Понятие малого бизнеса в современной экономике

Малый бизнес в силу своей специфики – это гибкий «инструмент», способный оказать влияние на экономическую систему страны. Деятельность таких предприятий всегда поощряется многими развитыми странами, а в некоторых государствах такая форма бизнеса – основной источник притока финансов в бюджет.

Характерные черты малого бизнеса

По статистике отдельно взятое предприятие малого бизнеса «живет» около шести лет, но так, как количество новых предприятий превышает количество закрывающихся, на экономику такой непродолжительный срок деятельности не оказывает негативных воздействий.

Предприятия, которые появляются вместо ликвидированных или закрытых, чутко реагируют на спрос потребителей, при необходимости, осваивая новую продукцию и технологии, и производят соответствующие изменения и корректировки. Так, опытное производство на среднестатистическом малом предприятии завершается в несколько раз быстрее по сравнению с крупными концернами.

Предприятия, которые появляются вместо ликвидированных или закрытых, чутко реагируют на спрос потребителей

Кроме того, малый бизнес выгодно отличается от крупного с точки зрения производительности труда, и это, несмотря на то, что практически в любой стране такая форма бизнеса находится в подчиненном государству положении. Преимущество малого бизнеса заключается в том, что такие предприятия могут функционировать практически в любой сфере деятельности, и хотя некоторые отрасли и производства разрешаются только государственным структурам и предприятиям, отсутствие малых предприятий в этих нишах – некритично.

Экономическая деятельность малых предприятий

Одна из ключевых особенностей малого бизнеса заключается в том, что такие предприятия являются самодостаточными и даже самостоятельными. Это касается хозяйственного, производственного и экономического аспектов. В экономическом плане это означает, что после всех обязательных платежей, включая арендную плату, налоги и прочее, оставшиеся денежные средства компания может тратить по своему усмотрению.

Малое предприятие также на свое усмотрение может планировать все виды деятельности и устанавливать цены на предоставляемые услуги или на реализуемую продукцию. Однако не всегда цены и тарифы могут устанавливаться самовольно: в некоторых случаях руководствоваться можно только предусмотренными законодательством России нормами.

В отличие от среднего и крупного бизнеса, которые нередко получают финансовую поддержку со стороны государства

В отличие от среднего и крупного бизнеса, которые нередко получают финансовую поддержку со стороны государства, подавляющее большинство малых предприятий формируют свои финансовые ресурсы на основе средств, которые поступают из нескольких источников:

  • Собственно прибыль предприятия;
  • Амортизационные отчисления;
  • Деньги, полученные в результате торговли ценными бумагами (в том числе – акциями);
  • Кредитные поступления;
  • Взносы членов трудового коллектива, предусмотренные уставом;
  • Другие денежные поступления, происхождение которых – легально и не противоречит законодательству Российской Федерации.

Хранятся денежные средства на расчетном счете любого банка на усмотрение руководства предприятия.

Экономические проблемы малого бизнеса в России

Особенности экономики малого бизнеса таковы, что чем крупнее государство, тем труднее малым предприятиям выступать в качестве основы экономики. Например, в Российской Федерации малый бизнес не играет такой роли в формировании ВВП и ВНП, как в небольших странах. В России малый бизнес – это своеобразная связующая «прослойка», которая зачастую обеспечивает бесперебойную работу промышленных гигантов.

В идеале среди основных функций малого бизнеса на первом месте стоит стимул развития экономики страны в целом. Так как малые предприятия всегда создают друг для друга условия здоровой конкуренции, то все предпосылки для этого есть. Так, будучи вынужденными привлечь внимание потребителя, такие предприятия должны постоянно работать над улучшением качества своей продукции, увеличением ассортимента и расширением торговых точек.

В идеале среди основных функций малого бизнеса на первом месте стоит стимул развития экономики страны в целом.

Но сделать это на практике получается не так легко из-за большого количества проблем и препятствий, среди которых:

  • Бюрократия;
  • Недостаток производственных, офисных и торговых площадей;
  • Политические проблемы;
  • Коррупция;
  • В некоторых случаях – дефицит необходимой для деятельности предприятия информации;
  • Кадровые проблемы;
  • Недоверие к малому предпринимательству.

Также существует и целый ряд экономических проблем. Это высокие налоги, несовершенное законодательство, инфляция, неплатежеспособность клиентов и партнеров, несовершенство банковской системы, трудности с получением кредитов или высокие процентные ставки в случае одобрения займа, отсутствие некоторых видов льгот для малого бизнеса.

Несмотря на это, способность малого бизнеса проявлять экономическую гибкость позволяет такой форме предпринимательства в целом успешно существовать. А учитывая тот факт, что государство нуждается в малых предприятиях как в источнике дохода и «поставщике» новых рабочих мест, в законодательном плане малый бизнес с каждым годом ощущает значительные послабления. В результате из всех перечисленных проблем на практике многие просто незаметны, а с течением времени ситуация все равно улучшается.

Источник: utmagazine.ru

Понятие и сущность малого и среднего предпринимательства в экономике России

В статье проанализированы понятие и сущность малого и среднего предпринимательства в экономике современной России. Рассматриваются вопросы правового регулирования малого и среднего предпринимательства, некоторые антикризисные меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях новой санкционной политики. Обозначаются направления поддержки Правительством Российской Федерации малого и среднего предпринимательства.

Аннотация статьи
малое и среднее предпринимательство
государственные программы
кредитование малого и среднего предпринимательства
государственная поддержка
Ключевые слова
Болотов Иван Николаевич
Дата публикации
16 января 2023
Государственное и муниципальное управление
«Актуальные исследования» #3 (133), январь ’23
Поделиться
Цитировать

Актуальные исследования
# 3 ( 133 ), январь ‘ 23

Малое и среднее предпринимательство играет огромную роль в экономической жизни любой страны: именно небольшие предприятия вносят существенный вклад в поддержание экономического роста, обеспечение занятости населения и т.д. В экономической литературе предпринимательство определяется как деятельность, ведущаяся экономическими субъектами на свой страх и риск и направленная на систематическое получение прибыли от реализации товаров, услуг и работ.

Важность развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации обусловлена тем вниманием, которое уделяется данному процессу на законодательном уровне.

Что касается сугубо юридической стороны вопроса, то для определения данного понятия и отграничения малого и среднего предпринимательства от крупного необходимо обратиться к соответствующим нормативно-правовым актам, содержащим понятие малого и среднего предпринимательства. В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон о малом и среднем предпринимательстве) к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Законом о малом и среднем предпринимательстве, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом в соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона о малом и среднем предпринимательстве данные субъекты могут иметь разные организационно-правовые формы: это могут быть хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели [1].

В соответствии со ст. 4 Закона о малом и среднем предпринимательстве базовыми критериями, на основании которых происходит выделение субъектов малого и среднего бизнеса, являются:

  1. структура уставного либо складочного капитала;
  2. средняя численность работников;
  3. объем выручки от реализации товаров, работ и услуг или балансовая стоимость активов.

Для начала рассмотрим структуру уставного либо складочного капитала — критерий, применяющийся в отношении хозяйственных партнерств и хозяйственных обществ, а также хозяйственных товариществ. Так, чтобы считаться субъектами малого и среднего предпринимательства, они должны удовлетворять хотя бы одному из нижеперечисленных требований:

  • во-первых, участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества – Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют суммарно не более чем 25% долей в уставном капитале ООО либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем 25% голосующих акций акционерного общества (пп. «а» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона о малом и среднем предпринимательстве);
  • во-вторых, участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества — иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, владеют суммарно не более чем 49% долей в уставном капитале ООО либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем 49% голосующих акций акционерного общества (пп. «а» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона о малом и среднем предпринимательстве).
Читайте также:  Идеи бизнеса тротуарной плитки

В то же самое время есть шесть изъятий из данного правила:

  • во-первых, акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством РФ (абз. 3 пп. «а», пп. «б» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона о малом и среднем предпринимательстве);
  • во-вторых, деятельность хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств направлена на внедрение результатов интеллектуальной деятельности, при этом исключительные права на эти результаты принадлежат их учредителям или участникам определенного типа: бюджетным или автономным научным учреждениям либо образовательным организациям высшего образования, которые являются бюджетными или автономными учреждениями (абз. 3 пп. «а», пп. «в» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона о малом и среднем предпринимательстве);
  • в-третьих, хозяйственные общества или хозяйственные партнерства обладают статусом участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» (абз. 3 пп. «а», пп. «г» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона о малом и среднем предпринимательстве);
  • в-четвертых, учредители (участники) хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств – это юридические лица, включенные в утвержденный Правительством РФ перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности (распоряжение Правительства РФ от 25.07.2015 № 1459-р «Об утверждении перечня юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности») (абз. 3 пп. «а», пп. «д» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона о малом и среднем предпринимательстве);
  • в-пятых, ограничение в отношении суммарной доли участия общественных объединений инвалидов, иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется на участников хозяйственных обществ — иностранных юридических лиц, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает предельного значения, установленного Правительством РФ для средних предприятий в соответствии с п. 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона о малом и среднем предпринимательстве, и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает предельного значения, указанного в пп. «б» п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Закона о малом и среднем предпринимательстве (за исключением иностранных юридических лиц, государство постоянного местонахождения которых включено в утверждаемый в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) (абз. 2 пп. «а» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона о малом и среднем предпринимательстве);
  • в-шестых, участниками обществ с ограниченной ответственностью являются только общероссийские общественные объединения инвалидов и (или) их отделения (территориальные подразделения) и в таких обществах с ограниченной ответственностью за предшествующий календарный год среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда — не менее чем 25%.

Следующий критерий – это среднесписочная численность работников, которая за предшествующий календарный год для хозяйственных партнерств и хозяйственных обществ, удовлетворяющих критерию структуры уставного капитала, и иных субъектов не должна превышать: для средних предприятий 101-250 человек (если иное предельное значение среднесписочной численности работников для средних предприятий не установлено в соответствии с п. 2.1 или п. 2.2 ч. 1.1 ст. 4 Закона о малом и среднем предпринимательстве); для малых предприятий – 100 человек; для микропредприятий – 15 человек.

Что касается дохода, то доход от осуществления предпринимательской деятельности хозяйственных обществ, товариществ и партнерств, удовлетворяющих критерию уставного либо складочного капитала, и иных субъектов за предшествующий календарный год не должен превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой из категорий субъектов малого и среднего предпринимательства. Данный вопрос регулируется Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства», которое устанавливает следующие предельные ограничения: для средних предприятий – 2 млрд рублей; для малых предприятий – 800 млн рублей; для микропредприятий – 120 млн рублей.

В соответствии с ч. 3 ст. 4 Закона о малом и среднем предпринимательстве в отношении индивидуальных предпринимателей, которые не привлекали наемных работников в предшествующем календарном году для осуществления предпринимательской деятельности, категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в зависимости от величины полученного дохода [3].

Таким образом, если субъект предпринимательской деятельности, осуществляющий свою деятельность в одной из определенных организационно-правовых форм, отвечает всем перечисленным критериям, то он может быть отнесен к субъекту малого или среднего предпринимательства.

Сведения о таком субъекте вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а сам субъект получает право на соответствующую государственную поддержку (ч. 1 ст. 8 Закона о малом и среднем предпринимательстве).

В соответствии с ч. 2, 5 ст. 8 Закона о малом и среднем предпринимательстве и Информацией Минэкономразвития России «Основной этап формирования реестра субъектов МСП — получателей мер поддержки начался с 1 октября 2020 года» ведение указанного реестра осуществляется ФНС России на основании информации, предоставляемой в т.ч. федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, корпорацией развития малого и среднего предпринимательства, ее дочерними обществами, организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства [2].

Вместе с тем принадлежность субъекта предпринимательской деятельности к той или иной категории не является чем-то неизменным: в соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона о малом и среднем предпринимательстве в случае превышения предельных значений критериев численности работников и объема выручки в течение трех лет подряд категория субъекта малого или среднего предпринимательства подлежит изменению.

Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями и применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (самозанятые), могут относиться к субъектам малого и среднего предпринимательства на время проведения эксперимента – до 31.12.2028 включительно в ряде субъектов РФ. Это следует из положений ст. 14.1, ч. 4 ст. 27 Закона о малом и среднем предпринимательстве, ч. 15 ст. 8 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».

Законодательство РФ предусматривает немало видов поддержки и льгот для субъектов малого и среднего предпринимательства. Для получения такой поддержки нужно обратиться с заявлением, форма которого утверждена Приказом Минэкономразвития России от 10.03.2016 № 113 «Об утверждении формы заявления о соответствии вновь созданного юридического лица и вновь зарегистрированного индивидуального предпринимателя условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». При этом для использования льгот или получения иной поддержки заявителю не требуется получать специальные документы, подтверждающие его право.

Эффективность механизма оказания государственной поддержки, полагаем, должна основываться не на принципе заявительного порядка обращения, а на принципе обязательности государственной поддержки для любого субъекта, кто относится к категории малого или среднего предпринимательства. Субъект сам должен сделать выбор, воспользоваться или отказаться от предоставленной возможности. Поэтому данный принцип не в полной мере отвечает интересам развития малого и среднего предпринимательства.

Принцип доступности инфраструктуры поддержки не учитывает оценки ее эффективности. Статистические данные свидетельствуют о замедлении роста субъектов МСП и стагнации процессов развития, несмотря на принимаемые органами государственной и муниципальной власти различные программы развития. Следует согласиться, что создание элементов указанной инфраструктуры является положительным признаком развития, но как обеспечить взаимодействие субъектов МСП и субъектов инфраструктуры, как включить субъекты МСП в механизмы получения поддержки.

Принцип равного доступа субъектов МСП к участию в программах (подпрограммах) развития предполагает равенство, т.е. одинаковые возможности для всех участников (равные права и обязанности). В содержании данного принципа заложена логическая ошибка, так как в определении сделано ограничение по условиям, которым должны соответствовать субъекты МСП, что уже не может рассматриваться как равное для всех без исключения. Равенство в правах не может ограничиваться соответствием определенным условиям.

Читайте также:  Прибыльные бизнес идеи на новый год

В качестве приоритетных направлений развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленной на содействие развитию системы кредитования, оказание консультационной поддержки; создание и (или) развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в области промышленного и сельскохозяйственного производства, а также разработку и внедрение инновационной продукции и (или) экспорт товаров (работ, услуг); поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в монопрофильных муниципальных образованиях; предоставление субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности РФ и (или) муниципальной собственности, а также содействие развитию предпринимательства среди молодежи. Также к мерам государственной поддержки относятся имущественная поддержка, информационная поддержка, консультационная поддержка, подготовка и переподготовка кадров.

Источник: apni.ru

ВУЗРУ

«Научные статьи, доклады, лекции, эссе преподавателей и студентов России»

Сущность и значение малого бизнеса в рыночной экономике

Posted on 12.01.2019 12.01.2019 by ВУЗРУ

  • Заполнение рынка товарами и услугами;
  • Создание новых рабочих мест;
  • Формирование конкуренции на рынке;
  • Привлечение финансовых и материальных ресурсов;
  • Движение денежных средств в Федеральный и местные бюджеты;
  • Разработка инновационных продуктов.
  • Обеспечение занятости населения;
  • Социальная защита населения;
  • Развитие роста доходов;
  • Развитие предпринимательских навыков.

Развитие малого бизнеса способствует созданию специалиста мелких собственников, которые могут самостоятельно обеспечить собственное благосостояние и достойный уровень жизни для населения, являющиеся основными социально-экономическими реформами, гарантированное развитие политических и демократических ячеек.

Каждый Гражданин Российской Федерации имеет право заниматься предпринимательской деятельностью не имея юридического образования. Гражданин может заниматься предпринимательской деятельностью с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209 -ФЗ «О развитии малых и средних предпринимательства в Российской Федерации» субъекты малого предпринимательства относятся в Единый государственный реестр юридических лиц или (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физических лиц, внесенных в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющих предпринимательскую деятельность без юридического образования, крестьянской (фермерской) экономики.

Вновь созданные организации, либо вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и фермерские хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого предпринимательства, если их показатели средней численности работников выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения, установленные в законодательстве.

Выручка от реализации товаров (услуг) за каждый календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации. Балансовая стоимость активов определяется в соответствии с Российским законодательством о бухгалтерском учете.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, оказывают поддержку субъектам малого предпринимательства, ведут реестры малых экономических субъектов [9] .

Существует фундаментальный Федеральный закон Российской Федерации, в котором излагаются основные критерии назначения юридического или физического лица в сектор малого бизнеса в Российской Федерации, который был принят 24 июля 2007 года, Федеральным законом 209-ФЗ «О поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В соответствии с законодательством Российской Федерации основными критериями применения малых предприятий являются численность работников и доходы организации.

Рассмотрим ряд основных критериев для определения малого бизнеса.

Малый бизнес включает:

  1. Микропредприятия;
  2. Малые предприятия;
  3. Средние предприятия.

Основные параметры включают малые, средние или микроэлементы:

  1. Попадать в рамки лимита по численности сотрудников
  2. Попадать в рамки лимита по размеру доходов;
  3. Попадать в рамки лимита по доле участия других компаний в уставном капитале.

В 2015 году произошли изменение в малом бизнесе, критерий по размерам выручки увеличили в два раза.

Изменённые критерии малого бизнеса Российской Федерации представлены в таблице 3.

Таблица 3 — Изменённые критерии существования малого бизнеса в РФ с 2015 годаКритерии Микропредприятия Малые предприятия Средние предприятия Численность До 15 человек До 100 человек От 101 до 250 сотрудников включительно человек включительно Доходы 120 млн. руб. 800 млн. руб. 2 млрд. руб. организации

Доля участия юридических лиц, которые сами являются субъектами малого и среднего бизнеса, не ограничена. Доля обыкновенных юридических лиц (в том числе иностранных) составляет не более 49%. Доля участия государственных органов (Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований), общественных и религиозных организаций и фондов составляет не более 25% в сумме [10] .

Малый бизнес является не заменяемым элементом современной рыночной системы, без которого экономика и общество не могут существовать. Во всем мире малые предприятия выступают в качестве одного из движущих сил в научно-техническом и экономическом прогрессе.

Предпринимательская деятельность и развитие малого бизнеса во многом определяют уровень демократизации государства и открытость экономики. Благодаря поддержке малого бизнеса государство решает общие проблемы, которые повышают уровень благосостояния страны и увеличивают число граждан среднего класса.

Налоговые поступления от малых предприятий способствуют пополнению государственного бюджета, и развивает экономику. Кроме этого, малый бизнес позволяет повысить конкуренцию и активность граждан отдельно взятого государства. Конкуренция является основным условием для малого бизнеса, она помогает сдерживать рост цен на товары и услуги и мотивирует предпринимателей повышать качество продукции и внедрять новые технологии.

Малый бизнес во многом помогает государству решать проблемы с безработицей, в странах с развитой рыночной экономикой от 50 до 90% граждан заняты в этой области. Следует отметить, что малый бизнес в условиях рыночной системы является гарантией существования развитой рыночной экономики.

Национальная инновационная система является одним из важнейших механизмов устойчивого восстановления экономики России, ее модернизации и реструктуризации. Именно этот механизм позволяет создать условия и предпосылки, необходимые для перехода экономики на иной технологический уровень, который сможет обеспечить новый инновационный тип экономического роста страны.

Стратегия Российской Федерации в области развития науки и инноваций должна быть реализована в тесной взаимосвязи со стимулированием инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства. В мировой практике малый бизнес является тем сектором экономики, который достаточно эффективно и очень динамично развивается. Именно малыми предприятиями больше всего осуществляются работы в области передовых исследований и разработок[11].

Крупные промышленные структуры имеют безусловный приоритет и преимущества в ряде некоторых отраслей деятельности, а также обладают сравнительно большими возможностями для привлечения финансовых, материальных и трудовых ресурсов, которые могут быть использованы для реализации масштабных инновационных проектов. Между тем существуют и такие сферы деятельности, для которых наиболее оптимальным и экономически эффективным представляется малая форма организации хозяйствующих субъектов. Разработка и внедрение инновационных продуктов в существенной степени входят в их число.

В современных условиях хозяйствования инновационная среда экономики не может существовать без малого бизнеса. Именно субъекты малого и среднего предпринимательства являются основным элементом и движущей силой развития научно-технического прогресса и инновационного процесса. По своей природе малое предприятие изначально является инновационным. А в настоящее время данное качество малых предприятий приобретает статус ключевого фактора преображения экономической среды[12].

Прежде всего, малое предпринимательство является таким экономическим институтом, который обеспечивает динамику и мобильность всей экономической системы. Эти структуры способствуют тому, что результаты исследований и разработок очень быстро начинают использоваться в коммерческих целях. Это говорит о том, что малый бизнес обладает высокими адаптационными свойствами и позволяет приспособиться к быстро меняющимся условиям во всех сферах деятельности, что в свою очередь оказывает значительное влияние на ускорение темпов инновационного развития.

Кроме этого, малые предприятия имеют доступ к новым еще неосвоенным видам деятельности, в связи с чем на мировом рынке товаров и услуг с каждым годом растет количество малых хозяйственных структур. Это происходит благодаря тому, что современная модель функционирования современных предприятий и организаций изменилась в связи с внедрением и широким распространением передовых информационных технологий. Эти технологии создают для малого бизнеса оптимальные условия, способствующие снижению издержек производства, что позволяет повысить их конкурентоспособность на рынке[13].

Читайте также:  Приглашение по бизнесу в италию образец

В настоящее время многие ученые говорят о феномене малого инновационного предпринимательства. При этом многие авторы утверждают, что малое инновационное предприятие (МИП) является частью структуры малого бизнеса в целом, которое имеет свои особенности и функции. Более того, малое инновационное предпринимательство рассматривается учеными в качестве самостоятельного экономического явления, которое выполняет определенные функции, а также занимает определенные позиции в некоторых областях экономического механизма[14].

В российской практике под термином МИП понимается та организация, которая за последние три года смогла завершить какие-то определенные инновации. При этом под инновациями подразумеваются:

– новые или существенно улучшенные старые продукты, которые уже представлены на рынке;

– новые или усовершенствованные услуги;

– новые или улучшенные методы производства, которые также уже представленные на рынке;

– новые или значительно усовершенствованные производственные процессы, уже практически внедренные[15].

В условиях осуществления деятельности в конкурентной среде любая компания для выживания должна заниматься инновационной деятельностью. При этом усиление конкуренции действует на инновации в арифметической прогрессии, например, увеличение конкуренции на 1 % вызывает рост инновационной активности предприятий на 3 %. Таким образом, конкуренция является в определенной мере локомотивом, который продвигает вперед инновации. Около половины российских предприятий могут производить и реализовывать свою продукцию, не имея никаких конкурентов, что и обеспечивает динамику инновационных процессов[16].

Если экономика уже взяла курс на инновационный путь своего развития, то она никак не может существовать без малых инновационных предприятий, которые являются своеобразным проводником передовых технологий и инноваций. В частном секторе экономики некоторые новые направления научно-технического прогресса развиваются в основном только посредством малого бизнеса – от биотехнологий до научного приборостроения[17].

Необходимо отметить, что роль малого бизнеса в инновационной деятельности достаточно разносторонняя. Так, с одной стороны, малые структуры обеспечивают собственно инновационные процессы в экономике, способствуя качественному повышению уровня производства и менеджмента. При этом, с другой стороны, малые фирмы сами участвуют в производстве высокотехнологичной продукции или услуг, что создает спрос на новые разработки и обеспечивает постоянный прогресс. Малые предприятия в значительной степени оказывают свое влияние на инновационную сферу. Это проявляется в следующих моментах[18]:

– малые формы осуществления предпринимательской деятельности позволяют организовать оптимальные условия для творчества, что является индивидуальным параметром;

– созидательная творческая деятельность по своей природе противится таким понятиям, как «иерархия» и «организационная структура», что характерно для крупных предприятий; творчеству присуще стремление к свободе, что является залогом успешного достижения результатов;

– на малых фирмах функции изобретателя, владельца бизнеса и управляющего зачастую выполняет один и тот же человек, что практически устраняет противоречия корпоративного управления;

– для производственной деятельности малых структур характерна узкая предметная специализация, которая предполагает концентрацию усилий и средств на заключительных этапах создания инноваций и на первых этапах ее распространения. Иными словами, малое предприятие сразу начинает научно-производственную деятельность, в которой стремится достичь высокой технологической эффективности инновационного продукта и быстро начать его промышленное производство;

– удельные затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы на МИП обычно в несколько раз выше, чем у крупных предприятий; это, в свою очередь, подталкивает малые высокотехнологичные предприятия к более быстрой и эффективной инновационной деятельности на рынке;

– поскольку малые предприятия не могут привлекать в свою деятельность большое число различных специалистов, наблюдается ограниченность профессиональных кадров, в результате чего в изобретательских группах зачастую работают исследователи, которые не являются профессионалами, а это иногда способствует появлению новых оригинальных инновационных идей и новых подходов к решению проблем;

– передовые информационные технологии позволяют создать благоприятные условия работы для малых предприятий, что раньше было возможно только в рамках крупных предприятий.

Между тем одной из важнейших проблем развития малого бизнеса в России является отсутствие правовой базы для малого инновационного бизнеса, что к тому же усугубляется нестабильностью и незавершенностью законодательной базы в области налогового регулирования. Зачастую эти нормативные акты носят противоречивый и сложный характер. Все это становится причиной того, что только третья часть зарегистрированных предприятий осуществляет свою предпринимательскую деятельность в полном объеме и в соответствии с действующим законодательством[19].

Также наблюдается недостаточное развитие системы страхования и гарантии реализации инновационных проектов в наукоемкой малой промышленности. В результате только 10 % малых и средних предприятий используют в своей деятельности уникальные разработки, а большинство довольствуются обычными или немного улучшенными технологиями.

Стоит отметить и то, что одной из важных проблем, препятствующих полноценному развитию малого бизнеса, является доступность финансового обеспечения. Мировая практика показывает, что более 90 % субъектов малого бизнеса не могут начать работу без заемных средств[20].

В соответствии со стратегией Российской Федерации в области развития науки и инноваций важной задачей является создание благоприятных условий для развития малого инновационного бизнеса. Прежде всего это относится:

– к финансовым учреждениям, которые должны обеспечивать непрерывность финансирования бизнес-проектов на всех этапах инновационного цикла, в первую очередь «сеяния» и венчурных технологий;

– к технологической инфраструктуре, в том числе технологическим и инновационным зонам, технологическим паркам, инновационно-технологическим центрам, бизнес-инкубаторам, инженерным центрам, центрам трансфера технологий и т. д.

[1] Пророков А.Н. Малое предпринимательство: Справочное пособие /А.Н. Пророков. – М.: ПРОСПЕКТ, 2016. – стр.62

[2] Материалы официальной статистики [электронный ресурс]: http://www.gks.ru/.

[3] Прокопенко И., К. Норт .Управление эффективность и качеством: Модульная программа /: в 2-х ч. -М.: Дело, 2001 – 800 с.

[4] Брагин Л.А. Розничная торговля: современные тенденции и перспективы развития. – М., 2009. – 236 с.

[5] Карлина Е. П., Потапова И. И. Управление рисками предпринимательской деятельности // Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. – 2006. – № 4 (33). – С. 135– 140.

[6] Губанова И.Р. Проблемы обеспечения эффективности работы предприятий розничной торговли // Экономический анализ: теория и практика. – 2009. – № 11. – С. 60–67.

[8] Макконнелл К.Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика / К.Р. Макконнелл, Л.С. Брю: в 2 т. – Т. 1. М., 1992. – С. 338.

[9] Искусство управления в малом бизнесе: Учебно-практическое пособие / Логинова Е.Ю., Прянина О.Д. – М.: Дашков и К, 2016 – стр.110

[10] Организация коммерческой деятельности малых и средних предприятий: Учебное пособие/ Иванов Г.Г., Баженов Ю.К. = М.: ИНФРА – М, 2015. – стр.72

[11] Асаул А.Н. Развитие предпринимательства в России. – URL: http://www.finansy.ru/publ/ macro/002asaul.htm.

[12] Киселев А.С. Социологическая перспектива инновационного общества. − М.: Альпина, 2013. − 110 с.

[13] Мясникович М.В. Научные основы инновационной деятельности. − Минск: Право и экономика, 2013. − 356 с.

[14] Асаул А.Н. Развитие предпринимательства в России. – URL: http://www.finansy.ru/publ/ macro/002asaul.htm.

[15] Горбунов В.Л. Инновационное предпринима- тельство и условия его развития: Материалы меж- дународного форума «Инновационные технологии

и системы». − Минск: ГУ «БелИСА», 2014. − 156 с.

[16] Nikonova Ya.I. Innovative policy development of economic systems: the methodology of formation and implementation mechanism: Monograph. – Moscow: Elite, 2014. – 171 c.

[17] Киселев А.С. Социологическая перспектива инновационного общества. − М.: Альпина, 2013. − 110 с.

[18] Наука, производство, рынок в России // Проблемы теории и практики управления. – URL: http:// vasilievaa.narod.ru/ptpu/11_3_99.htm.

[19] Opaleva O.I., Cherenkova Yu.V. Innovative potential of Russian entrepreneurship // Finance and credit. – 2009. – № 4. – P. 20–28.

[20] Киселев А.С. Социологическая перспектива инновационного общества. − М.: Альпина, 2013. − 110 с.

Источник: vuzru.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин