Понятие малый и средний бизнес Беларусь

на тему: Предпринимательство в Беларуси: состояние и перспективы развития.

ФФБД, 2 курс, РФФ-2

доктор экон. наук,

Глава 1. Предпринимательство в рыночной экономике. 8

1.1 Понятие и признаки, виды предпринимательства. 8

1.2 Экономическая природа предпринимательства. 10

1.3 Необходимые условия для развития предпринимательства. 13

1.4 Преимущества и недостатки малого бизнеса. 15

Глава 2. Система государственной поддержки и регулирования предпринимательства. 18

Глава 3. Практические аспекты развития предпринимательства в Республике

3.1 Показатели развития малого и среднего бизнеса в РБ на современном этапе………………………………………………………………………………27

3.2 Перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь. 30

Список использованной литературы. 38

Предпринимательство – одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. За последние двадцать лет в Беларуси появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное владение.

Область интересов: Малый и средний бизнес

История предпринимательства уходит в глубь веков. На Белорусской земле она начиналась в XIX в. Именно тогда возникли первые торговые дома и промышленные объекты предпринимательского типа. Если обратиться к хозяйственной практике дореволюционной России, куда входила Беларусь, то особый интерес вызывает широкое развитие в начале XX в. кооперативного движения как одной из форм предпринимательства. Кооперативное массовое движение в России началось позже, чем в ведущих странах Запада. Однако оно приобрело необычайную широту, охватило в начале ХХ столетия различные сферы деятельности.

К началу 1917 г. в России в кооперативах участвовало около 84 млн. человек, или половина населения страны. На 1 января 1917 г. в России функционировало 47187 кооперативов, в том числе 16055 кредитных товариществ, 20000 потребительских обществ, 8132 сельскохозяйственных общества, 3000 маслодельных артелей.

Особенно велика была роль малого и среднего бизнеса в период НЭПа. В 1925 г. в промышленности действовало 1882408 мелких, частных и кустарных ремесленных предприятий. На них приходилось 19% промышленного производства страны, в том числе 32% выпуска потребительских промышленных товаров. На частную торговлю приходилось 25% всего товарооборота России и более 50% розничной торговли, в которой было сосредоточено около 60% всех финансовых ресурсов частного сектора.

Такая многоукладность экономики обусловливала развитие конкуренции и оказывала благотворное влияние на уровень потребительских цен. НЭП не только позволил ликвидировать дефицит, но и оказал большое оздоравливающее влияние на экономику.

В последующие годы развитие предпринимательства было приостановлено. Возрождение его в нашей стране началось с принятия в 1986 г. постановления бывшего союзного правительства «О создании кооперативов по заготовке и переработке вторичных ресурсов и отходов производства». Затем Верховным Советом СССР были приняты законы СССР: в 1987 г. — «Об индивидуальной трудовой деятельности», 1988 г. — «О кооперации», в 1990 г. — «О предприятиях», «О предпринимательской деятельности».

Как развивается малый и средний бизнес в Беларуси?

В развитых странах рыночной экономики конец 60-х — начало 70-х гг. ознаменовались расцветом малого бизнеса, который продолжает укреплять свои позиции и поныне. Доля мелких и средних предприятий в общем числе фирм колеблется от 95% в ФРГ до 99% в Японии. В этом секторе занято 45 – 75 % всех наемных рабочих, поскольку предпринимательство в развитых странах выступает как особый, новаторский, антибюрократический стиль хозяйствования. В основе его лежит постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации, умение привлекать и использовать для решения поставленных задач ресурсы из самых разнообразных источников. Предпринимательство ассоциируется на Западе с понятиями «динамизм», «инициатива», «смелость». [5: с. 9 – 10]

Переход к рыночным отношениям обусловил необходимость коренного преобразования производства, производственной и социальной инфраструктур, сферы торговли, финансовой и инновационной деятельности, а также всей системы подготовки кадров. В новых условиях возросла потребность в специалистах, способных осуществлять индивидуальную и коллективную деятельность, работать по контракту в предпринимательских структурах и в сферах, связанных с бизнесом и особенно с самым распространенным в рыночной экономике малым бизнесом. Именно малый и средний бизнес составляют основную часть белорусского предпринимательства.

Основной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использование ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности. Постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса.

Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для Беларуси, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы.

Анализ экономической литературы и фактических статистических данных о деятельности субъектов малого предпринимательства свидетельствует об усилении роли малых предприятий даже в странах с развитой рыночной экономикой, хотя устойчивость малых предприятий относительно низкая. При росте численности малых предприятий, развитой инфраструктуре и государственной поддержке, малое предпринимательство является важным фактором решения экономических, социальных задач, а также занятости населения. Развитие малого предпринимательства является условием решения следующих проблем:

● формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества;

● расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания;

● приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;

● содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;

● привлечение личных средств населения на развитие производства. Партнеры в малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем в крупных;

● создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;

● способствование более эффективному использованию творческих возможностей людей, раскрытию их талантов, развитию различных видов ремесел, народных промыслов;

● вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);

● формирование социального слоя собственников, владельцев, предпринимателей;

● активизация научно-технического прогресса;

● освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;

● содействие крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств;

Читайте также:  Кто навел порчу на бизнес

● освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.

Все эти и другие экономические и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики Беларуси.

Все вышесказанное подтверждает актуальность проблемы и послужило основанием для выбора мной темы курсовой работы.

Глава 1. Предпринимательство в рыночной экономике

Информация о работе «Предпринимательство в Беларуси: состояние и перспективы развития»

Раздел: Экономика
Количество знаков с пробелами: 60223
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Источник: kazedu.com

Развитие малого и среднего предпринимательства в РБ (стр. 1 из 2)

Предпринимательство — это самостоятельная деятельность физического или юридического лица, осуществляемую им на свой риск и направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

2. Роль малого предпринимательства в экономическом развитии Беларуси.

Предпринимательство играет важную роль в социально-экономическом развитии страны, способствуя формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, расширению сферы услуг, созданию новых рабочих мест и в целом повышению уровня жизни белорусов.

Во-первых, как уже отмечалось, малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность.

Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться.

В-третьих, — создавать атмосферу конкуренции.

В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках. Малые предприятия способны в больших масштабах обеспечивать работой незанятые трудовые ресурсы. Важность малых предприятий еще и в том, что, ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать, надо получать средства к существованию, а значит, быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им.

3. Состояние предпринимательской деятельности в РБ.

За 2009г. экономическое положение 56,2% малых и средних предприятий Беларуси значительно или несколько ухудшилось. Об улучшении заявили только 19,5% МСП. Прибыль сократилась у 53,5%, выросла у 11,7% компаний. Значительно больше число МСП, которые сократили занятость (в 2,7 раза больше тех, кто заявил об увеличении) и инвестиции (в 5,5 раз).

73% МСП констатируют падение покупательной способности населения страны. 47,5% указывают на задержку в оплате поставленной продукции. На 2010 год белорусские МСП остаются сдержанно оптимистичными. Большинство надеется удержаться на уровне 2009г. Таковы результаты исследования «Развитие малых и средних предприятий в Беларуси».

В конце апреля 2010г. его презентовал Исследовательский центр ИПМ. Почти у половины малых и средних предприятий число работников составляет от 11 до 50 человек. Каждый пятый малый бизнес имеет менее 10 работников. 36,5% МСП работают в Минске, еще 19,1% — в Минской области. Если в областных центрах еще тлится некая предпринимательская активность, то в провинции ее практически нет.

Доля МСП в областях колеблется от 0,3% в Могилевской до 6,2% в Витебской от общего числа МСП по стране.

Из опроса следует, что среди ИП 63% составляют женщины и 37% мужчины. При этом уровень образования достаточно высок. Почти половина (43,5%) опрошенных имеют диплом о высшем образовании. Причем этот показательпочти в два раза выше, чем в среднем по экономике. Кроме того, среднее специальное образование имеют 44,5%, а среднее — 11,5%.

За последние годы «свежая кровь» в предпринимательские ряды практически не прибывает. Лишь 12,5% опрошенных заявили, что работают меньше 3,5 лет. Между тем количество стареющих ИП растет. На возрастную категорию 45-54 и 55-64 лет приходится соответственно 31% и 15%.

Согласно рейтингу регионов Беларуси, где созданы наиболее благоприятные условия для торговли среди предпринимателей столица не стала лучшей. Пальма первенства досталась Брестской области.

Результаты были получены на основании анализа ряда критериев (темпов прироста розничного товарооборота среди ИП; количеству ИП в расчете на тысячу человек занятого населения; удельному весу ИП в налоговых поступлениях региона; числу торговых мест на рынках и торговых объектах на тысячу жителей), а также на основании анкетного опроса самих предпринимателей.

С большим отрывом самый высокий индекс (9,09) получила Брестская область. Далее следуют Гродненская область (5,88), Минск (5,56),

Брестчина опередила остальные области и столицу по темпам прироста розничного товарооборота, доле в налоговых поступлениях региона, а также числу торговых мест на рынках и торговых центрах на тысячу жителей. Кроме того, Брестская область заняла второе место по количеству ИП на тысячу человек занятого населения.

Довольно любопытными являются мотивы, которыми руководствуются белорусские предприниматели прежде чем начать свое дело.

Согласно опросу, больше половины (58,5%) заявили, что пошли в бизнес по необходимости (т.е. не имели других способов к получению средств для существования). Лишь 20,5% сделали это «по призванию» (желали использовать открывающиеся для них возможности и получить преимущества от предпринимательской деятельности).

Еще 21% указали на оба варианта.»В менее развитых экономиках организация нового бизнеса является чаще всего вынужденным шагом. То есть у нас люди идут в бизнес, потому что потеряли работу. В развитых странах с благоприятным деловым климатом создание фирмы является результатом наличия потенциально прибыльной идеи. Например, в Дании по необходимости бизнес открывают лишь около 10%».

4. Перспективы развития малого предпринимательства в стране.

Задачи Государственной программы на 2010 – 2012 годы:

· создание благоприятных условий для устойчивой деятельности малых предприятий,

· преодоление административных барьеров на пути развития малого предпринимательства,

· внедрение прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства,

· создание новых рабочих мест,

· адресная методическая, информационная, консультационная, учебно-образовательная и юридическая поддержка, предоставляемая инфраструктурой поддержки малого предпринимательства,

· содействие созданию новых и эффективному развитию действующих субъектов малого предпринимательства, повышение престижа предпринимателей.

На реализацию мероприятий Государственной программы на 2010-2012 годы из республиканского и местных бюджетов в 2010 году предусмотрено 31435,761 млн. рублей.

Что мешают развитию малого и среднего бизнеса?

Больше всего успешному развитию малого и среднего бизнеса мешает конкуренция. 62% респондентов по шкале от «1» до «5» поставили этому фактору высшие оценки «4» и «5». На неравные условия частного бизнеса с государственным, как фактор, мешающий развитию, указали 38,6%.

Вторым по зловредности для МСП фактором являются высокие арендные ставки. 56,7% респондентов ответили, что они «мешают» и «очень мешают» развитию. После обещанного уменьшения арендных ставок 48,9% респондентов отметили, что они выросли, 34,4% — что остались на старом уровне и только 7,8% МСП отметили их снижение.

Читайте также:  Как оформить бизнес на двоих если ИП один

Это крайне негативная оценка предложенных властями изменений в порядок расчета арендных ставок. В этой сфере в условиях ужесточения конкуренции, роста цен на бензин, электроэнергию и ЖКУ, правительство для поддержки МСБ должно, как минимум, в два раза снизить арендные ставки. Для того чтобы рынок недвижимости быстро и адекватно реагировал на изменения внутреннего и внешнего спроса, нужно полностью приватизировать рынок офисных, складских и производственных помещений.

В пятерку самых больших препятствий для развития частного бизнеса в Беларуси вошли также дороговизна кредитов, слабая защита прав собственности и высокие бюрократические барьеры.

В общем, для поддержки МСП нужно существенно сократить арендные ставки, отменить лицензирование торговли и разного рода услуг, отпустить цены на свободу, упросить и удешевить стоимость прохождения административных процедур Кризис доверия между бизнесом и властью говорит об отсутствии в стране частно-государственного партнерства.

План по развитию малого и среднего бизнеса:

К концу 2010 года удельный вес малого и среднего предпринимательства в общем объеме выручки от реализации товаров и услуг должен быть доведен до 30%», это будет обеспечено за счет активизации малого бизнеса, увеличения количества предприятий, привлечения инвестиций, улучшения доступа к кредитным ресурсам.

Таким образом роль малого и среднего предпринимательства играет важную роль в экономическом развитии страны также определяющую роль играет в секторе торговли, услуг, агротуризма. Однако есть ряд причин которые тормозят развитие.

Это такие причины как конкуренция, высокие арендные ставки, дороговизна кредитов, слабая защита прав собственности, высокие бюрократические барьеры и ряд других причин. Недостаточным является участие бизнеса в таких сферах как ЖКХ, лесное хозяйство, связь, культура, социальное обеспечение, наука.

Также можно отметить что предпринимательство в Беларуси наиболее активно развивается там, где государство не в состоянии обеспечить людей работой. Это подтверждают высокие места в рейтинге западных регионов (Брестской и Гродненской области), где промышленность развита слабее.

В Минске столичные власти не заинтересованы развивать малый бизнес в торговле, и делают ставку на крупные формы. Как результат — ликвидация киосков, строительство гипермаркетов. В частности, в столице самая низкая доля налоговых поступлений от ИП по сравнению с другими регионами (1,6% против 4,6% у Брестской области).

А по количеству предпринимателей на тысячу человек столица занимает лишь пятое место (44,1% против 55,2% у лидера — Гродненской области). Одним из основных препятствий со стороны властей является ограничение по количеству наемных работников для ИП. В мире практически нет таких ограничений, за исключением нескольких стран (Узбекистан и Румыния). Поэтому можно сделать вывод что мировой опыт, на который ссылается правительство, неуместен.

Источник: smekni.com

Доля малого бизнеса в экономике Республики Беларусь

В последние годы важность малого и среднего бизнеса в белорусской экономике неоднократно подчеркивалась и подтверждалась на самом высоком государственном уровне. так, в Программе государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Беларуси на 2013–2015 годы, утвержденной постановлением Совета министров от 29 декабря 2012, отмечено, что к 2015 году руководство страны планирует довести долю малого и среднего бизнеса в ВВП до 30% (в настоящее время – 23.6%) и обеспечить численность занятых в этом секторе до 1.8 млн чел. При этом министр экономики Республики Беларусь николай Снопков, выступая на Ассамблее деловых кругов в марте 2013 и говоря о необходимости развития в стране малого и среднего предпринимательства, заявил, что «динамика в этом направлении есть, амбиции также есть – это достижение доли малого и среднего бизнеса в ВВП на уровне 50%», что должно быть осуществлено к 2020 году. Тем не менее результаты деятельности белорусских малых и средних предприятий (МСП) в 2011 году позволяют говорить скорее не об экономическом росте и развитии отечественных организаций, а лишь о восстановлении докризисных позиций и положения на рынке. Это связано с тем, что на фоне ухудшения макроэкономических условий в белорусской экономике и сохраняющегося несовершенства условий ведения бизнеса практически все показатели отечественных МСП значительно снизились. В белорусской государственной статистике, согласно Закону Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 148-3 «о поддержке малого и среднего предпринимательства», классификация субъектов малого и среднего предпринимательства проводится по следующим критериям:

• индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;

• микроорганизации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 чел. включительно;

• малые организации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 чел. включительно;

• к субъектам среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 101 до 250 чел. включительно.

Согласно данным национального статистического комитета Республики Беларусь, в 2012 году сохранялась тенденция увеличения количества субъектов малого и среднего предпринимательства, а их общее количество (без учета индивидуальных предпринимателей) достигло 85 154. таким образом, рост числа этих организаций по сравнению с результатами 2011 составил 6.2%. При этом если среди микро- и малых организаций отмечено увеличение количества фирм, то в случае средних организаций, как и на протяжении последних трех лет, продолжилось сокращение их числа.

В результате в 2012 году доля средних предприятий в общем количестве малых и средних фирм сократилась на 2 % – до 3.0%, в то время как доля микроорганизаций увеличилась на 1.1% – до 83.3%. несмотря на то что число малых организаций несколько увеличилось, их доля так же сократилась – на 0.8 %, до 13.7% (табл. 2.1).

В последние три года сокращается средняя численность работников малых и средних предприятий. так, в 2012 на этих предприятиях было занято 1209.9 тыс. чел. – на 13.7 тыс. чел. меньше, чем в 2011 году. Большая часть работников занята на малых предприятиях (37.4%). на средних предприятиях занято 33.3% работников, причем в 2009–2012 эта доля имела устойчивую тенденцию к сокращению.

На микроорганизации приходится 29.3% работников. В 2012 году продолжилась тенденция увеличения удельного веса малого и среднего предпринимательства в валовом внутреннем продукте (ВВП) Беларуси. Так, по сравнению с 2011, вклад в ВВП вырос на 2.4%, составив 23.6% (самый высокий показатель среди стран таможенного союза). Хотя в то же время нельзя не отметить, что эта доля значительно уступает развитым экономикам стран Запада, таким как европейский Союз (около 60%) или США (около 50%).

Читайте также:  Производство навоза как бизнес

В региональном разрезе наибольший вклад в республиканский ВВП вносит г. Минск (10%) и Минская область (4.1%). Вклад иных областей в каждом случае не превышает 2.3%.

Таблица 3.1 — Количество предприятий, осуществлявших экономическую деятельность в 2009–2012 гг.

Таблица 3.2 — Средняя численность работников предприятий в 2009–2012 гг., тыс. чел.

Таблица 2.3 — Удельный вес малого и среднего предпринимательства в ВВп, % к общереспубликанскому итогу

Таблица 2.4 — Удельный вес малого и среднего предпринимательства в выручке от реализации продукции, товаров, работ,

услуг, % к общереспубликанскому итогу

Еще более значителен удельный вес малого и среднего предпринимательства в выручке от реализации продукции, товаров, работ и услуг. несмотря на то что в 2012 этот показатель несколько сократился (на 1.8 %), вклад белорусских МСП составил весомые 37.7% (Таблица 3.4). Здесь удельный вес предприятий г. Минска также является наибольшим – 22% от общереспубликанского показателя. Несмотря на то что удельный вес малых предприятия в выручке сократился на 3.6 процентного пункта по сравнению с 2011 годом, их вклад по-прежнему является самым большим – 16.9% от общего показателя по стране. Самые значительные изменения в 2011–2012 гг. произошли на малых предприятиях (численность персонала от 15 до 100 чел.), расположенных в г. Минске. Так, удельный вес этих организаций в ВВП сократился на 1.% (с 5.6 до 4.2%), а в выручке – на 4.5% от общереспубликанского значения (с 14.5 до 10.0%).

Для сравнения: среди микро- и средних организаций Минска наблюдались менее выраженные изменения данных показателей (рисунок 3.1). По всей видимости, причиной данных изменений можно считать совокупность различных факторов, самым очевидным из которых является то, что малые предприятия являются своего рода «промежуточным звеном» между микро- и средними организациями. Иными словами, любое увеличение или сокращение численности персонала таких фирм может привести к их переклассификации.

Рисунок 3.1 — Изменение удельного веса микро-, малых и средних организаций г.Минска в общереспубликанских экономических показателях, 2010–2012 гг., %

Тем не менее можно назвать и иные факторы сокращения присутствия малых предприятий Минска в национальной экономике. Наибольшее количество предприятий Минска приходится на сферу торговли (44.1%), где в 2012 происходили следующие изменения.

Интенсивное развитие сетевой торговли привело к росту числа средних и сокращению числа малых предприятий, постепенно теряющих свою клиентскую базу. Одновременно многие малые предприятия переориентировались на сдачу своих помещений в аренду, что привело к сокращению численности персонала и их превращению в микроорганизации.

В то же время нельзя не упомянуть Декрет Президента Республики Беларусь № 6 от 7 мая 2012 года «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности». Согласно этому документу, ряд малых и средних предприятий, «зарегистрированных в Республике Беларусь с местом нахождения (жительства) на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» и «осуществляющих на территории средних, малых городских поселений, сельской местности деятельность по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг)», при определенных условиях в течение семи календарных лет со дня государственной регистрации освобождаются от большого числа налоговых обязательств.

Такие организации вправе не исчислять и не уплачивать налог на прибыль (коммерческие организации) и подоходный налог с физических лиц (индивидуальные предприниматели), они освобождаются от уплаты государственной пошлины за выдачу специального разрешения (лицензии) на осуществление юридическими и физическими лицами отдельных видов деятельности, а также от обязательной продажи иностранной валюты и пр. Одновременно коммерческие организации Республики Беларусь в течение семи календарных лет со дня принятия в установленном порядке решения о создании на территории средних, малых городских поселений, сельской местности обособленного подразделения (например, филиалы) вправе не исчислять и не уплачивать: налог на прибыль в отношении прибыли, полученной обособленным подразделением от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства; налог на недвижимость со стоимости зданий (сооружений), машино-мест, находящихся на балансе обособленного подразделения и расположенных на территории средних, малых городских поселений, сельской местности; отчисления в инновационные фонды и др. Таким образом, принятие данного документа способствовало перемещению ряда малых организаций из г. Минска в Минскую область, что также оказало влияние на сокращение удельного веса минских организаций в упомянутых выше показателях. В целом, за исключением рассмотренных случаев в 2012 году, в Беларуси отсутствовали значительные изменения в показателях деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.

Таблица 3.5 — удельный вес малого и среднего предпринимательства в ВВп по отраслям, % к общереспубликанскому итогу

Таблица 3.6 — Распределение МСП по формам собственности, 2010–2012 гг.

В отраслевом разрезе в 2012 наибольшее число микро- и малых организаций по-прежнему приходилось на сферу «торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования» – 41.2% (Таблица 3.5).

Далее следуют «обрабатывающая промышленность» (15.2%), «операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям» (12.7%) и «транспорт и связь» (9.6%).

Среди средних предприятий наибольшее количество фирм занято в сфере «сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» (28.4%), а также «обрабатывающая промышленность» (23.3%). Далее следуют такие сферы, как строительство (16.6%) и торговля (11.3%).

По данным официальной статистики, наибольшее количество

субъектов малого и среднего предпринимательства приходится на частную форму собственности (табл. 3.6). Так, среди малых и средних предприятий доля частных организаций в общем количестве составляет почти 95%, в то время как на государственную форму собственности приходится лишь 1.5%. Среди средних предприятий доля частных фирм также является самой высокой, хотя она уже значительно ниже, чем в случае малых предприятий, – 69.3%.

На государственную форму собственности приходится 27.3% организаций и лишь 3.4% – на иностранную. Во всех случаях (среди микро-, малых и средних организаций) доля частных предприятий в 2012 году увеличилась.

Обобщая вышесказанное, можно обозначить, что в 2012 на фоне

сохраняющейся значимости малого и среднего бизнеса в белорусской экономике основной вклад в его развитие продолжали вносить частные фирмы. Это означает, что преимущественно именно от результатов их деятельности будет зависеть итоговое состояние и тенденции развития белорусских субъектов малого и среднего предпринимательства.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин