1. Понятие регулирования и его место в системе управления.
2. Виды регулирования.
3. Процесс регулирования и его характеристика.
Понятие регулирования и его место в системе управления.
При изучении первого вопроса первой темы, студент должен усвоить, что выявленные на основе контролирования проблемы и нарушения процесса производственно-хозяйственной деятельности, а также негативные его результаты требуют осуществления регулирования.
Регулирование – вид управленческой деятельности, направленный на устранение отклонений, сбоев, недостатков и др. в управляемой системе путем разработки и внедрения управляющей системой соответствующих мероприятий. |
Регулирование — это вид деятельности, представляющий собой воздействие руководителя на подчиненных таким образом, чтобы они выполняли работу для достижения целей организации. В этом случае функция регулирования связана с широко используемым термином «руководство».
«Государственное регулирование бизнеса»
В литературе довольно часто процесс руководства рассматривается как отдельная функция, связанная с лидерством и властью. Такое представление руководства рассматривает лишь одну сторону процесса управления — оказание влияния одного лица (руководителя) на подчиненных. Другая сторона заключается в том, что руководство по своему содержанию представляет собой процесс воздействия руководителя на подчиненных с использованием формальных методов регулирования или же процесс влияния, осуществляемый при помощи власти и лидерских качеств руководителя. Таким образом, функция регулирования представляет собой процесс руководства, осуществляемый при помощи методов формального воздействия и усиленного методами влияния (власть и лидерство).
Цель регулирования — сохранение устойчивости организации путем поддержания требуемого соотношения между различными ее элементами, своевременной ликвидации возможных отклонений от установленных норм в функционировании объектов управления
Особенность регулирования состоит в том, что в отличии от функций планирования, организация и мотивирования, которые совершенствуются непосредственной в управляющей системе предприятия, регулирование, как и контролирование, совершенствуется в управляемой и управляющей системах. На рисунке 10.1 отражено графическую модель процесса регулирования под влиянием различных факторов, которые требуют изменения в планировании, организации, мотивировании.
Принципы функции регулирования.
Функция регулирования реализуется при помощи преимущественно административных методов управления. Это определяется самой сущностью функции регулирования. Она представляет собой процесс проявления властных полномочий руководителя по отношению к регулируемым объектам. Следовательно, принципы функции регулирования отражают форму проявления этих полномочий. Рассмотрим некоторые из них.
Рис. 10.1 — Регулирование деятельности организации
Принцип директивностиопределяет приемы и способы осуществления регулирующих воздействий на управляемый объект. Это наиболее жесткая форма регулирования, требующая обязательного и своевременного исполнения принятого решения. Это активная форма регулирования протекающих на предприятии процессов, побуждающая к действию исполнителей того или иного решения.
Государственное регулирование малого бизнеса
Концепция регулирования данных: взгляд бизнеса
Может ли Россия стать успешной на рынке больших данных, как сохранить баланс в модели взаимоотношений государство-граждане-бизнес, и какие сейчас существуют барьеры в этой сфере – эти и другие вопросы обсудили эксперты на IX Петербургском Международном Юридическом Форуме. Все участники сессии «Концепция регулирования данных: взгляд бизнеса» согласились на том, что «большие данные обладают большим потенциалом».
В дискуссии приняли участие руководитель по правовому взаимодействию с органами исполнительной власти ПАО «МегаФон», руководитель комитета по правовым вопросам и комплаенс Ассоциации участников рынка больших данных Никита Данилов, председатель правления фонда «Сколково» Игорь Дроздов, вице-президент Microsoft Corporation Стивен Краун, исполнительный директор Дирекции по развитию экосистемы SberX ПАО «Сбербанк» Искендер Нурбеков, руководитель Аналитического центра при Правительстве РФ Владислав Онищенко, генеральный директор «ООО Кометрика» Дмитрий Петров, доцент НИУ ВШЭ, юрисконсульт IBM Россия/СНГ Александр Савельев, директор направления «Нормативное регулирование» АНО «Цифровая экономика» Дмитрий Тер-Степанов, заместитель Министра экономического развития РФ Савва Шипов. Модератором сессии стала президент Ассоциации участников рынка больших данных, член совета директоров ПАО «МегаФон» Анна Серебряникова.
В начале дискуссии Анна Серебряникова сразу обозначила важность и потенциал больших данных. Так, по ее словам, перспективный объем этого рынка оценивается в 300 млрд рублей и в 1,5% увеличения ВВП до 2025 года.
«Мы думаем, что российские компании имеют возможность выиграть на этом рынке, он активно развивается. В России есть много «математических мозгов», а также пока нет регуляторных барьеров, что мешали бы нам развивать технологии, алгоритмы и искусственный интеллект. Я верю в то, что Россия может выиграть в этой гонке», – сказала она, предложив участникам беседы рассмотреть проблематику больших данных в трех аспектах: во взаимодействии государства, граждан и бизнеса.
Первым свою позицию высказал заместитель Министра экономического развития РФ Савва Шипов. Он подчеркнул, что вопрос больших данных поставлен «правильно и своевременно», так как сейчас ведется активная работа по разработке различных законопроектов, связанных с персональными данными.
И эта работа, как медаль, имеет две стороны: с одной, граждане, что заинтересованы пользоваться цифровыми сервисами. С другой, те люди, что не хотят вставать на путь цифровой экономики. «Надо понимать, что не все планируют переходить в эту цифровую эпоху. Поэтому мой первый тезис: регулирование должно учитывать интересы всех людей. И не должно быть тотальной и насильной цифровизации. Второй тезис: государство, собирая данные и являясь их самым большим держателем, должно уметь ими распоряжаться», – сказал заместитель министра, отметив, что сейчас существует много разных систем, данные в которых могут дублироваться или не быть состыкованы между собой по разным причинам.
«Как это можно решить? Создать национальную систему управления данными. Об этом много говорят, но, к сожалению, не многие знают. Когда меня спрашивают о ней и о будущем операторе, отвечаю: национальная система управления данными – это не информационная система, а управленческая. Это комплексная система отношений в сфере управлениями данными», – подчеркнул Савва Шипов.
Председатель правления фонда «Сколково» Игорь Дроздов согласился с модератором разделить вопрос на три аспекта, предложив при этом разбить категорию «бизнес» на два – малый и крупный. Это, по его словам, необходимо, поскольку интересы бизнеса разного масштаба могут быть разнонаправленными.
Кроме того, спикер поддержал Савву Шипова в том, что сегодня существуют опасения об утечке данных граждан в свободный оборот. Это может нанести вред людям, считает он, – чего те боятся. «Когда мы обсуждаем будущее или тему данных, для граждан они чаще всего имеют отрицательное значение. И пока мы их не убедили, что оборот данных позволит создать в будущем новые продукты и облегчить жизнь (например, как персональная медицина). Но в то же время все прекрасно понимают, что данные – это способ следить за людьми, дискредитировать их. Нам предстоит проделать большую работу, чтобы пояснить, в чем польза экономики данных», – высказался Дроздов.
Директор направления «Нормативное регулирование» АНО «Цифровая экономика» Дмитрий Тер-Степанов обратил внимание участников на то, что разбираясь в вопросе больших данных и доступа к ним, главное не перепутать данные, созданные за счет государства, с теми, что собраны самим государством. «Не так уж и много оно генерирует, больше данных государство собрало бесплатно», – заверил спикер, продолжив рассуждать о тех законах, что должны позволять регулировать процесс взаимодействия с такими сведениями.
«Наши законы должны быть не столько охранительные, сколько прогрессивные и дающие гражданам возможности. Если мы говорим о защите данных, то взяли патерналистскую модель и думаем, что гражданин часто встречается с данными, у него их собирают каждый день. Если мы начнем думать чуть шире, то наверняка сможем найти такую модель, которая позволит гражданам реагировать на нарушение своих прав, получить доступ к тем инструментам, что позволят защитить эти права. Может быть, придумать механизмы, что позволят стимулировать эту защиту прав самим человеком», – сказал Дмитрий Тер-Степанов.
Другой важный вопрос, который затронули участники дискуссии, коснулся круга понятий, напрямую связанных с большими данными. Это персональные данные и их виды.
«Мне кажется, эта дискуссия [о понятии «персональные данные»] никогда не закончится, поскольку попытка определить, что это такое – сродни тому, как построить вечный двигатель. Мы предпринимали попытки и на базе консультационного совета в Роскомнадзоре, и на других различных площадках. Они все заканчивались неудачей.
Но тот факт, что мы не можем определить, что это такое, не означает, что не можем определить, чем это не является. Здесь важной становится концепция обезличивания и анонимизации. Поскольку во многом те данные, которые используются при обработке больших данных, носят обезличенный характер. Но, тем не менее, существует связь с физическим лицом, которая может быть восстановлена», – высказал свою точку зрения доцент НИУ ВШЭ, юрисконсульт IBM Россия/СНГ Александр Савельев.
Вице-президент Microsoft Corporation Стивен Краун озвучил зарубежный взгляд на развитие в России темы больших данных, отметив, что видит, как активно наша страна начала работать в этом направлении. «Россия, которая может похвастаться различными техническими преимуществами, безусловно, должна вести в этой области. Мы говорим о росте ВВП в 2,5 процента. Это гораздо больше, чем производительность человека труда ранее. И этот рост был достигнут за счет информационных технологий в начале этого десятилетия. Темпы будут значительными, поэтому нужно инвестировать в эту область, не отставать от этого процесса», – заключил он.
- Право.ru
Источник: pravo.ru
Правовое регулирование экономических отношений: понятие, способы, субъекты, принципы
Современное общество можно охарактеризовать той или иной степенью упорядоченности, организованности. Это, прежде всего, вызвано необходимостью в согласовании интересов, потребностей как отдельного человека, так и общественных групп (малых или больших социальных сообществ). Достижение согласия реализуется социальным, в частности, правовым регулированием.
В нашей статье речь пойдет о нормативно-правовом регулировании экономических отношений. Рассмотрим основные понятия, принципы и систему его организации. Помимо этого, разберем способы и категорию субъектов, принимающих участие в процессе.
Категория экономического права
Прежде чем рассматривать понятие правового регулирования экономических отношений, целесообразно разобрать основополагающие аспекты темы. Экономическое право – это не что иное, как совокупность юридических принципов и норм, призванных регулировать отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами. Будучи наукой, экономическое право необходимо для контроля за соблюдением равноправия в сотрудничестве предприятий, формированием системы нормативных актов, которые регламентируют экономические отношения. В науке принято выделять также правоотношения, связанные с ведением собственной экономической деятельности. Они являются альтернативой «внешним отношениям», однако называются «внутренними»; второе название – «внутреннее поведение участников хозяйственных отношений».
Во-первых, внутренние экономические отношения как предмет правового регулирования и категория поведения в экономике, подразделяются на позитивное поведение, которое основано на экономических свободах, предполагающих отсутствие вмешательства со стороны государства и направленность на них экономического воздействия; и на негативное поведение, подлежащее правовому сдерживанию, а также подавлению со стороны государства. Во-вторых, внутреннее поведение создается тремя основными участниками. Среди них собственник (или опосредованный собственник, иными словами, владелец ограниченных прав вещного типа, участник юридического лица), представитель собственника (руководитель юридического лица) и лица, которые постоянно или временно тесным образом связаны с имущественным комплексом собственника (сотрудники, служащие, лица, которые имеют временное отношение к собственности по причине трудовых и гражданско-правовых договоров). В-третьих, эти отношения также классифицируются на абсолютные отношения внутреннего формата, которые устанавливают правовой статус названных участников, и относительные отношения, прежде всего, между владельцем (опосредованным собственником) и руководителем юридического лица (представителем владельца).
Классификация экономических отношений
Категория правового регулирования экономических отношений включает в себя различные по своей природе хозяйственные отношения. Среди них важно выделить внешние вертикальные, исходящие от представленных выше конкурирующих управляющих (другими словами, псевдоуправляющих) факторов, которые воздействуют на участника хозяйственных отношений, а также горизонтальные отношения внешнего типа. Помимо этого, указанные отношения необходимо классифицировать на вещные (абсолютные, статические), представляющие собой юридический имущественный статус, иными словами, возможности участника хозяйственных отношений; и обязательственные (относительные) отношения, то есть определенные модели поведения, существующие между участниками хозяйственных отношений.
Несложно заметить, что разобранная классификация в полной мере совпадает с общепринятым разделением правоотношений на самостоятельные категории в предпринимательском и гражданском праве. Таким образом, в хозяйственном праве принято выделять вертикальные (субординационные) и горизонтальные (координационные) отношения. В гражданском и предпринимательском праве отмечают существование относительных и абсолютных (обязательственных и вещных) правоотношений. В науке принято выделять также правоотношения, связанные с ведением собственной предпринимательской деятельности. Как отмечалось выше, их, в альтернативу «внешним отношениям», необходимо называть «внутренними отношениями».
Понятие и правовые аспекты регулирования
Далее целесообразно рассмотреть правовое регулирование социально-экономических отношений со стороны государства. Стоит отметить, что хозяйственные отношения считаются объектом регулирования издревле. Ключевым их регулятором выступает именно право. Так, государственное правовое регулирование экономических отношений – это одна из форм регулирования взаимодействия, возникающего в обществе. Она в полной мере обеспечивает поведение субъектов предпринимательских отношений в соответствии с требованиями действующих на территории Российской Федерации норм права.
На сегодняшний день в основу правового регулирования экономических отношений со стороны государства заложены нормы хозяйственного и гражданского права. Так, сущность непосредственного процесса сводится к формированию, разработке законодательной базы, которая полноценным образом обеспечивает нормы функционирования разных рыночных структур, предпринимательства и коммерции, общественных интересов и равноправия субъектов на рынке. Определяющая роль в актуальной системе правового регулирования социально-экономических отношений со стороны государства в лице его отдельных структур отводится дефляционной политике и антимонопольному законодательству.
Антимонопольная политика
Следует отметить, что в основе антимонопольной политики, которая реализуется государством, лежит осуществление определенных мер экономического и административного плана, направленных в первую очередь на предотвращение монополизации производства, а также торговли некоторыми хозяйствующими субъектами. Среди ее основных инструментов важно выделить следующие:
- государственный ценовой контроль организаций-монополистов;
- развитие конкуренции (куда входит допуск на российский рынок производителей товарного продукта иностранного качества);
- поощрение диверсификации;
- дезинтеграция наиболее крупных производственных, коммерческих и управленческих структур;
- полноценное обеспечение антимонопольной экспертизы относительно принимаемых законов.
Сегодня не менее важная роль в государственном правовом регулировании экономических отношений отводится дефляционной политике. Она направлена, главным образом, на сдерживание увеличения цен. Основополагающими инструментами в данном случае выступают следующие процессы:
- стабилизация платежеспособного спроса в общей совокупности;
- управление предложением;
- переход к рыночным ценам, которые считаются равновесными.
Необходимо иметь в виду, что финансово-правовое регулирование экономических отношений может реализовываться на разных уровнях: от регионального и до глобального. В любом случае оно является неотъемлемой составляющей действующей на территории страны системы хозяйствования. Помимо правого государственного регулирования, экономические отношения в настоящее время подлежат рыночному контролю и управлению. Речь идет о механизмах саморегулирования и, прежде всего, – о конкуренции свободного типа. Однако не следует забывать о том, что в современном мире определяющую роль в правовом регулировании экономических отношений играют институты права и государства.
Принципы правового регулирования
Под методом правового регулирования, который применяется в той или иной отрасли права, следует понимать совокупность приемов и методик регулирования отношений, которые возникают между субъектами. Как правило, складываются они вследствие особых характеристик предмета юридического регулирования. Сегодня принято считать, что любой правовой отрасли свойственна особая методика регулирования. Стоит заметить, что в гражданском праве представленная особенность выражается, главным образом, в юридическом равенстве физических и юридических лиц, которые взаимодействуют, в административном – в наличии определенных отношений, связанных с властью и подчинением. В правовой науке достаточно широко обсуждается вопрос касательно единства метода регулирования права, в котором соответствующее воздействие принимает характер предписания, запрета и дозволения.
Предмет хоз. права наделен рядом характеристик, которые должны учитываться при выявлении способа правового регулирования экономических отношений. Сюда целесообразно отнести:
- Достаточное разнообразие существующих в реальности хозяйственных отношений, которые имеют место по причине разнообразия деятельности субъектов хозяйствования, принимающих участие в этих отношениях, а также вследствие разнообразия экономического, научно-технического, организационного и социального потенциалов данных субъектов.
- Самостоятельность хозяйствующих субъектов в плане выбора и определения организационно-правовой формы организации, характера деятельности, рынков сбыта и снабжения, ассортимента выпускаемого продукта и услуг, производственной кооперации, стратегии развития, системы управления и так далее.
- Рыночный характер отношений, существующих между субъектами экономической деятельности.
- Организация работы и управления на базе различных механизмов по своей природе.
- Возможность разработки хозяйствующими субъектами акционерных, иными словами, собственных механизмов взаимодействия по мере развития акционерного ведения экономической деятельности.
Все представленные выше принципы правового регулирования экономических отношений не позволяют включить правовое регулирование в пределы того или иного метода. Да и сама отрасль экономического права наделена комплексными особенностями, и, следовательно, ей присущи методики, которые используются в других правовых отраслях.
Необходимо знать, что метод предпринимательского права должен в полной мере обеспечивать:
- Переход правоотношений в мотивацию, связанную с определенной деятельностью, а также в воздействия организационно-административной, экономической и политической природы согласно характеру факторов, на которые они реализуются.
- Разные режимы воздействия: диспозитивный (не предусматривающий наказания или поощрения) или властный. Стоит отметить, что первый осуществляется в форме рациональных или договорных отношений, которые устанавливаются самими субъектами согласно рекомендациям правовых нормативов.
- Правовые особенности воздействия, выражающиеся в форме дозволения, запрета или предписания, которые содержатся в правовой норме.
Субъекты правового регулирования экономических отношений
Под субъектами в данном случае следует понимать участников государственного регулирования, среди которых:
- Социальные группы, которые являются разными в плане доходов, имущества, профессионального состава, отраслевой принадлежности, места жительства, социального состава, иными словами, по социально-экономическому положению.
- Объединения и разные ассоциации: союзы фермеров, предпринимателей; профсоюзы; политические партии и так далее.
- Три ветви государственного управления: законодательная (Государственная Дума), исполнительная (правительство), судебные структуры гос. власти, а также ЦБ РФ. Стоит отметить, что в странах с федеративным порядком сюда целесообразно отнести местные и региональные органы власти.
Объекты регулирования
Под объектами правового регулирования международных экономических отношений, а также отношений, возникающих внутри страны, следует понимать то, на что направлено государственное воздействие. Объектами регулирования выступают определенные общественные группы, предприятия, регионы, отрасли, социально-экономическая ситуация в стране и прочее. Иными словами, это условия и явления, в случае которых появляются или могут появиться проблемы, которые невозможно решить посредством рыночного механизма.
Способы правового регулирования
Далее рассмотрим способы правового регулирования международных экономических отношений, а также отношений, возникающих внутри страны. Под способом необходимо понимать деятельность, направленную на достижение той или иной цели и предполагающую использование определенных методик познания, инструментов, а также целой совокупности исследовательских приемов.
Обществом принята следующая классификация способов конституционно-правового регулирования экономических отношений со стороны государства: административные, правовые, косвенные и прямые. Стоит отметить, что правовое регулирование заключается в определении государством «правил игры в экономике» для потребителей и компаний-производителей.
Система законодательных правил и нормативов выявляет права и формы собственности, а также условия функционирования трудовых отношений, нанимателей, профсоюзов и заключения соглашений. Административные правовые основы регулирования экономических отношений являются комплексом обязательных распоряжений и требований государства, выполнение по отношению к экономическим субъектам которых обязательно. Важно дополнить, что в административное регулирование входят меры по лицензированию, контингентированию, квотированию и так далее. Посредством системы, представленной мерами закрепления, принуждения или разрешения, осуществляется контроль со стороны государства над рынками монополистического типа, а также обеспечение безопасности в плане экологии на территории Российской Федерации.
Прямые и косвенные методы регулирования
Прямые методики экономического регулирования основаны на отношениях властно-распределительного характера. Они сводятся к административному воздействию на результативность и функционирование субъектов хозяйствования. Безвозвратное финансирование соответствующих регионов, секторов экономики, компаний осуществляется в виде субсидий и субвенций, включающих пособия, дотации, доплаты из специальных внебюджетных и бюджетных фондов регионального и общенационального уровня, а также кредиты льготного типа. Прямое экономическое воздействие со стороны государства производится посредством инвестиций в определенные отрасли хозяйственной деятельности. Оно может реализовываться по двум направлениям:
- Субсидирование структур негосударственного сектора.
- Развитие государственного хозяйствования.
Заключительный раздел
Итак, мы разобрали понятие, принципы, способы, субъективную категорию, а также пути совершенствования правового регулирования экономических отношений. В заключение следует обобщить, что гос. регулирование – не что иное, как регулирование отношений, возникающих между ФЛ и ЮЛ, посредством которого поведение их участников приводится в полное соответствие с действующими требованиями и дозволениями, которые содержатся в нормах права. Оно состоит в разработке законов, которые обеспечивают нормы функционирования рыночных структур. В системе регулирующих норм исключительное значение имеет «дефляционная политика» и «антимонопольное законодательство».
Источник: fb.ru