованных в данном Кодексе. К их числу относятся отношения по оказанию гостиничных услуг. В п. 2 ст. 779 ГК РФ, содержащем перечень услуг, гостиничные услуги не указаны.

Читайте также:  Бизнес подарки и сувенирная продукция идеи

Однако это не означает, что правила главы 39 ГК РФ не применяются к таким отношениям, так как приведенный перечень услуг не является исчерпывающим 26 . Следующий источник правового регулирования деятельности по оказанию гостиничных услуг — Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Закон распространяется на гостиничную деятельность только косвенно.

Из понятийного аппарата Закона о туристской деятельности становится ясно, что гостиничная деятельность не может быть отнесена как к туристской, так и к иной деятельности по организации путешествий. Вместе с тем Закон о туристской деятельности относит гостиницы к объектам туристской индустрии, а в ст.

4 Закона декларирует развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, т.е. фактически развитие гостиничной инфраструктуры — цель государственного регулирования туристской деятельности. Закон о туристской деятельности определяет также, что услуги по размещению являются составной частью туристского продукта, а деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта есть туристская деятельность.

Таким образом, гостиничные услуги включаются в понятие турпродукта, однако гостиничные услуги не относятся к услугам туристическим, и существенно от них отличаются. Оказание гостиничных услуг, так же как и оказание туристических или любых других коммерческих услуг — это предпринимательская деятельность, осуществляемая на свой страх и риск, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст.2 ГК РФ).

В отличие от оказания гостиничных услуг, деятельность турфирм носит посреднический характер, сами турфирмы напрямую не оказывают туристу потребляемых им во время путешествия услуг по проживанию, экскурсиям, питанию. Однако, так же как и туристические услуги, гостиничные в отношениях с гражданином – потребителем регулируются положениями Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», который устанавливает права потребителей (на приобретение услуг надлежащего качества, безопасных для их жизни, здоровья и имущества; на получение информации об услугах и об их исполнителях; на государственную и общественную защиту интересов потребителей), а также определяет механизм реализации их прав, только в том случае, если услуга приобретается для личных, семейных, бытовых нужд потребителя и не связана с осуществлением предпринимательской деятельности.

Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее — Закон о техническом регулировании) чрезвычайно важен для регулирования качества услуг, поскольку регламентирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к качеству услуг. Среди источников правового регулирования отношений по оказанию гостиничных услуг ключевыми являются Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.1997 N 490.

Данные Правила приняты в соответствии с Законом о защите прав потребителей и содержат нормы, регламентирующие порядок предоставления информации о гостиничных услугах, порядок оформления проживания в гостинице и оплаты услуг, порядок предоставления услуг, ответственность исполнителя и потребителя. Правила предоставления гостиничных услуг содержат определения ключевых понятий по предоставлению гостиничных услуг.

Так, гостиница определяется как имущественный комплекс (здание, часть здания, оборудование и иное имущество), предназначенный для предоставления услуг. Потребителем услуг является гражданин, имеющий намерение заказать либо заказывающий и использующий услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Введенный 1 июля 2009 г. новый национальный стандарт ГОСТ Р 51185-2008 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования» взамен ГОСТ Р 51185-98 «Туристские услуги. Средства размещения.

Общие требования», утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 декабря 2008 г. N 518-ст, содержит ряд норм, регулирующих деятельность по оказанию гостиничных услуг. Однако согласно ст.

46 Закона о техническом регулировании вышеупомянутый ГОСТ подлежит обязательному исполнению только в части, обеспечивающей достижение целей законодательства России о техническом регулировании. ГОСТ Р 51185-2008 дает определение таким понятиям, как «средства размещения», «услуги средств размещения», «исполнитель услуги средств размещения», классифицирует средства размещения, и перечисляет общие требования к ним. Отметим, что статья 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» содержит исчерпывающий перечень видов деятельности, подлежащих обязательному лицензированию. Деятельность по оказанию гостиничных услуг в этом перечне отсутствует, соответственно, получение лицензии на оказание гостиничных услуг не требуется. Для организации гостиничного бизнеса требуется серьезное правовое сопровождение, начинающему предпринимателю необходимо выбрать оптимальную для его целей организационно-правовую форму ведения бизнеса, зарегистрироваться в налоговой инспекции, выбрать приемлемую систему налогообложения, разработать комплект клиентских договоров и соглашений с гражданами –потребителями и партнерами.

Ограничение

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Источник: studfile.net

Нормативно-правовая база гостиничного бизнеса.

Содержащиеся в законах правовые нормы призваны регламентировать и/или регулировать и/или контролировать наиболее важные общественные отношения — Все правовые акты и органы управления, контролирующие их выполнение, созданы для обеспечения правопорядка. Нормативно-правовая база гостиничной деятельности в Российской Федерации представлена различными документами, основная роль которых заключается в регламентировании, регулировании экономических отношений между субъектами туристского рынка. Они создают баланс интересов, прав и обязанностей между исполнителем и потребителем в соответствии с социальным, экономическим и политическим порядком, в котором функционирует правовая система.

Нормативные акты в зависимости от их юридической силы подразделяются на законы и подзаконные нормативные акты. Когда различные нормативные акты по-разному решают один и тот же вопрос, применяется нормативный акт, имеющий большую юридическую силу. Конституция РФ обладает высшей юридической силой. Являясь основным законом нашей страны, Конституция закрепляет основы общественного и экономического строя, форму правления и государственного устройства, правовое положение личности, порядок организации и компетенцию органов власти и управления в центре и на местах, организацию и основные принципы правосудия, избирательной системы.

Читайте также:  Какие методы риск менеджмента трудно применимы для компаний малого бизнеса в рф

Законы Российской Федерации, как нормативные акты высших органов государственной власти, обладают большей юридической силой по отношению к подзаконным нормативным актам. Конституция РФ разграничивает федеральные конституционные законы и федеральные законы. Федеральные конституционные законы обладают большей юридической силой по сравнению с федеральными законами.

Указы Президента РФ обладают высшей юридической силой по отношению к актам других государственных органов.

Постановление Правительства РФ — акт управления общенормативного содержания, издаваемый Правительством РФ в пределах его компетенции на основе и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов и указов Президента РФ. Подписывается председателем Правительства РФ.

Распоряжение — акт государственного управления, издаваемый в установленном законном порядке для решения конкретных вопросов распорядительного характера.

Распоряжения могут издаваться Президентом РФ, Правительством РФ, руководителями местных администраций на основе и во исполнение законов и указов Президента РФ, а также постановлений Правительства РФ.

Распоряжения адресуются определенным лицам или органам. В отличие от постановлений распоряжения, как правило, не носят нормативного характера и не применяются при решении крупных вопросов государственного значения.

Инструкция — 1) нормативный акт, издаваемый министерствами, руководителями других центральных и местных органов государственного управления в пределах их компетенции на основании и во исполнение законов, указов, постановлений и распоряжений Правительства РФ и актов вышестоящих органов государственного управления; 2) собрание правил, регламентирующих производственно-техническую деятельность.

Приказ — акт управления, издаваемый руководителями министерств, ведомств, местных администраций, а также руководителями предприятий, учреждений и организаций. Приказы вступают в силу с момента их подписания, если не установлены другие сроки введения их в действие.

Приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов принимаются на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры.

Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел, Центрального банка, Федеральной службы безопасности и др.

Решения и постановления местных органов государственной власти, решения, распоряжения и постановления местных органов государственного управления действуют на территории соответствующих регионов.

Нормативные акты муниципальных органов принимаются в пределах их компетенции и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов.

Локальные нормативные акты — нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь.

Основными правовыми нормативными документами в сфере гостиничной деятельности являются:

Федеральный закон от 24.11.1996 г. № 132 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 05.02.2007 г. № 12 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ»»;

Постановление Правительства РФ от 25.04.1997 г. № 490 «Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации»;

Распоряжение Правительства РФ от 15.07.2005 г. № 1004-р «О системе классификации гостиниц и других средств размещения»;

Приказ Федерального агентства по туризму РФ от 21.07.2005 г. № 86 «Об утверждении Системы классификации гостиниц и других средств размещения».

Постановление Госстандарта РФ от 27.06.2003 г. № 63 устанавливает «признать национальными стандартами действующие государственные и межгосударственные стандарты, введенные в действие до 1 июля 2003 г. для применения в Российской Федерации». Называем такие стандарты, касающиеся сферы туризма:

ГОСТ 30335 — 95 Услуги населению. Термины и определения;

ГОСТ 28681.1 — 95 Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг;

ГОСТ 28681.3—95 Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов;

Неса

ГОСТ 30389 — 95 Общественное питание. Классификация предприятий;

ГОСТ 30523 — 97 Услуги общественного питания. Общие требования;

ГОСТ 30524 — 97 Общественное питание. Требования к обслуживающему персоналу;

ГОСТ Р 51185 — 98 Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования;

ГОСТ Р 50690 —2000 Туристские услуги. Общие требования;

ГОСТ Р 52113 —2003 Услуги населению. Номенклатура показателей качества;

ГОСТ Р 52024 —2003 Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования.

В гостиничной деятельности руководствуются также следующими документами: строительными нормами и правилами, санитарными правилами и нормами, правилами пожарной безопасности, ведомственными инструкциями, распоряжениями, приказами.

Согласно нормативным документам, по договору на гостиничное обслуживание одна сторона обязуется по заданию другой стороны предоставить услуги по временному проживанию в специально оборудованном жилом помещении, выполнить или организовать выполнение иных определенных договором на гостиничное обслуживание услуг, связанных с временным проживанием, а постоялец обязуется уплатить за эти услуги установленную плату. Договор на гостиничное обслуживание заключается как путем составления документа, подписанного двумя сторонами, так и путем принятия гостиницей заявки на бронирование посредством почтовой, телефонной И иной связи, позволяющей достоверно установить, что заявка исходит от потребителя.

Договор на гостиничное обслуживание считается заключенным с момента получения постояльцем подтверждения гостиницы о Принятии заказа с указанием возможности начала предоставления гостиничного обслуживания с определенного времени.

При заключении договора на гостиничное обслуживание между гостиницей и постояльцем должно быть достигнуто соглашение:

о видах услуг, входящих в гостиничное обслуживание, их стоимости;

качестве предоставляемого помещения для временного проживания постояльца;

о порядке и сроках оплаты гостиничного обслуживания;

о сроке проживания в гостинице;

об иных условиях в зависимости от индивидуальных особенностей постояльцев.

Источник: studopedia.info

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин